Гробница Богородицы

История храма

24 июня 1761 года по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла была заложена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каменный храм вместо деревянной церкви был возведен на этом месте в 1838 году. Средства на строительство храма пожертвовал владелец Верх-Исетского завода Алексей Яковлев.

В 1887 году церковь обновлялась на средства прихожан. Архитектором был Виктор Гартман. При церкви работали две церковно-приходские школы и две школы грамоты.

В 1912 году указом Священного Синода церкви присвоен статус собора.

В 1920 году по решению местной власти была проведена опись имущества Успенского собора, а в 1923 году изъяты ценности: двухъярусный иконостас, девять медных колоколов различной величины, серебро и камни.

В 1930 году храм был закрыт. Здание подверглось серьезнейшим перестройкам — уничтожен купол, разрушена колокольня, сооружены межэтажные перекрытия, разделившие внутреннее помещение на четыре этажа.

С 1942 по 2007 годы на территории собора размещался хлебозавод.

В 1991 году здание признано объектом культурного наследия и памятником архитектуры областного значения.

Успенский приход был создан 20 октября 2000 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

В 2009 году здание было передано в собственность Екатеринбургской епархии. Освобожденные помещения остались без водоснабжения, газа, отопления и канализации, в разрушенном виде. Богослужения проводятся в помещении бывшего гаража хлебозавода, переоборудованного под временный храм.

С 1 октября 2013 года послушание настоятеля Успенского прихода несет протоиерей Евгений Попиченко.

В 2014 году на территории начались масштабные работы по демонтажу пристроенных к собору помещений и внутренних перекрытий. С июня 2017 года начались масштабные восстановительные и реконструкционные работы.

За период 2018 – 2019 гг. построен нижний крестильный храм, возведена колокольня высотой 42 метра, полностью восстановлен алтарь верхнего храма, сооружены три входные группы с колоннами, установлены главный купол, маленькие главки четырех башенок и шпиль колокольни с крестами.

Главный придел храма будет освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Нижний (крестильный храм) – во имя святых новомучеников Сергия Увицкого, Константина Богоявленского (Меркушинского), Ардалиона (Пономарева) и Иоанна Кевролетина, служивших в соборе в начале XX века.

Святыни храма

Храмовая икона — Успения Пресвятой Богородицы. На Святой горе Афон для прихода были написаны две иконы Божией Матери «Иверская» и «Скоропослушница».

Старинные отреставрированные иконы: целителя Пантелеимона, Успение Пресвятой Богородицы, «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца.

Частицы мощей святых с иконами: великомученика Пантелеимона, Патриарха Тихона, преподобного Александра Свирского, преподобного Симеона Псково-Печерского, преподобного Далмата Исетского, святителя Луки Крымского, праведного Симеона Верхотурского, Арефы и Илии Верхотурских, Константина Богоявленского (Меркушинского), священномучеников Льва, Алексия, Александра Красноуфимских.

Большая часть икон – новые, написанные специально для прихода. Среди них — иконы чтимых святых новомучеников Ардалиона (Пономарева) и Сергия Увицкого, преподобноисповедника Иоанна Кевролетина. Также написана икона великой княгини Елисаветы с частицей древа гроба.

Расписание богослужений

Богослужения проходят ежедневно. Вечернее — в 16:00. Божественная литургия в будни — в 07:30, в субботу — в 09:00, в воскресные дни две литургии – в 06:30 и в 09:30. Накануне дней празднования почитаемых икон Божией Матери читаются акафисты.

Исповедь совершается за вечерним богослужением.

В храме совершаются все церковные Таинства: Крещения, венчания, соборования, отпевания.

Жизнь прихода

За шесть лет община выросла до 600 человек, организовано 20 приходских направлений. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла на территории располагается епархиальной отдел социального служения и Православная служба милосердия.

Социальная работа на приходе охватывает около 600 человек. Многодетным и малоимущим семьям, пожилым прихожанам и инвалидам оказывается материальная и хозяйственная помощь, помощь в доставке в храм на богослужения, организация праздничных мероприятий.

Проводятся катехизаторские беседы по изучению основ православной веры для взрослых. Всего 13 бесед. На курсе до 30-40 человек. Занятия проходят по понедельникам в 19:00 и субботам в 14:00.

Ежедневно работает приходская библиотека, в которой насчитывается около 6000 книг.

При храме действует детская воскресная школа (от 5 до 16 лет), детский центр «Успенский» (от 3 до 6 лет), образовательный центр «Успенский» обучает детей 1-го класса в формате семейного обучения. Также действует молодежный клуб.

Семейный клуб «Подсолнухи» проводится ежеквартально для знакомства с семьями прихожан. В среднем встречи посещают от 40 до 60 человек.

На приходские праздники собирается до 300-350 человек. В эти дни организуются концерт и конкурсы, ярмарка, работает полевая кухня.

Кулинарный кружок собирает около 15 человек «серебряного» возраста (65-75 лет) для лепки вареников 2 раза в неделю.

Встреча для новых прихожан организуется несколько раз в год для знакомства со священниками и основными помощниками настоятеля, каждый может выбрать приходское направление, где он готов помогать.

Проводятся занятия 2 групп детско-юношеского хора, «братского» (мужского) хора, «народного» (общеприходского) хора, сестринского хора. Для желающих организованы курсы обучения игре на гитаре и занятия сольфеджио.

Приходской проект «Крещение Господне» в дни празднования праздника Богоявления организует проведение крещенских купаний и миссионерскую деятельность на льду Верх-Исетского пруда.

При приходе действует Успенское братство и сестричество милосердия, также проводят консультации психологи службы психологической помощи «Ладья».

Социальные сети

Книга 4. Исход или Реформация
гл. 2
1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
1. Где была похоронена Дева Мария?
— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая, к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни святыни, мы должны предлагать народу другие, настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе.
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.
А вот где похоронена Дева Мария?
Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя, опять в него вернуться.
О нахождении Матери Божьей у креста прямо говорит евангелист Иоанн: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой» (Ин., 19,25).
Но вот остальные трое евангелистов отчего-то выражаются туманно и обиняками: «… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были … Мария, мать Иакова и Иосии» (Мф., 27,55-56), «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему»(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста «женщин, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк., 23,49).. И только при рассказе о Воскресении говорит о «Марии Иаковой» (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста вынуждают читателя листать Евангелие, чтобы отыскать: «не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?»(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста? Не слишком ли эта сложная задача для, вполне вероятно, неграмотного христианина? Почему прямо не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь? Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?
Исследователи, подходящие к Евангелиям как к историческому документу, сказали бы, что тексты трех евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.
— Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?
Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей об Исходе:
«И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там» (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает «священный».
— Позвольте, — скажешь ты, читатель, — да ведь это не та Мария! Когда был Исход, а когда Распятие?!
Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?
Итак, что же это за Мариам?
«И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море» (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: «И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой» (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: «И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам » (12, 14-15).
Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре «Марйам»: «Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с «в заключении» из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа… Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…» … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место… И пришла она к своему народу… Они сказали: «О Марйам… сестра Харуна…».
Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот «Пространное житие Кирилла», датируемое XV веком:
(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили «если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек». Читатель может сопоставить это с «каганом нашим Владимиром» из «Слова о законе и благодати митрополита Иллариона» (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832) и историей из Повести временных лет как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный, осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).
Итак, в Житиии оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: «Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: «Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…» (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.
Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486
Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и морским путем.
Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру, мудрец «врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда» или «ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык» ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма, Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги «Зогар» Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.
Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду» (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи).
Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была «пересажена» на новые места.
Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба «Санта Мария». Однако согласитесь — это странное дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по «порту приписки». Тем более, что El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в «Cantigas de Santa Maria» (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.
Под церковью находятся заброшенные катакомбы, в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров, в стенах — погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.
Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать Иисуса Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html
2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света», — написано в туристическом путеводителе.
А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.
Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.
Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
«В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней».
В Коране присутствует слово «хавари», которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о «ближнем круге» пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.
А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?
Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана «Йусуф». Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.
Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.
Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.
Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в «страну ущелий» Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.
В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании «персоной нон-грата». Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.
Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.
Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.
«В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство». Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.
Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.
Однако, как считается, в 1583 году появляется «Исправление времен» Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. «Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман» (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.
Более того, «в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами» (там же).
Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

Гробница Пресвятой Богородицы — место, где согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Церковь имеет 9 престолов.

1–2. При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Придел принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь Св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда (1161 г.), о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Далее при спуске с левой стороны находится придел в честь Иосифа Обручника. По преданию, он похоронен под престолом в этом приделе. С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сирийской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии.

9. Придел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

В начале XII в. паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Каменное ложе Богородицы в Кувуклии
http://guide-israel.ru

Подземная церковь

Православные верят в то, что особое заступничество Богородицы перед Богом за людей связано не только с Ее милосердием, но и с тем, что Она знает смерть, которую пережила

Успение Пресвятой Богородицы Франческо Боттичини, 1475-77 гг. Лондонская Национальная галерея

Мощи Богородицы — на небе

Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.

Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.

И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо. Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.

Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.

Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.

Успение Пресвятой Богородицы; Тверская икона 15 века

Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.

Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.

Успение Божьей Матери, плащаница

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).

Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.

Успение в Иерусалиме

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим), 12 век

Особым образом мысленно пребываешь в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда попадаешь в этот день Иерусалим. Только представьте…

Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной Литургии от площади храма Воскресения Христова по «пути скорби» огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь плащаницу с изображением Успения Богоматери.

По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица.

Однако Иерусалимский чин погребения плащаницы начинается на Голгофе: там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.

Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы: это прощание с надеждой на скорую встречу. И, конечно, оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.

Гробница Богородицы (кувуклия), Успенский храм в Гефсимании

Пречистую Деву погребли в Гефсимании, в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом.

Гефсиманский сад, Иерусалим. Раскрашенная фотография кон. 19 века

Сейчас на этом месте построен храм под землей, чтобы совершать Литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Литургия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят плащаницу перед началом торжества.

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем. Пещерная церковь Успения Богородицы, Гефсимания

Смерть как праздник

Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и радуются христиане смерти праведников.

И в Успении Пресвятой Богородицы это христианское понимание смерти проявляется наиболее полно. Смерть – это переход к новой жизни, более настоящей, чем земная.

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век

И за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения.

Иерей Сергий Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль здесь смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы была взята на Небо, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой.

Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения.

И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом. Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница…

Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Dormitio Mariae) расположен в Иерусалиме на его окраине возле Сионских ворот на горе Сион. Он построен в знак почитания праведной кончины Божьей Матери. Празднование Успения Богородицы приходится на 15 (28) августа.
История возникновения
Согласно преданиям 4 века место в Иерусалиме, где похоронена Богородица, являлось семейным кладбищем. Здесь почивают Анна и Иоаким — родители Богородицы. Похоронен здесь и ее муж Иосиф Обручник. Первая часовня над могилой Богородицы была построена еще в 4 веке по указу Императрицы Елены. Позже, здание церкви было разрушено. На ее развалинах в 12 веке, по указанию дочери Болдуина II Мелисанды была построена новая церковь. С этого же времени началось почитание одного камня, находящегося в церкви. Согласно преданию, на нем «уснула для земной жизни» Дева Мария, пресвятая Богородица. В одном из приделов Церкви похоронена и сама Принцесса Мелисандра.
В конце 19 века участок земли в Иерусалиме, на котором была расположена Церковь, приобрел Орден Бенедиктинцев. Им было принято решение о строительстве здесь новой церкви. Работы велись в период с 1890 по 1910, по окончании его Церковь приобрела новый облик, который мы можем видеть в наши дни. В это же время Церковь поменяла свое наименование. Она стала называться Успением Богоматери.
В настоящее время Храм относится к Германскому обществу на Святой Земле. Его возглавляет кёльнский архиепископ.
Архитектура
Здание Храма Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме является творением кёльнского архитектора Генриха Ренальда. Оно сочетает в себе византийские и современные мусульманские элементы.
Здание Храма представляет собой подземное крестообразное сооружение длиной в 34 метра и шириной в 6 метров. Войти в Церковь можно через южную сторону здания, спустившись по широкой каменной лестнице. Она состоит из сорока восьми ступеней. По ее бокам примерно на уровне 23 ступени можно увидеть захоронения отца, матери и мужа Богородицы, а также Принцессы Мелисандры, по указу которой был сооружен храм в 12 веке.
В центральной части зала церкви можно увидеть гроб почившей Девы Марии в виде статуи из вишневого дерева, которая возлежит на камне. Она находится в небольшой часовне, которая имеет два проема: с западной стороны – для входа, а с северной стороны – для выхода паломников.
В храме расположено несколько престолов, для совершения богослужений всевозможных конфессий христиан, кроме протестантов и католиков.
Внутреннее убранство украшено старинными фресками и иконами. Особенно примечательна Икона Божьей Матери, расположенная за часовней. Это копия иконы, написанной в 1 веке Евангелистом Лукой. Икона-оригинал имеет свою историю: некоторое время она была в таких городах, как Киев, Херсонес, Великий Новгород, Москва, а в 1812 году она была вывезена французами в Париж. Там она находится и сегодня.
Туристу на заметку
Храм Успения Богородицы в Иерусалиме открыт для посещения с 08:30 до 18:00 по будням, в субботу – до 17:30, а в воскресенье с 10:30 до 17:30. Перерыв в 45 минут с 11:45 до 12:30.
Окрестности
Рядом с Храмом Успения Богородицы в Иерусалиме расположена Базилика Агонии, построенная на пожертвования христиан всего мира. Здесь хранится небольшой фрагмент каменной глыбы, на котором, согласно приданию, Иисус молился в последнюю ночь перед своим распятием.
Недалеко от Церкви расположен также Храм Плача Господня, Мечеть Омара, Еврейское кладбище и другие достопримечательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *