Дунилово (Россия, Ивановская область, Шуйский район, Дунилово)
В этой статье, не смотря на заглавие, рассмотрим достопримечательности не только с. Дунилово (всем известного своей живописностью и культовыми ансамблями), но и соседнего с. Горицы, неразрывно связанного с ним историческими и экономическими связями. Данные достопримечательности будут интересны в первую очередь любителям пейзажной и архитектурной съемки. Я, например, побывала в Дунилово трижды, настолько оно мне показалось привлекательным. Предлагаю отрывок из замечательной статьи И.К. Русакомского Торгово-промышленные села Ивановской обл.//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования М., 1980, с. 235-246.
«К наиболее интересным торгово-промышленным селам на территории Ивановской обл., сохранившим до настоящего времени свой выразительный облик и ряд характерных особенностей, относятся Дунилово, Горицы, Васильевское, Введенье и Пупки в Шуйском районе, Парское в Родниковском районе.
Несмотря на значительный историко-архитектурный интерес, который представляют эти села, их планировка и застройка не были охарактеризованы в современной литературе.
Содержание
Описание достопримечательностей
Все села территориально, исторически и экономически связаны между собой и с городом Шуей. На карте Ивановской области эта группа сел образует определенную территориальную общность, вписываясь в некий треугольник, в вершине которого расположена Шуя. Села Пупки, Введенье, Дунилово и Горицы объединены с Шуей, помимо сухопутного, еще и водным путем по реке Тезе.
В целом эти села по архитектурным достоинствам застройки и природному окружению составляют интереснейший район области. Производственная деятельность таких торговых сел сыграла немалую роль в формировании Иваново-Вознесенской губернии как крупной про-мышленной зоны. Сам город Иваново вырос из подобного же села Иванова и Вознесенского посада.
Настоящая статья посвящена краткой характеристике формирования планировки и застройки названных сел.
Села Горицы и Дунилово, расположенные друг против друга по обе стороны р. Тезы, возникли на пересечении торговых дорог из Шуи, Костромы, Луха и Гороховца. В настоящее время оба села образуют единый пространственный комплекс. Основа этого комплекса заложена еще в середине XVI в., к этому времени относятся первые сведения об этих селах в духовных грамотах князей Горбатых.
Застройка села Горицы на высоком правом берегу р. Тезы складывалась рядом с расположенной здесь княжеской усадьбой. На левом берегу, несколько выше по течению, при впадении в Тезу речки Киселевки находился Благовещенский монастырь. Время его основания точно не известно, но в начале XVII в. он упоминается вместе с разросшимся рядом с ним дворцовым селом Дуниловым. Монастырь как бы контролировал дорогу, ведущую из Костромы к переправе между обоими селами. Село Дунилово формируется, очевидно, как посад монастыря, вдоль дороги, подходящей к переправе от г. Шуи. Посад развивается и к началу XVII в. становится богатым торгово-промышленным селом. Удобное расположение обоих сел на торговых путях способствовало раннему развитию торговли и различных промыслов, что совмещалось с земледельческой занятостью части крестьянства. Торгово-промышленная направленность этих сел не изменилась и после разорения их войсками польских интервентов в начале XVII в.
Первоначальное направление застройки Дунилова складывалось вдоль шуйской дороги по низкому берегу речки. Избы смотрели на дорогу и торговую площадь у подножия небольшого холма. Композиционный акцент застройки составляли две деревянные церкви, возвышающиеся на холме над торгом. Из описания села 1632 г. известно, что одна из церквей Покровская была шатровой, а другая Всесвятская — клетской. Рядом с церквами на торговой площади были расположены 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы и 3 солодовни.
Второй направляющей в планировке села явилась дорога из Гороховца. Обе дороги — Шуйская и Гороховецкая — образовали радиусы, пересекавшиеся у торга. План села, таким образом, приобрел радиально-центрическую структуру, получившую развитие в проектах генерального межевания конца XVIII — начала XIX в.
Благовещенский монастырь с деревянной шатровой церковью и расположенными вокруг нее корпусами келий играл роль второго композиционного акцента в застройке села. В организации застройки в юго-западной части села монастырский комплекс и церкви у торга приобрели значение фланговых доминант по сторонам развивающейся вдоль реки торговой площади, определив отчасти направление расположенных между ними порядков уличной застройки.
Схемы расположения архитектурных памятников:
— с. Дунилово
- Церковь Покрова
- Церковь Всех Святых
- Часовня
- Церковь Воздвижения
- Казанская церковь
- Благовещенский собор
- Воробьева пустынь
- Церковь Преображения
— с. Горицы
- Храмовый комплекс
- Усадьба Парамонова
- Фабрика
Каменная часовня, поставленная в память о «моровом поветрии» в 1654 г. у моста, соединившего оба села, отмечала северную границу площади.
В противоположность Дунилову торговая площадь села Горицы, формировавшаяся возле деревянной шатровой церкви Рождества Богородицы (1624г.), была полностью раскрыта в сторону реки и соседнего села. Силуэт Рождественской церкви играл активную роль в панораме обоих сел, что способствовало уже на ранних этапах формирования застройки созданию общего для них пространственного комплекса. Во второй половине XVII в. это пространственное единство получает закрепление и дальнейшее развитие благодаря экономическому расцвету обоих сел. В это время из Дунилова в Москву наряду с сельскохозяйственными продуктами поставляются сукно, холст, шубы. В селе, как в небольшом городке, население получает ремесленную дифференциацию. Здесь живут калачники, овчинники и пр.
В 1675 г. в монастыре на месте прежней деревянной церкви возводится новый кирпичный собор Благовещения, массивный двустолпный пятиглавый четверик с двумя приделами у боковых фасадов. К северо-востоку от него на бровке берега ставится высокая шатровая колокольня, на которой были устроены «русские часы». К этому времени монастырь окончательно включается в структуру дворцового села.
Около 1685 г. Дунилово переходит в вотчину боярина Ф. А. Лопухина, отца первой жены Петра I, при котором здесь развертывается строительная деятельность. К северу от женского Благовещенского монастыря за ручьем он основывает Успенский мужской монастырь, прозванный позже Воробьевой пустынью. Таким образом, в застройке и силуэте села появилась тенденция к формированию вдоль реки, однако дальнейшего развития это не получило.
К 1704 г. вместо прежней деревянной церкви Покрова у торговой площади была возведена, также по заказу Лопухина, кирпичная. Несколько позже, в 1742 г., сооружают из кирпича Всесвятскую церковь. Архитектура Покровской церкви с пятиглавием в завершении над двумя рядами декоративных кокошников, с крупной нарядной трапезной и высокой шатровой колокольней полностью следует традициям русского зодчества середины XVII в. На колокольне церкви были установлены «немецкие» часы.
Почти точно в таких же формах через несколько лет, в 1760 г., перестраивается церковь Рождества села Гориц с оригинальным обрамлением окон из расписных и рельефных изразцов. Интересно, что заказчиками этой церкви были уже не владельцы села, а его жители — богатые торговые крестьяне Цыгановы и Холщевниковы.
К началу XIX в. рядовую застройку сел составляли высокие избы на под- клетах с украшенными резьбой окнами и свесами кровель. Развитие кожевенных, скорняжных и текстильных мануфактур в обоих селах и торговли вносит с середины XIX в. новые черты в их застройку. Появляются кирпичные сооружения торгово-промышленного характера, облик которых близок традиционной архитектуре местных амбаров и лавок.
Во второй половине — конце XIX в. сооружаются крестьянские кирпичные дома, фасады которых украшают детали, взятые как из позднеклассической архитектуры, так и из местного церковного зодчества.
Среди жилой застройки Дунилова особенно выделяется усадьба богатого купца Балина, поставленная на северо- западной границе площади, у моста. Эта типично эклектическая по архитектуре усадьба второй половины XIX в. раскрыта со стороны хозяйственных построек к живописной речной долине и соседнему селу Горицы.
В середине XIX в. рядом с усадьбой вместо часовни возводится Кресто- воздвиженская церковь в формах господствовавшего в то время «византий-ско-русского» стиля. Несколько раньше комплекс Покровской и Всесвятской церквей на южной границе площади получил завершение в виде богатой кирпичной ограды с воротами, портиками и башенками по углам. К западу от церквей по оси площади тогда же поставили скромную часовню. Комплекс церквей села Горицы, в состав которого вошла церковь Рождества и построенная в 1800 г. церковь Вознесения, окружили кирпичной оградой с кованой решеткой.
Таков облик центральной части обоих сел, художественную основу которого составляют культовые сооружения XVII—начала XIX в., сложившаяся планировка и рядовая застройка середины и конца XIX в.
Представленную картину дополняют две церкви на территории упраздненной в XVIII в. Воробьевой пустыни. Наиболее интересная из них Успенская (1819 г.) выстроена в стиле классицизма с ротондой второго света и высоким куполом, на котором разместилось редкое для такого сооружения пятиглавие. Церковь хорошо видна с высокого берега села Горицы, активно участвуя в формировании насыщенной протяженной панорамы Дунилова. К юго-западу от Дунилова за оврагом на кладбище в 1832 г. была поставлена церковь Преображения, значение которой в общем силуэте села невелико.
К концу XIX в. село насчитывало 254 двора и 1272 жителя. Здесь размещалось 8 скорняжных заводов, трактир, школа и 3 постоялых двора» — И. К. Русакомский.
Схема проезда
Дунилово. Достопримечательности
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Дунилово. Достопримечательности 57.002525, 41.416183 Дунилово. Достопримечательности
Я уже писал ранее, что побывал в Ивановской области и показывал снимки из села Введеньё. Но перед этим мы побывали в селе Дунилово Шуйского района.
В Дунилово мы приехали к рассвету, надеясь на туман, но нас ждал первый облом — тумана не было. Небо на востоке начинало светлеть, на часах примерно 02.00 ночи — надо быстро искать интересные ракурсы. Июньские ночи короткие — светает быстро.
На траве обильная роса, которая тут же перенеслась на нас и мы сразу же стали мокрые по колено или выше в зависимости от роста :).
Река, которая протекает через село, называется Теза. На фотографиях будут видны торчащие из воды пеньки — это остатки свай, бывшего моста. Вот здесь на фото №2 как раз они.
Село Дунилово уникально тем, что в нём с десяток храмов разной степени сохранности! В разных источниках пишут про 11 или 12 храмов, я лично насчитал 7, но всё равно это для одного села круто!
На берегу реки Теза находится Свято-Успенский женский монастырь. Его церковь Успения Пресвятой Богородицы (1819 года постройки) видна почти на всех фотографиях — на фото №1 её хорошо видно.
Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 1764 году, при Екатерине П, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г.
В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.
Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами. Перекрытыми изящными главками После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад.
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
Информация взята с сайта Соборы.ру
Из крапивы вид лучше 🙂
Также на фото №№3 и 4 можно видеть храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря в который входят собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Казанской иконы Божией Матери.
Благовещенский женский монастырь существовал на этом месте давно, по-видимому еще в удельный период. Письменных источников того времени не сохранилось. Лишь закладная доска, находящаяся в стене храма, свидетельствует, что церковь освящена в 1675 году. Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля. В ограде 1888 году была построена теплая Казанская церковь, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Жемчужиной монастырского ансамбля является Благовещенская церковь. Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного объема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.
Информация взята с сайта Соборы.ру
Красивого рассвета не случилось — это был облом №2. Солце вставало в плотных тучах на востоке. Мы пошли побродить по селу и нашли там ещё один храмовый комплекс — церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы неспешно реставрируется и это вселяет надежду, что когда-нибудь, эти красивейшие храмы будут радовать нас своим первозданным видом!
Я впервые видел белые купола! Может быть их покрасят в конце, но мне почему-то кажется, что они останутся белыми — тем более, на главном куполе по его окружности размещены золотистые кресты (т.е. финальная отделка).
Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых расположен на небольшом холме при въезде в село с юга, занимает прямоугольную в плане территорию. Сложился на месте прежних деревянных храмов, шатрового и клетского, известных с 1632 г. Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1142—43 гг. параллельно первой к северу от нее. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четв. 19 в. с главными воротами обращены к торговой площади. Рельеф местности, композиция и силуэт храмов, дополненных башенками на углах ограды, богатство и стилистическое многообразие декора, где 17 в. соседствует с классицизмом, создают необычайно живописный облик комплекса.
Информация взята с сайта Соборы.ру
А эта церковь Воздвижения Креста Господня (фото №12), находится прямо у въезда в село (построена в 1821г).
Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года.
В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна.
Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье.
Информация взята с сайта Соборы.ру
Оригинальный пейзаж Дунилова в дорогой раме 🙂
В отражении видно светло-зелёное здание возле церкви — это пекарня, в которой пекут вкуснейшие пирожки. Если будете когда-нибудь в Дунилово, попробуйте их обязательно!
Село Дунилово (Ивановская область, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.
Село Дунилово, что в 40 км от Иванова, примечательно высокой плотностью церквей на единицу площади. Оно никогда не было городом, но удачное расположение способствовало экономическому процветанию, поэтому в нем строилось так много каменных храмов. Изначально село называлось Дубнилово из-за расположенной рядом дубовой рощи, но со временем буква «б» в имени потерялась.
Через Дунилово шли многочисленные торговые пути: из Иванова, Шуи, Кинешмы, Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода. Жители села принимали активное участие в товарообороте проезжавших мимо купцов, поэтому здесь процветало скорняжное дело, раньше, чем в соседних городах и селах, появилась прядильная фабрика. Из Дунилова торговцы увозили ткани, шкуры животных и изделия из них, что повышало благосостояние населения.
Первое упоминание о Дунилове в летописях относится к 16 веку — тогда здесь жили потомки князей Горбатых-Шуйских из Суздаля. Позднее село отошло к Лопухиным — Петр I подарил его отцу своей супруги — Евдокии Лопухиной.
На другом берегу Тезы находится деревня Горицы. Сейчас она уже считается частью Дунилова, а в прежние времена жители сел активно соперничали между собой: нападали на соседские ярмарки, затевали драки на праздниках.
Что посмотреть
В Дунилове и Горицах сохранились 11 церквей. Первая из них, Благовещенская, была построена в 1670 г. и дала начало одноименному женскому монастырю, существовавшему до 1764 г.
Согласно преданию, здесь некоторое время жила Евдокия Лопухина.
При ее отце, Ф. А. Лопухине, Благовещенскую церковь надстроили, установили колокольню, тогда же был основан Успенский монастырь (Воробьева пустынь), возведена Покровская церковь. Позднее появились остальные храмы — все они строились в разные эпохи, поэтому так непохожи друг на друга. С приходом советской власти церкви закрыли, с них сняли колокола и кресты. В последние годы в Дунилове и Горицах активно ведутся реставрационные работы, но до их завершения еще далеко.
При въезде со стороны Шуи стоят часть ограды и две церкви: Покровская и Всехсвятская. Через дорогу от Покровской — Никольская часовня 19 века в классическом стиле, а ближе к мосту – Крестовоздвиженский храм 1820 г. из красного кирпича. Благовещенская и Казанская церкви на месте разрушенного монастырского комплекса находятся в центре села, а храм Преображения Господня и сельское кладбище — на юго-восточной окраине Дунилова.
Свято-Успенский женский (бывший мужской) монастырь стоит на некотором удалении от села, на месте бывшей Воробьевой пустыни. Сейчас он действует и является центром православной жизни Дунилова.
Практическая информация
Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово. Координаты GPS: 56.993048; 41.412173.
Из Иванова в Дунилово удобнее всего добираться на машине по трассе Р-80. Примерно через 20 км будет поворот направо с указателем. Вся дорога займет около получаса. От ивановского автовокзала в Дунилово отправляется автобус № 450, но не каждый день, а только в выходные. Он пребывает в центр села, где раньше была ярмарочная площадь.