Кто построил Дмитриевский собор?

Кратко об истории собора

В России не так много исторических памятников, оставшихся от Древней Руси. Среди них – удивительный по красоте Дмитриевский собор во Владимире. Его архитектура столь уникальна, что даже в безбожные советские годы фото этого произведения русских зодчих красовалось во всех учебниках истории. С 1992 года храм находится в списке Всемирного наследия, составленном ЮНЕСКО. Экскурсия в Дмитриевский собор откроет паломникам книгу белокаменного зодчества средневековой Руси.

За почти 900-летнюю историю небольшой храм повидал многое. Его не раз разоряли, снова отстраивали. Поэтому один из красивейших архитектурных памятников Древней Руси, Дмитриевский собор, хоть сохранился с 12 века, выглядит не совсем так, как много столетий назад. В ходе паломнической поездки экскурсовод интересно расскажет об истории древней святыни и сюжетах его фресок.

Год основания

Летопись впервые упоминает «Дмитровскую» церковь под 1191 годом как построенную на усадьбе великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, по прозванию Большое Гнездо. Этот правитель (в крещении – Димитрий) был, пожалуй, самым могущественным на тогдашней Руси. Современник писал, что войско Владимирское может «Волгу веслами расплескать и Дон шлемами вычерпать».

Основатель

Всеволод известен как жесткий политик, удачливый полководец, одним словом, человек, вполне соответствующий своему языческому имени – «всем владеющий». При нем увеличилась территория княжества, Владимир украсился новыми церквями, каменным кремлем. А еще летописцы говорят о князе как милостивом, справедливом, набожном. К тому же семьянином был прекрасным: недаром его прозвали Большим Гнездом, ведь у правителя было 12 детей.

Для своей семьи Всеволод выстроил малый храм, посвященный его небесному покровителю, вмч. Димитрию Солунскому. Главной святыней этой церкви была частица одежды великомученика, пропитанная его кровью. Она считалась чудотворной, славясь исцелениями. Другой реликвией летопись называет «доску» с надгробия вмч. Димитрия, доставленную из Солуни – икону, изображающую святого в полный рост.

Средние века

Первое потрясение Дмитриевский пережил в 1237 году, когда стольный Владимир захватили монголы. Завоеватели уважали чужую веру, но не при захвате города, к тому же оказавшего упорное сопротивление. Церковь была ограблена, сильно повреждена, но все же не разрушена.

Частые нападения татар, затем литовцев, поляков, не проходили бесследно также в последующие годы. Известно, что незадолго до Куликовской битвы Дмитриевский лишился главных святынь – иконы и «срачицы» вмч. Димитрия Солунского. Их, повелением Дмитрия Донского, перенесли в Москву, чтобы не допустить поругания от татар. Обратно реликвии не вернулись.

К XVI веку церковь считалась великокняжеской. Здесь служили 4 иерея, 2 диакона. Согласно грамоте Василия III, клирики пользовались особыми привилегиями: были освобождены от всех податей, а судить их мог только сам державный, или назначенный им боярин. Любил собор церь Иван IV. Как память о его неоднократных приездах во Владимир к храму сделали несколько пристроек: два придела (свт. Николая и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи), а также большую крытую паперть у западной стены.

К сожалению, внимание правителей не спасало от частых пожаров. Трижды за свою историю Дмитриевский горел серьезно: в 1536, 1719, 1760 годах. Восстанавливать же его было с каждым разом сложнее, особенно с XVIII века, когда внимание властей к привилегированной церкви стало значительно меньше. В 1720 году настоятель, иерей Иоанн Васильев, сообщал Монастырскому приказу, что восстановить потери после пожара силами только причта нельзя. Ведь клир получает доходы только одной деревеньки Фрязино, а содержания от казны давно уже не видел.

В 1834 году состоянию Дмитриевского уделил внимание лично император Николай I. Посетив Владимир, государь глубоко возмутился пристройками, по его мнению, уродовавшими здание. Он повелел привести церковь «в первобытный вид», что означало снос приделов, паперти, крытых галерей, представлявших историческую и культурную ценность. Так была проведена так называемая «псевдореставрация», после которой собор приобрел современный вид.

Судьба после революции

С 1918 года собор был закрыт. Но его архитектурная ценность не осталась без внимания: здание передали музею. Здесь с 1955 года работала постоянная экспозиция «Архитектура Владимиро-Суздальской Руси». С 1970-х гг. выставки прекратились. Проезжавшие по «Золотому кольцу России» туристы могли видеть только великолепный декор на стенах, но внутрь здания попасть не могли.

Архитектура

Церковь строилась русскими мастерами, что специально отмечает летописец. А вот для внутренней росписи Всеволод пригласил греков, однако эти фрески почти не сохранились до наших дней. Каменная резьба стен считается «визитной карточкой» владимирских зодчих. У Дмитриевского этот декор сохранился почти неизменным до наших дней. Всего насчитывается от 600 до 1000 барельефов с таким разнообразием сюжетов, что храм с его резьбой называли «белокаменной книгой». На ее «страницах» изображения:

  • святых, среди которых – князья Борис и Глеб, царь Давид и другие;
  • языческих правителей: например, на южной стене представлено «Вознесение Александра Македонского на небо». Христиане тогда считали Александра первым носителем идеи божественности царской власти, объединителем мира. Царственные грифоны, возносящие его к небесам, шедевр белокаменной резьбы;
  • самого Всеволода с пятерыми сыновьями;
  • мифических и реальных животных, птиц;
  • фрески с изображением трав, цветов.

Лишь с 2005 года обновленная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась вновь. Экспонатов на выставке оказалось немного. Среди них:

  • копии иконы вмч. Димитрия Солунского, ковчежца с частью его одежды;
  • подлинный крест с купола: с 2002 года его сняли, заменив копией;
  • гробница Владимирского губернатора, графа Р.Л. Воронцова, который завещал похоронить себя в Дмитриевском (1783).

Лишь с 2011 года Церкви удалось добиться права совершения богослужений в стенах бывшей святыни Древней Руси. На память вмч. Димитрия впервые за почти столетие здесь зазвучали молитвы. Сейчас Дмитриевский собор считается действующим, но здание до сих пор принадлежит музею. Паломническая поездка во Владимир входит в состав содержательного автобусного тура на 2 или 3 дня по святым местам России.

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:

  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 500 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид. Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились. В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом. В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

Вид на Дмитриевский собор со смотровой площадки, © Андрей и Валерия

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

Видео о соборе:

Дмитриевский собор во Владимире

Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», – пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера – летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».

Дмитриевский собор

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837–1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо в годы, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор – шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции создают подлинную уникальность Дмитриевского храма. Собор великолепен. Дух торжественного великолепия пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее им остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с какими-то выходцами с Балканского полуострова – болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много общесредневековых мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, отнюдь не является не художественным приемом – дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых – русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы – льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке – прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, собора Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII века «Вознесение Александра» равноправно важнейшим христианским изображениям», – пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят – «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище «Большое Гнездо» князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «всякое» дыхание да хвалит Господа. «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад – и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад – и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях – но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями – и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной – кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века – сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера – греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах – светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик – ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» – именно таким и задумывали его древние зодчие. «Храм Мой домом молитвы наречется»…

«Дмитриевский собор, – пишет Л.Д. Любимов, – один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дмитриевский собор во Владимире (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Дмитриевский собор во Владимире, Владимир

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли — один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

Собор известен богатейшими настенными барельефами: на них запечатлены жития святых и мифические животные. Интерьер не столь впечатляющий, но здесь есть несколько фресок и музейная экспозиция.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне — Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.

  • Описание
  • Паломничества (6)
  • Поездки сюда (31)

Описание Дмитриевского собора в г. Владимир

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194-97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году.

Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.

Паломнические поездки к Дмитриевскому собору в г. Владимир

  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Торжка в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Волгограда в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Сергиева Посада в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Краснодара в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Коломны в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Дивеева в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Минска в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Краснодара в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Боголюбова (Владимирская обл.) в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саратова в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саранска в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Старицы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Саратова в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Арзамаса в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Валдая в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Мурома в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Владимира в Дмитриевский собор в г. Владимир
  • Поездка из Москвы в Дмитриевский собор в г. Владимир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *