Петровка 28 высокопетровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Высоко-Петровский монастырь, Москва

Паломников привлекает Высоко-Петровский мужской монастырь, который находится в Москве. Но и равнодушные к православию туристы найдут здесь для себя много интересного. В Высоко-Петровском монастыре расположены великолепные с архитектурной точки зрения соборы церкви, основная часть которых построена в 17—18 веках.

Монастырь имеет давнюю историю: упоминания о нем встречаются еще в письменах 1337 года. Но вторая жизнь для Высоко-Петровского монастыря началась только с 1990-х годов, когда его открыли после долгого забвения: православная деятельность монастыря была прекращена большевиками в 1918 году. Реставрировать здания начали еще в 50-х годах прошлого века. Монахи смогли вновь заселиться в кельи только в 2009 году.

Что посмотреть

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Практически целый квартал на Петровке, но о существовании этой достопримечательности почему-то мало кто знает. Именно поэтому Высоко-Петровский мужской монастырь нередко называют невидимкой.

Изнутри Высоко-Петровский мужской монастырь гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Еще одна особенность монастыря: изнутри он гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Встречает паломников и обычных туристов собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют 1684 годом. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма туристы увидят множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же — черепами. Для современного человека картина если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольна проста: до 1774 года здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.

Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади. Собор Петра Митрополита был построен в 1514—1517 годах.

Удивляет храм отнюдь не своими размерами: он не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его смогли люди только после реставрации в 20 веке.

Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразования храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.

Центр жизни монахов — храм преподобного Сергия Радонежского. Внимательные туристы заметят рядом с ним не совсем вписывающуюся в архитектурный ансамбль беседку. И неслучайно, потому что появилась она здесь только в 2000 годах на месте разрушенной в советское время. Тогда же церковь лишилась приделов Алексия Московского и Митрофана Воронежского, к сожалению, безвозвратно.

Важными для паломников, в первую очередь, будут святыни, находящиеся в монастыре. Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца — главная святыня монастыря.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца — главная святыня монастыря — находится в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же вы найдете частицы мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.

Как добраться

Высоко-Петровский мужской монастырь находится в самом центре столицы России, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком. От станций метро достопримечательность отделяет всего 10 минут ходьбы.

Ориентироваться нужно на станции «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная» или «Тверская».

Практическая информация:

Адрес: Москва, ул. Петровка, 28/2.

Дорогие братья и сестры, богомольцы храмов Высоко-Петровского монастыря!

Сейчас жизнь в городе постепенно возвращается к обычному ритму, но кому-то из москвичей пока ещё необходимо оставаться дома, поскольку угроза жизни и здоровью все ещё сохраняется на высоком уровне. Работающим горожанам надо проявить максимальную заботу о благополучии близких и использовать предписанные санитарными властями средства защиты.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 июня возобновился доступ богомольцев в московские храмы и монастыри. Открыл свои врата накануне Пятидесятницы и Высоко-Петровский монастырь.

В связи со все еще сложной эпидемиологической обстановкой в Москве, доступ в храмы обители осуществляется с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний. Нам с вами совместно необходимо обеспечить социальную дистанцию между молящимися за богослужениями, использовать обязательные средства индивидуальной защиты. По сути мы возобновили нашу общую церковную молитву с теми же самоограничениями, которые были введены в монастыре для общего блага в середине марта.

Мы продолжаем молитвенное поминовение живых и усопших за Богослужениями. Подать имена на поминовение можно на официальном сайте обители: https://vpmon.ru/zakazat-treby-online-v-monastyre/

Вы не одни! Братия обители все это время не оставляет вас в своих молитвах, просим и вас воздохнуть о нас пред Богом в своих жилищах. Каждый вечер мы продолжаем совершать молебен у мощей святителя Киевского Петра, Чудотворца Московского, и за монастырским крестным ходом возносить молитву Господу о прекращении поветрия и помощи страждущим.

Как бы ни было трудно сейчас всем нам, с верой в Бога, мы преодолеем это испытание.

С братской любовью, игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря.

К 115-летию блаженной кончины основателя Казанского Колычевского женского монастыря иеросхимонаха Макария

Иеросхимонах Макарий, основатель и духовник Казанского Колычевского женского монастыря, в миру Матфей Петров, родился в деревне Никольской Ефремовского уезда Тульской губернии. Родители его были прихожанами храма в селе Куркине того же уезда. Его родители, крестьяне Петр и Анна, за неимением метрической записи не могли утвердительно сказать, в каком году у них родился сын Матфей.

В десятилетнем возрасте отрок со своими родными был вывезен в деревню Васенское Егорьевского уезда Рязанской губернии. Матфей с односельчанами часто посещал близлежащие иноческие обители — Николо-Радовицкий и Старо-Голутвин монастыри. Особенно полюбился мальчику Старо-Голутвин преподобного Сергия монастырь, живописно расположенный на луговой местности и удаленный на значительное расстояние от города. На детское нежное, ничем не испорченное сердце, как на мягкий воск, ложилось и отпечатывалось все виденное и слышанное на службах в монастырских храмах. Посещения обители становились все чаще, а вместе с этим появилось и желание во что бы то ни стало поступить в монастырь. С великой неохотой помещик Афанасьев, крепостным которого был Матфей, уступил просьбам отрока и его родителей дать ему увольнительную. И вскоре, заручившись бумагою, вольноотпущенный Матфей, 13–14 лет от роду, сопровождаемый родителями, отправился в излюбленную им обитель преподобного Сергия.

В счастливое время поступил крепостной мальчик в Голутвинскую обитель, управляемую по указанию свт. Филарета Московского игуменом Назарием. В его правление голутвинские иноки сияли чистотой, постничеством, неусыпным бдением, в простоте сердца возгревая в себе дух строгих церковных правил. Послушание Матфея началось с прислуживания на кухне, в поварне, братской трапезе, на скотном дворе вместе с чернорабочими. Свободное от послушания время отрок проводил в келии старца — схимника Иоанникия, слушая его мудрые и опытные наставления. От природы склонный к уединению, Матфей полюбил уединенную жизнь затворника, спеша в его келию и подолгу стоя на молитве в вечернее и ночное время. Сближение юного послушника с суровостью и уединенностью затвора схимонаха сильнейшим образом отразилось впоследствии на всей его жизни. Уже в юных летах Матфей заявил о себе в воздержании, трудах, неопустительном хождении в храм Божий, переходя, как новоначальный, от одного послушания к другому.

Выдающиеся стороны доброй и примерной жизни послушника Матфея обратили внимание управителя обители — игумена Назария, который не замедлил приблизить отрока к себе и распорядился, чтобы он состоял келейником при его настоятельских покоях. Здесь, при постоянном общении с настоятелем, определилось, на какое послушание он преимущественно способен. Постриженный в рясофор, молодой инок Матфей назначается заведующим монастырской гостиницей. На новом месте и новое испытание: показать себя со стороны смирения и послушания не только перед братией монастыря, но и перед многими приходящими посетителями обители. Прохождение должности гостиника было самым долгим в числе других его послушаний по монастырю — он им оставался до кончины игумена Назария в 1855 г. — и запомнилось всем особым радушием и гостеприимством, которые оказывал инок посетителям.

В начале 1856 г. на место скончавшегося игумена Назария в Голутвин монастырь был назначен новый настоятель — игумен Авраамий, произведший значительные перемены в обители, коснувшиеся и братских послушаний. Инок Матфей был переведен в соседний Бобренев монастырь, находившийся в ведении настоятеля Голутвинской обители. Монастырь был бедный, братия малочисленная, монастырские здания приходили в упадок. Наместником был в то время иеромонах Феоктист, голутвинский постриженник, хорошо знакомый по сотовариществу иноку Матфею. Непродолжительными были в этой обители послушания Матфея в должности эконома и расходчика по монастырю — вскоре по благословению наместника он уходит в затвор. Семь лет продолжалось затворничество инока Матфея, возрастом ещё далеко не старого: было ему в то время около сорока лет. Множество народа перебывало у него за это время! Из дальних губерний приходили к нему. Одни, чтобы попросить за себя молитв и послушать его добрых советов, другие, в особенности больные и недужные, чтобы получить от него что-либо на исцеление. Никому из приходящих не отказывал затворник. С одними сам через узкое оконное отверстие беседовал, другим подавал советы через ближайшего своего келейника. В особенности много шло к нему черноризцев, испрашивавших его советов и наставлений, как осмотрительнее себя вести, чтобы быть в безопасности. Многие из приходящих навсегда оставались его почитателями, а состоятельные посетители — в значительной степени благотворителями. Кто-то подарил затворнику шапку в виде скуфьи кованую из железа и тяжеловесный крест железный на такой же цепи. Их он носил все годы пребывания в затворе. Часто старец говорил притчами, иносказательно. По просьбе приходящих входил в разбирательство семейных дел и определял их исход.

Подвижническая жизнь старца Матфея, напряженная и сосредоточенная, отразилась на его облике. Он рано — в сорок лет — состарился; седые волосы покрыли голову, побелела борода. Но лицо всегда чистое, свежее, с румянцем на щеках, взор быстрый и пронзительный, хотя левый глаз закрыт от рождения. Вся поступь старца, при всей кажущейся простоте, была строгая и до крайности осмотрительная.

Близилось время окончания затвора. Летом 1864 г. старец был представлен настоятелем к облачению в мантию и вскоре же обратился с просьбой к епархиальному начальству об увольнении из монастыря. Увольнение по прошению не замедлило. И никто тогда не догадывался, что готовит Промысел Божий прозорливому старцу.

Закончилась до времени монастырская жизнь старца Матфея, и некоторое время по увольнении он жил у знакомых ему по Бобреневу монастырю крестьян деревни Сазоновой Егорьевского уезда Никанора Иванова и Андрея Липилина, присматривая к покупке какое-либо имение, чтобы устроить в нем богадельню для призрения вдов и сирот. Таковое и было приобретено 23 декабря (10 декабря по ст. ст.) 1864 г. Находилось оно при деревне Колычево.

При покупке имения произошло замечательное событие. Видя в покупателе духовную особу, владелица имения вручила старцу заветную святыню — икону Казанской Божией Матери, которая была явлена много лет назад на источнике недалеко от деревни Сазоново и почиталась как чудотворная.

Старец с благодарностью принял святыню и, помолившись, приступил к устройству на месте имения богадельни. Вскоре к нему стали прибывать Бобреневские почитательницы. Начала образовываться женская община. Строгую жизнь вели сестры. С вечера до глубокой ночи — молитвенное правило с вычитыванием кафизм и положенных по чину монашескому канонов, а с зарею после молитвы — труд и послушания в течение всего дня. Лишь к вечеру старец благословлял сухоядение. Трапезной не было, комнаты обогревались весьма холодно. Пищей был один картофель, хлеба не пекли, Бог его посылал за старческие молитвы. Однажды так случилось, что ужинать было нечем. Молились со старцем до часу ночи, после чего старец утешал своей беседой и говорил: «Бог питает всех. Он и нам не попустит быть без хлеба, а потерпеть надобно. В миру терпят, а нам — тем более». Слышат, тут же стучат под окном: «Примите Бога ради!» — хлеба печеного кто-то прислал.

Слух о поселении в Колычево прозорливого старца разносился все более и более. Желающие почтить инока и воспользоваться его добрыми советами изо дня в день толпились у дверей его кельи. Женщины с больными детьми, недужные и припадочные прибегали к нему.

Все более росла сестринская община. Стекались желающие навсегда расстаться с миром, дабы удобнее подвизаться ради Царствия Божия. Число девиц увеличивалось, и 7 июня (25 мая по ст. ст.) 1875 г. сестры получили указ из Консистории об утверждении женской общины. Начальницей была назначена Мария Памфиловна Степанова, давняя почитательница и духовное чадо прозорливого старца.

Теперь оставил старец за собой только одну обязанность — трудиться в молитве за сестер, за спасение устроителей и помогать обители, чем Бог пошлет. Желающие видеть его могли беседовать с ним во всякое время: и в келии, и вне её. Особенно любил он детей. К сестрам обители относился строго: скорбит ли какая или душевно расстроена, одно говорит: «Терпи». Редко видели его на праздничных торжествах: или сидит он у себя в келии, или один где-либо пройдет, чтобы другие не видели. Умная, молчаливая сосредоточенность обличала в нем молитвенника. Всегдашнее одиночество и непрестанная молитва наложили на него неизгладимую печать. Правило св. Пахомия было для него занятием постоянным. Неопустительное присутствие за богослужением показывало в нем святую в том потребность. Простым он был в понимании вещей духовных, простые правила и советы подавал и другим. Оттого народ любил его, верил ему и сочувственно относился к нуждам устрояемой им обители.

Но понимал старец, что не может он долго жить в женской общине, и вскоре по приглашению наместника архимандрита Владимира (Добролюбова) перешел в Николо-Радовицкий монастырь, где сразу же, по вниманию к заслугам его по благоустройству Колычевской обители, был облачен в мантию с именем Максим, а затем через два года — в схиму с именем Макарий. В звании схимника, как прежде в подвиге затворника, принимал он всех, прибегавших к нему с верою. Больные и недужные, скорбные и безутешные, узнав о новом его местопребывании, спешили к нему за помощью. С утра до ночи уединенная келья схимника была окружена народом: кого просфорой благословит батюшка, кто с елеем от него выходит, у кого в руках водицы склянка — все что-нибудь получают от него в благословение. Более всех любили его местные жители.

Большая дружба связывала схимонаха Макария с наместником Николо-Радовицкого монастыря, который, снисходя к просьбам старца, иногда отпускал его в Колычево. В мае 1885 г. старец Макарий прибыл в любимую Колычевскую обитель, чтобы положить первый, окропленный святой водой камень в основание нового каменного Казанского собора. И уже 11 января 1886 г. (29 декабря 1885 г. по ст. ст.) состоялось и открытие Казанского Колычевского женского монастыря. Начальницу общины Марию Памфиловну постригли в мантию с именем Маргарита и возвели в сан игумении. Более всех радовался открытию монастыря его духовник схимонах Макарий, который все последние годы издали — из своей Радовицкой пустыни — надзирал за развитием и хозяйственным устроением обители.

Но вскоре архимандрита Владимира перевели в Троицкий Рязанский монастырь, и он шел туда вместе со старцем. В Рязанском монастыре отец Макарий удостаивается иерейского сана.

К 1894 г. здоровье батюшки ухудшилось. Чувствуя приближение смерти, попросил он настоятеля исполнить давнее свое желание — упокоиться прахом в любимом им Колычево.

С сердечным участием разделил архимандрит Владимир желание старца и, испросив разрешение Владыки, немедленно написал сестрам в обитель. Только что отпраздновав Пасху, сестры отправились в Рязань и с трудом привезли больного батюшку. Радость просияла в нем, когда увидел он себя дома! Пособоровавшись святым елеем, батюшка причастился Святых Христовых Таин. 30 мая (17 мая по ст. ст.) ему стало хуже, и около 11 часов ночи душа его отошла ко Господу.

Сильно скорбели сестры о потере любимого батюшки. Безутешна была настоятельница игумения Маргарита. На отпевание старца прибыл из Рязани архимандрит Владимир. В его надгробном слове прозвучали слова: «Сослужил ты верную службу, наученный и умудренный долголетней опытностью духовной подвижнической жизни. Потрудился ты для блага человечества, поработал на ниве Церкви Христовой. Не забудет труды твои и Небесный Домовладыка, воздающий всем и каждому по делам его. Мир тебе, добрый и многозаботливый старец! Первым ты пришел на место сие и первым лег у новоустроенного величественного храма Божия! Ты основал здесь, на земле, храмину благочестия, за то уготовляется тебе нерукотворенная, вечная храмина там, на Небесах».

Погребен был старец в Колычевском монастыре напротив алтаря Казанского собора.

Игумения Маргарита (Феоктистова)

Высоко-Петровский мужской монастырь привлекает к себе паломников со всей России и стран ближнего зарубежья. Это не только центр духовной жизни, но и настоящий комплекс памятников культуры: один собор, пять храмов, часовня, колокольня и монастырские постройки.

Он располагается в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара. Этот монастырь часто называют «невидимкой»: дело в том, что он занимает целый квартал, а о его существовании знают немногие. Это связано с тем, что комплекс зажат московскими высотками и узкими улицами.

Расписание богослужений

Высоко-Петровский монастырь открыт для посетителей ежедневно с 10 утра до 6 часов вечера. С подробным расписанием богослужений, которое обновляется каждый месяц, можно ознакомиться на официальном сайте монастыря:

Церковь Толгской иконы Божьей Матери, © alek-ka4alin2012

Монастырский комплекс

Как уже было сказано ранее, на территории монастыря располагается целый комплекс построек: собор, храмы, часовня и колокольня. Расскажем о каждом из них в нескольких словах.

Собор святителя Петра

Собор Петра Митрополита — древнейшая постройка на территории монастыря. Он построен в виде восьмигранной башни и увенчан шлемовидной главой. Изначально собор был деревянным, но в начале XVII в. его перестроили в камне. В годы правления Петра I собор частично видоизменился: Нарышкины перестроили его в стиле «московское барокко». Лишь в XX в. Собору святителя Петра вернули исторический облик.

Храм Боголюбской иконы Божией Матери

Храм построен в конце XVII столетия по личному распоряжению Петра Великого. За годы своего существования постройка практически не претерпела изменений: до нас сохранились все те же спаренные колонки, килевидные кокошники в обрамлении окон. Но в советское время были уничтожены уникальный иконостас, купол и крест. Последние были восстановлены в 80-е гг. прошлого столетия. Долгое время храм служил усыпальницей для членов рода Нарышкиных: здесь были захоронены 18 представителей известной фамилии.

Боголюбская церковь, © FotoGeorg

Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Еще одна постройка, возведенная по приказу Петра I. Она располагается в самом центре монастырского комплекса. Это двусветный трехапсидный четверик, к которой с запада примыкает трапезная и парадный вход. Примечательно, что в советское время в этой церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Постройка, которая также была возведена по приказу Петра Великого. Она была посвящена Ивану и Афанасию Нарышкиным. Церковь с тройными колоннами построена над западными воротами монастыря. Ее разорили в 1812 г., а в советское время закрыли. Церковь была освящена в день своего 300-летия — в 1998 г.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

Одноглавая постройка, расположившаяся между колокольней и Братским комплексом. Известно, что она возведена за счет средств Нарышкиной — родственницы Петра Великого по материнской линии. Предполагают, что над проектом церкви работал яркий представитель московского барокко Иван Мичурин.

Панорама территории Высого-Петровского монастыря

Церковь Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII в. по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для ее постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Это кирпичная постройка в стиле барокко, восьмерик на четверике. Церковь серьезно пострадала в 1812 г., и спустя два века, в 2012 г., она снова оказалась под ударом: на нее упал строительный кран, который повредил купол, крест и карниз.

Часовня Казанской иконы Божией Матери

Была возведена в 1905 г. в южном пролете ворот монастыря. Спустя 20 лет разграблена и лишь в 2004 г. ее восстановили.

Монастырский некрополь

Кладбище, на котором с XV в. хоронили монахов и знатных жителей Москвы.

© mkdires

История Выского-Петровского монастыря

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.

Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».

Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.

Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов. Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны.

Собор Петра Митрополита, © Яндекс

Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.

Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.

Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.

Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка

Как добраться

Высоко-Петровский мужской монастырь располагается в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит особого труда. Сразу же дадим вам полезный совет: не рекомендуем приезжать сюда на личном автомобиле. Дело в том, что в этом районе всегда большое количество транспорта, а улицы не самые широкие: найти место для парковки будет проблематично.

Самый оптимальный вариант — это воспользоваться общественным транспортом. Рядом с монастырем располагается множество станций метро — ближе всего находятся «Чеховская», «Пушкинская» и «Трубная». От каждой из них до этого святого места можно дойти пешком:

  • От станции метро «Чеховская»: выйти на Страстной бульвар и двигаться в сторону возрастания номеров домов. Дойти нужно до улицы Петровки и повернуть направо.
  • От станции метро «Трубная»: выйти на улицу Неглинная и двигаться по ней вниз. Затем у Рахманиновского переулка свернуть направо, после чего на пересечении с улицей Петровкой снова повернуть направо.

Также рядом с монастырем располагается несколько остановок общественного транспорта:

  • «Рахмановский пер.»: автобусы № 38 и н6 (ночной).
  • «Страстной бульвар»: автобусы, А и № 15.

Высоко-Петровский монастырь на видео

В 80-х гг. XIX века бывший крепостной крестьянин Клинского уезда Федор Осипович Захаров, испытывая глубокую благодарность к императору Александру II и его преемнику Александру III, решил увековечить их имена созданием в сельце Акатово, принадлежащем ему, каменного храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского с женским общежитием на 12 человек, чтобы здесь возносились непрестанные молитвы об этих монархах. Кроме строений и земли в с. Акатово, Ф.О. Захаровым была пожертвована значительная денежная сумма на устройство общежития. После прохождения необходимых юридических процедур, в 1889 г. последовало официальное разрешение Святейшего Синода на создание обители, однако это решение не застало в живых Ф.О. Захарова, уже скончавшегося к этому времени.

Для устроения общины Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Иоанникием 8 марта 1890 г. была назначена начальницей монахиня Евтихия, бывшая насельницей Московского Алексеевского монастыря. 19 апреля 1890 г., при посредничестве благочинного общежительных монастырей, Волоколамского Иосифова монастыря архимандрита Сергия, матушка приняла земли и постройки, завещанные благотворителем Ф.О. Захаровым, от его невестки, вдовы Матроны Семеновны и ее сына Василия Осиповича Захаровых.

Деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы был построен в первую же осень – 30 августа 1890 г. состоялась его закладка, а 16 декабря того же года он был уже освящен. Возведением храма руководил архитектор С. Кузнецов. Освящение проводил архимандрит Сергий в присутствии настоятельницы Алексеевского монастыря игумении Антонии. В дальнейшем деревянная Троицкая церковь была перевезена в с. Высокое Клинского уезда.

В 1892 г. в общину вступили известные благотворительницы обители, московские купчихи: Елизавета Ивановна Вишнякова (впоследствии м. Евстолия); Вера Григорьевна Соколова (м. Валентина), Ольга Игнатьевна Голушкина (м. Светлана, благочинная монастыря). К концу первого года создания общины в ней было около 70 сестер.

В 1891 г. в жизни общины произошло знаменательное событие – Свято-Троицкий храм принял безценную святыни. Эти святыни – две писанные в русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре иконы: Божией Матери «Скоропослушницы», св. вмч. и целителя Пантелеимона и ковчег с частицей его мощей. 1 мая святыни были встречены настоятелем часовни вмч. Пантелеимона, что на Никольской улице, иеромонахом Аристоклием и настоятельницей м. Евтихией на Афонском подворье в Москве. Боголюбивые посетители часовни, узнав о даре для вновь открытой обители, поместили частицу мощей вмч. Пантелеимона в серебряный складень. Святые иконы были украшены серебряными ризами.

Непрестанной заботой матушки Евтихии было исполнение завета устроителей обители братьев Захаровых относительно построения в ней каменного храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского на молитвенную память о царях Александре II и Александре III. Для этой цели начальница общины пригласила архитектора А.С. Каминского, который составил проект будущего храма с тремя престолами: главного, во имя св. блгв. кн. Александра Невского, Божией Матери «Скоропослушницы» и Всех святых. В 1891 г. Московская Духовная Консистория одобрила проект. Для строительства храма было устроено собственное кирпичное производство при обители.

30 августа 1892 г. была совершена закладка храма архимандритом Волоколамского монастыря Сергием при большом стечении народа. Александро-Невский храм воздвигался не столько по необходимости самой обители, сколько как церковный памятник, достойный тех лиц, о которых он должен был напоминать. К 1901 г. стены храма были возведены почти до карниза, но оставшихся средств не хватало на завершение строительства. В 1896 г. скончался архитектор А.С. Каминский, автор первого проекта, и в дальнейшем постройка храма не была завершена.

В 1893 г. монастырь был обнесен оградой. С восточной стороны была возведена кирпичная стена, посередине которой были устроены Святые врата, а по краям две каменные двухэтажные башни, где разместились по две жилые кельи. Три стены по другим сторонам представляли собой деревянный забор с кирпичными столпами.

В 1899 г. Московское епархиальное начальство сделало прадставление в Святейший Синод о придании общине статуса общежительного монастыря. 12 мая 1899 г. Святейшим Синодом Акатовская женская община возведена в достоинство монастыря с наименованием его Свято-Троицким Александро-Невским, а настоятельница обители возведена Высокопреосвященнейшим митрополитом Владимиром в сан игумении.

В 1900 г. при обители освящена церковь-школа. Здание деревянное на каменном фундаменте. Алтарь храма освящен в честь святого апостола Петра и мученицы Евгении. Школа снабжалась всем необходимым для обучения 60 учащихся. Обучались в ней дети из окрестных селений.

В 1904 г. выстроен, а в 1905 г. освящен каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца с приделами: с южной стороны во имя иконы Иверской Божией Матери, с северной – во имя преподобного Тихона Калужского и мученицы Параскевы – освящены в 1915 г.

По состоянию на январь 1917 г. в монастыре проживало до 90 сестер, священник и дьякон. Монастырь владел: землями – 268 десятин с саженями (более 270 га). Здания внутри обители: каменный храм во имя о благоверного князя Александра Невского; деревянный теплый храм во имя Святой Троицы; каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца; двухэтажный каменный корпус для сестер; деревянный настоятельский корпус; здание для общей трапезы и поварни; два деревянных корпуса для сестер; каменное здание для просфорни, примыкающее к Святым вратам ограды; больница с аптекой и помещениями для служащих при больнице; две двухэтажные каменные угловые в ограде башни с кельями для монахинь. Сооружения вне монастыря: деревянная церковь-школа; школьное деревянное здание для девочек; двухэтажная гостиница; деревянная летняя гостиница; странноприимница; скотный двор с жилой избой; мельница на реке Нудоль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *