Мечеть самарканд

Самым монументальным строением в Самарканде, созданным во время правления Амира Темура, считается соборная мечеть Биби-Ханым. К ее возведению приступили после успешного военного похода Темура в земли Индии. Строительство продолжалось пять лет, вплоть до 1404 года, как раз тогда когда было начато строительство мавзолея Гури-Амир.

Память на века

В то время это считалось весьма быстро, на строительные и отделочные работы были приглашены самые лучшие каменотесы, мастера, зодчие и художники, как из самого Самарканда, так и стран покоренных Амиром. Также для тяжелых работ использовали силу индийских слонов. Приезжая в город между военными походами, Темур лично руководил строительным процессом, а в его отсутствие за стройкой наблюдала старшая жена Сарай-Мульк-Ханым.

В исторических источниках, дошедших до наших дней говориться, что она вместе с мечетью Биби-Ханым построила медресе, назвав его своим именем. Вернувшись из очередного похода, Тимур увидел, что портал мечети гораздо ниже портала медресе и пришел в неописуемый гнев. Готовый полностью портал, он приказал снести и поднять его еще выше.

Шедевр исламского зодчества

Великолепие мечети Биби-Ханым на каждого производит неизгладимые впечатления. Сооружение представляет комплекс, включающий четыре здания — входную арку, главную мечеть и две маленькие мечети. В самом центре расположен двор площадью почти 5 тысяч квадратных метров, окруженный галереей арок. Углы двора украшают четыре величественных минарета.

Роскошный портал в восточном стиле отделан мраморными плитами и изначально имел ворота из бронзы. Вход главной мечети декорирован пештаком внушительных размеров с роскошными восьмигранными минаретами по бокам, а барабан увенчан большим куполом голубого цвета.

После смерти Амира Темура его внук правитель и великий ученый Улугбек соорудил мраморный пюпитр-лаух прямо во дворе мечети, на котором раскрывали знаменитый Коран Османа.

К сожалению, великолепный шедевр восточной архитектуры не устоял перед натиском стихии. Несколько веков здесь можно было видеть лишь гордые руины, некогда легендарного сооружения. Лишь в конце прошлого века, после крупных восстановительных работ была воссоздана изначальная планировка комплекса. До наших дней, в своем первозданном виде дошел мавзолей Биби-Ханым, который расположен напротив мечети.

Одна из наиболее грандиозных мечетей всего мусульманского мира, самая большая мечеть в Средней Азии, огромный комплекс, внушающий благоговение и при этом таинственный страх грандиозной высотой стен и в то же время заставляющий трепетать от своего великолепия, — все это об архитектурном памятнике Биби Ханым.

Название «Биби-Ханым» («Биби-Ханум») — потрясающей соборной мечети, предстающей взору с холма Афросиаб, — переводится буквально как «старшая принцесса» (или «старшая жена»). Биби Ханым иначе называли еще пятничной мечетью Самарканда — сюда приходили тысячи мужчин-мусульман для совершения таинства намаза.

Существует великое множество легенд о том, как появилась эта удивительная мечеть, богато украшенная изразцами, росписями и резным мрамором. Но историки все же придерживаются мнения, что Биби Ханым была построена по приказу Амира Тимура сразу после его возвращения из Индии, где он одержал победу, и названа в честь любимой жены Тамерлана.

Строительство началось 4 мая 1399 года на месте, которое лично выбрал сам повелитель. К работе приступили самые талантливые мастера и ремесленники того времени. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, а в горах, не покладая рук, трудились над обработкой камня и поставкой его в Самарканд еще 500 человек. Чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов. Неудивительно, что мечеть была построена за рекордно короткий для того времени срок — пять лет. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби Ханым, которые сравнивали с красотой небес, а арку портала — с Млечным Путем. Тем не менее, Амиру Тимуру сооружение не понравилось. В порыве гнева он приказал арестовать Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Дисельда — вельмож, руководивших строительством.

Множество построек, из которых мечеть состояла изначально, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. С восточной стороны прямоугольного внутреннего двора располагался пештак — главный входной портал высотой 33,15 метра и шириной 46 метров. Напротив портала в центре комплекса стояла главная мечеть, вход в которую был украшен двухстворчатыми воротами, вылитыми из семи сплавов, резными мраморными плитами и искусно выполненной облицовкой. По углам мечети выстроили четыре высоких многоярусных минарета. В центре двора вырыли глубокий колодец и перекрыли его каменной плиткой с отверстием для стока воды (ташнау).

Мечеть Биби Ханым задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. Глубокие фундаменты из рваного камня и кирпичные стены не спасли Биби Ханым — еще при жизни Тимура здание стало разрушаться, и на головы молящихся сыпались камни из потрескавшегося купола.

Сейчас из всего комплекса можно увидеть только пять уцелевших построек: портал, большую мечеть в глубине двора, две малые мечети и минарет. Кроме того, центр двора до сих пор украшает огромный мраморный пюпитр для священного Корана, изготовленный при Улугбеке.
Но благодаря кропотливой работе историков, археологов и искусствоведов мы имеем возможность представить первоначальный облик Биби Ханым.

Тончайшие геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты, а также майолика в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаикой украшают здание мечети. На внутренней части купола были позолоченные изделия из папье-маше, а на стенах — орнаментальная роспись по штукатурке. Малые мечети имеют более скромный декор — сделано это было намеренно, чтобы более выгодно подчеркнуть значимость основного здания.

В 1968 году начались работы по реставрации комплекса Биби Ханым, но почти полностью восстановленное сооружение жители и гости Самарканда смогли увидеть только к началу туристического сезона 2003 года.

Вновь была отстроена разрушенная примерно наполовину своей высоты арка главного портала. Нижнее мраморное обрамление осталось оригинальным, и старая облицовка видна сразу — она темнее. Так же, как и на главной мечети, первоначальный орнамент которой темнее, чем современная реконструкция, составляющая 90%. Частично сохранившийся северо-западный минарет был полностью облицован, а три других минарета восстановили, построив заново и облицевав. При этом высота вновь возведенных минаретов меньше той, что была у построенных мастерами в XV веке. Также полностью были восстановлены купол главной мечети и купола боковых мечетей. Сегодня восстановительные работы в Биби Ханым продолжаются.

В Гузарском переулке, через дорогу от мечети, находится оригинальный памятник — восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом. У этого здания нет главного фасада, и судя по изразцовому и расписному декору, мавзолей был пристроен к мечети Биби Ханым. Обрамление мавзолея свидетельствует, что его возвели в одно время с мечетью. В просторном склепе на полу размещены мраморные саркофаги. Когда в 1941 году саркофаги были вскрыты, в них обнаружили останки двух богато одетых женщин среднего возраста. Возможно, что одна из них и была Сарай Муль Ханым, она же — Биби Ханым.

Отдельно хочется отметить базар, находящийся возле мечети Биби Ханым. Спустя 600 лет он не утратил своего колорита и все так же продолжает жить своей неповторимой жизнью восточного базара.

Легенды о Биби Ханым.
Помимо общепринятой версии о строительства мечети по приказу Тамерлана, существует еще множество легенд, которые по сей день воспринимаются как красивые восточные сказки. Одна из легенд гласит, что медресе Биби Ханым строилось в честь матери жены Амира Тимура и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при этом великом правителе. Эта легенда берет свое начало из дневника испанского путешественника Руи Клавихо, написавшего, что Тимур приказал построить великолепное сооружение во славу матери Сарай Мульк Ханым, которую Клавихо называл Каньо. Эта версия имеет право на существование, ведь слово «биби» имеет еще и значение «мать».

Есть еще одна красивая легенда о том, как был построен этот великолепный комплекс. В ней говорится, что красавица Биби Ханым, любимая жена великого Тимура, решила удивить мужа, построив к его возвращению из очередного военного похода, прекрасную мечеть, по сравнению с которой меркли бы красота и величие всех других мечетей. Она пригласила самых лучших мастеров со всего света, которые тут же приступили к работе. Были сооружены минареты, вокруг обширного двора выросли белые мраморные колонны, а голубой купол неописуемой красоты затмевал собой небесный свод. Лишь арка оставалась недостроенной, когда эмир уже приближался к Самарканду. Но юный архитектор не торопился достраивать здание, ведь это означало неизбежную разлуку с Биби Ханым, которую он горячо любил со всей пламенностью молодого сердца. Биби Ханым была в гневе, требуя закончить строительство в назначенный срок. Тогда молодой человек согласился достроить мечеть, но при одном условии: если царица разрешит поцеловать себя.

Биби Ханым вначале потеряла дар речи от дерзости влюбленного, но будучи мудрой женщиной, она прибегла к хитрости и стала предлагать ему любую придворную красавицу на выбор. Она убеждала его, что все женщины одинаковы, подобно раскрашенным яйцам, а для наглядности приказала почистить при нем целое блюдо с раскрашенными яйцами. Но влюбленный стоял на своем, говоря, что бокал с белым вином сможет обжечь все внутри жарким огнем, а бокал с водой не сделает ничего, пусть даже они и налиты в одинаковые сосуды и цвет у них одинаковый. Любовь — это и есть бокал с вином. Расстроенной царице пришлось сдаться. В момент поцелуя она заслонила щеку рукой, но жар любящего сердца был настолько силен, что прожег все преграды, и на розовой щечке царицы осталось небольшое пятнышко.

Несколько дней спустя Тимур со своим войском вступил в город, и перед взором его предстали купола и минареты, поражающие своим величием. Но удивление и восторг от подарка прошли в ту же минуту, когда Тимур увидел на лице любимой жены след от поцелуя. Под его яростным напором царица призналась во всем. «Железный хромой” приказал найти мастера. Но юноша успел за это время сделать себе крылья и улететь в Мешхед.

Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым — его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.

А еще местные жители рассказывают старое поверье: если женщина долго не может забеременеть, то нужно обязательно прийти в Биби Ханым, прикоснуться к камням мечети и к тому месту, где лежал большой Коран, и помолиться. Неважно, на каком языке будет звучать молитва, главное — просить в ней познать счастье держать в руках собственное дитя. И желание обязательно сбудется, ибо за долгие века место это намолено и считается святым.

Фотографии:

смотреть все фото «»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

«» назад вверх «»

В каком туре можно посмотреть мечеть Биби Ханум:

  • Классический Узбекистан — Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • Восточный Дастархан — Гастрономический тур в Узбекистан
  • Майские праздники в Узбекистане — Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • Майский Узбекистан — Тур в Узбекистан на майские праздники
  • Через Кызылкумы к Аральскому морю — Экскурсионный и джип тур в Узбекистан
  • Новый год в Восточной сказке — Новогодний тур в Узбекистан
  • Новогодние каникулы в Узбекистане — Самарканд, Бухара, Хива и Ташкент в дни новогодних праздников
  • К сердцу империи Тамерлана — Любимые города Тамерлана, грандиозная архитектура эпохи Тимуридов
  • Ларец восточных приключений — Всеобъемлющий экскурсионный тур в Узбекистан
  • Дорогой древних караванов — Тур по городам Великого шелкового пути (участок Кыргызстан — Узбекистан)
  • На Корабле по Пустыне — Сочетание экзотического тура на верблюдах с путешествием по древним городам
  • Жемчужина Востока — Согдиана — Экскурсионный тур по Узбекистану и Туркменистану
  • Тур с изюминкой — Виноградный тур по Узбекистану
  • Дынный Узбекистан — Экскурсии по древним городам Узбекистана и дегустация арбузов и дынь
  • В Узбекистан на 23 февраля — Экскурсионный тур в Узбекистан + катание на горных лыжах
  • Семейные каникулы в Узбекистане — Пляж, горы, парки с аттракционами, аквапарки, вкуснейшая еда в одном туре.
  • Велотур по Узбекистану — Веломаршрут по горам и пустыням Узбекистана + экскурсии в Бухаре и Самарканде.
  • Жемчужины Узбекистана — Тур в Узбекистан: Хива, Бухара, Самарканд + поездка в Нуратинские горы.
  • Тур на 8 марта в Узбекистан — Весенний тур в Узбекистан: Самарканд, Бухара.
  • Новогодняя ночь в Самарканде — Короткий новогодний тур в Узбекистан: экскурсия по Самарканду + встреча Нового года в ресторане.
  • Аральское море и оазис древних городов — Контрастный тур в Узбекистан: путешествие на джипах к Аральскому морю, экскурсии по Хиве, Бухаре и Самарканду.

Соборную мечеть Самарканда (Биби-Ханым) начали строить в 1399 г., после обогатившего государство Тимура грабительского похода в Индию. По-видимому, эмир придавал исключительное значение этой мечети: он сам следил за работами, всячески поощрял огромную армию рабочих и мастеров скорее завершить постройку. Мечеть строилась меньше пяти лет, и в 1404 г. она была уже закончена. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира.

Археологические исследования позволяют представить план и первоначальный облик мечети. Большая прямоугольная площадь, занятая мечетью, снаружи была ограждена глухой сравнительно невысокой стеной, над которой возвышались сохранившиеся сейчас в руинах, прорезанные огромными стрельчатыми арками грандиозные пештаки, кубические массы больших зданий с куполами на барабанах и стройные минареты. Все эти архитектурные объемы, симметрично расположенные по периметру большого двора, создавали своеобразный, проникнутый единством художественного замысла монументальный ансамбль.

Вход на территорию мечети украшал гигантский пештак, представлявший самостоятельное архитектурное сооружение. Обширный двор мечети окружала аркада, за которой со всех четырех сторон располагались крытые галереи, образованные рядами колонн. Боковые галереи посередине прерывались сравнительно небольшими портально-купольными зданиями. В глубине двора поднимался второй сорокаметровый пештак, и сейчас еще сохранивший величественную арку и граненые минареты на углах. За ним высилось здание главного «святилища», увенчанное полусферическим гладким бирюзового цвета куполом.

Композиция ансамбля Биби-Ханым построена на сложном сочетании архитектурных форм и цвета. Роль своеобразного модуля играет стрельчатая арка в прямоугольном обрамлении. Множество арок, то дробящихся в ячейках сталактитов, то вырастающих до гигантских размеров, внесло в архитектуру сложный ритм, сделало особенно ощутимыми масштабные соотношения и вместе с тем объединило все в одно целое. Единство художественного замысла проявилось и в цвете узора. Стены мечети покрыты сеткой крупных ромбовидных фигур и куфических надписей, выложенных по терракотовому фону кирпичной кладки синими, голубыми и белыми изразцами. Голубой цвет преобладает в узорной кладке стен, он звучит в украшении пештаков и, пронизывая, таким образом, всю систему архитектурного декора, безраздельно господствует в изразцах большого бирюзового купола, как бы слившегося с небом.

Архитектура мечети была обращена к массе людей, заполнявших в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Доминирующие в узоре на стенах мечети религиозные надписи и окружающие их орнаменты плоскостны, графичны и несколько суховаты, но хорошо видны на большом расстоянии. Несравненно богаче украшены пештаки. Пилоны и арки обогащены тонкими узорами расписной майолики и резной мозаики, то вкрапленных среди крупных геометрических мотивов и надписей, то заполняющих отдельные панно и тимпаны, то расположенных в виде цепочки звезд на фоне неглазурованного кирпича. Мерцание ярких красок изразцового убранства дополняло мягкое свечение белых мраморных панелей, наличников дверей и колонн. Архитектурные идеи, положенные в основу этого сооружения, нашли воплощение и в интерьере «святилища». Оно поражало величием пространственного решения, тонкостью пропорций, богатством декора. Над большим и высоким квадратным помещением, расширенным с каждой из сторон глубокой нишей, вознесен купол, плавный переход к которому образуют тромпы, конструктивно дополненные щитовидными парусами. В среднеазиатских монументальных постройках конца XIV—начала XV в. над основными помещениями обычно высятся двойные или даже тройные купола. В скрытом от глаз пространстве между наружным, опирающимся на барабан, и внутренними куполами возведены опорные кирпичные ребра. Стены и своды, как и снаружи здания, имели богатое красочное убранство, выполненное росписью и раскрашенными с позолотой рельефными бумажными розетками, сделанными из прессованной бумаги и прикрепленными к штукатурке маленькими гвоздиками. Несмотря на то, что сейчас от некогда грандиозного сооружения сохранились лишь руины, даже по ним можно понять величие замысла зодчих и ощутить огромную силу их вдохновенного мастерства. В целом архитектурно-художественный образ мечети Биби-Ханым представляет сложное явление, в содержании которого отразились и религиозные цели, ради которых строилась мечеть, и идеи прославления Тимура, и вместе с тем несравненно более широкое мистическое представление о мире. «Купол был бы единственным,— писал о мечети Биби-Ханым современник Шарафаддин Иезди,— если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой».

Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби-Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым.

С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.

История Биби-Ханым

Народное предание связывает строительство этой мечети с именем жены Тимура, решившей подарить своему супругу сооружение во время его отсутствия. История, однако, не знает имени Биби-Ханым, и разрушает всю прелесть сказки. Главную жену Тимура звали Сарай Мульк-Ханым. И ко времени постройки мечети, ей было далеко за 60 лет. Фактически же, мечеть построена при Тимуре в 1399—1404 годах была заложена Тимуром после победоносного похода на столицу Индии — Дели.

Мечеть Биби-ханым — самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100х140 метров. Для сравнения — мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в XIV веке, имеет размер 60х120 метров, а мечеть Джума в Исфагане к XIV веку имела размеры 115х125 метров. Если обратиться к Западной Европе, то, почти совпадающий, по времени постройки, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-Ханым.

В своем первоначальном виде мечеть представляла гигантское сооружение, состоявшее из многих построек. Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минарета не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн.

На восточной стороне обширного внутреннего двора, имевшего форму прямоугольника (62х83 метра), находится главный входной портал (пештак), высотой 33,15 метра. Против него — большое здание главной мечети; ее общая высота от земли до наивысшей сохранившейся точки составляет 36,65 метра. По северной и южной сторонам поставлены одно против другого купольные здания малых мечетей.

Некогда великолепно оформленный двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора.

Огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Землетрясения ускорили процесс деформации и разрушения куполов и увеличили угрожающие трещины арок. Землетрясением 1897 года была разрушена значительная часть отделанного мрамором портала главного входа. В результате от монументального, целостного по своей композиции сооружения остались лишь руины.

В первые годы Советской власти ставился вопрос о полной реставрации мечети. Однако работы на первых порах коснулись лишь благоустройства памятника: были снесены лавки и очищена территория вокруг мечети. Техническая реставрация этого памятника требовала, помимо крупных материальных затрат, предварительного и углубленного его изучения. В 20—30-х годах появились труды, более полно освещающие историю памятника; произведены обмеры оставшихся на поверхности частей; обследована площадь двора; исполнены большие работы по фиксации росписей мечети. В дальнейшем в, результате подробного археолого-архитектурного изучения здания был составлен проект графической реставрации мечети, созданной в свое время лучшими мастерами того времени. Однако, в последние годы Советского союза бытовало мнение о необходимости законсервировать памятник вместо его реставрации.

Став независимым, Узбекистан форсировал затянувшиеся реставрационные работы и к началу туристического сезона 2003 года, реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. По качеству этой реставрации существует много мнений, но факт остаётся фактом — отныне Самарканд не встречает больше гостей руинами.

Легенда о постройке мечети Биби-Ханым

Биби-Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимур уехал в один из походов, ей пришло в голову сделать ему подарок и, заодно, увековечить своё имя — построить грандиозную мечеть, которая бы своими размерами, великолепием и убранством превосходила все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неё есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку. Работа закипела. Руководить работой поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы влюбился в неё.

И вот мечеть уже почти выстроена, остаётся лишь одна огромная портальная арка. Всё чаще посещает постройки Биби-Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше её, как только исполнит поручение.

Тем временем Тимур шлёт весть о скором своём возвращении. Биби-Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать. Царица разгневана; зодчий забыл, кто она такая? Но архитектор неумолим… Тогда Биби-Ханым решается пойти на хитрость: она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. «Посмотри на эти яйца; с виду они все разные, внутри все одинаковые. Таковы мы женщины! Я подарю тебе любую из рабынь, которую ты захочешь». На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой; другой белым вином. «Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!»

А Тимур уже подходит к столице. Биби-Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй. Но при поцелуе закрывает лицо подушечкой (по другой легенде – ладонью); поцелуй бал так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно.

И вот Тимур въехал в столицу, его восхищённому взору представилась во всём блеске соборная мечеть – подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда прорицательный супруг углядел пятно на её щеке.

Здесь повествование раздваивается на две версии:

Версия первая:

Зодчего ждала смерть. Тогда он поднялся на один из минаретов построенной мечети вместе с учеником. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. «Где учитель?», — спросили его. «Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед», – ответил тот…

Такова легенда. История же не донесла до нас имени Биби-ханым среди жён Тимура. Более того, Руи Клавихо в своём Дневнике записал, что мечеть построена по приказу самого Тимура в честь матери старшей жены Тимура (Сарай Мульк ханым), что вполне вероятно, учитывая, что «Биби», означает мать –

«Мечеть, которую сеньор приказал построить в честь матери своей жены Каньо, была самая почитаемая в городе. Когда она была закончена, сеньор остался недоволен передней стенкой, которая была слишком низка, и приказал сломать ее. Перед ней выкопали две ямы, чтобы через них разобрать фундамент, а чтобы работа спорилась, сеньор сказал, что сам берется вести наблюдение за одной частью работ, а двум своим приближенным велел наблюдать за другой половиной, чтобы знать, кто скорее закончит свое задание. А сеньор в это время уже был дряхл, не мог ни ходить, ни ездить верхом, а передвигалсятолько в носилках. И он приказывал каждый день приносить его туда на носилках и оставался там некоторое время, торопя работающих. Потом он велел доставлять туда вареное мясо и бросать его сверху тем, кто работал в яме, как будто они собаки. А когда он своими руками бросал это мясо, то так побуждал к работе, что нельзя не удивляться. Иногда же сеньор приказывал бросать в ямы деньги. И над этой постройкой работали так день и ночь. Это строительство и сооружение улицы приостановили только из-за того, что пошел снег».

Версия вторая:

Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землёй богатый мавзолей, такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чёрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов.

Когда всё было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привёз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого хромца. Он пополнял библиотеку – так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер, план подземелья исчез…

«Легенды о Самарканде» Н. Якубов. Самарканд, 1990

Мавзолей Биби Ханум (переводится как «Старшая жена») — это самое грандиозное строение во всей Средней Азии, самое большое и великолепное. Мавзолей был построен в 1399 году в Самарканде по указу самого Амира Темура в честь своей любимой красавицы-жены. Он лично выбирал это место, а значит уделял большое значение новой постройке. В комплекс вошли расписной входной портал высотой 33 метра, мечеть Биби Ханум с прекрасной облицовкой и ярко голубыми куполами, 4 стройных минарета, а центр двора украшал массивный мраморный пюпитр для священного Корана.

Что сотни женщин просят у царицы?

До сих пор бытует молва, что именно Биби Ханум, а не Тамерлан, приказала мастерам построить эту грандиозную мечеть, которая бы превосходила все остальные по своим размерам и красоте. Постройка была задумана в качестве сюрприза для любимого мужа по его возвращению из военного похода. Мастера-искусники сразу приступили к работе и трудились долгих 5 лет. Но вот пришла новость о неожиданном возвращении Тимура в Самарканд. До его приезда оставалась недостроенной только арка, но молодой зодчий не торопился заканчивать работу, ведь это означало неизбежную разлуку с красавицей Биби Ханум. Чтобы уложиться в срок, юноша попросил исполнить только одно желание: поцеловать свою возлюбленную. Ничего не оставалось разгневанной Биби Ханум и она согласилась. Только влюбленный потянулся к её щёчке, как Биби Ханум подставила свою ладонь, но и это не спасло. Поцелуй был настолько горяч, что обжёг царицу и оставил розовое пятнышко.

Вернувшийся муж стал любоваться величественными куполами и минаретами, но внимание его отвлек розовый след. Разгневанный эмир тотчас приказал найти дерзкого юношу, но каково было удивление, когда донесли ему, что влюблённый сделал себе крылья и улетел в священный город Мешхед. С тех пор мавзолей считается символом большой любви между великим Тимуром и красавицей Биби Ханум. Сотни верующих приезжают в это священное намоленное место чтобы попросить у Биби Ханум обрести свою любовь, мир и спокойствие в домах, помолиться за свои семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *