Почему сзади самолета белая полоса?

В солнечный день, когда небо голубое, особенно отчётливо можно заметить, что самолёты, пролетающие наверху, оставляют после себя белые полосы. Откуда появляются эти следы? Вредны ли они для окружающих? Почему после одних самолетов они остаются, а после других — нет? Разберёмся вместе.

Почему самолёт оставляет белый след

Для того чтобы понять схему образования белых полос от самолётов и вертолётов, можно провести простой эксперимент.

В жаркий день возьмите бутылку, налейте в неё воду и положите в холодильник на несколько часов. Если вытащить бутылку через отведенное время и поставить ее на стол, то вскоре можно заметить, как поверхность пластика запотевает, и на бутылке образуются водяные капельки.

Что же это? Это конденсат! Появляется он из-за разницы температур: холодная бутылка в теплом помещении всегда вызовет такой эффект. То же самое случается, если по морозу пройти в очках, а затем войти в тёплое помещение. Стёкла тут же запотеют.

Как же конденсат связан с белым самолетным следом? Оказывается, напрямую. Белый след от самолётов и вертолётов так и называют — конденсационным следом. По своей сути эти полосы являются облаками. Только создаёт их не природа, а двигатель самолёта.

Основная причина появления конденсационного следа — влажный воздух и низкая температура за бортом. Когда в моторе самолета сгорает топливо, керосин, за борт выбрасываются горячие струи газа и пара. А поскольку во время полета на большой высоте температура составляет примерно минус 40 градусов, этот пар становится конденсатом, превращаясь в туман или мелкие-мелкие ледяные кристаллики.

Кристаллы испаряются медленнее, чем обычная вода. По этой причине белый самолетный след остается на небе очень долгое время. При этом чем выше влажность климата и чем холоднее за бортом, тем белые полосы длиннее, гуще, ярче.

Почему за некоторыми самолётами нет следа

Иногда можно заметить, что самолёт или вертолёт высоко летит, а белых следов за собой не оставляет. С чем это может быть связано? Оказывается, такому явлению тоже есть разумное объяснение.

В первую очередь, наличие конденсационного следа зависит от влажности воздуха. Влажный воздух — это такой воздух, который содержит в себе много-много мелких частичек воды. Соответственно, при высокой минусовой температуре они замерзают, если их обдать горячим паром от сгоревшего топлива.

Если же самолёт пролетает над регионом с сухим воздухом (это значит, что в воздухе практически нет мелких частичек воды), то и замерзать за бортом нечему. Конденсационного следа от самолёта в таких районах или не будет вообще, либо он будет очень бледным и быстро развеется.

А ещё, как правило, конденсационный след не образуется у самолётов и вертолётов, которые низко летят. Все потому, что температура воздуха за бортом недостаточно низкая и частички воды просто не успевают превращаться в кристаллики.

Кстати, в некоторых северных регионах, где температура воздуха доходит до минус 50 градусов и ниже, конденсационный (или инверсионный) след от воздушного судна может образоваться даже на самом взлете или при посадке!

Белый след и окружающая среда

Если белые самолётные следы в небе — это облака, образовавшиеся из конденсата, то причиняют ли они вред окружающей среде? На самом деле учёные до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос.

С одной стороны подобные конденсационные следы, которыми исполосована вся атмосфера, не дают вредоносному ультрафиолетовому излучению от солнца проникать на землю. А это значит, что в несколько раз снижается риск ускорения глобального потепления и общего изменения климата на планете.

Другие же ученые заявляют, что конденсационный след — это первая причина возникновения парникового эффекта. Они считают, что воздух перестает охлаждаться естественным образом, что и приводит к неблагоприятным последствиям.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Отрываться от земли — деятельность) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Отрываться от земли — деятельность) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Артём Ольховский 273 2 года назад Создатель популярного телеграмм-канала по физике @SciencePhysics Эксперт TheQuestion по физике!

Давайте для начала разберемся: Что же такое конденсационный след?

Конденсационный след — видимый в воздухе след от водяных паров или кристалликов льда, возникающий в атмосфере за движущимися летательными аппаратами при определённых состояниях атмосферы (Википедия, устр назв).
Иными словами…
Как правило, непосредственной причиной возникновения следа являются отработанные газы реактивных двигателей. В их состав входит водяной пар, углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, копоть и соединения серы. Из этого только водяной пар и сера способствуют появлению инверсионного следа. Сера служит образованию точек конденсации, при этом сам инверсионный след может формироваться как из водяного пара, входящего в состав отработанных газов, так и из пара, входящего в состав пересыщенной атмосферы.

Вернемся к нашему вопросу. Почему не все самолеты оставляют конденсационный след?
Если для такой влажности температура окружающего воздуха ниже точки росы, то влага образует за двигателями белые конденсационные следы. На малых высотах они состоят из капель воды, которые обычно быстро испаряются, и след исчезает. А вот когда самолет идет на большой высоте, где температура воздуха ниже –40 С, пар сразу конденсируется в ледяные кристаллы, которые испаряются гораздо медленнее.

Ясное небо, расчерченное ровными белыми линиями, медленно расплывающимися даже после того, как самолеты скрылись из виду, — зрелище завораживающее. Но подобный эффект объясняется элементарными законами физики.

Ясное небо, расчерченное ровными белыми линиями, медленно расплывающимися даже после того, как самолеты скрылись из виду, — зрелище завораживающее. Но подобный эффект объясняется элементарными законами физики: виной всему конденсация, знакомый всем со школьной скамьи переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

Выходящий из сопла двигателя воздух раскален до температуры около +600 °C, тогда как окружающая атмосфера охлаждена до −40…−60 °C. Добавим к этому еще и повышение влажности: топливо в двигателе сгорает, и водяной пар, содержащийся в атмосфере, соединяется с паром из отработанных газов, что, в свою очередь, повышает точку росы. Горячий воздух конденсируется в холодной атмосфере, выходящая из винтов жидкость превращается в туман, частицы сажи концентрируют вокруг него холодные и теплые потоки, и в результате образуются те самые белые полосы.

Самолеты, летающие на высоте до 8 км, чаще не оставляют подобных отметин, так как в нижних слоях атмосферы разница температур недостаточно велика.

Конденсационные следы от самолетов причислены к отдельной группе облаков — техногенным, или искусственным. Они исчезают в результате испарения, причем чем суше воздух, тем быстрее полоска растворяется в небе. Если влажность воздуха низкая, а температура высокая, след может не появиться вовсе, а если наоборот — линия будет насыщенной, длинной и исчезнет не скоро.

Шутки ради можно поиграть в синоптика и предсказать погоду по следу от самолета: четкая полоса — к дождям и туманам, еле заметная и быстро испаряющаяся — к ясному солнцу, зонтик не брать.

Несмотря на простоту и прозрачность физических процессов, споры о пользе и вреде конденсационных следов ведут и ученые, и обыватели. Во-первых, белые полосы — очевидный демаскирующий фактор для военной авиации, так что метеорологи специально вычисляют вероятность их появления и рекомендуют экипажу в нужный момент корректировать высоту. Во-вторых, многие климатологи считают конденсационные следы своеобразными экранами, препятствующими проникновению вредного излучения и понижающими среднюю температуру воздуха на планете, а вместе с ней и риск глобального потепления.

Есть и обратная гипотеза, согласно которой следы усиливают парниковый эффект, мешая естественному охлаждению воздушных слоев. Самые упорные и подозрительные исследователи призывают пилотов летать ниже и избегать участков с повышенной влажностью, но это палка о двух концах: вряд ли остатки авиационного топлива, выбрасываемого ближе к Земле, благоприятно скажутся на экологии, да и в целом перелеты станут дольше и утомительнее. Большинство ученых признают конденсационные полосы штукой совершенно безобидной, так что самое время отставить панику и насладиться красотой узорчатых небес.

  • Почему бортпроводники не пьют чай и кофе в самолете? Смотрите видео.
  • Маленькое отверстие в стекле иллюминатора — зачем оно? Рассказываем.
  • Что означают номера авиарейсов: расшифровываем абракадабру.

Предыдущая фотография 1/1

Наверняка все обращали внимание на следы оставляемые самолетами в небе, но не многие знают откуда эти самые следы берутся. Есть даже такая городская легенда о «химтрейлах», говорит она о секретных химикатах, которые распыляет правительство. Люди выдвигают различные версии: контроль численности населения Земли, создание условий для работы радаров, дальняя радиосвязь, испытание биологического оружия. Но на самом деле все куда проще.😉

Конденсационный след в небе Вильнюса

В небе мы наблюдаем так называемый конденсационный след. Это всего-навсего след от водяных паров и кристалликов льда. Причина возникновения следа — отработанные газы реактивных двигателей. В их составе присутствует влага. На больших высотах температура довольно низкая, а за бортом может быть -40 градусов, а то и меньше, пар выходящий из двигателя сублимируется (минуя жидкую фазу) на аэрозолях воздуха (напр. дым, микробы, пыль) и образует след состоящий преимущественно из кристаллов льда. А если самолет летит ниже или температура влаги оказывается выше окружающего воздуха, то вовремя остывания водяных паров происходит конденсация и след насыщается каплями воды. Дальше если атмосфера благоприятная, след может расползтись в облачко cirrocumulus (перисто-кучевое), а может и вовсе раствориться.

В зависимости от условий атмосферы конденсационные следы могут оставаться в небе до 24 часов и простираться до 150 км. Ученые полагают что следы оказывают воздействие на отражательные свойства земли, ведь чем больше таких облаков, тем лучше они отражают солнечные лучи. Таким образом снижается температура земли не вызывая глобального потепления.

Да! Теория заговора выглядит куда увлекательнее, но этому явлению есть простое объяснение.☝🏻
(На самом деле пилотов учат успокаивать население такими рассказами о «конденсации», но я вам этого не говорил, пойду дальше учиться..😏)

А какая была у вас версия образования этих следов? 🙂

Всем ясного неба и хорошего настроения!✈️
Мой instagramm: pilot.dima
Мой facebook: pilot.dima.life

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *