Где балканский полуостров?

Ни один человек не может знать ответов на все вопросы. Вспомните, как часто Вы бороздили Интернет в поисках важной для Вас информации и как были разочарованы, так и не найдя ответа. Наш сайт помогает оптимизировать поиск.
Если у Вас есть опыт и Вы наверняка знаете ответ на какой-то из вопросов, поделитесь, пожалуйста, своим опытом, наши посетители(читатели) будут очень Вам благодарны.

Вопрос №86277

Спросил(а) 2722 дня 17 часов 42 минуты назад 1 ответ

Категория: Другое

Дать ответ:

Ответы на вопрос:

, 2721 день 8 часов 6 минут назад

Назад Вперед

На вопрос: балканский полуостров имеет непосредственное отношение к истории какой цивилизации 1 ответ.

Похожие вопросы:

Как найти адрес от: ИНСПЕКЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА ГОСУДАРСТВЕННАЯ? Спросил(а) Михаил 2648 дней 3 часа 37 минут назад
Подскажите адрес от ПОГРАНИЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КАРАНТИНУ РАСТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ? Спросил(а) Артем 2637 дней 6 часов 56 минут назад
Подскажите адрес от ПОГРАНИЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КАРАНТИНУ РАСТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ? Спросил(а) Женя 2658 дней 13 часов 59 минут назад
Как мне найти ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ ОБЛАСТНАЯ? Спросил(а) Денис 2670 дней 21 час 37 минут назад
Подскажите как найти ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ ОБЛАСТНАЯ? Спросил(а) Алена 2666 дней 11 часов 16 минут назад
Подскажите как найти ОТДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ? Спросил(а) Денис 2633 дня 18 часов 46 минут назад
Подскажите как найти ОТДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ? Спросил(а) Артур 2717 дней 21 час 58 минут назад

Интернет – это море информации, но на ее поиск порой уходит огромное количество времени. Вспомните, сколько раз Вы бороздили Интернет в поисках важной для Вас информации и как были разочарованы, так и не найдя ответа. Как же оптимизировать свой поиск? Рекомендуем Вам воспользоваться нашим сайтом. Ежедневно наш сайт посещают более 10 000 человек, наверняка кто-то из них уже сталкивался с Вашей ситуацией, и сможет Вам помочь.
Возможно, что кто-то из посетителей сайта уже задавал подобный вопрос, и Вам не придется ждать ответа. Просто загляните в соответствующую категорию вопросов. Если подобного вопроса Вы не нашли, можете задать свой вопрос посетителям сайта в разделе «Задать вопрос».
Ни один человек не может знать ответов на все вопросы, но у Вас наверняка имеется опыт и Вы знаете ответ на какой-то из заданных вопросов, поделитесь, пожалуйста, своим опытом в разделе «Ответить на вопрос», наши посетители будут очень Вам благодарны. Если наш сайт стал для Вас полезен, и Вы хотите поделиться информацией со своими знакомыми Вы можете «Пригласить друга». Нам очень важно знать Ваше мнение о сайте, Вы можете внести предложения по его улучшению, мы непременно учтем Ваши пожелания.

В результате распада Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны значительно изменилась политическая структура и организация Балканского региона. Начало войне положило убийство эрцгерцога Франца Фердинанда Габсбурга боснийско-сербским военным активистом, боровшимся за независимость своей родины от Австро-Венгерской империи. Йован Квижич, составитель данной «этнографической карты» Балканского региона, изданной в 1918 году Американским географическим обществом Нью-Йорка, преподавал географию в университете Белграда. Квижич защитил докторскую диссертацию в Венском университете в 1890-х гг. в области геологических формаций и физической геоморфологии, но впоследствии его интерес сместился в область «антропогеографических» исследований, изучающих географический аспект влияния этнических и культурных изменений, происходивших на территории Балканского полуострова. На карте Квижича отражено этническое, религиозное и национальное разнообразие Балканского региона, но не показан демографический ущерб, нанесенные полуострову войной, в ходе которой была истреблена четверть населения Сербии и Черногории, что является одним из самых высоких показателей числа убитых и раненых среди населения в ходе военных действий за всю историю.

Историк-славист – о том, как Первая мировая война и последующее создание Королевства Югославия изменили жизнь стран Балканского полуострова.

В прошлом материале этой рубрики мы рассказывали о причинах распада Австро-Венгрии, который произошел в 1918 году. Развязав Первую мировую войну, некогда могущественная империя Габсбургов вместо желанной гегемонии на Балканах получила экономический кризис, обострение внутренних конфликтов и тем самым подписала себе смертный приговор.

Для южнославянских народов, отстаивавших свою независимость, все закончилось гораздо более оптимистично. 1 декабря 1918 года на территории современных Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Македонии образовалось новое государство – Королевство Югославия. Таким образом, давняя мечта о создании объединенного государства южнославянских народов осуществилась.

И все же Первая мировая война сильно ударила по Балканам, особенно по Сербии. Во время австрийской оккупации гражданское население жестоко истреблялось, а экономика страны пришла в полный упадок.

Сегодня мы говорим о том, как Балканы пережили эту войну, кого действительно можно назвать победителем и что осложнило отношения сербов и хорватов после объединения.

На наши вопросы ответил кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории славянских народов периода мировых войн Института славяноведения РАН Никита Гусев.
Яблоко раздора

– Никита Сергеевич, недавно я наткнулась на одну очень необычную версию: якобы в Австро-Венгрии заранее знали о готовящемся покушении на Франца Фердинанда, но не помешали этому, чтобы использовать убийство как предлог для объявления войны Сербии. Как относиться к таким скандальным заявлениям?

– Это стоит рассматривать как некую конспирологическую теорию, потому что все-таки прямых документов, подтверждающих это, нет. Конечно, в истории с этим убийством есть некоторые странности: например, очень непонятная перемена маршрута, которым следовал кортеж эрцгерцога, и непонятное совпадение, когда он оказался в нужном месте для террористов. Но в то же время прямых доказательств мы не имеем. Мы можем строить абсолютно любые догадки, но они будут не более чем догадками, ни на чем не основанными.

– Почему Балканы стали называть «пороховой бочкой Европы»? За влияние на полуострове в течение многих лет боролись Турция, Австро-Венгрия, Германия, Англия, а также Россия. Чем этот регион так привлекал мировые державы?

– Во-первых, Балканы – это естественный мост. К примеру, долгие годы для Британии вся вот эта железнодорожная ветка (через Балканы – прим. ред.), и прежде всего проливы, – это была, по большому счету, единственная нормальная связь с Османской империей и Индией. Поэтому Британия весь XIX век боролась за статус-кво, и накануне Русско-турецкой войны она очень опасалась, что русские окажутся на Балканах и это просто разорвет их связь с Индией. Турция же в конце XIX века меняет свою ориентацию, прежде всего экономическую, на Германию. Поэтому для Германии Балканы становятся мостиком в Турцию. И, собственно, самая главная проблема Болгарии в Первой мировой войне или благо, которым она не сумела воспользоваться, – это то, что через нее Россия могла связываться с Сербией, Францией и Италией через железнодорожные пути, а Германия – с Турцией. Поэтому за Болгарию в XIX веке, конечно, боролись.

– А какие интересы преследовала Австро-Венгрия? В чем причины ее длительного конфликта с Сербией?

– Для Австро-Венгрии это был способ продвижения. Она уже со всех сторон была «заперта» сильными соперниками, и ее ползучая колонизация была направлена на юго-восток. Соответственно, ей нужно было удерживать выход к Адриатике, который существовал только через хорватские и боснийские земли. И Сербия со своей идеей о том, что Балканы – это югославянский Пьемонт, объединила вокруг себя южных славян и, естественно, в данном случае лишь раскачивала положение внутри самой Австро-Венгрии. Недаром у ряда публицистов были даже такие полусумасшедшие идеи, что если бы Сербия добровольно вошла в состав Австро-Венгрии, то это, наоборот, было бы хорошо для нее. Тогда Австро-Венгрия объединилась бы с южными славянами и создала таким образом мощную коалицию, которая могла бы сделать дуалистическую австро-венгерскую монархию триалистической – австро-венгеро-славянской. Для Австрии это означало защиту собственных интересов. И даже во время Балканских войн 1912–1913 годов, когда Австро-Венгрия очень сильно давила на Сербию в вопросе Албании, британские дипломаты (не на публике, а в своих закрытых разговорах) рассматривали поведение Австро-Венгрии как вполне нормальное, потому что для империи Балканы были ее «подбрюшьем», ее ближайшими воротами. И британцы цинично считали, что австро-венгры могут как угодно давить на Балканы, потому что они находятся рядом с ними, и империя имеет на это право – это сфера ее влияния.

«Сербская Голгофа»
– Как в целом Первая мировая война отразилась на Балканах и, в частности, на Сербии?

– Сербия очень сильно пострадала. Вся страна была захвачена, и в какой-то момент все сербы были вынуждены эвакуироваться, эти события там называют «Сербской Голгофой». Но с другой стороны, Сербия после войны, с образованием КСХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев – прим. ред.), получила довольно развитые земли Австро-Венгрии и прибавила их к своему собственному экономическому потенциалу. В то же время это создало огромное количество сложностей в новом государстве, поскольку народы, входившие в состав бывшей Австро-Венгерской империи, воспринимали сербов как лентяев и не очень работящих людей, а себя как раз считали экономическим «локомотивом» этого государства.

– Это правда, что на каком-то этапе Сербия оказалась почти полностью разорена иностранными оккупантами?

– Оттуда очень много вывозилось. Германия остро нуждалась в ресурсах, в сырье, поэтому Сербия просто эксплуатировалась. Македонские земли были заняты болгарами, которые начали там проводить политику болгаризации. Вкупе с постоянным вывозом сырья это крайне негативно сказалось на состоянии местной экономики. Для болгар Первая мировая война стала второй национальной катастрофой, потому что они все-таки сделали не тот выбор (Болгария воевала на стороне Австро-Венгрии – прим. ред.), и от Болгарии опять отрезали часть территории, вынудив ее несколько изменить границу с Грецией и Сербией.

– Кстати, о Греции. Я читала, что она вообще довольно неохотно вступила в эту войну, и страны – участницы Антанты фактически вынудили ее начать военные действия. Как война отразилась на греках?

– Греция была наиболее победившей страной на Балканах. Заняв выжидательную позицию, она в итоге вступила в войну тогда, когда смогла что-то получить и при этом понести минимальные жертвы (в сентябре 1916 года – прим. ред.). Тем более ее все-таки защищали союзники: в декабре 1916 года англо-французские войска образовали в Греции Салоникский фронт.

– А ведь в Греции проживало много славян – к примеру, в той же Македонии. Видимо, особого единения с ними греки все же не испытывали…

– Понимаете, в Греции была еще и другая проблема – там был национальный раскол. Премьер-министр Элефтериос Венизелос был ориентирован на Антанту, а правящая династия – это были Глюксбурги, и естественным образом они были ориентированы прогермански. В принципе, никакая из этих стран не хотела участвовать в этой «свалке», потому что объективно не было понятно зачем. За несколько лет до начала войны они достигли всех своих целей: во время Балканских войн они захватили Турцию, а дальнейшая корректировка для них, за исключением Сербии, была номинальной. Для Румынии важно было «раздербанить» Австро-Венгрию, болгары хотели вернуть отделенные от них земли, а туркам просто не повезло быть в этом месте и в это время – они были втянуты в эту войну.

Константин I

Сильные Балканы
– Одним из главных итогов войны для южнославянских государств стало образование Королевства сербов, хорватов и словенцев. Но только ли положительную роль сыграло это новое объединение в жизни славянских народов? Ведь национальные интересы многих оказались ущемлены…

– Проблемы там, конечно же, возникли сразу – прежде всего, как вы правильно сказали, по поводу национальностей, а дальше уже встал вопрос о том, каким будет это государство. Столкнулись несколько идей; помимо национальной идеи, там была еще идея особого устройства государства. Ставший вскоре королем, Александр I Карагеоргиевич явно был сторонником унитарного государства (собственно, и до этого Сербия была унитарным государством). Население же этих территорий требовало, чтобы соблюдались некоторые различия. Кроме того, Александр был человеком монархических убеждений; в скором времени он отодвинул в сторону премьер-министра Николу Пашича и затем стал потихоньку сворачивать все конституционные нормы. А хорваты и словены, и прежде всего Хорватская народная крестьянская партия, выступали именно за то, чтобы соблюдалась конституция. Эти споры ведь начались у них еще на этапе складывания самого государства, во время переговоров! Тем не менее создание этого единого государства для всех вошедших в него стран было огромным плюсом. Дело в том, что Сербия была более плодородна в плане земель и более выгодна с точки зрения сырья, а Хорватия и Словения были более развиты в плане промышленности и имели нормальный выход к морю. Плюс теперь они могли быть вполне самостоятельным игроком, потому что численность населения выросла, а следовательно, возросла экономическая и военная мощь. И они становились уже не кучкой отдельных маленьких государств, а самым большим и сильным государством на Балканах.

Фото сайта nato.int

НАТО активизирует сотрудничество со странами региона Западных Балкан — Северной Македонией, Боснией и Герцеговиной (БиГ) и Сербией. Альянс придерживается принципа адресного подхода к каждой стране, в том числе, и при оказании им разнообразной поддержки.

«Мы привержены региону Западных Балкан, — сказал «НГ» высокопоставленный чиновник штаб-квартиры Североатлантического союза. — Там есть страны, которые стремятся в НАТО, есть те, кого привлекает не членство в альянсе, а партнёрство с нами. Мы готовы сотрудничать со всеми».

По словам представителей НАТО, присоединение Северной Македонии к альянсу в настоящее время идёт по графику: «Ждём окончательного протокола о присоединении. Мы поддерживаем проводимые в этой республике широкие и активные реформы и будем помогать им на всех этапах этого процесса». В центре внимания сегодня — модернизация сектора обороны и безопасности Северной Македонии, чтобы страна могла стать органичной частью военной инфраструктуры НАТО. По словам чиновников штаб-квартиры альянса, натовские и македонские военные провели совместное оперативное развертывание в Афганистане, что стало практической проверкой уровня оперативной совместимости структур альянса и нового члена НАТО.

Реформы проводятся также в Боснии и Герцеговине: республика в конце 2019 года получила соответствующий план преобразований, который и стал основой сотрудничества БиГ и НАТО. Впрочем, в отличие от Северной Македонии, перспективы членства боснийцев в Североатлантическом союзе пока туманны. По словам представителя штаб-квартиры альянса, БиГ ещё в 2010 году получила План действий по подготовке членства в НАТО (ПДПЧ): «Однако это не означает автоматического принятия страны в Североатлантический союз. Участие в ПДПЧ не предвосхищает каких-либо решений о присоединении к НАТО». Очевидно, Боснии ещё предстоит доказать успешность своих реформ, прежде, чем в альянсе будут готовы рассмотреть вопрос о вхождении Сараево в натовскую семью.

Сербия, напротив, стать членом НАТО не стремится, но она имеет статус «очень важного партнёра» для альянса. «Мы удовлетворены тем уровнем взаимодействия, который у нас сегодня имеется, — отметил чиновник НАТО, комментируя характер отношений с Белградом. — Мы ведём успешный диалог по вопросам региональной безопасности. Сербия не стремится к членству в НАТО, Сербия свободна заключать любые международные соглашения. Нет никакого противоречия в одновременном сотрудничестве Сербии с Россией и НАТО».

По словам высокопоставленных чиновников штаб-квартиры НАТО, альянс не использует единых подходов ко всем партнёрам альянса на Западных Балканах: «Речь идёт исключительно об адресном подходе и адресной поддержке. Это касается, в частности, реализации основных программ НАТО с нашими партнёрами — Процесса планирования и оценки сил (ПАРП), образовательных проектов и программы укрепления этических основ».

Что касается ПАРП, то натовские специалисты реализуют эту программу вместе с Евросоюзом и ООН. Цель проекта — мониторинг, измерение усилий стран по комплексной модернизации, что необходимо для создания потенциала оперативно совместимых со стандартами НАТО средств. По словам собеседников «НГ», Босния и Герцеговина выполняет свою ПАРП, принятую ещё в 2011 году. В Сербии ПАРП направлена на реформирование сухопутных войск и, по оценкам натовских экспертов, реализуется весьма успешно. «Белград добивается заметного успеха и прогресса, одновременно делая вклад в виды деятельности, важные для НАТО», — сказал «НГ» высокопоставленный чиновник штаб-квартиры альянса, отметив, что сегодня Сербия участвует в натовской программе подготовки медицинских специалистов для сил безопасности Ирака.

Программа углубленного военного образования реализуется НАТО в Боснии и Герцеговине через Центр профессионального развития боснийских вооруженных сил. Там, среди прочего, офицеры и сержанты БиГ совершенствуют английский язык. Военно-образовательная программа НАТО в Сербии начала реализовываться в 2013 году по запросу Белграда. Ее важными элементами являются подготовка специалистов по кибербезопасности и борьбе с гибридными угрозами. В частности, по проблеме киберугроз натовские специалисты работают с Оборонным институтом в Белграде. Как отмечают собеседники «НГ» в штаб-квартире альянса, программа построена в соответствии с Болонским процессом, «она позволяет Сербии наращивать свой потенциал, не только делая самодостаточными свои военно-учебные заведения, но и транслируя полученный опыт в другие страны». В частности, сербские специалисты сегодня помогать развивать военные учебные программы в Армении.

Реализация программы укрепления этических основ помогает оценить уровень коррупции в оборонной сфере западно-балканских государств и, тем самым, определить степень их надёжности как потенциальных союзников при проведении военных, миротворческих, спасательных и других операций. По словам собеседников «НГ» в штаб-квартире НАТО, и Босния, и Сербия активно участвуют в этой программе: «При этом используются разнообразные экспертные знания, данные анкет самооценки, а также консультации с представителями других государств. Технологии формирования этических основ и линий поведения — эти цели, которые ставим мы и наши партнёры, уже работают».

Высокопоставленные представители НАТО подчёркивают, что не вмешиваются во внутренние дела балканских государств. Например, в штаб-квартире альянса никак не отреагировали на акции протеста в Черногории, заметив, что «это является вопросом внутренней политики».

В НАТО уверены, что западно-балканские государства смогут успешно справиться с возможными вызовами и угрозами в сфере кибербезопасности и гибридных угроз. Так, комментируя возможное внешнее вмешательство в электоральные кампании в Северной Македонии, собеседники «НГ» в штаб-квартире альянса отметили, что «северомакедонские специалисты по борьбе с киберугрозами неплохо подготовлены, в этом мы смогли убедиться около полугода назад»: «Мы тесно сотрудничает с Северной Македонией в этой сфере и, в том числе, учимся на опыте этой республики».

Брюссель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *