Содержание
Опоссум притворяется мертвым
Виргинский опоссум небольшое животное похожее на крупную крысу. У него заостренная мордочка и небольшие голые ушки. Как кошка, он моет лапами мордочку. Обитает от Канады до Мексики. Живет в дуплах, кучах валежника, заброшенных норах. В населенных пунктах может жить в подземных коммуникациях. Ведет ночной образ жизни, зимой вовремя морозов менее активен. Опоссум всеяден — ест злаки, овощи, насекомых, не брезгует падалью. В городах с удовольствием роется в мусоре.
Это единственное сумчатое животное в Северной Америке, но знаменит он не этим. Опоссум довольно медлительное животное, хотя у него много естественных врагов. Этот зверек решил не бегать. В случае опасности или в безвыходном положении он притворяется мертвым. Это сильно напоминает русскую народную сказку. Лиса притворилась мертвой, а наивный старик бросил ее в сани с рыбой. Пока беспечный дед ехал домой, лиса сбросила рыбу с саней, а сама сбежала. Не знаю, или наши предки знали об опоссуме, или опоссум слышал эту сказку, но ведет он себя как в сказке.
Опоссум притворяется и лежит с приоткрытой пастью, из которой торчит язык, из ануса выделяется неприятная зеленая жидкость. Конечности теряют чувствительность, мышцы расслабляются. Сердцебиение замедляется, дыхание почти не заметно. Вот такое неприятное зрелище, но это не раз спасало жизнь опоссуму.
Почему же такой, вроде бы глупый, способ обороны, срабатывает? Почему «дохлого» опоссума моментально не съедают? Наверно, срабатывает момент неожиданности. Хищник вместо только что убегавшего зверька видит окоченевший труп. Пока преследователь пытается разобраться в ситуации, опоссум имеет шанс сбежать. Правда, хищники, которые не раз попадались на эту уловку, не предоставляют притворщику возможности спастись.
Зоологи пытались выяснить: опоссум впадает в кому от страха или очень умело притворяется. Для решения этой задачи исследовали деятельность головного мозга зверька во время его трюков. И выяснилось, что в этом состоянии процессы головного мозга не замедляются, как это бывает вовремя сна, а наоборот. Это говорит о том, что опоссум притворяется мертвым, а в это время лихорадочно ищет пути к спасению.
Поведение опоссума настолько необычно, что его название стало именем нарицательным. В Северной Америке, так называют обманщиков и симулянтов. Это, примерно, как в России назвать кого-то лисой, то есть сказать, что человек хитер. Если кто-то притворяется, то ему говорят: «Перестань изображать опоссума».
Порой при виде опасности животные разыгрывают спектакли, повергая в растерянность не только хищников, но и зоологов. Завидев врага, некоторые из них притворяются мёртвыми. Хотя цель этой уловки вполне ясна (у каждого живого существа силён инстинкт самосохранения), её тайные механизмы по сей день остаются загадкой для ученых. Самым известным примером этой хитроумной стратегии может послужить театральное поведение североамериканского опоссума. Это одни из немногих млекопитающих, способные в случае опасности притворяться мёртвыми.
Его непревзойдённое притворство при виде потенциальной угрозы стало символом этого необычного явления, которое ученые назвали танатозом по имени греческого божества смерти Танатоса. Первым делом опоссум старается защитить себя острыми зубами и грозным ворчанием. Если же это не помогает, зверёк вдруг падает замертво и лежит на боку, расслабив все мышцы, с закрытыми глазами, открытой пастью и вываленным наружу языком, а из его анальных желез брызгают струйки зеленой жидкости с трупным запахом.
Что самое удивительное, опоссум не реагирует, даже на попытки хищника укусить его или запустить в него когти. Наконец, убедившись, что перед ним несъедобная падаль, враг уходит прочь, и лишь тогда опоссум постепенно возвращается к жизни, на что порой уходит около шести часов. Ученые не раз наблюдали и документировали этот эффектный спектакль, однако некоторые его аспекты до сих пор не находят объяснения.
Например, почему к такому притворству прибегают лишь очень немногие опоссумы, а не подавляющее их большинство? Неизвестно, как это происходит ‒ произвольно или непроизвольно. Скорее всего, зверёк сначала падает в обморок от страха, а дальнейший процесс происходит автоматически, как следствие шока при виде хищника.
Притворяться мёртвыми умеют многие другие представители фауны: грызуны, лягушки, жабы, многие насекомые (от палочников и водяных клопов до богомолов), а также некоторые южноамериканские лисицы.
Наряду с танатозом не меньшее удивление вызывает акинезия ‒ впадение в своеобразный транс. Научного объяснения этому явлению до сих пор нет. Одно из самых ранних описаний акинезии датируется 1646 годом и касается серой куропатки. Если связать птице лапки, уложить её на спину, поднести мелок к клюву и провести от него вниз по телу прямую линию, то куропатка застынет, как мёртвая. Как показали дальнейшие эксперименты, птицу можно даже не связывать: если внезапно и быстро уложить её на спину, она замирает до тех пор, пока её не выведут из транса.
Нечто подобное происходит с лягушками и жабами, а рака можно ввести в состояние акинезии, поставив его вертикально на голову и клешни. Поразительный вариант акинезии наблюдается у кобр: если взять змею сзади за голову и нажать пальцем на затылок, она неподвижно замирает и лежит на земле прямо, словно толстый прут.
Тот факт, что кобру можно ввести в состояние каталепсии, часто приводится в объяснение библейской истории из Книги «Исход», в которой Моисей превратил живую кобру в посох. Однако внимательный читатель заметит, что Моисей взял змею не за голову, а за хвост, что не могло вызвать у нее акинезии. Спектакль не всегда выглядит убедительно, ‒ например, случайно перевернувшись вверх спиной в процессе представления, змея быстренько принимает правильную позу, «вспомнив», что мертвецы так не делают.
Почти все лягушки медлительны и малоактивны. Защитой от хищников им служит превосходная защитная окраска. Поскольку большинство лягушек живёт на деревьях или в густой траве, в их камуфляже преобладают все оттенки зеленого.
Хамелеоны маскируются, изменяя окраску под цвет окружения. Правда, в условиях неволи они порой поступают вопреки логике, ‒ скажем, если хамелеона поместить в террариуме на фоне зелени, он вдруг становится ярко-жёлтым или сине-зелёным; причиной этого, по-видимому, является искусственное освещение.
В случае реальной опасности рептилия грозно раздувается, демонстрируя кожные выросты, которые у некоторых видов похожи на рога доисторического трицератопса.
Пойманный хамелеон часто прибегает к крайнему средству защиты ‒ пытается напугать врага, сплошь покрываясь кричаще яркими пятнами.
Некоторые ящерицы ничуть не боятся заявлять о своём присутствии. Например, ярких жёлтых полос ядозуба просто невозможно не заметить; иные же, как агама обзавелись для отпугивания врагов причудливыми кожными выростами в виде шлемов, гребней и воротников.
Неправильные пятна на теле жука отлично скрадывают его очертания, а камуфляжная окраска придает ему поразительное сходство с колоритом и фактурой среды обитания.
Вечно голодный богомол в совершенстве освоил науку маскировки и бесконечно терпелив. Первое качество помогает ему укрываться от жертв и хищников, а второе ‒ гарантирует успешную охоту.
Стремясь слиться с природным окружением, многие насекомые напоминают формой и окраской какой-нибудь несъедобный предмет ‒ сухой листок, кусочек коры или комок земли.
1) Опоссум: лучшая защита — кома
Виргинский опоссум (Didelphis virginianus), который обитает на довольно большой территории от Канады до Коста-Рики, обычно реагирует во время опасности так, как это делают многие млекопитающие: он шипит, рычит и показывает зубы. Если его трогать, может больно укусить. Однако в случае, если это не помогает, а ситуация становится все более опасной, этот зверь притворяется мертвым, он падает на землю, пускает слюни, а затем перестает двигаться, оставаясь с открытым ртом. Животное также начинает истощать из анальных желез жуткий запах, похожий на запах трупа.
Многие хищники предпочитают питаться свежатиной, поэтому при виде уже мертвого, да еще и вонючего зверя быстро теряют интерес и оставляют его в покое. Но самое интересное в этом методе защиты — это то, что животное делает это неосознанно, это всего лишь реакция на сильную стрессовую ситуацию, опоссум впадает в коматозное состояние, которое может длиться несколько часов. Опоссум возвращается в сознание только после того, как враг исчез. Каким образом его сознание знает, когда следует возвращаться, остается загадкой.
5) Гребенчатый дикобраз: спасительные иглы
Обитатель Африки и южной Европы (в основном Италии), гребенчатый дикобраз является одним из крупнейших грызунов планеты, а также одним из существ, имеющих лучшую защиту. Его иглы с белыми и черными полосками хищники видят с большого расстояния. Это на самом деле видоизмененные волосы, покрытые слоями твердого кератина. В передней части тела иглы длиннее, дикобраз может поднять гриву в случае опасности, таким образом отпугивая врага. Однако самыми опасными иглами являются более короткие, расположенные на спине. Когда зверю угрожает хищник, дикобраз начинает трясти своим хвостом с иголками, которые издают гремящий звук, так как являются полыми. Если это не помогает, дикобраз пытается нанести удар своими иглами на спине.
Иглы дикобраза ломаются довольно легко, как только они входят в тело врага. Крошечные заусенцы толкают их глубже в тело врага, поэтому хищники могут умереть от нанесенных ран, инфекции или из-за того, что иглы повреждают кровеносные сосуды или внутренние органы. В Северной Америке также обитают дикобразы, однако обычно они намного мельче своих африканских родственников и большую часть времени проводят на деревьях. Интересно, что у дикобразов имеются очень мощные естественные антибиотики в крови. Они частенько падают с деревьев во время поисков пищи и могут пораниться своими же собственными играми. Если бы у них не было такой защиты, большинство дикобразов погибало бы от нанесенных себе ран во время таких падений, однако природа учла все!
8) Скунс: химическая атака
Всем знакомы скунсы и их оригинальный метод защиты, их химическое оружие необычайно мощное. Защитные жидкости скунса вырабатываются с помощью пары желез, расположенных в районе ануса. Хотя многие плотоядные хищники тоже имеют такие железы, особенно представители семейства куньих, железы скунсов более развиты, и они обладают мощными мышцами, позволяющими распылять вонючую жидкость на расстояние до 3 метров.
Скунсы также предпочитают распылять ее прямо в лицо врага, причем эта жидкость настолько ядовита, что может лишить беднягу зрения, в том числе и человека, поэтому скунсов лучше не трогать от греха подальше. Из-за своих уникальных способностей скунсы нажили себе очень мало врагов, самым опасным для них считается виргинский филин, который лишен обоняния и может атаковать скунса неожиданно сверху. Бедный скунс не успевает спохватиться, как оказывается мертвым.
Способ защиты с помощью вонючей жидкости – крайнее средство, так как этой жидкости у скунса имеется ограниченный запас, и, чтобы восстановиться, железам требуется около 10 дней.
9) Утконос: ядовитые шпоры
Странное существо утконос, которого когда-то считали вымыслом, а также единственное млекопитающее в наши дни, которое откладывает яйца, также имеет уникальные средства защиты. У самца утконоса имеется острый втягивающийся шип на каждой задней лапе, который имеет железы с ядом. Если утконоса поймает враг или любопытный человек-невежа, он колет своими шипами, впрыскивая яд, которого достаточно, чтобы сбежать. Хотя яд утконоса может умертвить животных величиной с собаку, для человека он не смертелен. Однако ощущения от этого не из приятных. Ужаленные утверждали, что это была настолько сильная боль, что они ничего подобного не испытывали, а действие яда может длиться несколько дней. Боль может привести к обмороку.
Интересно, что ядовитые шипы имеются только у самцов утконосов, самки не могут причинить вреда другим существам, за исключением мелких беспозвоночных, которыми они питаются. Это наводит на мысль, что ядовитые шипы первоначально были внутривидовым оружием, которое использовали самцы друг против друга во время периода размножения, чтобы отвратить соперников.