Остров канта

Остров Канта, полное название остров Иммануила Канта — историческая нежилая островная часть города Калининграда, расположенная в окружении реки Преголя, в самом сердце города.

Ранее остров Канта носил название Кнайпхоф. Название Кнайпхоф (Kneiphof) происходит от прусского «Knypabe», что означает «Окруженное водой, рекой».

В настоящее время остров Канта является одной из главных достопримечательностей Калининграда.

В свою очередь основными достопримечательностями острова Канта выступают: Кафедральный собор Калининграда, могила Канта и парк скульптуры, а также Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней.

В настоящее время на территории острова Канта, возле кафедрального собора, проводят праздники, ярмарки и прочие культурно-развлекательные мероприятия.

Медовый мост, Калининград

Медовый мост (немецкое название Honigbrücke) — самый молодой из семи мостов Калининграда.

Это пешеходный мост, и проезд частного транспорта, помимо транспорта, непосредственно обслуживающего остров Канта, — по нему запрещен.

Медовый мост связывает остров Канта с Рыбной деревней и Новой синагогой, расположенными на Октябрьском острове (бывший Ломзе). Эти две достопримечательности Калининграда (Рыбная деревня и остров Канта), совместно образуют единый прогулочный маршрут — один из самых важных и интересных в городе.

Фото медового моста и Новой синагоги

На перилах медового моста, с его северной стороны, находится интересная скульптура миниатюрных размеров — хомлин дедушка Карл, также известный как Дедушка на мосту.

Хомлин — местная интерпретация домового, они живут рядом с людьми много лет и создают изделия из янтаря. По поверью, хомлин приносит счастье и добро, так что не проходите мимо и сфотографируйтесь с этим забавным домовенком.

Всего в Калининграде есть несколько скульптурок хомлинов, представляющих членов одной большой семьи — от старшего поколения (бабушки и дедушки) и до самых маленьких, которые установлены в знаковых местах города.

Помимо медового моста, попасть на остров Канта можно спустившись с эстакадного моста на Ленинском проспекте. Других способов попасть на остров канта — нет. Под Эстакадным мостом, со стороны острова Канта, организованы места для занятий активными видами спорта.

Вид на остров Канта с эстакадного моста

Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде

Кафедральный собор или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — величественный собор, грациозно возвышающийся на острове Канта и являющийся одним из символов города Калининграда.

До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга (был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту). Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.

Калининградский кафедральный собор построен в стиле кирпичной (балтийской) готики и является одним из немногих готических сооружений в России.

На внешних стенах собора, по периметру, можно видеть исторические элементы — эпитафии с изображениями и текстами на латинском и немецком языках.

В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется. Сейчас в соборе проводят концерты и открыта музейная экспозиция.

В главном зале собора находится орган. В концертном зале проводят органные дневные и вечерние мини-концерты. Продолжительность дневного органного мини-концерта составляет 40-45 минут, вечернего — 30 минут. Средняя цена билета — 350 рублей.

Посетить концертный зал, без права остаться на концерт, можно за 100 рублей.

Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.

Также в соборе действует музей Канта (музей Кафедрального собора), небольшая часовня иконы Бижией Матери и Евангелическая Лютеранская церковь.

Фото лютеранской церкви

Схема Кафедрального собора

Часы работы Кафедрального собора: с мая по сентябрь — с 10:00 до 19:00 часов, с октября по апрель — с 10:00 до 18:00 часов.

Могила Канта, остров Канта, Калининград

Могила Иммануила Канта, расположенная с северо-восточной стороны Кафедрального собора, ежегодно собирает возле себя тысячи туристов.

В 1804 году в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант, ставший последним человеком, погребенным в соборе.

В 1996 году, в числе работ по восстановлению Собора была отреставрирована и могила Канта. В колонной усыпальнице можно видеть надпись с датами жизни Канта и каменный гроб — кенотаф. Останков Канта в гробу нет, они находятся глубже.

Недалеко от острова Канта, на Ленинском проспекте 40-42а, на жилом доме можно видеть табличку «Здесь стоял дом, в котором 22.04.1724 родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Сам дом, в котором родился и жил Кант, не сохранился.

Возле собора

Вблизи могилы Канта находится бронзовый памятник герцогу Альбрехту, основателю Кёнигсбергского университета «Альбертина».

С тыльной стороны собора расположен памятный знак с барельефом немецкого прогрессивного общественного деятеля Юлиуса Руппа (1809 — 1884 гг.).

Перед центральным входом в собор размещена композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.».

В центре прогулочного бульвара острова (улица Канта) можно видеть камень, информационная табличка на котором гласит «на этом месте будет установлен монумент «Мир всем». Камень уже установлен минимум как несколько лет, а вот монумента всё нет.

Также на территории острова есть несколько уличных кафе и киосков с кофе, закусками и сувенирами, а также платный общественный туалет.

Парк Скульптуры на острове Канта, Калининград

Парк скульптуры — зеленый парк и музей под открытым небом, расположенный на острове Канта, является филиалом Калининградского историко-художественного музея и представляет собой зеленую прогулочную зону, на территории которой размещены различные символические скульптуры.

Разнородная по содержанию и стилистике коллекция скульптур поступила в Калининград из Москвы. Работы выполнены в разных материалах: бронза, мрамор, металл и гранит. Авторы скульптур — известные мастера изобразительного искусства второй половины 20 века.

В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединение темой «Человек и Мир».

Ещё одной достопримечательностью парка Скульптуры на острове Канте, помимо самих скульптур, является дендроколлекция, отражающая богатство растительного мира региона. Здесь представлены растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и т.д.

Уникальный островной исторический ландшафт с собранием скульптур и доминантой — Кафедральным собором, делают остров Канта одной из видных достопримечательностей Калининграда, а также одним их любимых мест отдыха калининградцев и гостей города.

Посетить остров Иммануила Канта можно самостоятельно или с экскурсией «Тайны острова Канта — экскурсия-квест». Экскурсию проведет призрак, который покажет главные достопримечательности острова и поможет отыскать спрятанные на нем части старинной карты. Вас ждет множество открытий, тайн и приключений:

Рассказ с фото о самом «сердце» старого Калининграда — острове Канта, образованном рукавами реки Преголя, и недавно восстановленном Кафедральном соборе города.

Тем, что у нас есть возможность полюбоваться Кафедральным собором Калининграда, мы обязаны прежде всего Канту – а точнее, его могиле, расположенной тут же на острове Канта рядом с собором. А если еще точнее – тому уважению, которое питал вождь мирового пролетариата к знаменитому кенигсбергскому мыслителю. Не упоминай в своих речах и трудах Ленин Канта столь комплиментарно, сердце Старого Калининграда — остров Канта, он же Кнайпхоф — в наши дни выглядело бы совершенно иначе, и для того были самые веские основания.

20 августа 1944 года англичане начали трехдневную бомбардировку Кёнигсберга, итогом которой стало полное уничтожение Кнайпхофа: в огне погибли и Королевский замок, и тройной Старый город — Альштадт, Лебенихт и Кнайпхоф – а от знаменитого Кафедрального собора к маю 1945 года остался лишь обугленный остов. И взорвали бы его победители – у себя дома мы и совершенно целые церкви взрывали – но кто-то вовремя вспомнил о Ленине и Канте. Так что участь прочих построек Калининграда, которые были разобраны на стройматериалы, а затем совершенно справедливо баржами отправлены в многострадальный Ленинград, чтобы быть использованными при его восстановлении, Кафедральный собор Калининграда не постигла: его решено было оставить как есть – дескать, пусть потомки разбираются со всеми этими болтунами Кантами, у советских оккупационных властей в то время своих забот было выше крыши.

Тогда, сразу после победы над Германией, еще не было окончательного решения о дальнейшей принадлежности Восточной Пруссии и Калининграда-Кёнигсберга, и победители стремились вывезти в СССР абсолютно все, что могло пригодиться при восстановлении разрушенных немцами советских городов. После окончания войны вплоть до начала перестройки Кафедральный собор являл собой огромные и постепенно разрушающиеся руины, власти Калининграда считали его «символом прусского милитаризма» и не имели совершенно никакого желания его восстанавливать. Реставрация Кафедрального собора началась лишь в 90-х годах прошлого века, причем большая часть работ проходила на немецкие деньги, что одобрялось в Калининграде далеко не всеми: широко было распространено мнение, что это лишь первый шаг к «ползучей германизации».

Старый Калининград: остров Канта

Когда-то это место называлось Кнайпхоф и одна его половина принадлежала епископу, а во второй было позволено селиться простым горожанам. Причем с этим разделением связана интересная история. Восточная Пруссия в те времена была краем «цивилизованного мира» и все новости из Европы сюда приносили гонцы. Так вот, для того чтобы попасть в замок или к епископу, они должны были миновать ту половину Кнайпхофа, где жили горожане. А те придумали их перехватывать по дороге, кормить (а главное, покрепче поить – чтобы гонец лишь на следующий день был в состоянии доползти до пункта назначения) и таким образом узнавать важные новости раньше властей. Например, если гонец нес в замок весть о неурожае, горожане, заранее об этом узнав, резко поднимали цены на зерно и муку – и так далее. Так что уже в те времена миром правила информация.

Кроме Кафедрального собора и большого парка, в наши дни на острове ничего нет, но так было далеко не всегда: когда-то островок был районом Кенигсберга по имени Кнайпхоф и имел весьма плотную жилую застройку — по состоянию на 1939 год на острове было 304 дома и 28 улиц, а проживало там 20 тысяч человек — полностью уничтоженную британскими бомбардировщиками.

Самая главная достопримечательность острова Канта помимо недавно восстановленного Кафедрального собора – это, конечно же, могила знаменитого философа:

Могила Канта

Официально «беспокойный старик Иммануил» (по определению Булгакова) считается последним, кого похоронили в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора Калининграда в 1804 году – но могила философа расположена не внутри здания, а возле него. Видимо, это отражение непростых взаимоотношений великого кенигсбержца с церковью: с одной стороны, независимые взгляды и суждения Канта не допускали его погребения внутри собора, а с другой – тот же Кант утверждал, что религия без церкви немыслима. Опять же, именно Кант с позиций разума и логики «разрушил» пять доказательств Бытия Божия – но он же сформулировал свое собственное «доказательство Канта».

Канту, сыну простого шорника и домохозяйки, родившемуся 22 апреля 1724 года и позднее ставшему всемирно известным философом, и после смерти не суждено было обрести покой: его могилу то разрушали (например, солдаты Наполеона), то восстанавливали, то просто переносили с места на место. В музее Кафедрального собора есть интересная картина, иллюстрирующая «обретение» черепа Канта во время очередных раскопок.

В 1880 году над могилой Канта была установлена неоготическая часовня, которую в 1924 году, к 200-летнему юбилею Канта, заменили на колоннаду с тринадцатью розовыми порфировыми колоннами; причем новое сооружение разительно контрастирует по своему облику с самим Кафедральным собором.

Внутри колоннады установлено каменное надгробие, которое является кенотафом — то есть останков Канта под ним нет, они покоятся глубже.

На последнее прибежище великого философа взирает бронзовый герцог Альбрехт, основатель университета «Альбертина» (кстати, основать университет герцогу посоветовал Мартин Лютер), чьей усыпальнице повезло меньше, чем собору – то, что от нее осталось после боев за город, сейчас выставлено внутри Кафедрального собора.

Статуя герцога Альбрехта

Собственно, и статуя герцога не является оригинальной: она была установлена в 2005 году в честь 750-летия Калининграда. Первоначальную версию работы скульптора Иоганна Фридриха Ройша от переплавки спасти не удалось, а жаль: она была примечательна как минимум руками герцога — как известно, натурщика для статуи Альбрехта Ройш нашел в кенигсбергском порту. Как результат, статуя аристократа, редко поднимавшего в своей жизни что-то тяжелее фарфоровой чашки, имела мощные руки портового грузчика.

Между Кафедральным собором и Медовым мостом можно найти памятник Юлиусу Руппу, богослову и преподавателю университета:

И Канта, и Адальберта, и Руппа объединял Кенигсбергский университет, старейший университет Пруссии – что, к сожалению не спасло его от гибели под английскими бомбами летом 1944 года.

Кстати, неподалеку есть еще одна статуя, установленная в честь аристократа, обладавшего немалым ростом и не чуравшегося физического труда. Имеется ввиду Петр I, чей монумент красуется неподалеку от главного входа в Кафедральный собор.

Статуя Петра Первого

>Петра на острове Канта установили в память о посещении российским императором дома местного губернатора Негеляйна. Самодержец навещал последнего дважды: сначала инкогнито, в составе Великого посольства 1697 года, а в 1709 году Петр с женой Екатериной заехал к старому знакомому уже открыто, возвращаясь из города Торгау, где имело место сочетание брачными узами царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской. В том самом Торгау, где спустя 236 лет состоялась «встреча на Эльбе» союзников по антигитлеровской коалиции.

Кстати, о союзниках и их вкладе в уничтожение старого Калининграда-Кёнигсберга. Мстительные британцы не могли допустить, чтобы Германия была повержена Советским Союзом до того, как они сотрут в пыль несколько немецких городов в ответ на бомбардировки Лондона силами «люфтваффе». И вот, в самом конце войны около двухсот британских «Ланкастеров» постарались перемолоть в кирпичную крошку тогдашнюю столицу Восточной Пруссии, а заодно и показать советским властям (пока еще союзникам, но уже было понятно, что скоро мы станем непримиримыми соперниками) всю мощь авиации «ее Величества». Обе цели были достигнуты: старый город будущего Калининграда был серьезно разрушен, а «советы» подобное предупреждение восприняли со всей подобающей серьезностью и постарались максимально ускорить разработку советского атомного оружия и средств его доставки. И очень скоро, после Хиросимы и Нагасаки, стало ясно, насколько они были правы.

Существует и еще одна версия причин столь ожесточенной бомбардировки Кёнигсберга британскими ВВС – скажем так, конспирологическая. Согласно ей, еще перед войной на острове Канта, в самом сердце нынешнего старого Калининграда, нацисты создали секретную лабораторию «Кёнигсберг-13», где германские «рунические воины» проводили мистические эксперименты по созданию нового страшного супероружия, способного принести победу «расе полубогов» в войне с «ундерменшами». Ну, колдовали они там – и пусть бы колдовали, дело хозяйское, но однажды Уинстону Черчиллю доложили, что на упомянутой лаборатории нацистские мистики создали его куклу-вуду с самыми явными в отношении британского премьера нехорошими намерениями. Сэр Черчиль не отнесся к этой новости как к ерунде, а отдал приказ королевским ВВС прекратить подобные безобразия – что и вылилось в опустошительную бомбардировку прусской столицы упомянутыми «Ланкастерами». Достали ли британские бомбы ту лабораторию, так и осталось неизвестно, но четко задокументировано полное уничтожение дома губернатора (того, где некогда гостил царь Петр), городской ратуши и еще многих уникальных зданий старого Кёнигсберга.

Кафедральный собор Калининграда

Принято считать, что строительство Кафедрального собора, посвященного Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту, началось в 1333 году – и именно эта цифра красуется на флюгере Северной башни. Когда выяснилось, что прихожане уже не помещаются в старую лютеранскую церковь, Тевтонский орден разрешил местному епископу построить новый собор на Кнайпхофе.

Однако через пять лет после начала строительства (всего оно длилось восемьдесят лет) магистр ордена вызвал к себе епископа и поинтересовался, зачем тот строит на острове «еще одну крепость». Дело в том, что изначальный проект предусматривал возведение собора-крепости, ибо территория была только что завоевана орденом и располагалась на самой границе. Однако гроссмейстер ордена Лютер Брауншвейгский счел, что «незачем строить еще одну крепость на расстоянии полета стрелы от замка ордена».

Таким образом, пришлось вносить изменения в проект и в дальнейшем собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. Однако и тут не обошлось без осложнений: почва на острове Канта очень неустойчивая и под фундамент церкви было забито около тысячи дубовых свай (по другим данным, сваи были из норвежской лиственницы — единственного дерева, твердеющего от воды и которое не ест короед). Во время строительства произошла усадка грунта, на главном нефе собора треснула стена, и теперь оси двух соборных башен расходятся на полтора метра. Чтобы скрыть этот дефект, на крыше собора установили еще одну «маскирующую» башенку.

Кафедральный собор Калининграда

В конце XIX века инспектор по архитектурным памятникам Восточной Пруссии осмотрел собор и с немецкой щепетильностью доложил начальству о его удручающем состоянии. К тому времени строители в Европе уже вовсю использовали бетон, и именно из этого материала изготовили специальную «подложку», которую в 1902 году поместили под фундамент здания, чтобы оно перестало погружаться в рыхлую землю Кнайпхофа (к моменту проверки Кафедрального собора инспектором усадка составила 1,2 метра). Если бы не эта подложка, вряд ли собор пережил английский налет и его остов простоял до конца прошлого века.

После своей реставрации Кафедральный собор Калининграда, возведенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одной из самых известных готических построек на территории России. В настоящее время храм не действует и службы проводятся лишь в православной и евангелической часовнях, расположенных внутри. Остальная площадь Кафедрального собора используется как музей и концертный зал.

Войдя внутрь огромного концертного зала на первом этаже, можно увидеть один из самых больших в Европе органов, на котором когда-то музицировал композитор и сказочник Гофман. Имеет смысл подняться по винтовой лестнице выше и осмотреть уникальную экспозицию музея, посвященного Канту. Во время ее осмотра можно увидеть знаменитые восстановленные витражи, купель, в которой крестили Канта и его же посмертную маску, а также надгробия и эпитафии наиболее уважаемых горожан, погребенных в стенах собора.

Билет в музей стоит 150 рублей, еще 50 рублей придется отдать за разрешение на фотосъемку. При посещении музея рекомендую взять экскурсовода (это будет стоить дополнительно 150 рублей к основной стоимости билета) – без его пояснений назначение и история многих экспонатов будет совершенно непонятны. А вот с экскурсоводом все встает на свои места и 30-минутное посещение музея превращается в запоминающееся событие. Экскурсовод подробно и интересно рассказывает от жизни Канта, создании «государства Альбертина» и о многом другом.

После войны Калининград был единственным в Союзе местом, где кинематографисты могли найти «настоящую Германию» – пусть и основательно разрушенную. Поэтому многие фильмы, в первую очередь о войне, снимались именно здесь. Например, Кафедральный собор промелькнул в одном из эпизодов фильма «Женя, Женечка и Катюша» – на его фоне солдат опрокидывает канистру с топливом.

Официальный сайт Кафедрального собора Калининграда Расписание концертов органной музыки

Старый Калининград: Парк скульптуры на острове Канта

Как я уже писал, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия на острове Канта не было ничего, кроме постепенно разрушавшихся руин собора и деревьев, специально высаженных, чтобы эту мрачную картину хоть немного исправить – все-таки самый центр города. В какой-то момент власти попытались изменить эту ситуацию и в 1980-е годы по решению Калининградского исполкома из Художественного фонда СССР в Калининград прислали скульптуры, которые затем установили в парке. Сейчас в Парке скульптуры представлено 23 работы, объединенные общей темой «Человек и мир», среди которых можно выделить две:

«Мир без войны», 1981г.

«Созидание», 1982г.

Остров Канта: Медовый мост

Когда-то на Кнайпхофе было несколько мостов: Кузнечный, Лавочный, Требуховый, Зеленый. Медовый, по которому сегодня можно дойти от Кафедрального собора до Рыбной деревни, был построен позже всех – в 1542 году.

Медовый мост

Вид на Кафедральный собор и Медовый мост со стороны Рыбной деревни:

Рыбная деревня, вид с Медового моста:

Калининград, остров Канта — как добраться

Полезные ссылки по Калининграду:

Достопримечательности Калининграда: Бранденбургские ворота
Музей мирового океана в Калининграде
Калининград: Фридрихсбургские ворота
Калининградская область: 11 достопримечательностей города Зеленоградск

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписаться на обновления сайта AllMyWorld.ru по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам прогулок по старому Калининграду!
Ваш Роман Мироненко

Остров Канта (Калининград, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео. Предыдущая фотография Парк Скульптуры, остров Канта (Кнайпхоф)

Остров Канта, именовавшийся ранее островом Кнайпхоф, занимает место посреди реки Преголи. Сегодня здесь можно увидеть лишь парк с многочисленными каменными скульптурами и единственную постройку — огромный Кафедральный собор. Однако в 14 веке тут находился целый город, бывший частью тогдашнего Кенигсберга.

В лучшие свои дни город Кнайпхоф был центром судоходства и торговли, активно застраивался, располагал десятками дорог и сотнями домов и соединялся с материком пятью мостами. Но в августе 1944 года массированными бомбежками англичан город был стерт с лица земли. Из зданий остался лишь собор, а руины других строений пошли на восстановление Ленинграда. Со временем было решено благоустроить территорию, вследствие чего на острове разбили дендропарк и заложили Парк скульптуры, а немногим позже восстановили и разрушенный собор. Сегодня Кафедральный собор на острове Канта в Кенигсберге — визитная карточка города и его главная достопримечательность.

У одной из стен Кафедрального собора покоятся останки выдающегося мыслителя и родоначальника немецкой классической философии — Иммануила Канта (это и есть причина того, что остову было дано такое название).

Развлечения

Развлечений на острове Канта немного, но они, несомненно, заслуживают внимания. Главным образом, это осмотр собора и памятников Альбрехту Бранденбургскому — герцогу Пруссии и Юлиусу Руллу — немецкому общественному деятелю и богослову. Также можно прогуляться по Замковому мосту до Рыбной деревни — выполненного в старом архитектурном стиле этнографического, ремесленного и торгового центра города.

Но наиболее излюбленным способом времяпрепровождения на острове Канта среди местных и гостей являются все же неспешные прогулки, пикники, фотосессии и спокойный отдых, позволяющий насладиться тишиной, свежим воздухом и живописными видами. Если же захочется отвлечься по полной программе, есть возможность сесть в небольшой катер и отправиться в освежающую речную прогулку по вечернему Калининграду.

В дополнение заметим, что 26 июня на острове Канта проводится международный фестиваль «Территория мира», на котором выступают известные музыканты, показывают свои работы городские ремесленники и происходит масса интересных событий, и детский фестиваль «Мультяшкино», включающий в себя показ мультфильмов, ярмарку и развлекательные программы.

Практическая информация

Добраться до острова Канта можно по центральным улицам Калининграда (улица Октябрьская и Ленинский проспект) пешком, на автобусах или троллейбусах. Выходить нужно на остановках «Рыбная деревня», «СК Юность» или «Дом культуры моряков». Если ехать на автомобиле, ориентиром может служить адрес: ул. Октябрьская, 2. За вход платить не нужно.

В Калининграде начался второй этап благоустройства острова Канта. Подрядчика, готового за 116 млн рублей воплотить в реальность фантазии архитекторов и областных властей, нашли в декабре, контракт заключили в конце января. В правительстве рассчитывают, что работы завершатся к августу — как раз к фестивалю «Калининград Сити джаз», который решил переехать из Центрального парка на остров Канта. «Новый Калининград» рассказывает, как должен измениться остров, что будет с парком скульптур и где появятся новые концертные площадки.

Проектом благоустройства острова Канта занималась компания «Другая архитектура». К ЧМ-2018 времени и денег хватило только на косметический ремонт — с центральной аллеи убрали клумбы, заменили скамейки, подлатали набережные. В основном работы коснулись правой части парка (если смотреть от эстакадного моста). Левая сторона с пышными зарослями и полным отсутствием освещения осталась любимым уголком отдыхающих со спиртными напитками в любое время года. Нынешнее благоустройство должно охватить всё, что не попало в первый этап — оставшуюся часть парка, подпорные стенки, подмостовое пространство, территорию вокруг собора и прочее.

«Общий принцип проект — не навреди. Это касается существующей градостроительно-планировочной структуры острова, она сохраняется такой, какой была во время создания парка в 50-60-е годы. Дополнительно появляется сеть прогулочных дорожек, идет замена покрытий, благоустройство, озеленение, освещение, малые архитектурные формы. Ремонт всех подпорных стенок по периметру, потому что все-таки это приподнятая территория исторически, и такой как бы приподнятый вал был создан во время создания парка», — пояснил советник губернатора Вячеслав Генне.

Контракт на проведение работ власти заключили с гурьевской компанией «Обмен плюс». Эта же контора занималась благоустройством парка «Муза» в Светлогорске. К работам подрядчик, как утверждает Генне, приступил несколько недель назад. Начали со снятия покрытия у Кафедрального собора и эстакадного моста. Гранитные плиты от эстакадного моста планируется перенести к Кафедральному собору и уложить их вдоль стен, а также у входной группы в здание.

«Площадь демонтируемых плит под мостом соответствует площади укладываемых плит вокруг самого собора. Они равны, эти площади, поштучно это все актируется. С острова они никуда не увозятся, они здесь будут находиться. Плиты укладываются в качестве прогулочной тропы вокруг самого собора, и лучшие из них будут отобраны и уложены у входа в собор. Сами стены собора являются объектом экспозиции — там большое количество эпитафий, информации исторической, и это прямо отдельная экскурсия — прогулка вокруг собора. Как раз люди будут ходить по этим лещадным плитам. Они очень аутентичные», — рассказал Вячеслав Генне.

Во время восстановления собора на территории вокруг него появилось 5-7 разных типов покрытия — бетонная плитка, асфальт, те самые лещадные плиты и брусчатка разного типа. Сейчас планируется вдоль стен собора, как уже говорилось, уложить плиты, а остальную территорию замостить брусчаткой, максимально близкой к исторической. Воссоздавать мощение архитекторы хотят по образцу сохранившегося участка у Медового моста. Также проектом предусмотрено обновление подпорных стенок — с помощью клинкерного кирпича планируется воссоздать очертания довоенных улиц.

Перед Кафедральным собором архитекторы хотят сформировать площадь — передвинуть кассы, убрать клумбы и замостить всё пространство брусчаткой. на месте касс должен появиться летний амфитеатр с деревянными ступенями-лавками для отдыха и возможностью монтировать сцену для концертов. Всего, по словам Генне, на острове предусмотрено четыре площадки для проведения различных мероприятий — амфитеатр на соборной площади, поляна с видом на здание Биржи, центральная аллея и, как вариант, пространство под мостом.

Отдельный проект разработан для освещения — планируется не только установить фонари в парке, но и монтировать декоративную подсветку. «В декоративной подсветке вишенкой на тортике будет сам собор. Это заливка крыши, карнизов, стен, контрфорсов, основных групп, мэппинг будет на фасаде для разных сюжетных мероприятий, как на Большом театре в Москве. Шоу такое. Будут подсвечены самые ярко-выраженные ландшафтные группы и композиции. Отдельный проект связан с подсветкой подмостового пространства», — объяснил советник губернатора. Кроме того, на кроне одного из деревьев хотят разместить световую инсталляцию объёмной головы Иммануила Канта, которую должно быть хорошо видно с эстакадного моста.

Все лавки и урны уже закуплены, торговые палатки планируется убрать с острова. Скульптурный парк решили не трогать, только привести в порядок. «Это было дважды обсуждено, и члены совета по культуре сказали — давайте не будем трогать, оставим как исторически зафиксированный элемент среды. Новая структура дорожек учитывает расположение всех скульптурных композиций», — подчеркнул Вячеслав Генне. Завершить все работы, по расчётам властей, подрядчик должен до августа.

Текст — Татьяна Зиберова, проект предоставлен пресс-службой правительства Калининградской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *