Эрехтейон храм

Эрехтейон — пожалуй один из самых запоминающихся храмов Афинского Акрополя, который вполне может поспорить по популярности с Парфеноном. Этот памятник древнегреческой архитектуры построен в 421-406 годах до нашей эры и посвящен главным греческим божествам: Афине и Посейдону, а также афинскому царю Эрехтею. Ежегодно миллионы туристов со всего мира приезжают в Афины, чтобы своими глазами взглянуть на уникальную архитектуру храма, глубже погрузиться в его историю и, конечно же, увидеть знаменитый портик кариатид, который стал не только визитной карточкой Акрополя, но и всего города. Для тех, кто хочет узнать об этом храме чуть больше, чем пишут в путеводителях, мы решили собрать в одной статье всю самую интересную информацию об истории Эрехтейона и его архитектуре.

Храм Эрехтейон — визитная карточка Акрополя

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами — «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Храм Эрехтейон в наши дни

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Храм Афины, Посейдона и Эрехтея

Основная функция храма (помимо религиозной) — хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Эрехтейон

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Священный Эрехтейон в Афинах

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Селфи на фоне Эрехтейона — обязательная часть программы большинства туристов

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Эрехтейон в 1905 году © pastvu com

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Иногда вместо блоков — подпорки

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Эрехтейон располагается на нескольких уровнях

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Храм царя Эрехтея

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Внешние украшения Эрехтейона почти не сохранились

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Эрехтейон

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

Отверстие в крыше, где согласно мифу Зевс ударил своей молнией

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название — портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Портик Пандросы

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид — самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид

Портик кариатид в Афинах

Оливковое дерево Афины в Эрехтейоне

Современные посетители Акрополя могут заметить рядом с Эрехтейоном серебристо-зеленое дерево оливы, которое очень эффектно выделяется на фоне мраморных стен храма. Это дерево было посажено в 1920-е года на месте, где по описаниям античных путешественников, росла олива, подаренная афинянам богиней Афиной.

Оливковое дерево в Акрополе

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

Храм Эрехтея

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа — Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон — визитная карточка Акрополя

Информация для посещения Эрехтейона

Увидеть Эрехтейон можно только во время посещения Акрополя. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), еще 5 евро придется заплатить за билет в Новый музей Акрополя, чтобы увидеть оригинальные статуи кариатид. Доступ к храму открыт круглогодично: летом с 8:00 до 19:30, а зимой до 15:30.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Эрехте́й или Эрехфе́й (др.-греч. Ἐρεχθεύς, лат. Erechtheus) — в древнегреческой мифологии царь города Афины, сын Пандиона и Зевксиппы, брат Бута, Прокны и Филомелы.

Мифы об Эрехтее

Согласно Аполлодору, у Эрехтея был брат-близнец Бут (муж Хтонии, дочери Эрехтея). После смерти отца братья разделили отцовское достояние: царскую власть унаследовал Эрехтей, а должность жреца Афины и Посейдона Эрехтея получил Бут. Такое же разделение власти они передали и своим потомкам.

У Эрехтея и его жены Пракситеи было несколько дочерей: Протогения, Пандора, Прокрида, Креуса, Орифия (жена Борея), Хтония (жена Бута) и Меропа (жена Эвпалама). Согласно Фанодему, его дочери именуются Гиакинфидами.

Во время правления Эрехтея произошла война между Афинами и Элевсином. Элевсинцев возглавлял Евмолп Фракийский (сын Хионы, внук Орифии и правнук самого Эрехтея). Дельфийский оракул предсказал, что Афины в этой войне спасет только смерть одной из трех дочерей Эрехтея (возможно, имелись в виду незамужние дочери). Он принёс в жертву дочерей, либо только старшую дочь в жертву Персефоне. По одной версии, в жертву была принесена Хтония, по другой — две её старшие сестры, Протогения и Пандора. Так как дочери Эрехтея поклялись друг другу, что если одна из них умрет, остальные убьют себя, то после жертвоприношения они все выполнили обещание.

В решающей битве Эрехтей убил Евмолпа (или Иммарада, сына Эвмолпа), но и сам пал в сражении, либо атакованный трезубцем Посейдона (по трагедии Еврипида «Евмолп»), либо по просьбе Посейдона пораженный молнией Зевса. Согласно Еврипиду, он был убит Посейдоном, затопившим его в доме.

После смерти Эрехтея бразды правления перешли к его старшему сыну Кекропсу (его брату, если следовать поэту Кастору).

Среди других сыновей Эрехтея упоминаются: Орней, Метион, Пандор, Феспий и Эвпалам (также называемый сыном Метиона).

Эрехтей в искусстве

Действующее лицо трагедии Еврипида «Эрехтей», трагедии Энния «Эрехтей», комедии Анаксандрида «Эрехтей».

Другие значения имени

Под именем Эрехтей известны еще два персонажа:

  • В «Илиаде» Эрехтеем звали смертного сына Гефеста. В более поздних произведениях он упоминается уже как Эрихтоний.
  • В Афинах имя бога Посейдона обычно было «Посейдон Эрехтей», а преддверие храма Посейдона носило название Эрехтей.

Примечания

Литература

Предшественник:
Пандион I
Мифические цари Афин и Аттики
1397 — 1347
Преемник:
Кекропс II
автохтоны
  • Огиг(авт)
  • Актей(авт)
  • Кекропс I(авт)
  • Кранай(авт)
Девкалиониды
Эрихтониды
Кодриды
Архонты Афин
Аттика за пределами Афин
  • Перифант(авт)
  • Колен
  • Порфирион
Цари Элевсина
(авт) — автохтон

Краткое описание

Происхождение названия и мифы

Строительство Храма Эрехтейона

Архитектура и история храма Эрехтейона

Храм Эрехтейон на карте

Краткое описание

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон.

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, — Эрехтейон. Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции, храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», — вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции, окутана многочисленными мифами и легендами – все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона.

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас – Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина. В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона. Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии. На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин – фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее – копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Храм Эрехтейона – это очередное подтверждение гениальности древнегреческих скульпторов, которым из драгоценного мрамора удалось создать поистине фантастический ансамбль из кружев, статуй и фризов. Многое из этого ансамбля безвозвратно утрачено, но от этого Эрехтейон не теряет своей привлекательности и возле него всегда можно встретить огромное число туристов. Как и храм Гефеста, это здание считается одним из наиболее хорошо сохранившихся на территории Афин. К слову, сохранился он благодаря христианам, которые сделали Эрехтейон своей церковью, и турецкому хану, решившему превратить древнегреческий храм… в гарем, где в роскоши жили его прекрасные жены и невольницы.

Северный портик храма

Есть информация, что уже в самое ближайшее время будет проведена третья по счету реставрация Храма Эрехтейона (первая с 1837 по 1847 год; вторая с 1902 по 1909 год). Туристу, отправившемуся в Грецию для знакомства с древнейшими памятниками, не лишним будет знать, что вход к ним платный. Однако цена билета невысока, а дети и подростки могут узнать об истории Древней Греции, о взлетах и падениях Афин, совершенно бесплатно.

Рейтинг достопримечательности

Эрехтейон (храм Эрехтея) — храм, не имеющий аналогов в греческой архитектуре.
По одной версии название храма происходит от именования места поклонения, посвященного греческому герою Эрехтонию. По другой — храм воздвигнут в честь легендарного царя Эрехтея.
Храм (площадь без портиков 11,6х23,5 м.) располагается на том самом месте, где, по верованию греков, произошёл спор между Афиною и Посейдоном за обладание Аттики. В храме находились оливковое дерево, произращённое Афиною, и ключ солёной воды, начавший бить по велению Посейдона.
В храме хранились различные святыни, чтимые афинянами:
— деревянная статуя Афины (по приданию — упавшая с неба);
— статуя Гермеса (принесенная в Афины Кекропсом);
— след трезубца на скале (которым Посейдон извлёк из неё воду);
— светильник Каллимаха (горевший непрестанно, несмотря на то, что масло наливалось в него только раз в году);
— остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т. п.
Эрехтейон заменил собою находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии. Постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 г. до н. э.
Так как храм стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов. Он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками.
Перед входом в восточную целлу, посвящённую Афине-Палладе (градохранительнице), находился портик о шести стройных колоннах, вытянутых в ряд, без антов.
Лицевая стена западной целлы посвящённой трём древним аттическим божествам земли, была с наружной стороны ограничена двумя антами и расчленена четырьмя великолепными, также аттическими полуколоннами, в пространствах между которыми были проделаны четыре высоких окна. К этой целле примыкали два портика, один с северной стороны, другой — с южной.
В северный портик выходила главная входная дверь целлы, роскошно обрамленная и осенённая карнизом на консолях. Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропса, Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а шесть кариатид, помещённых на высоком парапете, — шесть фигур молодых женщин, одетых в афинский костюм (тунику, гемидиплодий и пеплос) и несущих на головах корзины и лежащие на этих последних квадратные плиты.
Здесь мы встречаем первый в истории искусства случай употребления подобных женских фигур для поддержки балок — употребления, перешедшего из греческого зодчества во всемирное. Одна из кариатид Пандрозейона была увезена, вместе с частями архитрава и парапета, лордом Эльджином в Лондон и теперь хранится в Британском музее. В Афинах она заменена теперь терракотовой копией. В позах этих стройных фигур незаметно ни малейшего принуждения. Они несут лежащую на их головах тяжесть легко, что особенно выражается тем, что у них только одна нога плотно упирается в землю, а другая слегка согнута в колене и выдаётся вперёд. Одежда ниспадает с них плавными, красивыми складками, напоминающими собою каннелюры. На их правильных, благородных лицах рисуется строгое спокойствие, как бы сознание важности их служения Афине. В настоящее время подлинников кариатид уже нет на месте, они перенесены в музей Акрополя, а в Эрехтейоне их заменили копиями.
Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что и прочие скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны. Он отличался большой оживлённостью и тонкостью отделки, и его эффектность увеличивалась тёмным фоном элевзинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора.
В архитектурном отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистою красотою своих форм, гармоничностью пропорций и тонкою обработкой деталей.
До XVII столетия Эрехтейон существовал ещё в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 г., при осаде Афин, страшно изуродовали его.
В Средние века Эрехтейон служил то церковью, то гаремом, то дворцом.
В настоящее время он, насколько было возможно, исправлен при помощи принадлежавших к нему фрагментов, но все-таки представляет собою печальные развалины. Лучше других его частей уцелел портик Пандрозы.

В Греции находится знаменитый Афинский Акрополь, который является самой популярной и известной достопримечательностью в стране. Правительство запретило строить высотные здания возле этого древнего города, чтобы сохранить уникальность и не загораживать Акрополь. Сейчас туристы могут увидеть его с разных частей города, а многие ориентируются по этой исторической памятке, когда гуляют по нетуристическим улицам Афин.

Акрополь в Афинах — что это такое?

Невозможно вообразить полиса Древней Греции, который бы не имел своего Акрополя, но только Афинский поражает своим масштабом и известностью. На территории этого комплекса сосредоточено больше количество достопримечательность прошлых эпох. Акрополь в Афинах – это одна из главных достопримечательностей столицы Греции, а также ее визитная карточка, которая известна во всем мире.

Здесь ежегодно собираются миллионы туристов, чтобы насладиться настоящими произведениями архитектурного мастерства древних мастеров. Все памятки Акрополя выглядят монументально и возвышенно, что говорит о высоком развитии греков уже в эпоху античности.

Афинский Акрополь – это холм, высота которого около 156 метров, с храмовыми комплексами, которые защищали греков от врагов и грабежа. Строительство города размером 300 метров на 130 метров длилось около трех веков и задействовало лучших архитекторов, проектировщиков, мастеров и других рабочих.

Первый храм был возведен в честь богини мудрости, а позже были спроектированы более сложные сооружения. Во времена правления Перикла, Акрополь в Афинах был украшен такими образцами античной архитектур, как Парфенон и Эрехтейон. Позже в эпоху эллинизма были построены театры, а под влиянием христианства храмы отошли от язычества. Даже интерьеры были частично измены, чтобы преобразить в образцы христианской архитектуры.

В XV веке турки начали использовать Акрополь в качестве мечети, но изменения в архитектурные особенности не вносили. Только в XVII веке внешний вид храмового комплекса в Афинах был изменен, ведь венецианцы обстреляли город из пушек и разрушили часть храмов.

С того момента начали проводиться реконструкционные работы, чтобы восстановить прежний вид или хотя бы частично сохранить памятки античной культуры, но работы все еще продолжаются. В XIX веке некоторые объекты были вывезены из Акрополя во Францию и Великобританию, но спор между государствами все еще не разрешен.

Ансамбль афинского Акрополя: достопримечательности

Реставраторы долгое время занимались восстановлением это крупного храмового комплекса, чтобы приблизиться к древним работам греческих мастеров. Некоторые сооружения были реставрированы почти полностью, но другие остались только руинами. Весь ансамбль афинского Акрополя поражает своими размерами, белоснежными колоннами и огромными лабиринтами с высокими стенами. Здесь чувствуется атмосфера прошлого и неизведанного.

Войти на территорию комплекса можно было через ворота Бюле, которые были названы в честь археолога, занимавшегося здесь раскопками. Предположительно строительство ворот датируются III веком до н.э. Сразу же за воротами располагались храмовые здания Акрополя, которые погружали путников в новый мир. Все здания украшены колоннами, которые формируют длинную греческую колоннаду.

Впереди ожидала статую покровительницы города – богини Афины. Статуя была настолько высокой, что с кораблей, которые проплывали мимо, были видны шлем и копье. После этого перед путниками открывались величественные храмы Афин, а также театры.

Храмы афинского Акрополя, как называется главный храм

Главный храм Акрополя – Парфенон, который находится в центре города, был возведен в честь богини Афины. Архитекторы по указанию главного государственного деятеля должны были создать уникальную архитектурную памятку, которая стала бы наиболее совершенным сооружение того времени.

Помимо Парфенона в Афинском Акрополе расположены и другие известные храмы:

  1. Храм Эрехтейон, который был построен в V веке до н.э., и не уступал по своему внутреннему и внешнему убранству Парфенону, но до современных дней почти не сохранился. Этот храм служил грекам в качестве сокровищницы, а также места, где проводились многие культовые обряды. Сейчас туристы смогут увидеть только несколько колонн, полуразваленные стены и портик, украшенный скульптурными композициями греческих девушек.
  2. Храм Ники Аптерос, который был построен в честь бескрылой богини победы, чтобы она не смогла покинуть греков. Этот храм имеет небольшой размер и украшен только четырьмя колоннами и несколькими скульптурами.
  3. Святилище Афродиты, которое хорошо сохранилось и поражает туристов красивым архитравом с лепниной голубей и гирляндами.
  4. Святилище Артемиды (Бравронейон), которое украшено статуей богини и множеством колонн.
  5. Святилище Зевса – это небольшой храм, разделенный на два зала. Первый зал был предназначен для проведения ритуалов, а второй – для пожертвований.

Храм богини Афины – Парфенон

Богиня Афина – это покровительница столицы Греции, в честь которой был назван центральный храм Акрополя. Проектированием и воздвижением храма занимался архитектор Иктин вместе со своей командой единомышленников. Архитектор использовал белый мрамор в основу стен храма и скульптурных композиций, который в солнечный день приобретал золотой оттенок. Сейчас туристы могут рассмотреть эту особенность храма, а древние греки были лишены этого, потому что подбирали яркие цвета, который перекрывали этот материал.

Строительство Парфенона проходило во время правления афинского государственного деятеля Перикла в V веке до н. э. Это сооружение должно было превзойти все построенные ранее храмы и у мастеров действительно получилось возвести уникальный архитектурный образец своего времени.

Храм богини Афины имеет прямоугольную форму с тремя мраморными ступенями в окружении рядов колон. Уникальность храма состоит в том, что визуально колонны словно расширяются, хотя построены строго прямолинейно. Также этот храм выглядел идеально пропорционально со всех сторон.

Реконструкционные работы, начатые в XIX веке, все еще не закончены, а декоративные элементы, вывезенные в другие государства, все еще не возвращены.

Музей Акрополя в Афинах

В Афинах можно рассмотреть не только развалины храмов, но и посетить музей Акрополя. Раньше музей находился в небольшом здании возле главного храма Акрополя, но постепенно количество экспонатов увеличивалось, поэтому нужно было расширить пространство. Сейчас новый музей Акрополя находится в 300 метрах от всего храмового комплекса.

В экспозиции музея представлены различные археологические находки, которые были найдены на территории этого города, к примеру, есть элементы скульптурных композиций мастеров, которые творили в V веков до н.э., а также фризы Парфенона. Сохранилось несколько скульптур, на которых показаны сцены сражения атлетов и героев с богами и гигантам, а также фигуры Геракла и Мосхофора. Работники музея следят за всеми экспонатами, чтобы они оставались в сохранности и на них негативно не влияли изменения температурного режима.

План афинского Акрополя

Ознакомиться с расположением храмов и других достопримечательностей Акрополя Вы можете на плане ниже:

Акрополь на карте Афин

Как добраться?

Священный холм, на котором расположен Акрополь, находится в северной части Афин.

Добраться можно несколькими способами:

  • на метро, воспользовавшись 2 линией;
  • на автобусе или троллейбусе до остановки, которая расположено недалеко от достопримечательности;
  • пешком из центра города по улице Dionysiou Areopagitou;
  • на арендованном автомобиле или такси.

От метро и от музея к вратам Акрополя туристов отвозит электропаровозик.

Парковка в Афинах рядом с Акрополем

В Афинах хаотичное движение на дорогах, а мест на парковке всегда не хватает, поэтому туристам, которые арендуют автомобиль в Греции нужно быть к этому готовыми. Воспользоваться парковкой бесплатно можно только в ночное время, но в это время суток Акрополь закрыт, поэтому оставить автомобиль можно на платной парковке недалеко от Афинского Акрополя и музея.

Часы работы

Достопримечательность открыта для посещения с 8:00 до 18:00 за исключением государственных праздников.

В среднем туристы здесь проводят от 4 до 6 часов, поэтому стоит рассчитывать время на посещение Акрополя в Афинах.

Билеты и цена

Билет обойдется туристам в 12 евро. Скидки могут получить граждане стран Европейского Союза: для пенсионеров и студентов – 6 евро, а для школьников – бесплатно. Один билет действует на протяжении четырех дней, поэтому можно повторно возвращаться, чтобы продолжить исследование Афинского Акрополя.

Дополнительно нужно оплатить стоимость билета в музей Акрополя в размере 1 евро.

Фото

Ознакомиться с современным видом Акрополя можно на следующих фотографиях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *