Капелла скровеньи джотто

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно — ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» — краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае — поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом — довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль — он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Энрико Скровеньи — владелец капеллы дель Арена в Падуе

Сцены из жизни Иоакима и Анны

— 1 Изгнание бездетного Иоакима из храма

— 2 Иоаким среди пастухов

— 3 Благовещение Святой Анне

— 4 Жертвоприношение Иоакима

— 5 Сон Иоакима

— 6 Встреча у Золотых Ворот

Сцены из жизни Марии

— 1 Рождение Марии

— 2 Введение Марии в храм

— 3 Женихи передают первосвященнику свои жезлы

— 4 Моление женихов о процветании жезлов

— 5 Обручение Марии с Иосифом

— 6 Свадебное шествие Марии

Бог посылает Архангела Гавриила к Марии

— 1 Рождество Иисуса

— 2 Поклонение волхвов

— 3 Принесение Иисуса в храм

— 4 Бегство в Египет

— 5 Избиение младенцев

— 6 Иисус среди учителей

— 7 Крещение Христа

— 8 Брак в Кане

— 9 Воскрешение Лазаря

— 10 Въезд в Иерусалим

— 11 Изгнание торгующих из храма

— 12 Предательство Иуды

— 13 Тайная Вечеря

— 14 Омовение ног

— 15 Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды. М. Алпатов о фреске Поцелуй Иуды

— 16 Христос перед Каиафой

— 17 Бичевание Христа

— 18 Дорога на Голгофу

— 19 Распятие Христа

— 20 Оплакивание Христа. М. Алпатов о фреске Оплакивание Христа

— 21 Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!» или Явление Христа Марии Магдалине

— 22 Вознесение Христа

— 23 Сошествие Святого Духа

Аллегории Добродетелей и Пороков

Новые приемы художника, примененные в росписях капеллы дель Арена Скровеньи

предыдущая / главная / следующая страница

Капелла Скровеньи в Падуе (Padova) представляет собой безусловный художественный шедевр. В наши дни капеллу посещает множество туристов, но исключительно небольшими группами и по предварительному заказу. Капелла была построена по воле богатого влиятельного купца и ростовщика Энрико Скровеньи и украшена фресками Джотто (Giotto), которые выполнил эту работу за 855дней в период с 1302 по 1305 гг. Интерьер постройки, прилегающей к богатому дворцу, построенному на месте римского амфитеатра 60-х годов до н.э., и служившей семейной капеллой, представляет собой около 1000 кв.м живописных работ, посвященных Ветхому и Новому Завету.Капелла, посвященная Богоматери Благовещения и построенная во искупление грехов Реджинальдо Скровеньи, отца Энрико, которого Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» поместил в ад за ростовщичество, представляется как единое целое, завершающееся в глубине гробницей заказчика, помещенной в апсиде. Архитектура церкви с узкими высокими окнами на фасаде, украшенном трехчастным готическим окном, предельно проста, и автором проекта был, вероятно, сам Джотто. Работу по созданию трех мраморных скульптур для алтаря, изображающих Мадонну с Младенцем между двумя дьяконами, заказчик доверил Джованни Пизано, а создание цикла фресок — Джотто. Величайший художник того времени находился в Падуе по приглашению монахов-францисканцев, где занимался украшением Базилики Св.Антония, будучи уже знаменитым после создания фресок Базилики Св.Франциска в Ассизи и Базилики Св.Иоанна Латеранского в Риме, не говоря уже о Палаццо-делла-Раджоне в Падуе (Palazzo della Ragione di Padova) – еще одного из художественных шедевров XIV века.
Для цикла росписей была использована техника фрески (от итальянского fresco — свежий), названная так, потому что живопись наносилась на влажную штукатурку. Краски должны пропитать штукатурку и при её высыхании образовать единое целое, что позволяет сохранить первоначальный колорит. Невероятные краски творений Джотто, такие, например, как знаменитый и очень дорогостоящий синий ультрамарин, были получены им при использовании пигментов, которые прибывали в Венецию (Venezia) со всего средиземноморского бассейна.
Среди множества живописных сцен, повествующих истории Ветхого и Нового Завета, выделяется Страшный суд, изображение которого целиком покрывает фасад капеллы. На фреске изображен Христос-Судия и Правитель среди апостолов, а ниже — Силы зла, хватающие грешников и повергающие их.
У тех, кто находится в капелле, создается впечатление будто они находятся внутри ковчега с многочисленными иллюминаторами, обрамляющими медальоны с изображением Христа среди евангелистов и пророков
Особенными представляются сцены, изображающие добродетели и семь смертных грехов, это самое настоящее наглядное пособие по поведению для христиан того времени.
Под сводчатым потолком с изображением звездного неба, которое подпирают расписанные под мрамор стены, фигуры с обильными драпировками выглядят естественно и реалистично, наглядно повествуя о фрагменте истории христианства, вдохновившем теолога Августина.
Свою работу Джотто завершил в совсем молодом возрасте, когда ему не было еще и сорока, но созданный им шедевр считается во всем мире сравнимым только с расписанной кистью Микеланджело Сикстинской Капеллой (Cappella Sistina) в Риме (Roma).

Согласитесь, часто случается так, что мы можем жить рядом с местами, которые представляют интерес с точки зрения истории и культуры, но почему-то их не посещаем или, будучи один раз в городе, где они расположены, и не вдохновившись, решаем, что делать там нечего.
Должна признаться, у меня так было с городом Падова (по-русски «Падуя).

Я была там один раз четыре года назад. Мечтала попасть в капеллу Скровеньи и не получилось (почему? Расскажу чуть позже), вторая по величине площадь Европы после Красной в Москве — Прато делла Валле была заставлена гастрономическими стендами со всего мира, на площади Эрбе работал рынок. В общем, эта цепочка из «не” привела к тому, что городом я не впечатлилась и благополучно не ездила туда, хотя о Капелле Скровеньи мечтала. Ну как можно не увидеть это великолепие, расписанное Джотто.

Всё решил случай. Отправляя ссылку на сайт Капеллы своей подруге, я обнаружила, что 25 марта вход будет стоить всего 1€, вместо 13€. И надо же такому случиться, что как раз в этот день мы возвращались из Зальцбурга и в принципе Падова была по пути. Билеты мы быстро купили онлайн. Забегая вперёд скажу, что уже через неделю всё было раскуплено на эту дату.

И вот после 4 лет отсутствия я возвращаюсь в Падову и открываю для себя, что это красивый город, с очаровательными улочками, мощёными камнем, по краям которых расположились портики домов, под которыми можно спрятаться от непогоды или от летнего зноя. На площади Трав стоит великолепный Палаццо делла Раджоне, в соседних барах сидят посетители, наслаждаясь первыми лучами солнца и попивая знаменитый в этих краях сприц апероль. Их разговоры напоминают щебетание птиц. Солнце светит так ярко, небо голубое-голубое, город залит какими-то невероятными красками и хочется запечатлеть на фото каждый миллиметр. В этот момент я совершенно чётко поняла, как много потеряла не приезжая сюда все эти четыре года.

К сожалению, мы не успели дойти до Прато делла Валле и собора Святого Антонио, т. к. нужно было срочно бежать на экскурсию в Капеллу Скровеньи. Поэтому я планирую ещё раз съездить туда, чтобы все изучить, а уже потом напишу статью, а пока расскажу о Капелле Скровеньи и о том, как заранее купить билет.

Капелла Скровеньи Capella degli Scrovegni

Была построена в 1303 году по велению купца и банкира Энрико Скровеньи на территории римского амфитеатра, которую он приобрёл для строительства своего роскошного палаццо. К сожалению, он не дошёл до наших дней, т.к. в 1827 году был разрушен. В те времена банкир Энрико Скровеньи считался самым богатым человеком Падуи. Строительство капеллы было связано с памятью об ушедшем папе и изначально задумывалась как поминальная. В некоторых источниках я прочитала, что в те времена профессия банкира не приветствовалось церковью и где-то пишут о том, что Энрико Скровеньи задумал строительство капеллы в знак замаливания своих и отцовских грехов. Согласно хроникам, его папа был заключён в тюрьму за ростовщичество. Данте в своём знаменитом произведении «Божественная комедия” обращается к истории Реджинальдо Скровеньи и помещает его среди проклятых в Аду.

Если вы устали искать информацию или у вас нет свободного времени, напишите мне и я радостью разработаю вам маршрут путешествия по Cеверной и Центральной Италии. Стоимость услуг от 20€ за 1 день разработки. Подробности смотрите на сайте проекта http://letsgetguided.com/ или отправьте письмо на unarussainitalia@gmail.com

Ваша Мила

Для росписи капеллы фресками заказчик пригласил знаменитого флорентийского художника Джотто. Предположительно он работал над своим циклом в период с 1303 по 1305 год. Его фрески в капелле Скровеньи оказали влияние на развитие всего европейского искусства!

Официальный сайт Капеллы Скровеньи www.cappelladegliscrovegni.it

Капелла небольшая. Прямоугольной формы со сводчатым потолком, готическим фасадом и шестью высокими узкими окнами на южной стене.


На 38 областях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Советую заранее ознакомиться с фресками. В интернете очень много фото и материалов, в этом случаем у вас будет возможность за 15 минут рассмотреть каждую. Меня такая подготовка очень выручает, поскольку я не совсем знакома с Библией.

Расположение фресок:

Очень важно помнить, что в Капеллу вы входите не через главный вход, а со стороны алтаря. Если встать к нему спиной, то:

  • на стене где вход, расположена фреска «Страшный суд”. По стилю она ближе всех остальных к византийскому. Среди персонажей можно увидеть одного из Скровеньи, который протягивает Мадонне фигурку Капеллы.
  • По стенам в самом верхнем углу слева (если встать лицом к главному входу) история жизни родителей Богородицы Святых Иокима и Анны.
  • Справа — Истории из жизни Богородицы
  • Во втором ряду сверху сцены из жизни и смерти Христа.
  • В третьем сверху ряду фигуры 7 добродетелей и 7 смертных грехов.
  • На синем небе со звёздами изображены лики Христа, Богородицы и пророков.

Посещение Капеллы:

В общей сложности составляет 30 минут. Из которых: перед входом в капеллу вас пригласят в зал ожидания, где можно посмотреть документальный фильм продолжительностью 15 минут. А уже после проводят в Капеллу, где вы также можете провести 15 минут.
В января, феврале, с 16 по 31 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря продолжительность посещения Капеллы составляет не 15, а 20 минут.

Всего в группах по 25 человек.

Время работы:

  • Понедельник — воскресенье 9:00 — 19:00
  • С апреля по июнь 2018 есть возможность посетить Капеллу в вечернее время с 19:00 до 22:00.
  • Нерабочие дни: 25, 26 декабря, 1 января.

Стоимость посещения:

  • 13€ — взрослые. Включает в себя посещение Археологического музея и Палаццо Цукерманна.
  • 8€ — в понедельник, т. к. Археологический музей закрыт.
  • 6€ — дети 6 — 17 лет
  • 1€ — дети до 5 лет, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, владельца единой карты на посещение музеев Падуи Padova card 48 или Padova card 72. В последнем случае 1€ взимается за бронирование посещения Капеллы. Карту вы можете оформить прямо на сайте в этом разделе:

https://cappelladegliscrovegni.vivaticket.it/index.php?nvpg%5Btour%5D&id=916&wms_op=scrovegni

Здесь же указано ,что если вы уже купили карту в другом месте, то для бронирования посещения вам нужно позвонить по телефону call-центра +39 0492010020.
Моя читательница в Instagram сказала, что в июне 2017 года они без проблем смогли забронировать посещение Капеллы, купив карту в информационном туристическом центре. Это к тому, что не всегда то, что написано на сайтах, соответствует реальной ситуации, нужно проверять.

Почему важно купить билет заранее

В капеллу одновременно пускают группы по 25 человек. В высокий туристический сезон рассчитывать на то, что вы сможете прийти и купить билеты в кассах без предварительного бронирования составляют, на мой взгляд, максимум 5%. Так было у нас 4 года назад. Мы с подругой собрались спонтанно в Падую. На сайте билетов уже не было. Филиппо посоветовал подойти в кассы и уточнить, может быть кто-то отказался. Действительно, 3 человека не пришли. Перед нами была одна пара. В итоге, чтобы никому не было обидно, мы решили не идти. Ну как разделить один билет на двоих?
Чтобы не было таких ситуаций, обязательно бронируйте билеты онлайн, тем более никакая дополнительная плата за это не взимается.

Как купить билет в Капеллу Скровеньи онлайн смотрите в видео:

Привет, дорогие читатели. На этот раз мы расскажем о здании, которое прославилось благодаря циклу фресок Джотто. Это капелла Скровеньи в Падуе. Совсем небольшая церковь Падуи, но знаменитая на весь мир.

Италия. Область Венеция. Город Pàdova (Падуя). В Италии советуем говорить по- итальянски – Падова, иначе вас не поймут. Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni). Встречается и такое название: капелла Джотто.

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Здание открывали для публики в дни Благовещения. И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии.

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Время работы

Посещение возможно с 9:00 до 19:00.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе.
Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи* в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.
Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.
Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.
Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом* — довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.
Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.
Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.
На торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых — сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра.

Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.

Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.
Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.

Схема расположения фресок в капелле Скровеньи. Падуя.
В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».

Господь посылает архангела Гавриила к Деве. 13. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска

Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы. 11. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.
«Ряды фресок». 1304-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.
Сцены из жизни Христа. Рождество. 17. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Внесение во храм. 19. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Бегство в Египет. 20. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Крещение Христа. 23. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Воскрешение Лазаря. 25. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Изгнание торговцев из храма. 27. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Тайная вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы»( Пятидесятницы).
Сцены из жизни Христа. Тайная вечеря. 29. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Христос перед Каиафой. 32. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Распятие. 35. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. Деталь. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Воскресение. (Noli me tangere*) 37. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Христа. Вознесение 38. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска
Сцены из жизни Христа. Троица (Пятидесятница) 39. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
На торцовой стене, как упоминалось расположено изображение «Страшного суда».
Страшный суд. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков, Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.
Семь добродетелей.
Семь добродетелей. Благоразумие. 40. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь добродетелей. Сила духа. 41. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь добродетелей. Умеренность. 42. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь добродетелей. Справедливость. 43. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь добродетелей. Вера. 44. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь добродетелей. Милосердие. 45. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска
Семь добродетелей. Надежда. 46. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков.
Семь пороков. Отчаяние. 47.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Зависть. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Неверность. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Несправедливость. 50.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Гнев. 51.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Непостоянство. 52.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Семь пороков. Глупость. 53.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Отдельно хотелось бы отметить декоративные полосы — вот пара из них:
Моисей на горе Синай. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Иона, проглоченный китом.1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
1. * Энрико Скровеньи — богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса
2. * Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.
Западная стена Петра и Павла церковь в Кожевниках в Новгороде.
Петропавловский храм сооружен из крупных камней известняка, а конструктивные и декоративные элементы выполнены из кирпича, из которого сложены лопатки, своды, глава.
Верха имеют трехлопастное завершение, состоящее из сочетания среднего коробового свода с двумя боковыми полукоробовыми 1406.
3. * Пресбитерий — (позднелат. presbyterium — от греч. presbyteros — старейшина), возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католического храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).
4. * Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) — евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *