Муром монастыри

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Здесь пребывают мощи крестителей Муромской земли — благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Внутреннее убранство главного храма святой обители дошло до нас практически неизменным, богослужение здесь почти не прекращалось. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен, впоследствии — патриарх Московский и всея Руси.
Программа «По святым местам» приветствует вас из Мурома. Это один из древнейших городов России, он упоминается еще в «Повести временных лет». Правда, тогда, в IX веке, местные жители были язычниками. Крестил их благоверный князь Константин, который прибыл на Муромскую землю в XI столетии.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Когда князь приезжает сюда, он сталкивается с тем, что муромцы не желают добровольно отказываться от веры своих предков. Дело в том, что долгое время город Муром находился на территории, где проживали представители угро-финнского племени Мýрома (или Муромá). Кстати, именно от этого племени город получил свое название – Муром. Племя было не славянским, они долгое время придерживались своих древних языческих верований. То есть здесь христианство появилось сравнительно поздно, нежели в других областях нашей страны.

Константин Святославович, по преданию, был внуком благоверного князя Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного князя Владимира.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Князь не хотел поднимать оружие, чтобы силой подчинить жителей города Мурома; он хотел, чтобы муромцы приняли веру осознанно, добровольно, без принуждения. По преданию, князь Константин посылает жителям города Мурома своего сына – мальчика по имени Михаил. Муромцы встречают его очень враждебно – в их глазах это представитель чуждой власти. Властью, конечно, никто не хотел делиться. По этой причине, как мы знаем из жития князя Константина, муромцы убивают его сына. Фактически его можно назвать одним из первых муромских мучеников, пострадавших за веру.

Любопытно, что, узнав о смерти своего сына, Константин ведет себя очень необычно для того периода времени. Раньше был обычай кровной мести: око за око, зуб за зуб. Муромцы были уверены, что князь Константин будет мстить за смерть своего сына, но Константин ведет себя как истинный христианин – он муромцев прощает. Своим поведением он хочет показать, что христианство – религия мира, любви, добра, но не насилия. Именно поэтому князь приходит со своей семьей, окружением, боярами на эту территорию. Ныне здесь находится Благовещенский монастырь, а в древних документах эта территория имела любопытное наименование – «Старое вышнее городище». Это был укрепленный двор, где проживал князь со своей семьей. По преданию, по приказу князя именно здесь строится небольшая деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Муромцы меж тем продолжают протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Видя их намерения, князь тем не менее на них оружие не поднимает. Он мог бы силой муромцев покорить – у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь запирается на всю ночь в деревянном храме и молится перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть продолжай начатое тобой богоугодное дело).

Ободренный князь берет в руки икону, выходит к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы пошел Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе падают ниц, говорят: «Мы желаем принять крещение».

В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Такой любопытный момент. Когда во времена Ивана Грозного рыли фундамент под ныне существующую церковь, были обнаружены мощи, то есть нетленные костные останки князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора. То есть когда князь Константин скончался, он был похоронен при церкви (это было в порядке вещей). И при строительстве нового храма в середине XVI столетия были обнаружены их мощи. Незадолго до этого периода времени в Москве был церковный Собор при митрополите Макарии, который как раз канонизировал всех муромских святых. Это Петр и Феврония, князья Константин, Михаил, Феодор. То есть с середины XVI века они почитаются всей нашей Русской Православной Церковью.

Также рядом была похоронена и супруга князя – благоверная княгиня Ирина. Ее образ с внуком на руках, младенцем Федором Федоровичем, местночтимым святым, можно увидеть в приделе Иоанна Богослова храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В июле 1552 года в город Муром приходит Иван Грозный. Цель его была – поход на Казань. По преданию, Иван Грозный дает обет: «Если я успешно завоюю Казань, то в знак благодарности построю в городе Муроме каменные храмы, монастыри». Мы с вами находимся на территории обетного храма периода Ивана Грозного. То есть храм был сооружен после успешного взятия Казани (это примерно 50-годы XVI столетия). К сожалению, от XVI века остался только подклет – нижняя часть храма, то, что ниже окон; все, что выше, – было перестроено в VII столетии.

Это связано с тем, что в период Смутного времени на Муром нападали поляки, которые грабили храмы и монастыри. От того времени до нас дошли только царские врата, образ Благовещения и икона Николая Чудотворца. Возможно, перед этими святынями молился царь Иван Грозный. Все остальное, что вы здесь видите, относится к более поздним временам. Основное здание церкви во второй половине XVII века построил купец Тарасий Цветнов. Территория Благовещенского монастыря небольшая, вокруг нее – стена, в которой есть надвратный храм (тоже XVII века), посвященный архидиакону Стефану.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Там была церковная ризница, где хранили грамоты, документы, облачения церковнослужителей. Поскольку это был монастырь, рядышком находится братский корпус. Братии монастыря много никогда не было: по документам в середине XVII столетия проживало не больше 25 человек, в XVIII–XIX веках число постоянно менялось, незадолго до революции в монастыре проживало примерно 13–15 человек.

В 1812 году на нашу страну напал Наполеон. Москва горела, и из нее спасали святыни. В этом храме нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, привезенные из столицы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Также не менее почитается у нас икона святых Петра и Февронии. Именно эта икона с XVIII столетия находилась при раке с мощами муромских святых. В настоящее время мощи передали в Троицкую обитель, было принято решение икону оставить здесь. Для верующих имеется возможность приложиться к частичкам мощей, которые тоже присутствуют при этом образе.

Сразу после революции монастырь закрывают, а братию выгоняют из святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В советское время (я работал в архивах, изучал документы) территория имела любопытное наименование – Рабочий городок имени 15-го МЮДа. Аббревиатура МЮД – это международный юношеский день; советский праздник. То есть во всех корпусах, которые мы видим на территории обители, селились обычные жители города Мурома, трудящиеся местных фабрик, заводов, предприятий – очень остро стоял жилищный вопрос.

Видите сколы на памятниках? Это в 20-е годы жильцы пытались уничтожить мемориал. «»Ваш прах лежит второй за алтарем», – сказал мне краевед Золотарев». Это строки из поэмы Андрея Вознесенского. А посвятил он эту поэму своему прапрапрадеду, архимандриту Алексию (Полисадову). Дело в том, что отец Алексий служил именно в этом Благовещенском монастыре Мурома.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Прямо перед нами находится скромненький небольшой памятник – здесь покоится прах архимандрита Благовещенского монастыря Алексия (Полисадова). Мы знаем, что Полисадов служил священником в селе Шиморское (это на противоположном берегу реки Оки, недалеко от города Мурома). Также он занимался с крестьянскими детьми, совершенно безвозмездно учил их читать, писать. Кроме того, Полисадов прославился тем, что одновременно занимался наукой этнографией – он собирал словарь говоров села Шиморское. То есть он был не узко замкнутым в церковной жизни, но весьма прогрессивным человеком для своего периода времени.

Удивительно, что даже после закрытия святой обители сам храм оставался действующим.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Это единственный храм города Мурома, где сохранился уникальный родной (подчеркиваю – родной) иконостас; он имеет точную дату – 1799 год, то есть это конец XVIII века. В других храмах и монастырях нашего города в настоящее время тоже красивые иконостасы, но это оригинальный иконостас.

В мае 1923 года вскрывают мощи муромских святых. В рамках антирелигиозной кампании их переносят в музей.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Я в свое время общался со старожилами, они рассказывали такой любопытный момент. Поскольку старые жители были воспитаны в православных традициях, они ходили в музей в качестве обычных посетителей, и пока начальство музея не видело, им тихонечко разрешали к мощам прикладываться. То есть традиции сохранялись долгий период времени.

В 1927 году закрылась Дивеевская обитель, и сестры переселились сюда.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Духовные связи между Муромом и Дивеево сохранялись. Дивеевские монахини трудились в храме, пели на клиросе, убирались, пекли просфоры; таким образом, они органично влились в духовную жизнь города Мурома.

В 1939 году власти принимают решение закрыть последний городской храм. Планировали устроить здесь музей, но этому помешала война. Церковь находилась под замком, что в итоге и спасло ее от поругания и разрушения. Через два года церковь вновь открыли, уже как приходскую. В 1945–1946 годах здесь служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. До 1991 года эта церковь оставалась единственной действующей в Муроме.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Чтобы попасть на первое богослужение, люди приходили за час-два до начала службы и в прямом смысле слова занимали очередь, потому что все желающие в храм войти не могли. Сюда приезжали не только жители города Мурома, но и окрестные крестьяне из ближайших сел и деревень, потому что очень много церквей было закрыто.

В 1989 году верующим вернули мощи всех муромских святых: Иулиании Лазаревской, чудотворцев Константина, Михаила и Феодора, супругов Петра и Февронии Муромских. Все святыни стали пребывать в храме Благовещения.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Из всех наших Муромских святых именно крестители города Мурома – князь Константин, Михаил и Феодор – до революции в условной духовной иерархии негласно занимали ведущее место. В наше время Петр и Феврония выходят как бы в первый ряд.

В 1991 году было принято решение о возрождении обители. Но пришедшим в монастырь монахам было даже негде жить.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Я помню то время. В качестве очевидца могу сказать, что первое время монахи жили в подвале, в подклете. Это было совершенно неприспособленное помещение – темное, сырое, неудобное; там нужно было проводить ремонт. Поэтому все 90-е годы монастырь вел такой суровый образ жизни. Это завершилось тем, что к концу 90-х годов, когда последние жители покинули территорию Благовещенского мужского монастыря, вся территория была передана обители, и с этого периода можно было развернуть планомерную работу, направленную на его восстановление.

В наши дни продолжают чтить память святых подвижников монастыря прошлого. Иеромонах Аполлоний скончался в 1914 году. И при жизни, и после смерти местные жители очень почитали старца, и уже в наше время над его могилой была построена вот эта часовня.

«В Суздале да в Муроме Богу помолиться» – так говорили до революции. Наверное, эта поговорка вновь становится актуальной. Возродился старинный монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранился древний иконостас, пребывают в храме мощи крестителей Мурома.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

СВЯТО-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Мужской
У этого монастыря есть печальная легенда. И в нём находятся мощи святого муромского князя Константина с чадами Михаилом и Фёдором. Почему легенда? Потому что есть одно «но» – муромцы сами до конца не могут разобраться в своей истории. Кто же был этот таинственный князь Константин, о котором в летописях практически не сохранилось упоминаний?
Считается, что именно он крестил Муром. А самого первого князя Мурома Глеба — любимого сына Владимира Красное Солнышко, присланного сюда из Киева с той же целью, древние муромцы даже на порог города не пустили. Ему пришлось осесть в 12км от города и основать там монастырь (Спасо-Борисоглебский), но там его нашли и помогли отойти в мир иной, и не «необузданные язычники», как принято считать, а сводный брат Святополк Окаянный. Лет 80 после этого события ни один князь в Муроме и носа не показывал, в нём правили их наместники. А нет князей, значит, нет и епископов. Поэтому муромцы дольше всех сопротивлялись христианизации.

Муром – вообще не был особо славянским городом. Он был похож на древний Вавилон. В нём жили и славяне, и волжские булгары (татары), и таинственное, сейчас полностью исчезнувшее племя мурома, родственное мордве. Здесь в Муроме с крещением дела обстояли очень сложно – православие спорило не только с упорным язычеством, но и с мусульманством. Но, несмотря на упорное и длительное сопротивление окрестной мордвы христианству, мало-помалу вольную власть старейшин города и вече всё-таки сменила линия черниговских князей.
Навести новый порядок в этом смешении различных верований в городе, был послан князь Ярослав Святославович. Вот тут и возникает целая путаница с именами – кто же, в конце концов, крестил Муром и был первым настоящим князем (Глеб Владимирович не считается)? Причиной неразберихи является целая вереница имён в летописях у одного и того же реального исторического персонажа: князь Ярослав (славянское имя) – он же Панкратий (имя, принятое при крещении), и он же Константин (имя, принятое при пострижении в монахи).
Этот князь был бесприданником. Его отец, внук Ярослава Мудрого — черниговский князь, а потом и великий киевский. А Ярославу– его младшему сыну – княжеский престол именно по этой причине не полагался. Он не имел права на престол ни в Чернигове, ни в Киеве, ни даже в Муроме. Дальновидный отец посылает его с семьёй в Муром с другой миссией – крестить город. Поэтому (это очень важно) Ярослав (Панкратий, Константин) крестил муромский народ, но не княжил. Ярослав пришел в Муром (1092), много позже Глеба (1010). За крещение города он заплатил очень дорогой ценой – жизнью своего младшего сына — мальчика Михаила (убит стрелой из лука, засевшими в городище нехристями), а потом уже гораздо позже и жизнью своего последнего сына Фёдора (погиб из-за распрей между родственниками, двоюродными братьями).
Эти потомки Рюриковичей захоронены здесь в Свято-Благовещенском монастыре.
Мы пошли в Благовещенский собор первым. А вообще, уже сейчас, сравнивая эти два монастыря – Благовещенский и Троицкий – такие стилистически похожие внешне, понимаешь насколько они разные внутри. Вот уж действительно – мужская обитель и женская.
У белоснежного Благовещенского Собора высокое крылечко, расписная входная галерея, тёмный придел Иоанна Богослова с очень низким необычно расписанным потолком. В нём увидели небольшую деревянную раку с мощами первого муромского епископа – святителя Василия. Когда он в конце лета крестил народ в Оке, то произошло благоприятное знамение — внезапно ливанул короткий, но сильный тёплый дождик.


На стыке придела и главного храма, под тёмно-бордовым бархатным балдахином находятся мощи самого Константина, его супруги Ирины и их детей – Михаила и Федора. Мощи считаются чудотворными, но я лично испытала чувство грусти, стоя рядом с ракой. Мальчика жалко. Когда их мощи обрели, а до этого они были забыты в подвале собора, на их захоронении лежала самородная каменная плита с волнообразной поверхностью. Эту плиту сохранили, она сейчас находится перед входом в придел, к ней прикладываются и получают исцеление от болезней.
В главном храме с высоченным куполом особо почитается икона Иверской Божией Матери (справа у окна, это список с той самой, что хранилась здесь в 1812г.). Эта икона чудотворная. Внутри её за стеклом находится множество украшений – кольца, цепочки, крестики – которые оставляют получившие помощь люди в знак благодарности. Рядом находится образ Ильи Муромца, того самого канонизированного русского богатыря. В доказательство его реальной жизни, а не вымышленности, к иконе прикреплена частичка его мощей – фаланга пальца. Икону подарили монастырю монахи из Киево-Печерской Лавры. Внутри собора есть ещё много очень древних ликов – Николай Чудотворец, Серафим Саровский, а это означает ощущение очень сильной намоленной энергии, исходящей от них.
На улице около стен монастыря тоже есть важная святыня – могилка муромского иеромонаха Апполония. На ней стоит деревянный крест, и он считается Угодником Божьим. Помогает людям, обратившемся к нему здесь с просьбой.
Территория монастыря нельзя сказать, что сильно заброшена, но не сильно благоустроена. Чисто девичьих пышных цветочных клумб нет, зато присутствуют ароматные заросли колючего цветущего розового шиповника. По территории мы погуляли мало, просто обошли кругом и направились к соседнему – Троицкому монастырю.
Здесь, в церковной лавочке в приделе, мы сразу купили книжечку-путеводитель по Мурому, она нам очень пригодилась.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Женский

Женский монастырь – особенный. Внутренний дворик утопает в цветах. Очень красиво смотрится подсвеченная солнцем алая плетистая роза, обвивающая церковное белоснежное крылечко с арками в древнерусском стиле. Это Троицкий собор — центральный. Обходим кругом. Территория монастыря поделена на монашескую и мирскую. Всего-навсего висит верёвочка-ограждение и за ней течёт уже совсем другая жизнь. За собором стоит тёмная деревянная церковь, очень симпатичная. Её перевезли сюда специально из близлежащего села, чтобы показывать как экспонат под открытым небом. Рядом с ней звонко журчит фонтан — бурлящий, пышный, и красиво, обложенный гранитом, а сзади него на монастырской стене нарисована яркая фреска. Все фотографируются на его фоне. Рядом можно посидеть отдохнуть на лавочке.




Женский монастырь – особенный. Глаза любуются нарядной архитектурой Троицкого собора – пять изящных маковок – смотрятся очень легко, белоснежные стены – дают ощущение праздника, и везде кругом розы. Как они пахнут…. Этот архитектурный стиль хоть и называется заграничным словом – барокко, но оставляет общее впечатление пронзительной русскости – эти белые стены, ряды кокошников, наслаивающиеся друг на друга, выпуклые объёмные или наоборот углубленные орнаменты-полоски, много-много рядов, выглядят очень нарядно и очень по-русски. И вообще Троицкий собор очень похож на свадебный торт, если только считать уместным такое сравнение.
Очень красивы и необычны изразцы, вернее изразцы-ленты терракотово-бежевого цвета на стенах собора. Удивляет то, что на них изображена древнеславянская символика – люди-птицы, крылатые звери и знаки, как из сказки. Я избегаю слова – языческие. Оно неправильное, кем-то подсунутое. Очень приятно видеть такие древние, такие русские сюжеты, из такого далёкого-далека на стенах православного храма. Это ведь наша русская история, это жизнь наших предков, это связь времён, зачем от неё отрекаться?
Женский монастырь – особенный. Я знаю, что в него со всей страны – специально в Муром, специально в этот монастырь – приезжает множество людей. Здесь покоится неразлучная семейная пара – Пётр и Феврония. Это наши русские святые, которым молятся о благополучии в браке, о встрече со своей второй половинкой, о детях.
Люди едут сюда из-за тридевять земель, чтобы приложиться к мощам святых. Они в Троицком соборе. Это место действительно очень хорошее, очень светлое и тёплое. Очередь к мощам небольшая. Если только впереди вас не промчится группа из автобуса, то вообще к ним стоит несколько человек. В церковной лавочке можно купить икону Петра и Февронии и самим освятить – приложить к мощам. Только здесь в монастыре продаются специальные сердечки-кулончики от Петра и Февронии. Можно заказать службу Петру и Февронии, на год или на месяц, поимённо. За собором есть источник, обложенный небольшими валунами, под изображением этих святых. Стоит кружечка – попить водички или наполнить ёмкости и увезти её с собой.
Не хочется пересказывать содержимое легенды о Петре и Февронии. Лучше почитать самим – в Интернете, например, или в серии «Всемирная детская литература». Это дивная сказка-легенда-сказание очень легко читается и очень трудно верится, что здесь не спрятан какой-то многослойный подтекст, дошедший до нас из глубины времён в такой вот литературно-религиозной форме. Ведь сейчас мы читаем православную интерпретацию истории Петра и Февронии, а её корни на самом деле уходят в древние устные народные предания. Поэтому, возможно, за столь длинный путь из Старины в сегодняшний день многое отретушировано и не совсем логично-понятно – какой-то змей, какой-то меч, и девушка-ведунья из села Ласково и её странные речи, и «метод» исцеления князя. Но, по формуле любого русского предания – «в каждой сказке есть намёк, добрым молодцам урок». В этой сказке отсутствует простота, и за вроде нехитрым сюжетом ощущается глубина.
И ещё интересно и очень важно – значение этой истории любящих друг друга людей для нашей достаточно легкомысленной современной жизни. Вот пример из «Повести»: однажды во время плавания на судне по реке, Феврония приказала вельможе, который обольстился её красотой зачерпнуть и отведать воды с правой и левой стороны корабля. Потом спросила: «Какая вода слаще?». Он ответил: «Вода едина на вкус и цвет». Тогда умница Феврония сказала: «Точно также одинаково женское естество. Зачем ты, оставляя свою жену, думаешь о другой?».
Также очень жаль и совершенно непонятны причины замалчивания нашего русского праздника «всех влюбленных» (День Петра и Февронии – 8 июля) и дикое распиаривание хорошего, но коммерческого западного (День святого Валентина – 14 февраля).
Для того чтобы получить помощь от Петра и Февронии не обязательно ехать в монастырь в Муром: в Москве на Большой Никитской почти напротив Консерватории есть чудная крошечная церковь Малого Вознесения. Здесь есть чудотворная икона этих святых с их мощами.
Рассказы о поездке в Муром и Дивеево
«Муром-Муром, городок»
«Дивеево – Русская Земля Обетованная»
Посты о Муроме и Дивеево:
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
В поисках Ильи Муромца. Село Карачарово
Муром. Окский сад или древнее Городище
Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Путеводитель по Дивеево
Посты по русским монастырям:
Путешествие в Новый Иерусалим (Истра) на электричке
Образ Богородицы, найденный в корнях дерева. Курская Коренная пустынь
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Вознесенская Давидова Пустынь
Кострома. Ипатьевский монастырь
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
По дороге в Оптину Пустынь…
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *