Храм николы белого

В 99 км от Москвы находится город со сложной, интересной историей. С ним связаны имена как политических деятелей, так и русских святых. Здесь находятся древние святыни, хранящие память об истории страны, благочестии наших предков. Особое место занимает соборный храм, издавна называемый верующими «Николой Белым». Это своего рода архитектурный центр исторического района Серпухова и одновременно – средоточие духовной жизни.

История

Исторические документы не сохранили точной даты основания церкви. Первые ее упоминания встречаются с 1500-х. К этому времени, как свидетельствуют источники, улица, на которой теперь находится здание, уже называлась Никольской.

Почти все местные жители были прихожанами «Николы». Были среди них не только простые горожане, но также «Гостиной сотни торговый человек», подьячий, даже один местный помещик. Видимо, именно состоятельные верующие к 1649 году смогли собрать средства на постройку каменного здания. Предполагается, что старая деревянная церковь могла сгореть во время нашествия поляков (1610).

Предполагают, что зодчие из Ярославля, имена которых остались неизвестными, создали проект новой церкви. Согласно сохранившемуся старинному изображению, она имела шатровые главы, украшена белокаменной резьбой Это был первый местный храм, возведенный из известняковых блоков. С тех пор жители стали именовать его «Николой Белым».

Церковь святителя Николая Чудотворца в стиле ампир

Спустя почти 100 лет здание стало ветшать, потребовало ремонта. Тогда священноначалие решило не просто обновить его, но построить заново. Так возник новый проект, авторами которого стали маститые московские архитекторы Федор Шестаков и Иван Таманский. Зодчие, принадлежащие к школе знаменитого Михаила Казакова, уже имели опыт постройки культовых зданий Москвы, Коломны, Петербурга. Считается, что наибольший вклад внес Ф.М.Шестаков, а сам новый храм оказался очень похож на спроектированную им же московскую церковь «Большое Вознесение».

От прежнего здания, по сути, сохранился только цвет стен, хотя теперь они были кирпичными, оштукатуренными и побеленными. Новое время диктовало свои вкусы: узорочье XVII столетия сменил модный ампир с его строгими, лаконичными формами. В том же стиле перестроили колокольню, ставшую самой высокой в Серпухове.
Новый Никольский стал к тому же самым большим храмом: к нему пристроили два придела, свт. Алексия Московского и прп. Кирилла Белозерского.

После революции

Революция 1917 года повлекла за собой массовое закрытие храмов по всей стране. Но любимая верующими церковь какое-то время продолжала действовать. Более того, стала соборной. Этот статус присвоил ей патриарх Тихон, летом 1924 года побывавший и служивший здесь лично. Но история Никольского как главной церкви города насчитывает только 5 лет. С 1929 году народное название «Николы» получило новое значение: все росписи XIX века в здании, переданном макаронной фабрике, забелили известью.

Особым надругательствам подвергся образ свт. Николая на внешней стене – его многократно оскверняли, пытались уничтожить. Но, как рассказывали жители окрестных домов, всякий раз после кощунств икона оказывалась невредимой. А вот остальные иконы вынесли на лед замерзшей реки Нары, где публично сожгли. В дальнейшем помещение использовали как прачечную, затем – склад химикатов. Когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси (1988), власти и общественность вспомнили об архитектурной ценности памятника истории. Прозвучало даже предложение сделать его концертным залом, однако, оно не осуществилось.

Восстановление

1995 год стал особым для православных: им вернули собор, символ, духовный центр Серпухова. Это произошло во время визита патриарха Алексия II: символические ключи ему передал глава администрации. Но после долгих лет запустения здание требовало масштабной реставрации: были утрачены колокола, росписи, почти весь декор. На средства горожан, местных предпринимателей, администрации, началось длительное восстановление Никольского.

В процессе реставрации:

  • кроме существующих приделов, пристроены новые: иконы Божией Матери «Поможение родам» (обретена с 1993) и 6 новомучеников Серпуховских, пострадавших во время гонений;
  • приобретены новые колокола весом 86 и 300 пудов; самый большой колокол подарен предпринимателем Михаилом Балакиным;
  • восстановлены утраченные росписи.

В процессе восстановления были обнаружены древние захоронения. Памятью о погребенных здесь стал памятный крест. Установлена здесь еще одна стела – жертвам политических репрессий советских лет. Освящение возрожденного собора состоялось 12 июля 2005 года. Ювеналий, митрополит Московский и Коломенский освятил все 5 престолов. Это стало уникальным случаем в истории города. Освящение совпало с празднованием 625-летия Куликовской битвы (1380), активное участие в которой принимал Серпуховской князь Владимир Храбрый, многие жители города. 28 июля 2005 года состоялось уже патриаршее богослужение. Предстоятелю Русской Церкви, Алексию II, сослужили 7 архиереев, многочисленное духовенство. Присутствовал на торжествах губернатор Московской области, Б. Громов.

Сегодня

Сейчас Никольский – центр духовной жизни города. При нем действуют воскресные школы для детей и взрослых, священники окормляют заключенных, детский приют, интернат. Они – желанные гости в учебных заведениях Серпухова.

Главные святыни:

  • чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах»;
  • чтимые образы свт. Николая, вмч. Пантелеймона, мч. Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Ежегодно в храме пребывает также любимая верующими чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших» – святыня XIX века, не раз спасавшая от стихийных бедствий. Ныне она возвращена верующим, с 2002 года возродилась традиция крестных ходов с образом с 23 июля по 23 августа.

Где находится

Адрес храма:

Никольский собор Серпухова занимает первое место среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

История постройки Никольского собора города Серпухова

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым… Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свтятителя Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы города Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 г. Михаил Попов пишет: «…и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.

Архитектурная особенность

Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них.

Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.). И Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом.

Храм после революции 1917 г.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!

Возраждение храма

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Внутреннее устройство храма

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи…

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.

Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.

22 мая в кафедральном соборе Николы Белого отмечается престольный праздник: главный храмовый престол освящён в честь святителя Николая Мирликийского. С высоты, на которой расположен храм, открывается замечательные виды на город, а величественный и лёгкий одновременно силуэт собора виден отовсюду. Об истории собора по поручению благочинного Серпуховского церковного округа, настоятеля собора Игоря Чабана, рассказал протоиерей Павел Тимохин.

– Собор Николы Белого – один из самых значимых храмов благочиния; он имеет особое духовное значение, поскольку является кафедральным, а с другой стороны – это архитектурная доминанта среди церквей старого города. Здание, в котором мы сейчас молимся, относится к 19 веку, его архитекторы – знаменитые зодчие Шестаков и Таманский. Но первоначально на этом месте был деревянный храм, о чём мы узнаём из документов 16 века.

Участок улицы, прилегающий к церкви – отрезок старой дороги на Калугу, раньше она называлась Никольской. Вокруг располагалось много дворовых владений, хозяева которых вместе со своими семьями и составляли приход собора. Здание было сложено из тёсаных белых блоков местного известняка, оттого и закрепилось название Николы Белого. Но есть и другая версия происхождения этого названия. Улица около храма была вымощена белой брусчаткой из того же камня, поэтому в народе улицу называли Белой. И сначала серпуховичи именовали собор Николы на Белой. Постепенно название трансформировалось.

После революции храм оставался действующим ещё довольно долго. Известен факт посещения собора Патриархом Тихоном во время его пребывания в Серпухове в 1924 году, после чего собору был присвоен статус кафедрального. Позже сюда свозили иконы из упразднённых монастырей и других храмов города.

Закрыли собор в 1929 году. Одна из печальных страниц истории – устное предание о том, как при закрытии собора на лёд реки Нары сносили иконы для сожжения. Избежать полного уничтожения храма удалось благодаря тому, что сначала здесь была размещена макаронная фабрика, во время войны – прачечная, а в последнее время перед переходом храма в ведение Церкви – химический склад гражданской обороны, который был устроен по настоянию председателя городского исполкома, чтобы избежать сноса храма.

Собор до ремонта

В год тысячелетия крещения Руси приняли решение о передаче собора Русской Православной Церкви. Восстанавливался храм тщанием и трудами протоиерея Владимира Андреева, который был тогда благочинным, а ныне – настоятель возрождённого его же трудами Всехсвятского храма.

Сейчас собор Николы Белого – пятипрестольный. Главный престол освящён в честь святителя Николая Мирликийского. До революции здесь было два престола – в честь Кирилла Белоезерского и в честь Патриарха Московского Алексия. А при реконструкции устроили ещё два придела – в честь чудотворной иконы Божией Матери «Поможение родам» и в честь Новомучеников и исповедников Серпуховских. Сейчас богослужебная жизнь в соборе идёт круглый год. Сюда приходит много людей, чтобы поклониться и Николаю Чудотворцу и заказать молебен перед чудотворной иконой Богородицы «Поможение родам», акафист которой был составлен протоиереем Владимиром Андреевым.

Есть такая особая книга, в которой люди, получившие помощь от Матери Божией, и ставшие счастливыми родителями, оставляют свои свидетельства о чуде. Самые безнадёжные и отчаявшиеся – обретают радость и утешение. Абсолютно безвыходные ситуации разрешаются самым невероятным для человеческого понимания образом. Эти записи наполняют душу благоговейным трепетом перед милостью и всемогуществом Господа, надеждой и радостью. Акафист служится в соборе Николы Белого каждую неделю в 17 часов по воскресеньям. Многие будущие мамочки подают записки на акафист на весь срок беременности в надежде, что и беременность будет протекать легче, а главное, чтобы малыши рождались здоровыми.

С приходом нового настоятеля, благочинного Игоря Чабана, когда работы по воссозданию и благоукрашению собора уже были закончены, стало возможным больше сосредоточится на социальном служении и на миссионерской деятельности – окормлении верующих и заботе об обделённых. Но об этом, пожалуй, мы поговорим в следующий раз.

Мария Артемьева

Контакты: адрес: Московская область, город Серпухов, ул. Калужская д.26/12 тел. 8 4967 772 49 17

Официальный сайт храма: http://nikolabelogo.ru/

Храм открыт ежедневно с 7:00 — 18:00

Престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)

Настоятель: священник Игорь Чабан,1991

Священнослужители: священник Дмитрий Студенцов,1984, священник Пвел Тимохин,1982 , священник Андрей Свистунов,1990

Приделы:

иконы Божией Матери «Поможение родам» (22 сентября )
свт. Алексия, митрополита Московского (18 октября, 2 июня, 25 февраля)
прп. Кирилла Белоезерского (22 июня)
Новомучеников Серпуховских (9 декабря )

Приписные храмы:
храм Жен-мироносиц
храм иконы Божией Матери «Знамение»
часовня блгв. вел. кн. Димитрия Донского

Святыни храма: в соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», а также местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца и мученика Вонифатия.

При храме имеется библиотека, действуют воскресные школы: детская и взрослая. Каждый четверг ББК Прп. Сергия Радонежского.

Из истории

В документах XVI — начала XVII вв. Никольский храм упоминается как деревянный.

В 1649 г. построен каменный собор, отчего стал называться Николой Белым.

«Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен-мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — написал П.Симсон в «Истории Серпухова».

Предположительно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, участвовали зодчие из Ярославля.

В 1713 г. издан указ о постройке новой каменной церкви во имя святителя Николая. Инициатор постройки — подьячий Земской избы Серпухова Михаил Попов. В 1721 г. храм освятили. Здание сложили из тесаных блоков местного известняка.

В 1831 г. архитекторы Ф.М.Шестаков и И.Т.Таманский (ученик М.Ф.Казакова) составили проект перестройки церкви. В 1835 г. началось строительство ныне существующего Никольского храма с приделами во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835—1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, украшен белокаменной отделкой.

В 1924 г. храм посетил святитель Тихон Московский, который присвоил храму статус кафедрального собора. После закрытия Владычнего женского монастыря, почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился в храме Николы Белого. В 1929 г. храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары. Колокольню частично разрушили, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, но всякий раз на следующее утро обновлялся.

Некоторое время в храме находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь устроили прачечные. Перед тем, как храм открыли, помещение использовал штаб гражданской обороны под склад, который размещался в соборе с главной целью — избежать сноса храма.

В 1995 г. храм возвратили верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. он стал приходским. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола.

Духовенство собора опекает и окормляет Серпуховский военный институт, следственный изолятор, детские приюты и интернат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *