Какое море в Корее

Республика Корея.

Название происходит от этнонима, употреблявшегося в X—XIV вв.

Столица Южной Кореи. Сеул.

Площадь Южной Кореи. 99274 км2.

Население Южной Кореи. 47 904 тыс. чел.

Расположение Южной Кореи. Южная Корея — государство на северо-востоке Азии, занимающее южную часть Корейского полуострова. На севере граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой, на востоке омывается Японским морем, на юге и юго-востоке — Корейским проливом, на западе — Желтым морем. Южной Корее принадлежит также несколько островов, крупнейшие из которых — Чеджудо, Чедо и Коджедо.

Административное деление Южной Кореи. 9 провинций и 5 городов центрального подчинения.

Форма правления Южной Кореи. Республика.

Глава государства Южная Корея. Президент.

Высший законодательный орган Южной Кореи. Однопалатный парламент (Национальное собрание).

Высший исполнительный орган Южной Кореи. Государственный совет.

Крупные города Южной Кореи. Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу.

Государственный язык Южной Кореи. Корейский.

Религия Южной Кореи. 47% корейцев исповедуют буддизм, 48% — христианство, 3% — конфуцианство.

Этнический состав Южной Кореи. 99,9% — корейцы.

Валюта Южной Кореи. Вона = 100 чонам.

Климат Южной Кореи. Климат страны континентальный, с холодной, сухой зимой и жарким, влажным летом. Температура января колеблется от — 21 °С на севере до + 4 °С на юге, июля — соответственно от + 22 °С до + 26 °С. Осадков выпадает от 900 мм до 1500 мм в год.

Флора Южной Кореи. Примерно 2/3 территории (обычно в горах) покрыто смешанными хвойно-лиственными лесами (сосна, клен, ель, тополь, вяз, осина). Выше располагаются альпийские и субальпийские луга. Для прибрежных регионов характерны бамбук, вечнозеленый дуб и лавр.

Фауна Южной Кореи. Обитавшие ранее на территории страны леопарды, тигры, рыси и медведи практически исчезли вследствие браконьерства.

Реки и озера Южной Кореи. Главные реки — Нактонган и Ханган.

Достопримечательности Южной Кореи. Национальный музей, Национальный музей науки, средневековые дворцы Гунбок, Кунбок, Чангбок, Даксу, католический собор, зоопарк и ботанический сад, пятиэтажная деревянная пагода. Пусак известен как крупный морской курорт.

Полезная информация для туристов

Традиционная система иерархии и уважения к старшим до сих пор имеет огромное значение во всех сферах жизни. Прямые вопросы о возрасте и семейном положении считаются обыденным явлением, так как позволяют корейцу составить представление о собеседнике и его месте в иерархической системе общества. Корейцы избегают выражать эмоции на людях или громко смеяться в присутствии пожилых людей. Приветствия всегда произносятся с легким поклоном, глубина которого зависит от положения говорящих. При встрече подают и пожимают как правую, так и левую руку, хотя предпочтение отдается правой — левую руку кладут под правую. Несоблюдение этого правила может быть расценено как проявление невежливости. Чаще распространен просто кивок головой, а также легкий или почтительный поклон (в зависимости от того, кто с кем здоровается). Обычно прямо в глаза не смотрят — это воспринимается, скорее, как угроза или попытка оказать психологическое давление. Здесь почти не говорят «спасибо» или «не за что», чтобы не смущать человека, оказавшего любезность. Когда приносят подарки, их тихо оставляют при входе, а не показывают человеку, которому они предназначены. Никто также не будет извиняться, нечаянно толкнув встречного на улице или наступив на ногу. Публичные проявления чувств, такие как поцелуи и обнимания, считаются непристойными.

За столом не приступают к еде, пока не придет самый старший по возрасту, и все встают, когда он выходит из-за стола.

Во время трапезы нельзя оставлять палочки в рисе, так как это ассоциируется с похоронами. Нельзя писать имена красными чернилами — так пишут имена умерших. По традиции корейцы сидят, едят и спят на полу.

Поэтому при входе в корейский дом необходимо всегда снимать обувь. Нельзя стоять на пороге, чтобы не впустить злых духов. Говорить о разводе, смерти или разорении нельзя даже в шутку, чтобы не накликать на себя злой рок. Считается неприличным находиться с голыми ногами в присутствии старших, поэтому рекомендуется всегда надевать носки или чулки при посещении корейской семьи.

Чаевых в ресторанах не берут, расчет производится не с официантом, а на кассе, которая находится у выхода. Меню как таковое в ресторанах корейской кухни обычно отсутствует, все названия блюд и их цены указаны на специальной таблице, которая висит на стене. Чаевые дают только в крупных отелях международного класса.

В лифтах многоэтажных зданий отсутствует четвертый этаж (слово «са» — «четвертый» звучит так же, как «смерть»), поэтому он обозначается обычно буквой «F» или за третьим следует сразу пятый этаж.

Сеул температура моря

Эти данные показывают температуру воды в Сеуле. Помимо температуры воды, вы также можете получить информацию о температуре воздуха, погоде на сегодня, завтра и в ближайшие дни, прогноз серфинга, а также данные о восходе / закате солнца и луны в данном месте.

Температура воды в Сеуле сейчас составляет 21.7 градусов. На основе наблюдений температуры воды за последние десять лет, самое теплое море в Сеуле в этот день было зафиксировано в 2019 году и составляло 22.8°C, а самое холодное было зафиксировано в 2011 на уровне 20.3°C. В ближайшие 10 дней ожидается понижение температуры воды в море в Сеуле до 19.9°C. Средняя температура морской воды в Сеуле в октябре составляет 19.7°C, минимальная температура 16°C, а максимальная 23.1°C.

Пляжный сезон в Сеуле начинается в июле и заканчивается в октябре. В эти месяцы средняя температура воды в Сеуле не опускается ниже 20°C и поэтому пригодна для комфортного купания. Средняя температура воды в Сеуле зимой достигает 6°C, весной 9°C, летом средняя температура поднимается до 22°C, а осенью составляет 19°C.

Сеул температура воды сейчас

Температура воды октября 5, 2020 октября 4, 2020 сегодня вчера 21.7°C 21.8°C

Прогноз шторма и волнения моря в Сеуле на сегодня

Эти данные показывают среднюю высоту волны по часам за сегодня. Для более подробного прогноза состояния моря, высоты и направления волн на сегодня и ближайшие дни перейдите в раздел состояние моря в Сеуле

0-3 ч 0.65 м 3-6 ч 0.68 м 6-9 ч 0.68 м 9-12 ч 0.62 м 12-15 ч 0.52 м 15-18 ч 0.48 м 18-21 ч 0.49 м 21-0 ч 0.51 м

Прогноз состояния моря в Сеуле на несколько дней

Кроме температуры воды важными показателями для комфортного отдыха на пляже является наличие и высота волн, а также скорость и направление ветра. На первом графике ниже указана высота и направление волн в Сеуле на ближайшие несколько дней. На втором показана скорость и направление ветра

Прогноз погоды в Сеуле на сегодня

Температура воздуха в Сеуле и характеристика погодных условий на сегодня. Для просмотра прогноза погоды на ближайшие дни перейдите в раздел прогноз погоды в Сеуле

0-3 ч 14°C 3-6 ч 14°C 6-9 ч 15°C 9-12 ч 15°C 12-15 ч 17°C 15-18 ч 18°C 18-21 ч 17°C 21-0 ч 15°C

Температура воды в Сеуле по месяцам:

Ниже приведены показатели минимальной, максимальной и средней температуры воды в Сеуле по месяцам. Кроме табличных значений приведен график изменения средней температуры воды в течение года. Данные температур рассчитаны на наблюдениях за последние 10 лет

Минимальная температура воды в Сеуле

янв 2.1°C фев 1°C мар 1.8°C апр 5°C май 8.4°C июн 14.3°C июл 18.4°C авг 22°C сен 21.2°C окт 16°C ноя 9.8°C дек 4.9°C

Максимальная температура воды в Сеуле

янв 7.7°C фев 6.3°C мар 8.4°C апр 11.5°C май 16.7°C июн 21.5°C июл 25.6°C авг 27.2°C сен 26°C окт 23.1°C ноя 18.4°C дек 12.4°C

Сеул средняя температура воды

янв 4.8°C фев 3.3°C мар 4.7°C апр 8.2°C май 12.8°C июн 18°C июл 22°C авг 24.8°C сен 23.6°C окт 19.7°C ноя 14.4°C дек 8.6°C

Мы не делаем прогноз температуры воды на будущее, так как это будут неточные данные. Но вы можете посмотреть значения в интересующий вас день в разные года и приблизительно оценить, какая она будет.
Для того, чтобы узнать какая была температура воды в Сеуле в любой день за последние 10 лет, выберите интересующий вас месяц:

Ваши комментарии к данному месту (сервис, качество воды и т.д.):

Похожие запросы

Температура воды в Таесал Ли

Если у вас есть материалы по этому месту, предложения или описания экскурсий или интересных мест и вы хотите разместить их здесь, то присылайте по адресу slava@travel.org.ua

Сеул фотогалерея

Если у вас есть интересные фотографии данного места и вы хотите их показать, то . Фотографии для просмотра будут доступны после их проверки модератором.

Для расчета температуры моря в Сеуле используются спутниковые данные совместно с результатами наблюдения на наземных станциях. Значения температуры воды, прогноза погоды и состояния моря обновляются ежедневно. Температура на мелких участках возле берега может быть немного выше приведенной здесь.

Несмотря на небольшую территорию, Южная Корея омывается большим количеством морей, поскольку расположена на полуострове. В конечном итоге, у государства только одна сухопутная граница, а прибрежная линия протянулась почти на 2500 километров.

Западная часть страны омывается водами Жёлтого моря. На юге государство соседствует с Корейским проливом. Восточная сторона Южной Кореи примыкает к Японскому морю. Также стоит отметить, что северо-западное побережье омывается непосредственно Западно-Корейским заливом, состоящим из вод Жёлтого моря. Все крупные водоёмы Южной Кореи составляют бассейн Тихого океана.

Жёлтое море

Иногда этот водоём также называют Западно-Корейским морем. Географическое название связано непосредственно с цветом вод. Желтизну морю придают сильнейшие пыльные бури.

Жёлтое море расположено на мелководье и считается окраинным морем Тихого океана. На севере оно граничит с Западно-Корейским заливом, а на юге – с Восточно-Китайским морем. Берега омываемых островов могут быть, как низкие, так и большие, изрезанные.

Жёлтое море отличается умеренным климатом и обилием тропических ураганов, так называемых тайфунов. Фауна представлена, прежде всего, разнообразием рыб – более 300 видов. Считается, что за последние 30 лет биоресурсы этого водоёма значительно изменились в связи с глобальным потеплением.

Для Южной Кореи Жёлтое море имеет рыбопромысловое значение, а также туристическое. Водоём омывает такие курортные острова, как Чеджудо, Канхвадо, Чебудо, а также важный порт Инчхон.

Японское (Восточное море)

Этот глубокий и холодный водоём омывает восточное побережье Южной Кореи и используется, в основном, для морского промысла. Вдоль этой прибрежной линии проходит холодное течение Шренка, поэтому море прогревается с трудом и практически не используется в рекреационных целях.

Большую часть года Японское море покрыто толстым слоем льда. Подводный мир отличается присутствием холодных или тёплых течений. Здесь широко развита добыча крабов, трепангов, гребешков, морских ежей и водорослей. На побережье Японского моря стоит крупнейший порт страны, морская столица Республики Корея – Пусан.

Корейский пролив

Несмотря на то, что географически этот водоём не является морем, местные жители называют его Западным морем Южной Кореи. Здесь развит не только рыбный промысел, но и разнообразный туризм, пляжный отдых.

Корейский пролив соединяет Японское и Восточно-Китайское море. Он проходит между Корейским полуостровом и Японскими островами. Остров Цусима делит пролив на Восточный и Западный проходы. Корейский пролив характеризуется тёплым течением Куросио. Кроме официального названия, в разных странах можно встретить наименования Пусанский или Цусимский пролив.

  • Главная
  • Страны
  • Южная Корея
  • Географическое положение

Южная Корея, или Республика Корея, если называть эту страну правильно, находится на Корейском полуострове, в его южной части. Географически государство расположено в Северо-Восточной, а не в Юго-Восточной Азии, как многие считают. Эти регионы заметно различаются своим климатом. Если в Таиланде, Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии царит вечное лето, то в Корее все 4 поры года четко выражены. Зимой в центральных и горных районах здесь нередко выпадает снег, а температура воздуха может понижаться до 10 градусов по Цельсию и ниже.

С какими странами граничит и какими морями омывается?

Единственная сухопутная граница Южной Кореи – с Северной Кореей (КНДР). Несмотря на то, что обе страны населяет один народ (корейцы), политические отношения между ними очень плохие. За последние 15 лет Северная и Южная Корея неоднократно находились на грани войны. Также у Республики Корея есть морские границы с Японией.

Страна омывается:

  • Желтым морем (на западе);
  • Японским морем (на востоке);
  • Корейским проливом (на юге).

Особенности климата и рельефа

Географическое положение наложило значительный отпечаток на климат Южной Кореи. Лето здесь жаркое и влажное – в летние месяцы температура воздуха может доходить до 35 градусов по Цельсию. На побережье всегда теплее, чем в центральных регионах страны. Осенью и зимой влажность воздуха понижается, а температура стремится к 0 градусов.

70% территории страны занимают горы, правда не очень высокие. Наивысшей точкой Южной Кореи является гора Халласан, ее высота составляет 1950 м. У берегов Южной Кореи очень много островов, большинство из них совсем маленькие. Общее количество корейских островов достигает 3 тысяч. Самый крупный остров носит название Чечжудо. Интересно, что именно на нем расположена гора Халласан.

В последнее время в ряде столиц государств Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Пекине и Токио, бушуют нешуточные страсти, не стихают воинственная риторика и барабанная дробь. Политики и военные соревнуются в патриотизме, разжигают национализм. Свежий пример: в странах АСЕАН довольно нервно отреагировали в отношении региональной политики Китая, который недавно начал выпуск новых паспортов, демонстрирующих спорную карту Южно-Китайского моря (ЮКМ). Пекин также утвердил новое регулирование, дающее руководству ВМС бóльшую свободу действий по задержанию иностранных судов, проходящих в водах, которые КНР считает своими1. По мнению газеты «Нью-Йорк таймс», «Китай приводит в смятение Индию, Вьетнам и Японию своими все более напористыми действиями в давних территориальных спорах»2. Поэтому тема конфликтов в Восточной Азии не сходит со страниц международных СМИ, остается постоянным информационным поводом, вызывая опасения мирового сообщества за положение дел в одном из ключевых регионов планеты.

Обострение летом 2012 года споров между Китаем и Японией из-за островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), Японией и Южной Кореей из-за островов Такэсима (корейское название Токто) в Восточно-Китайском море, Китаем и некоторыми членами АСЕАН (Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем), а также Тайванем в Южно-Китайском море из-за архипелага Спратли и Парасельских островов имеет ряд объективных и субъективных причин. Исторические мотивы здесь тесно переплетаются с современной практикой активного освоения богатств Мирового океана.

Проблемы Мирового океана (разработка шельфа и недр морского дна, делимитация акваторий и островных территорий) занимают сегодня все более заметное место в международной политике. Их значение, учитывая, что эти проблемы затрагивают интересы практически всех государств, постоянно возрастает. В начале XXI века в Азиатско-Тихоокеанском регионе заметно усилилось соперничество между прибрежными государствами по вопросам правового режима водных пространств и освоения ресурсов морского дна. Эксплуатация ресурсов открытого моря включает в себя многие виды деятельности. Значительный интерес для прибрежных государств Восточной Азии представляет добыча в пределах 200-мильной экономической зоны биоресурсов и минерального сырья, прежде всего использование нефтегазовых ресурсов морского дна.

Активизация дипломатической борьбы по этим вопросам связана с односторонними действиями некоторых государств, направленными на распространение национального суверенитета не только в отношении омывающих их прибрежных вод и водных ресурсов, но и над удаленными от их берегов «ничейными» островами, установление контроля над которыми значительно усилили бы политические и стратегические позиции этих стран.

Конкретными примерами политических маневров и попыток осуществления хозяйственной деятельности являются архипелаг Спратли и Парасельские острова, которые также имеют немаловажное значение в разграничении территорий и акваторий в Южно-Китайском море. Выгодное географическое положение на перекрестке транзитных коммуникаций, связывающих Ближний Восток с Восточной Азией и южной частью Тихого океана, дает возможность владеющим этими островами государствам контролировать морские торговые пути и транспортные коридоры из Персидского залива в Южно-Китайское море и далее в Тихий океан и эксплуатировать живые и минеральные ресурсы моря3.

Наибольшим источником напряженности стал архипелаг Спратли, где действия Китая по освоению островов все чаще сталкиваются с противодействием Вьетнама и Филиппин. В июне 2012 года Национальная ассамблея СРВ приняла морской закон Вьетнама (Vietnamese Law of the Sea), распространяющий в том числе юрисдикцию страны на Спратли и Парасельские острова (Наньша и Сиша, как их именуют китайцы). МИД КНР по этому поводу вручил послу Вьетнама в Пекине Нгуен Ван Тхо официальное заявление, в котором говорится, что «Китай решительно протестует и твердо выступает против таких действий Вьетнама»4. Президент Филиппин Б.Акино, обращаясь к государствам Азиатско-Тихоокеанского региона, заявил в июле 2012 года в период наибольшего обострения ситуации вокруг островов Южно-Китайского моря: «Если кто-то войдет к вам во двор и скажет, что эта территория принадлежит ему, разве вы допустите это?»5

Архипелаг Спратли необитаем. Он расположен в юго-западной части Южно-Китайского моря и образован примерно 100 островами, коралловыми рифами, скалами и отмелями, протянувшимися с севера на юг на 1 тыс. км. Архипелаг находится в 650 км восточнее вьетнамского побережья, 750 км южнее Парасельских островов, 1 тыс. км к юго-востоку от китайского острова Хайнань, 250 км от побережья Сабаха (Малайзия), 160 км от побережья Саравака (Малайзия) и 400 км к востоку от самого западного филиппинского острова Палаван.

На небольшие островки, атоллы и даже отмели архипелага заявляют претензии КНР, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней. Во второй половине XX века эти государства осуществляли здесь свое осязаемое присутствие. Вьетнам контролирует ряд островов, включая и одноименный остров Спратли. Самый крупный из островов архипелага Иту-Аба оккупирован тайваньским гарнизоном. Малайзия удерживает и претендует на три островка, а Бруней выдвигает претензии на Луизу Риф — одну из отмелей на юге архипелага. Восемь островов и атоллов контролируют филиппинские подразделения. Китай также занимает восемь островов, но претендует практически на всю акваторию Южно-Китайского моря.

Специалисты по морскому праву отмечают, что Поднебесная обозначает на китайских картах границы своих претензий, ссылаясь на так называемую «девятипунктирную демаркационную линию» (границу акватории Южно-Китайского моря, оспариваемой Китаем). Эта воображаемая граница включает в китайские претензии 90% из 3,5 млн. квадратных км акватории Южно-Китайского моря. Впервые официально «девятипунктирная линия» была отражена на карте, опубликованной еще националистическим правительством Чан Кайши в 1947 году, и впоследствии включена в карты КНР6.

В мае 2009 года в ответ на совместную подачу Вьетнамом и Малайзией заявления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа Китай к своей направленной в адрес Всемирной организации вербальной ноте приложил карту, на которой обозначена «девятипунктирная демаркационная линия», что вызвало серьезную озабоченность среди некоторых членов АСЕАН7.

Спор из-за островов Спратли и Парасельских, или территориальный спор в ЮКМ, учитывая их стратегическое положение, превратился во второй половине ХХ века наряду с тайваньской и проблемой Корейского полуострова в одну из наиболее сложных и потенциально взрывоопасных региональных проблем, косвенно затрагивающих интересы большинства государств АТР, включая великие державы. Ситуация в этом районе неоднократно обострялась. Дважды дело доходило до вооруженных столкновений между претендентами. В 1974 году в районе Парасельских островов Китай применил силу против подразделений Южного Вьетнама, а в 1988 году — против объединенного Вьетнама уже в акватории островов Спратли. В 1995 году китайские войска оккупировали находящийся в составе архипелага Спратли риф Мисчиф, который Филиппины считают своим.

За исключением КНР, занявшей непримиримую позицию в вопросе о принадлежности архипелага Спратли, все остальные государства, претендующие на острова в Южно-Китайском море, в разное время выражали готовность обсудить этот вопрос и попытаться найти приемлемые пути его решения. В качестве меры доверия Индонезия в начале 1990 года выступила с инициативой проведения регулярного международного семинара «Урегулирование потенциальных конфликтов в Южно-Китайском море». Однако обсуждение этой актуальной проблемы на семинаре зашло в тупик: его асеановские участники еще не были готовы к взаимному компромиссу, а Китай в этот период строго придерживался концепции «неоспариваемого суверенитета».

Окончание холодной войны, распад Советского Союза и сокращение влияния США в Юго-Восточной Азии привели к заметным изменениям в расстановке сил в регионе: Китай за счет бывшего СССР в значительной степени заполнил образовавшийся вакуум силы. Эти перемены вызвали в странах АСЕАН сильное чувство незащищенности. Масла в огонь добавили односторонние действия Китая в отношении спорных островов в ЮКМ. В феврале 1992 года в КНР был принят Закон о территориальных водах и прилегающих акваториях, в котором Спратли и Парасельские острова рассматриваются как китайская территория. Этот шаг вызвал бурную реакцию в странах АСЕАН — претендентах на острова в ЮКМ — и был расценен как нежелание Пекина вести поиск развязок территориального вопроса через достижение приемлемого компромисса.

В плане противодействия китайским претензиям на контроль в ЮКМ Филиппины — наиболее активный участник территориального спора — предприняли шаги по мобилизации партнеров по АСЕАН на осуждение односторонних акций Китая. Итогом этой активной работы стало принятие в июле 1992 года на конференции министров иностранных дел АСЕАН в Маниле Декларации по Южно-Китайскому морю, призывавшей претендентов к сдержанности и отказу от односторонних действий, могущих привести к вооруженному конфликту в зоне интенсивного международного морского судоходства.

Линия асеановцев на интернационализацию проблемы ЮКМ натолкнулась на сильное противодействие Китая, заявившего о невозможности обсуждать территориальный спор на многосторонней основе, но одновременно выразившего готовность к разговору с претендентами «один на один». Ответом на китайский вызов в ЮКМ стало учреждение в 1994 году Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности с участием других крупных держав АТР, чтобы сдержать «агрессивное» поведение Пекина в отношении отдельных государств ЮВА и связать несговорчивого партнера-претендента формальными процедурами и общими коллективными нормами поведения.

С целью побудить КНР принять многосторонний формат переговоров страны АСЕАН предложили Китаю перенести обсуждение вопроса об островах в ЮКМ на эту площадку. Однако Поднебесная, озабоченная возможностью вовлечения в спор США и Японии, вновь наотрез отказалась от многосторонних переговоров. В 1990-х годах тема ЮКМ регулярно фигурировала в повестке дня ежегодных конференций министров иностранных дел АСЕАН.

На различных международных форумах асеановская дипломатия довольно активно поднимала вопрос о привлечении внимания международной общественности к данной проблеме, подключении к ней в качестве арбитра США, заявляла о намерении передать данный вопрос на рассмотрение Международного морского суда, предлагалось даже вынести проблему ЮКМ на уровень Организации Объединенных Наций.

В июле 1999 года в Сингапуре асеановцы пытались зафиксировать в итоговых документах подготовленный Филиппинами кодекс поведения в ЮКМ. Однако из-за возражений Китая и сдержанности ряда асеановских государств, не являющихся сторонами территориального спора, присоединение к нему КНР не состоялось. Китайцы сделали акцент на том, что речь идет о достижении взаимопонимания, а не о выработке международно-правового документа. Пекин дал понять, что он против вынесения вопроса о кодексе на обсуждение Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности и «рассматривает форум не как механизм разрешения международных споров, а всего лишь как политическую арену для обмена мнениями».

Только к концу 1990-х годов позиция Пекина по ЮКМ претерпела позитивные изменения. Эволюции китайского подхода к урегулированию со странами АСЕАН территориального спора в ЮКМ способствовали два обстоятельства — признание государствами Восточной Азии Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности как важного и авторитетного механизма многосторонней дипломатии в регионе и предоставление в 1996 году Китаю статуса полноправного партнера АСЕАН по диалогу.

Определенное влияние на КНР оказало заключение в декабре 1998 года филиппино-американского Соглашения о временном пребывании американских войск на территории Филиппин: наличие в регионе пункта морского базирования США означало для Китая повышение риска реализации его претензий не только на острова Спратли, но что более важно для КНР — в отношении Тайваня. В Пекине также полагали, что его жесткая линия может подтолкнуть других претендентов на акватории и территории в ЮКМ последовать филиппинскому примеру.

В результате Китай в отношении своих южных соседей стал проявлять большую гибкость, смягчил подход к асеановским претендентам на острова Спратли и взял на вооружение принципы Ассоциации по урегулированию спорных проблем: консультации, консенсус, сотрудничество.

Пекин наконец согласился принять декларацию о кодексе поведения в ЮКМ с АСЕАН как организацией, что означало крупный сдвиг в поведении КНР в отношении мирного урегулирования конфликта. В ноябре 2002 года в Пномпене на полях саммита АСЕАН стороны подписали этот значимый многосторонний документ. Они обязались «выполнять цели и принципы Конвенции ООН по морскому праву, создавать атмосферу доверия, обеспечивать свободу мореплавания, разрешать споры путем консультаций без использования силы или угрозы ее применения».

Проблема архипелага Спратли занимает сегодня важное место в межгосударственных отношениях стран Восточной Азии, во внешней политике АСЕАН. Понимая всю серьезность конфликта из-за территорий и акваторий в ЮКМ, который будет иметь негативные последствия не только для региональной, но и мировой экономики, асеановцы стремятся нащупать пути урегулирования проблемы через переговорный процесс со всеми участниками территориального спора. Решение территориального вопроса в руководстве Ассоциации видится на пути сложения усилий официальных и неформальных диалоговых структур (конференции министров иностранных дел АСЕАН и Азиатско-тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (АТССБ). При этом приоритет отдается многосторонним межгосударственным механизмам, таким как АРФ, совещание старших должностных лиц по политическим вопросам АСЕАН — КНР.

К сожалению, кодекс является не юридически обязывающим, а политическим соглашением и не гарантирует, что все страны — участницы территориального спора будут ему следовать. Его превращение в документ международного права пока не просматривается главным образом из-за нежелания Китая идти дальше по пути взаимоприемлемых договоренностей.

Объяснением сложившейся ситуации являются следующие причины. Во-первых, существенную роль там играют противоречия между самими государствами АСЕАН. Они по-прежнему с подозрением следят за намерениями друг друга, особенно в части, касающейся практических действий в отношении территорий и акваторий в ЮКМ. Островные государства АСЕАН (Филиппины, Малайзия, Сингапур и разделяющий их подход Вьетнам) опасаются возможной китайской агрессии в южном направлении. Индонезия, претендующая на роль лидера АСЕАН, стремится активно участвовать в процессе территориального урегулирования в Южно-Китайском море, не хочет упустить возможности выступить в нем посредником и проявить себя как ядро, объединяющее интересы стран Ассоциации. Индокитайские же государства (Мьянма, Камбоджа, Таиланд и Лаос), наоборот, являются тесными партнерами Китая, более лояльно относятся к политике Пекина в ЮКМ.

В противостоянии асеановским участникам территориального спора в Южно-Китайском море КНР добилась дипломатического успеха, не позволив членам Ассоциации объединиться на антикитайской основе. Этот раскол в АСЕАН в июле 2012 года лишил членов «десятки» возможности выступить единым фронтом по проблеме ЮКМ. Свою роль, как об этом упоминалось выше, здесь снова сыграло то обстоятельство, что страны АСЕАН не в одинаковой степени вовлечены в территориальный спор. Дело дошло до того, что асеановцы даже не смогли согласовать итоговое коммюнике.

Другая причина кроется в нежелании Китая, который все еще колеблется и не хочет брать на себя обязательства, предусматриваемые юридически обязывающим документом. Представители Поднебесной заявляют о готовности вести разговор о кодексе, когда для этого созреют условия.

Важным моментом, осложняющим обстановку в ЮКМ, стала возросшая в последнее время активность государств-претендентов по экономическому освоению спорных акваторий. Так, в июне 2008 года Вьетнам запустил нефтегазовый проект в южной части своего континентального шельфа с участием «Эксон Мобил». В ЮКМ пришли такие компании, как «Шелл», «Бритиш Петролеум», «Шеврон» и ОАО «Газпром» (с вьетнамскими компаниями подписан меморандум о сотрудничестве в разведке и освоении шельфовых месторождений газа). Темпы геологоразведочных работ в акваториях ЮКМ ускоряются. Нефть и газ найдены вблизи островов Спратли и мыса Неудачи в Южно-Китайском море.

Попытки хозяйственного использования территорий и акваторий породили много проблем: права на шельфовое бурение, подтвержденные правительствами государств — членов АСЕАН, не признаются Китаем. Нервозность Поднебесной в спорном районе усилило заявление США в 2010 году о том, что они рассматривают Южно-Китайское море, через которое проходит половина мировой торговли, как район своих национальных интересов.

Весной и летом 2012 года градус напряженности в районе Южно-Китайского моря резко повысился. Китай, почувствовав силу и стремясь вытеснить из этого района США и Японию, предпринял конкретные шаги по укреплению и расширению своего присутствия в ЮКМ. В июле Пекин объявил спорный остров Вуди (Парасельские острова) площадью всего 2,1 квадратных км владением КНР. Помимо Китая, Парасельские острова являются также объектом территориальных претензий Вьетнама и Тайваня8. Как территориальная единица город Саньша с гарнизоном в 1 тыс. человек вошел в состав южной китайской провинции Хайнань, удаленной от острова на расстоянии 350 км9. Центральный военный совет в Пекине объявил о том, что при новом муниципальном образовании создается военный гарнизон «дивизионного уровня». Он будет отвечать за безопасность в акватории трех островов архипелага. В конце июня 2012 года Китайские ВМС начали патрулирование в акватории, на которую претендует Поднебесная.

США однозначно высказались в отношении китайской акции, охарактеризовав ее как «подрывные действия» в регионе. Тем самым оказалась несостоятельной проводившаяся американцами в 2009-2011 годах политика «стратегического убеждения» в отношении Китая. Один из ее проводников — бывший заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг — поведал телеканалу СNN, что «стратегическое убеждение» базируется на основополагающей, хотя и не выраженной словами сделке. Мы и наши союзники должны четко дать понять, что готовы приветствовать становление Китая… как процветающей и успешной державы. Китай же должен убедить остальной мир в том, что его развитие и повышение его роли в мире не будет осуществляться в ущерб безопасности и благополучию остальных»10. «Стратегическое убеждение», подчеркивает СNN, заменили тем, что сегодня называют то привязкой к Азии, то перебалансировкой. Иными словами, Соединенные Штаты будут использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты для сохранения безопасности, мира и процветания в Азии11.

Роль и значение Америки в АТР поднимают и попытки ряда стран Восточной Азии добиться, чтобы она служила противовесом растущей мощи Китая. Политологи в странах АСЕАН отмечают, что, хотя Пекин на словах приветствует присутствие США в Азии, на деле он не откликается на призывы Вашингтона к разрешению территориальных конфликтов с помощью международных механизмов и выступает с последовательной критикой проведения совместных учений американцев с их региональными союзниками.

Перенос центра тяжести внешней политики администрации Б.Обамы на Азиатско-Тихоокеанский регион, ее упор на сдерживание КНР лишь усилили напряженность в этом районе, сделали регион более подверженным конфликтам. Наращивая военное присутствие в Восточной Азии, предполагающее удвоение усилий по сравнению с предыдущими американскими правительствами, оказывая в пику Китаю политическую поддержку Филиппинам и Вьетнаму, Соединенные Штаты повышают риск быть втянутыми в противостояние из-за территорий и акваторий в Южно-Китайском море. Американский журнал «Foreign Affairs» в данной связи призывает руководство США «ни в коем случае не становиться на сторону одного из претендентов на острова в Южно-Китайском море» и делает акцент на «необходимости учреждения в Азиатско-Тихоокеанском регионе многосторонней структуры, способной предотвратить возможные действия Китая по дестабилизации статус-кво в Восточной Азии»12.

Китай со своей стороны, реагируя на упомянутое выше заявление США, впервые публично резко осадил Вашингтон. 6 августа 2012 года орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» предложила американцам «заткнуться» и упрекнула их «в стремлении подлить масла в огонь конфликта»13. Следом за ней китайское информационное агентство Синьхуа обвинило США в намерении посеять разногласия и смуту между КНР и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, с тем чтобы потом решать все спорные вопросы в качестве высшего судьи с максимальной выгодой для себя.

Однако Поднебесную раздражают не только заявления и акции ее геополитических соперников США и Японии, претендентов на островные территории из числа государств АСЕАН, но и вообще действия в ЮКМ других государств. Так, в июне 2008 года китайцы выразили недовольство проведением российским научно-исследовательским судном сейсморазведки недалеко от побережья СРВ. Китайская сторона обозначила свое отрицательное отношение к российским намерениям провести изыскательные работы в ЮКМ по просьбе Вьетнама. Пекин не устраивает научно-исследовательская, хозяйственная и любая другая деятельность внерегиональных держав в районе Южно-Китайского моря.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил в данной связи, что российско-вьетнамское сотрудничество в области разведки и добычи ресурсов на континентальном шельфе СРВ осуществляется активно и гласно с 1981 года (тогда российская нефтяная компания «Зарубежнефть» и вьетнамская государственная нефтегазовая компания «Петровьетнам» создали совместное предприятие «Вьетсовпетро») и исключительно вне спорных районов. Он также обратил внимание, что в районе Южно-Китайского моря активизируются другие страны, которые проявляют немалый интерес к добыче энергоносителей14.

В апреле 2012 года российский «Газпром» и вьетнамская компания «Петровьетнам» подписали соглашение о разработке газа, согласно которому планируется совместное освоение двух нефтегазовых участков в Южно-Китайском море. И хотя оба они не находятся в спорной акватории Китая и Вьетнама, Пекин все же сделал России мягкое предупреждение.

Во-первых, по китайской версии, эти участки — газета «Хуаньцю шибао» называет их лицензионными блоками 05.2 и 05.3 — «находятся внутри китайской «девятипунктирной линии». Если проанализировать сотрудничество России и Вьетнама в области добычи нефти и газа за последние годы, то можно обнаружить, что работы по разведке и добыче, которые Россия ведет в Южно-Китайском море, частично заходят внутрь «девятипунктирной линии»15. Во-вторых, МИД КНР дал понять, что предприятиям внерегиональных держав не следует поддерживать конкретные государства в решении ими спорных вопросов путем двусторонних переговоров и втягиваться тем самым в конфликт в Южно-Китайском море. «Жэньминь жибао» в данной связи цитирует политработника из провинции Хайнань Ли Пэна, изложившего, хотя и личный, но реально близкий к официальному подход в отношении внерегионалов: «Общеизвестно, что из-за прихода крупных государств… вопрос Южно-Китайского моря становится все более многосторонним и сложным. Сопротивляться возвращению России в Юго-Восточную Азию нецелесообразно, но и пускать этот процесс на самотек нельзя, необходимо следовать дипломатическим принципам прагматизма и максимальной выгоды, прилагать усилия для ограничения участия России в делах ЮВА»16.

Таким образом, нынешний расклад по территориальному вопросу сохраняет в себе потенциал возможного ухудшения обстановки вокруг островов в ЮКМ путем перерастания ее в полноценный вооруженный конфликт. Обстановка в Восточной Азии свидетельствует о том, что многосторонняя дипломатия Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности пока не сработала должным образом. Ситуация с кодексом поведения в ЮКМ отражает наличие ограничений в развитии мер доверия и достижении согласия между участниками спора.

Вышедшие на поверхность в Азиатско-Тихоокеанском регионе американо-китайские геополитические противоречия, не отмечавшиеся ранее таким накалом соперничества и масштабом гонки вооружений, подводят региональных лидеров к опасному рубежу. Здесь сталкиваются стремление Поднебесной к установлению контроля над стратегически важной и экономически обоснованной частью восточноазиатской периферии и желание США сформировать пояс дружественных азиатских государств антикитайской направленности.

Складывается впечатление, что нынешний всплеск конфликтности — не что иное, как проба сил, прояснение стратегических намерений и возможностей друг друга через размораживание территориального спора в ЮКМ. Все более частые попытки использования его участниками силовых акций (усиление гарнизонов, введение патрулирования акваторий и проведение учений ВМС, в том числе с участием США) формируют благоприятную среду для военно-политической конфронтации, превращая регион в «пороховую бочку». Кроме того, неконтролируемое военно-политическое соперничество между ведущими государствами способно нанести большой ущерб экономическому сотрудничеству в АТР, замедлить или даже на время приостановить развитие здесь экономической интеграции, привести к снижению в странах региона экономического роста.

Для исправления положения важны не столько институционально оформленные структуры многостороннего политического взаимодействия, создание которых в нынешних условиях проблематично, сколько выстроенная система консультаций и выработка общих подходов к решению ключевых региональных проблем. Их соответствие национальным интересам обеспечило бы поддержку большинства государств Восточной Азии.

Разрядить обстановку, сложившуюся в отдельных районах Южно-Китайского моря, и снизить риск возникновения регионального конфликта могла бы, как представляется, многосторонняя договоренность о совместном экономическом освоении спорных акваторий и территорий. Для заключения такого соглашения необходимо выработать единую формулу разрешения встречных претензий и последующего урегулирования столкновений и проявлений враждебности, могущих возникать в результате совместной хозяйственной деятельности.

Государства — претенденты на территории и акватории в Южно-Китайском море и великие державы должны усилить совместный поиск приемлемых для стран региона развязок, исходящих из прошлого территориальных конфликтов. Главное на данный момент — проявить ответственный подход и волю к компромиссу. Ведь опора на силу, и об этом не следует никогда забывать, — антипод диалога, так необходимого сейчас для снижения напряженности и достижения между участниками спора в Южно-Китайском море договоренностей, хотя бы и промежуточных. Первым шагом в этом направлении могли бы стать политические консультации заинтересованных сторон на экспертном уровне по наиболее значимым аспектам ситуации в ЮКМ.

1Reuters. 07.12.2012.

2The New York Times. 24.12.2012.

3Море возле островов Спратли богато рыбой. Это позволяет добывать там ежегодно 500 тыс. тонн разнообразных морепродуктов. А на шельфе обнаружены гигантские запасы нефти — 35 млрд. тонн и природного газа — 8300 млрд. куб. м. (Аргументы недели, 2012. №31. 16 августа).

4Сайт Дальневосточного научно-исследовательского, проектно- изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота. 07.01.2013 // http: // www.dniimf.ru

5 Callick Rowan. Powder Keg in the Pacific // Foreign Policy. 22.08.2012.

6Reuters. 25.05.2012.

7Project Syndicate. 10.08.2012.

8Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, международные организации и экономические группировки. Справочник. М.: Восток-Запад, 2010. С. 81.

9Независимая газета. 08.08.2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *