Храм коломенское

Казанский храм был построен в 1649–1653 годах в честь столетия взятия Казани. Это была домовая, то есть семейная церковь, соединенная с дворцом Алексея Михайловича переходом длиной в 50 метров. Во время службы царь и царица восседали в празднично украшенных роскошных креслах, самые близкие их родные молились перед иконостасом, а свита — в трапезной.

С переносом столицы в Санкт-Петербург дворец часто пустовал. С годами он обветшал и в 60-е годы XVIII века его перенесли на новое место, а старую постройку разобрали. С тех пор Казанская церковь становится приходским храмом для всего села Коломенского.

Храм расположен в живописном месте среди яблоневых садов и цветов. Его белоснежный облик с ярко-голубыми, как небеса, куполами со звездами завораживает.

Казанская церковь — это пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. Строение двухъярусное на высоком подклете. С северной и южной его стороны построены два крыльца с лестницами, ведущими на второй этаж храма. Причем, северное крыльцо соединено с рядом стоящей звонницей, что является единичным примером в архитектуре XVII века.

Как и положено быть домовому храма царя, его убранство было роскошным. Внутренние интерьеры украшали богатая роспись, дорогие ткани и ковры. Иконы и их резные обрамления были созданы известными мастерами. Для тепла и «мягкого хождения» пол в центральной части, в приделах и в переходе был устлан войлоком, приглушающим шаги высоких особ.

Сейчас Казанская церковь — это действующий храм, где ежедневно проходят богослужения. Храм знаменит тем, что в нем находится чтимая Казанская икона Божией Матери, а также чудотворная икона Божией Матери «Державная», обретенная в ХХ веке.

Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника»Коломенское», деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В середине XVII века взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.

Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых.
Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.

С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.

Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.

Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.

После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.

Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз. Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.

Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.

Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.

Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.

В северном приделе преп. Аверкия очень простой поздне-ампирный иконостас, белый с золотом и живописными вставками икон, дает представление об общем характере подобного рода памятников.

Следует указать на деревянную скульптуру — Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм. Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре.

Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах.

С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная» 27 июля 2012 г.

Московский Казанский храм в Коломенском, 23 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Даниловское благочиние Московской городской епархии)

Храм на высоком подклете с шатровой колокольней в Коломенском построен в 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани. Храм соединялся переходом длиной около 50 метров и шириной около 3 метров с деревянным царским дворцом, который за ветхостью был разобран в XIX в. Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишенных первоначально какой бы то ни было живописи» наносится новая роспись.

В 1941-1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Храм открыт ежедневно с 7.30 до окончания вечернего богослужения.

Действуют воскресная школа и библиотека. Имеется баптистерий для крещения взрослых.

Святыни

  • Чудотворная икона Божией Матери «Державная» (обретенная 15 марта 1917 г. и возвращенная в храм 27 июля 1990 г.);
  • чтимый список Казанской иконы Божией Матери (XVII в).

Святые

Настоятели

  • Владимир Рождественский (? — 1941)
  • Алексий Станиславский (1941 — 28 апреля 1941)
  • Михаил Голунов (июнь 1945 — апрель 1946)
  • Виктор Бордонос (1946 — декабрь 1967)
  • Василий Холявко (27 декабря 1967 — 1981) с 1981 по 4 сентября 1983 — почётный настоятель
  • Вадим Гришин (1981 — 14 июня 1987)
  • Святослав Юримский (14 июня 1987 — 31 января 1997)
  • Александр Торопов (31 января 1997 — 1 февраля 1999)
  • Владимир Гонтар (1 февраля 1999 — 22 марта 2015)
  • Гурий (Шалимов) (с 16 апреля 2015)

Использованные материалы

  • Страница храма на официальном сайте РПЦ:
  • Страницы приходского сайта
    • («Клирики храма»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *