Крупнейшим храмовым комплексом Древнего Египта — является Карнакский храм, расположенный в современном небольшом одноименном селении недалеко от Луксора. В 1979 году Карнакский храм наряду с Луксорским храмом и фиванским некрополем были включёны в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Отличием Карнакского храма от многих других египетских храмов было то, что он не был построен за время правления одного фараона или династии. Строительство комплекса началось в XVI веке до н.э. и затем продолжалось более 1300 лет.
На стройке этого комплекса трудились многие тысячи рабов, плененных во время многочисленных сражений. Также вклад в создание комплекса, внесли 30 фараонов, добавив от себя новые постройки в виде храмов, пилонов, часовен и обелисков, посвященных богам, покровительствующим Фивам. И это неудивительно, ведь бог солнца Амон был самым почитаемым божеством у древних египтян, поэтому для постройки храма в его честь не жалели ни сил, ни средств, ни времени.
Карнакский храм — это самое крупное религиозное сооружение, когда- либо существовавшее в мире. Ни один храм ранее, не имел таких ни таких огромных размеров, ни такой роскоши в убранстве. Например, гипостильный зал Карнакаского комплекса имел размер 103 на 52 метра, и содержал 144 колонны достигавших 20 метров в высоту.
Содержание
История Храма Амона
Карнакский храм без преувеличения можно назвать самым значительным. Храм располагается на огромной площади в 30 гектаров. Он включает в себя 10 пилонов, но наибольший интерес вызывает пилон, расположенный у входа, и превосходящий своими размерами все остальные. Так его длина составляет 156 метров, а высота 40 метров.
Кроме пилонов, в комплексе есть колонный зал, поражающий своей величественностью. Строительство зала было начато еще при фараоне Хоремхебе, а законченно только при правлении фараонов Сети I и Рамзеса II.
Каждый из фараонов считал своим долгом дополнить комплекс своими постройками, так например. Тутмос I дополняет комплекс огромными обелисками и статуями, в которых он предстает в образе бога Осириса.
При правлении Тутмоса III в главном святилище храма появился великолепный гипостильный зал, со знаменитой «царской таблицей с анналами» начертанной на его стенах и, повествующей о военных подвигах фараона. Эта таблица отчасти была перенесена в Париж. В центе этого великолепного зала было установлено 2 столба с изображенными на них папирусами и лилиями — священными растениями Нижнего и Верхнего Египта.
В северной части Тутмос III возвёл храм в честь богини Сехмет, в память о своих сокрушительных победах в Азии. Причем полюбоваться на статую этой грозной богини мы можем и сегодня. За этим храмом находится открытый двор, с нанесенными настенными рельефами в виде разнообразных растений и экзотических животных – всё это представляет собой настоящий «Ботанический сад».
Фараоны Сети I и Рамзес II дополнили гипостильный зал полутора сотнями колонн, поражающих своими красотой и величием. Они производят неизгладимое впечатление, даже, несмотря на то, что золотая отделка не сохранилась. Некогда эти многочисленные колонны поддерживали крышу, росписи которой имитировали звёздное небо. Сегодня, к сожалению, от крыши не осталось и следа. А у входа в этот зал стоит огромный Колосс, поражающий своими размерами.
Затем в истории Египта последовали нескончаемые войны, смуты, приведшие государство в упадок. Но, несмотря на все это, правители все равно продолжали достраивать и дополнять комплекс – так появились святилища фараонов Сети II и Рамзеса III.
Интересно то, что даже чужеземные цари, захватившие земли Египта считали своим долгом украшать Карнакский храм, являющийся главным святилищем Египта, таким образом, признавая его былое величие.
Во времена правления Птолемеев и сам храм в Карнаке, и само поселение стало постепенно приходить в упадок, в отличие, от своего соседа Луксора, который возвысился до новой столицы Египта. Многочисленные постройки под действие времени стали разрушаться. А довершило разрушение храма — землетрясение, произошедшее в 27 году до н.э., в результате чего пострадала большая часть сооружений комплекса.
Сегодня Карнак представляет собой руины, но даже сохранившиеся элементы храма оставляют неизгладимое впечатление, и позволяют узреть, то былое величие Карнакского комплекса.
Архитектура храма Амон-Ра.
Храмовые помещения комплекса состоят из трёх частей: первая посвящена самому Амону, вторая — богине Мут (матери бога Амона и покровительнице цариц) и богу Хонту (их сыну и богу Луны), возведенные во времена правления Аменхотепа III и третья — богу Монту, который стал главным божеством города Фив.
В каждой из этих частей установлены многочисленные колонны огромных размеров. И сами колонны и стены этих храмов были покрыты росписями и изображениями, посвященными жизни фараонов. Позже фараон Эхнатон построил еще один храм, посвященный Атону.
Интересным фактом является то, что первоначально храм Амона располагался по продольной оси, которая была точно ориентирована на точку восхода Солнца во время зимнего солнцестояния, однако, к сожалению после землетрясения ось храма сместилась.
Южнее храма Амона находится священное озеро, имеющее размеры 120х77 метров. Уровень, которого поддерживается только за счёт грунтовых вод. Недалеко от этого озера находилось помещение, где жили гуси, которые являлись священными птицы Амона. А его воду жрецами использовали для омовения сами жрецы, перед совершением религиозных ритуалов, и для омовения статуй богов.
На берегу этого озера стоит жук-скарабей огромных размеров, который был выполнен из гранита по приказу Аменхотепа III. Согласно древнеегипетским верованиям — если загадать желание, а затем обойти вокруг статуи семь раз и прикоснуться к жуку, то желание обязательно сбудется.
Храм богу Атону, возведенный фараоном Эхнатоном, расположен восточнее храма Амон-Ра. Эхнатон во время своего правления сделал Атона главным и единственным божеством Древнего Египта. Размеры храма в его честь превышали размеры храма Амона, и составляли 120х200 метров. Все другие храмы по приказу фараона были закрыты, однако после смерти Эхнатона, во времена правления Хоремхеба, святилище Атона было полностью снесено, а из его кирпича были восстановлены старые храмы.
В 350 метрах к югу от храма Амона, связанная малой аллеей с 66 бараноголовыми сфинксами, находится часть, посвященная богине Мут, окруженная с трех сторон священным озером. Здесь находился также храм и, так называемый, «родильный дом» Рамзеса III, рядом с которым ранее стоял еще и храм Камутеф. Но в 1840 году из-за нехватки строительного материала для возведения фабрики, эти храмы были в значительной степени разрушены.
В период античности Карнакский храм связали с Луксорским аллеей, по обеим сторонам которой были установлены 365 сфинксов. Сегодня благодаря стараниям реставраторов эта дорога практически полностью восстановлена.
Легенды храма Амона.
Храм Амона в Карнаке, согласно легенде, являлся домом для священной статуи главного египетского божества. Во время ежегодного разлива Нила, который обычно происходил в августе, начиналась пышная праздничная процессия, во время, которой, статую Амона выносили из храма и проносили по аллеи сфинксов в Луксорский храм, где происходило обновление Амона вместе с возрождением земли после длительной засухи.
В Луксорском храме сам фараон возносил молитву богам, чтобы они ниспослали своё благословение на новый год. После чего фараон выходил к народу, затем все присутствующие поворачивались лицом к Нилу и пели хвалебную песню реке. А египтяне, плывущие в лодках, радостно размахивали пальмовыми ветвями и огненными факелами. После празднества статую Амона доставляли в золотой барке по священному озеру обратно в Карнакские храм, где ее прятали от непосвященных глаз.
Существует легенда, связанная с этим комплексом, согласно которой один фараонов боролся за власть со жрецом, власть которого пропорционально росла с увеличением самого храма. Этот жрец был настолько любим народом, что стал серьезной угрозой для фараона. Не желая выполнять приказы фараона, жрец решил укрыться в храме, поэтому правителю пришлось отдать приказ войнам схватить его. Но тогда служитель культа решил воспользоваться солнечным затмением, произошедшим в день штурма храма, о чем жрец был, конечно же, осведомлен благодаря знаменитому египетскому календарю. И вот когда войны подошли к храму, жрец спокойно вышел на стену, возвел руки к небу, и, воззвав к солнцу, приказал ему скрыться и погрузив землю во тьму. Согласно легенде, наступившее после этих слов затмение, так потрясло жителей, что подданные сделали жреца своим новым фараоном, казнив старого правителя.
Карнакский храм в Египте не случайно является одним из самых популярных туристических маршрутов, ведь больше нигде в мире нет такого сосредоточения памятников, отстоящих по времени возведения друг от друга более чем на десятки веков.
В наши дни в Карнакском храмовом комплексе ежедневно проводится потрясающее световое и звуковое шоу, которое показывает историю Фив, причем на нескольких языках. Поэтому туристам рекомендуют перед тем, как отправится на экскурсию изучить расписание и найти день с представлением на русском языке.
Луксорский храм — это второй по значимости храм Древнего Египта после Карнакского храма, тоже расположенного в Луксоре. Луксорский храм, посвященный «Фиванской триаде»: египетскому богу Амону-Ра, его жене — Мут и их сыну – богу Луны и небесному целителю Хонсу, -стоит на правом берегу реки Нил, в сердце города Луксор. Раньше тут располагалась южная часть города Фивы — столицы Древнего Египта, это было во времена правления одиннадцатой – двадцать первой династий.
Храм Луксора – величественное архитектурное сооружение, способное поразить своей грандиозностью любого бывалого путешественника. В этом сооружении Древнего Египта сочетаются масштаб строительства, огромные размеры и, в то же время, изящность колоннад, гармоничность и совершенство архитектурных форм. Строительство Луксорского храма неразрывно связано с именем фараона Аменхотепа Третьего, который правил в период с 1388 по 1351 годы до нашей эры. На те годы пришелся великий экономический и политический расцвет древнеегипетской цивилизации и масштабное храмовое строительство. От той эпохи до наших дней сохранились изумительные скульптуры, изящные ювелирные изделия, настоящие произведения искусства, являющиеся гордостью самых лучших музеев мира.
Общая длина храмового сооружения Луксора – двести шестьдесят метров. Около центрального входа, посетителей храма встречают массивные пилоны, высота их – двадцать метров, а длина – семьдесят метров. С севера, вход украшен четырьмя грандиозными монолитными колоссами и высоким обелиском с иероглифами. После их расшифровки, ученые смогли понять, что зодчим, который воздвиг столь величественный египетский храм был Хеви — сын Хапу, прозванный «Аменхотепом». Об умениях и мастерстве этого архитектора Древнего Египта, начали складывать легенды еще при жизни, а до наших дней сохранились статуи этого человека с его биографией. Аменхотеп был выходцем из простой семьи, но благодаря своему усердию и таланту, смог пробиться в ряды первых сановников египетского государства, пользуясь непререкаемым авторитетом при дворе фараона, а после смерти, его даже обожествили. Аменхотепу в строительстве помогали другие талантливые мастера — братья-близнецы Гори и Сути.
Итак, храм в Луксоре начали строить в четырнадцатом веке до нашей эры, в период, называемый «Новое царство». При фараоне Аменхотепе Третьем, построили главную часть храма и идущую к главному входу колоннаду. При египетском фараоне Рамзесе Втором, Луксорский храм был значительно расширен: был построен двор, обрамленный семьюдесятью четырьмя массивными колоннами и громадными статуями фараонов, самые примечательные статуи — фигура самого Рамзеса II и его жены — Нефертари.
Основная особенность храма в Луксоре — огромные колоннады: сорок одна колонна — в залах храма, четырнадцать колонн — в главной колоннаде, шестьдесят четыре колонны – в вестибюле. Интересная достопримечательность Луксорского храма Египта – «Аллея сфинксов», которая соединяет главную часть храма и храмы, посвященные богине Мут и Хонсу. Сфинксы должны были охранять самого фараона и членов его семьи, как в мире живых, так и мертвых.
Строительство храма при египтянах, остановилось в 663 году до нашей эры, из-за захвата и разграбления Фив ассирийскими войсками царя Ашшурбанипала. Фараоны Египта были вынуждены навсегда перебраться в северную часть Египта, а город стал приходить в упадок.
Но строительство в Луксоре было продолжено чуть позже, уже при полководце Александре Македонском, который провозгласил себя сыном бога Амона, и построил тут святилище. В начале нашей эры в Луксоре появилась первая христианская часовня, а последователи зарождающегося христианства начали бороться против язычества, пытаясь разрушить их идолов-богов. С тех времен на древних статуях остались следы неоднократных попыток уничтожения.
Позже, на территории храма в Луксоре была возведена римская крепость. Пилон фараона Рамзеса II переделали во вход крепости, а основной храмовый зал поделили с помощью перегородок. В одном из образовавшихся помещений, было воздвигнуто святилище обожествленного римского императора, а стены украсили его изображения и фигуры императорских легионеров.
Последней крупной постройкой в Луксорском храме была Мечеть Абу-эль-Хагаг. Сегодня ей уже больше девяти веков. Фундаментом для мечети была крыша храма, который к тому времени полностью занесло песком из пустыни.
Если вы хотите увидеть храм времен Александра Великого или римскую крепость, то нужно будет пересечь весь храмовый комплекс, зато мечеть отлично видно из любой точки. Для удобства ознакомления с великим памятником архитектуры и истории Египта, археологи расчистили древние строения, после чего мечеть стала смотреться как надстройка над храмом.
Раскопки на территории храма продолжаются по сей день, открывая ученым все новые элементы величественного архитектурного ансамбля. Но, даже несмотря на то, что храм сохранился не полностью, мы можем догадаться о его невероятной прежней красоте и чарующем величии.
Луксорский храм Египта – красивейший комплекс и памятник великой египетской истории, без посещения которого, невозможно познать культуру этой африканской страны во всем ее многообразии. Даже несмотря на то, что сегодня храм Луксора со всех сторон обступила городская застройка, шумные улицы и многочисленные магазины, это великое святилище древних богов Египта, не может не поразить воображение любого путешественника своим потрясающим спокойствием, грандиозностью и непередаваемой гармонией. В 1979 году, Луксорский храм в Египте, был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если вы решили посетить эту знаменитую достопримечательность Египта, то нужно знать, что он работает ежедневно, но часы его работы разнятся, в зависимости от сезонов: с октября по апрель — с шести утра до девяти вечера; с мая по сентябрь – с шести утра до десяти вечера; в мусульманский праздник Рамадан — с шести утра до одиннадцати ночи, с перерывом с половины седьмого до восьми вечера. Название: Местонахождение: Луксор (Египет) Создание: конец XV в. до н.э Основатель/Заказчик: при фараоне Аменхотепе III
- Святилище, перед которым расположено несколько небольших культовых помещений. Почти все они украшены колоннами. В одном из юго-восточных помещений находится рельеф, на котором изображена сцена рождения Аменхотепа III. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
- Гипостильный зал с 32 колоннами, имеющими закрытые папирусообразные капители и расчлененные на отдельные «стебли» стволы. Благодаря видимой абаке в колоннах такого типа, особенно в месте стыка каменных бутонов и абаки, с большой силой проявляется опорная роль колонны.
- Двор, размером 45 на 51 м, обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Всего в колоннадах 64 колонны.
- Первый пилон.
- Центральная колоннада, построенная на месте проектируемого огромного двора. При Аменхотепе III двор построить не успели, а возвели только колоннаду из 14 колонн с раскрытыми папирусообразными капителями. Высота колонн — 20 м. Так как их абаки почти не видны из-за капителей, колонны не кажутся слишком массивными. Благодаря закрытости абаки колоколом капители в колоннах такого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны.
В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием этот комплекс.
Рамсес II расширил храм Аменхотепа III до 245 м, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых — 74. Колонны моностильные, с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами. В интерколумниях в южной части двора были поставлены огромные статуи Рамсеса II. В северо-западной части двора расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Ось этого двора отклоняется от оси всего остального храма. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.
Во времена правления Шабаки перед пилоном с двух сторон от обелисков были поставлены 4 ряда по 5 колонн, образующие небольшой двор. Отсюда начиналась мощеная аллея сфинксов, соединяющая Луксорский храм с Карнаком.
Во время пребывания в Египте Александра Македонского в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона.
В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние Века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.
Параметры объекта:
- 16 — 11 вв до н. э. Древность Египет КАРТЫ Луксор Малая форма фото Храм
Храм Амон Ра (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на храм Амон Ра
Храм Амон Ра — главное религиозное сооружение Древнего Египта, находится он близ города Луксор, в деревне Карнак (от Хургады примерно 270 км). На этой территории когда-то были великие Фивы — столица античного Египта. Несмотря на то, что прошли тысячелетия, священный комплекс более-менее сохранился и гостеприимно принимает туристов со всего мира.
Каждый из правителей, вступавших на царство, считал непременным долгом внести свою лепту в историю храма Амон Ра.
Это сейчас он открыт для всех посетителей, а во времена Древнего Египта, если верить историкам, храм Амон Ра могли посещать лишь избранные — фараоны и великие жрецы. А все потому, что это место было святилищем египтян. Храм, как понятно из названия, построен в честь «царя всех богов» — бога Солнца Амон Ра.
Храм Амон Ра
Впрочем, со строительством храма в античном Египте особо не торопились и возводили его не один год и даже не одно столетие. Каждый из правителей, вступавших на царство, считал непременным долгом внести свою лепту в историю храма Амон Ра. И что скрывать: некоторые из фараонов были настолько тщеславны, что приказывали на корню уничтожать труды предшественников и заново отстраивать храм. Так, известный по учебникам истории фараон Тутмос III разрушил обелиски предыдущей царицы Хатшепсут и велел возвести новое здание храма с высеченными на стенах текстами и сценами из своих победоносных военных походов.
Сегодня храм Амон Ра в Карнаке представляет собой огромный четырехугольный комплекс общей площадью около 30 га. Дорогу к храму «охраняют» расположенные в два ряда сфинксы.
Чтобы попасть внутрь храма Амон Ра, нужно пройти через гигантские ворота-пилоны. Их всего 10, зато самый крупный имеет — внимание — длину 113 м, а в высоту достигает почти два (!) девятиэтажных дома. После пилонов посетителей святыни ждет не менее величественный колонный зал.
«Сердце» храма Амон Ра в Карнаке — гипостильный (проще говоря, поддерживаемый колоннами) зал площадью более 5 тыс. кв. м и высотой 24 м.
Еще одна поражающая воображение цифра: колонн в зале изначально было 134, а чтобы обхватить хотя бы одну, нужно прибегнуть к помощи не менее шести человек! Вот уж где были талантливые зодчие, прекрасно обходившиеся без компьютерных и инженерных технологий, не правда ли?!
Когда-то на колоннах и стенах гипостильного зала сплошь и рядом сверкало золото, сейчас туристы тоже могут любоваться античными рельефами, но уже без драгоценного покрытия.
Еще одна особенность храма Амон Ра в Карнаке — Священное озеро, примыкающее к нему. Древние египтяне, согласно традиции, каждый год пускали по озеру ладью с тремя статуями: Амон Ра, его жены — богини неба Мут и их сына — бога Луны Хонсу.
Цена вопроса
Автобусная экскурсия в Луксор стоит где-то 760 EGP. В эту цену входит посещение достопримечательностей, в том числе храма Амон Ра, услуги гида и обед (напитки не включены).
Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.
Не был достоверно установлен год, когда Египтяне начали поклоняться богу Ра. Однако ясно, что Ра — это был Бог Солнца в древнем Египте. Если верить легенде, именно Ра создал всю египетскую цивилизацию, как и себя самого. Найденные древние реликвии содержат сведения о нём. Бога Амон-Ра фото, а вернее, изображение, каким его нарисовали египтяне, можно посмотреть, посетив Википедию, или множество других сайтов, посвящённых египетской мифологии.
По легенде вначале не было ничего, кроме воды, и на ней расцвёл цветок лотоса, и именно из этого цветка бог солнца создал себя, а следом весь остальной мир. Земля, небо и вода — всё это, если верить народам древнего Египта — плоды работы бога солнца Ра. В Египте появление этого бога трактовали началом всего, ибо Ра и есть всё. Каждый день, благодаря ему земля рождалась, и каждый день она умирала, когда Ра отправлялся в мир мёртвых (смена дня и ночи). Изо дня в день бог солнца путешествовал по небосводу на лодке, со своей божественной свитой. А ночью он отправлялся в страну мёртвых, где тоже был правителем, что не совсем логично, так как это не числилось в его обязанностях. Осирис считался богом загробного мира, но со временем его правителем стал Ра.
Однако — это божество не только создало мир, Бог Амон-Ра, фото которого моделируют в фотошопе и можно отыскать в интернете, обладал очень сильными магическими способностями. Помимо этого, этого бога величали ещё отцом фараонов. Но опровергнуть или подтвердить эти мифы современным учёным и философам пока не под силу. С одной стороны, человек от божества не может получиться, этому нет доказательств, но, с другой стороны, существует огромное множество документов, описывающих деятельность божества Тота, которая ни в коей мере не подчиняется науке. Это божество более тысячи лет занималось созданием всей египетской цивилизации.
Древний Египет был довольно интересным миром, особенно касательно религии. Чего стоит только книга Амон-Ра, фото которой также найти на просторах интернета. Любой человек мог выбрать себе бога, и получить его покровительство путём молитв и подношений. Или можно было поддерживать связь со всеми богами. Если верить мифологии, то Ра был верховным божеством, и получить его покровительство просто обязан был каждый богобоязненный египтянин. Общение с Ра происходило путём посещения храмов, но в отдельных случаях к нему можно было обратиться. Чтобы получить покровительство бога Солнца в затруднительной ситуации, египтяне использовали так называемое Око Ра. Этот символ было принято считать дочерью самого Ра, а также его оружием. Око Ра было довольно жестоким, так как бог Ра со свирепостью относился к врагам своего отца. Но этот символ также даровал защиту в сложных ситуациях и его часто рисовали на кораблях, домах и других предметах, с просьбой помочь человеку справиться с напастью.
Очень познавательные истории нашли археологи. Исходя из рукописей, Око Ра жило собственной жизнью, и было главным защитником Ра, во время путешествия по миру мёртвых. Но бог солнца использовал его и для того, чтобы наказать своих врагов. Но существует легенда, которая повествует о том, что Око в один прекрасный день обиделось на своего хозяина, и покинуло его. Итак, богом Солнца древнего Египта считался Ра, и именно он был верховным божеством.