Жизнь в бангладеш

pora_valit

Полистал ленту сообщества, почитал о разных странах, и стали в памяти очень яркими воспоминания о том, как я свалил в Бангладеш. К счастью ненадолго, всего на неделю, но впечатлений хватит на всю жизнь. Теперь я могу сказать с уверенностью: кто не был в Бангладеш, тот мира не видал. Ниже — краткий фото-обзор. Дакка, столица республики Бангладеш, октябрь 2015 года.

Облезлый прилавок — это паспортный контроль в столичном международном аэропорту Шахджалал. Перед нами с коллегой в очереди один человек, после — никого. Все остальные — из стран, для которых отдельные очереди. Сотрудник паспортного контроля был весьма разочарован, увидев у меня в паспорте бангладешскую визу — ведь если бы я не получил её заранее, то с меня можно было бы взять хорошую мзду за проставление её в паспорте по прибытии. Пограничник смотрел паспорт минут 15. Перелистывал его в обоих направлениях, тщательно изучая каждую страницу, записывая что-то себе в блокнотик (паспорт был пустой, в нём на тот момент была всего пара штампов и ни одной другой визы). Спросил «что это за буква на визе — T, J, или 7?» Пришлось объяснить, что это его родное консульство выдало визу и написало эту закорючку, так что пусть сам разбирается, что это такое. После этого последовал ещё более идиотский вопрос — «А что это за тип визы?». Всё тот же ответ его вполне устроил.
Вот та самая виза и та самая закорючка. Меры защиты? Голограммы? Фотография? Бумага с сеткой? Не, не слыхали.


А это один из первых моих снимков на выходе из аэропорта. Комфортабельные автобусы ждут гостей столицы. На улице по местным меркам прохладно (октябрь, пять утра). Примерно 33 градуса, тропическая влажность, тяжёлый вонючий воздух.
Нас встретили с почётом — выделили авто с водителем на всё время пребывания. Тойота Королла примерно десятилетней свежести. Такая на местном рынке стоит примерно $25,000. Едем из аэропорта:

Хайвей из аэропорта пустой (раннее утро), скорость — около 80. Перелезши через разделитель, дорогу перебегает бородатый дед. Ещё один топает навстречу нам по хайвею, впряжённый в какую-то тачку.

Вот эти палки на машинах — уже традиция. Раньше их привинчивали на передний бампер, сваренный из трубы. Бампер предохранял машину от ущерба в невероятно плотном уличном траффике Дакки (впрочем, предохранял слабо), а верхний конец торчалки был виден водителю и тот знал, где впереди «кончается» его машина — в таком потоке и на такой скорости речь идёт буквально о сантиметрах. Потом эти палки стали украшать лампочками, светодиодами, закрывать чехлами, они превратились в аксессуар и их стали привинчивать не только на бампер, но просто на передок машины, где придётся.
А это не долгострой и не последствия урагана. Это то ли торговый центр, то ли офисятник:

Недвижимость непомерно дорогая. Вот в таком многоэтажном здании квартира может стоит от $400,000 и гораздо выше. За наличный расчёт.

Каждый уважающий себя бангладешец, заработав хоть сколько-то така, изо всех сил стремится переселиться в Москву Дакку, несмотря на то, что есть города немного почище и поприличнее (Читтагонг например).
Так выглядит номерной знак, а заодно видно и задний дополнительный бампер. Такими тут снабжены практически все машины:

На некоторых машинах вместо обычной палки торчит целый агрегат. Вот например на машине с опознавательными знаками ООН (плохо видно, но высовываться из окна в таком потоке чревато):

А вот мужик едет на автобусе. Не в автобусе, а именно на автобусе. Обычное дело — сидят на крышах целыми группами:

Что-то вроде маршрутного такси. Человек, прицепившийся сзади — это не тот, которому не хватило места. Это кондуктор. Он собирает плату за проезд, а пока маршрутка стоит в траффике, он подходит к водителю, отсчитывает ему деньги и болтает с ним за жизнь.

В потоке попадаются и относительно новые, небитые машины. Они стоят больших денег. Например почти новый Range Rover стоит (внимание!) — около $1,000,000 (одного миллиона долларов), поскольку ввозные пошлины на такие машины составляют около 1000%. Едва ли не все машины — японки. Внешне — привычная японская машина. Сзади — логотип, допустим, Тойоты. Но на решётке радиатора — совершенно чужеземный значок. И такое сплошь и рядом. Попадались полицейский Ford F-150, упомянутые Range Rover.

Траффик просто потрясающий — погуглите на ютубе, если интересно. Манхэттен по сравнению с ним — просто пустыня. Машины, рикши, пешеходы, тук-туки, мопеды, автобусы и мотоциклы расходятся в считаных сантиметрах, всё это непрерывно сигналит, кричит и гремит. Скорость траффика просто мизерная — наш ежедневный путь длиной примерно 6 километров от отеля до офиса занимал в машине от 40 минут до часа, причём выезжать из отеля нужно было не позже 8.15 утра, поскольку около 9 по городу проезжала премьерша, для которой перекрывали и очищали улицы. Столкновения постоянны — водители выходят, пол-минуты орут друг на друга, потом едут дальше. Зато серьёзных аварий нет вообще — всё потому, что скорость потока сравнима со скоростью пешехода. Светофоров видели штуки две, дорожных знаков гораздо больше, но на них никто не обращает внимания.
В городе, по разным оценкам, около 600,000 велосипедных рикш. Их настолько много, что вот эта скульптура сделана целиком из велосипедных цепей:

Рикша зарабатывает около $20 в день, из них около $10 отдаёт хозяину повозки за её аренду. Новая таратайка стоит $200..$300, рикши не могут себе позволить такую роскошь. Живут целыми колониями-трущобами — жильё представляет собой торчащие из земли палки, поддерживающие стены из тряпок, шифера и картона.
А вот и повозка. Куча усилий тратится на украшение этого транспортного средства, целая индустрия декораторов работает круглосуточно, вырисовывая орнаменты и портреты киноартистов:


Этот косоглазый джентльмен — ещё одна местная традиция. Подобные портреты висят на улицах Дакки тысячами. Это портреты политиков, депутатов и прочей элиты. Это не предвыборная агитация — до выборов ещё далеко. Тексты под подобными портретами воздают хвалу премьер-министру от имени изображённого товарища, и благодарят её (премьер — женщина) за оказанное доверие и высокий пост. Пусть костюм и галстук вас не обманывают — такой джентльмен может запросто разуться на улице (сняв свои тапки-говноступы, ибо другой обуви здесь нет), войти в помещение босым, и есть рис из тарелки руками.
Рикша повышенной комфортности. Подобные ящики также используются в качестве школьных автобусов:

Вид из окна отеля в дипломатическом квартале Дакки, вблизи от посольств и консульств. На соседней крыше кто-то живёт, а однажды бангладешская домохозяйка охотилась там с палкой на ворону. Охота была удачной, ворона была утащена в качестве добычи:

А внутри отель более-менее терпим, хотя платяной шкаф в номере использовать не рискнули, держали закрытым — настолько сильно внутри воняло прогорклым мебельным лаком.

В меню отельного ресторана было больше 230 блюд с экзотическими названиями. Как выяснилось, все они не баловали разнообразием — рис с курицей и какой-то травяной подливой, рис с подливой и курицей, курица с подливой и рисом, курица с курицей в рисе, и тому подобное. Холодильников практически нигде нет, свинина запрещена законом, поэтому курица — единственное доступное мясное блюдо. Доставляется в живом виде в огромных корзинах на головах, или связанными в пучок по нескольку штук за ноги. На кухне курица обезглавливается и сразу идёт в дело. Размер такой «курицы» — чуть крупнее средней чайки. Те немногие холодильники, которые мне довелось увидеть, предназначались для редких деликатесов — кока-колы, фанты, спрайта и т.п. Эти напитки здесь очень дорогие — двухсотграммовая банка стоит больше двух долларов. Каждая банка запечатана в полиэтилен — в стране повсеместно такая жуткая антисанитария, что без этой предосторожности любой, коснувшийся губами края банки, скорее всего провёл бы остаток жизни на унитазе.
Апогеем ресторанных впечатлений стал аккуратно сервированный столик; на белой чистой тарелке, в самой середине лежала дохлая муха. Как она туда попала — умерла ли на лету, или приползла умирать на тарелку — никто не знает. Фотографии нет; вместо того, чтобы фотографировать, отдал тарелку официанту. К чести его нужно сказать, он никак не выказал своего удивления.
От отеля буквально сто шагов до набережной. На набережной кто-то живёт — нельзя сказать, чтобы в шикарных условиях, но по крайней мере в отдельном жилье. За загородкой бегают тощие куры, кто-то стирает тряпки в озере. Озеро мёртвое, в нём нет ничего, кроме бактерий. Вонь стоит такая, что находиться долго возле воды невозможно. Смотрели «Орёл и Решка», эпизод в Бангладеш? Видели, где ведущие припрятали бутылку со стодолларовой банкнотой? Это как раз здесь, примерно в 50 метрах. Кликните по ссылке и посмотрите, очень рекомендую.

Жаль, не нашёл фото, где на набережной стоят вдоль дорожки уличные фонари, обмотанные по спирали снизу доверху колючей проволокой. Сами догадайтесь зачем.
А это красивое жилое здание, которое расположено за забором, увенчанным колючей проволокой, и выходит окнами на то самое озеро, ту самую индивидуальную постройку и тех самых кур. От него до озера метров 40.


Военная база. «Вам туда можно» — сказали местные. Дело в том, что в стране нет белого населения. Вообще. Совсем. Точка. Белым здесь можно всё. Стоит выйти на улицу, как возле тебя собирается толпа. Пройти на территорию военной базы? Не проблема. Никто и слова не скажет. Охранник возле отеля встаёт, завидя как ты выходишь из машины. Гвардия, охраняющая резиденцию премьерши, отдаёт честь.
А вот и гвардия. Не та же самая, но тоже охраняет государственные органы, находящиеся за забором:

Помните, я раньше упомянул про косоглазого политика? Вот ещё один. А дама на фото — премьер-министр:

Коррупционер побогаче оплатил целый биллборд:

Доставка кур:

И ещё. Куры здесь ходовой товар.


А это местный уличный рэкет. Откуда ни возьмись — два слона с погонщиками. Схема вымогательства очень проста: слон выходит на проезжую часть и садится. Он не сдвинется с места, пока водители не скинутся и не заплатят погонщику. В здешнем траффике, чтобы вы понимали, это означает полную невозможность какого-либо движения. Знакомый забор? Это его охраняют гвардейцы. За ним — государственные службы.
Высоко в небе летают птицы. Судя по всему — привычные хищники, или крупные вороны. Но приглядевшись, обнаруживаю, что они больше смахивают не небольших бэтменов. Местные подтверждают — это действительно bats, как они их называют. На самом деле — летучие лисицы.
Кто был в Северной Америке, должен знать, что такое Wendy’s и как выглядит эта сеть быстрого питания. А вот бангладешский филиал, про который корпорация ни сном ни духом:

Здесь есть такие же закусочные KFC — про них тоже настоящий KFC не имеет ни малейшего понятия.
Помойка и рикша-мусоровоз:

Но стоит поднять глаза, и видим воочию, что Дакка — город контрастов:

Даже рикши есть получше:

…а есть и похуже (хотя казалось бы, куда уж?)

Один рикша нередко везёт двоих, а иногда и троих сразу. На небольших подъёмах спешивается и толкает.
А это штука для тех, кто побогаче. Называется «тук-тук» (потому что издаёт такой звук) или CNG (compressed natural gas — не нём она работает):

Борта у многих изрезаны и заштопаны — это местные уличные грабители потихоньку прорезают дыру и выхватывают из руки пассажира телефон.

Официальный срок службы такого агрегата — 9 лет. Чуть больше 9 лет назад огромное количество тук-туков было поставлено из Индии. Когда пришёл срок их списывать, водители просто забастовали… и правительство увеличило срок до 13-ти.
Вообще забастовки и беспорядки тут — обычное дело, как нам сказали. Недавно был случай — бастовали водители автобусов. Повод для забастовки нелепый до чрезвычайности — полицейский остановил автобус, к чему-то придрался, и выписал штраф. Штраф! Полицейский отказался брать взятку, как это здесь принято! Этого стало достаточно, чтобы водители стали бастовать. Полиция берёт взятки прямо на улице, не стесняясь. Средний размер взятки — 10..40 центов в долларовом эквиваленте.
Дорожная полиция вооружена дубинками, но не такими, о которых вы подумали, а самыми настоящими. У кого ножка от табуретки, у кого черенок от лопаты, у кого просто здоровенный сучок. Это и для «регулировки» «движения», и для силовых мер.
Внутри большого бизнес-центра — редакции газеты Dhaka Daily Star:

А это — если подойти поближе к окну и выглянуть наружу:

И ещё один вид из окна того же бизнес-центра:


Дождей не было уже много дней. Жара +35. Казалось бы, откуда на улицах вода, по которой не смущаясь шлёпают местные? Всё очень просто: в новых жилых многоэтажках всё сделано как положено, в том числе и канализация, в которую пихают всё подряд и быстро забивают на выходе из здания, после чего нечистоты находят себе удобное место, чтобы выйти на поверхность и продолжить путь прямо по улице.
Ан нет, нашёл всё же одну фотографию, на которой слева видно обмотанный колючей проволокой фонарный столб (слева на фото):

Сразу за этой помойкой начинается шикарный парк на набережной. Такое впечатление, что помойка здесь везде. Исключений просто нет. Город-помойка.
Плотность населения колоссальная — Бангладеш очень маленькое государство, его площадь примерно равна площади Омской области, но население его больше, чем всё население России. Подавляющее большинство было бы счастливо хоть краешком глаза взглянуть снизу на черту бедности, но Большая Медведица ближе. Уровень жизни (или смертности?) таков, что детей до 10 лет вообще не регистрируют — вот если дожил до 10 лет, тогда получает свидетельство о рождении. Значит выжил. Поэтому очень много бангладешцев «родилось» 1 января.
Когда решите, что у вас в жизни всё ужасно, и пора валить — откройте google street view и прогуляйтесь по Дакке. Возможно всё не так уж и плохо.

Всё, что нужно знать про Бангладеш человеку, которому начхать на этот Бангладеш

Бангладеш — государство в Южной Азии, по всему периметру окруженное Индией, за исключением небольших участков.

«Бангладешцев просто до хера. Их количество равно населению России, а теперь откройте карту и посмотрите площадь Бангладеш. Как они там все умещаются — ума не приложу. Переселить часть населения Бангладеш, например, в Якутию — не нашло понимания у местных, поскольку они не знают что такое Якутия. Это их и спасло».

Фотографии и текст Петра Ловыгина

В книге учета иностранцев в аэропорту за 8 февраля значилось прибытие всего 34 человек. Поэтому бангладешцы при появлении иностранца могут создать толпу за 10 секунд. Я засекал. Мы тут — диво дивное. Надо просто остановиться посреди улицы.

Бангладеш — женского рода. И не склоняется. Поэтому после 8 вечера на улице одни мужики. Ибо харам, ислам, шариат, все дела.

С иностранными языками тут неважно. Поэтому оседлав рикшу, первое что он сделает – это доедет до человека, знающего английский, который поймет нужное направление и объяснит ему. Толпа, как вы помните, вокруг этого действа соберется за 10 секунд. Тут всем интересно куда это вы поехали, как вас зовут, откуда вы и чего это вдруг вы приперлись в Бангладеш?

Желающим посетить Бангладеш советую обзавестись майкой с основными ответами на искания аборигенов. На ней надо написать «I’m from Rossiya» (они кстати произносят именно так), «My name is …» , «I’m fine» , «My job is …» Именно в таком порядке вам задаст вопросы каждый (!) бангладешец. А их, как вы помните, до хера. После четвертого вопроса их словарный запас кончается. Остаются только их улыбки и неловкое молчание.

Дорожное движение хлеще индийского в разы. Ну потому что их ведь до хера, и каждому вздумалось куда-то ехать. Они едут непрерывно, в любое время суток. Поэтому чистого воздуха нет. Они непрерывно гудят в свои клаксоны, толкаются, сталкиваются друг с другом так, что я однажды не удержавшись в повозке вылетел из нее вперед. Бангладешцы сочувственно улыбались и спрашивали «Вэа ю фром?» Черт, ай’м фром рикша!

Бангладеш — это очень дешево . И всё вокруг на бенгальском. Всё. В аэропорту Дакки туча комаров и красивая девушка-секюрити. Я бы построил ей глазки, но мало ли что там: харам, шариат, хиджаб, никах… Поэтому мы просто внимательно друг на друга смотрели, пока не пришли люди из prepaid taxi с известием о том, что до центра города поездка будет стоить 17 долларов. Где-то столько же можно потратить за оставшиеся 4 дня пребывания в стране.

«Двухкоешный нумер» в гостинице «Аль-Разбак Интернешенел» стоит 8 долларов без торга. Ну я просто не могу себе позволить торговаться за 8 долларов. Девиз гостиницы «Чистота – часть нашей веры!». Посмотрев номер я пришел к выводу, что ребята не сильно верующие. Человек на ресепшене, отвлекшись от намаза и одновременного просмотра крикета, для регистрации постояльцев сфотографировал нас c Никиткой на мыльницу. Причем решил не тратить на каждого по кадру, а сфотографировал вместе. Большего всего на свете я теперь мечтаю увидеть эту фотографию.

Некто Джоэл в набедренной повязке бежит за мной по всему побережью Бурхи-Ганга с криками «Мистер Питар! Мистер Питар!». Мистеру Питару уже по фиг: он закопался в красивейших расписных рикшачьих повозках, кучах мусора и горах мандаринов… «Мистер Питар! Я вам покажу Южную Дакку! Я ж типа guide!» — и мы поплыли на лодке на другой берег.

Сходишь на берег и тебя сносит толпа детей. Их так много, что Джоэл еле сдерживает их напор.

На этой фотографии видно как бангладешский ребенок снимает с меня кольцо. Джоэл ведет нас по своей вотчине. Его друг, хозяин строительной лавки, после «Вэа ю фром?» вдруг ни с того ни с сего выдал: «А правда, что у вас приняли закон, по которому мусульманам не обязательно обрезание?» и начал показывать эту новость в свежей прессе, тыкая при этом почему-то в фотографии войны в Сирии: вот, мол, как отреагировали на это мусульмане России!

Джоэл показал всё: корабли, стоящие на верфи, заставил залезть на самый верх одного из них, потом с грехом пополам спуститься оттуда, снова повел в школу, где я уходя прихватил одного паренька с собой подмышку, чтоб впоследствии продать в Северной Дакке.

Джоэл плыл с нами обратно, попросив за свои услуги 250 рублей и бутылку кока-колы. Его годовой бюджет был сделан за несколько часов, я же валялся в «двухкоешном нумере» гостиницы Аль-Разбак без сил. Все были счастливы.

На набережной Северной Дакки столпотворение. Еще бы: яблоки продают в розницу! С аукциона! Торговец с грузовика берет одно в руки, и толпа выкрикивает свою цену. Как будто яблоки какие-то молодильные, и вот сотни бангладешцев уже тянут свои купюры продавцу. Кстати, деньги у них очень смешные: компактные, цветные фантики. Кажется, что Центробанк Бангладеша вчера разворовал игру «Монополия».

На утро мы двинулись на север страны – в город Раджшахи . Бангладеш, честно говоря, обделен достопримечательностями, и куда именно ехать из Дакки не имеет особого значения. До автостанции рикша показал на пальцах 40, а на месте назначения стал просить 400. Английский отказывался понимать. Спасение его было в том, что пассажиры запираются им на щеколду, а его от них отделяла решетка. Я рвал и метал, ходил разъяренным львом по этой клетке, и наверное снаружи это выглядело как раскачивающаяся и ходящая ходуном избушка Бабы Яги, когда Бабу-Ягу в ней кто-то отчаянно бьет. Мой гнев он, надо признать, перенес стоически, лишь изредка отдергивал голову, когда я наносил удары по решетке. Когда сошлись на полцене, все равно очень хотелось на прощание перевернуть на бок его драндулет.

Черт, тут же дело не в деньгах! А в принципе, что тебя пытаются обмануть. Кстати, английский у него в итоге прорезался. Словами «фо андред, три андред» он оперировал достаточно уверенно.

Ах, бангладешская провинция! Где туземки бегают без бюстгалтера, а мимо твоего окна в автобусе неожиданно начинаются с его крыши спускать чьи-то ноги. Где старый водитель буйволов шепчет им как в «Маугли», что, мол, «мы с тобой одной крови…», а привилегированная гостиница для бангладешских бизнесменов стоит что-то около 10 долларов за номер. Где на останках древнего храма можно купить наклейки сборной Пакистана по крикету и календарики с Осамой бен Ладена, а рисовые поля делят поверхность земли так, что сказочным бангладешским великанам можно играть по ним в морской бой…

Дакка: хроники социальной помойки, или как пережить 5 дней в ужасном мегаполисе (Бангладеш)

Cтюардессы Air Arabia, с которыми я подружился по ходу 5-и часового полета из Эмиратов в Бангладеш, охарактеризовали бангладешскую столицу так: «Их ужасно много, они все бегают туда-сюда, писаются по углам, дышать нечем от загазованности, и криминал …ну, своебразно, удачи вам». При этом девушки сопроводили свои слова жестами, изображающими суету. Я спросил: «Примерно как в Индии?», но те отрицательно зацокали языками «Нет, там намного хуже, чем в Индии». Надо сказать, что известный путешественник Владислав Крыштановский wladislavk, с которым довелось встретиться в Израиле, тоже выдал мне не самое радужное напутствие насчет Бангладеш, схожее по смыслу со сказанным стюардессами. И тоже пожелал удачи. Ох уж эти пожелания удачи, высказываемые с жёсткой иронией, не обещают они ничего радостного. Испытание впереди, чертово испытание.

Немного лирического о Бангладеш
У каждого человека есть свой порог чувствительности. Есть у меня знакомый, прошедший от звонка до звонка Афганистан, подполковник в запасе, неоднократно раненный, участвовавший во многих боевых операциях. Ничего человек не боится. А кровь из вены сдавать — впадает в панику. Кстати, у меня та же проблема, мало чего боюсь в жизни, но только не кровь сдавать, это выше моих сил. Собственно, к чему я это? У каждого из нас есть маленькие, порой скрываемые фобии. В обычной жизни эти фобии практически не мешают, спят себе и никого не трогают. Но чем выше концентрация стрессовых ситуаций, тем выше риск, что ваши мелкие фобии выползут наружу. И вам будет неприятно.



Вы живете в большом городе, скажем, в Москве? Вас утомляют толпы в метро в час пик? Теперь представьте, что людей еще больше, чем в вашем городе — около 30 миллионов жителей. И метро нет, как класса. При этом, дороги впятеро уже (нарисуйте мысленно МКАД по одной полосе в каждую сторону) и вдесятеро более разбитые, грязи в сто раз больше. И никакой, даже самой минимальной инфраструктуры, без которой не может жить большой город. Добавьте едкий смрад от выхлопа миллионов старых калымаг. Это не просто слова. Реально нечем дышать, к вечеру начинает болеть голова, а из носа высмаркиваются хлопья грязи. Помните лесные пожары двухлетней давности и дым, от которого даже наглухо запертые окна не спасали? Так вот, в Дакке такой смрад и смог стоит круглый год, они привыкшие. И если перечисленного вам все еще мало, то, «до кучи», накиньте жару в 40 градусов и абсолютную влажность.
Знаю, есть такая новомодная тенденция, когда европейцы, чья жизнь лишена стрессов, а пенсия гарантирована государством, хотят вкусить экзотики. Они приезжают в подобные страны и живут какое-то время так, как живут местные жители. То есть кушают где попало, гуляют босиком по улицам, ездят самым дешевым общественным транспортом. Не случайно я сделал акцент на словах «какое-то время», ибо надолго их не хватает. Обретя вшей, расстройство желудка (хорошо, если не дизентерию), непонятные язвочки на теле и странное воспаление глаз, они резко собирают рюкзак и отбывают назад в Европу. Курс познания пройден, теперь, после курса лечения, можно посвятить себя более культурным странам, а рассказов из серии «Как мы в молодости покоряли Восток» — хватит до пенсии.
Хроники дискомфорта — отели
Если вы хотите минимальный комфорт (кровать, кондиционер, душ), то дешевле 50-60 долларов ничего в Дакке нет. Не правда ли, странно для одной из беднейших стран мира, где месячный доход среднего жителя не превышает $50-70? Полагаю, что тотальная коррупция и бардак не дают развиваться частному бизнесу. Предполагается, что турист — человек богатый, пусть платит. А если вы бедный — спите в ночлежке. Есть и ночлежки, да, всего за треть доллара в день, причем в самом центре города, очень удобно —

Друзья, ни капли не прикалываюсь. На самом деле выбора практически нет. Пошерстите туристические форумы и путеводители, даю гарантию, что на всю Дакку вы найдете от силы десятка три-четыре отелей. На минутку, в городе около 30 миллионов населения, даже в Москве, испытывающий острый недостаток отелей, их все же в двадцать раз больше. Из имеющихся нескольких десятков, большая часть будет стоить от 100 и более долларов в сутки. Вот и все. Другие варианты — чудовищные ночлежки, в которых, уверяю вас, даже самый небрезгливый автостопщик жить не станет. И не потому не станет, что за окном шумно или стены грязные. А потому не станет, что закусают блохи и комары (малярию никто не отменял), вещи украдут, помыться негде. После таких ночлежек первым делом надо посетить кожника, от греха подальше. Кстати, замечено, что в Дакке многие чешутся, и еще принято вычесывать друг-друга на предмет вшей и смачно раздавливать их ногтями. Вот наш отель, за который отдано порядка 60 долларов в сутки —




По бангладешским меркам — шикарные хоромы. Выводы делать вам.
Хроники дискомфорта — питание
Можно, конечно, не переживать и питаться чем бог послал. Выглядит сытно —

Именно в таких забегаловках здешний люд и питается. В считанных сантиметрах от пищи носятся тук-туки, ползают попрошайки-инвалиды, просто толпятся зеваки. Нельзя не признать, что с определеной долей вероятности вы здесь покушаете и с вами ничего не случится. Вопрос другой — во сколько вы оцениваете собственную жизнь и здоровье? Если ваш риск отравиться достигает «всего лишь» одного шанса из трех, вы готовы рискнуть? Вы представляете себе, как выглядят здешние больницы, вы хотите познать все это на личном опыте? Полагаю, что нет.
Кто-то мне возразит, что в более цивильных районах есть нормальные кафе и рестораны. И я соглашусь. В богатых кварталах Банани и Гульшан, по-соседству от Хилтона и Шератона, действительно есть очень дорогие кушательные заведения. Но, во-первых, они действительно очень дорогие, во-вторых, при общем отсутствии культуры готовки и хранения продуктов ваши шансы отравиться все равно весьма высоки. Вспоминаю, что несколько лет назад, в Индии, я жёстоко отравился не где-то, а в приличном четырехзвездочном отеле.
Так что мы поступили следующим образом. Мы вовсе не кушали в Бангладеш. То бишь не пользовались услугами общепита. А шли в лавку и покупали там мешок риса и пару консервных банок тунца. Иногда, по настроению, докупали консервную банку кукурузы. Не забывайте проверять срок годности консервов, в половине случаев будет просрочено. Так вот, все это в течение полутора-двух часов готовили на медленном огне. Получалось простенько, но съедобно. И главное — абсолютно безопасно. Кроме того, периодически варили себе геркулесовую кашу. Обычно, дома, я варю кашу минут 5, но здесь — полчаса. Ибо неизвестно, где и как хранились хлопья.
Про захваченные из самолета одноразовые вилки — ложки мы уже говорили?
Личная гигиена
С собой привезли спирт и гигиенические спреи на основе спирта. Руки и лицо протирали несколько раз в день, с поводом и без повода. Чистить зубы — только из бутылки с минеральной водой. Принять душ (когда есть вода, а она периодически отключается по всему городу) можно, но аккуратно. Не допускайте попадания этой воды в рот, мало того, что она отдает неприятным запахом, так еще и непонятно откуда ведется водозабор, и как она очищается. Во избежание урологических и гинекологических проблем, мой совет — мойте «причинные» места минералкой, благо, 5-и литровые бачки стоят копейки.
Очень многие будут с вами здороваться и пожимать вам руку. Это приятно. Но стоит после этого протереть руки спиртом. Вы не знаете кто вам руку пожал, но если присмотреться к толпе, то вы заметите, что очень много людей страдают кожными грибками и какими-то нарывами. Берегите себя.
Посещать мечети и индуистские храмы следует без обуви. Захватите из аэропорта полиэтиленовые «носки» (или как их правильно называют?) и одевайте их. Не нужно шляться там босиком.
В общественном транспорте старайтесь не касаться головой спинки, там могут быть вши от предыдущего пассажира.
Городские пробки
Вы считаете, что пробки в вашем городе настолько удручающие, что нет сил? Радуйтесь, в Дакке такие пробки, которые вам даже не снились. Затрудняюсь в подборе слов для описания бардака на дорогах, творящегося в этом городе. Пара фоток ниже мои, а пара из даккской газеты, у них ракурс лучше выбран —


Передвигаться попросту невозможно, город давно утонул в пробках, они безнадежны. Отчаявшиеся люди тысячами бредут по обочинам дорог, потеряв надежду добраться до дома. Наш отель и центр Дакки разделяло всего 7 километров, но ни разу(!) нам не удавалось проехать это расстояние менее, чем за полтора часа. Можно идти пешком. Но там же нет тротуаров, вы будете идти по обочине, уворачиваясь от тук-туков и раздолбанных автобусов. Плюс грязь, какие-то ямы, открытые люки. Не самая удачная идея, одним словом.
Криминал
Здесь многое напоминает Индию, но тут все хуже, чем в Индии. Здесь есть криминал. Иногда грубый. Об этом нас предупреждали все без исключения: от стюардесс Эйр Арабии и до владельца нашего отеля. Главная опасность — карманники, ведь везде толпы, вас пихают, толкают. Воришки не дремлют. Так что не носите с собой ничего ценного, по крайней мере, не в карманах. Пришейте внутренний карман для документов и денег. Или оставляйте ценные вещи в отельном сейфе, если, конечно, убеждены, что их оттуда не стырят сами же работники отеля. Помните, что вы — белый человек, а это как красная тряпка для воришки, они знают, что вы обязательно имеете при себе что-то ценное.
С наступлением темноты лучше и вовсе исчезнуть с улицы и занять место за столом у себя в номере, проверяя электронную почту. Уже часов в девять вечера Дакка пустеет. Только бездомные и стаи собак. Кстати, эти облезлые собаки весьма агрессивны, старайтесь с ними не пересекаться. Вот же досада, именно вечером нет пробок, и можно за 5 минут домчаться до центра, ан нет, ограбят с высокой вероятностью. Вечером могут и с ножом. По словам образованного бангладешца, который оказался моим соседом на рейсе из Дакки в Бангкок, его грабили несколько раз. Причем, в последний раз напали, когда он сидел в своей машине. Нож к горлу и денег хотят. Пришлось отдать.
Железная дорога
Пригородные поезда могли бы быть спасением от пробок, если бы они ходили по расписанию. Дважды мы ездили на таком вот дизеле, оба раза сидели в вагоне час-полтора, ждали, когда он соизволит поехать —



Билеты покупаются на вокзале —

Вот в такой кассе —

Там же продается билет на поезд в индийскую Калькутту —

Поскольку общественных туалетов практически нет, а те, что есть — чудовищны, то народ массово справляет нужду по углам. Забавное наблюдение, здешние мужики писают исключительно сидя —

Далее просто небольшой фото-обзор Дакки —






Тук-туки наглухо запираются изнутри ради вашего же блага, грабят —









Национальная ассамблея —

Вечерело, пробки рассасывались, бомжи активизировались —

Нам повезло жить в богатом районе Банани, в северной части города —

На крыше отеля весьма мило —

Но лучше бы мы не выглядывали с крыши, ибо нищета, она буквально за бетонным забором —

Кто интересуется, как выглядит бангладешская виза по прилету в Дакку, вам презент —

Вот, собственно, и все!
Если вы еще не читали предыдущие отчеты из Бангладеш, то оцените:
Жизнь на реке как адский ад
Крепость Лальбагх и Розовый дворец
Государственный университет Дакки
Музей военной истории и техники в Дакке
Хроники социальной помойки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *