Белая вежа крепость

Саркел-Белая Вежа — крепость которую мы потеряли?
Историческая справка: Саркел (хазарск. «белый дом») — хазарский, позже русский город-крепость на левом берегу реки Дон на окраине х. Попов, между станицой Цымлянской и хутором Красный Яр в устье реки Цымла (Цымля). В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища. Более правильное (хазарское) название – Шаркил. Традиционное наименование Саркел взято из греческого языка, где звука «ш» не существует, поэтому он передан через «с».
План левобережного городища в окрестностях станицы Цымлянской.
В.И. Сизов. Труды VI Арх.съезда в Одессе, т.IV.
Одесса. 1887 г.
План местности вокруг ст.Цымлянской отображенный военными топографами (1942 г.).
Крепость построена между 834 и 837 в районе пересечении торговых сухопутных дорог с водным путем по Дону. По просьбе правителей Хазарии кагана и бека, обратившихся к византийскому императору Феофилу, строительство велось при посредничестве византийских инженеров, во главе с Петроной Каматиром. Саркел стал главным форпостом на северо-западной границе Хазарии. Несколько раз упомянут в письменных источниках. В нем базировался ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов. В 965 Саркел разгромлен князем Святославом. После этого поселение перешло под власть Руси и стала называться по-русски Белая Вежа. В киевском Софийском соборе имеется настенная надпись ХI века, в котором упоминается «Тятькюш, попин беловежский». Она содержит, кроме славянских, и тюрские слова; из нее мы узнаем, что среди тюрских жителей Саркела были христиане и христианские священники, а поминальные надписи у них допускалось делать не на церковнославянском, а на родном языке (примечание: Киевская Русь приняла крещение в 988 г.). В 1103 Владимир Мономах забрал с собой на Русь печенегов и торов. Они составляли гарнизон Белой Вежи до тех пор, пока половцы в 1117 не разорили город, и он был покинут жителями. Долгое время местоположение крепости определялось гипотетически, обычно в районе наибольшего сближения Дона с Волгой. Проведенные в 1934-36 годах в регионе раскопки позволили Михаилу Артамонову идентифицировать с Саркелом Левобережное Цымлянское городище. Крепость располагалась на мысе, отделенном от берега рвом. У стены находился второй ров. По форме крепость представляет собой четырехугольник (193,5 на 133,5м). Выстроена из обожженного кирпича, кладка бесфундаментная.
Кирпичи, применяемые при строительстве крепости Саркел. Квадрат кирпича варьировался от 24х24 см, до 28х28 см, при толщине примерно 5 см.
Толстые (3,75 м), высокие (не менее 10 м) стены усилены башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Крепость имела несколько линий обороны. Внутри делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в ее южном углу располагалась укрепленная квадратная башня — донжон.
План крепости Саркел-Белая Вежа (834-965-1117гг.)

Макет крепости Саркел-Белая Вежа (масштаб 1:500).
Цимлянский краеведческий музей. 2007 г.
Вскоре после постройки Саркел стал быстро заселяться и превратился в торгово-ремесленный город. Все внутреннее пространство было застроено жилыми домами. Население состояло из двух этнических групп: цитадель занимали тюрские кочевники (жилища в виде юрт), остальную часть – местное аланское население (жилища в виде землянок). Функционировали литейные, кузнечные, гончарные мастерские и караван-сараи. После гибели поселения, кирпичи крепости использовались местным населением для своих построек, так что к моменту раскопок от строений остались только отпечатки.
Саркел. Остатки крепостной стены.
1950 г.
Остатки крепости исследовались археологически в 1934-1936 и с 1949 по 1951 в рамках Волго-Донской новостроечной экспедиции. Обследовано менее трети площади памятника. В 1952 он затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища.
Женщины-заключенные (примерно 180 чел.),
участвовавшие в раскопках крепости Саркел-Белая Вежа.
1949-1951 гг.
Найденные предметы хранятся в Эрмитаже, Историческом музее ( Москва ) и в Новочеркасском музее истории донского казачества. До IX в. никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающими к нему лесостепными областями Поднепровья у хазар не было. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собою мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу. В течение всего этого времени оно сдерживало натиск кочевников с востока. В IX в. в этой плотине появились трещины, через которые в Причерноморские степи хлынули новые кочевые орды. Первыми сюда были вытолкнуты мадьяры. Вслед за ними появились печенеги. У славян на Среднем Днепре в это же время возникло воинственное Русское государство, тревожившее своими смелыми морскими походами византийские и хазарские владения по берегам Черного моря и представляющее серьезную опасность для Хазарского каганата. В связи с этим хазарам пришлось принимать меры для охраны своей территории со стороны западных соседей. Одним из таких мероприятий было сооружение крепости Саркел на Дону. Из рассказа византийского императора Константина Багрянородного следует, что для построения Саркела хазары обратились за содействием к своей союзнице Византии. В этом рассказе впервые и совершенно отчетливо указано, что во главе Хазарии стояли каган и бек и что обращение исходило от обоих. Византийский император удовлетворил просьбу хазар и направил для построения крепости своим союзникам спафарокандидата Петрону Каматира. Насколько важное значение придавала Византия этой миссии, можно заключить из принадлежности Петроны к высшей придворной аристократии: он был брат жены императора, Феодоры. Время построения Саркела определяется указанием у Константина Багрянородного на императора Феофила, который царствовал с 829 по 842г. У Кедрина рассказ об этом событии помещен 834 г., а у Продолжателя Феофана – перед сообщением о походе Феофила против арабов в 837г., что в известной мере подкрепляет дату Кедрина. Хотя оба последних автора заимствовали свои сведения о построении Саркела у Константина Багрянородного, который года миссии Петроны не указывает, нет оснований заподозрить точность хронологии у первого и правильность в передаче последовательности событий у второго из них. Участие Византии в постройке хазарской крепости вполне понятно – контроль дружественной Хазарии над беспокойными племенами Причерноморья был выгоден для Византии, ибо обеспечивал безопасность границ самой империи. На судах через Херсонес Петрона прибыл к месту сооружения, которое было выбрано хазарами на левом берегу Дона вблизи станицы Цымлянской у хутора Попова, где до появления Цимлянского водохранилища сохранялись остатки крепости в виде значительного городища с признаками, полностью соответствующими описанию Саркела у Константина Багрянородного.
Просматривается русло Дона покрытое «зеркалом» Цимлянского водохранилища. Там на дне остались:
крепость Саркел-Белая Вежа (хутор Попов), станица Цымлянская, хутор Красный Яр, хутор Потайновский.
Часть карты 1853 года. Хорошо видны дороги ведущие к крепости Саркел-Белая Вежа (хутор Попов). Это и есть дороги «Великого шелкового пути» — «скотопрогонный путь», «перевоз» через реку Дон . «Новый город» г.Волгодонска ограничен контурами рек: Россошь («третья балка») и Солоная. Река Жирова вела к хутору Сухо-Соленый (Шостый). Точками обозначены посадки молодого леса (хутор Лесоводск) за хутором Мокро-Соленый.
Карта средних веков. Хороши видны дороги (в том числе и «Шелковый путь») проходящие через место, где находилась крепость Саркел-Белая Вежа (ст.Цымлянская).
Карта 1389 года. Отображен маршрут митрополита Пимена рекой Дон в Азов. Этим же маршрутом позже казаки донские «сопровождали»( т.е. охраняли по договору) московских послов по пути в Константинополь. А в ст.Цымлянской пробовали свежую осетрину, царскую рыбу — стерлядь. Сохранился «Петровский пороховой погреб» в ст.Хорошевской (ст.Цымлянской).
План крепости Саркел-Белая Вежа.
Расположенная здесь крепость защищала подступы к собственно Хазарии с запада. Особо следует отметить, что Саркел возник вовсе не для контроля за водной дорогой по Дону, а тем более за переволокой из этой реки в Волгу. Именно этим объясняется невыгодное положение крепости для наблюдения за рекой, а главное за переправой из этой реки в другую, что и является основанием для настойчивого отрицания тождества городища у станицы Цымлянской с хазарской крепостью со стороны некоторых ученых, в глазах которых путанные сведения поздних письменных источников значат больше, чем бесспорные археологические факты. Они не учитывают к тому же, что в первой половине IX в. речному пути по Дону и Волге не только никто не угрожал, но мало кто по нему плавал. Этот путь приобрел важное значение только со второй половины IX в., когда здесь появились русские ладьи, по свидетельству Ибн Хордадбеха, приходившие из Днепра через Черное море. Саркел был выстроен не на речной, а на сухопутной дороге при переправе через реку и призван был укрепить пошатнувшееся положение хазар в их западных и северо-западных владениях, куда вела эта дорога из центра Хазарии – Итиля на Нижней Волге. Находясь при самой переправе и имея хорошие коммуникации с тылом, т.е. с собственно Хазарией, крепость была защищена от врагов, появляющихся с запада, не только стенами, но и широкой рекой.
Саркел. На снимке с самолета хорошо видны результаты трехлетних раскопок.
1949-1951 гг.
Саркелское городище находилось на невысоком мысу коренного берега реки, образовывавшей здесь небольшую излучину. Этот мыс, имевший около 10 га площади, был отрезан от прилегающей части берега широким и глубоким рвом и оставшимся не законченным валом. Конец мыса, площадью не более 3 га, был отделен вторым рвом, за которым и помещалась кирпичная крепость. Произведенными здесь раскопками установлено, что она имела в плане форму прямоугольника, длиною в 186 и шириною в 126 м. Кирпичные стены Саркела были в 3,75 м толщиной. По углам крепости находились массивные четырехугольные башни, на 5 м выступавшие за наружные линии стены. Кроме угловых, башни были еще и вдоль стен крепости. В двух из них – одной в западной стене, а другой в северной – находились ворота в виде пролетов, закрывавшихся массивными, окованными железными полосами деревянными створками. Внутри крепость была разделена поперечной стеной, толщиною лишь немного уступавшей наружным оборонительным стенам (3 м). Находившиеся в крепости кирпичные постройки располагались таким образом, что делили каждую из ее двух частей еще на две части. В восточной части, в которую наружных ворот не было, а вели двое ворот в поперечной стене и которая, таким образом, была наименее доступной для врагов, обнаружены толстостенные квадратные башни, по всей вероятности, представлявшие собой командные пункты и последние убежища для гарнизона. Кирпичные постройки Саркела возведены без фундаментов и сложены на извести из кирпичей квадратной формы.
Различные виды кирпичей из крепости Саркел.
Размеры саркелских кирпичей не совпадают с обычными размерами в византийском строительстве: они, во-первых, много толще, а во-вторых, меньше византийских в квадрате. На кирпичах встречаются написанные по сырой поверхности буквы, знаки, символические фигуры и схематические изображения животных и человека, которые близко напоминают начертания на камнях Маяцкого городища, а также на камнях и кирпичах древней столицы дунайских болгар – Плиски.
Рисунки на кирпичах Цымлянского городища. Хочу подчеркнуть: рисунки предназначены не для внешнего показа (должны быть расположены на торцевой поверхности), а на плоской, которые «скроются» при кладке стены. Скорее всего отображали технологию изготовления, принадлежность мастера к своему роду, а может и еще проще: рисовал мастер от скуки, не думаю над тем, как будут «ломать голову академики современности».
Знаки на кирпичах Цымлянского левобережного городища.
Начертания на кирпичах левобережного городища
История знаков на кирпичах такова: в 1887 г. после раскопок Сиова В.И., в случившийся голодный год, местное казачье население начало в больших размерах производить добывание кирпичей из городища. Несомненно, что вырывали кирпичи и раньше, но столь грандиозные формы разрушение городища приняло впервые. Рыли (по словам Веселовского) вплоть до запоздавшей в тот год зимы, даже по ночам при свете фонарей (Дело Арх. ком 15/1887, письмо Веселовского). В результате у одного купца Сивякова скопилось до 25 000 штук древних кирпичей, но кроме него были и другие скупщики. Любопытно, что городищенский кирпич вследствие своего превосходного качества первоначально ценился дороже современного, несмотря на различие в форме. В следующее лето Веселовский с помощью рабочих перебрал имевшиеся на складе у Сивякова кирпичи и сделал около 200 эстапажей со знаков. Небльшое собрание кирпичей со знаками, происходящих с того же городища, находится в Новочеркасском музее, и один кирпич хранится в Историческом мукзее в Киеве. Знаки на кирпичах в большинстве случаев сделаны просто пальцем еще до обжига, и лишь небольшая часть их выцарапана каким-то острием уже по обожженной поверхности. Кроме неизобразительных линейных фигур, «знаков», на кирпичах встречены изображения животных и людей.
Непосредственными исполнителями строительных работ в Саркеле, без сомнения, были представители местного населения. Присланный византийским императором по просьбе хазар Петрона и прибывшие с ним византийские специалисты, скорее всего, были только советниками хазар. По их указаниям крепость делалась из кирпичей, но изготовление кирпичей, судя по их форме и особенно по их характерным знакам и изображениям на них, производилось без участия византийцев и не по византийским образцам; кладка стен также не византийская. Саркел не был византийской крепостью и как произведение зодчества. Специфически византийского в формах открытых раскопками построек ничего не обнаружено, за исключением «мраморных колонн и капители», очевидно привезенных Петроною из Херсонеса для украшения церкви (базилики), по понятиям византийцев – обязательной принадлежности крепости.

Мраморные колонны из крепости Саркел. Новочеркасский музей.
2007 г.
Однако эти архитектурные детали не были использованы в строительстве (по мнению Артамонова М.И. — нет, по мнению Сизова В.И. — возможно!), что особенно ярко свидетельствует об ограничении инициативы византийцев хазарами (Артамонов М.И.). Однако по отчетам Веселовского 1887г. и Часовникова 1888г. в докладе в Петербургском Археологическом институте сообщает, что «… в северной части городища найдены остатки небольшого здания, сложенного из четырехугольных плит белого известняка, чередующихся с рядами кирпичей. Это был, по всей вероятности христианский храм. Здесь жителями были найдены два больших обломка мраморных колонн и мраморная капитель».
Капитель из Саркела. Новочеркасский музей.
2007 г.
По типу исполнения, вероятно, этот храм был выполнен как БАЗИЛИКА, крестово-купольное архитектурное исполнение храмов (до образования Руси) только возрождалось. Хорошо сохранились БАЗИЛИКИ в Херсонесе (Севастополь). Они ровесницы Саркела и дают хорошее представление об ее устройстве.
Общий вид Базилики из Херсонеса. Севастополь.
Внутреннее устройство Базилики. Херсонес. Севастополь.
Петрона бесспорно оказал содействие хазарам своими техническими советами, но вместе с тем ясно, что Константин Багрянородный сильно преувеличивал его роль в сооружении Саркела. По всей вероятности, постройка Саркела была отнюдь не главной задачей Петроны; помощь хазарам в строительстве крепости могла послужить только прикрытием для основной цели, которую преследовала его миссия. Она заключалась в ознакомлении на месте с той новой обстановкой, которая сложилась в Хазарии после утверждения там иудейства, и в Восточной Европе в целом в связи с появлением мадьяр и формированием Русского государства на Днепре. Участие Византии в сооружении Саркела было дружественной демонстрацией готовности империи разделить с хазарами усилия по борьбе с новыми общими врагами. С самого начала своего существования Саркел был занят сравнительно многочисленным населением, которое все помещалось внутри кирпичной крепости и состояло из двух этнографических групп, отчетливо различавшихся между собой. Одна, жившая в землянках с земляными же (в виде ямки) очагами в середине пола и изготовлявшая посуду на гончарном круге и принадлежала к населению Подонья, представленному в археологических памятниках так называемой салтовской культурой. Поселения этой группы известны не только между Донцом и средним Доном, но и на нижнем Дону, и в восточном Крыму, и на Таманском полуострове. Это было оседлое земледельческое население, занимавшее в Саркеле западную наиболее доступную часть крепости, в которую вели наружные ворота. Вторая группа сохраняла яркие признаки кочевого быта, жила в легких наземных сооружениях, устраивала очаги из четырех поставленных вертикально кирпичей, изготовляла посуду от руки и для варки пищи пользовалась глиняными котлами с внутренними ушками для подвешивания. Она помещалась за поперечной стеной, в восточной, наименее доступной части крепости, представлявшей своего рода цитадель и имевшей внутри боевые башни – донжон. Это группа, без сомнения, составляла военный гарнизон крепости. По данным Константина Багрянородного, гарнизон Саркела состоял из 300 человек и ежегодно сменялся. Эти сведения блестяще подтверждаются археологическими наблюдениями.
Гарнизон Саркела составлялся из самих хазар или другого подвластного им кочевого тюрского племени, о чем свидетельствует его культура, представленная находками в Саркеле, а в особенности погребениями в могильнике, расположенном возле крепости. Здесь под небольшими курганными насыпями человеческие скелеты нередко находились вместе с частями коня, как это было обычно у кочевников того времени (гузов и печенегов). Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной, но поскольку хазары находились в близком этническом родстве с болгарами и издавна жили вместе с ними, естественно предположить, что она была сходной с болгарской, известной по памятникам Дунайской Болгарии и Среднего Поволжья. По ряду признаков болгарская культура совпадает с салтовской культурой и во многом тожественной с ней культурой северокавказских алан. Антропологический тип погребенных: вместо длинноголового здесь преобладает короткоголовый физический тип и встречаются субъекты с монголоидными чертами. Именно этого типа население с салтовскою культурою занимало Саркел и жило в ряде поселений на Нижнем Дону. Оно несомненно было тюркоязычным, так как на Нижнем Дону найдены встречающиеся в комплектах салтовской культуры баклажки с тюркоязычными надписями, исполненными тем же алфавитом, что и надписи Маяцкого городища. Отдельные буквы того же алфавита находятся на кирпичах и сосудах из Саркела, что в особенности убедительно свидетельствует о связи тюркоязычных надписей на баклажках с нижнедонской группой, или точнее, вариантом салтовской культуры. Тот факт, что военный гарнизон хазарского Саркела несомненно относится к совершенно другой этнографической группе, не имеющей ничего общего ни с одним из известных вариантов салтовской культуры, нисколько не колеблет изложенное предположение. Надо иметь в виду, что правительство Хазарии опиралось на наемное и, хотя это достоверно известно только для Х в., можно думать, что такое положение сложилось много раньше. Наемное войско дало возможность хазарскому царю держать в своем подчинении не только подвластные хазарам племена, но и самих хазар, или, точнее, их вождей, которые в процессе феодализации лишь в силу необходимости подчинялись центральной власти. В соответствии с этим гарнизон Саркела состоял не из хазар или болгар, а из находившегося на службе у хазарского царя какого-то тюрского племени, по этнографическим признакам близкого к гузам или печенегам. В связи с рассматриваемым вопросом особое значение приобретает отношение Саркела к небольшой, но сильной крепости, остатки которой находятся поблизости от него на противоположном высоком берегу Дона и известны под именем Правобережного Цымлянского городища.
Правобережная Цимлянская крепость. Реконструкция на основе раскопок и плана 1743 г.
Раскопки Правобережного Цимлянского городища.
Археолог Флеров В.С. (РАН).

Главнаяkeyboard_arrow_right Городская власть keyboard_arrow_right Исполнительная власть keyboard_arrow_right Администрация Московского района г.Бреста keyboard_arrow_right Новости

В ГУСО «ЦКРОиР «Веда» Московского района г. Бреста состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню защиты детей

Белорусское государство делает все возможное, чтобы каждый ребенок был окружен заботой и любовью. Александр Лукашенко сказал: «Все мы – дети одной дружной семьи, и Родина, как трепетная мать, старается любовью и заботой согреть каждого из нас». Свидетельством этого является работа ГУСО «Центр коррекционного-развивающего обучения и реабилитации «Веда» Московского района г. Бреста, где 1 июня 2017 года состоялось праздничное мероприятие, посвященное Дню защиты детей.

В мероприятии приняли участие глава администрации Московского района г. Бреста Вячеслав Дашкевич, заместитель главы администрации Московского района г. Бреста Алла Ульяницкая, начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Московского района г. Бреста Виталий Щерба.

Поздравляя ребят, глава администрации отметил, что День защиты детей — это не только праздник, но и напоминание нам, как уязвимы и беззащитны дети в непростом, взрослом мире. Важно, чтобы забота о детях, их защита и поддержка проявлялись не только в праздничный день, а были ежедневной и ежечасной. Видеть радостные улыбки детей, слышать их звонкий смех, радоваться их талантам и открытиям – лучшая награда для взрослого человека.

Справочно: ГУСО «Центр коррекционного-развивающего обучения и реабилитации «Веда» Московского района г. Бреста создан в 1998 году.

В центре функционируют 5 дошкольных групп (31 воспитаник), 5 классов (38 обучающихся) с 10,5-часовым пребыванием воспитанников и обучающихся.

Ежегодно более 1000 детей проходят психолого-медико-педагогическое обследование, работает: 5 учителей-дефектологов, 2 педагога-психолога, педагог социальный, 16 воспитателей, 5 учителей классов, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель.

Работают 4 методические объединения: учителей-дефектологов специальных классов/классов интегрированного обучения и учителей надомного обучения; учителей-дефектологов специальных групп /интегрированных групп и ПКПП дошкольных учреждений образования; учителей-дефектологов ПКПП средних школ; школа молодого учителя-дефектолога.

Каменецкая башня (каменецкий столп) — это не «Белая вежа»! (хотя прозвище так прилипло, что во веки не отмыться). Написано про неё много, однако больше вопросов нежели ответов об её строительстве, истории, реставрации. Ну, обо всем по порядку…

Коротко для туристов и гостей нашего города

При посещении музея «Каменецкая башня» Вам предлагается: осмотр залов музея без сопровождения экскурсовода; тематическая экскурсия (продолжительность 60 минут) по экспозиционным залам; обзорная экскурсия с посещением смотровой площадки (продолжительность 30 минут).

Время работы музея: с 1000 до 1800 (вход посетителей до 1715)
Выходные дни: понедельник и вторник
Вторая среда каждого месяца установлена днём бесплатного посещения музея
Выйти на смотровую площадку музея можно только с экскурсоводом!

А теперь Каменецкая башня

Задумка

Как оказалось, жизнь на этих землях в стародавние времена была совсем не легка. Здешние территории, как и сейчас, были пограничными, но не с западом и востоком, а с севером и югом. А повоевать тогда весьма и весьма любили! И не с ружьями-автоматами, а с мечами-копьями, да лицом к лицу!

Не секрет, что в 13-ом веке здешние территории находились во владении Галицко-Волынского княжества, а примерно с 1272 года1 на престол взошёл Владимир Иоан Василькович (довольно интересная историческая личность). Известно, что до сего момента каменецкая земля обезлюдела от продолжительных и кровопролитных войн1 (лишь ятвяги прятались по вековым пущам), на западе были проблемные отношения с Польским королевством, с севера наседало молодое Великое княжество Литовское. Что делать? Князь Владимир принимает стратегическое решение — укреплять границы.

И посла Володимиръ мужа хитра, именемь Алексу, иже бяше при отцѣ его многы городы рубя, и посла й Володимѣръ с тозѣмьци в челнох воз верхъ рѣкы Лосны, абы кдѣ изнаити таково мѣсто городъ поставити. Се же изнашедъ мѣсто таково, и приѣха ко князю, и нача повѣдати. Князь же самъ ѣха с бояры и слугами, и улюби мѣсто то надъ берегомъ рѣкы Лысны. И отреби е, и потомъ сруби на немь городъ, и нарче имя ему Каменѣць, зане бысть земля камена

Отсебятина: в той же самой Галицко-Волынской летописи находятся основания полагать, что башня строилась на окраине существовавшего поселения Камень.

Древний Каменец. Реконструкция по материалам М.А.Ткачёва, рисунок Я.С.Кулика(2)

Фундамент

Нашим пращурам пришлось решать сложную задачу, а именно — соорудить многотонную и высокую конструкцию на болотистой почве (малейший просчёт и ваше сооружение повторит подвиг Пизанской вежи, но с более мрачными последствиями). Решение таково: делается фундамент, внешне похожий на гигантскую хоккейную шайбу, 16м в диаметре и толщиной 2.3м из булыги (полевого камня крупных размеров) пересыпанного мелким речным песком на дубовой основе (вероятно), причем специально камни ни чем ни скреплялись (казалось, можно бетончику плеснуть и арматуры вкинуть?). Сделано это для распределения огромного давления башни на более широкую площадь.

Разрез башни. Фундамент (2)

За правильность выбранной технологии говорит тот факт, что совковое убожество (ой, простите, здание СШ №1), стоящее в нескольких саженях от вежи и имеющее бетонный «прочный» фундамент треснуло как яйцо (пришлось стягивать его стены тросами). Аналогичные явления наблюдаются и в других строениях. Труда на это действо положено немерено, потому и бытует в народе жестокий праклён «Чтоб ты всю жизнь на замок камни таскал».

Как долго строили? Историки на этот вопрос отвечают размыто — где-то между 1276 и 1288 годами. А я осмелюсь согласиться с версией Г.С.Мусевича, изложенной им в статье «Памятник рукотворный» (2 издание, написанное в 2005 году, хранится в Каменецкой центральной районной библиотеке). Вашему вниманию всего лишь два факта:

1. Позволят ли постоянные боевые действия начинать долгострой? Нет! Какой смысл строить 10 лет, если к тому времени башня может оказаться в руках врагов или в собственном глубоком тылу?

2. Оглянитесь назад, на церковь, и сравните объём работ. Так вот, церковь строилась всего лишь 2 года (с 1912 по 1914 годы)!

Каменецкая башня, разрез

Стены

Строительный материал – обыкновенный кирпич с необыкновенными свойствами – «пальчатка» размером 26.5х13.5х8 см. По преданию изготовитель кирпичей проверял глину, пробуя её на вкус. Затем добытая глина просеивалась от камней и замешивалась в определённой пропорции с песком и другими «органическими добавками»: кровь животных и белки яиц. Формовка кирпичей производилась не круглый год, а лишь во время строительного сезона (в период от поздней весны до ранней осени, около 100 календарных дней).

Кирпич-«пальчатка» (пример)

После замеса глину набивали в деревянную форму-рамку, излишки глины обрезались ножом-«правилом», а по верхней и нижней грани пальцами рук делали продольные параллельные борозды (вот она «пальчатка»!). Получившиеся углубления обеспечивали большую площадь контакта кирпича со строительным раствором, что обеспечивало большую прочность кладки. После сушки «сырца» производили обжиг в специальных печах – материал готов, теперь можно ваять шедевр…

Кладку ложили «по-вендски» чередованием двух «ложков» и одного «тычка». Впервой этот метод применили в Ломбардии в конце XII в, а затем переняли в Германии, Польше, Ливонии. Разумеется, древние архитекторы и мастера других строительных специальностей не изучали в наших ВУЗах историю КПСС, и конечно же, не знали решения очередного идиотского съезда партии и правительства, потому всё очень тщательно продумывалось и качественно строилось.

Вендская кирпичная кладка»Тычок»»Лажок»

Ещё одна фишка в постройке башни — известь (цемента тогда не было). К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века (очередная пафосная легенда?). Пролежав в земле якобы сто лет, она становилась мягкой и пластичной, точно масло. Когда замешивали раствор для кладки, к гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных (в 1998 году во время раскопок недалеко от башни нашли захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра). Отсюда-то и пошло выражение «строить на крови», а не от человеческих жертв, как принято считать.

В башне сохранились гнёзда от деревянных балок перекрытий, которые делили её на пять ярусов. Каждый ярус имеет бойницы. В нижних четырёх они одинаковы и расширяются во внутрь.

Форма бойниц на нижних 4-х ярусах

На четвёртом ярусе в сторону реки виден один большой стрельчатый проём, под ним отверстия от балок, на которых в прошлом держался балкон — это один из входов в башню.

Вход в башню на высоте 13 метров

Бойницы пятого яруса расширяются и внутрь, и наружу, форма их также стрельчатая.

Форма бойниц на 5-м ярусе

Между этими бойницами размещаются четыре плоские ниши. В старину именно их штукатурили и белили.

Декоративная ниша

Все пять ярусов были соединены между собой деревянными лестницами. Ещё одна, кирпичная, спрятана в толще стены.

Лестница в стене

Она ведёт с пятого яруса «на зубцы» и освещается двумя маленькими окошками.

Крыша и боевая площадка

Попав на обзорную площадку, ограждённую зубцами, переполнитесь впечатлениями, и вы поймёте, каково это было поливать горячей смолой головы тевтонов с высоты 30 метров! Вежу увенчивают четырнадцать зубцов, через один прорезанные сквозным смотровым отверстием.

Зубцы

Если предположить, что эти отверстия были изначально (все зубцы как минимум два раза полностью реставрировались), то, вероятно, они служили в качестве наблюдательных окон во время интенсивного обстрела.

Наблюдательное окошко в зубце

Боевая площадка располагалась по периметру и представляла собой уступ шириной около полутора метров, находящийся перед зубцами.

Современный купол на башне и боевая площадка перед зубцами

Доподлинно известно, что крышей служил кирпичный свод над пятым ярусом, даже сохранились его несущие элементы. По периметру между куполом и стеной башни проходил жёлоб, в который собиралась вода и отводилась наружу стен через 4 сквозных канала.

Внешний вид

Пусть Каменецкая башня и строилась ради войн, но и в этом случае не стоит забывать о внешности – строили ведь давно, а тогда знали толк в красоте! Её внешний облик простой и лаконичный.

В верхней части башни, под зубцами, имеется «лента» из 4 рядов кирпичей, положенных «на угол».

Декоративный орнамент под зубцами

Этот декоративный орнамент придаёт сооружению дополнительную выразительность и подчёркивает древность местных архитектурных традиций. Верхний вход (на фото выше) обрамлён скромным готическим порталом. Ранее на этом месте был ещё и балкон, о чём свидетельствуют отверстия для балок внизу проёма. Кстати, входы делались очень узкими осознанно: если противник прорывался к двери, то одновременно мог пройти только один человек, а уж одного заколоть проще, чем толпу вражин. Кроме того, как было написано выше, четыре ниши на 5 ярусе белились, что придавало строгому и величественному сооружению черты скромной красоты.

Характеристики башни

В итоге сдали объект со следующими характеристиками: высота — 17 маховых сажень (от фундамента 30.15м), наружный диаметр — 13.5м, толщина стены — 2.5м. Диаметр фундамента 16м., его высота больше 2-х метров. Первые два этажа — схрон для еды, питья и прочей хозяйской потребы, последний — арсенал, остальное жилплощадь для бойцов. Кстати, на первом ярусе был родниковый колодец — проблем с водой во время осады не было. Общая площадь всех ярусов 300м2 позволяла разместить большое количество людей, активно участвующих в обороне.

Реставрации и нездоровая белизна

У памятника очень счастливая судьба. В свое время была построена целая группа волынских башен: в Бресте, Турове, Гродно, Волынске, Чарторыйске, Холме, Луцке, Полоцке, Новогрудке. Но там уже ничего подобного нет, посему приезжайте снова притронуться к тринадцатому веку нашей истории!

Однако уже в XIX веке «прежде грозная вежа стояла хоть и твердыней, но как развалина», посему и удумали власти провести реставрацию.

Удручающий вид в конце 19 века

А поводом послужила неуемная жизненная энергия местного православного священника Льва Паевского, который добился аудиенции с императором Российской империи Николаем II и успешно «выбил» из царя обещание начать реставрацию башни и церкви.

В конце XIX века был объявлен конкурс проектов по приведению вежи в потребный вид. Удалось найти эскизы двух проектов: господ Суслова и Плотникова.

Проект И.К.ПлотниковаПроект В.В.Суслова

Скромность победила, и в 1903 году под руководством академика В.В. Суслова и реставратора А. Покрышкина начались работы. Для такого благородного дела приехал гродненский специалист по кирпичным и земляным делам А. Артишевский, а С. Дранюку, крестьянину из Мотыкальщины, заказали кирпич (около 10.000 штук). Итог 2-годичной работы таков: остатки деревянных укреплений и вала ушли в вечность, вместо этого был насыпан новый земляной вал и обложен колотым камнем; сквозь вал проведены 3 дренажных канала; восстановлены повреждённые зубцы и участки стены; подземный вход сделан главным входом в вежу.

Вал, выложенный колотыми камнямиСовременный вход в башнюДренажный каналНа фото чётко видна граница старой кладки и кладки 1903-1905 годов

Во время Первой мировой войны Каменецкая башня претерпела очередное мучение от человеческих рук — были разрушены зубцы. И так она стояла до окончания двух мировых мясорубок, пока в 50-х годах на неё снова обратили внимание.

Каменецкая башня в межвоенный период

Со слов местных жителей башня после войны представляла собой отхожее место. Местное руководство не оказалось в стороне и вскоре башня обрела приличный внешний и внутренний вид, как на фото ниже.

Башня в 1953 году

Далее… Очередная находка старой фотографии позволила предположить, что аккурат к 40-летнему юбилею октябрьской революции 1917 года в России башню побелили. Так сказать, восстановили «историческую справедливость» по отношению к названию «Белая вежа».

Побеленная Каменецкая башня

Однако одна любопытная брошюрка 1968 года издания(4) внесла сумятицу в поиск ответа на вопрос: по какому поводу её побелили и в каком таки году? Со слов авторов башню побелили в 1960 году. Именно в этом году Каменецкая башня стала краеведческим музеем, бессменной смотрительницей которого являлась, преданная своему делу Галина Тарасевич (уникальная для нашего города женщина, потрясающая своей эрудицией властителей мира сего, которые посещали вежу; в 1998 году награждена медалью Франциска Скорины).

Галина Константиновна Тарасевич

Уж много совпадений для одного маленького события, но ответ надо бы найти. Интересно ведь .

Продолжим. В советское время даже побелить нормально не могли, поэтому башня со временем приняла жуткий вид.

Побелка облезает, 1975 год

Однако были горазды использовать её в качестве молчаливого идеологического рупора.

Шедевр идеологической мысли

И всё же в 1996 году для наведения исторического порядка – очистки башни от побелки – были приглашены альпинисты. А с 1998 года началась долгожданная и долгоиграющая реставрация (закончилась в 2005 году), результаты которой всякий гость нашего края может увидеть по нынешнее время: заменили все перекрытия, установили принципиально новую лестницу особой конструкции, дабы исключить трагические случаи среди посетителей (кстати, таковых случаев башня-то и не припомнит!), обновили купол и наполнили все ярусы экспонатами.

Современная экспозиция в башне

В 2012 году площадке вокруг башни придали современный (к сожалению, не самый лучший) вид.

Любопытные факты и предположения

1. Подземный ход был! Об этом в своей книге упоминает о.Лев Паевский(5), который лично засвидетельствовал этот факт. На западе от башни, на холме, где ранее была фильмотека, а сейчас пустырь, до 1742 года находился княжеский дворец. Позже здесь построили здание мужского и женского училищ. В давние времена, когда производился ремонт училища, под землей была найдена кирпичная кладка по направлению к башне, на которую никто не обратил внимания, и благополучно уничтожили.

«Загадочный» вход внизу башни на гравюре Наполеона Орды, 1876 год

2. Температура. Со слов Галины Константиновны Тарасевич до реставрации 1998-2005 годов в башне в любую пору года был одинаковая температура +12оС

3. Говорят, наверху башни начались необратимые процессы разрушения. Посему вполне возможно скоро над зубцами мы увидим шатровую крышу…

4. Один коренной каменчанин указал на крест, выбитый в кирпичах.

Крест на стене башни

Естественно, с чувством гордости он заявил, что крест каким-то хитрым образом указывает месторасположение послания от первых строителей вежи. На самом деле крест выбит на свежей кирпичной кладке 1903 года. Посему он может указывать лишь на… что?

Понравилось? Поделись!

Один из главных символов Брестской области – Каменецкая башня – расположен в городе Каменец. Памятник архитектуры многие ошибочно называют «Белой Вежей». По одной версии, ложное название пошло в народ после того, как автор книги «Беловежская пуща» указал, что вежа стоит на реке Белая. Другие склоняются к версии, что неверное название возникло по вине местных краеведов, которые настаивали, что башню в древности белили. К слову, побелили ее только в начале 1950-х, но позже, во время реставрации во второй половине 90-х годов, стены очистили от побелки.


Кто бы ни был прав, а факт остается фактом: ошибочное название прижилось и вышло за пределы не только Каменца, но и Брестской области. Сейчас можно встретить табличку «Белая вежа» на стенах санатория, казино, ресторанов, магазинов, а также на афише международного театрального фестиваля, который ежегодно проводится в Бресте.

Осада мародеров

Каменецкая башня была построена между 1276 и 1288 годами. В XIII веке эта земля входила в состав Волынского княжества. Башня и город Каменец были построены по указу князя Волынского Владимира Васильковича. Он пригласил к себе зодчего Алексу и велел ему найти место за городом Берестье, чтобы основать город. Алекса выбрал место на берегу реки Лесной в 30 верстах от Берестья.

Много испытаний пришлось на долю башни. Однако значительный ущерб ей нанес не меч, а рука человека. В XVIII веке сюда захаживали мародеры, которые растаскивали кирпичи на хозяйственные нужды.


Как пишет БЕЛТА, с усовершенствованием техники башня утратила свое оборонительное значение. Инвентари XVIII века рисуют унылую картину заброшенности: «Нижний ярус без двери и какого-нибудь закрытия; вежа сверху замурована, внутри поруйнована, в окнах нет стекол (1728 г.)». Как и многие историко-архитектурные памятники, ее пытались разобрать на кирпич в 1822 году, но не смогли: связка и известковый кирпич так отвердели за века, что весь столп словно превратился в один большой камень.

Изначально вход с земли в башне отсутствовал. Как пояснили сотрудники музея, обычно в подобных оборонительных сооружениях вход располагался в 10 метрах от земли. В Каменецкой башне вход находился еще выше – на четвертом ярусе, а высота составляла почти 16 метров. Попасть внутрь можно было по приставным деревянным лестницам. Сегодня древний вход замурован, а туристы попадают в башню по новому, сделанному во время реставрации в начале XX века.

Сквозь тернии…

Экскурсия по Каменецкой башне начинается с первого яруса. Ранее здесь было подвальное помещение, где воины хранили продукты питания. Из подвала до реки Лесной проходил тайный ход, по которому в случае длительной осады можно было доставить защитникам провиант. Однако во второй половине XIX века лаз был закрыт, и его никто не восстанавливал.

На первом этаже представлен фрагмент реконструкции подвального помещения конца XIII века и триптих, рассказывающий об истории строительства башни.

По узкой лестнице посетители музея поднимаются на второй ярус. Здесь мы знакомимся с историей региона.

Под стеклом выставлены предметы, которые обнаружили во время раскопок курганных могильников, датированных X веком и археологические находки XIII века из городища Каменец. Представлены предметы быта, фрагменты глиняной посуды.

Один из самых популярных среди туристов экспонат – макет Каменца и Каменецкой башни по состоянию на конец XIII начало XIV века.

На следующем этаже нас знакомят с историей города в период ВКЛ.

«В это время город Каменец стал важным ремесленным и торговым центром окрестных земель. В Каменце в разное время проживало до 1,5 тысяч человек, было городское самоуправление, появились рыночная площадь, улицы Брестская, Литовская, Воскресенская, Рождественская, Пасечная и др.», — сообщает табличка на одном из стендов.

На стеллажах представлены предметы, найденные во время археологических раскопок. Внимание туристов привлекает бронзовый перстень конца XII века из городища Каменец. Еще одна уникальная находка — древний крест-энколпион, в котором хранили мощи святых.

Оборона и реставрация

Четвертый ярус посвящен развитию оборонительного зодчества Беларуси и башням, построенным между XIII и XIV вв. Отдельного внимания заслуживает макет Каменецкой башни в разрезе. Благодаря инсталляции можно представить, как выглядела башня изнутри несколько столетий назад: где располагались комнаты отдыха, оружейная, столовая, склад с провизией.

Отдельный стенд рассказывает о реставрации вежи. Первая была проведена в 1903 году по проекту академика Суслова. В результате вокруг башни был снят трехметровый слой земли. Вокруг башни насыпали и обложили камнем кольцевой вал. Кроме того, были заложены кирпичом разрушенные участки стен и зубцов, уложены деревянные междуэтажные балки.

Следующая масштабная реставрация была проведена во второй половине 90-х. Строители заменили деревянные настилы четырех ярусов, вместо деревянной лестницы появилась металлическая, сооружен деревянный купольный свод с оцинкованной крышей, выложен булыжником пол первого яруса, проведена работа по очистке наружных стен башни от побелки.

Пятый ярус музея знакомит посетителей с военной историей региона.

На стенах представлены восточнославянское и западноевропейское оружие XIII-XIV веков и доспехи. Отдельного внимания заслуживает полное облачение восточнославянского воина и западноевропейского рыцаря конца XIV столетия.

Завершается экскурсия на крыше башни.

Со смотровой площадки открывается замечательный вид на Каменец и окрестности. Здесь же проводится обзорная экскурсия «Архитектурные памятники г. Каменца».

Туристы довольны

Судя по отзывам, музей туристам по душе. Пользователи Google выставили Каменецкой башне 4,8 баллов из пяти. Примерно такой же рейтинг и на популярном сайте tripadvisor.

Москвич Pavel T музеем остался доволен. По его собственному признанию, посетил его случайно — забирал права из ГАИ после того, как не пропустил кортеж «некого чиновника».

«По правилам, если кортеж едет навстречу, надо сворачивать на обочину», — делится своим опытом пользователь на странице сайта.
«Лучше посещать до приезда экскурсий, так как можно практически в одиночку подняться и любоваться видом на сам город», — добавляет он.

Положительные эмоции остались и у гостя из Твери:

«Всем рекомендую доехать до этого места и обязательно подняться на зубцы — виды ошеломляющие, а потраченного времени будет совсем не жалко. А если у вас есть еще время, то стоит доехать и до Беловежской пущи».

«Был с детьми. Очень недорогая, но очень интересная экскурсия. Рекомендую всем», — пишет Андрей Самойлюк.

Негативных отзывов найти не удалось. Единственное, на что жалуются туристы, – касса не в башне, а немного поодаль.

Стоимость билета (данные на август 2014)

Филиал Брестского областного краеведческого музея «Каменецкая башня» расположен в городе Каменец по адресу: улица Ленина, 3а. Телефон для справок: 8 (01631) 22-564.

Цена билета: школьный – 6 тысяч белорусских рублей, студенческий – 7 тысяч рублей, взрослый – 12 тысяч рублей. Стоимость экскурсии (с выходом на крышу) – 30 тысяч рублей.

Важно: Выход на крышу предусмотрен только в рамках экскурсии. Несовершеннолетние дети на крышу башни допускаются в сопровождении взрослого.

Источник информации: Станислав Коршунов / TUT.BY в рамках социального и культурно-образовательного проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *