Памятник долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому – один из символов Москвы. Конная статуя основателя российской столицы установлена в центре города, на Тверской площади. Напротив монумента, через Тверскую улицу, расположено здание Московской мэрии. Памятник отличается высочайшим художественным уровнем и интересной историей.

Монумент был установлен относительно недавно – в середине XX в. В 1946 г. власти СССР готовились к празднованию 800-летия Москвы. До сих пор ученые спорят, что заставило И. В. Сталина принять решение об установке в центре столицы памятника князю Долгорукому, которого в официальной советской историографии считали достаточно одиозной фигурой.

Более того, Сталин распорядился найти и перевезти в столицу из Киева останки князя. Была создана археологическая экспедиция, которой так и не удалось обнаружить прах Юрия Долгорукого в предполагаемом для раскопок месте. Экспедицию быстро свернули, не сообщая в прессе об этом провале.

Конкурс проектов памятника был чрезвычайно разнообразен и представителен. Например, свою идею представила В. И. Мухина, к тому моменту уже бывшая всемирно известным скульптором, автором статуи «Рабочий и колхозница». Мухина увидела Юрия Долгорукого стоящим на берегу реки в полном княжеском одеянии. Вера Игнатьевна хотела сделать памятник ярким и нарядным, украсив монумент разноцветной эмалью.

Победитель конкурса был выбран весьма неожиданным образом. В 1946 г. в Манеже проходило крупное международное мероприятие – выставка изделий народных ремесел. В выставке принимал участие скульптор С. М. Орлов. Одна из работ Орлова приглянулась послу США, и глава МИД СССР В. Молотов, не спросив разрешения у автора, тут же подарил статуэтку иностранному дипломату. Художник был возмущен и даже отправил жалобу в Кремль. О ситуации стало известно Сталину.

Иосиф Виссарионович принял сторону художника и предложил тому поучаствовать в конкурсе проектов памятника Ю. Долгорукому. Орлов никогда не создавал монументальных статуй, но это не помешало ему победить в конкурсе.

В 1947 г. на Советской (ныне – Тверской) площади прошла закладка фундамента монумента. На месте строительства в разное время находилось 2 памятника. С 1912 по 1918-й гг. здесь стояла бронзовая статуя героя Русско-турецкой войны М. Скобелева, затем вплоть до 1941 г. в центре площади размещалась большевистская статуя Свободы.

Строительство памятника Юрию Долгорукому затянулось на 7 лет. Причиной стало плохое финансирование (много денег из столичного бюджета шло на «сталинские высотки»), творческие конфликты Орлова и его соавторов, нежелание создателей видеть на монументе предложенную руководством надпись «Основателю Москвы от Советского правительства». Орлову каким-то чудом удалось убедить власти отказаться от второй части фразы на мемориальной табличке.

6 июня 1954 г. при большом стечении народа с памятника были сняты строительные леса. Монумент превзошел все ожидания: это был настоящий шедевр. Фигура привставшего на стременах князя в полном боевом облачении дышала величием и силой. Памятнику свойственна уникальная динамика: кажется, что всадник и конь живые. Энергичным жестом правой руки Юрий Долгорукий указывает прямо перед собой, как бы произнося: «Здесь быть городу». В левой руке князь держит щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца – этот святой считается заступником Москвы.

Мраморный постамент Орлов украсил барельефами славянской, античной и мифологической тематики. На лицевой стороне находится бронзовая табличка с надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

Памятник окружен невысоким декоративным забором, состоящим из мраморных шаров и цепей. Шары увиты бронзовыми узорами.

Несмотря на все художественные достоинства, многим москвичам памятник категорически не понравился: общественники собирали подписи за перенос бронзового князя в другое место.

В наше время памятник Юрию Долгорукому – ключевая достопримечательность Москвы. Фотографии монумента являются открыточным видом города с высочайшей степенью узнаваемости во всем мире. Изображение конной статуи размещено на памятных монетах, почтовых марках, конвертах, сувенирах и т.д.

Памятник Юрию Долгорукому — один из самых известных, но в то же время противоречивых монументов Москвы. Бронзовое изваяние, посвящённое «основателю города» и первому суздальскому князю, не сразу сыскало симпатию жителей столицы. Монумент откровенно критиковали, он не раз становился объектом насмешек, про него слагали анекдоты и легенды, достопримечательность даже называли неуместной и хотели перенести в другое место.

Постепенно ситуация начала меняться: изображения мемориала стали украшением праздничных плакатов, а сама бронзовая фигура превратилась в фон для проведения Дня города. Традиция, зародившаяся при Юрии Лужкове, жива и сейчас: каждый год в начале сентября Тверская площадь и прилегающая к ней одноимённая улица трансформируются в зону для торжественных гуляний. Оживает площадь и во время других праздников. Впрочем, чтобы посмотреть на памятник, можно обойтись и без дополнительных поводов.

Крупным планом, © Сайт мэра Москвы

Описание архитектурных особенностей памятника Долгорукому в Москве

Начнём с того, что по изваянию нельзя судить, как выглядел Юрий Долгорукий — этого никто не знает. Археологи предполагают, что великий князь киевский был низкого роста, имел лишний вес, а также длинные руки и ступни. Вдобавок ко всему «основатель Москвы» страдал остеохондрозом, поэтому вряд ли получал наслаждение от верховой езды. В общем, выходит полная противоположность тому, что мы видим на Тверской площади.

Скульптура воссоздаёт собирательный образ русского богатыря. Это достигается за счёт фигуры боевого коня, ратных доспехов и боевого облачения наездника.

Эту же информацию несёт и поза князя: богатырь привстаёт в стременах, одна рука держит конскую сбрую, в то время как вторая — указывает на место для нового города.

Всмотритесь и в мелкие детали — они тоже таят в себе немало интересного. Видите, как тщательно прорисованы все части конской сбруи? Попробуйте отыскать изображение Георгия Победоносца. Подсказка: помещено на круглый щит.

Не лишён мелких деталей и постамент. Орнаментальные мотивы в виде василиска, кентавра, грифонов, оленей, львов и античных элементов олицетворяют богатую культуру Владимиро-Суздальской Руси. В верхней части постамента различим текст «Основателю Москвы Юрию Долгорукому», чуть ниже — «Памятник сооружён в ознаменование 800-летия Москвы (1147–1947)».

На архитектурных особенностях памятника отразилась популярная в те годы тенденция советского искусства, склонная к чрезмерному украшательству, прорисовке каждой, даже второстепенной детали.

Общий план, © Анна Бекасова

Год основания и история монумента Юрию Долгорукому в Москве

Споры по поводу основателя города и точной даты появления первой крепости на территории нынешней столицы оставим историкам, а сами перейдём к церемонии закладки монумента.

Как становится понятно из текста на постаменте, годом основания скульптурной композиции стал 1947-й. Поводом для его возведения послужило предстоящее масштабное празднество по случаю 800-летия Москвы. Однако объект культурного наследия России появился здесь только спустя 7 лет, в 1954 году.

Процесс строительства тормозили нехватка денег, постоянные споры между скульптором Сергеем Орловым и соавторами Антроповым и Штаммом, архитектором Виктором Андреевым. В дело вмешивались и власти. Например, известно, что на памятнике хотели написать: «Основателю Москвы от Советского правительства». Но, как мы видим, «Советского правительства» на постаменте нет. Спасибо стоит сказать Орлову, отстоявшему свою позицию. Поговаривают, что свою лепту внёс и Сталин. Вождю не понравилось, что Юрий Долгорукий восседает на кобыле. В проект тут же внесли изменения, и кобыла стала жеребцом.

Итоговый вариант бронзового памятника Юрию Долгорукому в Москве обошёлся городским властям в 5,5 млн рублей. Скульптуру отливали на Мытищинском заводе имени Е. Белашовой.

На фоне Мэрии, © Сайт мэра Москвы

Интересные факты о московском памятнике Юрию Долгорукому

  1. Представьте себе Юрия Долгорукого в другом образе: вместо доспехов княжеская одежда с золотой вышивкой, вместо прямоугольного постамента пьедестал в форме капители, вместо однородного цвета разноцветная эмаль. Нет, это не фантазии, это вполне реальный проект известного скульптора Веры Мухиной. Автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» смогла воплотить своё видение памятника только в фарфоровой статуэтке — проиграла в конкурсном отборе безызвестному тогда Орлову.
  2. Говоря о мемориале Юрию Долгорукому, многие любят упоминать конную статую генерала Скобелева и обелиск Свободы. Как они связаны? Все скульптуры располагались на Советской площади (бывшая Тверская). Вот только всех из них, кроме изваяния «основателя города», постигла трагическая судьба. Сначала снесли конную статую, на её месте быстро построили 26-метровый обелиск Свободы. В 1941 году снесли и его.
  3. Вернёмся к нашему бронзовому жеребцу. Вторая легенда с его участием отсылает нас к годам правления Хрущёва. Однажды государственный деятель проезжал мимо Советской площади и заприметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу безобразие было исправлено, и жеребец лишился своего достоинства.

Во время новогодних празднеств, © Мария Пенина

Реставрация

За всю свою историю скульптуру реставрировали всего один раз. Работы по восстановлению московской достопримечательности проводились в 2019 году и длились 6 месяцев. Специалисты устранили коррозию, заделали трещины на блоках лабрадорита, восполнили утраченные буквы на надписи и натёрли фигуры воском. Теперь строительные леса больше не мешают жителям и гостям столицы наслаждаться обновлённым символом Москвы.

Памятник князю Юрию Долгорукому в Москве на панораме Yandex:

Как добраться

Конная статуя возвышается на Тверской площади, напротив здания Мэрии. Рядом проходит оживлённая Тверская улица, пронизанная автобусными маршрутами. Добираться можно и на подземном транспорте.

На автобусах: ближайшая остановка оборудована рядом с книжным магазином «Москва» и называется «Площадь Тверская». К вашим услугам № 101, 904, Н1, м1, м10.

На метро: в пешей доступности находятся две станции — «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской. Расстояние от них до достопримечательности составляет примерно 650–700 метров.

На авто: от Красной площади до пункта назначения рукой подать — чуть больше четырёх километров. К статуе вас приведут ул. Моховая и Тверская. Машину можно оставить на платной парковке на Глинищевском переулке (за магазином «Москва»). Стоимость — 380 рублей в час.

На такси: вас доставят «Яндекс. Такси», «Максим», Gett, Uber, «Ситимобил», «Везёт».

Памятник Юрию Долгорукому на видео:

Перед Первой Мировой войной Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую. Там на народные деньги поставили памятник Скобелеву.

Зачем переименовывали улицы

Скончался генерал загадочно — в постели проститутки Ванды. Ее после этого звали Могилой Скобелева. А через 25 лет начался сбор средств на памятник, место для которого определил лично Николай II. Из 27 проектов выбрали работу отставного полковника Елизаветградского гусарского полка Петра Самсонова. Автор просто исполнил в объеме картину Верещагина «Скобелев под Шипкой».

Первый в Москве конный памятник состоял из нескольких фигур, иллюстрирующих главные битвы с участием «белого генерала». Монумент много критиковали.

Судя по тому, что были забракованы такие великолепные проекты, как проект талантливого Обера или проект Паоло Трубецкого, следовало бы ожидать от памятника чего-то чрезвычайного. Между тем он преотвратительный. И эта уродливая, плохо сделанная рука с саблей, и группы солдат, чуть ли не целиком взятые с какой-то верещагинской картины, — все это производит безотрадное впечатление.

А в 1918 году памятник «слуге царизма» снесли. На его месте появился слепленный на скорую руку 26-метровый обелиск Конституции работы Н. Васильева и Д. Осипова.

Через год памятник с текстом первой конституции пополнился статуей Свободы работы Н. Андреева. За основу взяли Нику Самофракийскую.

Средств у советской власти было немного, поэтому обелиск собрали из кирпича разобранной Тверской полицейской части, а статую богини отлили из бетона. Огромная фигура не помещалась в мастерской Андреева, поэтому ее изготавливали из двух частей. И когда статую собрали, она оказалась хуже, чем предполагал скульптор. Но что-то менять времени уже не было. Поэтому статуя Свободы встала как есть.

Тем не менее москвичам памятник приглянулся. Марина Цветаева даже считала его лучшим советским памятником. Но в народе тогда шутили: Почему Свобода стоит против Моссовета? Потому что Моссовет против свободы. В будущем хотели заменить монумент на памятник из более привлекательного материала, но в апреле 1941 года обелиск взорвали.

Площадь … меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря»

В 1946 году решили пышно отпраздновать 800-летие Москвы. Тогда и появилась идея подарить городу высотки и памятник Юрию Долгорукому.

Сталин хотел даже перезахоронить Долгорукого в Москве. В Киев отправилась научная экспедиция, но в могиле князя оказались останки другого человека. Поэтому перезахоронение отменилось.

Тем временем в Манеже проходила выставка народных промыслов. Вячеслав Молотов привел туда американского посла Аверелла Гарримана. На одном из стендов Гарриману понравилась скульптура петушка, и Молотов подарил его послу. После этого Сергей Орлов, автор петушка, подал жалобу, так как скульптура предполагалась для дома пионеров.

Это дело дошло до Сталина. Генсек дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и предложил Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на создание памятника Долгорукому. Конечно, скульптор согласился и выиграл конкурс. При этом постамент памятника украсили копии рельефов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Поэтому всяческие славянские птички сирин соседствуют с античными кентаврами и грифонами, позаимствованными из византийского искусства.

Говорят, что… …проезжая мимо памятника, Сталин отметил, что негоже Юрию Долгорукому въезжать в Москву на кобыле. В результате скульптуре лошади припаяли недостающие детали. По другой версии, генсек наоборот попросил сделать определяющие пол животного детали не такими выпирающими — их подпилили. А еще говорят, что Сталин просил припаять «достоинства», а Хрущев — подпилить.
Но это лишь легенда, так как к моменту открытия памятника Сталина уже не было в живых. Да и вообще скульптор изначально лепит или кобылу, или коня, так как они отличаются не одной деталью, а всей фигурой. У Юрия Долгорукого точно конь.
…Хрущев хотел перенести памятник Долгорукому в сквер Новодевичьего монастыря, а на его месте к 7 ноября 1964 года восстановить Обелиск Свободы. Но вместо памятника в октябре 1964 сняли самого Хрущева.
…так как никто не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, слепили сказочного богатыря в древнерусском доспехе. А во время открытия памятника после снятия покрывала кто-то не удержался и выкрикнул: «Ну до чего ж похож!». По другой версии, фраза была: «Нет, не похож».
…позировала для статуи Свободы, по одной версии, Вера Алексеева, племянница К.С. Станиславского, по другой — актриса МХАТа и первая столичная модница Евгения Хованская.
А как бы вы дополнили рассказ о памятнике Юрию Долгорукому?

Открыт 6 июня 1954 года на Советской (ныне Тверской) площади.

Скульпторы: С.М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм. Архитектор В. С. Андреев

800-летие Москвы осенью 1947 года (годом основания города считается 1147-й – первое летописное упоминание) планировали отметить с размахом, как первый послевоенный большой праздник. 7 сентября 1947 года на Советской площади был заложен памятник Юрию Долгорукому. Известно, что по распоряжению И.В. Сталина, в 1946 году была снаряжена экспедиция в Киев, чтобы найти останки князя и во время празднеств торжественно их перезахоронить. Но успехом она не увенчалась. Тогда же, в сентябре 1946 года, состоялся конкурс на лучший проект, победителем стал проект С.М. Орлова.

Поэт Анатолий Мариенгоф писал: «Площадь … меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря»».

Поэт прав, меньше чем за полстолетия на площади успело постоять целых три памятника: в 1912-м здесь открыли памятник «Белому генералу» М.Д. Скобелеву, первый конный памятник, кстати. О достоинствах его долго судачили, но потом наступила Первая мировая война, и споры затихли. Вновь о памятнике вспомнили после революции. Один московский обыватель недоумевал: «В Пензе ставят первый в Европе памятник Карлу Марксу, а в Москве приступлено к снятию памятника Скобелеву. Скобелев дал России завоеванные области и славные победы, а что дал России, в частности Пензе, Карл Маркс?» 1 мая 1918 года рабочие завода «Гужон» («Серп и молот»), сняли статую, распилили ее, а на постаменте соорудили трибуну. А в августе 1918 года было принято решение поставить новый, пусть временный, памятник и открыть его уже 25 октября. Опять состоялся конкурс, формальный, т.к. всем было ясно, что пройдет вариант архитектора Осипова — простенький обелиск, украшенный текстами Конституции. Ничего другого возвести за месяц просто бы не успели. 7 ноября обелиск открыли. Смотрелся он довольно невзрачно, поэтому перед обелиском решили поставить статую Свободы. В качестве прообраза взяли известную «Нику Самофракийскую». Работу поручили скульптору Андрееву, автору памятника Гоголю. Поскольку статуя не помещалась в мастерской, ее пришлось лепить из двух частей. Когда части соединили вместе, выяснилось, что фигура получилась гораздо худшей, нежели ожидал ее автор. Но переделывать не было времени. А в тридцатые годы возник известный анекдот:

«Почему у вас Свобода против Моссовета?

— Потому что у нас Моссовет против свободы».

В ночь с 21 на 22 апреля 1941 года памятник был взорван, т.к. он не вписывался в градостроительный контекст реконструированной улицы Горького. А по неофициальной версии — лично по указанию Сталина. Во времена репрессий статуя Свободы выглядела слишком провокационно.

В 1954 году настала очередь Юрия Долгорукого. Ждать пришлось долго, потому что между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Кроме того, говорят, что Орлов конфликтовал с властями и был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения.

Юрий Олеша писал в дневнике: «Памятник Долгорукому готовится к открытию. Пока что он покрыт брезентом — непоместительным, я бы сказал, шатром брезента… Видна черная нога лошади, согнутая в колене, повисшее копыто. Постамент довольно высокий, черный куб. Над всем этим майский пасмурный день, вот-вот пойдет дождь».

Вскоре после открытия возникли две легенды, по одной Сталин, утверждая проект, отметил: » Не мог Юрий Долгорукий в Москву на кобыле въезжать» и пришлось пририсовывать недостающие детали. По другой, напротив, Сталин велел сделать анатомию коня не слишком вызывающей. Правда, по другой версии, анатомия не понравилась уже Хрущеву. Раскипятившись, Хрущев приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине».

Злые языки говорили, что Илья Эренбург реагировал на скульптуру так: » Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу скульптуру Долгорукого. Если это прогресс, то я готов выброситься из окна».

В 1962 году памятник даже хотели сослать в сквер Новодевичьего монастыря, а на его месте восстановить монумент Свободы. Но он стоит и до сих пор и даже стал символом Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *