Сен шапель

Часовня Сент-Шапель в Париже

Сент-Шапель: пламенеющая готика парижской капеллы

Шарм и очарование Парижа в его исключительных достопримечательностях и уникальном соседстве гламурно-увеселительных заведений с торжественными святынями. Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle), это не просто часовня, построенная в готическом стиле – это реликварий, имеющий сакральное значение для верующих. Многие века как зеницу ока он хранил самые главные артефакты религии – терновый венец Спасителя, Копье Лонгина и часть Креста Господня.

Кроме того, собор Сент-Шапель в Париже – настоящее чудо архитектуры. Имея совсем небольшие размеры, капелла обладает магнетизмом, зачаровывает, создает впечатление воздушности, легкости и простора. Волшебную атмосферу рождают огромные цветные витражи, окружающие со всех сторон, и рассказывающие библейскую историю Ветхого и Нового Заветов.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно

История Сент-Шапель – обрамление священных реликвий

XIII век – разгар крестовых походов. Христианская Европа с особым энтузиазмом искореняет антиклерикальные и еретические течений, а попутно спасает священные реликты, чтобы затем их ревностно хранить. Вывезенный из разгромленного Константинополя во время очередного похода терновый венец вначале принадлежал последнему императору Латинской империи – Балдуину II де Куртене.

Балдуин II де Куртене

Не имея достаточно денег, но лелея амбициозные планы по восстановлению своих владений, Балдуин решает пойти на крайние меры – заложить королю Людовику Святому византийские раритеты, а также все свои владения на территории Франции.

Стремление императора возродить целостность территории было настолько яростным, что он пожертвовал собственным сыном Филиппом, отдав его в качестве залога в Венецию, откуда позже его выкупил король Альфонсо Х.

Среди христианских артефактов был и терновый венец, прибывший в Париж в 1239 году. Через время к нему присоединились Копье Лонгина, частица Креста Господня и прочие свидетельства библейских сказаний.

В летописях сохранились записи о моменте прибытия священных реликвий во Францию. В них описано, как Людовик IX отправился встречать духовные сокровища босиком, облачившись в рубаху из грубой материи, возглавив торжественное шествие под народное ликование. Причем это было не бравадой правящего класса, а естественным порывом. Людовика IX не зря прозвали Святым – во времена своего правления он активно защищал французское духовенство от влияния Рима, прекратив денежные взносы в его пользу.

Читайте также: Музей д Орсе в Париже: знаменитые картины, история, адрес

Также при нем было построено храмов больше, чем при любом другом правителе:

монастырь Ройомон; собор Нотр-Дам в Реймсе, перекликающийся архитектурой с Нотр-Дам-де-Пари; и помимо прочих – церковь Сент-Шапель в Париже, которой была уготована роль хранительницы религиозных святынь. После смерти Людовика его сын поднял вопрос о канонизации короля, и получил поддержку многих влиятельных лиц государства.

Особенности конструкции реликвария

Удивительно то, что святилище построили всего за 5 лет (1242 – 1248 г.г.), и оно до сих пор поражает красотой и изяществом. Множество стеклянных витражей придает конструкции хрупкость, но, хотя столь прочный материал как бетон еще не был изобретен, сооружение доказало свою прочность. Оно пережило пожары, наводнения, революционные волнения, разруху и забвение, чтобы, словно птица феникс, возродиться из пепла.

Сент Шапель Париж

Церковь стоит на месте бывшей часовни Святого Николая, а строилась под руководством потомственного и выдающимся архитектора своего времени – Пьера де Монтрейя, который был лучшим в направлении «лучистой готики», так популярной в XIII столетии. Ее особенность в распределении нагрузки на стены таким образом, чтобы делать строения более легкими, что позволяло значительно увеличивать их высоту и площадь, особенно дворцов и храмов.

Ориентируясь на архитектуру замка Сен-Жермен, зодчий попытался повторить четкую гармонию линий, одухотворенность строения, а также придать своему творению характерный вид реликвария.

Поскольку капелла Сент-Шапель имела вполне конкретное назначение, ей не нужна была большая площадь, и действительно – ее размеры нельзя назвать внушительными: ширина 11 м при высоте 35 м.

Построенная в два яруса, она имеет единый неф, который примыкает к семигранному апсиду. Кровлю венчает кедровый шпиль, уходящий ввысь на 33 м – копия XIX столетия вместо разрушенного оригинала XV века. А по контуру крыши горбатятся каменные горгульи, взирая сверху вниз с недовольными гримасами, стараясь отпугнуть всех, кто задумал недоброе на пороге благочестивого дома.

Несмотря на атрибуты внешней архитектуры с ее башенками, шпилями, острыми углами и строгими прямыми линиями, стремительно уходящими ввысь, часовня выглядит компактной и уютной. Но переступая ее порог, кажется, что пространство гораздо больше. Достигнута подобная иллюзия за счет укороченного на 35 см по отношению к другим одного из пролетов, и в перспективе неф визуально выглядит длиннее, а роза западной стены – больше.

Проникающий внутрь естественный свет выдвигает на передний план расписные витражи, напоминающие богатую вышивку, одновременно отвлекая внимание от каменных блоков стен, удерживаемых металлическими элементами для прочности.

Судьбоносные моменты прошлого

Точная дата, когда был заложен краеугольный камень в основание Сент-Шапель, не известна, однако день ее освящения в летописях сохранился – 26 апреля 1248г.

Капелла Сент Шапель

Нижний ярус окрещен именем Девы Марии, верхний – во имя Святого Креста, и после торжественной церемонии в традицию вошло каждую пятницу выносить распятие для поклонения.

Другие цифры тоже вызывают интерес. Например, на строительство было затрачено 40 000 ливров. Для сравнения – в те времена за 1 200 ливров могли построить роскошный графский замок, а во время покупки тернового венца Людовик Святой заплатил просто немыслимо астрономическую сумму в 135 000 ливров! Имея солидный 8-вековой возраст, на памяти капеллы немало незабываемых событий.

Она несколько раз подвергалась реставрациям, иногда косметическим, иногда глобальным. Видела наводнения и пожары, в XV столетии поменяла круглый западный витраж и башенный шпиль, а французская революция XVIII века чуть не лишила нас возможности любоваться настоящим шедевром средневекового зодчества.

Недовольные властью монархии и церкви, народные массы пустились во все тяжкие. Забыв о человеческих и исторических ценностях, потеряв важные ориентиры жизни, люди не задумывались, что наносят невосполнимый урон собственному будущему.

Процветало мародерство, вандализм и грабежи – мебель, священные реликвии, религиозную утварь и все, что можно было вынести, вынесли, остальное били и сжигали. Частично уникальные расписные стеклянные панно раскололи, шпиль сломали, тимпаны разбили, многое изуродовали, а трехметровую раку, выполненную из серебра и позолоченной меди, просто отправили на переплавку.

Но нашлись и те, кто во всеобщем хаосе не потерял голову и, понимая всю тяжесть преступления против духовных ценностей не только нации, а всего христианского мира, попытался спасти бесценные сокровища, найдя им новое хранилище. Таким образом, повезло органам, которых приютили в церковных стенах Сен-Жермен-л’Осерруа, а археологу Александру Ленуару удалось вывезти и спрятать несколько статуй, позже вернувшихся домой.

Когда в 1803 г. церковь превратили в архив, некоторые витражи Сент-Шапель постигла печальная участь – нижний ярус был снят, часть из них была просто разбита, а часть продана. Позже их отыскали, и отправили в музеи Клюни, Виктории и Альберта в качестве экспозиций.

Феликс Луи Жак Дюбан

В 1830-1860 годах зодчие Виолле-ле-Дюк, Лассюс и Феликс Луи Жак Дюбан возглавили грандиозные реставрационные работы, и им пришлось ликвидировать колоссальный ущерб, нанесенный зданию не только людьми, но и природой.

Наводнение практически полностью уничтожило настенную роспись, и ее воссоздавали заново. Деяния рук человеческих тоже привело часовню в полный упадок, и чтобы вернуть прежнее великолепие, реставраторам понадобилось несколько лет и 10 млн. евро. После завершения всех трудов капелла Сент-Шапель стала не только историческим памятником Франции, но и охраняемым достоянием ЮНЕСКО.

Хотя многие реликвии безвозвратно утеряны, в соборе Парижской Богоматери удалось сохранить терновый венок, который является составляющей его сокровищницы и сегодня. Другие не менее важные жемчужины религии пребывают в Национальной библиотеке Парижа на левом берегу Сены.

Нижний ярус – территория челяди

Современные зодчие сделали все возможное, чтобы мы увидели реликварий таким, каким он был задуман Людовиком Святым. Первый уровень был отведен для прислуги, придворных и охраняющих дворец гвардейцев. Хотя своды тут достигают всего 6,6 м, ощущения тесноты или нехватки освещения совершенно нет благодаря искусной росписи, придающей убранству нарядную торжественность. Этому способствует и проникающий сквозь витражные окна свет, а также множество люстр, освещающих каждый уголок.

Сент Шапель фото

Ярус обрамлен лесом изящных колонн, которые делят зал на три части – центральный и боковые. Эта конструкция наряду со слепыми аркатурами выглядит настолько утонченно, что создается ощущение большого пространства. Стены украшают 12 медальонов и лики апостолов, а колоны – королевская геральдика в виде лилий на небесно-голубом поле. Они чередуются с замковыми башенками Кастилии, названными именем королевы Бланки Кастильской – матери Людовика Святого.

Потолок напоминает усыпанный золотыми звездами небосвод, под которыми надгробными плитами отмечены усыпальницы сановников и стражей храмовой сокровищницы, где сберегаются реликвии Сент-Шапель.

В XVII столетии потоп разрушил некоторые элементы интерьера капеллы и витражные окна, повествующих о жизни Девы Марии, и лишь в XIX веке нашлись мастера, сумевшие создать копии, не уступающие благолепием разбитым оригиналам.

Второй ярус – молельня королей

Верхний уровень освящен именем Святого Креста и был уготован для монаршей семьи. Попасть на эту территорию можно было через наружную галерею (к сожалению, она не сохранилась), соединяющую с дворцом. Тут размещался на ажурном постаменте богато украшенный ковчег, в котором и хранились святыни, приобретенные некогда Людовиком IX.

Сент Шапель внутри

По периметру всего второго этажа пролегает высокий плинтус с украшающими его мраморными аркадами, который больше напоминает замысловатое, тонкое плетение.

Между аркадами расположены вместительные углубления, и два из них когда-то занимали представители королевской фамилии. Прямо из своих покоев сюда приходил король и его ближайшее окружение, чтобы преклонить колени перед свидетельствами жизни и смерти Спасителя в окружении богато украшенного алькова.

Рассматривать эту часть Сент-Шапель хочется бесконечно долго, любуясь изобилием архитектурного декора. Находясь тут, совершенно не чувствуешь давления контрфорсов, настолько продуманно и мастерски распределены 9 поддерживающих колонн, рядом с которыми застыли статуи апостолов.

Витражи Сент-Шапель

Но восхищаясь росписью и колоннадой зала, все равно отвлекаешься на витражные окна, которые гипнотизируют, притягивая взгляд. Они иллюстрируют библейскую историю от начала сотворения мира вплоть до момента распятия Христа. Две трети их являются подлинниками XIII века, а недостающие были искусно дополнены реставраторами.

Вмтражи часовни Сент Шапель

От созерцания столь прекрасной работы захватывает дух, особенно если учесть огромные объемы стеклянного панно – 600 кв.м. На этой площади поместилось 1134 главных инсценировок истории человечества, и если внимательно изучить все детали, вы найдете момент, когда Людовик Святой привозит в столицу Франции религиозные артефакты.

«Читая» витражи снизу вверх и слева направо, вы получите долгожданные ответы на вечные вопросы – 15 важных эпизодов расскажут о главном, начиная от Бытия, и заканчивая Книгой царств и историей священных реликвий.

Витражи более раннего периода отличаются насыщенной гаммой красно-синих оттенков. Это бросается в глаза особенно на фоне большого панно XV столетия (Откровение Иоанна Богослова) в виде распустившейся розы на западной стороне часовни Сент-Шапель, сплетенного из гораздо большего разноцветья элементов.

Фотогалерея витражи Сент-Шапель 1 of 11 Сент Шапель Париж Сент Шапель Париж Капелла Сент Шапель Капелла Сент Шапель Вмтражи часовни Сент Шапель Вмтражи часовни Сент Шапель Витражи Сент Шапель Витражи Сент Шапель Витражи часовни Сент Шапель Витражи часовни Сент Шапель Сент Шапель (витражи) Сент Шапель (витражи) Витражи капеллы Сент Шапель Витражи капеллы Сент Шапель Сент Шапель в Париже Сент Шапель в Париже Сент-Шапель витражи Сент-Шапель витражи Сент-Шапель внутри Сент-Шапель внутри Витражи в Сент-Шапель Париж Витражи в Сент-Шапель Париж

Вся обстановка преисполнена простором, свободой и сиянием. Наиболее сильно это ощущается в солнечные дни, когда проникающие сквозь расписные окна лучи окружают изображения святых призрачным гало, наполняя благоговением и восторгом даже те души, что пока не нашли себя в религии.

Капелла Сент-Шапель сегодня

Более 200 лет назад было решено, что религиозные святыни будут в большей сохранности внутри неприступных стен Нотр-Дам-де-Пари, и перевезены туда из реликвария. Для поклонения им приходите в собор в главные католические праздники, когда проходит их торжественная демонстрация.

Терновый венец показывают публике ежемесячно в первую пятницу в 15:00 и в пятницы во время Великого поста, а Крест можно увидеть в Страстную пятницу 10:00-17:00.

Королевская часовня Сент-Шапель сама по себе является ценной достопримечательностью готического искусства, которую интересно рассматривать долгими часами. Помимо этого вечерами тут проходят концерты классической и органной музыки.

Читайте также: Музей Лувр в Париже: экспонаты, картины, история

Благодаря превосходной акустике звук заполняет все пространство, заставляя воздух резонировать в такт аккордам. Чтобы побывать на выступлении, необходимо ознакомиться с графиком, размещенном прямо у церковного входа.

Важно отметит, что доступ в капеллу строго контролируется жандармами, которые не разрешают входить с металлическими предметами.

Панорама Сент-Шапель в Париже

Часы работы Сент-Шапель

Открыта часовня ежедневно:

  • С начала марта по конец октября 9:30-18:00
  • С начала ноября по конец февраля 9:00-17:00

Билеты в Сент-Шапель

Поскольку Сент-Шапель является музеем, для входа в него надо покупать билеты.

  • Для взрослых вход стоит 10 евро
  • Для путешественников 18-25 лет – 8 евро
  • До 18 лет – свободное посещение

Многие предпочитают покупать музейную карту Парижа, позволяющую бывать в большинстве исторических достопримечательностей столицы сколько угодно в обозначенное количество дней – 2, 4 или 6 (стоимостью 48, 62 или 74 евро соответственно).

Преимущество такого абонемента – он избавляет от стояния в выматывающих очередях за обычными талонами, и его действие распространяется на осмотр реликвария.

Месторасположение Сент-Шапель и как добраться

Стоит Sainte Chapelle в первом округе Парижа на острове Сите неподалеку от дворца Правосудия, выступающего туристам ориентиром. Чтобы добраться сюда, можно взять такси, и любой водитель без проблем найдет к нему дорогу, а вот цена зависит от точки отправления, но всегда строго по счетчику.

Парижское метро и скоростная электричка RER сами по себе являются увлекательной частью путешествия по великолепному городу. Будет интересно прокатиться на быстром и доступном виде транспорта, оценив его роскошные станции и удобство передвижения по столице.

Метро: перемещаясь в подземке, вам надо выйти на станции Cite, пройти мимо Консьержери, и через пару минут будете на месте.

RER: если выбрали электричку, тогда выходите на остановке St-Michel.

Автобусное сообщение в Париже отлажено безупречно, и до места назначения вас подвезут рейсы: 27, 38, 21, 96 и 85.

Автомобиль: как вариант можно выбрать аренду автомобиля, и тогда путь будет пролегать до Шателе или Сент-Мишель вдоль Сены, затем поворачивайте на бул. дю Пале, и скоро доберетесь до капеллы.

Сент Шапель на карте

Точный адрес часовни Сент-Шапель

Адрес: 8 Boulevard du Palais, Paris 75001
Телефон: +33 1 53 40 60 80

Официальный сайт: sainte-chapelle.monuments-nationaux.fr

Часовня Сент-Шапель (Видео)

Сент-Шапель (Фото)

Фотогалерея Сент-Шапель в Париже 1 of 14 Часовня Сент-Шапель в Париже Часовня Сент-Шапель в Париже Капелла Сент Шапель Капелла Сент Шапель Сент Шапель Париж Сент Шапель Париж Сент Шапель фото Сент Шапель фото Сент Шапель внутри Сент Шапель внутри Вмтражи часовни Сент Шапель Вмтражи часовни Сент Шапель Витражи Сент Шапель Витражи Сент Шапель Витражи часовни Сент Шапель Витражи часовни Сент Шапель Сент Шапель (витражи) Сент Шапель (витражи) Витражи капеллы Сент Шапель Витражи капеллы Сент Шапель Сент Шапель в Париже Сент Шапель в Париже Сент-Шапель витражи Сент-Шапель витражи Сент-Шапель внутри Сент-Шапель внутри Витражи в Сент-Шапель Париж Витражи в Сент-Шапель Париж

Читайте больше о достопримечательностях Парижа

Лора Мур

Сент-Шапель переводится с французского как «Святая Капелла». Эта католическая часовня-реликварий, построенная в готическом стиле, находится на острове Сите неподалеку от знаменитого Собора Парижской Богоматери, но во много раз превосходящая его по красоте внутреннего убранства. Сент-Шапель входит в архитектурный ансамбль бывшего Королевского дворца, а ныне Дворца Правосудия.

Церковь не просто так называется «реликварием», первоначальная идея строительства принадлежит Людовику Святому, он же в свою очередь хотел построить место для хранения священных реликвий, которые были вывезены из Константинополя, разграбленного крестоносцами. Главной реликвией был терновый венец, что был на Христе во время его распятия, и что был обагрен его кровью. В августе 1239 года венец прибыл в Париж, после того как был выкуплен Людовиком Святым у Латинского императора Балдуина II. Точней у венецианцев, которым Латинский император его заложил. Поздней в Париж приехали и другие реликвии-свидетели Ветхого и Нового Заветов.

Фасад часовни, © Лариса Киселева

Разумеется, для святынь такого ранга необходимо достойное место хранения, поэтому вместо старой королевской часовни было приказано построить новую. Возвели церковь за рекордные по тем временам сроки — 6 лет. Руководил строительством, предположительно, французский зодчий и специалист по готике Пьер из Монтрейля. Пока Сент-Шапель строилась, временным местом хранения реликвий, а заодно и прототипом будущей постройки, стала Святая Капелла при Сен-Жерменском замке. Возведение новой церкви обошлось в 40 тысяч ливров, что в три раза меньше стоимости главной святыни — тернового венца, для которого ее построили. Венец же был куплен за просто немыслимую по тем временам сумму — 135 тысяч ливров! Точные даты начала и окончания строительства часовни доподлинно не известны, но освещена Сент-Шапель была 26 апреля 1248 года.

За свою долгую историю церковь множество раз реставрировали. Впервые это произошло в XV веке, тогда были заменены круглый витраж с западной стороны и шпиль капеллы. Во время французской революции капелла сильно пострадала. Был сломан шпиль, разграблены мебель и священные реликвии. В 1803 году Сент-Шапель превратили в архивный склад, сняли часть витражей, которые впоследствии были либо уничтожены, либо проданы. После этого в 1837 году проводились масштабные работы, в ходе которых были отреставрированы почти все витражи, а также полностью восстановлен деревянный шпиль. Терновый венец теперь хранится в Соборе Парижской Богоматери, а остальные уцелевшие реликвии в Парижской Национальной библиотеке. Последняя крупная реставрация витражей началось в 2008 году, на нее было выделено из бюджета 10 млн евро.

Вход на второй ярус, © Лариса Киселева

Сент-Шапель состоит из двух ярусов. Нижний ярус был отведен для слуг и придворных. Верхний предназначался для короля и его приближенных, там же хранились реликвии, выкупленные Людовиком Святым. Не смотря на мощный и строгий наружный фундамент, внутри церковь кажется легкой и воздушной — это заслуга витражей верхнего яруса капеллы. Они поражают своим великолепием. Общая площадь витражей — 600 кв.метров. Треть из них восстановлена, но остальная часть является подлинным, сохранившимися с XIII века. В их оформлении преобладают синий и красный цвета, и изображены сюжеты библейских рассказов от создания человечества до смерти Христа.

Витражи верхнего яруса, © Лариса Киселева

Каждый витраж поделен на арки и «читать» изображения необходимо слева направо и снизу вверх. Всего в церкви Сент-Шапель 15 витражей. По часовой стрелке от северной стены они расположены в следующем порядке:

  1. Бытие
  2. Исход
  3. Числа
  4. Книга Иисуса Навина
  5. Книга Судей Израилевых
  6. Книга пророка Исайи
  7. Святой Иоанн Богослов и Детство Христа
  8. Страсти Христовы
  9. Святой Иоанн Креститель
  10. Книга пророка Даниила
  11. Книга пророка Иезекииля
  12. Книги Иудифи и Иова
  13. Книга Есфири
  14. Книги Царств
  15. История реликвий Страстей Христовых

На западной стороне церкви расположен круглый витраж, он посвящён Откровению Иоанна Богослова. Первые и последние четыре витража располагаются вдоль нефа и составлены из четырех стрельчатых арок. Все остальные образованы парой арок. Опытные туристы настоятельно рекомендуют посещать капеллу Сент-Шапель в солнечный день, таким образом витражи раскрывают всю свое красоту в полной мере.

Круглый витраж на западной стене, © Лариса Киселева

Архитектура

По замыслу архитектора часовня должна была напоминать драгоценный ларец, в котором хранятся святые реликвии. Поэтому Сент-Шапель совсем небольшая. Размеры церкви 36 метров в длину и 17 в ширину. Высота 42.5 метра. У капеллы всего один неф. Но миниатюрность капеллы не бросается в глаза, наоборот она даже кажется больше, чем есть на самом деле благодаря архитектурным решениям и уловкам. Один из пролетов укоротили на 35 см и таким образом за счет его нестандартного размера создается перспектива, неф кажется длинней, а круглый витраж больше. Также пространство визуально расширяется и создается впечатления простора благодаря слепым аркадам вдоль стен и изящным колоннам по периметру капеллы. Нижний ярус хоть и предназначался для слуг, но тем не менее его декоративное убранство многоцветно и нарядно, тем самым не создается ощущения темноты и мрачности.

Нижний ярус часовни, © Лариса Киселева

Изящный деревянный шпиль часовни достигает в высоту 75 метров, а по периметру крыши располагаются химеры, наподобие тех, что украшают Собор Парижской Богоматери.

Купить билет в Сент-Шапель

Посетить Сент-Шапель можно самостоятельно или с экскурсией по нескольким достопримечательностям Парижа.

Как добраться

Капелла Сент-Шапель располагается на острове Сите, в первом округе Парижа, рядом с Дворцом Правосудия, который может служить туристам ориентиром. Если вы предпочитаете перемещаться на такси, то любой водитель знает сюда дорогу. В Париже существует единый телефон для всех служб такси +33 (0)1 45 30 30 30. Самые популярные TaxiG7, Taxis Bleus, Alpha Taxis. Если вы ловите такси на улице, то лицензионные авто могут быть любого цвета, но обязательно с табличкой Taxi на крыше.

Ближайшая станция метро — Cite. Выйдя на поверхность, вам необходимо будет пройти мимо Консьержери и через 2–3 минуты вы будете на месте. Если вы едете на электричке RER, то тогда вам нужна станция St-Michel.

Чтобы добраться до Сент-Шапель на наземном общественном транспорте вам нужна остановка «Cité — Palais de Justice» и автобусы № 21, 27, 38, 85, 96.

Витражи Сент-Шапель

Сент-Шапель — один из красивейших католических соборов в Париже. От этой достопримечательности, так же как и от Собора Парижской Богоматери, в восторге все туристы, посетившие ее.

Сент-Шапель в переводе с французского означает «Святая капелла», находится эта готическая часовня на острове Сите в столице Франции.

Сент-Шапель был построен в эпоху Средневековья, в 1243-1248 гг., по приказу Людовика Девятого Святого. Расположилась Святая капелла во внутреннем дворе королевского замка. Она была задумана не только как место обращения к Богу, но и как хранилище реликвий, добытых крестоносцами в Константинополе.

Убранство Сент-Шапель поражает своей изысканностью и богатством. На первом этаже этой парижской капеллы туристы увидят расписанный фресками свод высотой семь метров, красивейшие оконные витражи, стены первого яруса украшены геральдическими лилиями. Поднявшись на второй ярус, вы окажетесь практически в воздухе. Кажется, что здесь нет стен, но это только иллюзия, весь этаж состоит из огромных окон-витражей, поэтому помещение насквозь пробивается светом. Особенно великолепно это зрелище в ясную солнечную погоду. Соединены два яруса Сент-Шапель узкой лестницей, созданной еще при строительстве часовни.

Состоит часовня из двух ярусов: первоначально верхний ярус предназначался для молитв самого короля, а нижний — для придворных.

Витражи второго яруса достигают 15 м в высоту, а их общая площадь равняется 600 кв. м. Если вы их будете разглядывать, то поймете, что перед вами иллюстрации Ветхого и Нового заветов. Некоторые витражи Сент-Шапель — это уникальная репродукция, но, что особенно ценно, большинство из них сохранились со времен середины 13 века.

Святая капелла по своим размерам не очень большая, но гениальная архитектурная мысль сделала ее просторной, легкой и даже воздушной.

Есть у Сент-Шапель и переклички с самым известным религиозным храмом в Париже — Нотр-Дам-де-Пари: на крыше капеллы в Сите стоят сестры химер самого знаменитого собора во Франции. По степени устрашения они нисколько не уступают нотр-дамовским. Также из Сент-Шапель в Нотр-Дам был перевезен Терновый венец, который Людовик Святой купил у императора Латинской империи Балдуина II за баснословные по тем временам деньги — 135 тыс. ливров. Изначально венец хранился в часовне в Сите, но во время Великой французской революции, в 18 веке, был перевезен в главный храм Парижа.

Чтобы оценить всю красоту витражей капеллы Сент-Шапель, рекомендуется посетить её в солнечный день. В этом случае особенно хорошо раскроют себя витражи второго яруса часовни.

Также вы можете посетить концерты классической музыки, которые регулярно проходят внутри часовни. Афишу концертов можно посмотреть на сайте www.sainte-chapelle.fr.

СОВЕТ O’BON PARIS

Непременно посетите Сент-Шапель и полюбуйтесь на ее фантастические витражи своими глазами. Кроме того, прямо рядом с часовней находится Консьержери — королевский замок и тюрьма, в которой Мария Антуанетта находилась в заключении до ее казни, а собор Нотр-Дам находится всего в нескольких минутах ходьбы от отеля. После осмотра достопримечательностей совершите романтическую прогулку по набережным Сены.

Самой элегантной и стильной из всех столиц Европы считают Париж. Он привлекает туристов неповторимостью старинных бульваров и улиц, дышащих историей, богатством музеев, уникальностью памятников, изысканной кухней и великолепными винами. Париж достоин того, чтобы долго перечислять его прелести. Поэтому самой большой проблемой впервые попавших в столицу туристов является физическая невозможность осмотреть все известные достопримечательности. Поистине жемчужинами средневековой архитектуры являются старый замок Консьержери и часовня Сен-Шапель (Sainte Chapelle), выходящая северным сильно перестроенным фасадом на Часовую набережную. Они сегодня встроены в появившийся в XIX веке комплекс зданий Дворца правосудия.

Часовня Сен-Шапель считается одной из самых красивых церквей, исполненных в готическом стиле. Она предназначалась для хранения реликвий, которые Людовик IX, прозванный Святым за великое благочестие и веру, привез из Крестовых походов, а также тех, на которые он тратил казну в перерывах между войнами: Терновый венец, кусочек Креста Господня, на котором распяли Иисуса, Нерукотворный Эдесский Спас, Гвоздь из креста.



Возведение Святой капеллы закончилось в 1248 году. Ее создатель — Пьер де Монтеро решил создать одну над другой две церкви. Узкая, устремленная ввысь двухэтажная церковь со стройными башенками со шпилями и высокими окнами является по посещаемости третьей достопримечательностью Парижа. Крыша наклонная, крутая украшена мраморной изящной балюстрадой, которая венчается ажурным шпилем, устремленным ввысь на высоту 75 метров. Портик перед фасадом украшает окно-розетка с сюжетами Апокалипсиса, датируемое XV веком.

Посетители из нижнего этажа – часовни Богоматери, которая ранее предназначалась для гвардейцев и придворных, могут по винтовой лестнице подняться прямо в личную капеллу королевской семьи с высоким сводчатым залом, парящим на высоте 20 метров, и стенами, состоящими сплошь из витражей, выполненными в красно-желто-синих тонах. Поздняя имитация стекол составляет одну треть, а все остальные – подлинные. Общая площадь витражей составляет примерно 600 метров квадратных. На них представлены сцены из Евангелия и Библии. Кажется, что своды опираются на кружево – настолько тонки и изящны несущие колонны. В яркий солнечный день внутри зала игра радужных отражений переносит вас в сказку. Поэтому тысячи желающих отстаивают в очереди не один час, чтобы полюбоваться витражами, равных которым нет. Всю верхнюю церковь опоясывает плинтус с мраморными ажурными аркадами, чередующимися с глубокими нишами. Датируемые XIV веком статуи апостолов, украшают каждый пилястр.

Строительство часовни, построенной за три года – ошеломляющие темпы для того времени, Людовику обошлось более чем в три раза дешевле, чем стоимость хранимых там реликвий, большая часть которых, к большому сожалению, исчезла во время Революции, когда Сен-Шапель был закрыт, а все святыни были перенесены на хранение в Национальную библиотеку. Но, самая главная святыня – Сен-Шапель не пострадала, благодаря тому, что храм был «перепосвящен» насаждаемому Робеспьером в последние дни Культу Разума.

Нижняя церковь гораздо ниже – ее высота всего семь метров. Состоит она из огромной основной нефа и двух боковых. Вдоль стен идут огромные арки в форме трилистника, которые опираются на изящные колонны. А в глубине находится многоугольная апсида.
Храм в 1804 году заново был освящен папой Пием VII для коронации Наполеона I.
Адрес: 8 Boulevard du Palais
Просмотреть увеличенную карту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *