Ибердский монастырь Рязанская

Текст для скачивания в PDF-формате

Основание монастыря связано с именем старца Софрония (1825-1914). Софроний родился в селе Канино Сапожковского уезда в 1825 году. При крещении младенца батюшка увидел столп света, исходящий от дитя в небо, и сказал родителям, что этот младенец прославит их род. С детства он был верующим и хотел жить в уединении. Пришло время, Софроний женился и был счастлив в браке. У него с супругой Матреной Никифоровной родилось трое детей, но мысль об уединении и молитве не покидала Софрония. И вот, испросив разрешения у супруги, Софроний уходит в лес. В глухом месте он ископал себе землянку рядом с поляной, и стал там жить. Однажды он услышал голос, что здесь будет монастырь, которому он положит начало. Три года Софроний жил в затворе в лесу, был отшельником. Но мысль об основании монастыря не покидала его. С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права Софроний получил землю под строительство обители.

Александро-Невская обитель была основана на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги. Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри.

Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы. В начале 1892 года первый камень храма был заложен Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен священником Гавриилом Петровичем Кудрявцевым в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год. Все это время старец Софроний принимал деятельное участие в устроении жизни обители. С утра до вечера он принимал у себя людей из сел и деревень. Последние годы старец жил на монастырском хуторе. Скончался он в 1914 году. В 2000 году 7 февраля он причислен к лику святых.

С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня. 3 марта 1904 года по указу Священного Синода богадельня была обращена в женское общежитие. 7 мая 1907 года женская община Святейшим Синодом обращена в женский монастырь.

Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие.

События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, придет монах и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.

Но с 1996 года монастырь стал восстанавливаться трудами иеромонаха Николая (Анисимова). Была заново построена церковь Александра Невского. И 12 сентября 1998 года было совершено великое освящение храма. Сегодня в обители есть храм, колокольня, облагорожено кладбище, где был похоронен старец Софроний. Недалеко от монастыря – источник и купальня. В храме Александра Невского с 1998 года покоятся мощи праведного старца. Как и предсказывал старец, Александро-Невский монастырь переживает своё возрождение.

Отзывы паломников (по страницам сети Интернет):

Службы рано заканчиваются так как в монастыре нет электричества. Совершенно ни с чем не сравнимая картина открывается перед подъездом к монастырю, когда дорога выводит по лесу на очень большую поляну, и впереди открывается панорама сказочного монастыря. С каждым годом заметно всё больше и больше людей приезжают туда.

Алексей

Я это место тоже знаю с детства, туда мы ходили вместе с тётями и мамой, т.к. у нас на старом кладбище в Монастыре (так он назывался всегда, даже когда был разрушен) похоронен дедушка, там же похоронены его родители. Здесь всегда хоронили наших Щуровских. Мои близкие всегда подводили нас, детей, к руинам храма и рассказывали где что было и какой красивый был храм. Ходили к колодцу отца Софрония и брали оттуда воду. На могилке отца Софрония действительно почти всегда горела лампадка, ещё мы почти всегда брали оттуда немного песка, его тоже кто-то приносил туда постоянно.

Бабушка рассказывала мне ещё в 70-х годах прошлого века, что когда к ним приходил отец Софроний (он дружил с моим прадедушкой Анисимом Ивановичем, со слов бабушки), то он рассказывал, что «монастырь закроют, а ключи мне отдадут, а я приду и открою», ещё он говорил, что здесь будет город. Мы думали, что он имеет в виду «город мёртвых», т.к. здесь два кладбища.

Спустя много лет я узнала, что монастырь возрождается, что отец Николай строит храм на месте разрушенного старого храма. Для нас это было приятным и радостным известием. И вот мы решили поехать в монастырь. Когда закончился лес, открылась поляна и на ней удивительной красоты храм, невольно вырвался возглас «ах». К сожалению, ни одна фотография не в состоянии передать настоящую красоту этого удивительного места. Мы снова возвращаемся сюда: здесь крестили наших внуков, здесь мы с мужем обвенчались. Мои уже очень пожилые, оставшиеся в живых тёти просят отвезти их сюда, чтобы снова увидеть дорогие им места и поклониться отцу Софронию и своим похороненным здесь предкам, а теперь и брату.

Всё здесь проникнуто заботой, вниманием и любовью отца Николая, за что ему низкий поклон. Приезжайте сюда, чтобы своими глазами увидеть всю красоту Монастыря, его окрестностей. Особенно хорошо здесь летом, когда цветёт и благоухает огромное количество цветов.

Наталья

2011/08/26, 22:36:33

У нас с мужем очень долго не было детишек… И вот однажды нам выпала огромная удача и Божье благословение и мы попали в это Святое место. Я увидела, что у святых мощей св. Софрония в Крест вкладывают записочки. И я помолившись, попросила, что бы нам Господь послал детишек…. А на следующий год я уже оставила там другую записку «Спасибо!!!» Видно молитвами Святого Софрония и отца Николая и свершилось такое чудо!!!

В этом году я уже с двумя дочками посетила этот монастырь и показала место и святых по чьим молитвам они у нас появились.

Отче Софроний, моли Бога о нас!!!

Ксения

Чтимые святыни обители

Мощи праведного Софрония Ибердского

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона святителя Николая Чудотворца

Частицы мощей

Апостола Варфоломея

Апостола Андрея

Апостола и первомуч. Стефана

Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи

Вмч. Георгия Победоносца

Вмч. Пантелеимона

Вмч. Варвары

Муч. Ермолая

Муч. Трифона

Муч. Харлампия

Свят. Димитрия Ростовского

Свят. Иннокентия Иркутского

Свят. Иоанна Златоуста

Свят. Мелетия Рязанского

Свят. Модеста Иерусалимского

Свят. Николая Чудотворца

Свят. Феодорита Рязанского

Свят. Феофана Вышинского

Свят. Филиппа Московского

Преп. Амвросия Оптинского

Преп. Афанасия Серпуховского

Преп. Герасима Иорданского

Преп. Германа Соловецкого

Преп. Григория Богослова

Преп. Зосимы Соловецкого

Преп. Игнатия Богоносца

Преп. Иова Почаевского

Преп. Кирилла Радонежского

Преп. Марии Радонежской

Преп. Павла Таганрогского

Преп. Петра и Февроньи

Преп. Савватия Соловецкого

Преп. Серафима Саровского

Преп. Симеона Верхотурского

Бл. князя Александра Невского

Бл. князя Гавриила Рязанского

Бл. князя Олега Рязанского

Блаж. Евдокии Михайловской

Блаж. Любови Рязанской

Блаж. Матроны Московской

Адрес обители

Россия, Рязанская область, пос. Ибердский

Маршруты

Монастырь находится на самом юге области и от Рязани до него приблизительно 150 км. Это трасса на Ряжск, выезжать на неё через Реткино, на посту ГАИ (в Реткино) держатся правей. Далее ориентироваться на большое село Пехлец, после него поворот на Ухолово и на этой дороге пос. Ибердский

Праведный Софроний, местночтимый святой Рязанской Митрополии.

Родился 09 марта 1825 г. в д. Канино Сапожковского уезда в семье крестьян Созонта Абрамовича и Параскевы Петровны. С 6-ти лет обучался в церковно-приходской школе. Вместе с родителями совершил паломничество в Саровскую пустынь, где был принят прп. Серафимом Саровским, который ввел его в свою келию и по отечески беседовал. Через несколько лет после женитьбы на девице Матроне Никифоровне (в браке родилось трое детей) Софроний, взяв благословение родителей, удалился в лес для духовных подвигов.

Он жил в землянке, питался трудом своих рук. Получив извещение свыше, Софроний принялся обустраивать на выбранном им месте обитель. Слух о подвижнике распространился по всему Ряжскому и соседним уездам и многие стали приходить к нему за советами. В устроенной общине стали селиться пожилые женщины и вскоре в 3-х верстах от с. Щурово Ряжского уезда на земле, пожертвованной её владельцем крестьянином с. Мостья Ряжского у. Е. Н. Родиным была открыта община-богадельня. В начале 1892 г. был заложен, а 11 июля 1892 г. освящен храм в честь блг. вел. кн. Александра Невского с приделами свт. Николая Чуд. и Иконы Божией Матери «Знамение».

В 1907 г. община-богадельня преобразована в женский монастырь. Старец Софроний мирно почил 25 января 1914 г. и был погребен в основанной им обители. Погребение совершали 12 архиереев с сонмом духовенства.

В 1918 году обитель была закрыта и к 1938 г. полностью разрушена.

В 1996 году начались работы по расчистке места в лесу где находился монастырь и 12 сентября того же года заложен храм на прежнем фундаменте.

29 мая 1998, на второй день праздника Вознесения Господня, по благословению наместника Свято-Иоанно-Богословского монастыря архимандрита Авеля в строящейся обители произошло обретение святых мощей старца Софрония.

12 сентября 1998 г. храм Александра Невского был освящен архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (митрополит, †01.09.2006). Настоятелем с момента возрождения храма является игумен Николай (Анисимов).

В Рязанской области немало ярких и необычных мест, которые не входят в число обязательной туристической программы, но где стоит побывать. О таких уголках Рязанской губернии мы постараемся рассказать нашим читателям.

Одно из таких чудесных мест затерялось в глубине лесов. Извилистая дорожка, окруженная деревьями, уводит все дальше и дальше… Монастырь открывается неожиданно – красивый и величественный, в обрамлении строгой рамки леса, он выглядит, как картинка.

Возрождение из небытия

Ибердский монастырь, что находится километрах в ста от Рязани, на границе Кораблинского и Ухоловского районов, сегодня похож на картинку из сказки. Нарядные купола храма, аккуратная колокольня, жизнерадостные розовые стены, много цветов и зелени. В рассказы о том, что всего несколько лет назад на этом месте возвышался лес, верится с трудом.

Когда в 1996 году некий молодой монах заговорил о возрождении обители, это казалось утопией. История Александро-Невского монастыря была прервана много лет назад декретом советской власти. И к концу ХХ-го века на месте монастырских стен росли мощные сосны, лес практически полностью скрыл все следы находившейся здесь когда-то обители… Но отец Николай (Анисимов) свято верил, что на этом месте снова будет стоять монастырь, как было это при старце Софронии.

Сам Андрей Анисимов (в постриге Николай) рано почувствовал призвание к служению Богу. Еще совсем юным, лет в 20, он ушел в Свято-Иоанно-Богословский в монастырь. Мысль о возрождении обители в родных краях всегда оставалась в душе молодого монаха. Отец Николай сейчас и сам не знает, откуда было столь настойчивое желание. Глядя на веселого, ко всему относящемуся с юмором отца Николая, невозможно представить, как он решился взяться за столь сложное дело возрождения монастыря из полного забвения. Ведь любому здравомыслящему человеку такая затея показалась бы нереальной… Но он продолжал вынашивать свою мечту.

— Я всегда ездил на могилку к старцу Софронию. Мы с мамой заменили там кресты, цветники у надгробий, все благоустроили, — вспоминает отец Николай. – А когда все сделали, в народе пошли слухи, что началось возрождение монастыря. Но мы тогда об этом могли только молиться.

Если Богу угодно…

Оказалось, что такая мечта была не только у отца Николая. Жители поселка Ибердский всегда чтили память старца Софрония, и рассказы о нем передавали из уст в уста. Взяться за восстановление вряд ли кто-нибудь решился бы, а вот когда появился двигатель этой идеи, они с радостью его поддержали.

Молодому священнику Николаю тогда было 26 лет… Теперь можно только удивляться, как он решился на такое дело. Но его целеустремленность подарила Рязанскому краю одну из почитаемых сегодня святынь. Найти единомышленников в деле возрождения оказалось несложно: довольно быстро удалось собрать общину – церковный совет, в который вошли 25 местных жителей.

Началось все с работы бензопилами «Дружба» — первое, что надо было сделать, это расчистить участок от деревьев. Потом приступили к корчеванию пней. Во время этого процесса работники обнаружили фундамент храма.

— Я думал, что там ничего не осталось кроме щебня, а оказалось, фундамент цел, — рассказывает отец Николай. – Сначала я хотел поставить деревянный храм, но меня отговорили – уж очень ненадежно строить в лесу из дерева, в любой момент может подойти огонь… Поэтому стали потихонечку собирать материалы на каменное строительство.

Всем миром

В день памяти князя Александра Невского, 12 сентября 1996 года, лес был наполнен людьми – закладывали камень в основание возрождающегося храма. Но до появления храма было еще далеко…

— Работы было много — кое-где требовалось укрепить фундамент, полностью возвести стены, потом крышу… Дел было много, материал требовался постоянно, — рассказывает отец Николай. – Хорошо, что были помощники, и мы со всем справлялись. Правда, часто приходилось слышать скептические мнения, мол, что он там выдумает? Зачем нужен храм в лесу? Кто туда будет ходить? Но я на такие высказывания внимания не обращал. Я был уверен: если Богу угодно, чтобы монастырь возродился, то все у нас получится, и храм построим, и прихожане появятся…

Долгожданное освящение храма произошло 12 сентября 1998 года — в день святого покровителя, благоверного князя Александра Невского.

— На освящение собралось около 3 тысяч человек, — вспоминает отец Николай. – Тогда я понял, что не зря мы все затевали, монастырь нужен…

Потом одна за другой стали возрождаться другие монастырские постройки.

— Многие тогда удивлялись, что у нас, что ни год, то сдается новый объект, — смеется отец Николай. И добавляет серьезно: — Господь нам помогал, всегда и во всем ощущалась поддержка, все складывалось и получалось.

А надо сказать, что делалось в монастыре все только ручным трудом. И бетон мешали вручную, и камни укладывали… Электричества в лесной обители как не было тогда, так нет и сегодня.

Неземные помощники в земных делах

Сейчас монастырь чистенький, ухоженный, во всем чувствуется рука настоящего хозяина – настоятеля отца Николая.

— Вот эти оклады я сам сделал, — поясняет отец Николай, показывая очень нарядные украшения икон в храме.

С гордостью отец Николай рассказывает о главных святынях храма. В первую очередь, это, конечно, мощи святого Софрония. Про их обретение у отца Николая целая история. Он помнит все, как будто было это совсем недавно. Помнит, как сбылось предсказание старца о восстановлении храма и о том, что он войдет в него первым – мощи старца Софрония были внесены туда еще до освящения. Софроний Ибердский был канонизирован в 2000 году, 7 февраля – в день его кончины. Сейчас мощи старца находятся в храме, и каждый приезжающий сюда может приложиться к мощам основателя обители.

Есть и еще одна святыня, к которой едут паломники отовсюду, — икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная когда-то сюда старцем Софронием. В годы разорения монастыря она была перенесена в храм села Ясенок, а после возрождения обители вернулась в свой дом. О чудесах, связанных с иконой Скоропослушницы, было известно еще при жизни Софрония. А уже на рубеже XX и XXI веков, в день канонизации старца, прихожане снова смогли увидеть чудо – икона замироточила. Сегодня к Скоропослушнице постоянно приезжают люди, и весь образ украшен дарами в знак благодарности за помощь.

В храме собран солидный мощевик – кого из святых здесь только нет… На недоуменные вопросы, как удалось собрать столько святынь, отец Николай только хитро улыбается:

— А у отца Авеля в Пощуповском монастыре много было, он с Афона привозил, всех святых у себя собрал. Ну, а я у него понемногу отщипывал.

На территории монастыря два кладбища, которые настоятель тоже привел в порядок. Захоронения пришли в упадок, деревянные кресты сгнили, но, на счастье, сохранились камни, благодаря которым и удалось восстановить кладбище.

Частичка благодати

Недалеко от монастыря есть и чудесный источник. Отец Николай построил здесь часовенку, а над источником организовал купель: устроил удобный домик с двумя раздевалками – женской и мужской, оборудовал удобный спуск. Словом, все сделал так, чтобы гости обители могли окунуться и почувствовать благодать Софрониева источника.

В будние дни на территории монастыря тихо и спокойно. А в выходные и праздничные дни здесь собирается множество прихожан.

— Если вы приедете в праздник, в храм войти не сможете, — не скрывая гордости, улыбается отец Николай. Вот и ответ на вопрос, который задавали монаху Николаю в самом начале его работы по восстановлению: «Кто сюда будет ходить?». Сейчас насельников в восстановленном монастыре нет, монах здесь живет только один – сам отец Николай. И, по сути, монастырь служит приходским храмом. Зато приход получился солидным – сюда приезжают и из окрестных сел, и из дальних краев. Все едут поклониться Софронию Ибердскому. Как говорят прихожане, многие чувствуют помощь старца.

— Ох, опять вычерпали! — умиленно сокрушается отец Николай, подходя к могилке Софрония. – Все время приходится подсыпать песочек – каждый хочет увезти пригоршню земли с могилки. Неделю назад подсыпал, а теперь видите, опять разобрали, — показывает он на образовавшуюся яму. Песочек с могилки старца помогает сохранить мир в семье, исцелиться от недугов, и каждый старается увезти с собой хоть частичку благодати.

В 2010 году, когда вся Рязанская область полыхала пожарами, окрестности тоже не обошла стихия. Но каким-то чудом огонь пощадил обитель. Лес вокруг пострадал сильно, и теперь по дороге к монастырю то и дело встречаются опаленные огнем участки. Но когда проедешь сквозь них, как видение, встает Александро-Невский монастырь. Будто на картинке, открывается он, красивый и величественный. И трудно поверить, что всего несколько лет назад не было здесь ни этих башен, ни колокольни, ни храма… Что не было многочисленных прихожан, которые съезжаются отовсюду. На Покров в этом году в Ибердском монастыре было 82 причастника.

— Это еще не предел, — устало улыбался отец Николай после праздничной службы и многочисленных исповедей. — У нас бывает и больше.

Вот и ответ на вопрос, кому нужен монастырь в лесу…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *