Женский монастырь в бородино

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Бородинский Святой источник возле Спасо-Бородинского женского монастыря
  • Спасо-Бородинский женский монастырь.

    Адрес Спасо-Бородинского женского монастыря: Московская область, Можайский район, пос. Семеновское
    Как проехать к Спасо-Бородинскому женскому монастырю.
    Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Бородино», далее пешком 2,5 км.
    Расписания автобусов из Москвы — в
    Как проехать к Спасо-Бородинскому женскому монастырю : на автомобиле по Минскому шоссе до 96 км., 102 км. или до 108 км., далее направо — к г. Можайску, из Можайска до с. Семеновское; от Белорусского вокзала электропоездом до станции «Бородино», далее пешком 2 км., либо до станции «Можайск», далее автобусом 12 км.
    Телефон Спасо-Бородинского женского монастыря: (49638) 5-10-35.
    Сайт Спасо-Бородинского женского монастыря: http://spaso-borodinskiymon.ortox.ru
    Рассказ о поездке в Семеновское в Спасо-Бородинский монастырь.
    Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

    На север от известного всему миру села Бородино лежит село Семеновское, в котором расположен Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный вдовой генерала А.А. Тучкова IV — М.М. Тучковой (1781—18 52) на предполагаемом месте гибели ее мужа в 1812 г.

    История этого монастыря связана с земной жизнью нескольких русских святых. Среди них митрополит Московский Филарет (С.В. Дроздов, 1783—1867), старица Рахиль (М.М. Короткова, 1833—1928), император Николай II (1868—1918), его жена и дети, великая княгиня Елизавета Федоровна (1864—1918).


    Пруд на территории Спасо-Бородинского монастыря.

    Это абсолютно уникальный монастырь среди всех православных обителей России. Он стал первым памятником в России героям Бородинской битвы и был до послевоенного периода XX в. крупнейшим воинским мемориалом в нашей стране тех лет. Он был создан по инициативе русской женщины и главным образом на средства женщин и престарелых родителей в память о погибших мужьях, женихах, а также братьях и сыновьях. Он является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего личного мужества и силы духа русских женщин, сломить которые — благодаря православию — не могут абсолютно никакие удары судьбы; об этом прекрасно свидетельствует жизнь М.М. Тучковой — первой игуменьи Спасо-Бородинского монастыря.


    Колокольня и собор Владимирской иконы Божией Матери.

    В 1812 г. у села Семеновское во время Бородинского сражения находились Багратионовы флеши — основные укрепления левого фланга русской армии, которые подверглись особенно упорным атакам французских войск. Сражение за Багратионовы флеши оказалось очень тяжелым и кровопролитным. Руководил левым флангом русской армии генерал, князь П.И. Багратион. Для прорыва обороны русской армии Наполеон провел восемь ожесточенных атак. В последнюю из них Наполеон направил более 45 тысяч солдат пехоты и конницы, 400 артиллерийских орудий. Защищали Багратионовы флеши 20 тысяч русских солдат и 300 орудий. Перевес был у французов, но П.И. Багратион поднял своих солдат в контратаку.


    Собор Владимирской иконы Божией Матери (1859 г.).

    Произошла ожесточенная рукопашная схватка, во время которой П.И. Багратион был смертельно ранен в бедро. Его могила находится на батарее Н.Н. Раевского.

    Спасо-Бородинский монастырь является не только своего рода памятником героям Бородинской битвы 1812 г., но и памятником любви и верности русских женщин своим мужьям — достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.


    Церковь Иоанна Предтечи (1880 г.).

    Александр Алексеевич Тучков IV (1777—1812) происходил из знаменитой в Москве фамилии уважаемых военных Тучковых, а его жена Маргарита Михайловна была из богатого старинного и очень знаменитого рода Нарышкиных. Военная карьера А.А. Тучкова складывалась успешно: в 22 года он стал полковником артиллерии, а в 30 лет — генерал-майором. Он старался не отставать в военной службе от трех своих старших братьев-генералов. Супруги Тучковы были счастливы в семейной жизни. Обстоятельства их жизни до свадьбы научили их ценить истинные чувства и ни с чем не сравнимую прелесть надежного семейного очага.


    Церковь Спаса Нерукотворного (1820 г.).

    В 16 лет юную Маргариту по желанию матери (урожденной княжны Волконской — Варвары Алексеевны) выдали замуж за сына ее приятельницы Павла Ласунского. Он оказался вероломным обманщиком. На людях изображал любовь и мир в семье, а на деле был игроком и развратником. Молодая жена была в отчаянии и ощущала отвращение к мужу. Так продолжалось все пять лет ее замужества. Судьбе было угодно, чтобы в 21 год она познакомилась с блестящим красавцем, редкой порядочности человеком, 25-летним полковником А.А. Тучковым, который полюбил ее. Однако он, с его высоким кодексом чести, не мог покушаться на видимый покой замужней женщины.


    Колокольня (1839 г.).

    Маргарите Михайловне удалось с помощью родителей, преодолев определенные трудности, добиться развода с нелюбимым мужем. Но когда А.А. Тучков посватался к уже свободной Маргарите, ее мать не дала согласия на их брак, так как боялась возможных осложнений в судьбе любимой дочери в связи с новым браком. Целых четыре года они ждали, когда обстоятельства сменятся. Он уехал во Францию учиться, и она лишь изредка получала письма, записочки, стихи от него. В 1806 г., когда ему было 29 лет, а ей — 25, они наконец смогли обвенчаться. На свадьбе нищий старец остановил кибитку с молодоженами, обратился к ней как к монахине, назвал иным именем — Мария — и передал посох; это был удивительный знак, который они тогда не могли объяснить.


    Дом М.М.Тучковой. Реконструкция 1991 г.

    Шесть лет (1806—1812 гг.) супруги Тучковы прожили в любви и согласии, стараясь не разлучаться. М.М. Тучкова сопровождала своего мужа и на учениях, и даже в заграничных военных походах. Как-то она увидела вещий сон: ее муж будет убит в местечке Бородино. С тех пор она лишилась покоя. В день Бородинской битвы в 1812 г. Маргарита Михайловна вместе с годовалым сыном находилась в эвакуации в г. Кинешма. Во время Бородинского сражения генерал-майор А.А. Тучков командовал Ревельским пехотным полком. Под градом ядер и картечи его полк дрогнул, тогда генерал А.А. Тучков схватил знамя и повел солдат вперед. А через несколько мгновений он был убит.

    Церковь Спаса Нерукотворного и Владимирский собор.

    Узнав о гибели мужа, М.М. Тучкова, несмотря на уговоры, отправилась через два месяца на поле, где недавно отгремела битва и несколько десятков тысяч человек лежали убитыми. Сопровождал М.М. Тучкову только один человек — монах Лужецкого монастыря. По преданию, ночью при свете фонаря нашла она только палец с кольцом своего мужа (позже живописец Н.С. Матвеев написал картину «Вдова генерала Тучкова»).

    Церковь Спаса Нерукотворного.

    На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник; вначале поставили деревянную часовню, затем в 1818—1820 гг. ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного; именно икона Спаса Нерукотворного была иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.

    Чтобы собрать средства на строительство церкви, М.М. Тучкова продала свои драгоценности, сделал вклад на ее строительство и царь Александр I. Так на Бородинском поле возвели первый в России памятник героям Бородинской битвы. Вначале этот храм приписали к Можайскому Лужецкому монастырю. С конца 1820-х гг. М.М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле в деревянном домике-сторожке у церкви (он сгорел в 1942 г., но его ныне восстановили). Домик этот также был построен на средства М.М. Тучковой. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы русских солдат и офицеров, павших в этой битве. Создалась маленькая женская община.

    Владимирский собор.

    Ежегодно они отмечали годовщину Бородинской битвы крестным ходом по Бородинскому полю и панихидами у братских могил. В 1838 г. М.М. Тучкова решила заложить здесь монастырь. Многие вдовы и родственники погибших в Бородинском сражении поддержали эту идею. Маргарита Михайловна продала все свое имущество, чтобы на эти средства начать строить обитель, помог ей и царь Николай I.

    Владимирский собор.

    В 1839—1859 гг. был создан ансамбль Спасо-Бородинский монастырь (основание монастыря относится к 1838 г.), и М.М. Тучкова стала его первой настоятельницей — игуменьей Марией. К этому времени ей пришлось пережить еще один страшный удар судьбы — в 1826 г. умер ее единственный сын Николай (1811—1826), которого похоронили в мавзолее-часовне на Бородинском поле. В мавзолее в 1852 г. похоронили и саму М.М. Тучкову.

    М.М. Тучкова прожила долгую по тем временам жизнь — 71 год. Из них только 6 лет она была счастливой женой во втором браке и 40 лет вдовой (с 31 года). В возрасте 45 лет она потеряла единственного и любимого сына, он умер, приехав к ней из петербургского Пажеского корпуса в Москву на каникулы; ему было всего 15 лет. После смерти сына, так похожего во всем на ее мужа, земная жизнь для М.М. Тучковой потеряла смысл. Она похоронила сына в возведенной по ее инициативе на Бородинском поле Спасской церкви и навсегда переселилась в сторожку на Бородинском поле.

    Владимирский собор.

    По предложению митрополита Филарета М.М. Тучкова приняла малое пострижение. В 50 с небольшим лет она стала монахиней, с 57 лет она фактически возглавляла утвержденный Спасо-Бородинский монастырь, а в 59 лет была официально возведена в сан его игуменьи. Ее монашеская жизнь продолжалась 19 лет, вплоть до ее смерти. М.М. Тучкова была богата, имела роскошные особняки и родовые поместья, ей полагалась значительная пенсия как вдове генерала-героя, но она предпочла монашескую жизнь.

    В своем тульском имении она отпустила на волю крепостных крестьян (что было неслыханным тогда делом) с условием, что за пользование ее землей они будут выплачивать созданной ею женской общине, затем монастырю определенную сумму. Все ее доходы она тратила на сестер общины и на монастырь, свою вдовью пенсию делила на всех поровну.

    Главный вход в Спасо-Бородинский монастырь.

    Она оказалась хорошей хозяйкой, сама научилась многим приносящим доход ремеслам, стала мудрой управительницей. В монастыре она смогла организовать строительство трех больших каменных жилых зданий, двух храмов, ограды, колокольни. Рядом с монастырем построила кирпичный завод, где сестры делали дешевый кирпич из местной глины. Она начала строительство главного в монастыре Владимирского собора, но не дожила до окончания его строительства.

    Очень долго жители окрестных сел и деревень хранили память и передавали из поколения в поколение добрые воспоминания о настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря, которую они называли матерью, не по монастырскому сану, а из душевной благодарности.

    Постройки на территории монастыря.

    Строительство монастыря продолжалось с 1840-х до 1870-х гг. Средства на него пожертвовали также многие члены царской семьи. В тот период этот монастырь стал крупнейшим в России воинским мемориалом.

    Монастырские постройки.

    Многое для создания, развития Спасо-Бородинского монастыря, а также духовной помощи и поддержки М.М. Тучковой — затем игуменьи Марии совершал митрополит Московский Филарет (С.В. Дроздов, 1783—1867, с 1826 г. — митрополит, канонизирован Русской православной церковью). Святитель Филарет был духовным наставником М.М. Тучковой. Он помог ей пережить невосполнимые потери в ее жизни — гибель мужа и смерть сына, а также многих других родных. Помог ей, потерявшей самых дорогих людей, стать выше ее семейной драмы.

    Церковь Спаса Нерукотворного.
    Перед фасадом церкви Спаса Нерукотворного установлен строгий обелиск из красного гранита. Это памятник 3-й пехотной дивизии генерала Коновницына, воздвигнутый в 1912 году по проекту архитектора А.П. Годунова. На грани его основания, обращенной к храму, в списке убитых из состава Ревельского пехотного полка, первым значится имя Александра Тучкова.

    Он не благословил ее на суровые аскетические подвиги, а благословил творить дела милосердия, любви ко всем людям, и этим выполнять свое христианское служение, приближаясь к христианскому совершенству. Святитель Филарет одобрил становление в 1833 г. женской общины, способствовал, присвоению ей официального статуса Спасо-Бородинского богоугодного общежития и с 1838 г. — Спасо-Бородинского женского монастыря. Святитель Филарет постриг М.М. Тучкову (в 55 лет) в 1836 г. в монахини, в 1840 г. (ей 59 лет) возвел в сан игуменьи. Он ей сам при постриге дал свои клобук и рясу. При таком духовном отце у игуменьи Марии были силы жить, творить добро, помогать людям.

    Спасо-Бородинский монастырь. Владимирский собор.

    Спасо-Бородинский монастырь с момента своего создания находился под покровительством Российского царствовавшего дома Романовых. Император Александр I пожертвовал крупную сумму денег на постройку храма-часовни во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Стены, небольшая колокольня, келейные корпуса с трапезной и теплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого были построены на средства императора Николая I (который называл Бородино местом государственным); он посетил обитель в 1839 г.

    При всех царских милостях, пожертвованиях от разных людей Спасо-Бородинский монастырь очень богатым не был. Расположен он был вдали от крупных городов, прославленных многими чудесами святынь в царский период в нем не было, поэтому паломников и богомольцев в него много не прибывало. К началу XX в. в монастыре жили 200 сестер, их труд и обеспечивал жизнеспособность и функционирование монастыря. Насельницы выращивали пшеницу, рожь, овес, работали на огороде и на скотном дворе, следили за сенокосами. Они пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь, работали в переплетной и иконописной мастерских.

    Монастырь в меру своих возможностей помогал крестьянам соседних селений. В монастыре были библиотека, церковно-приходская школа для детей крестьян, богадельня, пункт медицинской помощи.

    После октябрьских событий 1917 г. положение Спасо-Бородинского монастыря год от года ухудшалось, хотя он продолжал действовать. Монахинь стали постепенно вытеснять из монастырских зданий. В официальных документах монастырь именовали «сельхозартелью».

    В 1929 г. монастырь закрыли. Около 100 монахинь во главе с игуменьей Лидией (Сахаровой) были вынуждены навсегда покинуть монастырские стены; поселились они в близлежащей деревне Семеновское, где их приютили добрые простые крестьяне (позже в 1930-х гг. многие из этих монахинь были репрессированы, сосланы в ссылку, погибли), но некоторые из них вернулись в окрестности Бородино и работали в местных храмах.

    В 1929 г. в монастыре произошел страшный пожар, который не удавалось потушить целых три дня; он нанес колоссальный ущерб монастырскому комплексу. После этого бедствия обгоревшие монастырские здания передали трудовой коммуне им. К.Е. Ворошилова, члены которой принялись за восстановление сильно пострадавших от пожара зданий.

    Новые хозяева окончательно сожгли прекрасные иконостасы в трех бывших монастырских храмах, в них сорвали со стен и разбили мемориальные доски с именами героев Бородинской битвы, уничтожили монастырское кладбище с могилами доблестных русских генералов Левина и Волконского. В закрытом храме во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа разместили мастерские, при этом отходы производства сбрасывали в подклет храма, где устроили и туалет. Уничтожили убранство храма, в склепе разбили гробы М.М. Тучковой и ее сына (только в 1962 г. склеп привели в порядок, установили на прежних местах новые гробы, собрав в них сохранившиеся останки).

    Монастырские здания очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., точнее, от боев 1941—1942 гг. В монастырских зданиях работал эвакогоспиталь, а в период оккупации немцы устроили в нем концлагерь.

    В зданиях закрытого монастыря в разное время размещались самые разнообразные организации, в том числе военный госпиталь, машинно-тракторная станция (МТС), школа, туристическая база, музей и др.

    В 1970-е гг. по инициативе Бородинского военно-патриотического музея начали реставрацию в Спасо-Бородинском монастыре; она продолжалась почти четверть века — до 1987 г. В 1974 г. здесь был организован Военно-исторический музей-заповедник «Бородино». С середины 1980-х гг. на территории Спасо-Бородинского монастыря уже была небольшая музейная экспозиция.

    В 1992 г. Спасо-Бородинский монастырь возродился. Монахини и послушницы работают в иконописной, рукодельной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне; оказывают они и помощь Уваровскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей. Насельницы освоили технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы; их изделия отличаются высоким качеством, являются произведениями религиозного искусства.

    В Спасо-Бородинском женском монастыре пребывает чудотворная икона Спаса Нерукотворного (икона Ревельского полка).

    Часовня преподобной Рахили Бородинской.

    В этом монастыре похоронена почитаемая народом старица, выделявшаяся неземной добротой ко всем — Рахиль (Мария Михайловна Короткова, 1833—1928). Над ее могилой за южной стеной монастыря поставлена деревянная часовня (1997 г.). Старица Рахиль была прославлена в лике местночтимых святых в 1996 г. Мощи преподобной Рахили пребывают под спудом в часовне.

    Икона преподобной схимонахини Рахили, Старицы Бородинской.

    Около Спасо-Бородинского монастыря находится святой источник «Бородинский».

    Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство.

    С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851—1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Это объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы.

    Барельефы на стене Спасо-Бородинского монастыря.
    Барельефы на стене Спасо-Бородинского монастыря.
    Барельефы на стене Спасо-Бородинского монастыря.
    Барельефы на стене Спасо-Бородинского монастыря.
    Барельефы на стене Спасо-Бородинского монастыря.

    Особое внимание в монастыре притягивает храм-мавзолей (1817—1820 гг.) А.А. Тучкова, а еще точнее — место захоронения семьи Тучковых — М.М. Тучковой и ее сына Н.А. Тучкова, — их фамильная усыпальница. Это храм-усыпальница в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Его главной святыней стала полковая икона Ревельского полка, которым командовал А.А. Тучков. Этот храм-усыпальница был построен по инициативе и в большой мере на средства М.М. Тучковой, а также на вклад императора Александра I, пожертвования многих россиян, особенно тех, чьи мужья, дети, родственники, друзья погибли в Бородинском бою.

    Могила основательницы Спасо-Бородинского монастыря игуменьи Марии.

    Храм был первым памятником в России героям, погибшим в Бородинском сражении. Эта храмовая постройка является хорошим образцом московского ампира. Это небольшое кирпичное здание под куполом, с дорическим портиком у входа. Оштукатуренные стены покрыты рустом и частично украшены лепниной. Сохранились современные храму роспись и замечательный бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой.

    Перед входом в храм-усыпальницу на торжественной лестнице установлены два черных литых треножника — чугунные светильники, представляющие из себя чаши с бьющими из них языками пламени; раньше в их основании лежали пирамиды из ядер. Перед храмом-усыпальницей установлен обелиск (1912 г.) в честь 3-ей дивизии П.П. Коновницына, геройски сражавшегося в Бородинской битве. Это высокий, тонкий, словно игла, четырехгранный обелиск из красного полированного гранита, установленный на средства потомков П.П. Коновницына.

    Трапезная с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи (1874 г., арх. Никитин) — это небольшое здание. В основе этой двухэтажной постройки лежит трапезный зал, к которому примыкают алтарь и западная паперть. В основе ее декора преобладают мотивы псевдорусского стиля.

    Колокольня (1839—1840 гг.) была построена на средства императора Николая I. Она представляет собой два убывающих в плане четверика; сложена из кирпича, имеет белокаменные детали, оштукатурена.

    Одноэтажные корпуса келий, служб, больницы, старой трапезной, гостиницы большой художественной ценностью не являются. Они имеют простые формы позднего ампира.

    Кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами была построена в 1837—1839 гг., в 1906 г. ее надстроили. В 1970—1980-е гг. восстановили разрушенные участки ограды. В западную стену с ее внутренней стороны вмонтированы фрагменты скульптурных композиций с Триумфальных ворот в Москве.

    В процессе реставрации монастырского комплекса, которую начали в ощутимых масштабах в 1960-е гг., кроме возвращения первоначального облика монастырским строениям, воссоздали деревянный домик-сторожку М.М. Тучковой, боевые укрепления — флеши, один из сестринских корпусов.

    Любопытным историческим памятником является монастырская гостиница, где в 1867 г. останавливался граф Л.Н. Толстой, когда он работал над романом «Война и мир» и собирал материалы для описания Бородинского сражения.

    С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья». В начало

    Спасо-Бородинский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Ансамбль Спасо-Бородинского монастыря

    Среди бескрайних просторов Бородинского поля увековечен Спасо-Бородинский монастырь — священный памятник погибшим воинам, символ вдовьей печали. Монастырь построен на месте гибели генерала Александра Тучкова по ходатайству его супруги. Судьба вдовы Маргариты Тучковой поистине удивительна, как и история ее главного детища — Спасо-Бородинского женского монастыря.

    После смерти генерала Тучкова его супруга обратилась к Александру I с просьбой позволить ей построить храм в Бородине. Император откликнулся и пожертвовал на строительство 10 000 рублей.

    Возведение религиозного сооружения началось в 1818 г., а уже в 1820 г. Маргарита Михайловна внесла в него икону Спаса Нерукотворного, в честь которого храм и был освящен.

    Но судьба готовила Тучковой новые испытания — умирает ее единственный сын. После этого Маргарита Михайловна отдалилась от мира и стала жить в сторожке напротив храма.

    В 1833 г. здесь было создано Спасское Богоугодное Общежительное заведение для женщин. Главной обязанностью пребывающих в нем было молиться за погибших в Бородинском сражении. А через 5 лет община была преобразована в монастырь, на благоустройство которого Николай I выделил 25 000 рублей. Первой настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря стала Маргарита Михайловна, после пострига в монахини получившая имя Мария.

    Место сие из всего поля, казалось, наиболее требовало молитвы за усопших, и вот они совершаются! Игуменья Мария

    При игуменьи Марии на территории монастыря появились келейный корпус и стены из кирпича с 4 башнями. И строительство продолжалось — в 1851 г. здесь был заложен Владимирский храм, а в 70 годах 19 века была возведена церковь Иоанна Предтечи. Комплекс Спасо-Бородинского монастыря к концу 19 века превратился в один из духовных центров всей России.

    Обитель была закрыта и разорена в начале 20 века. Но в 1973 г. началась реставрация — Бородинский музей-заповедник восстанавливал Спасо-Бородинский монастырь около 20 лет.

    Сейчас Спасо-Бородинский монастырь — это памятник федерального значения. На его территории располагаются некоторые экспозиции музея-заповедника «Бородинское поле» — «Дом-музей игуменьи Марии», «Военная галерея Бородинского поля», «Бородинское поле в годы Великой Отечественной войны» и выставка «Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на Бородинском поле», размещенная в здании бывшей монастырской гостиницы. Кроме того, на территории монастыря также находятся фондохранилище и библиотека.

    Практическая информация

    Адрес: Московская обл., Можайский р-н, д. Семеновское.

    Запись на экскурсии производится по телефону (496) 385-15-46.

    Экспозиции открыты для посещения с 10:00 до 18:00 (с мая по октябрь) и с 9:00 до 17:00 (с ноября по апрель). Касса закрывается за полчаса до окончания работы выставки. Выходные дни — понедельник и последняя пятница месяца (для экспозиций «Дом-музей игуменьи Марии» и «Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на Бородинском поле» вторник — также выходной).

    Проезд на электричке — с Белорусского вокзала до станции Бородино. Затем либо около 2 км пешком, либо на автобусе.

    Проезд на автомобиле — по Можайскому шоссе до города Можайска. Далее нужно ехать через Кукарино в Бородино. Поворот к монастырю будет перед деревней Татариново.

    Месторасположение всех монастырей (действующих и исчезнувших) можно увидеть на интерактивной карте, позволяющей открывать подробные описания монастырей и мест их расположения прямым нажатием на подсвеченные синим цветом на карте наименования.

    Саввино-Сторожевский мужской монастырь

    Монастырь основан в 1398 году под покровительством князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, монахом Саввой, учеником и последователем Сергия Радонежского. Сначала был выстроен деревянный храм. Потом его сменяет в 1405 году белокаменный Рождественский собор, во многом похожий на Успенский собор в княжеской резиденции Юрия Звенигородского. И хотя собор Рождества Пресвятой Богородицы уступает своему прототипу в пропорциях, обработке фасадов и качестве кладки, все же мы имеем один из самых прекрасных памятников раннего московского зодчества.
    Ратехинское ш., 8, Звенигород (ежедневно, 7:30-19:30)

    Новоиерусалимский монастырь или Воскресенский Новоиерусалимский Истринский мужской монастырь

    Уникальное явление в русской истории. Его основатель патриарх Никон пытался воссоздать под Москвой образ Святой Земли – «русский Иерусалим», подобие всемирно известного палестинского. Первоначально монастырь назывался Воскресенским, что на Истре. В одном из писем к патриарху Никону царь Алексей Михайлович назвал его Новым Иерусалимом, так это название за ним и осталось.
    Советская ул., 5, Истра

    Сретенский монастырь

    Утраченный мужской монастырь, существовавший в XVI—XVII веках в городе Можайске. Был одним из 17-ти можайских монастырей XVI века, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий. Стоял на восточной окраине городского посада на холме близ Московской дороги.
    ул. Карасёва, 40, Можайск

    Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов мужской монастырь

    Расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 17 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней. История Лужецкого монастыря тесно связана с четырьмя личностями – знаковыми фигурами в истории страны и православия (три из них причислены к лику святых) – это преподобный Ферапонт Белозерский, митрополит Московский Макарий, благоверный князь Андрей Можайский (сын Дмитрия Донского), а также царь Борис Федорович Годунов.
    ул. Герасимова, 1, Можайск (пн-пт 7:00-18:00; сб 7:00-19:00; вс 8:00-18:00)

    Скит Даниловского монастыря Всецарица

    Строительство первого храма в Щербинино Рузского уезда относится к концу XVII века, когда в 1694 г. по прошению помещиков села Щербинино стольника Ильи Михайловича Дмитриева-Мамонова и вдовы Авдотьи Ивановны Чаплиной Святейший Патриарх Московский Адриан благословил построение деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С этого времени сельцо Дуброво, Щербинино называлось селом Спасское, Дуброво. Настоятелем первого храма в Дуброво был определен священник о. Никита Агапитов (1694-1711 гг.). В июне 2015 года храм передан подворью Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
    Россия, Московская область, Рузский городской округ, деревня Нововолково

    Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

    Монастырь был создан и возрожден представителями очень древнего дворянского рода, выходцев из Смоленщины – Верховских. К этому роду принадлежал главный изначальный создатель обители – схимонах Зосима или Захарий Васильевич Верховский (1768-1833 г.г.), известный также своими духовными писаниями (например, «Жизнь монаха и пустынножителя Василиска») и проживший монахом 30 лет на безмолвии. К нему же принадлежала инициатор возрождения монастыря в конце ХХ века – Л.А. Верховская (Людмила Александровна – праправнучатая племянница старца Зосимы начала бороться за возрождение пустыни в 1990-е годы).
    Россия, Москва, поселение Новофёдоровское, поселок Зосимова Пустынь (ежедневно, 7:00-19:00)

    Колоцкий женский монастырь или Успенский Колоцкий Женский Монастырь

    Таково официальное название женского (а прежде мужского) православного монастыря в деревне Колоцкое Московской области. Находится в двадцати двух километрах на запад от Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой. Обитель основана в 1413 году удельным князем Андреем, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску на левом берегу реки Колочь, на месте явления Чудотворной иконы Божией Матери Колочской.
    Россия, Московская область, Можайский район, городское поселение Уваровка, деревня Колоцкое (ежедневно, 7:00-19:00)

    Спасо-Бородинский женский монастырь

    Был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV. Место было найдено не сразу − тело генерала так и не было найдено, и только в 1817 году сражавшийся рядом с ним генерал П.П.Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа − на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство. Действующая обитель.
    Россия, Московская область, Можайский район, сельское поселение Бородинское, деревня Семёновское (ежедневно, 7:00-19:30)

    Саввинский мужской скит

    Был основан в 1862 году отцом Геннадием на средства купца звенигородца Павла Григорьевича Цурикова. Тогда над пещерой, вырытой, как повествует легенда, самим преподобным Саввой, возвели церковь и кельи на четыре монаха. Церковь в 1862 году была освящена митрополитом Московским Филаретом. В 1869 году в скиту возвели еще пять деревянных келий на каменных подклетах и гостиницу с храмом святителя Николая Чудотворца на втором этаже.
    Россия, Московская область, Звенигород у Саввино-Сторожевского монастыря

    Аносино-Борисоглебский монастырь

    Действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км. от города Дедовска. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года.
    Россия, Московская область, городской округ Истра, деревня Аносино, Троицкая улица (ежедневно, 6:00-20:30)

    Спасский монастырь

    Основан в Верее в XVI веке. В 1677—1679 годах на территории монастыря выстроено новое здание главного Входоиерусалимского храма (об этом сообщает доска, вмазанная в западный фасад храма), которое сохранилось до наших дней. Это характерный для московского зодчества того времени пятиглавый кирпичный храм на подклете с шатровой колокольней у северо-западного угла. Известно, что вторая церковь монастыря — Покровская — была деревянной.
    Лесная ул., 3, Верея

    Троицкий монастырь

    Исчезнувший мужской монастырь, существовавший в XVI-XVII веках городе Можайске. Входил в городское кольцо из десяти монастырей, защищавший со всех сторон Можайский кремль. Был одним из 17 можайских монастырей XVI века, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий.
    Московская область, Можайск, Клементьевская улица

    Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья

    Был создан в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, как загородное хозяйство московского подворья Пюхтицкого женского монастыря. 14 марта 1996г. из Москвы в Юдино переехали 5 сестер, положив начало будущему скиту, был произведен ремонт имеющихся построек, полная реставрация Преображенского храма, возводились новые постройки, приводилось в порядок кладбище.
    1-е Успенское ш., 9, село Юдино

    Якиманский монастырь

    Входил в городское кольцо из десяти монастырей, защищавший со всех сторон Можайский кремль. В XVII веке был одним из 17 можайских монастырей, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий. В 1764 году Якиманский монастырь был упразднён указом Екатерины II. На месте монастыря сейчас находятся два храма. Один из них — большой каменный храм Иоакима и Анны, построенный в 1871 г. по проекту Казимира Викентьевича Гриневского (1825—1885), с колокольней, надстроенной в 1893 году по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Меньший, по наружной отделке, относится, казалось бы, к XVIII веку, но его южная стена, обращённая к храму XIX века, сложена из блоков белого камня и выдаёт глубокую древность постройки. Эта церковь являлась некогда частью собора, а именно приделом святого Леонтия Ростовского. Сейчас храм освящен в честь Ахтырской иконы божьей матери.
    ул. Крупской, 6, Можайск

    Петровский монастырь

    Существовал в XVI-XVIII веках городе Можайске. В XVI веке имел размеры 130 на 84 сажень, рядом находилась Петровская слобода с Петровской же улицей и речка Петровка. На монастыре — келья игумени и 16 келий стариц. Внутри монастыря был деревянный шатровый собор святого Петра Митрополита Московского и теплая деревянная клетская Покровская церковь. В можайских актах в 1678 году упоминается «Петровский девичий монастырь, что в Можайске на посаде». Известно, что в этом же году игуменом монастыря был «игумен Анисий с сестрами». В 1695 году упоминается игуменья Евфимия. Последний раз монастырь упоминается в 1763 году.
    Московская область, Можайск, Петровское кладбище

    Мокро-Никольский монастырь

    Действовал в период расцвета Можайска, в середине XVI века. Обитель стояла с юга от крепости на северном берегу Никольского ручья, впадающего в речку Можайку. Монастырский участок — 67 х 35 сажень. Соборной и единственной известной церковью монастыря был деревянный клетский храм во имя святителя Николая Чудотворца известный как «собор Николы Мокрого». В обители помимо дворов церковнослужителей имелось 3 кельи нищих. Рядом с монастырём находилась Мокро-Никольская слободка с Никольской и Квежковой улицами. К концу XVI века монастырь исчез — вероятно из-за моровых поветрий 1570-1571 и 1580-1581 годов. Бывший монастырский храм некоторое время служил приходским. По состоянию на 1992 год на месте монастырского погоста располагались дворы по улице Герцена 10-12, до Никольского ручья.
    ул. Герцена, 8, Можайск

    Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках

    Был основан в конце 19-го века. Первой организацией женской духовной общины занялась княгиня Святополк-Четвертинская В. Б. в 1890 году, и уже спустя год община была в статусе монастыря. Основным храмом обители в тот период стала Троицкая церковь, которая на тот момент уже существовала, а была возведена она в 1855-1861 гг. Строение имело оригинальную архитектуру, будучи выполненным в духе романтизма середины 19 столетия. Вторым храмом обители стала Успенская церковь, возведенная в 1900 году. Проект для нее был разработан Латковым А. А., а стиль, в котором был построен храм, являлся псевдорусским. В основание проекта церкви легло современное на тот момент видение древнерусского зодчества. При церкви было устроено два придела – Михаило-Архангельский и Князь-Владимирский. На сегодняшний день при монастыре сохранились лишь эти два Божьих дома – Троицкая и Успенская церкви. При обители в былые времена были и другие строения, преимущественно деревянные, но до наших дней они не сохранились.
    Россия, Москва, поселок Филимонки

    С XVI века известно Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское — Богоявленское. По преданию в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято Троице- Сергиевскому монастырю, был построен и освящен во имя Сретения Господня деревянный храм. В польско — литовское разорение конца XVI — начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен. В 1677 году «на церковной Никольской пустовой земле» в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI — XVII веках было приселком дворцового села Тайнинское, по указу Царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословлял строительство храма Святейший Патриарх Иоаким.

    В 1750 году Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне и писалась Московской Епархии в Радонежской десятине. В 1852 году мы находим в архивах Московского уезда Четвертого стана Московской губернии еще одно упоминание о храме во имя Богоявления Господня, где дословно записано «село Богоявленское Удельного ведомства, одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево».

    В 1871 году по прошению прихожан к деревянной холодной церкви в селе Никольском-Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 годах вместо разобранной деревянной церкви был построен известным фабрикантом А. К. Ленточниковым, местным землевладельцем, каменный Богоявленский храм. В 1916 году в документах Шестого благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм во имя Богоявления Господня с приделами в честь Святителя Николая и Святого Пророка Илии. После октябрьского переворота 1917 года в приходе Храма Богоявления Господня состояли деревни Сгонники, Ядреево, Челобитьево, Волково, Ховрино, Бородино.

    К 1925 году Причт храма состоял из настоятеля — протоерея о. Иоанна Петровича Купленского и псаломщика Акима Савича Колюжного. Жителями близлежащих деревень с незапамятных времен почитались иконы Святых Угодников Божиих, которые видимым и невидимым предстательством покровительствовали этим деревням. Иконы Илии Пророка — в деревне Ховрино, Святителя Николая — в деревне Челобитьево, Мученицы Параскевы — в селе Бородино, иконы Успения Матери Божией — в деревне Ядреево, Преображения Господня — в деревне Волково.

    В 1934 году безбожной властью было принято решение о закрытии Храма Богоявления Господня. Храм был передан для нужд общеобразовательной школы. Церковная утварь, Иконы и все, что принадлежало Храму, большей частью было разграблено. Некоторую часть удалось передать немногим в то время действующим церквям. Слезы и горе — это все что оставила богоборческая власть верующим окрестных деревень причта Богоявленской церкви, впрочем, как и всему русскому православному народу.

    За период с 1934 года и до нашего времени здание церкви занимали многие организации, которые нанесли непоправимый ущерб и почти разрушили его. Последним надругательством безбожной власти, решившим судьбу здания храма, было размещение в его стенах завода химической промышленности, и затем организации «Мосхимзащита». В алтаре храма выкопали хранилище для ядовитых отходов — отработанного цинка. С годами церковное здание превратилось в уродливые, немыслимые нагромождения, в которых с трудом можно было разглядеть остатки колокольни и застроенный до неузнаваемости алтарь.

    В период с 1946 по 1955 годы, все, что еще оставалось напоминанием о Богоявленском храме, было осквернено и варварски уничтожено. По свидетельству очевидцев кладбище, окружавшее алтарную и правую стороны храма, перепахали бульдозерами. Мощи священнослужителей, похороненных под алтарем, тайно выносили вместе с грунтом на кладбище, где закатывали тяжелыми гусеницами строительной техники. Позже эту землю раздали под дачные застройки. Казалось, что все было сделано для того, чтобы уничтожить в людях память о Святом месте.

    В 1993 году в селе Сгонники при разрушенном Богоявленском храме все же вновь образовалась православная Община. Сразу же решили читать акафисты Иисусу Сладчайшему, но тексты нашлись только в нескольких домах. Помощь пришла от о. Валентина, настоятеля храма Святой Троицы, — подарил целую стопку акафистов, научил, как читать. Затем, по прошению Общины с 1994 года начались служения молебнов в старом церковном здании, бывшем ранее сторожкой, а ныне используемом как библиотека.

    В 1995 году на Богоявленский приход был назначен священник Владислав Александрович Дергачев. С этого момента началось постоянное служение Божественной литургии в той же библиотеке при храме, которое продолжалось в течение трех лет. Здание самого храма занимала и занимает по сей день организация «Мосхимзащита». Верующие в храм не допускаются. Не смотря на колоссальное противостояние и чинимые препоны, прихожане продолжали добиваться возвращения храма верующим. Были собраны подписи жителей многих деревень, окружающих церковь, и даже близлежащих районов Москвы. По всем прошениям был получен отказ, и главная его причина — опасность нахождения людей в зараженных стенах храма. Прихожане не желали сдаваться и продолжали молиться о возвращении храма. Три долгих, невыносимо тяжелых года, длилось это молитвенное противостояние. Но к величайшему сожалению все попытки вернуть храм верующим оказались безуспешными. Экспертиза установила, что стены и территория храма заражены. Для безопасности здоровья людей пришлось бы не только удалить из алтаря контейнер с химическими отходами, но и снять грунт на глубину 70 см на всей близлежащей территории храма, а также полностью разобрать кирпичные стены. По официальному заключению комиссии передача храма верующим и его возрождение на исконном месте были невозможны. Стал вопрос о переносе Богоявленского Храма на новое место.

    И здесь неоценимую помощь оказал Анатолий Константинович Астрахов, ныне покойный, бывший в то время Главой Мытищинского района, который полностью стал на стороне церкви и помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма. Его заместитель Тюлюбаев Владимир Григорьевич и Глава Архитектурного Управления Бакеев Владимир Павлович много положили сил на помощь Храму. Их труды были отмечены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

    И вот в 1996 году молитвами и благими делами людей, чьи имена навечно записаны в Книге Жизни, на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. Сами рыли фундаменты, сами клали бревна. Во время строительства храм претерпел от бесовской силы: однажды ночью к храму на автомашине подъехали люди, осветили его фарами и расстреляли из автоматов. Но неусыпное заступничество Царицы Небесной не позволило нанести храму и его прихожанам какой-либо вред. На рассвете о. Владислав с приходским сторожем, с особым тщанием осмотрели храм. Ни одна пуля не коснулась его стен.

    24 февраля 1998 года, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинный Мытищинского округа, игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, освятил новый храм. Приход разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. И тогда в жизни прихода сугубо явилась своим заступничеством преподобномученица Великая Княгиня Елисавета: сначала — икона, затем люди, свято чтущие ее память, а когда появились частицы мощей пр.мч. Вл. Кн. Елисаветы и ин. Варвары, то сомнений уже не было — новый придел должен носить их имена.

    11 мая 2003 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела в честь новомученниц российских Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. С Божией помощью планы храмового строительства постепенно претворяются в жизнь. Вот уже и Никольский придел засветился лампадами перед образами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Святителя Николая, вмч Пантелиимона, Веры, Надежды Любови и матери их Софьи. Построена часовня св.мч. Параскевы Пятницы, издревле почитаемой жителями окрестных деревень. Завершено строительство часовни Иоанна Крестителя с большой мозаичной купелью, которая позволяет крестить взрослых полным погружением.

    Образы Пресвятой Богородицы Владимирская, Казанская, «Всех скорбящих Радость», «Ходатаица», «Аз есмь с вами и никто же на вы», «Всецарица», дарят покров и утешение. Ангел Хранитель призывает к бдению, а Михаил Архангел напоминает, что все мы – воины Христовы. Все святые принимают молитвы верующих и неустанно несут их Господу. За годы существования вновь возрожденного храма в нем получили Святое Крещение более тысячи детей и взрослых. Сюда приезжают венчаться не только молодые пары, едва начинающие свой совместный путь, но и люди, уже прожившие вместе долгую жизнь. Из Москвы и окрестных деревень привозят сюда на отпевание своих близких.

    В августе 2005 года обе часовни были освящены Архиепископом Можайским Григорием. Царица Небесная неустанно хранит это место и помогает людям сюда притекающим. Пришедшие однажды обретают здесь свой духовный дом. Растёт приход Богоявленского храма. Расцветает и сам храм. Благоукрашаются его приделы. Появляются новые дивной красоты иконы святых в чудесных резных киотах. Образ пресвятой Троицы в новом Никольском приделе свидетельствует о величии и нераздельности Триединого Бога.

    Вырастают дети – воспитанники воскресной школы. На смену им приходят новые ребятишки. И для них уже построено новое здание с просторными, светлыми классами и даже своей небольшой театральной сценой и зрительным залом. Все это стало возможным миостию Божией, молитвами Святых его, покровительством Царицы Небесной. И, конечно, участием и поддержкой добрых людей, которых, Слава Богу, не мало на нашей многострадальной земле. Постепенно с Божией помощью воплощается задуманное. Стоит красавец Храм, идут в нем Богослужения. Построены просфорня и мастерские. Работают библиотека и благотворительная столовая. Воскресная школа встречает детей из окрестных деревень, подходит к завершению строительство богодельни. Построены дом причта и новая церковная лавка, где можно найти и образы святых, и духовные книги, и фильмы о святых местах и угодниках Божиих, взять свечи и заказать требы. Строится часовня Александра Невского. Бог даст, будет построен и большой соборный храм, превратив уже возведенное в большой храмовый комплекс. Жизнь прихода, которая началась в 16 веке продолжается…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *