Питер достоевского

Петербург Достоевского: Михайловский (Инженерный) замок, музей Ф. М. Достоевского, памятник Достоевскому, Дом Раскольникова, Дом Сони Мармеладовой, Дом старухи-процентщицы, Троице-Измайловский собор, Александро-Невская лавра.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского неотделимы от Петербурга. Писатель приехал в столицу шестнадцатилетним юношей и поступил в Главное инженерное училище. После окончания учебы Достоевский пробует свои силы в писательстве, участвует в литературных кружках. 1849 год становится для Достоевского годом ареста по делу Петрашевского, суда и смертного приговора. Ожидание расстрела на Семеновском плацу оказалось инсценировкой казни, за которой последовала ссылка на каторгу в Сибирь.

После возвращения в 1859 г. Достоевский прожил в Петербурге до самой смерти, но собственным жильем так и не обзавелся, квартиры приходилось снимать, постоянно меняя одну на другую. В своем творчестве писатель постоянно обращается к образу города, описывая его как мрачное, угрюмое место, враждебное человеку. Созданный воображением писателя мистический город-призрак становится не только местом действия романов и повестей, но и полноправным героем произведений. В мельчайших подробностях описывая взаимодействие города и человека, автор искусно переплетает вымысел и реальность. Достоевским создана особая, хорошо узнаваемая, мифология Петербурга, повлиявшая на восприятие города последующими писателями.

Предыдущая фотография 1/1Инженерный замок, где когда-то учился писательКаналы Питера, вдоль которых бродили герои Достоевского Низкое петербургское небо

Места в Санкт-Петербурге, связанные с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского

Михайловский (Инженерный) замок

Инженерное училище, в которое поступил Достоевский, размещалось в Михайловском замке, построенном для Павла I. Первые три года своей жизни в Петербурге будущий писатель проживал и обучался в этом здании, ставшем местом убийства императора. Среди учеников училища ходили легенды о призраке императора, живущем в замке. Так Петербург с первых дней обретает для Достоевского мистический ореол.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Адрес: Кузнечный переулок 5/2, кв. 119; тел.: +7 (812) 311-4031, 164-6950

Часы работы: 11:00-18:00; выходные — понедельник и последняя среда месяца

Музей разместился в доме, где писатель жил в 1846 г. и с 1878 года до самой смерти (1881). Здесь он работал над ранней повестью «Двойник» и здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы». Мемориальная квартира Достоевского воссоздана по воспоминаниям современников: в передней на круглом столике — шляпа Достоевского; в детской — игрушки Любы и Феди, их фотографии; в кабинете на письменном столе — ручка с пером, записка от дочери, а в углу икона Божьей Матери.

Литературная экспозиция посвящена жизни и творчеству Достоевского. Здесь собраны фотографии, портреты, рукописи, документы эпохи. На мультимедийных мониторах можно получить необходимую информацию, есть возможность просматривать на выдвижном экране видеоматериалы. В выставочных залах музея проводятся сменные экспозиции, в театре музея ставятся спектакли.

Памятник Достоевскому

Большая Московская ул., 1 недалеко от ст. м. «Достоевская»

Открыт 30 мая 1997 г., скульпторы Л. М. Холина, П. П. Игнатьев, арх. В. Л. Спиридонов. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита изображен задумчиво сидящим и чуть сгорбившимся писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский.

«Дом Раскольникова»

Гражданская ул., 19 / Столярный пер., 5

Принято считать, что именно в этом доме, принадлежавшем в XIX в. одному из наследников каретного мастера Иоахима, жил Родион Раскольников — главный герой «Преступления и наказания». Проход во внутренний двор через арку, а там сразу направо и через дверь в углу на лестницу, описанную в романе. Впрочем, попасть туда удастся только тем, кто водит дружбу с нынешними жильцами дома, а именно родионовой парадной. Всех остальных даже в подворотню не пускает закрытая на замок решетка. На углу дома памятный горельеф с надписью «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

«Дом Сони Мармеладовой»

Канал Грибоедова, 73

Дом, в котором жила Сонечка Мармеладова, был типичным доходным домом, в котором наниматели квартир в свою очередь сдавали комнаты другим жильцам. Описанный в романе дом был трехэтажный и зеленого цвета, дом № 73 сейчас желтый, а в начале XX в. был двухэтажным, но его срезанный угол совпадает с тем «безобразно тупым» углом, что был в комнате у Сони. Исследователи расходятся во мнении, какой именно дом изображен в романе.

«Дом старухи-процентщицы»

Канал Грибоедова, 104

В этом доме произошло самое знаменитое литературное убийство. Дом был построен в 1800 году и принадлежал Ивану Вальху. В отличие от дома Сони в этом адресе никто не сомневается. Это единственный дом в округе подпадающий под описание. «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу…». Опущенное писателем название улицы — Средняя Подъяческая. Попасть во двор-колодец этого дома, тоже проблематично, домофон установлен и здесь.

Троице-Измайловский собор

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с Анной Сниткиной, ставшей его преданной помощницей и впоследствии публикатором писателя. Ее книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» и «Воспоминания А. Г. Достоевской» дали богатый материал для исследований биографам писателя.

Александро-Невская лавра

Здесь на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры находится могила Федора Михайловича. Сюда в 1968 году был перенесен прах его второй жены, Анны Григорьевны, умершей за 50 лет до этого в Ялте. И здесь же похоронен их внук Андрей Федорович.

Автор — Гульшат Закирова

Петербург — город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»

Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех похожих бледно-зеленые, больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…». Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение, Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет… «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».

В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления . Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.

Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверно, это заложено в самом городе – двоящемся и растворяющемся в тумане. В его описаниях редко мы встретим обычные для Петербурга красоты – Невский проспект, дворцы, роскошные здания: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»

Если соединить высказывания самого Достоевского и его героев о Петербурге, можно представить себе монолог Федора Михайловича о нашем городе:

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…»

«Я всегда был фантазером и мистиком, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Я ходил по улицам, присматривался к иным, совсем незнакомым прохожим, изучал их лица и угадывал, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует… И многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших.., и это действительно так!»

«Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…»

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Черный купол петербургского неба почти всегда залит тушью, весь горизонт петербургский смотрит так кисло, так кисло… К тому же адский туман, и видно кругом лишь на сажень.»

«Сто раз мне среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»

«Петербуржцы так рассеяны, у них столько удовольствий, дел, службы, сплетен и разных других развлечений и, кроме того, столько грязи, что вряд ли есть время осмотреться кругом, вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города и всей нашей эпохи в этой массе камней, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах… Да и вряд ли кому придет в голову убить дорогое время на такое вполне невинное и не приносящее дохода занятие…»

«Есть такие петербургские жители, которые не выходили из своего квартала лет по десяти и более, и знают хорошо только одну дорогу в свое служебное ведомство. Есть такие, которые не были ни в Эрмитаже, ни в Ботаническом саду, ни в музее, ни на одной выставке…»

А, между прочим, изучение города, право, не бесполезная вещь!

Жизнь Петербурга так эфемерна… А ну как он и вправду исчезнет?

Полное собрание сочинений Достоевского

Эклектика-гид приглашает на экскурсию из цикла >

Прекрасен парадный Петербург с его дворцами, гранитными набережными, широкой Невой и мостами. Но кроме образа блестящей имперской столицы, есть у Петербурга и другой образ, сотканный из белых ночей и туманов, тихих каналов и пустынных улиц. Таким Петербург предстает со страниц произведений Достоевского. Писатель всматривается в темную сторону города, которая вместе с тем, оказывается необыкновенно романтичной и притягательной, способной и пугать и завораживать одновременно. Петербург Достоевского – это отдаленные районы и «странные уголки”, куда «как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей”, где обитает мелкое чиновничество, и где протекает жизнь суетная и трудная, похожая на «смесь чего-то чисто фантастического… и обыкновенного”. Эти уголки Петербурга были излюбленными местами прогулок писателя, где он мог бродить часами, впитывая фантастические образы города и перенося их на страницы своих произведений. Петербургская топография Достоевского не случайна: она помогает созданию литературного образа, оказываясь с ним в «органической связи”. В то же время, дома и уголки Петербурга становятся для Достоевского своеобразными героями, со своей душой и историей.

С самым известным романом Достоевского – «Преступлением и наказанием” — связан район, примыкающий к Сенной площади и Вознесенскому проспекту. Между площадью и каналом Грибоедова, который во времена Достоевского назывался Екатерининским, находится короткий Кокушкин переулок, выводящий к одноименному мосту, за которым начинается переулок Столярный. Угловой дом справа по Столярному переулку – это знаменитый дом Зверкова, в котором жил Гоголь и где были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки». Недалеко от дома Зверкова располагался дом купца Алонкина, где снимал квартиру Достоевский. По соседству писатель поселил и своего героя – Родиона Раскольникова. Его дом с темной подворотней располагался на углу Столярного переулка и Средней Мещанской (современный адрес — Гражданская улица 19/5). Сегодня оба дома, где жил писатель и где обитал его герой, входят в охранную зону Достоевского.

Дом старухи-процентщицы находился на набережной Екатерининского канала, за Львиным мостиком. Сейчас его адрес: Канал Грибоедова, 105. Подробно описал Достоевский и место, где Раскольников прятал драгоценности убитой им старухи: оно находилось на углу Вознесенского проспекта и Глухого переулки – ныне переулка Пирогова. В этом петербургском треугольнике, соединяющем Сенную площадь, Вознесенский проспект и набережную Канала Грибоедова, и разворачивались все самые драматические события романа «Преступление и наказание”. С этим районом связан целый ряд событий и других произведений Достоевского. Например, роман «Униженные и оскорбленные” начинается с описания кондитерской немца Миллера, которая располагалась в том конце Вознесенского проспекта, что примыкает к Исаакиевской площади.

Недалеко отсюда, на пересечении Гороховой и Садовой улиц, находился дом героя романа «Идиот” — Парфена Рогожина. Этот дом, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого”, как будто участвовал в «образовании души” героя, одного из самых трагичных в русской литературе. Вообще, Петербург предстает со страниц произведений Достоевского городом мрачным и даже опасным. Подобно сверхчеловеческому существу, он живет насыщенной внутренней жизнью. Писателю кажется, что в недрах этого «самого умышленного города мира” дремлют силы хаоса, готовые в любую минуту вырваться наружу.

И только в одном из самых поэтичных своих произведений – романе «Белые ночи” — Достоевский дает совсем другой образ города, говоря о странных уголках Петербурга, в которых «все освещается каким-то особым светом”, и где живут особые люди – мечтатели.

Интересно, что большинство героев писателя жили в тех районах города, в которых предпочитал селиться и сам Достоевский. В Петербурге он сменил огромное количество квартир, отдавая предпочтение тем, что располагались в угловых домах и обязательно с видом на церковь. Соответствовала этим требованиям и последняя квартира Достоевского в Кузнечном переулке, где были написаны «Братья Карамазовы”. Сейчас в этом доме находится музей писателя.

Просмотреть другие экскурсии из цикла Литературный Петербург в расписании.

Меню статьи:

  • Образ Петербурга в творчестве Достоевского: по одноименной работе Николая Анциферова
  • Топография Петербурга
  • Петербург – монументальный и парадный
  • Физиология и душа Петербурга
  • Петербург – оборотень
  • Мокруши
  • Колористика Петербурга
  • Анализ образа Петербурга в рамках литературной критики

Северная столица Российской империи – Петербург – вдохновляла многих писателей. Мы могли бы вспомнить Петербург Достоевского, Петербург Андрея Белого, Петербург Антона Заньковского … В этот раз нас интересует Северная столица, представшая в произведениях автора «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

Образ Петербурга в творчестве Достоевского: по одноименной работе Николая Анциферова

Советский культуролог Николай Анциферов уделяет значительное внимание Петербургу Федора Михайловича как феномену, посвящая этой теме отдельную книгу. Исследователь обращается к путям, которые ведут к пониманию образа Петербурга, воссозданного на страницах романов русского писателя. Метод, примененный в этом культурологическом исследовании, характеризуется движением от описания Петербурга как города к открытию Петербурга как памятника литературы.

Николай Анциферов называет этот подход «литературными прогулками», что сближает ученого с французским философом Мишелем де Серто и французским романистом Марселем Прустом. Первый обращается к изобретенной им «риторике шагов» в исследовании города, а второй – к попытке найти оптимальные пути к собору в Амьене.

Топография Петербурга

В этой главе Николай Анциферов описывает Петербург, связанный с жизнью Достоевского. Культуролог подмечает, что каждый период в истории создает собственный образ города. Писатель творчески переживает опыт городских странствий: улицы, памятные места, имеющие исключительно персональное значение, преломляются в восприятии, создавая неповторимый образ Северной столицы.

Между тем, культуролог подчеркивает, что образ Петербурга – это не результат творчества Достоевского, это результат прожитых лет, приобретенного опыта. Этот образ рождается биографическим путем, а не формируется литературным методом. Что отличает Петербург? Локальные сады и редкие деревья, туман по утрам, сумасшествие белых ночей, каналы и мосты… Город – свидетель многих событий в жизни великого писателя, поэтому логично, что Петербург и призрак второй столицы преследует читателя буквально на каждом шагу.

Достоевский приезжает в Петербург в 1838 году: вместе с будущим гением русской литературы в город прибыл отец Федора Михайловича и брат. Федор поступает на учебу и становится студентом Инженерного училища. Достоевский воспринимает город с опаской, ведь будущий писатель ощущает здесь одиночество. Петербург показался Достоевскому «спящим», «грязным», преданным «забвенью». С другой стороны, таковыми были впечатления Федора Михайловича от Инженерного училища. В 1843 году Достоевский-младший завершает обучение.

Со зданием Инженерного училища связано много преданий и легенд. Фантасмагорический, словно музыка Берлиоза, жуткий образ этого архитектурного памятника повлиял на восприятие Достоевским Петербурга. «Белые ночи» – произведение писателя, в котором Федор Михайлович описывает город странным, порождающим особые места, излучающие сияние. В этих местах нашли пристанище мечтатели – маргиналы петербургских закоулков.

В период юношества Достоевский вступил в ряды участников кружка Петрашевского, который разогнали в 1849 году. Писатель, вместе с товарищами по кружку, оказался в Петропавловской крепости. Алексеевский равелин, поэтому, наделен особым смыслом для Достоевского. В воспоминаниях о ночах, проведенных в камере, писатель напишет, что его преследовало ощущение штормового моря под фундаментом крепости. Петрашевцев приговорили к казни: в рядах приговоренных числился и писатель. Достоевский остался в живых, однако то время осталось в памяти юноши как грань, сказавшаяся на мировоззрении. Казнь заменили на ссылку в Сибирь. Мечтатель превратился в каторжника.

В следующий раз на улицы Петербурга Достоевский ступил в 1860-м году. Михаил Михайлович – брат писателя – издавал журнал «Время»: в издании журнала принял участие и Достоевский.

За 9 лет жизни в Северной столице Достоевский покинул пять мест обитания. Последнее пристанище великого писателя – квартира, расположенная в Кузнечном переулке. Здесь Достоевский и умирает в 1881 году.

Петербург – монументальный и парадный

Цельный образ города – это иллюзия. Петербург выписан в произведениях Достоевского в различных ипостасях и личинах. Для начала, поговорим об образе монументального Петербурга с его дворцами, садами, парками и соборами.

Поклонники творчества писателя знают, что Достоевскому принадлежат заметки о Петербурге, эскизы к образу города. Среди таких эскизов – тексты «Маленькие картинки», «Дневник писателя» и другие. Большая часть внимания здесь уделяется описанию петербургской архитектуры. Достоевский пишет, что в Петербурге выразилась славянофильская идея: архитектура – это целостный и эклектичный комплекс. Элементы строений, стилистики зданий – это смешивание заимствований и переосмысления инородных структур, преломление чужого в собственном опыте. Достоевский говорит, что в Северной столице мало своего, однако чужеродные элементы – это результат освоения, связывания с родной стихией. Механических процессов здесь нет.

Достоевский равнодушен к монументальному Петербургу. Писателя влекут малоприметные подворотни, грязные и заброшенные, пыльные улицы, все то, что находится не на виду. Скрытый, пыльный Петербург – это настоящий город. Николай Анциферов считает по этой причине, что образ второй столицы – это сложная духовная констелляция.

Красота Петербурга – тленна и мимолетна. Жизни героев из романов Достоевского неразрывно связаны с домами, с обиталищем петербуржцев разного толка. Красота города воплощается для писателя не в дворцах и садах, но в непримечательных зданиях. Достоевский описывает множество маленьких домиков старого города. Каждый такой домик предстает изолированным миром, отдельной вселенной. Домики – не вечные, разруха уносит хрупкие здания как смерть. На месте, где раньше бушевала жизнь, теперь – пустыри и огороды. Заброшенность – это эстетика Достоевского. Домики – деревянные и каменные – основная разновидность архитектуры литературного Петербурга. Каменный дом фигурирует в произведении «Униженные и оскорбленные»: это угрюмое строение в три этажа, где также находится контора гробовщика.

Жизнь героев, населяющих литературный Петербург, полна тяжелого быта, нищеты, бедности и серой грязи. Между тем, душой обладают не только персонажи Достоевского, но и дома, предстающие некими одухотворенными организмами (по мысли Николая Анциферова).

Петербург манит монументальными дворцами, грязными подворотнями, проседью рек и асфальтов, яркостью садов, красными занавесками на окнах – воплощением всех впечатлений от города.

Физиология и душа Петербурга

Культура и природа причудливо переплетаются в образе Петербурга – в цветении, буйстве жизни, в смерти, которая ожидает все живое. Похожие мотивы прослеживаются в творчестве французского писателя Виктора Гюго, который изображает город как организм, с кишечником из канализационных труб, с развитой и оживленной подземной жизнью. Основная картина города у Гюго – это не парадные входы и не дворцы. Город состоит из органов, которые отвечают за пищеварение и дыхание, кровообращение и движение…

Жители Петербурга скованны напряженным ожиданием, когда укрощенная до поры до времени водная стихия вырвется на свободу. Петербург – это русская Венеция, город, восставший на воде, на зыбкой болотной земле, которая – источник меланхолии Северной столицы.

Основная субстанция города – это влага. Погода литературного Петербурга Достоевского – это дождь, мокрый снег, туманная вязкость. Природа берет верх над самообладанием, волей героев, которые покоряются безумию петербургской атмосферы. Мотив мокрого снега – один из центральных элементов, служащих инструментов для описания психологического состояния персонажей. Этот мотив дополнен образов мостов и лишенных прозрачности петербургских вод, в которых герои не видят собственного отражения.

Ночь обнажает худшие и самые черные уголки человеческой души. Ночь толкает героев Достоевского на преступления против человечества, нравственности, к поступкам, раскалывающим душу. Убийство, самоубийство, сумасшествие, мысли о насилии – демоны, порожденные ночью. Темное время суток оголяет и подпольную жизнь города – то, что Гюго описывает, как кишечник города, отличающейся постоянной перистальтикой.

Все кто читает книги – крутые ребята! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Федора Достоевского «Идиот”, который до сих пор остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы

Подполье связано с мотивом мертвецов, смерти и похорон. Для примера, один из персонажей мира Достоевского воспринимал похороны как развлечение. Однажды увидев разверзнутую пасть могилы, персонаж ощутил страх, смешанный с омерзением: мертвец соседствовал с зелеными, цветущими водами, которые могильщик силился вычерпать. Нетрудно заметить, что и квартиры со скудными и нищими интерьерами писатель образно приближает к гробам: жилье Раскольникова из романа «Преступление и наказание» больше напоминает кладовую или гроб, чем квартиру.

Петербург – оборотень

В этом описании мы приблизились к определению сущности Петербурга как оборотня. Город имеет две стороны, два лица – подобно римскому богу Янусу. Монументальная, парадная, правильная и приемлемая жизнь, с виду – благополучная – сочетается с подпольем – грязным и мрачным, ежесекундно напоминающим о конечности человеческого бытия.

Физиология интересует Достоевского потому, что писатель стремится узнать, изучить и описать скрытые, потаенные, запретные стороны жизни Петербурга. Тело человека отличается частями, которые никогда не выставляются напоказ. Эти части ассоциируются со стыдом и срамом. Город тоже имеет такие части. Блистательный, яркий, золотистый и богатый Петербург, как лесная избушка, поворачивается к писателю своим болезненным и бледным, умирающим и скучным лицом.

Петербург не существует – таким, каким задумал город его создатель, околдовавший «финские берега». Северная столица – великая греза, абстрактная идея. Остановимся детальнее на примере, предлагаемом Николаем Анциферовым, – это Мокруши.

Мокруши

Это место демонстрирует читателю две стороны, два лица Петербурга. Первое лицо города – мрачное, ветреное и мокрое. Ветер – символ хаоса, потерянности, отчаянья, пропасти, которая рождается в душах героев. Здесь обитает Свидригайлов, который неспешными шагами погружается в атмосферу нравственного упадка.

Другое лицо Северной столицы – жаркое и сухое, душное, смрадное и пыльное. Здесь, в окрестностях Сенной площади, задумывает и совершает страшное преступление главный герой «Преступления и наказания» – Родион Раскольников.

Казалось бы, непритязательный, непоказной образ Петербурга не способен вдохновить художника (в широком смысле этого слова). Однако для Достоевского именно такой Петербург оказывается настоящим. Тоска, грех уныния – судьба героев мира Достоевского, от которой невозможно убежать или скрыться. Нищета – обстоятельство жизни, отделяющее парадный Петербург от маргинального Петербурга. Сырость и мокрота обрекают персонажей на смерть от чахотки (вспомним жену Мармеладова, которая описывается автором больной чахоткой).

Колористика Петербурга

Северная столица – порождение серых оттенков. Однако Федор Михайлович вводит в описание города и другие цвета: например, желтый. На желтый цвет обращает внимание франко-румынский философ Мишель Чоран, считая его символов тоски, обреченности, наиболее депрессивным цветом, угнетающим человека. Достоевский описывает интерьер квартир нищенским, бедным. Здесь – нужда и отсутствие даже необходимых предметов мебели. Стены – желтые, оклеенные выгоревшими и дырявыми обоями.

Разбитые мостовые изображены серыми. Вода – сереющая и мутная. Атмосфера не предвещает светлого будущего и радости, заводя жителей в питейные лавки: город пестрит вывесками заведений, где можно выпить.

Читать это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание”

Петербург порой выступает фоном, на котором разворачиваются события произведений писателя. Но чаще вторая столица предстает в качестве персонажа. Петербург – живой, наделенный душой автономный герой мира Достоевского. Цвета и сезоны связаны между собой. Писатель признавал, что ненавидел петербургское лето. Худшее лето – в окрестностях Сенной площади. Раскольникову однажды снится кошмар, напрямую связанный с жарой Сенной. Грязь и дурманящий, тошнотворный аромат, жара и страшная духота – атрибуты литературного Петербурга из мира Достоевского. Лучшая пора здесь – осень. В этот период город пробуждается, предприятия начинают работу, писатели создают новые тексты, новые лица появляются на улицах Петербурга… Весна – тоже неплохое время, хорошее.

Анализ образа Петербурга в рамках литературной критики

Настроение Петербурга изменчивое, как настроение человека. Город улыбается, выказывает злость, расстраивается, плачет, болеет, хмурит лицо… Порою Петербург и жизнь, абсурд, происходящий здесь, кажется настолько субтильным и эфемерным, что можно усомниться, что этот город и впрямь существует.

Анализу Петербурга Достоевского посвящено множество литературно-критических и философских работ. Представитель Тартуской школы, Юрий Лотман считал, что Петербург нельзя отделить от целостного художественного пространства произведений Достоевского. Писатель проецирует на Северную столицу образ России в целом. В «Братьях Карамазовых» Петербург сохранил болезненность и связь с безумием – как воплощение страхов и ужасов России.

Если Петербург – это болезнь, то преодоление Петербурга, настроения, атмосферы города мыслится как путь России к выздоровлению. Петербург – это преступник, ведь город так же участвует в преступлении, как и Раскольников. Можно сказать, что именно Петербург толкает героя на совершение преступления. Сонечка Мармеладова продает собственное тело на улицах Северной столицы. Между тем, отъезд героев – Раскольникова и Сони – из Петербурга знаменует путь персонажей к нравственному спасению.

5 / 5 ( 2 голоса ) Виктория Давыдова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *