Атырау: где это?

«Лента.ру» публикует третью часть рассказа ростовчанина Антона Вангелина о его поездке в Казахстан на Аральское и Каспийское моря. В предыдущей части путешественник рассказывал о южном побережье Малого Арала и Кокаральской плотине, благодаря которой море восстанавливается. На этот раз речь пойдет о Каспийском море.

Ностальгический поезд

В этом купе мне предстоит провести уже не одну ночь, а целые сутки. Честно говоря, я уже отвык ездить в поезде столько времени, тем более что вагон явно успел поработать еще в период Казахской ССР. Но человеку, рожденному в советские времена, в нем не страшно, а даже ностальгично. Если, конечно, не перебарщивать со временем.

Со мной едут местные жители — пожилая супружеская пара и молодой дембель, который с гордостью представляется: «Я из аула». Для нашего уха такое заявление звучит несколько неожиданно, ведь я, например, привык ассоциировать аул с горным селением на Кавказе, не имеющим никакого отношения к среднеазиатской пустыне. Естественно, начинают угощать шубатом и расспрашивать, что в казахском поезде делает русский. Попутчики едут аж из Алма-Аты, то есть уже полтора суток. Дембель выпрашивает зарядку для смартфона, поскольку его собственную сперли по дороге. Попользовавшись, возвращает, а я уже было решил, что он восстановит баланс всемирной справедливости, оставив ее себе.

Снова подтверждается психологическая аксиома: люди больше любят говорить, чем слушать. Так, я подробно изложил свой маршрут, упомянув, что в Казахстане впервые в жизни, а у меня в ответ интересуются, успел ли побывать в Алма-Ате. Обсуждаем достопримечательности Актау-Шевченко.

Меня особенно беспокоит, куда девать чемодан во время купания в Каспийском море. И вокзал, и аэропорт отдалены от города, добираться к ним два раза желания нет. Мне наперебой подсказывают, что вроде есть камера хранения в городе на автостанции (другие, однако, говорят, что ничего подобного там отродясь не было), можно оставить в любом магазине или в гостинице. Но, например, подержать несколько часов у себя дома никто не предлагает.

Получасовая остановка в Шалкаре. Привокзальный район выглядит приличнее, чем в Аральске, хотя сам город меньше. Перед отправлением проводники загоняют пассажиров в вагоны свистками. Следующая остановка — Бейнеу. Это последнее крупное селение перед узбекской границей. Отсюда поезд поворачивает на запад, к Каспийскому морю. Выхожу на перрон. Ночь. Станция. Пышным цветом раскинулись торговые ряды. Ни одного славянского лица. Все смотрится органично. Сюрреалистичен здесь только я.

Каспий c востока

Девять утра. Поезд останавливается на конечной станции Мангышлак. Отсюда надо километров 20 добираться до Актау-Шевченко. Дорога занимает не меньше 50 минут. Некогда этот город на восточном берегу Каспийского моря был закрытым центром атомной промышленности, поэтому железная дорога обрывалась в соседнем поселке.

Выхожу на привокзальную площадь. Немного задержался и пропустил комфортабельный автобус с кондиционером. Теперь в город приходится добираться на следующем транспорте — старом «пазике», набитом людьми. Представляю, как жарко в нем ехать летом.

Предварительное изучение ситуации в интернете показывает, что возле Актау на Мангышлакском полуострове расположено немало вполне приличных достопримечательностей: как природных — типа плато Устюрт с неземными пейзажами, так и рукотворных — вроде вырубленных в скалах мечетей и гробниц. Но их нужно объезжать на машине, причем, естественно, машина эта должна быть внедорожником. Да и раскиданы они сильнее, чем по побережью Северного Аральского моря, где я смог охватить максимальное количество интересностей всего за два выезда.

На путешествие по полуострову у меня сейчас нет ни времени, ни денег, ведь я изначально решил большую часть недельного путешествия посвятить экзотике Арала. Бывают на Мангышлаке и дешевые исключения — например, паломнические поездки в Бекет-Ата с ночевкой в гостевом доме. Правда, не уверен, что среди верующих мусульман я сойду за своего, а если попадется особо фанатичный — можно смело надеяться на неприятности.

Повторять же судьбу французских первооткрывателей Тимбукту, выдававших себя за последователей Пророка, как-то не хочется. Так что в этот раз ограничиваю себя пределами города — кстати, третьего по значимости в Казахстане. Впереди у меня полдня на его осмотр.

Выхожу на окраине Актау. Ориентируюсь по заранее скачанной в телефон карте. По счастью, мое местоположение высвечивается на ней даже при отсутствии интернета. Прохожу мимо строительно-промышленного рынка и небольшой православной церкви. Легко нахожу автостанцию и сталкиваюсь с первым обломом: никакой камеры хранения здесь не предусмотрено. Иду дальше.

Город не очень большой, и практически сразу начинают проявляться признаки приближения к центру — пятиэтажки и институты. Меня воспринимают как вахтовика — зрелище в здешних местах привычное, предприятий по добыче-обработке газа-нефти и прочих ископаемых в округе хватает. Общаются со мной очень вежливо и мило.

За приличных размеров мечетью возникает один из основных проспектов. Здесь уже можно встретить девятиэтажные дома. Шевченко-Актау неуловимо напоминает Волгодонск. Возможно, слишком четким и ровным построением кварталов и улиц, невзирая на изрезанную береговую линию, и слишком широкими для такого населенного пункта проспектами. Все это напоминает об архитектуре 70-х годов в построенных с нуля городах. Об этой специфике свидетельствует и отсутствие наименований у большинства улиц. Адреса состоят исключительно из цифр: номер квартала, дома, квартиры.

Довольно быстро оказываюсь на площади с легко запоминаемым названием Ынтымак, что по-русски означает «Согласие». Это одна из немногих площадей, имеющих название. Центральная часть площади, лишенная деревьев, на мой взгляд, слишком велика для южного города, чрезмерно освещаемого знойным солнцем. При этом края площади окаймлены широкой бахромой растительности. Первомайские демонстрации они, что ли, на ней планировали проводить?

Также на площади расположены: флагшток с уже знакомым мне по Актобе небесно-голубым полотнищем приличных размеров, памятник очередному батыру на коне, не обремененная архитектурными достоинствами телевизионная вышка возле гораздо более радующего эстетикой здания «Казактелеком», областная администрация-акимат стандартно-бюрократического вида с дополнительным набором в виде того же флага. В этом отношении у российских чиновников фантазия работает лучше: на таких учреждениях обычно устанавливаются штандарты страны-региона-города. Куда больше интереса вызывает ставшая редкой в российской глубинке телефонная будка.

Подавляю желание немедленно направиться в сторону моря и продвигаюсь по центральному проспекту — естественно, имени Президента Республики Казахстан. Совершенно советские многоэтажки украшены громадными портретами седобородых восточных старцев в чалмах. Учитывая, что на дворе месяц май, их иногда сменяют плакаты на казахском языке, посвященные победе над фашизмом.

В общем же центр города выглядит чистым и приличным. До сих пор заметно разделение на русские и казахские спальные районы. Хотя, по данным последней переписи, русских в городе осталось не более 20 процентов, попадаются места, где они присутствуют в явном большинстве.

Постепенно нарастающее недовольство вызывает только спокойно катящийся сзади чемодан. Хочется все-таки от него избавиться. Захожу в первую попавшуюся небольшую гостиницу и, о счастье, мой багаж разрешают, причем бесплатно, поставить возле стойки администратора. Думаю, в «Марриотте» такой номер вряд ли прошел бы. Вот оно, долгожданное ощущение свободы от забот!

Сворачиваю к морю по широкой аллее, заросшей невысокими деревцами. Видно, что во многих местах зеленые насаждения обновлены недавно. Проходя вдоль побережья, натыкаюсь на памятник Тарасу Шевченко и нечто вроде широкой потемкинской лестницы. Поскольку по карте до городского пляжа еще далековато, а я уже выдохся, сажусь на очередной «пазик» и проезжаю несколько остановок. Сегодня суббота, один из первых достаточно теплых для купания дней, и народа у берега хватает. Где-то минут сорок — время уже начинает поджимать — занимаюсь купанием. Вид на побережье, более потрепанное, чем остальной город, энтузиазма не вызывает.

Через такой же несколько потрепанный Приморский парк выбираюсь на следующую площадь — имени новой столицы Астаны. Здесь наконец-то вижу девятиэтажную гостиницу «Актау», сохранившуюся с советских времен, дворец культуры и модернистский памятник каравелле Колумба. Учитывая наличие рядом настоящего побережья, здесь он не вызывает таких тоскливых чувств, как в Аральске. Декоративные ворота парка как будто обрывают проспект в море.

Дружба народов

Быстро обедаю в сетевом фастфуде, возвращаюсь к гостинице за багажом. В различных источниках встречается разная информация о наличии общественного транспорта в аэропорт, поэтому предпочитаю заплатить 2000 тенге (400 рублей) за такси. Таксист оказывается русским, и по дороге я расспрашиваю его о взаимоотношениях с местным населением. После бурных столкновений начала 90-х, когда в город начали прибывать жители селений, а представители некоренной национальности, кто мог, выбыли в Россию, ситуация устаканилась.

Если по переписи 1989 года казахов в городе было менее 20 процентов, то сейчас менее 20 процентов уже русских. Наступило межнациональное спокойствие, прерываемое отдельными происшествиями. Большую проблему представляет сейчас высокоинтеллектуальная молодежь, приезжающая из аулов и развлекающаяся ночами: прогуливаясь по улице, они тупо бьют стекла у всех машин подряд, невзирая на национальную принадлежность водителей, которую, естественно, установить в таких условиях невозможно.

Расстояния между домами постепенно увеличиваются, в промежутках проглядывает все больше песка. Мы покидаем город и выезжаем на поросшую травой и активно продуваемую равнину. Впереди — перелет в Гурьев-Атырау.

В этом мире возможно все

Весь день субботы я посвящаю осмотру Шевченко-Актау. С воскресенья у меня уже забронирована гостиница в Астрахани, мероприятие начинается с утра понедельника. Дорога между этими населенными пунктами лежит через Гурьев-Атырау, в котором тоже хочется побывать. По прямой здесь меньше 400 километров, но в объезд моря выходит уже все 900. Поезд Актау — Атырау идет слишком медленно, почти сутки, автобусы неудобны. Покупаю через интернет сравнительно дешевый (4000 рублей) билет на самолет местной авиакомпании.

Вылет в 18:30, приземление через 50 минут. В планах — ночевка в недорогой гостинице и утренний осмотр городских достопримечательностей. Центр города, отстроенный на нефтегазовые деньги, включая мосты через Урал, должен выглядеть вполне прилично. Затем обед и выезд в Астрахань — это еще 400 километров, но с пересечением границы, на что тоже должно уйти время. План продуман четко и логично.

16:15. Я в аэропорту Актау. Регистрируюсь, сдаю багаж, прохожу досмотр. Собираюсь найти гостиницу недалеко от вокзала в Гурьеве, но вайфая в хоть и скромном, но новом здании аэропорта нет.

16.45. Приходит СМС: «В связи с метеоусловиями сообщаем об изменении рейса, вылет 23.40».

Нас выпускают из стерильной зоны обратно и предлагают забрать багаж. Пока не нервничаю — мало ли что бывает. До полуночи пылевая буря — или что там случилось — наверняка стихнет. Народ отправляется в город. Понятно, что им следующие несколько часов комфортнее провести дома. Мне это не грозит, поэтому остаюсь в аэропорту. Вопрос о кормлении пассажиров согласно международной конвенции или их размещении в гостинице у местной авиакомпании, естественно, не стоит.

19.15. Приходит СМС: «В связи с метеоусловиями сообщаем об изменении рейса, вылет 03.00».

Можно потихоньку начинать нервничать. Поезд на Атырау ушел в 18.50. Впрочем, чтобы успеть купить билет и сесть в него, мне нужно было выехать в Мангышлак не позже 17.30.

Легко подсчитываю, что доберусь до центра Гурьева не раньше пяти утра. Бронировать гостиницу уже не имеет смысла, часок до рассвета можно подождать и на вокзале. Что ж, одной заботой (и одним расходом) меньше. Менее приятно, что спать придется как-то по дороге. Пока же устраиваюсь подремать на не слишком удобных сиденьях второго этажа.

23.15. Приходит СМС: «В связи с метеоусловиями сообщаем об отмене рейса, возврат или перебронирование по месту приобретения билета».

Как позже объясняют местные, пускать запланированный авиакомпанией на этот рейс маленький самолет при таком ветре опасно, дешевле вообще отменить полет, чем присылать большой лайнер. А вот что говорит про местный аэропорт «Википедия»: «Аэродром Актау находится на равнинной местности, более 300 дней в году погода благоприятна для выполнения рейсов, взлетно-посадочная полоса построена по розе ветров, поэтому закрытие аэродрома по ограничениям бокового ветра маловероятно». Радует, что в нашем мире возможно все.

В приключении с полной отменой рейса я раньше никогда не участвовал. Задержки были, и очень длительные. Пытаюсь вспомнить, читал ли где-нибудь, что нужно делать в таких случаях. Кажется, получить у авиакомпании справку. Ее представитель никаких документов не выдает, просто ставит штампик и пишет на билете от руки. Впоследствии, после отправки по интернету соответствующих документов, деньги были спокойно возвращены в полном объеме.

Итак, меньше чем через сутки мне надо находиться в России, в 1300 километрах отсюда.

Предлагаю негодующему рядом казаху посмотреть, нет ли других возможностей выбраться отсюда, воспользовавшись его мобильником с интернетом. До следующего вечера подходящих рейсов нет. Для себя быстро нахожу обходной маршрут Актау — Астрахань с пересадкой в Москве, вылетающий в шесть утра и прибывающий в Астрахань в час дня. Естественно, он дороже, но вопрос уже не в деньгах, а во времени. Но, с другой стороны, не отказываться же от завершения приключения.

К этому времени в здании аэропорта из пассажиров рейса остается человек десять казахов (многие — вахтовики), включая нервозную пожилую даму и ее сонного спокойного мужа. Для развлечения присоединяюсь к возмущению дамы.

01.45. Вдоволь поругавшись с администрацией, дама предлагает выход. Она находит телефон таксиста, который за 45 тысяч тенге (на человека это 11 тысяч тенге, или 2 тысячи 200 рублей) часов за 10-11 может доставить всех желающих в Атырау. Цена не смертельная, по сравнению с самолетом даже получится сэкономить. Вокруг Каспийского моря на такси я еще не ездил.

Дама вызванивает сонного таксиста, который обещает подъехать часа через полтора. Определяю новую проблему. Вокруг активистки собралось значительное количество казахов. Я тут явно чужой и могу не попасть в список приглашенных в машину. Человека три, правда, отсеивается, поскольку с наступлением утра им предстоит ехать в пункт продажи авиабилетов в городе и получать деньги там — сотрудники авиакассы аэропорта возмещать их расходы наотрез отказываются.

Но визуально все равно остается слишком много желающих. Может быть, пора искать другой вариант? Подхожу к даме с волнующим вопросом. На мое счастье, она уже относит меня к своей команде, и я обязательно получу место в машине.

Вокруг моря на такси

04.00. Наконец в количестве четырех пассажиров без особых удобств размещаемся в машине и выезжаем. Уже идет посадка на Москву. По краю сознания проходит сожаление: я мог бы сейчас спокойно садиться в самолет, а не отправляться обратно в пустыню, в неизвестность.

Дорога не самая хорошая. Впрочем, водитель сообщает, что эту трассу построили совсем недавно, раньше было еще хуже. Вокруг раскинулось широкое море песка с отдельными вкраплениями растительности.

Слушаю байки попутчиков. Привлекает внимание история соседа-вахтовика, пару раз в месяц отправляющегося из дома в Актау на работу возле Атырау: «Рейс Атырау — Актау отменили, решил добираться через Алматы, там самолеты лучше. Добрался Атырау — Алматы нормально, но рейс Алматы — Актау направили на запасной аэродром, которым, конечно же, оказался Атырау. В результате два раза пролетел через всю страну и через сутки оказался в том месте, с которого начал. Зато денег до фига потратил».

Внезапно возникает дискуссия о сравнительно недавнем выступлении Невзорова против церкви. Ошибочно воспринимаю как наезд на православие, но окружающие сразу переходят к негативному обсуждению нового роскошного дворца главного муфтия. У них просто имеются претензии к администрациям всех церквей в целом.

Притом когда ближе к концу путешествия мы проезжаем небольшой населенный пункт Кульсары (позже прочитал, что это даже город, но при проезде впечатления города он никак не произвел), на окраине которого находится одна из мечетей, построенных местным исламским святым Бекет-атой, почти все присутствующие дружно направляются на короткую молитву.

Съезжаем с трассы и сдаем вахтовика у въезда в его рабочий поселок под подозрительными взглядами охранников. В машине становится просторнее.

Сентиментальное путешествие из Гурьева в Астрахань

Часов в 16 высаживаюсь возле железнодорожного вокзала в Гурьеве-Атырау. Заглядываю в автокассу рядом, но расписание автобусов до Астрахани не вызывает во мне положительных эмоций. Ехать всю ночь вместо того, чтобы спокойно спать в гостинице, а потом с утра мучиться на мероприятии, не слишком приятно. По счастью, возле вокзала полно зазывал, подгоняющих потенциальных пассажиров к маршруткам.

Нахожу нужное направление. Но здесь мне разъясняют, что пока машина не наполнилась, никто никуда не поедет. Планируется ожидание в течение часа, пока не придет поезд, вышедший вчера вечером из Мангышлака. И что мне мешало с гораздо большим комфортом доехать на нем? Нет же, решил на самолете полететь, чтобы пошляться по Гурьеву. Вот и пошлялся! Чемодан пока оставляю в багажнике маршрутки. Уточняю стоимость проезда.

Вижу, что примерно 500 тенге уже не хватает, поступившее предложение заплатить рублями не принимаю из-за явно завышенного курса. Направляюсь к банкомату. В прошлый раз на центральной площади Аральска курс оказался вполне приемлемым. Сейчас он тоже нормальный, но местный банк внезапно отсчитывает себе чрезвычайно приличную сумму за комиссию. Да уж, дешевле было бы заплатить водителю рублями.

Отправляемся из Атырау в Астрахань. Слева проносится центральная часть города, которую я так и не посетил. Быстро начинается разбитая асфальтовая дорога, больше напоминающая не оживленную межконтинентальную трассу между двумя могучими государствами, а третьесортную колею к Кокаральской дамбе. Россия наняла почему-то Азербайджан делать новую. Говорят, когда ее построят (но не скоро), можно будет доехать от города до города за два часа.

Идем с хорошей для такой дороги скоростью 60-80 километров в час. Иногда дыр в полотне становится столько, что машины просто съезжают на обочину. По бокам наблюдается море нефтяных качалок. Мелькают редкие поселки, в основном состоящие из кладбищ. Вдруг появляется несколько ветряков — как напоминание о торжестве цивилизации. В стороны отходят редкие следы шин на солевых отложениях. Пытаются пастись верблюды, обычно темных тонов, гораздо реже попадаются светлые. Лица женщин, торгующих у дороги шубатом, замотаны тряпками — подозреваю, что это вина солнца, а не ислама.

Снова начинается заболоченная пустыня. Поперек нашего пути наблюдается речушка. Похоже, у нее есть все шансы хотя бы один раз в год дотечь до Каспийского моря.

Приближается дельта Волги. Бродящие по протокам лошади, изящные длинные ноги которых скрыты в воде, напоминают тапиров. Но особенно ярко выглядят на фоне зеленых полей и небесно-голубых проток Волги верблюды. С рекой центральной части России ассоциировать их сложновато. Темнеет. Наконец проезжаем пограничные посты, расположенные весьма далеко друг от друга. Вот мы и в России. До Астрахани осталось всего 75 километров.

А значит, можно подвести итоги этого приключения: путешествовать по Казахстану можно, безопасно даже в одиночку, и для этого необязателен костюм Бората.

В Атырау в июне я был впервые. Нужно сразу предупредить: не смотря на то, что концентрация иностранцев в Атырау на душу населения больше, чем в зданиях некоторых посольств, назвать город туристическим никак нельзя. К тому же только отчаянный псих (как я) мог решиться гулять, как турист по жаркому городу, в котором количество скамеек в тени стремится к нулю, когда летнее солнце было в зените. В одном из выпусков программы «Орёл и решка», посвящённой Казахстану, было отмечено, что Алматы похож на город-дом, а Астана — на город-работу. После посещения Атырау, я уверенно заявляю, что эпитет «город-работа» больше подходит именно ему, тут сама атмосфера намекает, что сюда приезжают только работать, а для комфортного пребывания здесь явно чего-то не хватает. При этом у меня отчётливо возникло двоякое ощущение, когда сам город как будто гнал от себя прочь своей жарой и неуютностью, а прекрасные гостеприимные люди, которые живут здесь, напротив, украшали моё пребывание в Атырау. И, конечно же, я искренне надеюсь, что найдутся фанаты Атырау, которые в комментариях после прочтения поста расскажут, что Атырау не так плох, как кажется, и здесь есть, что посмотреть или чем заняться туристу либо гостю (кроме вариантов кафе-набережная-кафе-торговый дом-кафе-кафе-кафе). Есть при этом и действительно клёвые вещи, которые мне очень понравились в Атырау, о которых я конечно же также расскажу в посте.

Первая (одна из немногих) достопримечательность самого города — памятник Махамбету Утемисову и Исатаю Тайманову на главной площади города.

Цветы на главной площади. Дома в центре очень симпатично отделаны по крайней мере снаружи.

Центральная мечеть.

В пару кварталах от новой площади — самое старое здание, сохранившееся в Атырау — Успенский собор 1883 года. Сам город был основан в 1640 году ярославским купцом Гурием Назаровым у места впадения реки Урал в Каспийское море. Море с той поры значительно отступило, а атыраусцы никогда не отступают, оставшись жить на берегу Жайыка.

Всего в двух кварталах от новой площади. Вообще возникает ощущение, что Атырау занимает первое место в мире по количеству различных столбов. Наверное, прежнее, скандально известное руководство области зарабатывало на всём подряд, в том числе и на массовом выпуске столбов, которые в некоторых районах города стоят в несколько рядов.

Собственно центр на этом закончился. Можно пройтись по самой большой улице города, названной в честь академика Сатпаева. На заднем плане — гостиница Marriott, а на переднем баннер, который убеждает водителем в том, что Кашаган — это благо для народа Казахстана.

Даже реклама некоторых заведений здесь связана с нефтью.

Офис ТШО.

Напротив офиса — пятизвездочная гостиница и утомительный надземный переход.

Акимат и памятник султану Бейбарсу. Я бы такой памятник постеснялся поставить даже во дворе. Хотя… может быть кому-то и нравятся скульптуры, у которых издалека прекрасно видно швы между разными составными элементами.

Зато кораблики-торсыки на фонтане у набережной у акимата действительно приятные. Охотно верю, что фонтаны работают, но как раз в жару их включить было бы наиболее логичным решением.

Один из многочисленных мостов через реку Урал. Так называемый «Европа-Азия»

Я этот мост называю «Мост двоечников по географии». Кто-то услышал, что граница Европы и Азии проходит по Уралу и решил, что город находится в двух частях света и для полного счастья ещё и мост так оформил. Только не учли они, что под Уралом тут понималась не река, а горы, а южнее граница проходит по реке Эмба. То есть фактически Атырау полностью находится в Европе. Не зря же мы в УЕФА входим, ещё раз спасибо Уральску и Атырау.

Река судоходная.

То, что вода Урала мутная — совершенно нормально для равнинных рек после весеннего разлива. Говорят, что ближе к августу обычно она становится прозрачнее и в это время там лучше всего купаться.

Ну, привет, типа Азия!

Одна из старых гостиниц города — «Ақ жайық».

Ещё на подлёте к Атырау видно, что с деревьями тут не густо.

С другой стороны нравится, что есть тут и действительно люди, болеющие за свой город в плане благоустройства. Понравился энтузиазм одного из школьников НИШ Атырау, который сейчас вместе со своим преподавателем из Марокко (которая тоже состоит из пустынь) ищёт способ, как обеспечить жизнь растениям в солёной пустынной почве, причём с помощью простых подручных средств. От души желаю удачи в продолжении исследований, которые вроде уже приносят первые плоды.

Жилгородок — самый приятный район в городе, который мне очень понравился. И это совсем не сарказм. Во-первых, место было выбрано очень удачно на излучине реки за счёт чего район практически со всех сторон окружён водой. Во-вторых, здесь гуляя (причём по тени) можно видеть, как развивался и строился уже современный Атырау. Именно здесь в 1940-е годы начали строить жилой городок нефтяников, который затем развился в привычный нам город Атырау.

Многие здания в Жилгородке были построены военнопленными. Вот, например, очень симпатичный дом культуры, у которого тоже есть фонтан (и я опять же искренне верю, что он работает).

Первые дома в Жилгородке.

Очень нравится, что в старых домах были заранее продуманы небольшие колоннады, создающие тень…

…арки, создающие слегка освежающий «сквозняк».

Пугают только дворы. Мусора в них хватит, чтобы обеспечить какую-нибудь мусоросжигающую ТЭС на год вперёд. Можно в этом обвинять КСК, акимат, самих жителей, но стоит признать, пока очень многие городские дворы ужасно грязные. При этом поставить бы тут скамейки, облагородить территорию и была бы совсем другая картина. Я бы сам здесь в тени спасался от жары.

Хотя котам нравится играться с мусором.

А домики действительно классные, видно, что построены с учётом климатических условий. Не зря Жилгородок входит в список памятников истории и культуры республиканского значения.

Есть и маленькие домики, и симпатичные светофоры.

Красота, за которой просто нужно ухаживать.

Покрасили ступеньки и вид уже стал лучше. Дыра в потолке никого не смущает, либо в качестве бреда предположу, что это просто демонстрация оригинальных материалов, использовавшихся при строительстве.

Проходим чуть дальше по району и видим, что начинают появляться типовые советские здания. Замечательно, что для истории сохранили даже надпись «Труд воспитывает гражданственность и нравственность».

Красивые жилгородские балкончики, доверху набитые вещами, годами оставляемыми на случай «вдруг пригодится».

Даже советская водонапорная башня здесь выглядит очень симпатично.

Дальше интересное заканчивается, появляются уже типовые дома. К этому времени добыча нефти уже была налажена, и строителям некогда было мучаться со всякими балконами, арками и колоннадами.

Постепенно нефтяной промышленности потребовалось ещё большее количество рабочих и типовые дома стали больше и всё похоже на другие советские города.

Мне перед поездкой очень рекомендовали съездить в Сарайчик (ударение на последний слог), который был в своё время одним из торговых центров Золотой Орды, затем столицей Ногайской Орды. В своё время город соединял Европу с Хорезмом, Согдом, Китаем. В общем, как честный и любознательный турист не поехать туда я не мог.

О том, как выглядел Сарайчик всего полтора года назад очень советую почитать пост Айнуры Сугурбаевой «Воображая город прошлого». Вот пару фотографий из её поста.

Прошло всего полтора года и памятник республиканского значения, «охраняемый» государством выглядит очень плачевно.

Забор разобрали на местные нужды. Так и хочется между слов «памятник» и «охраняется государством» вставить отрицательную частицу «не».

От самих раскопок также скоро ничего не останется. Река и ветер делают своё дело. Большинство остатков стен, которые я видел на фотографиях в посте Айнуры, либо стали меньше, либо исчезли совсем всего за каких-то полтора года.

Метр за метром берег осыпается, укрепительные работы сделают наверное тогда, когда самого Сарайчика уже не будет.

Из осыпавшихся фрагментов земли открыто торчат человеческие кости жителей некогда столицы.

Местные жители явно преуспели в изучении истории лучше чем археологи. Мальчик продаёт монеты, найденные в Сарайчике, всего за 500 тенге.

Возвращаясь в Атырау, нашёл рай для КРС.

Въезд в город можно легко распознать по бесконечному количеству столбов, которые я упоминал выше.

Для иностранных работников в своё время в городе построили отдельный комплекс домиков, который так и называют «Американский городок». Прогуляться по нему без приглашения «местных» жителей не получится.

Опять же для иностранных работников построена католическая церковь в районе Авангард.

Погуляем напоследок по парку Победы. По задумке устроителей парка люди настолько обожают жару, что скамейки нужно обязательно ставить именно там, где солнечный удар наиболее вероятен. Хотя даже голуби на фотографии не рискуют выходить из тени.

Зато старая техника в парке — в неплохом состоянии.

Вечный огонь. Издалека мне сначала показалось, что это ещё один атырауский столб, но оказалось, что это штык.

Из парка Победы можно попасть на самый большой пешеходный мост в стране.

Кстати, действительно хорошее место, даже в сильную жару здесь чувствуется прохлада от реки.

Рыбаки.

А ещё с моста открывается прекрасный пейзаж с видом на нефтеперерабатывающий завод.

Спасибо за внимание! Читайте меня и в Твиттере: YakovFedorov

Помимо нефти, Атырау известен тем, что расположен в двух частях света: река Урал делит город на Самарскую (Европа) и Бухарскую (Азия) части. Атырауцы любят говорить, что живут на двух континентах.

Еще одна достопримечательность города, которой гордятся жители, — пешеходный мост через Урал. Он был построен в 2001 году и спроектирован таким образом, что не мешает судоходному транспорту и осетрам в период нереста. Этот мост попал в книгу рекордов Гиннеса как самый длинный пешеходный мост в мире.

Жизнь считается дорогой из-за того, что в Атырау живет много иностранцев — для них карьерных и финансовых возможностей здесь много. А местные жители чаще всего работают вахтовым методом. Большие зарплаты получают работники нефтяных компаний, но берут туда только людей с высоким уровнем английского языка.

Экология в городе ухудшается с каждым годом из-за Атырауского нефтеперерабатывающего завода — он считается самым крупным заводом в стране. В пригороде также есть большой нефтяной завод «Карабатан», который тоже пагубно влияет на воздух. Раньше Гурьев был зеленым городом, но из-за стройки все деревья вырубили. Озеленение проходит с трудом — почва соленая, растения не приживаются.

Климат не из лучших — летом здесь невероятно жарко, +40 градусов, зимой — холодно, а сильный ветер дует круглый год, доходит и до пыльных бурь. Лучше приезжать в апреле-мае или сентябре.

Просмотров — 5358 27.08.2018

Площадь имени Исатая и Махамбета

Место встречи изменить нельзя! Площадь имени Исатая и Махамбета – самое посещаемое место туристами и жителями Атырау, так как находится в самом центре нашего города. Когда у горожан города спрашиваешь о достопримечательностях города, все они хором назовут вам именно это место. Площадь с размером около 5 гектаров – довольно просторная для прогулок и для проведения разных мероприятий, вроде ежегодных гала-концертов и фестивалей.

Мосты

На фото Центральный мост и мост Жилгородка

Без чего житель Атырау не сможет представить свой город? Без комаров? Без грязи? Без нефти и изобилия рыб? Ха! А вот и нет! Конечно же, без мостов! Без многочисленных мостов, раскиданных по всем разным точкам города. Если вспомнить по памяти – можно насчитать целых 7 крупных автомобильных мостов по всему городу, соединяющих две стороны города, разделяющиеся рекой Урал.

Мэрриотт

В городе очень много известных отелей и апартаментов, но Marriott Executive Apartments – самый известный и узнаваемый среди всех. Во-первых, потому что – это самое высокое здание в Атырау. Во-вторых, оно находится в центре города – в самом начале самой центральной улицы Сатпаева. В-третьих, это очень красивое и фотографируемое здание – выделяется своим дизайном и видом, являясь длинным, квадратным и полностью со стеклянными стенами, тем самым очень быстро запоминается. Здесь можно не только снять апартаменты, но и сходить в сауну, бильярд, спортзал, а также в летнее время функционирует летняя терраса на шестом этаже здания с видом на город.

Пешеходный мост

Пешеходный мост – одна из самых необычных достопримечательности города и повод для гордости – мост, история которой началась еще в 2001 году, с длиной 551 метра. И вправду, говорить приезжим туристам, что у нас в городе есть сооружение, внесенное в Книгу Рекордов Гиннесса как самый длинный пешеходный мост в мире, приятно вдвойне. Он соединяет Авангард, начиная с Парка Победы и район Жилгородок, который ведет к Дому Культуры имени Курмангазы.

Мечеть

Мечеть города Атырау – место, принимающее все мусульман с распростертыми объятиями и являющее в центре внимания, не только потому, что находится в центре города, но также является очень красивым многолетним архитектурным сооружением.

Набережная

Набережная в Атырау – как отдельный мир ото всех подальше. Самое бюджетное место для свидания (парни, возьмите на заметку), ведь забываешь обо всём, когда в вечернее время видишь в воде отражение светящихся здании. Это место и для заядлых велосипедистов, бегунов или одиночных пеших прогулок, чтобы уйти в себя и собраться с мыслями.

Пляж

Все ли мы помним, как в Атырау проходит лето? Когда отметка на шкале температуры по Цельсию доходит до 60 или иногда даже превышает ее. В такое время, единственное, о чем думает человек, который не лежит дома под кондиционером, а находится на улице – «вот бы сейчас искупаться или прыгнуть в холодную воду». В Атырау такое вполне реально – вам нужно лишь дойти до городского пляжа. Возможно, вы там даже встретите своего знакомого или друга – народу там не так уж и мало.

Урал в зимнее время

Ну, а тот самый пляж, который спасал вас от жары летом, поможет вам передвигаться от одного конца до другого, без какой-либо помощи мостов зимой. Казалось бы, вещь обычная, но для жизни атыраусцев, особенно студентов, это как неотъемлемая часть их жизни и уже как традиция – зимой передвигаться именно по этому льду. Можно даже захватить из дома коньки и устроить себе небольшое веселье.

Торговый центр «Дина»

Место, где вы найдете все. Абсолютно все, что вам требуется купить. Торговый центр «Дина» — один из единственных универсальных рынков в Атырау, основанных в 2000 году. На сегодняшний день «Дина» место, без которого наша жизнь покажется нам странной и не полной, ведь ежедневно рынок посещают около 30-40 тысяч человек.

Ренко — Ривер Палас

Крыша отеля River Palace – причина всех жарких летних вечеринок. Место с бассейном на крыше – Ренко – открывает вид на весь город и двери для всех желающих искупаться в бассейне днем, и выпить чего-нибудь покрепче и потанцевать вечером – одним словом для всех, кто желает отдохнуть и повеселиться.

Акимат

Областной Акимат Атырау или «Ақ үй» как любят называть коренные атыраусцы – не только государственное учреждение, но и место для прогулок: есть двор с газоном, скамейки и даже площадь с памятником имени Султана Бейбарыса, где также проводятся множество культурных и спортивных мероприятии.

Казахский драматический театр имени Махамбета Утемисова

Один из первых театров Казахстана был основан именно в нашем городе. Архитектурно-историческое здание — казахский драматический театр имени Махамбета Утемисова находит начало своей работы с 1938 года. За историю театра, в нем были поставлены множество известных и величайших пьес и спектаклей таких, как «Абай», «Карагоз», «Енлик-Кебек», «Айман-Шолпан», комедия «Ревизор» Гоголя и «Свадьба в Малиновке» Шекспира и много-много других не менее известных представлении. На сегодняшний день в театре проводятся концерты различных эстрадных исполнителей, а также существует собственный театр молодых «Жастар театры».

Блэкберри

Если в Ренко веселятся только летом, то Блекберри работает круглый год. Круглый год веселья, танцев, живой музыки и прекрасных барменов, которые скрасят ваш вечер. По пятницам и субботам заведение работает до четырех утра, ну, а чтобы попасть внутрь, придется набраться терпения, так как он всегда забит людьми и мест, если не прийти пораньше, почти не бывает.

Ретро парк

Красивейший парк в районе Жилгородка, с множеством фонтанов, что придает свежести в летнее время, был открыт всего лишь год назад, но уже успел стать частью жизни жителей города: от школьников и студентов до взрослых, от детей до семейных парочек любят проводить свой вечер здесь, в особенности, выходные дни.

Атырау от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Атырау.

Атырау — город, который стоит прямо на границе Европы с Азией. Эта символическая граница долгие годы проходила по мосту через реку Урал. И хотя сегодня географы оспаривают такое разделение, до сих пор горожане гордятся своим привилегированным положением жителей двух континентов. А гости города, конечно, спешат сфотографироваться у памятного знака.

В целом облик Атырау — это хаос и анархия, в которых рядышком можно встретить и столетние постройки, и новейшие торговые центры и гостиницы.

Как добраться до Атырау

В Атырау есть международный аэропорт, и из Москвы сюда можно добраться примерно за два с половиной часа. Также аэропорт принимает рейсы из Санкт-Петербурга (5 с небольшим часов в пути). Можно доехать до Атырау и из столицы, Астаны, например, на недавно пущенном скоростном поезде (время в пути — 23 часа).

Поиск авиабилетов в Атырау

Немного истории

Каменные здания появились на месте нынешнего Атырау в середине 17 века. Тогда городок звали Яицким в честь реки Яик, которая впадала здесь в Каспий. Стенька Разин тоже отметился в Атырау, а после восстания Пугачёва реку при Екатерине II переименовали в Урал. Город переименовали гораздо позднее, в 19 веке, назвав Гурьевым. Старую крепость уничтожили в начале 19 века, а после перестройки город получил и нынешнее своё имя. Когда-то Атырау стоял прямо на берегу моря, но с годами Каспий мелел и сегодня отделён от городской черты. Так или иначе, до войны здесь строили рыбоконсервные заводы, а позднее — нефтеперерабатывающие предприятия: работы в Атырау хватало всем. Мало того, сюда ехали ещё и строители с целого Союза: в советские времена прикаспийские районы активно обживались и эксплуатировались.

Развлечения и достопримечательности Атырау

Исторически река, которая протекает через весь Атырау, разделила город пополам на «европейскую» и «азиатскую» части. Изначально процветала и развивалась европейская часть: тут строили церкви и жилые дома для зажиточных горожан. И сегодня в городе можно увидеть эти купеческие жилища в два этажа, нижний из камня, верхний из дерева, и более бедные, сделанные из глины (саманные). Затем азиатская половина стала догонять и перегонять соседку: здесь возводили промышленные сооружения и предприятия. А в целом облик Атырау — это хаос и анархия, в которых рядышком можно встретить и столетние постройки, и новейшие торговые центры и гостиницы. Что, впрочем, свидетельствует о быстром и динамичном развитии.

Тимур Бекмамбетов родился в Атырау.

Далеко не самая красивая, но очень значимая достопримечательность Атырау — это пограничный знак с небольшой беседочкой, который стоит на европейском берегу Урала. Нынешнее положение вещей с границей существовало далеко не всегда. Советские учёные считали, что оная граница проходит чётко по реке Урал. В 2010 г. эта версия была признана не самой удачной работниками Русского географического общества: предположительно, граница должна быть всё же южнее, и Атырау таким образом всё-таки расположен полностью в Европе. Международный географический союз пока воздерживается от оценок на этот счёт. Так или иначе, а главный мост в Атырау по сей день остаётся одной из фокусных достопримечательностей города: ведь, как считалось, именно он связывает между собой два континента.

2 вещи, которые нужно сделать в Атырау:

  1. Постоять одной ногой на одном континенте, а другой — на соседнем.
  2. Увидеть самый новый памятник Атырау, воздвигнутый в честь Хиуаз Доспановой, героической лётчицы Второй мировой войны, чья судьба была отчасти схожа с судьбой А. Маресьева.

Пешеходный мост Атырау тоже довольно интересен. Это наиболее длинный пешеходный мост через Урал, и по этой причине он даже удостоился записи в Книге рекордов Гиннесса. Длина моста превышает 550 м, а инженерная задумка, результатом которой он стал, воистину поражает воображение: подобных конструкций не делали нигде в Союзе (и до сих пор не делают). Задача при постройке моста стояла таким образом, чтобы не перекрывать судоходный маршрут и не портить нерест осетрам, которые поднимались по течению по весне. Поэтому мост сделали подвесным, закрепив на металлическом тросе его центральную часть.

В Атырау всего 8 мостов, из которых один — исключительно железнодорожный и один — только для пешеходов.

А одно из действительно самых красивых зданий города — это мечеть Имангали, что на улице Сатпаева. Диаметр ее главного синего купола — 7 м, а высота — 23 м. Мечеть украшают симметричные парные минареты 26-метровой высоты, а вместить она может одновременно 700 верующих (600 мужчин и 100 женщин).

Другая значимая религиозная городская постройка — это Успенский собор, возведённый во второй половине 19 века. Это кирпичное здание с характерными позолоченными луковками-куполами, главный из которых достигает высоты 40 м.

В историческом музее Атырау можно познакомиться не только с историей края начиная с 12 века, но и с казахской культурой. В частности, здесь можно увидеть полностью оснащённую настоящую юрту, старинное оружие 12—18 веков, статуэтки и предметы быта. Одна из жемчужин музея — кувшин, выкопанный в Сарайчике в начале 20 века: на нём до сих пор можно прочитать стихи 13 века, написанные по-турецки. А одна из самых недавних находок, переданных в музей, — это сарматский Золотой человек из захоронения 2 века до н. э. Также в экспозициях музея — казахские народные украшения 18—19 веков, серебряные, с позолотой и инкрустациями из самоцветов; древние костюмы, личные ханские ордынские печати и т. п.

Есть в Атырау и художественный музей имени Шаймардана Сариева, известного казахского художника. В коллекции музея около 1200 экспонатов, преимущественно — художественные работы местных авторов.

Окрестности Атырау

Старинное городище Сарайчик (Сарайшик) расположено примерно в четверти часа быстрой езды от Атырау в 50 км от города в одноимённом селе Махамбетского района. Это один из наиболее значимых исторических монументов страны. Считается, что именно в Сарайчике возникли корни Казахской орды. Это произошло в 13 веке, когда город захватили Чингиз-Хан, а за ним — Батый. Уже в следующем веке в городе стали процветать торговля и ремёсла: город стоял на пути торговых караванов. Сегодня в архитектурно-исторический комплекс в Сарайчике входят пантеоны семи ханов, правивших городом с середины 13 века по середину 16 века, мечеть и археологический музей.

Ещё одно интересное место в области Атырау, куда можно отправиться с экскурсией, — это меловые скалы горы Аккерегешин. Известняковые отложения формируют здесь причудливые и отчасти даже потусторонние картины, а впечатление усиливается тишиной и безлюдьем. В меловых отложениях можно видеть следы примитивных беспозвоночных и аммонитов; случалось, здесь находили и фрагменты скелетов динозавров и доисторических морских млекопитающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *