Оптинская пустынь отзывы

Транспорт. В Оптину лучше ехать одной, а не в составе паломническо-туристической группы. Появится гораздо больше времени для того, чтобы почувствовать дух обители. От м. Теплый Стан каждый день отправляются автобусы до Козельска. Для покупки билета требуется паспорт. Поездка длится около 5 часов, с 3-4 остановками в сопутствующих городах. Водители автобус подчас очень далеки от церкви, на их поведение нужно просто не обращать внимания. На автостанции Козельска слева от красной башни есть пирожковая палатка, там в 40 минут каждого часа останавливается прямая маршрутка до Оптины. Ехать минут 15, стоимость поездки 16 руб. (на октябрь 2015).
Можно сесть на маршрутку до Сосенского и попросить водителя остановить на оптинском повороте. Там на правой стороне по ходу движения стоит памятник грузовику, а на левой – маленький металлический указатель на Оптину. Следует перейти на левую сторону и пройти 2 километра до монастыря. Мимо обычно проезжают много легковушек с паломниками, многие добродушно останавливаются и сами предлагают подвезти вас до монастыря.
В понедельник прямая маршрутка из Козельска в Оптину не ходит, поэтому доехать до обители можно либо на маршрутке, следующей до Сосенского (выйти по дороге), либо взять такси (1 поездка стоит 150 руб., водитель довозит до дальней оптинской парковки).
В 12.45 каждый день с м. Теплый Стан в сторону Оптины ходит прямой автобус. Прямого ж.д. сообщения с Козельском нет, поэтому если вы едете на поездке, то берите билет до Калуги, а в Калуге пересаживайтесь на автобус, который обычно отходит с 7-ой площадки). На автостанции Калуги в здании вокзала есть бесплатный туалет. Положить деньги на мобильный можно в здании супермаркета «Магнит» или в здании вокзала (комиссия 12 %). Когда автобус останавливается в Калуге, можно выйти погулять минут на 20 или поехать вместе с водителем в отстойник (там тоже есть бесплатный туалет, но без рукомойника, и кафе, где продаются пончики). Еду в дорогу лучше брать заранее, так как на автостанции Калуги она дорогая и вредная (кругом продают лишь пирожки и газировку).
В Оптине несколько гостиниц. Одиночным паломникам места заранее не бронируют. Просто приезжаешь и оплачиваешь койку по факту заселения. Бронь предоставляется только группам. Групповых паломников заселяют либо в 5-ую, либо в 6-ую гостиницу (зимние), одиночных паломников – в 1-ую и 2-ую (летние). Кельи на 6 и 10 человек, ночь проживания стоит 300 руб. за нос. Есть более дорогой вариант, с душем, личным сортиром, микроволновкой и двумя-треми койками в комнате, еду приносят в большой бадье каждый день. Есть можно, сколько хочешь. Стоит такое удовольствие около 1000 руб. за человека в сутки (дорогие кельи расположены в зеленых домиках, находящихся вдоль центральной дороги до монастыря). Зачастую мест там либо нет, либо они зарезервированы для священников с их семьями, поэтому особо на шикарные условия не рассчитывайте.
Процедура расселения проходит в 5-ой гостинице (идти по центральной дороге и, не доходя до стен монастыря, повернуть направо, затем пройти через черные ворота и войти в дверь правого здания). Это второе строение от монастырской стены. Для поселения нужен паспорт. Там же оплачиваете питание, если хотите питаться в паломнической трапезной. Продукты в трапезной и чайной сильно отличаются. В чайной она представляет собой вареники с разной начинкой, разнообразие булок и пирожков. Цены московские, один кусок пирога стоит 40 руб. В трапезной обычно подают разные веганские супы (мяса в Оптине нет, так что даже его не ищите), кашу и салаты и тертой моркови/свеклы/капусты, чай или компот.
В трапезную заходят по приглашению: сперва трудники, затем трудницы, потом паломники-мужчины, затем паломницы-женщины. За каждый стол садятся 10 человек (5 с одной стороны, 5 с другой). Если вы пытаетесь влезть 6-ым, дежурный вас пересадит за другой стол. Когда столы заполняются, то по команде дежурного все встают и читают молитвы перед принятием пищи (их лучше сразу выучить, чтобы не молчать и не чувствовать себя дураком среди продвинутых православных). Затем дежурный читает отрывок из жития святого, память которого празднуется в этот день. За время его чтения нужно успеть поесть (обычно минут 10-15).
Разговоры запрещены, они отвлекают от процесса принятия пищи. На каждом краю стола стоят две кастрюли — с супом и кашей. 5 человек, сидящие ближе к проходу, едят из кастрюль, стоящих ближе к проходу. 5 человек, сидящих ближе к окну, едят из кастрюль, стоящих ближе к окну. Дежурный внимательно следит за паломниками. Когда он видит, что тарелки большинства пусты, то дает команду читающему, все встают и дружно молятся (лучше заранее выучить молитвы после принятия пищи, чтобы не чувствовать себя дураком среди умных). Войт в трапезную можно только по талону. Если вы попытаетесь пролезть бесплатно, якобы слившись с толпой, то вас развернут и попросят оплатить питание на ресепшн 5-ой гостиницы.
5-ая гостиница слишком шумная, в кельях нет розеток. Зарядить мобильник можно лишь в коридоре перед закутком ресепшн. Всего там 3 розетки. Подниматься на второй этаж не благословляется. Женский туалет расположен за крутящимися стендами (идти чуть вглубь коридора и повернуть направо). Мужской – далее по коридору, следующая дверь. В келье 6 кроватей, вешалка, тумбочка с 6 выдвижными ящиками, стол для продуктов (ставить на него можно только воду и просфоры, продукты следует держать либо в ящиках, либо в своей сумке). В коридоре 5-ой гостиницы развешены таблички с поучениями старцев. На первый взгляд она кажутся жутко заумными, но это только на первый взгляд. Ощущение попадания в место, где практикуют бдсм, обычно быстро проходит. Наверно, оно возникает только у новоначальных.
В туалете 4 кабинки, кладут бумагу, есть общие полотенца для рук. Мыть ноги нужно в тазах, обувь можно обтирать тряпкой. Мыть обувь в раковине – дурной тон: вы же не какаете на свой обеденный стол. С 9 до 11 утра каждый день происходит уборка помещений и туалет бывает закрыт. Если вам нужен санузел, то можно воспользоваться туалетом на улице. Находится он слева от входа в монастырь (маленькое белое здание вдали, обычно от входа в обитель видна только его шиферная крыша). Идете по ближней парковке, мимо урн, в сторону шикарной обзорной площадки на козельские поля и леса.
1-ая гостиница аналогична 2-ой гостинице. В кельях 10 кроватей, расположенных в 2 яруса. Есть вешалка для вещей, 1 общий стол у окна, обогреватель. Тюки обычно запихивают под кровати. Левая часть обычно мужская, правая женская. Туалет находится в конце коридора, там же и душ (платный, 100 руб. за 30 минут мытья, оплачивать на ресепшн 2-ой гостиницы). Вход в душ очень узкий, как Игольное ушко, поэтому смотрите на свои габариты, некоторые не пролезают и сильно обижаются. Рекомендую им есть меньше сладкого и изделий из теста.
Заселиться в гостиницу можно в любое время, кроме промежутка с 23 до 5 утра. В этот период двери монастыря закрыты. В 5 утра дежурная ходит по коридору и будит всех, звеня в колокольчик. Можно поставить будильник на мобильном, но тогда вы разбудите всех. Ходить лучше на раннюю службу, красиво поют монахи, вы приносите жертву Богу, пересиливая себя и свою лень. Есть так же средняя и поздняя служба. Поздняя исповедь начинается в 9.00, сама служба – в 9.30. На внутренней стороне каждой кельи висит бумажка-напоминалка формата А4, где указано расписание служб и прописано, как вести себя на территории обители.
В Казанском храме, с левой стороны, за лавкой, напротив иконы преп. Марии Египетской можно взять деревянные стульчики, если вам тяжело стоять. Просфоры продают справа во Введенском храме и в церковной лавке, которая находится справа от входа в монастырь. Подать записки можно в любом храме и в любой гостинице, дежурная с радостью их примет. В каждой гостинице так же лежат книги на продажу. Купить продукты можно в магазине, расположенном справа за оптинской остановкой. Там же можно положить деньги на телефон (комиссия 9 %). За зубными щетками и прокладками придется ехать в Козельск. Прямая маршрутка от Оптины отходит в 10 минут каждого часа (в 8.10, в 9.10, в 10.10). Если вам нужна обувь, попросите водителя остановить возле Военторга, там дешево, рядом расположена аптека и продуктовые маркеты. Стоимость поездки 16 руб. За полчаса можно купить все необходимое и поехать на маршрутке обратно, не теряя времени.
Есть возможность посетить Клыково и Шамордино. Для этого можно подойти к таксистам, которые обычно стоят у дальней оптинской парковки. Правда, берут они дорого, руб. 500 с человека за посещение обоих монастырей. Шамордино расположено в 12 км. От Оптины, Клыково – в 5 км. Есть бесплатный вариант: отходите от дальней парковки на 100 метров в сторону леса, стоите на дороге и молитесь преп. Амвросию, просите послать вам попутку. Кто-нибудь на личной машине обязательно остановится и довезет вас либо прямиком до Шамордино, либо высадит на повороте до этого монастыря. Пройдет в сторону Шамордино 2 км. По прямой дороге. Когда соберетесь уезжать, снова молитесь преп. Амвросию Оптинскому, подходите к каждому водителю легковушки и спрашивайте, едет ли он в Оптину. Если едет, попросите вас подвезти. Возьмет бесплатно. В Шамордино есть источник, к нему нужно спуститься, преодолев 250 ступеней. По пути к источнику слева расположена церковная лавка с книгами. Записки подают в храме. Очень красивые иконы, вышитые драгоценными камнями. Сестры могут сделать их на заказ.
Чтобы съездить в Клыково, можно подойти на ресепшн 5-ой гостиницы и попросить информацию у дежурной. Там должно висеть объявление местного козельчанина, у него своя машина на 8 мест, берет 100-200 руб. за человека за одну поездку. Набираете группу, опрашивая всех встречных в гостинице и келье, едете вместе, чтобы было дешевле. В Клыково чудесный храм, где находятся чудотворные и мироточащие иконы. Спросите человека за свечным ящиком, кто может провести вам экскурсию. В келье матушки Сепфоры можно постучать себя ее палочкой, чтобы выбить дурь из головы, и присесть на ее диванчик, на котором зачастую можно нащупать песок (есть мнение, что песок – это материализовавшиеся бесы).
Поесть ни в Шамордино, ни в Клыково не удастся, там накрывают трапезу лишь для паломнических групп, причем хавчик они заказывают заранее. Так что берите что-то съедобное с собой. Оптинская чайная работает с 8 утра до 22.30, без перерывов. Поесть там можно в любое удобное время. Часто там ошиваются местные толстые оптинские коты, которые даже могут спать на стульях. Паломники с удовольствием их подкармливают. Можете тоже им что-нибудь подкинуть: Господь зачтет вашу любовь к пушистой скотине и спишет много грехов.
В Оптине тщательно следят за внешним видом паломников. Женщинам следует надевать платья и юбки ниже колен, закрывать локти, плечи грудь. Если вы приедете а-ля «я модная москвичка», то будьте готовы к тому, что вас попросят надеть черный балахон на плечи и плотную длинную черную юбку на бедра. Станете выглядеть, как монашка. Так что лучше заранее продумывайте свой гардероб, чтобы не было накладок. Многие жалуются, хотя сами виноваты, ведь знают, что едут в монастырь, тем более мужской.
На центральных вратах можно заказать экскурсию по обители. Индивидуальная (только на 1 чел.) стоит 2000 руб. В составе группы от 8 человек – по 300 руб. с каждого. Вас попросят оставить номер телефона, чтобы позвонить вам, когда наберется нужное количество людей. Или вы сами можете их собрать, поспрашивав паломников в келье и в гостинице. Обычно всеми делами в монастыре рулят оптинские старцы, а каждое ваше действие происходит по воле Бога. Там она становится особенно заметной.
Балахоны для прикрытия плеч и дежурные юбки можно взять справа на монастырских вратах. В Оптине 2 церковные лавки. Одна расположена слева от входа в монастырь, а вторая – под Казанским храмом, в подвале (дверь слева от входа в Казанский). Святая вода – в Преображенском храме (маленький, розоватый, в цветнике, напротив Казанского, слева от входа в монастырь). Там же находится чудотворная икона Вседержителя и камень из Иерусалима.
Часовня новомучеников расположена справа за Казанским храмом. Там три гробницы под спудом. Сами монахи погребены в земле, как обычные люди. Каменные саркофаги внутри пусты, так что не бойтесь. На поверхности саркофагов обычно стоят цветы, паломники кладут рядом печенье и фрукты в качестве пожертвований. Их могут брать другие паломники. Так что если вы зашли к новомученикам и увидели на поверхности их гробниц печеньки, можете смело их есть, они для того туда и положены.
Слева на окне в часовне стоит кисточка для помазывания маслом. Берете ее, макаете в емкость с маслом, стоящую на каждой раке и рисуете крест на лбу. Масло можно налить в пузырек для масла, он продается в церковной лавке. Существует акафист новомученикам, он бесплатный, в красной обложке, взять его можно на ресепшн 5-ой гостиницы. Убиенные монахи еще не прославлены, поэтому читать им акафист рекомендуется келейно или на молебне в Оптине. По молитве к ним случаются чудеса, сама тому свидетель. Слышат очень быстро и подают помощь.
В Оптине очень дешевые записки, сорокоут стоит 50 руб., 1 имя на Псалтирь – 100 руб. Делается это специально, чтобы сумма за записки была подъемной для каждого паломника. 10 крупных просфор стоят 50 руб. Многие затариваются впрок, покупая тряпичные мешочки (в лавке) и водружая туда сразу штук 20-30 просфор.
Трапеза для одиночных паломнков – в 13.00, ужин – сразу после вечерней службы. Можно приехать в качестве трудницы на послушания, тогда вас поселят в вагончике (бывший обыкновенный ж.д. вагон поезда дальнего следования, теперь, правда, переоборудованный в жилое помещение, с туалетом и раковинами). Туалетной бумаги там часто нет, поэтому пару рулоном лучше брать из дома. Полки узкие, в отсеке 4 койки и маленькая тумбочка у окна. Вещи можно закинуть наверх, там есть большая ниша. Пожилых обычно селят на нижние койки, молодежь – на верхние. Берите беруши, многие трудницы храпят. Сильно храпят. А еще и пукают во сне.
Трудницы все разные, многие страдают неврозами и другими психзаболеваниями. Относитесь к таким с пониманием. Туда все приезжают лечиться, а не кичиться своим духовным здоровьем, которого на самом деле нет. Вас там многое будет раздражать, это бывает со всеми с непривычки к монастырской жизни. Но через неделю несения послушаний состояние приходит в норму, а светская жизнь даже начинает казаться глупой и бессмысленной. Послушаются трудницы обычно с 9 до 12, с 14 до 17. В 12.00 обед, потом свободное время до 14. Посещают они раннюю службу. В 17.00 отправляются на вечернее богослужение.
На исповедь идите в исповедальное время к любому первому попавшемуся монаху. Некоторые паломники устраивают соцопросы и придирчиво выспрашивают, кто из отцов духоноснее, добрее и святее. Некоторые тетки тут же принимаются рекламировать того или иного монаха. Скажу так: слушать бабские бредни – удел дураков. Не хватало еще кастинг среди монахов проводить. Не заморачивайтесь и смело идите к тому пастырю, на которого падет ваш взор. Он-то и окажется тем, кто вам реально нужен.
В келье и в округе меньше слушайте паломниц, так как люди там разные и затуманить вам мозги способна каждая первая. Ответы на ваши вопросы можно получить либо у монахов на исповеди, либо у охранников на центральной вахте, либо у дежурных в гостиницах. И больше ни у кого. Болящих заезжан там очень и очень много, не пугайтесь. У них тоже свои проблемы, как и у вас. И решать их, как и вы, они приезжают именно в Оптину.
Крытый источник Пафнутия Боровского расположен в лесу. Чтобы дойти до него, нужно шагать в сторону оптинской остановки, миновать шлагбаум (слева остается парковка автобусов и машин), затем взять чуть левее и войти в лес под углом в 45 градусов. Идти по лесной дорожке, никуда не сворачивая. Когда увидите зеленую будку (туалет), то источник будет за ней на расстоянии 100 метров. Он разделяется на женскую и мужскую купель. Дверь в каждую купель закрывается на засов как снаружи, как и внутри. Можно окунуться в одиночку, закрывшись на внутренний засов. Внутри купальни есть вешалки для одежды, пазы для свечей и зажигалки. Если зажигаете свечу, то после окунания тушите ее. На стене висит молитва святому. Отцы советуют окунаться 3 раза с головой. Вода сероводородная, пить ее не следует, но для кожи она очень полезна.
Если на выходе из купальни дойти до зеленого туалета и повернуть налево, пройти вперед по лесной дороге, то вы увидите открытый источник преп. Сергия Радонежского. Он выполнен в форме креста, из отверстий которого льются мощные струи воды. Можно повесить длинное полотенце на провод и быстро окунуться, пока никого нет. В лесу много белок, стучат дятлы, куча шишек. Даже прогулка там одухотворяет и дает силы двигаться по жизни дальше, закрывая глаза на мелкие проблемки и поведение вредных людей.
Возле оптинской остановки есть билетный киоск, там можно купить билет на автобус Оптина-Москва. Выезжает он из Сосенского, заезжает в Оптину пустынь, далее делает остановку в Перемышле, в Калуге, в Обнинске и на метро Теплый Стан. Если вы издалека, то в Москве куча хостелов даже рядом с указанным метро. Стоимость койко-места в сутки в комнате на 6-8 человек стоит там около 400-450 руб. Нет нужды переплачивать за двухместный номер в гостинице.
Стоимость билета от Оптины до Москвы дешевле, чем от Москвы до Оптины. На октябрь 2015 сумма составляет 550.60 руб. без багажа, багаж оплачивается отдельно (около 100 руб.). Рядом с билетным киоском расположены палатки с выпечкой. В чайной Оптины очень вкусный квас, соки и соленья. Квас, как и многие продукты, они делают сами. Об этом вам расскажут на экскурсии, которую проводят сами монахи монастыря. Так что у вас есть возможность задать ваши вопросы братии напрямую.
Периодически по территории обители ходит старец Евфимий (дядечка с тросточкой, в черном одеянии с нашитыми белыми крестами). Можете подойти к нему, задать вопрос, он вам прочитает стихи или ответит цитатой их святых отцов. Запомните его слова, так как при дальнейшем обдумывании вы поймете, что он предельно точно ответил на мучающий вас вопрос. На исповедь берите ручку и блокнот, так как весьма вероятно, что монах даст вам книгу, раскрытую на определенной странице, и попросит прочитать от сих до сих. Там тоже будет ответ на ваш вопрос. Запишите название, чтобы потом купить ее или найти на просторах сети. А вообще очень ценная книга – «Страсти и борьба с ними» или любой фолиант трудов Феофана Затворника.
Первый вопрос каждого новоначального паломника: «Есть ли в Оптине старцы и как их найти». Идите на исповедь к любому монаху, он и станет вашим личным старцем. Второй вопрос каждой новоначальной паломницы: «Когда я выйду замуж и как найти мужа?» Среди трудников много молодых ребят (25-35 лет), они тоже приезжают в обитель с целью вымолить хорошую невесту. Вероятно, чтобы вымолить у Бога семейное счастье, вам следует потрудиться на послушаниях и понять, какие качества вашей натуры вам нужно изменить. Возможно, для этого вам потребуется усилием воли блокировать ваш гнев, стать добрее к людям, перестать замечать чужие слабости (чавканье, храп), научиться спокойно относиться к критике в ваш адрес.
После молебна преподобному Амвросию (начинается в 13.00 во Введенском храме) сестры из числа трудниц приглашают всех желающих помочь помыть храм. Соглашайтесь, тем самым вы испытаете себя и поймете, над исправлением каких недостатков вам следует поработать. В 15.00 во Владимирском храме проходит акафист преподобным старцам, после которого все прикладываются к мощам старцев и помазываются маслом. Затем дежурная просит паломников помочь помыть храм. Соглашайтесь и мойте, тем самым вы испытаете себя. Книжки с акафистами выдают (во Введенском они красные, лежат на стойке между праздничной иконой и подсвечников, во Владимирском они синие, лежат справа от входа, под иконном Богоматери), после акафиста акафистники нужно вернуть на место. Брать их себе не благословляется.
В Оптину приезжает много одиноких девушек, все они вымаливают себе будущего мужа. Чтобы понять, почему у вас нелады в личной жизни, рекомендую оплатить койку в келье на 10 человек. Частников даже не рассматривайте, хотя некоторые и поют дифирамбы условиям проживания у них. Чем аскетичнее ваше жилище, чем проще ваш быт, тем быстрее вы заметите ваших тараканов. Жилье у частников – вариант для диванных паломников, которые не желают вылезать из своего кокона, а хотят получить плюшки, ничего не делая. В келье на 10 человек вас многое будет бесить, но так вы быстрее поймете, над чем вам следует работать.
Основная причина одиночества – это ненависть к людям, нежелание прощать чужие слабости и банальная неуживчивость. Хороший мужчина – это простой мужчина. Когда вы сами перестанете строить из себя манерную московскую девицу с кучей запросов; когда вы сами начнете ставить внутренние качества человека выше его внешности; когда вы прекратите забраковывать тех мужчин, поведение которых далеко от поведения делового брутального павлина; когда вы поймете, что вы самодостаточная и не нуждаетесь быть инфантильной маленькой девочкой-«дочкой» в руках заботливого, уверенного в себе, ответственного и богатого мужчины-«папы», тогда вы и найдете своего будущего мужа, с которым проживете счастливо всю жизнь.
Прекращайте искать человека, на которого можно переложить все ваши проблемы. Такого человека нет. У мужиков трабблов тоже по самое не балуйся. Учитесь благодарить Бога за то, что вы уже имеете, ведь могло не быть и этого. Учитесь решать проблемы самостоятельно. По молитве к Богу, к оптинским старцам и оптинским новомученикам. Тогда в вашей жизни будет радость, благоденствие и достаток. Знаю по своему опыту паломническо-труднических поездок в Оптину пустынь. 😉

Изложить это по горячим следам у меня не получилось. Но вот теперь хочется рассказать о моем «трудничестве» на оптинские праздники 5-10 июля этого года.
Я ехала в Оптину, очень соскучившись, на праздники. Удивительное время: сначала Владимирская, потом Рождество Иоанна Предтечи, служба в Скиту, потом память преподобного Никона Оптинского, Тихвинская, память старца Амвросия… Все, кто бывал на оптинских службах, поймут, что значит предвкушать эту радость, что значит лететь туда, где ты ощущаешь себя в раю…
Только увидев издалека колокольню и купола оптинских храмов, я подумала, что время идет ужасно медленно, хотелось поскорее, минуя козельский автовокзал, оказаться у стен дорогой обители. Но пришлось изрядно подождать, поскольку водитель маршрутки, единственной пассажиркой которого была я, долго пересчитывал выручку и ожидал других пассажиров. Не дождавшись никого в итоге (что бывает редко), он нехотя захлопнул дверцу, и мы поехали.
Надо сказать, что я заранее договорилась с матушкой-распорядительницей гостевых домиков, где часто бывала, что приеду на шесть дней и помогу по хозяйству. Разнообразный ассортимент послушаний уже был в моем опыте, и я очень радовалась, что в этот раз не только побуду на службах, но и почти «по-настоящему» проведу время в святом месте.
Я приехала к матушке и по всему поняла, что меня ждали. Едва успев положить сумки, я услышала, что теперь они спокойны, приехал человек, которому можно доверить землянику… В радости, я не обратила на это особенного внимания, но заметила огромный двенадцатикилограммовый таз со слегка подвявшей земляникой, стоявший во главе стола на кухне. Таз был прозрачный, с рисками, где совершенно точно просматривалось, что там именно двенадцать килограммов, и обмануться невозможно!
Полная бодрого желания помочь, я тут же села на улице перед тремя тазами: в том самом – земляника, в другой надо было бросать «хвостики» с веточками от нее, в третий – очищенную ягоду. Конечно, все мои мысли были в обители! Скоро служба, удивительная, ни с чем несравнимая оптинская служба. Завтра Владимирская! Служба во Владимирском храме – я была на ней неоднократно – под величественный колокольный звон все собираются в маленьком необыкновенном храме, как в корабле спасения. И мы все вместе, как будто над временем: Старцы, Новомученики, братия и паломники – все собрались прославить Царицу Небесную! Через окошко видна часовня тех, кто своей любовью и мученической кровью привлек не одну душу к оптинской святыне, здесь их дом, и они собирают здесь чад своих! Что испытывает сердце, отсчитывая минуты до этой встречи!..
В этих размышлениях я чистила землянику, замечая попутно, что работа эта весьма ювелирная и ужасно медленная – за два часа я едва приблизилась к риске «800». Звонили ко всенощной… Услышав звон, я взглянула на матушку в надежде, что сейчас меня отпустят в храм. «А, сегодня Владимирская! Да, престольный праздник. Ну ладно, разберешься с земляникой, тогда, может, завтра пойдешь», – сказала мне матушка…
Сказать, что я расстроилась – это ничего не сказать! Этот огромный таз, который встал между мной и Оптиной вдалеке, первые полтора часа не давал мне покоя. Кстати сказать, от такой «мелкой» работы мгновенно устали пальцы, а через четыре часа земляника уже стала кружиться у меня в глазах. А драгоценный таз свидетельствовал, что у меня уже осталось не 12 кг, а 9.600!!! Этак я, подумалось, вообще не попаду на службу ни сегодня, ни завтра!
В несколько подавленном состоянии я слушала, как звонили перед шестопсалмием, потом перед Евангелием… Тут ко мне подсел человек, назвавшийся Петей. Он был не из трудников, а из наемных рабочих (живших здесь же и скорее из «сочувствующих», чем церковных людей) и с живым интересом наблюдал за моей работой. В одну минуту перейдя на «ты», он сказал, что помог бы мне с этой земляникой, да не умеет, а потом, глядя в глаза, спросил: «А ты чего сюда приехала?!» ))) Я, в испачканной земляникой юбке, с потухшим взглядом, стала говорить что-то общее о паломничестве, потом спросила Петю, водятся ли здесь в лесах кабаны или какая-нибудь другая живность? «Да ты что, какие кабаны?! Они сейчас там, где като-ошка!!», – сказал Петя. Стало повеселее. Я рассказала Пете, как хотела на службу, а меня усадили за землянику, и он пошел к матушке просить, чтобы НАС отпустили на службу. Было уже около девяти часов, когда вдруг матушка сказала, что можно пойти «помазаться». Эта перспектива придала мне сил, и мы с Петей побежали в храм. По дороге он настоятельно требовал, чтобы мы для быстроты прошли через Никольские врата по братской территории, и когда я отказывалась, сказал, что у него там «знакомство»…
И все-таки я попала в храм!!! Читали первый час, но какая радость была услышать хотя бы чтение тропаря «Днесь светло красуется славнейший град Москва…»! Мы, благодаря Пете, даже помазались (матушка же сказала – идти «помазаться», и тут я ясно поняла, что незначительных слов в жизни нет!). Уходя с территории монастыря, я подумала, что с земляникой при большом желании можно справиться за четыре часа; это придало мне сил и окрылило надеждой на завтрашнюю службу.
Вернувшись домой после первого часа, я обнаружила, что кто-то неаккуратно смешал часть очищенной земляники с оторванными хвостиками. Конечно, это детишки из Беларуси, тут же с удовольствием наблюдавшие мое замешательство… Мне явственно вспомнились радости собственного детства…
Около двенадцати часов ночи стахановским методом земляника была перебрана, и я пошла к матушке доложить, что работа выполнена. «Молодец!» – сказала матушка. – «Теперь иди помоги там наверху девочкам перестилать постели!» Я пошла… Оказалось, что постелей, нуждающихся в обновлении, там 25 единиц, а завтра утром приедут люди…
Словом, в тот день я свалилась с ног часа в два ночи, но перед этим познакомилась с такой же, как и я, бодрой трудницей, женщиной лет пятидесяти, которая тоже мечтала о храме и мыла чаны от рыбы во время всенощной. Мы подружились. Ночью, в завершение моих труднических переживаний, в комнатку влетел огромный жук-навозник и задумчиво бился об стекло, норовя сесть мне на голову…
Но утром светлая моя мечта исполнилась – нас пустили на раннюю! В тот день я готовилась к Причастию и уже хотела попросить час для вычитки правила, но матушка, окинув меня взором, сказала: «Собирайся! Сейчас поедем…». Куда, собственно, мы собирались ехать, я узнала только в машине. В другой гостевой домик!! Он только-только отстроился изнутри, а завтра – опять паломники, и надо убрать и приготовить все до их приезда… Когда мы с Еленой (так звали мою знакомую трудницу) и матушкой вступили в «домик» из двух этажей с десятью комнатами, то увидели, что внутри все покрыто бетонной крошкой и строительной пылью: окна, стены, лестницы, подоконники… Нужно было помыть все это до стерильности и застелить постели. Здесь фишка была в том, что веника не предполагалось, ввиду его временного отсутствия. Зато в наличии был совок и две тряпки, а из окна так близко видна Оптина… «А как же служба…» — взмолилась я, уже понимая, что приехала-то на послушание, и надо терпеть. «Ну, это как управитесь!» – сказала матушка и, пожелав нам «сто ангелов в помощь», удалилась. Мы оглядели домик и засмеялись. Часы показывали половину третьего, т.е. до службы оставалось два с половиной часа… И вновь – чудо. Ни одно слово не остается праздным! Сто ангелов нам помогли совершенно явно, потому как осилить эту работу до службы было совершенно немыслимо.
В половине шестого мы уже были на службе. Я чувствовала, что это и есть – послушание, вот такое, без прикрас, монастырское, и это уже радовало, но сил не было совершенно…
Утром была чудная служба в Скиту, исповедь и Причастие. Здесь так явно ощущались святые хозяева этого места – благословенные оптинские старцы и скитоначальники. И стоя на «балкончике» среди вьющегося винограда и цветущей петунии, я просила их помочь мне с послушанием.
После Причастия всю усталость как рукой сняло, было радостно (и вдобавок мне сказали, что отпустят на службу преп. Никона!). В тот вечер пошел свирепый дождь с дымом, и, весьма кстати забыв дома зонт, я еще какое-то время была в Казанском храме, рассматривая фрески. Слева от входа, у свечного ящика, заметила фреску «тьма кромешная», на которой предусмотрительно расположился выключатель. )))
Следующие дни прошли до обидного быстро. Послушание вместо службы уже так не тяготило. Когда в один из дней мне дали задание помыть подошвы на обуви трудников, я вдруг поняла, ЧТО такое послушание, мне вспомнилось, как Господь мыл ноги ученикам, и что это заповедано христианам. Но где, как исполнить это без перелома себя, без просьбы матушки?! Вот такое откровение… И не даром говорится – выполни за святое послушание…
Не могу описать радость от дня памяти преподобного Амвросия, который «увенчал» мое «трудничество»! Там надо просто быть и видеть своими глазами…
Пусть мой долгий рассказ не испугает тех, кто еще не пробовал свои силы на послушаниях – такой «загруз» бывает редко и обычно приурочен к большим праздникам. Это мне, как сказал батюшка в день моего приезда, ПОВЕЗЛО!!!
Ника

В 2017 г. исполняется 30 лет с того дня, когда Свято-Введенская Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. За это время монастырь сильно изменился: возобновилось богослужение, были заново построены и отреставрированы все храмы и здания на территории обители. Большой монастырь, представлявший собой руины, возродился, и теперь тысячи паломников ежегодно посещают благословенную Оптину. Она восстанавливалась трудами братии и множества мирян, приезжавших для прохождения послушаний и оказания безвозмездной помощи обители. О своем путешествии в Оптину пустынь времен возрождения рассказывает директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

Предыстория

В 1991 г. в Москве сформировалось Православное молодежное движение (далее ПМД), которое духовно окормлял владыка Арсений. Владыка несколько раз проводил встречи с молодыми людьми, которые хотели принять участие в возрождении храмов, монастырей, в поездках по тогда еще совершенно неизвестным святыням нашего отечества. Инициативная группа этого молодежного движения собиралась в библиотеке храма Илии Пророка в Обыденном переулке, где мне в ту пору посчастливилось трудиться. На тот момент это была самая большая приходская общедоступная библиотека Москвы. Таким образом, я попал в орбиту деятельности православного молодежного движения.

В Оптиной

Знакомство с Оптиной

И вот в конце января 1992 г. мне, как одному из немногих, имеющих опыт армейской службы, предложили стать руководителем первой группы молодежи, которая отправлялась в Оптину пустынь. Зная о святом прошлом обители, о том, что Оптина активно возрождается, мы решили поехать туда на трудовое послушание. Мы – это около 15 человек, студенты самых разных вузов Москвы. Моя задача была организовать всех ребят и довезти их до Оптиной пустыни. Конечно же, мы ехали на общественном транспорте. Сначала добрались на электичке до Калуги, потом на автобусе до Козельска, а оттуда шли пешком до Оптиной пустыни около трех километров. В общей сложности переезд занял целый день. В самом монастыре мы были представлены тогдашнему благочинному обители игумену Мелхиседеку (Артюхину). Братия монастыря и отец Мелхиседек окружили нас теплой отеческой заботой и вниманием. Очень важно, что первые молодежные паломнические поездки происходили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И когда мы приезжали в тот или ной монастырь, у нас всегда было с собой письмо от Патриарха, которое решало многие организационные вопросы.

Указатель

Монастырь производил впечатление достаточно сложившегося и многолюдного, потому что к тому моменту он существовал уже практически пять лет. Самая тяжелая пора, когда приходилось возрождать жилые помещения, уже миновала. Несмотря на это, Оптина пустынь нуждалась в помощи. Работы было очень много, поэтому отец Мелхиседек был рад прибытию организованной группы церковной молодежи. Нас хорошо разместили – мы оказались в скиту в бывшем храме святого Льва Катанского. В его нижней части находилось общежитие для трудников монастыря. Там мы прожили в Оптиной около двух недель.

Разгрузка кирпича

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия

Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.

На главную

2-3 марта 2018 года группа паломников из Давидовой пустыни посетили святые места: Оптину пустынь, Казанскую Амвросиевскую пустынь, Спасо Нерукотворного пустынь и могилку схиархимандрита Макария (Болотова). Видимо по случаю Великого поста и разгулявшейся не по времени зимы группа была немногочисленной, но поездка получилась очень насыщенной и плодотворной. Первое, куда попала группа, когда приехала в Шамординский монастырь – это архиерейская служба по случаю сорока дней по смерти наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта. Служил епископ Феогност из Троице-Сергиевой Лавры. После службы группу взяла на экскурсию инокиня Фомаида и рассказывала много интересных вещей, которые не были общеизвестны, затронула и современную жизнь монастыря. Затем паломники отправились в трапезную. Трапеза в Шамордино за послушание, поэтому, отведав угощение, предложенное монахинями (а было оно весьма изыскано, поскольку были поминки по отцу Венедикту), паломники дружно и весьма охотно взяли в руки швабры и помыли трапезную.

Не выбиваясь из графика прибыли в Оптину пустынь прямо к акафисту прп. Амвросию Оптинскому. Затем экскурсия по монастырю. На вечернем богослужении опять поминали усопших – служилась вечерняя родительской субботы. После службы отправились в монастырскую трапезную, затем кто-то остался на послушание – мыть посуду, а кто-то пошел на Крестный ход.

Утро в Оптиной, как всегда, начинается с исповеди. Народу было не много, и все успели исповедоваться к ранней Литургии. Почтив память усопших родных и близких, паломники немного подкрепились и отдохнули в монастырской чайной и отправились в деревню Нижние Прыски посетить и помолиться на могилке старца схиархимандрита Макария (Болотова). Группу очень радушно встретила матушка Валентина. Она пригласила паломников в домик, где жил отец Макарий, – там его иконы, вещи, фотографии, все оставлено так, как было при его жизни. Судьба старца необыкновенная – он правнук монахини Павлы (Павлины Ивановны Голицыной), которая была строительницей Горненского монастыря в Иерусалиме; состоял в родстве с схиигуменией Софией Болотовой – первой настоятельницей Шамординской обители. В его роду владыка Иоасаф (Болотов), просветитель Аляски (прославлен в лике святых), и сихархиепископ Антоний (Абашидзе), почивающий в Ближних Пещерах (тоже ныне прославленный в лике святых). Далеко не всех святых родственников отца Макария мы здесь перечислили. Всю свою жизнь он провел в гонениях, скорбях и болезнях. Дважды его расстреливали. Один раз пуля попала в нательный крест и, отскочив он него, отстрелила палец стрелявшему. Второй раз пулю остановило мамино Евангелие в кожаном переплете. Отец Макарий пришел в Оптину пустынь, когда начиналось ее восстановление, летом 1986 года – «являть миру мощи старцев оптинских». Но в Оптиной ему не пришлось жить. Еще раньше одна старица предсказывала ему: «Если будет в Оптиной отец родной, будешь там жить, а если отчим – то нет; глазам будет близко, а ногам склизко». Так и вышло. Село Нижние Прыски, где и довелось жить и умереть старцу (+ 2001 г.) недалеко от пустыни и ее даже видно. Посещение келии и могилки отца Макария оставило очень сильное впечатление. Паломники взяли немного песочка с могилы – старец помогает просящим, есть случаи исцелений.

Затем группа вернулась в Оптину пустынь на трапезу. У паломников было немного свободного времени, чтобы еще раз пройти по храмам и приложиться к мощам старцев и могилкам новомученников оптинских. К тому же каждый день где-то в 12 часов старец схимонах Евфимий идет из Скита в монастырь, и есть возможность взять у него благословение, что и сделали наши путешественники. Он раздал всем распечатанные листочки с наставлениями и поучениями, которые несомненно пригодятся в жизни.

Попрощавшись с Оптиной пустынью, группа отправилась в с. Клыково, в монастырь Спаса Нерукотворного, чтобы посетить могилку и келию матушки Сепфоры.

Этот мужской монастырь действует с недавних пор. На подъезде к нему теперь стоит памятник преподобному Кукше Киево-Печерскому. Обитель активно строится, что и предсказывала схимонахиня Сепфора. Сама Божия Матерь определила ее сюда на жительство. Сто один год прожила матушка. Сначала жила в миру, терпя скорби и лишения, но однажды Ангелы совершили над ней монашеский постриг. По благословению схиархимандрита Илии она духовно окормляла монахов и мирян. Сейчас на ее могилке многие получают помощь. Увидели паломники и келью, где сохранены вещи матушки, были помазаны маслицем от лампады.

Так закончилась эта чудесная поездка. Зимой в Оптиной и близлежащих монастырях не так многолюдно, нет суеты и больше возможностей спокойно помолиться. Но слава Богу, что эта поездка состоялась, и те, кто решился на нее, были действительно вознаграждены и облагодетельствованы.

Забронировать Версия для печати

Оптина пустынь «Светлая Пасха у Оптинских старцев»

Даты тура и число свободных мест онлайн:

Проверяем даты, наличие мест и цены…

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА:

  • Сбор в 07:15. Отправление в 07:30 от ст. м. «Октябрьская», сбор группы напротив г-цы «Варшава». Путевая информация.
  • Козельск (проездная экскурсия по городу);
  • Шамордино: территория монастыря;
  • Святой источник (посещение только в благоприятную погоду);
  • Обед (оплачивается дополнительно);
  • Экскурсия по Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни – территория монастыря, монастырский скит; Пасхальная служба (самостоятельно).
  • Отправление в Москву.

Внимание! Важная и полезная информация:

  • Путь в обитель не близкий и наша экскурсия продлится больше суток. Рано утро мы выезжаем из Москвы, по дороге гид проведет интересную путевую экскурсию.
  • Вы посетите действующие храмы, дамы должны быть с покрытыми головами и желательно в юбках.
  • Посещение Святого источника зависит от погодных условий. Купальня оборудована раздевалками. Тару для воды и купальные рубашки лучше привезти с собой. Окунаться в источник неприменно лучше в купальной рубашке и потом ее не стирать, положить в пакет, а по приезду домой естейственным образом высушить. В трудные дни, во время болезни, недомогания рубашку надевают на тело и она помогает исцелиться, снимает жар, уводит проказу. Многие кто не может по каким-то причинам окунуться в источник (вода действительно очень холодная и требует определенного мужества), выходят из положения следующим образом, мочат купальные рубашки во всех источниках и забирают их домой.
  • Захватите в дорогу термос и еду, т.к в программе будет предложен только поздний обед (за доп. плату).
  • Обувь желательно иметь удобную, возьмите полотенца и купальные принадлежности. Одевайтесь по погоде, большая часть экскурсии проходит на улице.
  • Обратно в Москву мы будем возвращаться под утро, в Москве планируем быть в воскресенье утром, но время возврщение полностью зависит от дорожной ситуации.
  • В Пасхальную ночь во всех храмах России собирается много православных людей, возможны очереди, затруднения в движении, просьба быть готовыми к определенным задержкам и проявить терпимость. Перед Господом Богом все равны!

Продолжительность экскурсии: 24-26 часов. (Время указано ориентировочное). Калужское шоссе, 270 км. Время в пути: 4 часа в одну сторону.

В стоимость тура включено: обслуживание автобусом из Москвы (туркласса), сопровождение и путевая информация от профессионального гида, экскурсии согласно программе тура, посещение источника (только в благоприятную погоду), питание в кафе города (за дополнительную плату).

Обратите внимание: после бронирования и оплаты экскурсии мы можем попросить Вас предоставить паспортные данные туристов — ФИО полностью, дату рождения, серию и номер паспорта на каждого человека из Вашей заявки (согласно требованию Ространснадзора для междугородних автобусных перевозок).

Бронирование тура «Светлая Пасха у Оптинских старцев»

Примечание:
— время и порядок предоставления туристских услуг заявленных в программе могут меняться при сохранении их объема и качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *