Станция в антарктике

Почти тридцать стран занимаются в Антарктиде научными исследованиями, то и дело сообщая о новых открытиях. Какие научные проекты сейчас интересуют учёных, нам рассказал начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) с 1991 по 2017 гг. Валерий Владимирович Лукин.

Казалось бы, Договор об Антарктике 1959 г. открыл широкие возможности для взаимодействия учёных из разных стран, но тут в дело вступил один из законов диалектики: закон о единстве и борьбе противоположностей.

«Международное сотрудничество, безусловно, приносит пользу, – поясняет Валерий Владимирович Лукин. – В частности, позволяет использовать наиболее продвинутые технологии своих партнёров в исследованиях и помогает сократить расходы. Но при этом страны-партнёры попадают в абсолютную зависимость друг от друга.

Например, в Антарктике действует лишь одна совместная станция – итало-французская на Куполе Конкордия («Concordia»). Когда начался финансовый кризис в Италии, встал вопрос о её содержании. Французы брать на себя вторую половину расходов не собирались, что оставалось делать итальянцам? Чтобы выполнить обязательства, им пришлось жутко сократить научную программу на своей собственной научно-исследовательской станции «Марио Зукелли» (Mario Zucchelli)».

abri_glaciologie_prelevements_atmospheriques_a_concordia_base.jpeg

Гляциологическое укрытие на антарктической станции Конкордия. Фото:

Это не единственный пример: антарктические программы Норвегии, Германии и Бельгии в складчину арендовали в Дании транспортное судно ледового класса для снабжения своих антарктических станций. Но в силу целого ряда обстоятельств судно совершало обход этих станций в определённой последовательности. Сначала оно заходило на норвежскую станцию, потом – на германскую, под конец – на бельгийскую. Потом очередным обходом – обратно на германскую, на норвежскую и в Европу. В результате самые продолжительные сезонные операции получались у Норвегии, а самые короткие – у Бельгии. При этом расходы делились на три равные части, и Бельгия оказалась не заинтересована в таком раскладе. Она договорилась, что грузы ей будет завозить Россия, и выбыла из проекта. А у Норвегии с Германией появились дополнительные финансовые затраты, потому что судно пришлось оплачивать уже вдвоём, чего министерства финансов этих стран не предполагали. В результате решение Бельгии вызвало серьёзные дополнительные проблемы при организации финансирования норвежской и германской антарктических экспедиций.

convois_terrestre_vers_dome_c_au_matin.jpg

Учёные в Антарктике. Фото:

«Да и в случае научных открытий всё не так гладко, – добавляет Валерий Владимироваич. – Как определить, какой стране принадлежит слава первооткрывателя в случае совместных работ? Взять исследования крупнейшего подледникового озера Восток, которое мы обнаружили в 1996 году. Изначально были попытки сделать проект международным: в бурении принимали участие французы и американцы. Но последним очень важно быть во всём первыми, поэтому они вышли из проекта, предпочитая изучать маленькие озёра около своих станций. С французами мы в 2004 году подписали Соглашение о создании Европейского научно-исследовательского объединения (ЕНИО), и какое-то время в состав научных групп входили учёные из НИИ и университетов обеих стран. Но этот проект не касался исследований подледникового озера, а относился только к ледяным кернам. В результате изучение подледникового озера Восток продолжает оставаться чисто российским проектом. К сожалению, сейчас эти работы прекращены: направление скважины решили изменить, чтобы гляциологи смогли добыть керны древнейшего льда».

Проверка радара SuperDARN в Антарктиде. Фото: Paride Legovini, wikipedia.

Актуальные темы научных исследований в Антарктиде

  • Исследования современных изменений климата. В них входят метеорологические, гляциологические и океанологические исследования, а также биологические наблюдения, поскольку показатели биоразнообразия находятся в зависимости от климатических изменений.
  • Палеоклиматические изменения по данным ледяных кернов и осадков антарктических водоёмов. Учёные изучают изменения за многие тысячи лет и составляют модели изменчивости, чтобы предсказывать возможные колебания климата в зависимости от вариаций космофизических факторов. Антарктида – единственное место на Земле, где на изменения климата не влияют антропогенные факторы (нет ни промышленных предприятий, ни сельского хозяйства, ни активных транспортных схем, ни крупных урбанистических поселений, провоцирующих парниковый эффект). Поэтому здесь можно отследить воздействие космофизической компоненты в чистом виде и понять, какую роль в изменениях климата играет солнечная активность, а какую – человеческое вмешательство.
  • Наблюдение за космической погодой, которая формирует в магнитосфере Земли приходящие потоки энергетически заряженных частиц Солнца, именно эти потоки формируют магнитные бури и Полярное сияние, нарушающее все виды радиосвязи, работу искусственных спутников Земли. Они также серьёзно влияют на физиологию человеческого организма (недаром в последнее время, когда передают прогноз погоды, говорят и о геомагнитной обстановке). Станция «Восток» построена в районе южного геомагнитного полюса, где сходятся силовые линии межпланетного магнитного поля нашей планеты, по которым и направляется солнечная энергия к поверхности Земли. Благодаря этому на станции «Восток» можно регистрировать эти физические явления наиболее эффективно.
  • Изучение биологического разнообразия живых организмов, обитающих в наиболее экстремальных природных условиях. Млекопитающие на континенте не обитают, биоразнообразие ограничено. В основном это микроорганизмы – бактерии, вирусы, водоросли и т. п. Если говорить о флоре – лишайники и мхи. В конце ХХ века появилось научное направление, известное как биоразведка, оно посвящено исследованию генетических характеристик живых организмов, проживающих в экстремальных условиях природы. В дальнейшем можно использовать полученные данные для разработки фармакологических препаратов нового поколения.
  • Изучение биоразнообразия океана. Биоразнообразие Южного океана резко отличается от континентального: большое количество и видовой состав китообразных, плавниковых рыб, видов планктона, бентоса – так называют совокупность организмов, обитающих на дне. Например, количество криля (мелких антарктических рачков) настолько велико, что добыча 50-70 млн тонн в год практически не отражается на восстанавливаемых естественным путём биозапасах.
  • Геологические исследования. В соответствии с Протоколом по охране окружающей среды в Антарктике, геологическая разведка и добыча полезных ископаемых до 2048 г. находится под запретом. В связи с этим геологи исследуют историю возникновения Земли как планеты и Антарктиды как самостоятельного материка, а также распределение горных пород и минералов, их закономерности. Важным направлением исследований остаётся оценка запасов минеральных и углеводородных ресурсов, которая позволит прогнозировать политико-экономические действия нашего государства на этих мировых рынках. Для нашей страны добыча и продажа полезных ископаемых – заметная статья доходной части федерального бюджета, поэтому такие прогнозы имеют большое значение.
  • Антарктида как модель космоса. Современные российские средства контроля за околоземным космическим пространством за счёт кривизны Земли не позволяют наблюдать его к югу от параллели 30 градусов южной широты. Это результат сферичности нашей планеты. В начале XXI века специалисты Роскосмоса установили в Антарктиде, единственном месте, где это возможно, 3 автоматических станции дифференциальной коррекции параметров орбит спутниковой группировки навигационной системы ГЛОНАСС. Они помогают отслеживать и анализировать параметры вращения и изменения орбит космических аппаратов. В ближайшие годы планируются расширения этой наземной контрольной сети за счёт включения в неё аналогичной аппаратуры на станциях «Мирный» и «Русская».
  • Моделирование условий длительных космических полётов. Прежде всего, это исследования психологических и физиологических изменений человеческого организма в условиях длительной изоляции. Специалисты Института медико-биологических проблем РАН начали работу в этом направлении ещё во времена СССР, когда известный отечественный телеведущий Юрий Сенкевич зимовал на станции «Восток». В те годы он изучал проблемы адаптации человеческого организма к длительным космическим полётам. Природные условия Антарктиды позволяют проводить испытания в условиях, максимально приближенных к условиям космических исследований. Например, средняя температура поверхности Марса минус 90 градусов, температура на станции «Восток» достигает минус 89 градусов. Минимальное атмосферное давление внутри космических аппаратов (440 мм рт. ст.) определено по данным метеонаблюдений на станции «Восток». Полярники этой станции находятся в 9-месячной изоляции, лишённые любых контактов с внешним миром, кроме средств радиосвязи. Помимо медико-биологических исследований проводятся испытания космических материалов и технологий, инженерных конструкций и пр.
  • Исследования древнейшего льда. Добытые на глубине 3769 м керны льда, возраст которых свыше четырёх-двадцати тысяч лет, позволяют изучить прошлое изменений климата Земли, чтобы научиться прогнозировать дальнейшие климатические циклы планеты.

Беседовала Ольга Ладыгина

Версия для печати

Архитектура в самых труднодоступных уголках нашей планеты стремительно развивается.

Как организовать строительство в отдаленной точке мира? Многие десятилетия в Антарктиде — единственном континенте, который не имеет местного населения — строили только простые домики, чтобы приютить исследователей в сложных природных условиях. Но сейчас, как выяснил Мэтью Теллер, архитектура в самых холодных, сухих и ветренных уголках нашей планеты стремительно развивается.

Этот темно-зеленый дом, бесспорно, будет привлекать внимание своим футуристическим дизайном. Стройный, приземистый и удлиненный, он будет стоять прямо на побережье и после завершения строительства сможет одновременно принимать до 65 постояльцев.

Стоит проект недешево — 100 млн долларов. Его строительство поручено китайской фирме, но расположен он не в Китае. А главное — почти никто и никогда его не увидит.

Изображение: ESTUDIO 41 ARQUITETURA

Знакомьтесь — это «Команданте Феррас», бразильская исследовательская станция в Антарктиде.

В тему: Лучшие фотографии дикой природы на конкурсе BBC WildLife Photographer of the Year

Прежнее помещение сгорело в 2012 году, и бразильские военно-морские силы объявили конкурс на лучший архитектурный проект ему на замену. Конкурс выиграла бразильская компания, а тендер на строительство получила китайская фирма CEIEC, специализирующаяся на оборонной инженерии. Строительство планируется завершить в 2018 году.

Изображение: ESTÚDIO 41 / AFACONSULT. В верхнем блоке разместят каюты, столовую и другие жилые помещения; в нижнем — лаборатории и рабочие кабинеты

Эта станция будет расположена на небольшом острове неподалеку антарктического берега, от Южной Америки ее будут отделять почти тысяча километров океана. Там не летают регулярные авиарейсы, и морские пути обходят это место очень далеко.

И даже если бы вы как-то сюда добрались, «Команданте Феррас» будет закрытым объектом — как, собственно, любая исследовательская станция. Практически никто, кроме ее работников, никогда не увидит ее вживую. Зачем же так тратиться на дизайн, спросите вы? Почему бы не построить простое здание, пусть скучное, но функциональное?

В тему: Главные научные открытия 2013-го года

Не одна Бразилия готова платить деньги за привлекательный дизайн.

В 2013 году Индия представила публике свою станцию «Бхарат», с подобным модернистским дизайном.

Изображение: IMS

Разработанная компанией BOF Architekten, станция «Бхарат» выходит окнами на море и предназначена для изучения полярных форм морской жизни.

Она составлена из 134 заранее изготовленных блоков, легко поддающихся транспортировке и сборке; впрочем, глядя на нее извне, никогда этого не скажешь.

Изображение: NCAOR

Годом позже Южная Корея открыла свою станцию «Чан Бого» — величественный модуль из трех крыльев на стальных сваях, где могут жить и работать до 60 человек.

Фото: EPA. Как объясняют специалисты, аэродинамический трехкрылый дизайн станции «Чан Бого» обеспечивает устойчивость к природным стихиям

Как объяснить такую архитектурную пышность?

«Антарктические станции стали своеобразными ледовыми посольствами», — говорит профессор Анне-Мари Брэди, главный редактор Polar Journal и автор книги «Китай как большая полярная сила» (China as a Polar Great Power).

«Они представляют интересы своих стран в Антарктике — и, соответственно, должны отражать их статус».

Казалось бы, эти интересы исключительно научные. Но всего лишь через сорок с небольшим лет закончится действие моратория на разведку месторождений полезных ископаемых. Поэтому каждый антарктический игрок хочет встретить это время в полной готовности на случай, если мораторий не продлят.

Построение на льду монументальных зданий стало современным эквивалентом того, как когда-то в прошлом первооткрыватели втыкали в землю флаг.

Когда-то все было гораздо скромнее.

В марте 1903 года 33 члена Шотландской национальной антарктической экспедиции высадились на Южных Оркнейских островах (около 600 км от северо-восточной оконечности Антарктиды) и построили здесь хижину из камней сухой кладки.

Фото: ALAMY

Руководитель экспедиции Уильям Брюс дал ей величественное имя «Дом Омонда» в честь эдинбургского метеоролога Роберта Омонда. Это была первое стационарное здание в Антарктике; сейчас оно содержится правительством Аргентины в составе станции «Оркадас».

Еще много лет, в течение эпохи героических полярных исследований Амундсена, Скотта, Шеклтона и Моусона на Белом континенте не стояло ничего сложнее деревянных домиков.

Фото: AFP. В ноябре хижину Шеклтона посетил госсекретарь США Джон Керри

Затем в строительстве наступил относительный бум, подстрекаемый «Международным геофизическим годом» (МГР) — всемирным проектом научного сотрудничества в 1957-58 гг. В результате МГР в 1959 году был заключен Антарктический договор, который замораживал все территориальные претензии в Антарктике. Впрочем, это подтолкнуло многие страны к тому, чтобы закреплять свое присутствие на этом континенте другими путями, в частности, посредством строительства.

Положения договора о том, что страны, ведущие в Антарктике «существенную исследовательскую деятельность», получат право голоса при решении будущего континента — еще одна причина укреплять свою материальную базу.

Огромная исследовательская станция «Мак-Мердо» (США) появилась именно в этот период. С 1962 по 1972 г. ее обеспечивал электричеством ядерный реактор. Сейчас же она остается крупнейшим поселением в Антарктике — летом ее население составляет более 1200 человек.

Фото: GETTY. Станция «Мак-Мердо» имеет собственную гавань, посадочные полосы на океанском и шельфовом льду и вертолетную площадку

Фото: PETER REJECK, NSF

В тему: Лучшие фотографии дикой природы на конкурсе BBC WildLife Photographer of the Year

Здесь есть кафе, где работники могут приобрести горячие напитки и сразу же наведаться в кинотеатр рядом; по соседству расположена «Снежная часовня» — внеконфессиональнаях христианская церковь

Однако, учитывая огромные технические и логистические сложности строительства чего-либо в Антарктике, архитектурная пышность долгое время не была приоритетом.

В 1980 году, прибыв на британскую станцию «Халли», метеоролог Питер Гиббс увидел лишь «несколько деревянных домиков в огромных стальных трубах». Станция была скрыта под 15-метровым слоем снега.

«Вы как бы живете в подводной лодке — чтобы войти или выйти, надо пользоваться лестницей», — вспоминает господин Гиббс.

Фото: ANTARCTIC SURVEY, BRITISH. Станция «Галлей-III» была построена в 1973 г. и оставлена в 1983 г. из-за проблем с доступом и вентиляцией

Вообще в Антарктике так мало осадков, что регион называют пустыней. Но на побережьях снег таки выпадает, а в глубине континента так холодно, что снег накапливается быстрее, чем тает. Полярные ветры разносят снег по континенту, и на любом вертикальном объекте быстро нарастает снежный «хвост», указывая направление ветра. Скопившийся снег нередко разрушает целые здания.

Первую станцию «Халли», построенную в 1956 году, забросили 12 лет назад, когда она уже слишком уподобилась «подводной лодке», по словам г-н Гиббса.

Здание, в котором работал он сам — «Хелли-III», — возвели в 1973т г., но хватило его только на десять лет. Пока в 2013 г. не появилась «Галлей-VI», все предшественники потерпели поражение от снежных накоплений и оползней шельфовой льда, на котором они стояли. В месте расположения станции «Галлей» лед сдвигается в направлении океана со скоростью около 1,5 м в день; но научная точность требует, чтобы все замеры из года в год выполнялись на том же месте.

Фото: KRZYSZTOFOWICZ MICHAL. Станция «Галлей-VI» — разработка компаний Hugh Broughton Architects и Aecom, В красном модуле — жилые помещения

«Галлей-VI» — первая в Антарктике мобильная исследовательская станция. Восемь соединенных между собой блоков похожи на большие и яркие вагоны поезда. В случае пожара их можно быстро разъединить, чтобы остановить огонь. Вагоны опираются на гидравлические опоры, которые стоят на огромных восьмиметровых лыжах: соответственно, их можно разъединить, перетащить бульдозером на новое место и легко собрать заново.

Этот дизайн уже хорошо послужил — прямо сейчас станцию передвигают, чтобы она не попала в трещину, которая намечается неподалеку.

К тому же, «Галлей-VI» не только красивая, но и удобная.

Фото: MORRIS JAMES. В отличие от предыдущих станций, каждая каюта на станции «Галлей-VI» имеет окно во двор

Ее эргономичные каюты похожи на номера классического недорогого отеля. В интерьере преобладают яркие красные, синие и зеленые тона — чтобы компенсировать недостаток цвета извне. Салон на станции — единственное в Антарктике помещение с высоким потолком. Он освещается естественным светом — конечно, когда нет полярной зимы — из высоких матовых окон. Бильярдный стол, удобные диваны, бар с напитками, а за баром винтовая лестница с обшивкой из ароматного кедра — наслаждение для носа в арктическом среде, где почти отсутствуют запахи.

«Все новые базы не только функционально совершенные, но и красивые — таковы приоритеты нашего времени», — говорит Анне-Мари Брэди.

В тему: Геологи заявили об открытии самого большого каньона на планете

Одной из первых проблему снежных накоплений решила ЮАР. Ее станция SANAE IV, которая начала работу в 1997 году, стоит на высоких тонких сваях, благодаря чему ветер может продувать снег под зданием.

Фото: DR ROSS HOFMEYR

Германия особенно изящно реализовала ту же идею на станции «Нюмейер-III», построенной в 2009 году. Шестнадцать гидравлических опор позволяют ежегодно поднимать всю станцию на один метр. Тогда каждую опору поочередно поднимают, снег под ней утрамбовывают и опускают станцию на новую, укрепленную поверхность.

Фото: EPA. Станция «Нюмейер-III» всегда возвышается ровно в 6 метрах над поверхностью. Летом здесь находятся до 50 работников, зимой — девять

Фото: AFP/GETTY. Как и британская станция «Галлей», совместная итало-французская исследовательская «Конкордия» используется Европейским космическим агентством для изучения физических и психологических последствий изоляции — ближайшие от нее люди живут на расстоянии 600 км

Другой критический элемент антарктической архитектуры — энергоэффективность. Большинство станций пользуются полярным дизелем — дорогим, экологически вредным и сложным для транспортировки горючим. Бельгийская станция «Принцесса Элизабет» — аэродинамическая кабина на стальных ножках — первой научилась обходиться без вредных выбросов.

С момента начала работы в 2009 г. она использует исключительно солнечную и ветряную энергию. У нее нет отдельной системы отопления. Благодаря многослойному дизайну внутри удерживается остаточное тепло от электрических приборов и человеческой деятельности. Утепленные стены позволяют свести потерю тепла практически к нулю.

Фото: INTERNATIONAL POLAR FOUNDATION, ROBERT RENE. Станция «Принцесса Элизабет» имеет девять ветряков

Фото: INTERNATIONAL POLAR FOUNDATION, ROBERT RENÉ. Электричество поставляют фотоэлектрические солнечные панели, тогда как термальные солнечные панели растапливают снег и нагревают воду для кухни и ванной

«Принцесса Элизабет» словно вышла из фильма о Джеймсе Бонде, а самая маленькая китайская станция «Тайшань» — четвертая для этой страны — из фильма об инопланетянах. Это здание, подобное НЛО, построили в 2103-14 гг. всего за 45 дней; рассчитано, что она пробудет в эксплуатации всего несколько лет.

Фото: ALAMY. Модель исследовательской станции «Тайшань» — четвертой антарктической станции Китая

«Наверное, в этом году Китай начнет строительство пятой станции», — говорит Анне-Мари Брэди.

Впрочем, ее мало кто увидит — как и остальные антарктические станции.

Опубликовано на сайте ВВС

Перевод: Аргумент

В тему:

  • 21-я украинская экспедиция отправляется в Антарктику
  • Законы Арктики: вилами по воде писаны
  • Украинские власти записали Украину в противники морского заповедника в Антарктике
  • Китай 24 года успешно изучает Анарктику и Арктику с помощью ледокола, купленного у Украины
  • Шпицберген: область минусовых значений

Пешеходная часть маршрута начинается у мемориального знака посвященного станции Академии наук «Тиетта» где Вы узнаете о базе «Тиетта», истории ее возникновения и названия, а также о ее уникальной роли в ходе промышленного и научного освоения Хибин. В ходе прогулки по дороге, ведущей к подножию Тахтарвумчорра мы проследим смену природных ландшафтов и в зависимости от времени года, увидим разнообразие флоры этого уголка Хибин.

Проявление молибденита на Тахтарвумчорре было обнаружено в 1927 году сотрудником Академии Наук СССР А.Н. Лабунцовым в осыпях при проведении минералогической съемки Хибинского массива. Коренные выходы содержащих молибденит пород были выявлены в 1929 году в ходе специализированных работ. Так как в те годы, в СССР молибден был остродефицитным сырьем, было решено, наряду с развертыванием работ по апатиту, провести оценку этого объекта. В 1931 году здесь была заложена первая штольня для выяснения распространения оруденения вглубь массива и его элементов залегания. В ходе последующих работ были заложены еще две штольни. Работы проводились до 1934 года. Однако в ходе работ, особенно при выработке технологии обогащения, выяснилось, что присутствие в концентрате значительной примеси графита мешает выделению чистого молибдена. Но, несмотря на то, что все проблемы с организацией молибденитового рудника к концу 1934 года были в основном решены, все работы были свернуты, а само проявление было признано неперспективным. Это связано с открытием в других частях СССР более перспективных месторождений. В настоящее время оно является памятником первых геологоразведочных работ в Хибинах.

Проявление расположено на юго-восточном борту Второго северо-восточного цирка горы Тахтарвумчорр на высоте около 400 метров, примерно 350 метров по вертикали над озером Малый Вудьявр. Здесь наблюдаются многочисленные жилы пегматитов и шлировидные выходы мелкозернистых альбититов. Вмещающей породой являются хибиниты. Хибинит – крупнозернистая порода серо-зеленого цвета, она состоит из удлиненных крупных кристаллов (лейст) калиевого полевого шпата и идиоморфных кристаллов нефелина.
В породе постоянно присутствуют призматические кристаллы черного эгирина, часто встречаются округлые зерна эвдиалита и их скопления, уплощенные выделении лампрофиллита, клиновидные выделения титанита. Полевой шпат представлен K-Na разновидностями, чьи призматические кристаллы согласно располагаются в матрице породы, придавая ей характерный облик (т.н. трахитоидная текстура). Размеры кристаллов и зерен минералов достигают нескольких сантиметров, и порода относится к крупнозернистой. При выветривании хибинит неустойчив (особенно нефелин) и порода рассыпается в дресву.
В районе проявления в хибинитах наблюдается серия пегматитовых жил, выполняющих трещины северо-западного направления с углами падения от 10 до 30º в северо-восточном направлении. Мощность жил достигает 3-4 метров. Они имеют многочисленные апофизы во вмещающих хибинитах и идентичны по своему минералогическому составу. Контакты с вмещающей породой резкие. Строение пегматитовых жил следующее:
— краевая часть сложена крупными кристаллами калиевого полевого шпата, в промежутках которых находятся выделения эгирина и эвдиалита;
— к центральным частям приурочены радиально-лучистые выделения зеленого эгирина, сцементированные кристаллами полевого шпата и нефелина, массивные выделения энигматита нередко с эгирин — астрофиллитовыми оторочками (коронитами), плохо образованными кристаллами эвдиалита, уплощенными кристаллами лампрофиллита и ринкита.
К участкам с измененным нефелином приурочены выделения содалита, канкринита и полости выполненные кристаллами гиббсита и корками гематита. Изредка встречаются кристаллические агрегаты галенита и сфалерита и реже других сульфидов, в том числе и молибденита. В измененных кристаллах эвдиалита иногда наблюдаются кубооктаэдрические кристаллы лопарита. Помимо пегматитовых жил здесь наблюдаются альбититы, в виде как жильных, так и шлировидных тел образующие штокверковую зону по всему склону второго северо-восточного цирка горы Тахтарвумчорр. Они встречаются как в хибинитах, так и в пегматитовых телах, располагаясь в их осевых частях. Контакты с вмещающими хибинитами нерезкие, часто в них наблюдаются реликтовые включения кристаллов микроклина и зерен эвдиалита.
Альбититы представляют собой мелкозернистые породы бежевого цвета, часто окрашенные примесями эгирина и графита в серые или черные цвета. Часто к альбитовым прожилкам приурочены участки сложенные мелкозернистым светло-зеленым фторапатитом и чешуйчатыми агрегатами молибденита. Его агрегаты представлены либо тонкочешуйчатыми массами, либо сферолитами в альбите или фторапатите. Как уже упомянуто, в альбититах встречается заметная примесь графита, зачастую придающая породе черную окраску. Кроме того, в участках развития волокнистого эгирина наблюдается присутствие скоплений мелкозернистого или же сферолитового графита. Здесь же встречаются пластинчатые кристаллы ильменита, зернистые агрегаты галенита, сфалерита и пирротина, который замещается гетитом, пиритом и марказитом, из-за чего образуются буро-коричневые натеки хорошо заметные на поверхности альбититов. Изредка встречается вкрапленность зернистого фиолетового флюорита.
В некоторых пегматитовых жилах и альбититах в них присутствуют мелкие кристаллы циркона, вокруг которых, а также и вокруг кристаллов эвдиалита развиваются своеобразные каймы, сложенные мелкозернистыми снежно-белыми агрегатами келдышита и замещающего его паракелдышита. К этим участкам изредка приурочены мелкопризматические кристаллы красно-коричневого ловенита.

Однодневная историко-геологическая экскурсия «Научная станция Тиетта и молибденитовый рудник» включена в состав недельных геолого-минералогически туров компании «Норд Стоун»,

Станция Амундсен-Скотт, названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали как живут полярники…
Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет, база сместилась в сторону на 200 метров:

Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новые:

Самолет может садиться как на землю, так и на лед:

На этой фотографии хорошо видно, на сколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа — это географический Южный полюс:

По прилету нас встретил сотрудник станции и провел для нас экскурсию по главному зданию:

Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под ним и не «плыло». Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения):

Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто:

Жилые блоки:

На полюсе, во время нашего посещения, было -25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании — трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. — и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут — минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде:

Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников — баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлон авиационного керосина в неделю:

Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы:

Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного, есть тренажерный зал:

Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы проходили мимо, там проходил урок испанского языка:

Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево — научные и исследовательские:

Конференц-зал:

Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции:

Все что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах:

Это нейтринная обсерватория Ice cube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучение Вавилова — Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили Ice cube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории — 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта — 270 миллионов долларов:

Тема «сделал лук» на балконе с видом на наш самолет:

По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-класы. Вот, например, писательский воркшоп:

Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников:

Старая табличка станции. Амундсен и Скотт — два первооткрывателя полюса, которые покорили Южный полюс практически одновременно (ну, если смотреть в историческом контексте) с разницей в месяц:

Перед этой станцией была другая, называлась она «Купол». в 2010 году ее окончательно разобрали и на этой фотографии запечатлен последний день:

Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы:

Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора:

Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование:

Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться:

Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекинится на полюсе:

Так же как и в лагере ANI, вода — самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть туалет стоит полтора доллара:

Медицинский центр:

Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии:

На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса.
Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции:

Есть стол с печатями «Южный полюс». Мы все взяли паспорта и проштамповали:

На станции даже есть своя оранжерея и парник. Сейчас в них нет необходимости, поскольку есть сообщение с внешним миром. А зимой, когда на несколько месяцев связь с внешним миром прерывается, сотрудники выращивают свои овощи и зелень:

Каждый сотрудник имеет права воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ может 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался:

Библиотека:

А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность:

На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы:

В следующем посте я расскажу о самом Южном полюсе. Stay Tuned!
Я в Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке и во Вконтакте. Присоединяйтесь!
P.S. Приходите ко мне в Долькабар на Маяковке по адресу Красина 7. Вкусная еда и приятная атмосфера. В баре висят мои фотографии и сувениры, которые я привожу из поездок. Сам я там бываю каждый вечер, когда не в путешествиях.
P.S. Все мои фотографии лежат на www.4sync.com. 4Sync не меняет название файлов и предоставляет бесплатно 15 Гб

Станции в Антарктиде: сезонность путешествий, жизнь на станциях, отзывы о турах на антарктические станции.

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде — в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы — сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, — приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу, путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» — изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен — Скотт»

Станция «Амундсен — Скотт» — самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи — и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен — Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция — образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен — Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре — январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса — вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток», основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года — чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря — вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде — минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики — так что пока помечтаем…

Пешком на станцию в Антарктиде

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» — это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение — служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас. Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» — изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо — настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде — где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты — кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

Подробнее про Антарктиду

  • Ледники Антарктиды
  • От холода до холода — полярный дайджест
  • Путешествие в Антарктиду
  • Станция «Амундсен — Скотт»
  • Станция «Беллинсгаузен»
  • Станция «Восток»
  • Станция «Новолазаревская»
  • Станция «Юнион Глейшер»
  • Туры в Антарктиду
  • Экспедиции в Антарктиду
  • Экспедиции на Южный полюс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *