Мраморный дворец

Фотографии Мраморного дворца

Мраморный дворец получил своё название, поскольку в облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России использовался природный камень — мрамор и гранит. Всего было применено 32 сорта — русский (карельский и уральский), греческий и итальянский, а также ляпис-лазурь (лазурит) из Забайкалья. Цвет отделочного камня был самый разный — белый и серебристый, все оттенки серого и розового, от синего до голубовато- и зеленовато-серого.

Строительство Мраморного дворца началось в 1768 году и продолжалось 17 лет (с 10 октября 1769 года до 1785 года). Проект по эскизу Екатерины II разработал, пожалуй, самый известный архитектор Петербурга Антонио Ринальди.

Императрица наблюдала за ходом работ и поощряла отличившихся. На строительстве работало около 100 каменщиков и до 300 артиллерийских фузилёров. Глыбы камня привозили по Неве.

Главные сокровища дворца — Мраморный зал и Парадная лестница. Их облик сохранился в наибольшей степени и лучше всего отражает эпоху Екатерины II.

Мраморный зал

Но большую часть дворца сейчас занимают экспозиции и выставки:

  • Коллекция мебели, предметов интерьера и картин, собранная братьями Ржевскими
  • Выставка современного искусства — Музей Людвига в Русском музее.
  • С экскурсионной группой можно посетить покои Великого князя Константина Романова. Заказ экскурсий в музей К. Романова по телефону +7 (812) 595-42-03.

Режим работы Мраморного дворца в 2020 году

Музей открыт с 29 июля. Посещение возможно только по сеансам. Билеты продаются на официальном сайте.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день
  • касса закрывается на полчаса раньше

Как добраться

Дворец находится на Дворцовой набережной Невы. На значительном удалении от станции метро. Ближайшие станции — «Невский проспект» и «Гостиный Двор», идти около 15 минут.

Стоимость билетов в Мраморный дворец в 2020 году

  • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 350 рублей
    • студентов и пенсионеров — 170 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 500 рублей
    • студентов — 250 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 700 рублей
    • студентов и пенсионеров — 350 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 1000 рублей
    • студентов и пенсионеров — 500 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Внешнее оформление Мраморного дворца

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Мраморный дворец, вид с Троицкого моста

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф.И. Шубиным: справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.

Интерьеры Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Парадная лестница

По замыслу Ринальди художественная отделка Парадной лестницы должна была стать продолжением каменной отделки, начатой на фасадах здания.

В её оформлении применялся серый мрамор серебристых оттенков. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется тем, что Екатерина II хотела придать парадным покоям мужественный и строгий облик.

Парадная лестница

Свет из окон второго этажа и купола позволяет увидеть разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб. Более светлый цвет мрамора перил и балясин (столбиков) зрительно расширяет пространство и делает их легкими.


Плафон «Суд Париса» в перекрытии над Парадной лестницей, художник Иосиф Кристи

Плафон Парадной лестницы — работа Иосифа Криста 1784 года «Суд Париса». В мраморных нишах установлены фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь, и символизирующие детство, юность, зрелость, старость.

Женская фигура «Утро» в виде богини утренней зари Авроры с атрибутами — солнечный диск у ног и гирлянда роз в руках

Женская фигура «Полдень» солнечными часами, которые показывают полдень и стрелой, которая символизирует солнечные лучи

Женская фигура «Вечер» в образе богини Дианы, в сумерках выходящей на охоту, её атрибуты — лук и колчан со стрелами

Женская фигура «Ночь» с совой у её ног

На площадке от второго этажа до третьего — две аллегории, представляющие осеннее и весеннее равноденствие. С площадки третьего этажа хорошо видны лепные барельефы. В центре — композиция «Игра амуров», слева и справа — женские фигуры «Умеренность», «Сила духа», «Благоразумие» и «Справедливость».

Мраморный зал

Главная комната дворца — Мраморный зал, сохранивший старинное каменное убранство XVIII века.

Антонио Ринальди умело сочетал оттенки розового и вишневого тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зелёного и жёлтого итальянского камня.

Мрамор различных оттенков в облицовке зала

По периметру всего зала в арках над пилястрами первого яруса расположены круглые барельефы на тему «Жертвоприношение», придающие нынешнему двусветному залу изысканность и гармоничность. Старинные наборные двери украшены золоченой бронзой.

Мраморный зал

Богато оформлена западная сторона зала. Дорогой камень ляпис-лазурь, привезенный из Прибайкалья, использован как фон для двух белокаменных рельефов. Композиции «Возвращение Рагула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от галлов» выполнены скульптором Михаилом Козловским. Сюжеты взяты из истории Пунических воин Древнего Рима. Они повествуют о долге, верности Отечеству, самопожертвовании и великодушии античных полководцев.

Композиции помещены в золочёные бронзовые рамы. Сверху и снизу — гирлянды с фигурами орлов и скрещенные ветви пальмы и дуба, высеченные из белого итальянского мрамора.

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

Живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» С. Торелли, Мраморный зал

В Картинной галерее дворца (юго-восточная часть дома) находилось более двухсот живописных работ Рембрандта и Тициана, Рафаэля и других мастеров. В юго-западной части были устроены Греческая и Турецкая бани. На третьем этаже располагались жилые покои, Зал для игры в мяч находился в корпусе по Мраморному переулку.

Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Микеланджело Пистолетто «Стена», 1967

Бернард Шульце «Два трупа», 1970

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Ральф Гоингс «Закусочная Унадилла», 1977

Джефф Кунс «Херувимы», 1991

Георг Базелиц диптих «Бутылка и орёл», 1977-1978

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Коллекция братьев Ржевских

«Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» — это экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть экспозиции — произведения станковой живописи XVIII–XX веков. Это работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Александра Иванова, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и других мастеров. В собрании Ржевских — мебель, дорожные, напольные и каминные часы, выполненные часовыми мастерами Западной Европы и России XVIII–XIX веков.

И.К. Айвазовский «Константинополь», 1882 г.

Часы каминные, бронзовые, золочёные, с фигурками сатира и сатирессы, середина 19 века, Франция

Часы каминные, мраморные с золочёной бронзой, фирма Clezen Paris, Франция, конец 18 века

И.Я. Билибин эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», 1934 г.

Среди экспонатов — произведения фарфора, созданные на известных российских и европейских заводах того времени.

Выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века»

В покоях великого князя, последнего владельца Мраморного дворца, развернута выставка «Константин Романов — поэт Серебряного века». Личные небольшие комнаты его семьи сохранились на первом этаже Мраморного дворца. Своей отделкой выделяется Музыкальная гостиная, называемая Готической по характеру оформления. В ней можно увидеть интерьер, отделанный деревом со сложным резным узором сводов и стен, и мебельное убранство.

На музыкальных и поэтических вечерах здесь бывали Афанасий Фет, Аполлон Майков, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и другие выдающиеся личности.

Предания Мраморного дворца

  • По преданию, в Мраморном дворце была устроена потайная дверь, через которую Екатерина II тайно уходила на встречи с Григорием Орловым
  • В одной из легенд рассказывается, что в фундамент Мраморного дворца был замурован мраморный ящик с монетами.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец Екатерина II подарила своему фавориту графу Орлову за его усердную службу и участие в событиях 1762 года.

Орлов Г.Г. — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

В результате дворцового переворота 28 июля 1762 года император Пётр III был свергнут, и на престол с помощью братьев Орловых взошла Екатерина II.

Екатерина II — мраморная скульптура, автор Шубин Ф.И.

Григорий Орлов в тридцать один год возглавил артиллерию российской армии, он был удостоен звания генерал-фельдцейхмейстера. Оставаясь на службе до конца своих дней, был награжден многими высокими наградами, среди которых — орден Святого Андрея Первозванного и орден Святого Александра Невского.

Большую роль Григорий Орлов сыграл и в прекращении бунта 1771 года, вызванного эпидемией чумы в Москве. За подарок граф отблагодарил императрицу большим бриллиантом в 189,62 карата.

Он умер в 1783 году в возрасте 48 лет, так и не дождавшись окончания строительства.

Екатерина II выкупила дом у наследников графа и подарила его внуку — Константину Павловичу Романову. Архитектор Иван Старов выполнил ремонт и отделку ряда интерьеров к свадьбе великого князя.

Позже под руководством придворного архитектора Андрея Воронихина прошла перестройка жилых комнат дворца.

Мраморный дворец принадлежал ещё двум Константинам — второму сыну Николая I — Константину Николаевичу и его внуку Константину Константиновичу.

В середине XIX века проведена перестройка здания по проекту Александра Брюллова. После всех перестроек изменений первоначальный вид интерьеров был утрачен.

В 1992 году Мраморный дворец становится филиалом Русского музея. С этого времени проходит восстановление интерьеров исторического здания.

Виртуальные прогулки

Телефон (справочная) Мраморного дворца

В предыдущей своей статье о Мраморном дворце Санкт-Петербурга я писал об обзорной прогулке по этому прекрасному памятнику архитектуры. Как оказалось, во дворце есть еще одна экскурсия — по мемориальному музею Константина Романова. Мне повезло, и в рамках этой экскурсии мы посетили не только музей Великого князя, но и закрытые парадные залы и помещения, находящиеся на реконструкции. Но обо всем по порядку.

Парадная лестница дворца

Мраморный зал

Плафон на потолке

Как добраться на метро

Ближайшие ко дворцу станции — «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Путь пешком от них займет 15—20 минут.

На экскурсию необходимо записываться заранее. Я записывался примерно за неделю, так как группы по дворцу водят не каждый день. Телефон для записи: +7 812 595 42 03. Стоимость посещения — 500 рублей. На кассе можно расплатиться банковской картой.

В отделке использовано несколько пород камней

Прекрасный вид, не правда ли?

Многие элементы оформления Мраморного зала сохранились до наших дней

Экскурсия по дворцу и мемориальному музею Константина Романова

В самом начале нашей прогулки экскурсовод предложила расширить экскурсию и пройти не только по музею, но и по парадным залам. Естественно, все поддержали эту идею. Начали мы с небольшого экскурса в историю. Напомню, архитектором дворца являлся Антонио Ринальди, оставивший свой яркий след в архитектуре Петербурга. Он был автором проектов дворца Петра III в Ораниенбауме и Китайского театра в Царском Селе.

Владельцы дворца менялись несколько раз. Изначально предполагалось, что зданием будет владеть Григорий Орлов, фаворит Екатерины II, но он не дожил до окончания строительства. Императрица выкупила дворец у наследников Орлова и преподнесла его своему внуку, Великому князю Константину Павловичу, в качестве свадебного подарка.

Здесь видна работа мастеров по восстановлению помещений дворца. Слой за слоем можно проследить разнообразную окраску стен в различные исторические периоды

Барельеф на морскую тематику. Великий князь Константин Николаевич был непосредственно связан с морем и флотом Оранжерея Мраморного дворца

Первый брак князя нельзя назвать удачным. Проявление чувств к будущей супруге у него было очень своеобразным: он мог прийти к ней завтракать в шесть утра, принести с собой барабан и заставить юную принцессу играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей. Также известна история о том, что Константин Павлович любил стрелять из пушки в коридорах дворца. При этом, чтобы не убить супругу, он сажал ее в огромную вазу.

Екатерине очень не нравилось поведение внука, и она выселила его из дворца. В дальнейшем имя Константин будет неразрывно связано с историей дворца. Здесь проживал сын Николая I, Великий князь Константин Николаевич. Впоследствии во дворце жил и его сын, Константин Константинович Романов. Какое-то время дворец даже называли Константиновским, но такое название не прижилось.

Во дворце можно найти множество статуй и предметов декоративно-прикладного искусства Светильник современный, но восстановлен он по старым изображениям Белый (Готический) зал

Вернемся к нашей экскурсии. Проходим через помещение, в котором планируются реставрационные работы, и попадаем, наверное, в самый роскошный зал дворца — Мраморный. Я уже видел его в свою первую прогулку по дворцу, но при посещении без экскурсии зайти сюда нельзя. Помещение поражает своей роскошью и красотой.

Также в рамках этой экскурсии мы посетили и закрытые для самостоятельного осмотра оранжерею и Белый (Готический) зал. Последний примечателен своими размерами, это самое большое помещение во дворце. Кстати, здесь иногда проводятся различные мероприятия и концерты. Их расписание можно узнать на сайте или в справочной дворца.

На потолке можно увидеть ажурную сетку Это самое большое помещение во дворце Светильник в виде бога торговли, Гермеса

Последняя точка нашего маршрута — мемориальный музей Константина Константиновича. Великий князь был последним владельцем дворца из рода Романовых. Эта часть экскурсии проходит по покоям князя — его кабинету, библиотеке, гостиным. После его смерти дворец так и не перешел его наследникам — три сына Константина Константиновича были убиты в 1918 году, а Мраморный дворец был национализирован.

В советское время во дворце располагался филиал музея Владимира Ленина. Сейчас же здание входит в структуру Русского музея, здесь проводятся различные выставки.

Библиотека Константина Константиновича К сожалению, в остальных покоях князя фотографировать запрещено

Еще один архитектурный шедевр архитектора Антонио Ринальди, Большой Гатчинский дворец, находится в часе езды от Петербурга. Его изюминкой является 130-метровый подземный ход.

Если кратко, в целом:

  • отличная экскурсия по закрытым для одиночных посетителей залам дворца;
  • один из лучших экскурсоводов, которых я встречал, — рассказ об истории дворца заинтересует любого;
  • зимой в некоторых залах довольно прохладно, рекомендую одеваться теплее.
  • Мраморный дворец. Часть 1

История возникновения Мраморного дворца неразрывно связана с периодом правления Екатерины II. Здание было построено по приказу императрицы в период с 1768 по 1785 год. Масштабный по тем и нынешним временам объект предназначался в подарок графу Григорию Орлову. Генерал-фильдцейхмейстер вел активную деятельность в политической жизни 1762 года, которая способствовала восхождению Екатерины на престол. Позже Орлов стал излюбленным фаворитом императрицы. К сожалению, до окончания строительства граф не дожил. После его смерти Екатерина выкупила недвижимость для своего внука.

Санкт-Петербург в конце 18 века

Над созданием шедевра работал прославленный архитектор Антонио Ринальди. В октябре 1768 года заложили фундамент здания, и в основу вмонтировали мраморный ящик с монетами. Свое название строение получило из-за основного облицовочного материала — мрамора и гранита. Плиты доставлялись прямиком к объекту по реке Нева из Италии. После составления смет и подсчетов оказалось, что везти именно белый камень из-за границы дешевле, чем с Алтая. Остальные сорта мрамора добывали поблизости Ладожского озера в карьерах. Именно Антонио Ринальди предложил отказаться от классической штукатурки в пользу натурального материала для украшения нижней части фасада.

Портрет Антонио Ринальди — архитектора, спроектировавшего Мраморный дворец

К 1769 году уже были готовы кирпичные своды и несущие стены. В 1774 году начались облицовочные работы, монтаж мраморных плит. Спустя 6 лет развернулось строительство служебного корпуса дворца. В 1780 году было принято решение засыпать Красный канал между Мойкой и Невой, чтобы организовать внутренний двор между основным сооружением и служебными постройками. В качестве соединительного элемента установили кованую решетку, прототипом которой послужила ограда Летнего сада.

Вид на Дворцовую набережную с Петропавловской крепости в конце 18 века

Отделка верхних этажей была закончена в 1780 году, а через 5 лет строительство завершилось. В качестве украшения на аттику водрузили башенку с часами. Сюда же установили фигуры, символизирующие верность и щедрость. Эти скульптуры принадлежат известному мастеру Шубину.

Литография 1860 года по рисунку Иосифа Шарлеманя

Особое внимание во время строительства уделялось кровле здания. Медные листы были настолько искусно спаяны, что крыша не текла вплоть до ремонта в 1931 году.

Крыша дворца была сделана настолько качественно, что не протекала на протяжении почти полутора веков

С 1992 года здание передано Русскому музею и находится под охраной государства.

Как добраться до Мраморного дворца

Уникальный памятник архитектуры 18-го века находится в самом сердце исторического квартала Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной Невы (ул. Миллионная, 5/1). Самостоятельно добраться до местной достопримечательности можно несколькими способами. Благодаря удобной транспортной развязке и хорошо налаженной работе муниципального транспорта туристы не заблудятся по пути в Мраморный дворец.

Точный адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

От аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать одну остановку до ст. м. Московская. Время в пути — 30 мин.

    Метро:по 2 линии «Парнас» ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 мин.

    Пешком:1,5 км.

  • Вариант 2

    Автомобиль:на северо-запад по Пулковскому шоссе, затем по КАД и ЗДС. Расстояние — 28 км.

От Московского ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от остановки Площадь Восстания маршрутом №11 ехать 2 остановки до ст.м. «Гостиный двор», время в пути — 6 мин.

    Автобус:пересесть на остановке пр. Невский на маршрут №49, ехать 3 остановки до пл. Суворова. Время в пути — 6 мин.

    Пешком:350 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на запад по пр.Невский. Расстояние — 4,9 км.

Мраморный дворец на карте

Что посмотреть

Мраморный дворец — неотъемлемая часть панорамы Дворцовой набережной. Это первый в городе объект, облицованный натуральным гранитом. Масштабы подготовительных работ и величие готового дворца трудно переоценить. Даже если не входить вовнутрь, можно получить настоящее эстетическое удовольствие от любования внешним обликом архитектурного памятника в мраморе.

Дворцовая набережная — одна из визитных карточек Санкт-Петербурга

Экстерьер

Перед тем, как переступить порог мраморной обители, рекомендуется уделить особое внимание фасаду. Отделка здания — уникальная. В ней использовались элитные и редкие сорта материала — 32 разновидности гранита. Разнообразие оттенков создает гармоничную архитектурную картину всего строения.

При отделке фасада было использовано 32 вида гранита

Главный фасад выходит в парк, который замыкается на противоположной стороне служебным корпусом. На набережную Невы смотрит боковой фасад. Для строительства верхних этажей применялся серый гранит из окрестностей Сердоболя. На цокольных этажах установлены розовые гранитные плиты, привезенные из Выборга. Этот материал визуально похож на облицовку набережной Невы, поэтому объект из мрамора идеально вписывается в ансамбль.

Визуально оформление Мраморного дворца перекликается с отделкой набережной Невы

Украшением строгих стен выступают полированные пилястры нежно-розового цвета. Натуральный материал выгодно играет в лучах, отражающихся от медной кровли. В отличие от лаконичных и сдержанных боковых фасадов, центральная часть выполнена мягкой пластикой с некоторым оттенком барокко. Здесь пилястры заменяют колонны, выполняющие дополнительную поддержку аттику с башенкой и часами.

Мраморный дворец. 1768-1785 гг., архитектор А. Ринальди. Для отделки внешних фасадов и внутреннего убранства дворца А. Ринальди впервые в России широко использовал природный камень — гранит и около 30 разновидностей мрамора, за что дворец и получил свое название.

Первоначально дворец предназначался Екатериной II в дар ее фавориту Григорию Орлову. Однако, Орлов умер до окончания строительства. После его смерти дворец служил резиденцией великих князей. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший под псевдонимом «К.Р.» В левом крыле дворца, в бывших покоях великого князя в подлинных интерьерах того времени открыта мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века».

В залах Мраморного дворца размещены постоянные экспозиции музея — «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» и «Музей Людвига в Русском музее», единственная в России постоянная экспозиция русского искусства XX века, дающая возможность проследить развитие русского искусства в контексте мировой художественной культуры. Здесь также проходят выставки работ современных зарубежных и российских художников, в том числе представляющие новейшие течения в искусстве

Мраморный дворец

Первое строение на этом участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей появилось в 1706 году. Здесь на берегу Невы был построен Почтовый двор . С июня 1714 по осень 1716 года здесь по проекту Доменико Трезини был построен новый Почтовый двор («Почт-гаус») с пристанью для двух «почтовых фрегатов», совершавших регулярные рейсы между Петербургом, Данцигом и Любеком.

На Почтовом дворе Ж. Б. Леблоном была открыта архитектурная школа, где учился, а затем преподавал М. Г. Земцов.

В 1768-1785 годах архитектором Антонио Ринальди здесь был построен дворец, названный Мраморным. Он был возведён по указанию Екатерины II в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову. Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых Екатерина оказалась на русском престоле. Поначалу она предполагала сделать на фронтоне надпись: «Воздвигнут благодарственной дружбой», но в конце концов заменила её на «Здание благодарности». Ответным жестом графа стал огромный персидский бриллиант «Надир-шах» массой в 189,62 карата и стоимостью 460 000 рублей. Цена драгоценного камня совсем немного не дотянула до стоимости самого дворца. Сейчас этот бриллиант известен под названием «Орлов».

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Пётр Егоров. На строительстве Мраморного дворца ежедневно трудились около 100 каменщиков и от 100 до 300 артиллерийских фузилеров из подразделения Мордвинова. Екатерина II периодически посещала строительную площадку и лично награждала особо отличившихся работников.

Огромные плиты мрамора и гранита доставляли по Неве. Их сюда начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные своды и стены построили в 1769 году, после чего началась первичная обработка природного камня. Эта работа осуществлялась в 1770-1774 годах. В 1774 году приступили к отделке фасадов Мраморного дворца мрамором и гранитом, к отделке внутренних помещений.

Незадолго до завершения работ со строительных лесов упал и получил тяжёлые травмы Антонио Ринальди. Не дождавшись окончания возведения Мраморного дворца он уехал из России в Италию.

Мраморный зал в Мраморном дворце

Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицевали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название — «Мраморный дворец». Кстати, первое время здание называли «Каменным домом у Почтовой пристани».

Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.

В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус Мраморного дворца. В 1780 году засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку, который проходил на месте двора между главным и служебным зданиями. Между домами установили решётку работы П. Е. Егорова, напоминающую ограду Летнего сада.

С 1780 года велась отделка двух верхних этажей. Все работы завершили к 1785 году. На аттике установили башенку с часами. По сторонам от башни поместили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина — Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.

Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.

Зимний сад в Мраморном дворце

Парадная лестница Мраморного дворца украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего — скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку — колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе — бассейн для прочистки механизмов.

В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада. Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал — главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы «Жертвоприношение», изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним — Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца — Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части — запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Ко времени смерти Григория Григорьевича у Екатерины II был другой фаворит и дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Вместе со своей супругой он жил в одном из скромных петербургских домов, который ему также подарила императрица.

Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.

После кончины Орлова Екатерина II выкупила Мраморный дворец у потомков графа и подарила его своему шестилетнему внуку великому князю Константину Павловичу. Более чем 10 лет здание пустовало. Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

Музыкальная комната К.Р. в Мраморном дворце

В 1795-1796 годах в Мраморном дворце жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко . После смерти Екатерины II его освободил Павел I. В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной. Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту. После его смерти 12 февраля 1798 года Константин Павлович вернулся в свою резиденцию. Несмотря на это, именно в Мраморном дворце Павел I посмертно короновал Понятовского.

При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. В Зале для игры в мяч великий князь разместил Арсенал русского и зарубежного оружия и мундиров. В 1806-1807 годах А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной улице. В Мраморном дворце Константин Павлович фактически жил не с января 1813 года, когда он присоединился к действующей армии и совершил с ней зарубежный поход. В апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. В 1830 году здание обследовалось архитекторами В. Очаковым и Х. Мейером. Они признали его аварийным, начался капитальный ремонт.

6 марта 1832 года Николай I передал Мраморный дворец своему второму сыну — Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека. 20 августа 1845 года был утверждён проект переустройства Мраморного дворца, который выполнил А. П. Брюллов. Перекрытие Мраморного зала было приподнято на один этаж. Рядом с ним разместилась Парадная столовая. В Парадный кабинет Константина Николаевича можно было попасть через первый зал Приёмной. Рядом с ним Брюллов создал Библиотеку, из которой был проход в Зимний сад, созданный на месте Садика. Далее — Большой зал, где устраивались концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Рядом Брюллов создал Ванную в античном стиле, восстановил ликвидированные Воронихиным Турецкую и Греческую бани. Арсенал был перестроен в готическом стиле и был назван Белым залом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера. В 1857 году в Белом зале установили орган работы Г. Метцеля. Появился подъезд со стороны Мраморного переулка. Позже появилась легенда, что именно через него Екатерина II проходила на свидания к Орлову. Из бывшего Лакового зала на Парадную лестницу был перенесён плафон «Суд Париса». Все работы были завершены к 1849 году. 29 декабря этого года великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна въехали в свою новую резиденцию. Указом от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец было приказано именовать «Константиновским», но это название редко использовалось в повседневной жизни.

В середине XIX века в саду между Мраморным дворцом и служебным корпусом установили мраморную фонтанную группу неизвестного скульптора «Путто с веткой» .

Мраморный дворец вновь перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, которая давала электричество не только помещениям дворца, но и фонарям на Марсовом поле. Обустроили подъёмные машины — лифты. В 1883 году здесь появился телефон. Обитатели дворца развлекались тем, что слушали через него оперные спектакли.

Великий князь Константин Николаевич был сторонником реформ 1860-1870 годов. В общественной жизни даже возникло выражение «партия Мраморного дворца».

После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын — Константин Константинович, известный под псевдонимом «К.Р.». при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола «Ермак» по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Кроме Константина Константиновича апартаменты в Мраморном дворце имел также великий князь Дмитрий Константинович.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников. Идёт реставрация помещений.

24 января 2002 года журналистам был предъявлен после ремонта Белый зал. 7 июня того же года здесь состоялась встреча руководителей России, Китая, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Они подписали хартию Шанхайской региональной организации сотрудничества.

Поделиться

1 1 1 1 1 Рейтинг 100%

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр. 2 Соловьёва Т. А.: «Дворцовая набережная». Издательство «Крига», 2005 — 176 стр. 3 Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка… От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 — 640 стр. 4 Измозик В. С.: «Пешком по Миллионной». Издательство «Знание», 2004 — 200 стр. 5 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр. 6 Петров П. Н.: «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 782 стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *