В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» — трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.
Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.
Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.
Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…». Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .
Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин Псковский и преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой. Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.
А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота — «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.
Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.
Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.
В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.
з стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.
В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.
В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель — просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.
Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий Крыпецкий чудотворец. Старец еще за 17 лет до казни царской семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», — говорил блаженный Корнилий, — «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.
Собор св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником». В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.
ревняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».
В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.
Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» — пруд, специально вырытый, именуется Святым озером.
В 1913 году при игумене Иоанникии на станции Торошино была построена деревянная часовня, затем обращенная в 1921 году в церковь. В 1960-х годах церковь сгорела.
В 1918 году монастырь перестал существовать. До 1923 года еще действовал собор Иоанна Богослова как приходская церковь. 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. На месте монастыря некоторое время располагался приют для голодающих детей, а затем совхоз. Монастырь стал быстро разрушаться.
Особенно сильно он пострадал в период Великой Отечественной войны. В войну в монастыре скрывались партизаны.
В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы.
В 1995 году в нижнем подклете храма Иоанна Богослова прошло торжество – 500 лет со дня преставления преподобного Саввы. На Божественной Литургии присутствовал Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Эта архиерейская служба стала началом монашеской жизни монастыря.
В 1999 году братия монастыря поселилась в новом благоустроенном братском корпусе, в котором разместились келий для насельников, братская и праздничная трапезная, монастырская библиотека. В этом же году было восстановлено чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым ежедневно совершается чтение всей Псалтири и поминовение всех благодетелей, жертвователей обители. Богослужения совершаются ежедневно.
Главный монастырский храм был сооружён в типично псковском архитектурном стиле и освящён в 1557 году при игумене Феоктисте. Это крупное каменное здание на подклете. Четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый собор, первоначально имел, видимо, пощипцовое покрытие. К северо-восточному углу собора примыкает одноглавый придел, с запада и юга храм окружён закрытой галереей-гульбищем. При одной из перестроек была устроена четырёхскатная кровля, а также были заложены арки гульбища. В ХIХ столетии был устроен тёплый престол в нижнем храме и освящён во имя Пяти Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Под приделом престол Саввы Крыпецкого с мощами преподобного. Здесь же в нижнем храме ныне покоятся мощи другого подвижника — преподобного Корнилия.
В начале ХХ века Крыпецкий монастырь был одним из самых крупных и богатых обителей Псковской земли. В 1902 году в журнале «Русский паломник», одном из самых популярных изданий своего времени, появилась статья о Крыпецком монастыре за подписью некоего М. Темноборского. В этом очерке, посвящённом Крыпецам, особенно привлекает внимание описание его архитектурных достопримечательностей, хотя и дилетантское, но весьма подробное и выразительное.
Вот что говорит Темноборский об Иоанно-Богословском соборе: «Это громадное строение, имеющее в себе два этажа, поражает зрителя как своей типичностью постройки шестнадцатого века, как равно и тем замечательно хорошо сохранившимся древним видом, который бывает только у очень хорошо, основательно построенных древних зданий. Церковь Иоанна Богослова имеет вид двух четырёхугольников, из которых один, меньший, поставлен на другой. В южной стороне церкви помещается придел, по высоте средний между нижним и верхним четырёхугольниками; над ним возвышается купол на длинной и тонкой шее, украшенной характерным орнаментом наверху. Главный купол, имеющий оригинальную форму, лежит на толстом приземистом основании, шее, также наверху украшенной орнаментом характерного рисунка и имеющей в себе шесть узких окон… Алтарь, как и вообще во всех постройках псковских архитекторов, выступает тремя полукружиями, по высоте значительно меньшими, чем вся церковь. Все эти полукружия снабжены узкими и длинными окнами, находящимися довольно высоко над землёй, вследствие чего внутри церкви полумрак… Стены церкви обработаны типичными углублениями, что также является свидетельством того, что мастера были псковичи». Итак, уже в этом деловитом описании Иоанно-Богословского собора звучит для нас приблизительная дата его постройки — ХVI век.
Годом закладки собора современные исследователи предлагают считать 1554 год. Строительство заняло три года, и в 1557 году соборный храм освятили, о чём сообщает единственная дошедшая до наших дней летописная запись ХVI столетия, посвящённая Савво-Крыпецкой обители: «В лето 7065… Того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и еуагелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна». С самого начала Иоанно-Богословский собор отличался приличным убранством. Согласно свидетельству конца ХVI века, в главном, собственно Богословском, храме собора был тябловый иконостас, «писанный на золоте». Говорится также о медных паникадилах, литых, медных же, подсвечниках «немецкой работы», изрядно украшенных иконах.
В последующие века Иоанно-Богословский собор не раз подвергался ремонтам. Самым основательным из них был тот, который инициировал митрополит Евгений (Болховитинов) в первой трети ХIХ века. Правду молвить, к этому времени соборный храм Крыпецкой обители представлял собой вид крайней ветхости и запущенности. Нижний ярус его, где помещались мощи преподобного Саввы, напоминал более пещеру с печальными следами сырости на стенах (местность вокруг обители была болотистая, и это, пока владыка Евгений не позаботился о проведении мелиоративных работ, самым явственным образом отзывалось на состоянии монастырских зданий). Ремонт собора привел к его существенному видоизменению — прежде всего это касалось его интерьеров, поскольку большая часть «видимых» работ производилась внутри. Были заменены пострадавшие от сырости своды подклетов, фундаменты, части стен. Придельная Саввиновская церковь была расширена и продолжена на восток, до основных алтарных апсид. Везде заменили полы, во многих местах — рамы и двери.
Следующий ремонт соборного храма относится к 1860-1870-м годам. Тогда собор покрыли листовым железом и покрасили «зеленою краскою медянкою». «Возобновлен весь внутри» был придельный храм свт. Саввы, архиепископа Сербского, а также нижние тёплые храмы — преподобного Саввы Крыпецкого и Пяточисленных мучеников, причём последний был «соединён вместе с теплым храмом Преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца». Последний дореволюционный ремонт Богословского собора произвели в 1912 году (до этого собор подвергался ремонту ещё один раз — в 1902 году). К сожалению, при последнем ремонте не была учтена необходимость соблюдать влажностно-температурный режим в помещениях собора. Стены его выкрасили изнутри масляной краской, а полы в нижних храмах сделали бетонными. Из-за этого в летние месяцы здесь царила ужасная сырость, «так что на полу приходится часто убирать воду, а рака Преподобного Саввы, простоявши в этом храме с 1855 года по 1918 год, всего 63 года, предалась тлению».
После прихода к власти большевиков Крыпецкая обитель какое-то время ещё действовала, правда, в начале 20-х годов над монастырём стали сгущаться тучи. В 1922 году из обители были вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли). 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря; буквально несколько месяцев Иоанно-Богословский собор действовал как приходская церковь, после чего был закрыт и он. После закрытия этот монастырский храм очень быстро пришёл в запустение. В монастырских зданиях некоторое время располагался приют для беспризорников, а затем здесь обосновался местный совхоз. Вплоть до 50-х годов в нижнем храме располагались стойла для скота, а пол и стены сплошь были испачканы навозом. Хотя к концу 1950-х годов, когда руины Крыпецкого монастыря привлекли внимание реставраторов, именно он находился в наиболее сносном состоянии, сохранялась даже его барочная главка.
Память о святой обители и её подвижниках в памяти народа искоренить было невозможно. В эпоху усиления богоборческих гонений верующие своими силами рядом с могилой блаженного Корнилия в мае 1958 года поставили деревянный храм и возвели часовню. В сентябре 1958 году председатель Торошинского сельсовета И. Денисов вместе с комсомольцами разобрали и сожгли остатки деревянных сооружений. Но поскольку паломничество не прекратилось, монастырские здания решено было взорвать, а кирпич использовать в хозяйственных целях. Спасла его известная защитница псковских памятников истории и культуры, кандидат искусствоведения Елена Морозкина. Именно она добилась в высших инстанциях, чтобы Крыпецкий монастырь не взорвали, а взяли под государственную охрану.
30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль бывшего Крыпецкого монастыря объявили памятником республиканского значения и с тех пор он стал находится под охраной государства. На территории бывшего монастыря были проведены масштабные реставрационные работы… Эти работы производились под руководством советского архитектора Бориса Степановича Скобельцына реставраторами Псковской архитектурно-реставрационной мастерской. Увы, в 1983 году произошёл пожар, сведший на нет все усилия реставраторов, а довершили дело «кладоискатели», с упорством, достойным лучшего применения, долбившие ломами стены древнего собора.
Когда монастырь вернули Церкви, Иоанно-Богословский собор выглядел ничем не лучше, чем соседствующая с ним церковь Успения Пресвятой Богородицы. Лишь в 1990 году Крыпецкий монастырь, с его поросшими травой развалинами храмов и колокольни передали Псковской епархии. В течении двадцати лет возрождаемая обитель непрерывно реставрировалась и «обновлялась». Генеральный план, по которому работы должны были вестись в монастыре, на тот период отсутствовали. Восстановительные работы проводились без согласия с органом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). То, что сейчас мы можем видеть здесь, в Крыпецком монастыре — это храмы и здания, восстановленные по «оригинальному», собственноручному, можно так сказать, плану строительства главного монастырского архитектора Александра Сергеевича Кузнецова и бывшего наместника монастыря — архимандрита Дамаскина (Сахнюка).
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2009 г.