Паровозное кладбище

Кладбищем паровозов прозвали базу запаса близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край). Здесь можно увидеть несколько десятков старых паровозов и даже полазить по ним. Настоящий музей старой железнодорожной техники под открытым небом!

База запаса находится в этом месте с 1967 года. Ее перевели из города Кунгура. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника: вагоны, локомотивы, снегоуборщики и т.п. Сюда же отправляют вагоны отмененных на зимнее время электричек. Рядом стоит домик с охраной.

Продолжайте движение по рельсам и через несколько сотен метров после этой части базы увидите вожделенное кладбище паровозов.

Здесь присутствуют паровозы нескольких типов. Больше всего серии Л («Лебедянки»).

Самым старым на Кладбище паровозов был паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG». Год производства – 1936. Более сорока лет он проработал маневровым паровозом на станции Кунгур. На него обратили внимание музейщики и выкупили в качестве экспоната. Сейчас он перебрался с Кладбища паровозов в музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область).

Были здесь и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Рассказывают, что отсюда многие из них были проданы в Китай.

Некоторые паровозы в сравнительно хорошем состоянии, со смазанными подвижными частями (которые легко двигаются и даже не скрипят), другие совсем проржавели буквально до дыр. В некоторые локомотивы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Также можно залезть наверх. Местами на паровозах и в вагонах уже выросли березки.

Спереди, почти на каждом паровозе, большие красные звезды.

В основном это техника 1940-50-х годов. Помимо паровозов стоят и старые вагоны.

К сожалению, техника пострадала от мародеров. Фары разбиты, многие детали свинчены или даже срезаны. Но и сейчас эти почерневшие паровозы поражают свой мощью!

Стоящие здесь паровозы предполагалось использовать в случае войны, при отсутствии электричества в контактных проводах железных дорог. В прошлом за ними ухаживали, смазывали. В советское время это был секретный объект. Сейчас даже в случае чрезвычайной ситуации вряд ли их будут использовать. Выгоднее и проще использовать тепловозы. Тем более КПД у этих паровозов всего лишь 10%. Но их плюс в том, что можно использовать любое топливо.

В советское время это был секретный объект. Да и сейчас территория охраняется. На глаза охране лучше не попадаться. Либо можете перестраховаться и попробовать получить разрешение на посещение в руководстве Свердловской железной дороги.

Успевайте посетить это место, пока паровозы не сдали на металлолом или, в лучшем случае, не определили по постаментам. Сейчас паровозов здесь порядка двух десятков, а было значительно больше (в советское время количество доходило до 140 единиц).

Будьте осторожны: летом здесь много клещей и гадюк.

Интересно, что здесь жили предки бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова.

«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», — писал однажды Чиркунов в своем «Живом журнале».

И немного об окрестностях. Близлежащий населенный пункт – село Спасо-Барда, находится на противоположном берегу реки Сылвы. Это старинное село, основанное в далеком 1675 году выходцами с Вятки. Главная достопримечательность – каменный храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1859 года в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.

Посещение Кладбища паровозов можно совместить с поездкой в город Кунгур, широко известный многочисленными достопримечательностями (Кунгурская ледяная пещера, памятники архитектуры и т.д.). Летом здесь проходит известный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Продолжив путь по дороге, с которой вы свернули после моста через Сылву, вы попадете в село Молёбка, привлекающее любителей чудес. Также по пути к Кладбищу паровозов можно завернуть в Усть-Кишерть, славное своим карстом. Там несколько озер карстового происхождения, в одно из которых ушел огород с баней, а в другое, по легенде, церковь.

Зомби-поезда. Видео про Кладбище паровозов от ЕгошихиТудэй:

Авторы видео Константин Завалин и Михаил Воскресенских

Как добраться до Кладбища паровозов?

Кладбище паровозов находится в Кишертском районе Пермского края.

Чтобы сюда попасть, нужно ехать по Пермскому тракту. Перед Кунгуром поворачивайте на Кишерть. Далее езжайте по трассе, ни в саму Кишерть, ни в Спасо-Барду сворачивать не нужно. После автомобильного моста через Сылву будет железнодорожный переезд. Направо, прямо по рельсам уходит дорога на кладбище поездов. Через несколько сотен метров она сходит с рельс и представляет собой грунтовку. До Кладбища паровозов можно легко дойти и пешком. От трассы до Кладбища поездов около 4 километров.

На общественном транспорте можно доехать на электричках Пермь – Шаля до остановки «Школьная» (она находится в Спасо-Барде) и далее пешком.

GPS-координаты Кладбища паровозов: N 57º 20.655´; E 57º 21.775´. Сориентироваться помогут приведенные ниже трек и карта.

Можно заглянуть сюда и во время сплава по реке Сылве. Кстати, весной, в большую воду, кладбище паровозов иногда подтапливается.

Примерное расстояние от города Перми – 150 км, от города Екатеринбурга – 280 км.

UPD. В конце сентября 2018 года появились сообщения, что кладбище паровозов прекратило свое существование. Два паровоза перевезли в Пермь для реставрации, а остальные — на охраняемую площадку. Однако побывавшие тут весной 2019 года люди рассказали нам, что к паровозам по-прежнему можно попасть. Они находятся на охраняемой территории близ прежнего места размещения. Территорию патрулируют охранники, но осмотру паровозов они не препятствовали (по крайней мере в данном случае).

UPD2. По данным на лето 2019 года даже к оставшимся паровозам перестали пускать. Территория охраняется. Приходится констатировать, что эта достопримечательность прекратила своё существование…

Павел Распопов

Кладбище паровозов – это условное название железнодорожного тупика в районе станции Шумково в Пермском крае, куда свезли отслужившие свой срок или направленные в «запас» тягачи и составы паровозов.

Что за место?

Иногда так случается в нашей жизни, что вроде бы ни государство, ни администрация района, ни владелец имущества ничего особенного не делали, а принадлежавший им объект вдруг раз и стал популярнейшим туристическим объектом, хотя он и находится у черта на куличках. Зачастую такими объектами становятся «заброшенки» — самые разные объекты — заводы, города, карьеры, которые человек больше не использует в тех целях, для которых они были построены и предназначены.

Так и произошло с одним из объектов Российской железной дороги, находящимся в Пермском крае.

Среди народа, путешествующего по миру и по Уралу, он называется «Кладбищем паровозов», хотя это и на сегодняшний день функционирующая база запаса подвижного запаса РЖД близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край).

Современные локомотивы

База запаса находится в этом месте с 1967 года, после того, как ее перевели из города Кунгура и когда-то была значительно больше и серьезно охранялась. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника на временном размещении: вагоны, локомотивы, снегоуборщики, а также запасные вагоны электричек. Понятно, что все это охраняется.

Паровозы

Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.

Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.

Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)

Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».

В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».

В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.

Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.

Паровозы ФД

По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.

Паровоз ЭР

У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.

Олег Чиркунов

«Кладбище паровозов» стало особенно популярным после того, как про него написал Олег Чиркунов, бывший губернатор Пермского края, в модном тогда ЖЖ. Ну, вы, конечно, помните про «красных человечков» и Пермь, как культурную столицу Европы.

«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», — писал тогда Чиркунов в своем «ЖивомЖурнале».

Чем заняться?

На Кладбище паровозов можно подняться на многие машины, побывать в кабине машиниста. Последние от входа составы и кабины машинистов порадовали сохранившимися деталями: переключателями, ручками, вентилями, табличками… Но да, грязновато.

Место исключительное, немножечко мистичное, пользуется огромной популярностью. Здесь можно устраивать квесты, крутые фотосессии. От «Анны Карениной на рельсах» (хотя с исторической правдой в этом варианте не ахти, все-таки паровозы не из эпохи Льва Толстого, до современного «фэнтези», реконструкции событий Второй мировой, исторические и технические уроки для школьников.

Я была там часа полтора, и это была не очень теплая осень, но народу встретилось человек 30, самого разного состава группы, с детишками и их бабушками в том числе.

Правда, паровозов с каждым годом становится все меньше (сейчас их около 15, а в советское время, говорят, было больше 140, вот была картинка, представляете?), они ржавеют, становятся памятниками, да и любители «сувениров» отвинчивают и воруют запчасти…

Я бы на месте РЖД, если уж стихийно сложился Парк приключений, привела бы место в порядок, добавила экземпляров, чуть-чуть облагородила стихийно сложившийся туристический объект, и он бы радовал людей еще десятилетия.

Как добраться?

На общественном транспорте можно доехать на электричках Пермь – Шаля до остановки «Школьная» (она находится в Спасо-Барде) и далее пешком.

К кладбищу паровозов можно проехать на машине двумя способами:

  1. Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. Ехать надо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги лес, с другой — заросший лесом обрыв. Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы. Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.
  2. Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо. Переезжаем мост через речку Лёк, уходим по полевой дороге налево, и далее движемся в сторону кладбища паровозов вдоль кромки леса. Река Лёк при этом тянется по левую руку. В этом случае движемся по лесной (полевой) дороге, которая выведет прямо на поляну, на которой стоят паровозы. С этой стороны проехать можно на автомобиле повышенной проходимости практически до первого состава. При желании машину можно оставить на окраине поселка Киселево, и пройтись пешком. Расстояние от поселка около 3-х километров.

Координаты для GPS-навигатора

57.34425, 57.362917

Кладбище паровозов на карте

Какие достопримечательности рядом?

Хотя по Кладбищу паровозов можно ползать полдня, особенно с детьми, но тем, кто едет издалека, не стоит забыть про окрестные достопримечательности.

Спасо-Барда

Старинное село Спасо-Барда находится на противоположном от достопримечательности берегу реки Сылвы. Село основано в 1675 году выходцами с Вятки. В селе обязательно посетите громадный каменный храм Спаса Нерукотворного Образа (1859 год) в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.

Кунгур, Молёбка, Усть-Кишерть

Посещение Кладбища паровозов также можно совместить с поездкой в город Кунгур, в село Молёбка, в Усть-Кишерть, известное своим карстом.

Фотографии любезно предоставлены
Александром Ежъ Осиповым

Тема железных дорог часто будоражит умы не только фанатов и любителей техники, но и простых людей. Все из-за того, что есть какая-то романтика в этих железных великанах. Ведь это как живые динозавры, которые были на заре зарождения транспорта и живы до сих пор. Некоторые машины, которые в свое время изменили представление человечества о том, как можно перемещаться по нашей планете, сейчас доживают свой век на кладбищах паровозов, куда их отправили за ненадобностью. Но даже там они выглядят очень эпично и впечатляюще. Давайте поговорим об одном из таких мест. А заодно просто углубимся в эту тематику.

Паровозы всегда привлекают внимание.

Тематика списанного транспорта часто поднимается во многих источниках. Почитать об этом всегда интересно, когда есть свободная минутка. В частности, недавно я наткнулся на этот материал, который и вдохновил на написание данной статьи.

Я сам много лет работал в компании, занимающейся железнодорожными перевозками. Мы работали именно с вагонами, но я часто бывал в вагоноремонтных и локомотивных депо, где в силу своей врожденной любознательности приставал ко всем с расспросами и достаточно неплохо разбирался в этом. Что-то я сейчас уже подзабыл, но мне все равно есть, что рассказать.

Кладбище паровозов в Пермском крае

Недалеко от станции Шумково в Пермском крае есть отстойные пути, на которых стоит несколько десятков паровозов, которые уже отслужили свое и теперь в лучшем случае играют роль музейных экспонатов.

В этом месте несколько десятков паровозов под открытым небом.

Интересно, что база не является только кладбищем паровозов. Она выполняет роль именно базы. На отстойных путях находится и рабочая техника. В частности электрички, которые ожидают ремонта или временно выведены из эксплуатируемого парка, невостребованные локомотивы, снегоуборщики и другие единицы подвижного состава.

Это, конечно, интересно, но праздно шататься среди новой техники может помешать охрана. Куда проще дела обстоят именно со старой техникой. На нее можно даже залезть и рассмотреть частично сохранившиеся органы управления, кабины и механизмы.

Внутрь некоторых кабин можно залезть.

Самым старым представителем кладбища паровозов в свое время была модель ЭР 716-66 венгерского производства. Они создавались фирмой «MAVAG». Позже этот паровоз 1936 года производства выкупили и выставили в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Также местные утверждают, что на кладбище было много паровозов серии ФД, более известных, как Феликс Дзержинской, они тоже разъехались кто куда. Часть из них уехала в Китай.

Большинство паровозов в плохом состоянии и уже заросли кустами, но есть и те, что находятся в более-менее приличном состоянии. В основном тут представлена техника периода 1940-1950 годов. Даже несмотря на плачевное состояние, они все равно поражают своей мощью.

Звезда — отличительная черта паровозов того времени.

Почему паровозы хранят, а не утилизируют

Хранение железнодорожной техники занятие сомнительное. Если она не нужна, она будет занимать пути, которые можно использовать более рационально. А еще вагоны и паровозы состоят из металла. Металл стоит денег, а учитывая, что в конструкции одного вагона его десятки тонн, переплавка и разделка на запчасти выглядит куда более перспективной затеей. Но почему тогда паровозы стоят на кладбище?

Смогут ли «поезда на водороде» избавить нас от дизельного топлива?

В свое время (еще в СССР) этот объект был засекречен и на его путях хранилась техника на случай войны. Если повредить электропитание, то электровозы не смогут проехать и нужна будет автономная техника. Именно поэтому за паровозами ухаживали и даже регулярно смазывали. Потом пришло осознание, что лучше пользоваться тепловозами, а парк паровозов так и остался стоять. Возможно, на самый резервный случай, ведь несмотря на малый КПД парового двигателя, он мог ездить почти на всем, что горит. То есть с топливом было куда проще. Не надо было искать отборную солярку, как для тепловозов. Поэтому в советские времена количество паровозов на этих путях достигало полутора сотен.

Некоторые паровозы находятся в плохом состоянии.

Если вы соберетесь посетить это место, имейте в виду, что оно охраняется, но те, кто там побывал, говорят, что охрана не будет вас трогать, если вы просто будете ходить и смотреть, а не пытаться залезть на крыши или оторвать что-то на память. Впрочем, другие утверждают, что охране на глаза лучше не попадаться. Может это как раз те, кто отламывал фары от паровозов и бил у них стекла?

Если все же желание попасть на кладбище паровозов у вас будет, в этой статье подробно описано, как до него можно добраться.

Куда попадают старые паровозы

Несмотря на то, что часто старую технику можно найти в таком состоянии, как на кладбище паровозов, она все равно представляет большой исторический интерес и пользуется спросом среди музейщиков и коллекционеров. Часто из таких мест она попадает в музей или на постаменты рядом с крупными или историческим железнодорожными станциями.

Если паровоз будет в плохом состоянии, его отреставрируют прежде, чем выставить на всеобщее обозрение. Упрощает задачу то, что ему необязательно быть на ходу. Достаточно просто сохранить основные элементы конструкции. В этом случае техника будет отлично выглядеть и посетители смогут составить свое впечатление о ней.

Это уже отреставрированные паровозы в музее Санкт-Петербурга.

Впрочем, бывают случаи, когда такие паровозы используют по прямому назначению. Например, в музее Рижского вокзала в Москве одно время была возможность (возможно, есть и сейчас) после осмотра основной экспозиции прокатиться в одном из двух вагонов, которые тянул за собой такой паровоз. Ощущения интересные.

В Китае начали прокладывать пути для сверхскоростных поездов на магнитной подушке

Из чего состоит вагон

Кроме локомотивов, на железной дороге есть еще и вагоны. Вопреки расхожему мнению, они служат долго. При этом не стоит ориентироваться на внешний вид. Часто мятый ржавый вагон может быть произведен не более 10 лет назад, а чистый и свежий — в средине восьмидесятых годов прошлого века. Все зависит от того, какой ремонт он прошел.

Вагоны в ходе своей эксплуатации постоянно проходят проверки и некоторые виды ремонта. Проверки проводятся перед погрузкой и на станциях отправления-прибытий. Если есть незначительные замечания, они отправляются в ТОР (текущий отцепочный ремонт). Раз в несколько лет в зависимости от типа вагон направляется в ДР (деповской ремонт), а чуть реже в КП (капитальный ремонт). Все сроки регламентируются соответствующими документами профильных ведомств, но среднее время между ремонтами составляет: для деповского — 3-5 лет, а для капитального — 5-7 лет.

Так выглядит тележка, выкаченная из-под вагона.

Во время ремонта принимается решение о целесообразности ремонта вагона в целом или его частей. Например, если есть трещины на раме, то эксплуатация такого вагона не допускается. Так же строго проверяются и детали тележек, в частности колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки. Они могут ремонтироваться или переставляться под другие вагоны без ремонта, но если на них есть трещины, они переводятся в соответствующие категории металлолома и приходуются на склад по категориям лома. Позже лом продается. А крупные детали тележки измеряются сотнями килограмм. Например, боковая рама и надрессорная балка весят около 400 килограмм, а колесная пара в сборе — от 1150 до 1450 килограмм в зависимости от остаточной толщины обода (при производстве ее толщина составляет более 70 мм, а перед расформированием — менее 29 мм)

Создан металл, который не тонет в воде

Как уничтожают вагоны

Когда принимается решение о том, что вагон свое отслужил (по нормативному сроку или по выявленным дефектам), он оправляется на разделку. Она проводится или на специальных площадках, или на территории ВРЗ (Вагоно-ремонтный завод) — только там есть специальное оборудование.

Разделка вагона выглядит очень красочно.

Весь вагон по частям после разделки отправляется на склад. Часть деталей — как запчасти, а часть — как лом. При этом на дефектные детали наносятся специальные повреждения, вроде пропилов, чтобы никто не мог использовать их повторно. По крайней мере, так должно быть по правилам.

Боковая рама — больше, чем просто железка, и храниться должна правильно.

Вагоны не утилизируются, как автомобили в кино под прессом. Это коммерческий вид транспорта и он должен приносить максимальную выгоду. Иногда с него можно снять запчастей на сотни тысяч рублей. И продать на десятки тысяч рублей металлолома.

Какие-то части вагона снимаются с него легко, чуть ли не на защелках, а какие-то приходится распиливать автогеном или отрезать большими гидравлическими ножницами. В частности поэтому такие работы и производятся на специальных площадках.

Такими ножницами режут некоторые из тех частей вагона, которые нельзя использовать повторно.

Когда вагон разделан, достаточно просто убрать его номер и номера всех списанных номерных деталей из базы данных ГВЦ (Главный Вычислительный Центр РЖД) и отправить все на хранение так, как это оговорено в нормативах. Например, колесные пары должны стоять на путях, а литые детали тележек не должны храниться навалом.

Кладбище паровозов — это реально существующее и крайне удивительное место, расположенное недалеко от села Усть-Кишерть Пермского края на станции Шумково. Такое название никак не связано с паранормальными явлениями, хотя, безусловно, атмосфера таинственности и мистики здесь присутствует.

История возникновения кладбища начинается в 1967 году, когда паровозы были перевезены в Кишертский район из Кунгура. На тот момент страна готовилась к возможному началу ядерной войны, поэтому локомотивы отправили в стратегический запас по причине отсутствия необходимости электричества в их использовании и управлении. С этой же целью несколько последующих десятков лет за паровозами тщательно ухаживали: производили ремонт и смазывали старые запчасти. Стоит также отметить, что в те времена зона считалась секретной.

© thebestcat

На данный момент база запаса состоит из двух частей: большая часть территории является охраняемым объектом и служит временным пристанищем для современной техники, а на другой половине расположен так называемый музей под открытым небом, посетить который может каждый желающий. Все паровозы находятся в разном состоянии, однако если учитывать, что их строительство происходило в 30-50е годы, то нормальным будет сказать, что многие детали хорошо сохранились и могут послужить предметом для изучения. Цепочка старых локомотивов простирается более чем на километр и привлекает не только многих туристов, но и фотографов, создателей квестов и любителей исследовать заброшенные места.

Что посмотреть на кладбище паровозов под селом Усть-Кишерть

Еще несколько лет назад на территории базы находилось несколько разных видов паровозов, в том числе известный ЭР 716–66 венгерского производства фирмы «MAVAG» 1936 года. Однако впоследствии его выкупили в качестве экспоната в музей УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Также, раньше можно было увидеть модели серии ФД (Феликс Дзержинский), которые выпускались с 1931 по 1941 год, но затем и они были убраны с зоны запаса. Впрочем, паровозы этой марки все еще хранятся в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.

В настоящий момент на базе остались только паровозы Л или по-другому Лебедянки, названные так в честь своего создателя, советского инженера Л. С. Лебедянского. Они выпускались с 1945 по 1955 год и до 47-ого носили гордое название «Победа». В то время он считался самым лучшим и массовым из всех паровозов — за 10 лет было выпущено свыше 4000 экземпляров, а авторы его конструкции были удостоены звания лауреатов Сталинской премии. Это было связано с тем, что паровоз Л достаточно экономичный и мог быть использован на всей сети железных дорог СССР без значительных ограничений по скорости.

Кроме того, особого внимания заслуживают такие небольшие детали, как старые железнодорожные стрелки для ручного переключения путей, вентили, указательные таблички, а также лестницы, по которым можно добраться до любой части вагона. Дополняют атмосферу и живописные пейзажи той местности, на которой расположено кладбище паровозов — летом здесь все утопает в зелени, что в свою очередь создает интересный контраст с огромными безжизненными машинами.

Чем заняться

Разумеется, самым любимым занятием детей и взрослых на кладбище паровозов является изучение внутренней части локомотивов. Возможность заглянуть в кабины кочегаров, а также увидеть будки машинистов с различными кранами, пультами управления, клапанами и приборами привлекает многих путешественников по всей стране. Удобная система лестниц позволяет взобраться и на крыши паровозов, с которых можно разглядеть линии составов сверху. Однако стоит быть осторожным, так как не вся техника находится в хорошем состоянии — в некоторых местах металл обветшал и поржавел.

Из-за особой мистической атмосферы кладбище паровозов пользуется огромной популярностью среди любителей квестов и фотосессий, в том числе стилизованных и профессиональных. Чаще всего, конечно, в духе советского времени либо военной тематики, хотя место настолько уникальное и живописное, что предполагает безграничный простор для фантазии.

Кроме того, если вы едете на кладбище паровозов из Перми, рекомендуем по пути заглянуть в исторический городок Кунгур, в котором можно посетить ледяную пещеру, а также увидеть множество памятников архитектуры. Примечательно то, что Кунгур — последний город Европы перед границей с Азией, а в конце июня здесь проводится Международный фестиваль воздухоплавания.

Как добраться до кладбища паровозов в Пермском крае

Место столь привлекательное для туристов находится в 150 км от Перми и в 280 км от Екатеринбурга.

Точные координаты его расположения на карте — 57.343494, 57.363362.

Если вы планируете поездку из Перми на автомобиле, то следует отправиться в путь по Пермскому тракту и, не доезжая до Кунгура, повернуть в сторону села Усть-Кишерть. Затем необходимо двигаться прямо по трассе: ни в само село, ни в соседнюю деревню Спасо-Барда совершать поворот не нужно. По дороге вы встретите автомобильный мост, проложенный через реку Сылва, прямо за которым находится железнодорожный переезд. Направо, прямо по рельсам, находится кладбище паровозов. Важно отметить, что следующие несколько сотен метров проехать на машине можно только по старым железнодорожным путям, затем дорога сходит с рельс и представляет собой грунтовку.

Добраться до места можно также на общественном транспорте, однако нужно быть готовым к долгому пешему пути — около 5 км. На Железнодорожном вокзале Пермь-2 следует сесть на электричку пригородного сообщения «Пермь-2 — Шаля» и доехать до станции «Школьная».

Будьте внимательны, перрон станции рассчитан только под 1-ый и 2-ой вагон. Затем необходимо по дороге в сторону Спасо-Барды дойти до упомянутого выше автомобильного моста через Сылву, а затем повернуть направо и следовать по рельсам.

Кладбище паровозов на панораме Google-карт

Кладбище паровозов в Кишертском районе на видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *