Дворец труда

Заказать билеты Заказать экскурсию Заказать обед и ужин

В зале свободная рассадка, все билеты входные (без нумерации мест).

Вместимость зала 350 мест.

Николаевский Дворец (Дворец Труда) находится на площади Труда, в западном районе центра Петербурга, в Коломне, между мостом Лейтенанта Шмидта и Новой Голландией. Николаевский Дворец был построен в 1853-61 гг. в стиле неоренессанс архитектором Штакеншнейдером для третьего сына Николая I и Александры Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича-старшего («старшим» его называли, чтобы не путать с его сыном, Николаем Николаевичем-младшим).

Здание похоже на итальянские дворцы XVI века — дворец декорирован лепниной, скульптурными элементами, пилястрами и колоннадами, над парадным крыльцом — просторный балкон. Фасад окрашен в красно-коричневый цвет, а колонны и декоративная лепнина белого цвета. Над зданием вьется флаг.

Адрес: 190098, Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 Как добраться: На общественном транспорте От ст. метро Адмиралтейская. Автобус 5.Пешком (примерно 20 мин.) От ст. метро Адмиралтейская. При выходе из метро налево до ул. Малая Морская. Далее налево до Исаакиевской пл. Через площадь и направо до ул. Якубовича. И налево до пл. Труда. Далее направо до дворца. от станции метро «Василеостровская» пешком к Благовещенскому мосту, перейти Неву,выйти на площадь Труда, повернуть налево, 25 минут. Наземный транспорт: от Сенной площади в сторону площади Труда курсируют маршрутки — К1, К124, К169, К186, К190, К222, К350. Выйти на площади Труда, 10 минут. Парковка: Перед дворцом, на пл. Труда перед Военно-морским музеем, на Галерной улице и Конногвардейском бульваре.

Дворец сына императора Николая I, великого князя Николая Николаевича (Николаевский дворец) принадлежит к числу наиболее значительных памятников архитектуры эпохи эклектики середины XIX века.

Чтобы дворец был хорошо виден с небольшой по размерам площади, архитектор отодвинул здание от красной линии застройки, создав перед главным фасадом парадный озеленённый двор с высокой металлической решёткой. Каждый из трёх этажей дворца выделен протяжённым рядом колонн или пилястр (ордером). Этот «поэтажный ордер», по оценке В.Г. Лисовского, «способствуя зрительному уменьшению масштаба здания, в определённой степени лишает его дворцового величия и делает похожим на обычный жилой дом».

По контрасту с монотонными фасадами, дворцовым размахом отличаются интерьеры. Грандиозная Парадная лестница, обведённая по периметру сводчатыми аркадами, рационально связывает расположенные вокруг неё помещения и является, по словам А.Л. Пунина, одним из самых интересных произведений «не только в творчестве самого Штакеншнейдера, но и во всей мировой архитектуре XIX века». В отделке интерьеров использованы цитаты из разных исторических стилей: лестница напоминает об архитектуре Ренессанса и классицизма, гостиные оформлены в духе рококо, церковь погружает в эпоху допетровского зодчества.

В 1894 году, вскоре после смерти августейшего владельца, дворец приобретен в казну с целью устройства в нём женского института имени великой княгини Ксении Александровны по случаю её бракосочетания – Ксенинского института. К открытию института в 1895 году здания комплекса были частично перестроены. Декретом Совнаркома от 11 декабря 1917 года дворец передан Петроградскому совету Профсоюзов, отсюда его современное наименование – «Дворец Труда».

Аркада – ряд одинаковых арок.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну.

Его строительство было задумано Николаем Николаевичем, внуком Николая I, после женитьбы на герцогине Анастасии Николаевне Лейхтенбергской, урождённой княжне Черногорской, в семье называемой Станой.

Место для особняка было выбрано крайне удачно. Совсем незадолго до этого открылся постоянный Троицкий мост, который соединил Петроградский остров с Дворцовой набережной. При этом южный берег острова был благоустроен, превращён в гранитную Петровскую набережную. Именно здесь, на участке с видом на Летний сад и старинные дома на другом берегу Невы, было решено построить новый дворец. Очевидно, что этот участок был приобретён великим князем ещё до начала работ по устройству Петровский набережной. Он был единственным, кто не согласился предоставить свою территорию для склада строительных материалов. Николаю Николаевичу предлагали взамен соседний, более крупный надел, но договориться не удалось. Строителям набережной пришлось возводить её прямо с воды, обходя великокняжеское владение.

Автором проекта дворца великого князя Николая Николаевича-младшего стал архитектор А. С. Хренов, который в 1909 году построил соседний шестиэтажный доходный дом (Петровская ул., 3). Строительство дворца великого князя Николая Николаевича-младшего велось с 1910 по 1913 год. Главные фасады со стороны Невы и Троицкой площади были оформлены в неоклассическом стиле, а дворовой фасад и главный вход в стиле модерн. При отделке интерьеров использовались мрамор, карельская берёза, золочёная бронза и лепнина. Ведущая на второй этаж Парадная лестница позволяла пройти в Столовую, Гостиные и Кабинет. Третий этаж вместил оформленные в стиле ампир жилые покои. Большая часть мебели для дворца была выполнена на фабрике Ф. Мельцера.

Николай Николаевич был одним из первых, предоставивших свой дом Григорию Распутину и способствовавших его продвижению при дворе. Долго прожить в своей резиденции великокняжеской чете не пришлось. В 1914 году с началом Первой мировой войны Николай Николаевич отправился на фронт в качестве главнокомандующего русской армии. После февральской революции 1917 года великий князь уехал из Санкт-Петербурга в своё крымское имение Чаир. В 1919 году он с семьёй покинул Россию.

С февраля 1917 по май 1918 года в особняке размещалась Следственно-юридическая комиссия ВЦИК, затем — Следственная комиссия ВРК. Здесь заседал один из первых революционных трибуналов. Первое заседание трибунала состоялось 28 ноября 1917 года. Судили одного из лидеров партии кадетов графиню С.В. Панину и бывшего лидера крайне правых монархистов В. М. Пуришкевича. Первая отделалась общественным порицанием, а второй — небольшим сроком тюремного заключения.

В июне 1918 года дворец великого князя Николая Николаевича-младшего был передан Государственному институту по изучению мозга и психических явлений. Его руководителем был В. М. Бехтерев, работавший здесь до 1927 года. В 1954 году здесь начал работу Институт полупроводников, а немного позже — Институт озероведения Академии Наук СССР.

После реставрации в 1985 году у дворца появился новый вход со стороны набережной. Здание стало Дворцом бракосочетания. В 2000 году здесь разместилось резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Возрожденный из руин Николаевский дворец сегодня является одной из градостроительных доминант площади Труда в Санкт-Петербурге, архитектурным «лицом» ушедшего XIX столетия с его обращением к идеалам Ренессанса, многообразию эклектики и монументальности классицизма.

Великокняжеские апартаменты

Продолжая традицию возведения дворцов для великих князей по достижении теми 20-летнего возраста, Николай I лично выбирал место для строительства особняка своему третьему сыну Николаю. Благовещенская площадь (так ранее называлась современная площадь Труда) в тот исторический период бурно застраивалась и считалась одним из наиболее модных районов города. Здесь же находилась одноименная церковь, созданная по проекту архитектора Тона и разобранная в 30-х годах прошлого столетия.

Дабы определиться с проектом дворца, в 1851 году был объявлен общероссийский конкурс, выигранный в результате Андреем Штакеншнейдером. В качестве помощников решили привлечь архитекторов Ланге и Циглера. Само строительство, начавшееся в 1853 году, проходило под руководством Тона, Желязевича и Брюллова. На площади в 2 гектара выкопали фундамент, в который заложили памятную пластину с надписью и увесистый ящик с золотыми монетами.

В 1861 году на освящении перед горожанами предстал роскошный трехэтажный особняк прямоугольной формы с цокольными помещениями. Каждый ярус по задумке архитектора отделали оригинальным карнизом, сверху оконные проемы венчали барельефы, а под нижней частью расположились массивные консоли. Бельэтаж имел парадный вид за счет высоких неоренессансных окон и множества миниатюрных кованых балконов. Невысокий цокольный этаж украсил декор в виде пилястров и обработки рустом.

Что касается непосредственно главного фасада, то он выполнен в лучших традициях итальянского Возрождения. Необычность портика на первом этаже заключается в том, что образующие его 4 колонны из гранита не несут доминирующей нагрузки. Архитектурные акценты смещены на второй этаж, где вместо ионических пилястров монументально возвышаются коринфские колонны. Невысокие пилястры третьего этажа зрительно укорачивают здание, перед центральным входом которого на открытой площадке располагался фонтан. Несмотря на кольцо ажурной решетки из чугуна вокруг резиденции, есть возможность рассмотреть все сооружения на ее территории.

Дворцовый комплекс

Строительство дворцового комплекса шло долгих 8 лет, дважды приостанавливаясь. Кроме основного здания, в резиденцию вошли дополнительные постройки: домовой храм, манеж, конюшни, ледник, жилые помещения для прислуги.

Церковь с 7-колокольной звонницей, прообразом которой стал восхитивший великого князя храм в Ростове, была построена и освящена в 1863 году во имя иконы «Всех скорбящих Радость». Здесь же обустроили подклет, напоминающий пещеру, в которой находился Гроб Господень. Рассчитанное на 60 человек и ныне не сохранившееся сооружение в восточной части особняка, было открыто для посещения всем горожанам.

Пристроенный к дворцу в арабском стиле манеж стал дополнительно выставочным помещением для многочисленных выставок собак, лошадей и племенного скота. Как свидетельствуют мемуарные источники и изображения того времени, круглый ледник размещался посередине сада. Выполненный под грот и декорированный красным гранитом он выступил органическим штрихом ландшафтной композиции.

Интерьерное решение

Техническое оснащение внутри особняка было совершенным для своего времени. Здесь обустроили водопровод, канализацию, телеграфную связь с Генштабом, лифт с оббитой красной древесиной кабиной. Уникальная отопительная система включала 70 каминов, 22 русские и изразцовые печи. Над их трубами находились громоотводы, заземленные в саду.

Для внутреннего оформления помещений Штакеншнейдер использовал остатки мрамора, сохранившегося после отделки Исаакиевского собора. В залах и вдоль лестниц разместили полотна известных российских живописцев, скульптуры Иенсена. Например, выделявшуюся своими большими размерами парадную лестницу украшали картины художника Николая Тихобразова. Мебель для дворца изготавливалась на заказ в мастерской Тура.

Если рассматривать поэтажный план дома, то очевидно, что первый ярус считался детским. На нем также находились комнаты для воспитателей и гостевые. Восточную часть второго этажа занимали личные апартаменты семейной четы. В покои вел отдельный вход со стороны сада, что давало возможность покидать их в любое время. Оттуда легко было попасть в бильярдную, личный кабинет, штандартную или зайти к дежурному адъютанту.

Среди остальных помещений наибольший интерес вызывает анфилада залов бельэтажа, начинающаяся с Белой гостиной, переходящей сначала в Малую столовую, а затем и в Китайскую гостиную. Украшенные скульптурами Танцевальный и Банкетный залы с 17-метровыми потолками часто становились местом проведения шумных балов и благотворительных базаров.

В наши дни

После 1917 года апартаменты великого князя превратились во Дворец труда, а сейчас в нем размещаются различные офисы и проводятся выставки. Вместе с тем, неизменно остается возможность посетить памятник истории с экскурсией или арендовать нужный зал для проведения деловой встречи, презентации или торжественного мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *