Храм в подмоклово

Это не просто храм – это настоящее произведение искусства! Храм Рождества Богородицы в Подмоклово, выполненный в форме ротонды и окруженный статуями двенадцати Апостолов и четырех евангелистов, запросто мог бы украсить собой площадь какого-нибудь старинного итальянского города. Но находится он в небольшом селе Подмоклово, в котором до революции находилась процветающая усадьба.
Храм Рождества Богородицы историки и искусствоведы единогласно называют одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи России. В стиле этого архитектурного шедевра присутствуют ноты западноевропейского барокко.
Историю строительства, владения и дальнейшего развития храма в Подмоклово окутывают множество историй – одна интереснее другой. В наши дни уже трудно поверить в то, что после революции уникального храма Рождества Богородицы могло просто-напросто не стать. К счастью, этой старинной церкви очень повезло – и в годы идеологического перепутья, и сейчас, когда о ней заботится увлеченный и грамотный человек. Я считаю, что второе рождение этого храма произошло тогда, когда его настоятелем был назначен протоиерей Дионисий Крюков. Заручившись поддержкой семьи и своих талантливых детей, отец Дионисий смог добиться огромных успехов в сохранении храма. Семья Крюковых наладила в Подмоклово проведение интересных экскурсионных программ для туристов, организовала проведение культурных программ для жителей села, создала прекрасный сайт храма и стала учредителем удивительного по концепции и уровню организации фестиваля старинной музыки у стен церкви.
К истории отца Дионисия и его замечательной семьи мы с вами еще обязательно вернемся в этом материале. А начать его я предлагаю с небольшой исторической справки об истории церкви Рождества Богородицы. В какой период она была построена? Как получилось так, что храм в Подмоклово продолжал строиться вопреки строжайшим царским запретам? Почему она была возведена в столь необычном стиле? На какие известные зарубежные храмы он похож? Бракосочетание какого представителя дома Романовых, по легенде, планировали провести в этом храме? Как и при каких обстоятельствах в подмокловской церкви появилась фреска «Лермонтов» в аду» и почему она стала причиной настоящего скандала в стране? Кто и как защитил храм Рождества Богородицы в советские годы? И какие замечательные мероприятия проходят у храма в Подмоклово в наши дни?
Кстати: уже в эти выходные, 16 сентября, состоится наша экскурсия «Окрестности города С», во время которой мы посетим, в том числе, и прекрасный храм Рождества Богородицы в Подмоклово. Спешите забронировать билеты в поездку!
А вы были в Подмоклово? Привлекают ли вас такие нетипичные для России образцы храмовой архитектуры?

Дата фотографий: 8 апреля 2016 года, 1 июля и 9 августа 2017 года.
Перед вами — один из сохранившихся флигелей некогда роскошной усадьбы Подмоклово. Ою истории этого имения и его нынешнем состоянии я хотел бы рассказать в отдельном материале, а сейчас я хочу остановиться на истории главной жемчужины этой усадьбы — храме Рождества Богородицы.

В этом посте вы увидите мои фотографии усадьбы Подмоклово, которые были сделаны в разные временные промежутки. Это станет хорошей возможностью порадоваться тому, насколько быстро и буквально на глазах расцветает храм Рождества Богородицы.

Строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклове началось в самом начале XVIII века. Считается, что датой ее основания считается 1714 год – именно тогда было получено разрешение на ее строительство. Сама ситуация активного начала строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклово в данный временной период по-настоящему удивительна. А все дело в том, что в 1714 году Царским указом запрещается «во всём государстве на несколько лет всякое каменное строение».
6. Строительство этого храма началось в далеком 1714 году.

Внешний вид церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклово. Дата: 1890-е гг. И. П. Никитин, личный фонд Якушевых. Вид фотодокумента: негатив (стекло). ЦАЭиАДМ Архивный номер: 5 – 195.
7. Скульптуры апостолов и евангелистов, которые украшали церковь Рождества Богородицы, были полностью выполнены русскими мастерами-скульпторами, что было первой задокументированной работой наших умельцев столь выского уровня.
Однако, амбициозный князь Григорий Федорович Долгоруков смог получить от Петра I устное разрешение на строительство подмокловской церкви, основанием чего является факт уже начавшегося строительства до указа о запрете. В 1717г. он просит о письменном указе Петра к Московскому губернатору.

Архитектурный прототип храма — молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели.


Второй прототип — храм Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Здесь он изображен на фреске Рафаэля Санти «Обручение Мадонны».

Самый известный владелец Подмоклово – Григорий Федорович Долгоруков был человеком настойчивым. Отчасти, эти его качества сказались и на внешнем облике храма Рождества Богородицы, инициатором строительства которого являлся он. Историки и искусствоведы до сих пор спорят о том, как такой нетипичный для России храм мог появиться в усадьбе петровского вельможи. Скорее всего, будучи человеком просвещённым, он искренне восхищался многими образцами западной архитектуры и захотел создать похожий архитектурный шедевр на территории своей усадьбы.
10. Часть скульптур была восстановлены в наши дни.

Восточный фасад. Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева, кол. V, нег. 427

Исследователи считают, что у храма Рождества Богородицы в Подмоклово есть несколько известных зарубежных прототипов. Первый по времени пример такого рода – молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели, построенная Ф. Брунеллески в 1427-1436 гг. Затем он повторяется в формах поминального храма на месте казни Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Ближайшим по времени аналогом церкви Рождества Богородицы в Подмоклово служит и неосуществлённый проект храма Торжествующей церкви (Ecclesia triumphans) для арены римского амфитеатра Флавиев — Колизея, разрабатываемый римским архитектором Карло Фонтана в 1676-1700 гг.
12. Храм в Подмоклово уникален еще и тем, что его продолжали строить в то время, когда петровским указом по всей стране было запрещено каменное строительство.


Евангелист Лука. Фото Петухова А.И. 1967 г.
14. Реставрация храма завершилась в 2016 году.
Существует неподтвержденная и сомнительная легенда о том, что в подмокловской церкви планировалось венчание Петра II с двоюродной сестрой храмосоздателя Григория Фёдоровича Долгорукова, княжной Екатериной Алексеевною Долгорукой. Однако, о ней по-прежнему рассказывают многие местные любители истории.

На первоначальном этапе строительством храма в Подмоклово руководил военнопленный Лоренц фон Фикин, затем работу над шедевром продолжил другой иностранец — Андрей Шульц. Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Эту искусную, невероятно сложную работу историки и искусствоведы считают самой ранней задукоментировнной работой такого уровня, которая была полностью выполнена руками русских умельцев.
17. Храм был освящен в 1754 году.
18. На этом фото в храме только заканчиваются реставрационные работы. А перед ним — очаровательный маленький прудик.

Церковь с. Подмоклово (с колокольней и воротами). Фотография начала 1920 г. (Пересъемка с частного собрания).

Освящение храма отодвинулось на достаточно большой промежуток времени из-за нестабильного положения Дорлгоруковых при российском дворе. Однако, в 1754 году храм все же освятили и он начал жить размеренной приходской жизнью.

Однако, однажды в истории церкви Рождества Богородицы случился и громкий скандал, который по своим масштабам вышел далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было проведено «возобновление», т. е. капитальный ремонт Богородицерождественского храма, в том числе — и работа над фресками.

Интерьеры храма. Внутренний вид церкви (юго-западная часть). Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева кол. V, нег. 816. (Поступление из музея ВАА).

Во многих русских храмах было принято изображать цены Страшного Суда у выхода из церкви — чтобы прихожанин, покидая пределы храма понимал, что его главная задача — стараться соответствовать заповедям во всех аспектах мирской жизни.

26. Остатки усадебного парка.

Аналогичное изображение Страшного Суда появилось и в Подмоклово. Казалось бы, в этом не было ничего особенного, если бы не одно «но». В образе одного из грешников, страдающих в пламени ада, можно было явно увидеть образ…Михаила Юрьевича Лермонтова. О том, как такое могло произойти, существует несколько версий. И, как вы понимаете, о банальной и случайной внешней схожести образов никто даже не говорит.
28. Увидев эту красоту впервые на берегу Оки, можно запросто потерять дар речи!

Настенная композиция «Страшный суд». ГМИР. Обратите внимание на нижний правый угол.

Одни исследователи считают, что при жизни Михаил Юрьевич, любивший метко бить острым словом, сильно оскорбил одного из владельцев Подмоклово. Вторые предлагают более сложную версию. Они связывают фреску в Подмоклово с обстоятельством похорон писателя. Каджому из нас известно, что Михаил Юрьевич погиб во время дуэли. А согласно православным канонам, участие в дуэли приравнивалось к самоубийству, и, стало быть, самоубийцу не могли отпевать в храме и служить о нем панихиды. Но несмотря на столь известный запрет священник Павел Александровский по просибе друзей Лермонтова проводил писателя в последний путь. Когда об этом узнали в свете, свяженника ждало судебное разбирательство. Если вы присмотритесь к фреске, то увидите, что рядом с «Лермонтовым» в аду почему-то находится и священник. Таким образом, автор скандального изображения мог привлечь внимание к проблемам дуэлей и несоблюдению церковных правил отдельными клириками.

30. Усадебный флигель пытались выставить на аукцион с целью поиска нового инвестора. Инвестор нашелся, но вскоре он разорвал договор аренды.

32. Храм после окончания реставрационных работ в 2017 году.
Третья версия говорит нам о том, что, вероятно, «Лермонтова» осудили скорее не как личность, а как некое олицетворение образа человека того времени, который был лишен некоторых духовно-нравственных ориентиров.

Упавшая внутрь галереи скульптура евангелиста Марка (Кузнецов В.Я. май 1983).
История с фреской получила гласность и обернулась настоящим скандалом. Ведь то, что демонстрировалось прихожанам храма в Подмоклова как нравстенное назидание, было ужасным проявлением антихристианства. Ведь ни один живущий на земле человек даже в мыслях не имеет права брать на себя функции Господа и решать, куда попадет пусть даже грешный человек: в ад, либо в рай. Впоследствии этой фреской очень «гордились» коммунисты, которые с удовольствием демонстрировали ее в петербургском Музее истории религии и атеизма.

А когда в Подмоклово наступили страшные годы революции, то прихожане храма Рождества Богородицы проявили огромную волю и единство, не дав оскверить этот прекрасный храм. На протяжении долгих лет в довоенный период они преодолевали множество бюррократических ступеней, чтобы отстоять свой храм. И, действительно, службы в Подмоклово шли даже в те страшные дни, когда прихожанам многих городов и сел было опасно даже приближаться к храму.
35. Вид на остатки усадебного парка и сохранившийся флигель.
А потом, в храме Рождества Богородицы наступило многолетнее запустение, которое потихоньку подрывало состояние памятника архитектуры. В 80-е годы группа вандалов осквернила статуи апостолов и евангелистов и нанесла огромный ущерб их целостности.
36. С каждым годом храм привлекает к себе все больше туристов и любителей искусства благодаря большому труду настоятеля церкви Дионисия Крюкова и его семьи.
Реставрационные работы в Подмоклово начались в 1983 году силами треста Мособлреставрация. Арки обходной галереи галереи-паперти были вновь открыты.
Разрез церкви в с.Подмоклое. Реконструкция арх. Л.А. Петрова, 1941 г. Фототека ГНИМА им. Щусева.

В феврале 1986 г. разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменою статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады — и восстановлены к окончанию работ, с нарушением первоначального их порядка: скульптуры Апостолов Филиппа и Фаддея поменяли местами (что видно по фотоснимкам храма 1914 и 1936 гг.) Пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря: реставраторами Антоняном А.С, Любченко Ю.А., Черемхиным В.А. (Ныне они находятся в фондах СИХМ и хранятся в Троицком соборе г. Серпухова. Стоит вопрос об установке на здании храма их копий).

40. Церковь Рождества Богородицы. Вид сверху.
Величественная церковь Рождества Богородицы в Подмоклово была передана верующим в 1992 году.

А ее настоящее возрождение как важного духовно-образовательного центра началось с начала служения здесь нынешнего настоятеля храма, протоиерея Дионисия Крюкова. В заботе о большой старинной церкви ему помогает его «малая церковь» — большая и дружная семья. Семейство Крюковых организует замечательные экскурсии по Подмоклово для всех туристов. Этим удивительным людям принадлежит идея о проведении около храма замечательного фестиваля старинной музыки, с подробностями которого вы можете познакомиться здесь. Благодаря отцу Дионисию и его семье в Интернете появился абсолютно безупречный сайт храма, где подробно изложена вся информация по истории храма с интересными историческими фактами и архиаными фотографиями. При подготовке этого материала я пользовался материалами именно этого сайта.
42. Я верю в то, что это уникальное место будет процветать!
Друзья, если вы когда-нибудь будете в Серпуховском районе, то обязательно посетите этот храм. Вы придете в настоящий восторг от такой неповторимой красоты! А отцу Дионисию Крюкову и его замечательной семье я хотел бы пожелать крепкого здоровья, успехов в его нелегком труде и деятельных благотворителей, которые смогли бы помочь привести территорию бывшей усадьбы в живописный обустроенный уголок!
Источник, архивные фото:
1) Официальный сайт храма Рождества Богородицы в Подмоклово.Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru

Подмоклово (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Подмоклово, сад усадьбы Долгоруковых

Усадьба Подмоклово, принадлежавшая семье князей Долгоруковых, расположена в одноименной деревне в Серпуховском районе Московской области на берегу Оки. У Подмоклова солидная история: впервые как село оно упоминается в исторических документах, датированных 1648 годом. На тот момент им владели князья Голицыны.

Главная достопримечательность подмосковной усадьбы Подмоклово — храм Рождества Богородицы. Этот шедевр русского зодчества построен в стиле итальянского барокко.

Свое название деревня получила из-за того, что Ока во время половодья заливает строения, находящиеся поблизости. Кроме того, в окрестностях очень много ручьев, что тоже могло послужить причиной такого названия деревни. Кстати, если верить преданиям, под деревней расположено подземное озеро. Во времена Ивана Грозного недалеко от Подмоклово добывали железную руду и поделочный камень — тарусский мрамор.

Храм Рождества Богородицы в Подмоклово

Главная достопримечательность усадьбы Подмоклово — храм Рождества Богородицы. Этот шедевр русского зодчества построен в стиле итальянского барокко. Церковь начал строить в 1714 г. на свои собственные средства Григорий Долгоруков. Строительство продолжили его сын и внук. В итоге храм был освящен лишь в 1754 г. Церковь считается одним из наиболее интересных строений петровской эпохи: архитектурная композиция здания представляет собой редкий для России тип купольной ротонды. Автор проекта неизвестен, но скорее всего, над ним работали иностранные архитекторы Карло Фонтано и Андрей Шульц. Одним из главных украшений храма можно считать 16 скульптур святых (стоит отметить, что подобные скульптурные композиции очень редки в православной архитектуре). В 1970 годы пять скульптур были сняты для реставрации. Сейчас они находятся в серпуховском художественном музее.

Многие постройки усадьбы Подмоклово не сохранились. Так, например, утрачен двухэтажный каменный господский дом. Некоторые здания были перестроены и не имеют сегодня никакой ценности. Частично сохранились каскадные пруды и большой парк с липовыми и тополиными аллеями. К сожалению, храм Рождества Богородицы выглядит не лучшим образом. Настоятель всеми способами пытается реставрировать церковь, но понятно, что средств катастрофически не хватает.

В 1937 году храм Рождества Богородицы в Подмоклово прекратил свою деятельность. Через некоторое время в нем было оборудовано зернохранилище. Лишь в 1993 году службы в церкви возобновились.

Практическая информация

До усадьбы Подмоклово можно добраться на общественном транспорте или на автомобиле. Из Москвы с Курского вокзала ходят электрички до города Серпухов, а также со станции метро «Южная» автобусы № 458. Затем нужно пересесть на автобус № 28 (Серпухов — Ланьшино) и доехать до остановки Подмоклово. Кроме того, можно на электричке Москва — Тула доехать до станции 107 км и пересесть на автобус № 28. Либо на этой же электричке доехать до станции Приокская и пройти пешком 6 км.

На автомобиле нужно ехать по Симферопольскому шоссе (М2) до моста через реку Оку. Переехать через мост, доехать до транспортной развязки, въехав на нее, свернуть налево в сторону Лукьяново и ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.

В храме Рождества Богородицы проводят бесплатные экскурсии после службы по воскресеньям и в дни великих церковных праздников, ориентировочно в 15:00. Также можно заказать экскурсию за пожертвования, предварительно договорившись за неделю до визита с настоятелем храма протоиереем Дионисием Крюковым.

Каменная церковь Рождества Богородицы в деревне Подмоклово Московской области – двусветный храм-ротонда, построенный в начале XVIII в. в усадьбе князя Григория Долгорукова, наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени ротонд, воплотившая в своей архитектуре черты западноевропейского барокко.

Впервые храм Рождества Богородицы «в Подмоклом», являвшемся старинной вотчиной князей Голицыных, упоминается в тарусских писцовых книгах за 1628–1629 г.г. Согласно этому документу, «деревяна клецки» церковь с приделом святителя Николая была построена и украшена вотчинником. Видимо, в том же XVII столетии, позднее, вместо нее была построена новая Богородице-Рождественская церковь, тоже деревянная.

К началу XVIII в. Подмоклово перешло во владение князей Долгоруковых, став крупнейшим из их подмосковных имений. Долгоруковы не были прямыми потомками князя Юрия Владимировича, вошедшего в историю как основатель Москвы, а вели свою родословную от Рюрика по ветви черниговских князей. Основателем этого рода был князь Иван Андреевич Оболенский (XIV или XV вв.), получивший за мстительный нрав прозвище Долгорукий. Его потомков стали называть Долгоруковыми. С XVI века представители этой фамилии служили при московском дворе на важных постах в гражданском и военном управлении.

1 мая 1714 г. очередной владелец села Подмоклово князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1657–1723) заключил контракт с каменщиками: подрядчик из Московской Каменной слободы Андрей Опурин и крестьяне села Красного Костромского уезда Василий Александров «с товарищи» (всего двадцать два работника) подрядились построить «из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклю круглую по чертежю, по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Из этой записи следует, что Лоренц фон Фикин стал руководителем строительства, однако не обязательно являлся автором проекта, который был, скорее всего, западноевропейского происхождения. Позднее, в челобитной 1716 г. Лоренц фон Фикин, первый руководитель строительства, назван шведским квартирмейстером. Вероятно, этот специалист был шведским военнопленным. Интересно, что в XVII – первой четверти XVIII в.в. выходцами из села Красного был построен целый ряд зданий в Москве и окрестностях. 23 июля Г. Ф. Долгоруков получил разрешение митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского на строительство каменной усадебной церкви.

Осенью 1714 г. только начатые строительные работы были остановлены из-за указа Петра I, изданного 9 октября, согласно которому под страхом ссылки и конфискации всего имущества «на несколько лет» в России запрещалось каменное строительство кроме Санкт-Петербурга. Целью указа было ускорение застройки новой столицы государства. В 1717 г. Долгорукову удалось получить государево разрешение на «достройку» храма в Подмоклове. Основные строительные работы к этому времени были уже завершены, что подтверждается архивными материалами. В челобитной 1716 г. крепостной князя Г. Ф. Долгорукова Андрей Рыжиков сообщал, что стены церкви, выстроенные в 1714 г. фон Фикиным, дали «расседины». Новым руководителем строительства был назначен «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», который посчитал эти повреждения неопасными для строящегося здания. Однако сооружение вскоре развалилось, а назвавшийся архитектором Крафорт оказался самозванцем.

28 мая 1717 г. князь Григорий Долгоруков снова заключил контракт с артелью Андрея Опурина, начинавшей строить храм в 1714 г., и с ярославским каменщиком Алексеем Дмитриевым «с товарищи». Сумма за работу, в сравнении с первоначальным контрактом, была увеличена, но с поставленной задачей артель не справилась. Вероятно, сказалось отсутствие архитектора.

5 мая 1718 г. был заключен новый контракт – с артелью московского каменщика Ивана Каландина, имевшего к тому времени большой опыт строительства каменных зданий. Руководство строительными работами было возложено на иноземца Андрея Шульца. Подрядчики обещали за строительный сезон возвести церковь из кирпича, заказанного за несколько дней до этого, 29 апреля, московским мастерам Трофиму Захарову и Мине Игнатьеву. 27 сентября был сделан заказ Максиму Васильеву, крестьянину села Нижнее Мячково, на партию белого камня (известняка) для украшения храма скульптурами. Известняк был поставлен к 19 мая 1719 г.

9 апреля 1720 г. был заключен контракт с артелью резчиков под руководством московского мастера Ивана Афанасьева Зимина на украшение храма резьбой и скульптурами 12 апостолов и 4 евангелистов по имеющимся рисункам. Наблюдение за работой резчиков, которая должна была быть выполнена в течение лета, осуществлял все тот же Андрей Шульц. Вероятно, украшение белокаменным декором церкви в Подмоклове было завершено в установленные сроки, в теплый сезон 1720 г., и во всяком случае, не позднее весны 1722 г., т.к. 21 мая этого года постановлением Святейшего Синода было запрещено иметь «в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…».

15 августа 1723 г. Григорий Фёдорович Долгоруков умер, не дожив до освящения церкви. К этому времени здание было фактически построено, оставалось только установить двери и окна, завершить столярные работы, установить иконостас и снабдить храм иконами. Окончания этих работ церковь ждала более 30 лет. Унаследовавший Подмоклово от отца Сергей Григорьевич Долгоруков не проявлял к находящемуся на последней стадии постройки храму никакого интереса.

После воцарения на троне в 1730 г. императрицы Анны Иоанновны Долгоруковы попадают в опалу. Село Подмоклово в числе других вотчин Долгоруковых переходит в дворцовое ведомство. В 1741 г., после смерти Анны Иоановны и воцарения Елизаветы Петровны, реабилитированным Долгоруковым были возвращены их бывшие поместья, в том числе подмосковное Подмоклово, владельцем которого становится Николай Сергеевич Долгоруков, внук Г. Ф. Долгорукова. При нем были завершены все строительные и отделочные работы, установлен иконостас, церковь снабжена необходимой утварью. В 1754 г. Николай Сергеевич подал прошение в Синод об освящении храма. В том же году церковь была торжественно освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как и старый деревянный храм, стоявший на площади к западу от новой церкви и к этому времени, видимо, пришедший в полную ветхость.

По данным на 1779 г., имение Подмоклово находилось во владении Алексея Ивановича Затрапезного. Вероятнее всего, после смерти единственного сына Н. С. Долгоруков продал имение А. И. Затрапезному. В 1785 г. рядом с церковью началось строительство колокольни, нижний ярус которой должен был стать придельным храмом Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. так и незавершенную колокольню разобрали «по ветхости».

В разное время Подмоклово принадлежало разным хозяевам. В 1830-х г.г. селом владели Тютчевы, с 1840-х г.г. – Васильчиковы.

В 1875 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был возобновлен на средства уроженца села Подмоклово церковного старосты Тимофея Ивановича Каштанова. В 1882 г. на его же деньги церковь была расписана, в притворе написана картина «Страшный суд», впоследствии получившая скандальную известность: один из изображенных на ней грешников имел портретное сходство с М. Ю. Лермонтовым. Особо чтимой иконой в подмокловской церкви была древняя икона Владимирской Богоматери, в ее честь по случаю избавления в 1848 г. от холеры 23 июня ежегодно совершается крестный ход.

В 1883–1893 г.г. в Богородице-Рождественском храме провели ремонт, в ходе которого была заложена часть арочных проемов и галерей, в стенах пробиты каналы калориферного отопления. На рубеже XIX и XX в.в. была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркадной галереи. В 1903 г. при церкви соорудили каменную звонницу (разобрана в 1930-х г.г.).

В конце XIX в. в приходе числилось 525 мужчин и 575 женщин из села Подмоклово и сельца Прокшино. По сведениям на 1915 г., причт храма состоял из одного священника и псаломщика.

С 1894 по 1917 г.г. Подмоклово принадлежало серпуховскому фабриканту П. И. Рябову, ставшему последним владельцем села. В первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей, в отличие от многих других храмов. Богослужения в ней проводились вплоть до 1936 г. Но 28 ноября 1937 г. был арестован священник подмокловского храма Иоанн Александрович Раевский, после чего церковь закрыли. 3 декабря того же года И. А. Раевский был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской области к 10 годам ИТЛ. В дальнейшем здание стали использовать под хозяйственные нужды, в нем устроили зернохранилище.

В начале 1980-х г. вандалами были разрушены 5 из 16 статуй, украшавших храм. В 1988–1995 г.г. специалисты научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря восстановили разрушенные скульптуры. Восстановленные статуи были переданы на хранение в Серпуховский историко-художественный музей, а в 2016 г. возвращены храму и установлены на свои первоначальные места.

В 1983–1994 г.г. здание Богородице-Рождественской церкви реставрировалось сотрудниками треста «Мособлреставрация». Отреставрированный храм предстал с вновь открытыми арками кольцевой паперти. В церкви планировали организовать музей скульптуры, но уже в 1992 г. ее передали Русской Православной церкви. С 1993 г. храм вновь стал действующим.

По своему архитектурному стилю церковь Рождества Богородицы в Подмоклове является замечательным примером круглого храма-ротонды. Здания подобного типа с раннехристианских времен служили либо храмами-баптистериями (крестильнями), либо мемориальными церквями в память мучеников. Формы подмокловской церкви гармоничны и ясны, в этом отношении подобных памятников петровских времен нет ни в Петербурге, ни в Москве.

Круглый постамент цоколя возносит приземистый и собранный восьмидольный объем храма, завершенный плавно круглящимся куполом, просторным световым барабаном и ажурным крестом. Центральный объем окружен кольцом паперти на шестнадцати столбах. Эта галерея из изящно рифмованных арок вместе с окнами восьмерика, люкарнами купола и световыми проемами барабана придает сооружению особую легкость. Ключевые пункты храма-ротонды – алтарь с восточной стороны, входы с западной, северной и южной сторон – ничем не выделены, все стороны здания равноправны, его пластика открыта на все стороны света.

Центральное ядро Богородице-Рождественской церкви восьмидольное или восьмигранное, что в раннехристианский период являлось символом вечности, восстановления: само начертание цифры 8 представляет собой эмблему бесконечности. Эта символика вполне соответствует храмовому пространству, посвящаемому или возрождению человеческой души в ритуале Крещения, или подвигу отдавших свою жизнь за веру по образу Христа, «смертию смерть поправ». Данный архитектурный тип в Италии эпохи Возрождения осмысливался как образ идеального мира, обдуваемого восемью ветрами и завершенного куполом небесного свода.

Если архитектура подмокловской церкви заимствована из итальянской традиции, то скульптурный декор, выполненный резчиками под руководством Ивана Зимина, своеобычен и по исполнению, и по содержанию. Все внешние украшения здесь являются частью продуманной структуры, наделены особым символическим значением, их сюжеты явно продиктованы единым замыслом заказчика или архитектора.

Украшающая стены храма резьба выражает символику Нового Иерусалима. В верхнем, «небесном» ярусе здания пилястры восьмерика, фриз, наличники, постаменты статуй на балюстраде украшены гирляндами плодов, символизирующими изобильный неувядающий райский сад и, в то же время, укрепленный, строго охраняемый град (херувимы над южным и северным входами, над окнами восьмерика, сквозными и ложными, – по своей сути, обереги: «…и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24)).

Церковь гармонирует с окрестным простором. Структуре плана здания с шестнадцатью столпами паперти соответствуют 12 апостолов и 4 евангелиста. Их изображения являются классическим мотивом потолочных росписей древнерусских и византийских храмов. Святые Матфей и Иоанн изображены дважды – как апостолы и как евангелисты. Статуи на балюстраде храма представляют собой пластическое завершение столпов.

Западный вход на балюстраде (главный) сопровожден фигурами апостолов Петра (справа) и Павла (слева). Над северным и южным входами установлены скульптуры четырех евангелистов, в православном искусстве эти образы традиционно отвечают за отношения между земным и сакральным мирами. Две фигуры евангелистов из 12 апостолов – Иоанна и Матфея – поставлены на привилегированном месте в алтарной зоне. Очевидно пространственное соотнесение скульптур святого Луки, сопровождавшего в странствиях апостола Павла (у северного входа) и святого Марка, спутника апостола Петра (у южного входа) – с помещенными по сторонам от западного портала фигурами первоверховных апостолов.

Расстановка статуй святых на галерее церкви Рождества Богородицы изначально осуществлялась по осмысленному плану: контракт князя Долгорукова с артелью Ивана Зимина специально предусматривал установку всех скульптур на надлежащих местах «против архитектуры и абриза и как показано будет архитектом». Первоначальный порядок размещения фигур, к сожалению, ныне утрачен.

Усадьба Подмоклово (Россия, Московская область, Серпуховский район, Подмоклово)

Как добраться? Усадьба Подмоклово находится напротив Серпухова, на противоположном берегу р. Оки. Что бы добраться до него, проследуйте по новому Симферопольскому шоссе через мост (в самом Серпухове дороги через Оку нет) и сверните на указателе «На Лукьяново».

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово отреставрирована

Церковь Рождества Богородицы (1714—1722) — яркая представительница итальянского барокко. Она была выстроена по заказу князя Григория Фёдоровича Долгорукова (1656—1723). Объём храма в виде двусветной купольной ротонды окружён в первом ярусе открытой арочной галереей, превращённой на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Опоры галереи снаружи декорированы каннелированными пилястрами ионического ордера. Пилястровый мотив получил дальнейшее развитие на теле ротонды, где ритмично чередуются оконные проёмы и плоские силуэтные наличники красивого рисунка, завершенные лучковыми или ломаными сандриками.

Описание усадьбы Подмоклово

Развитой фриз богато декорирован головками ангелов и гирляндами. Изысканное архитектурное убранство дополняет тонкая профилировка карнизов и архивольтов арочных проёмов галереи. Купол с повышенной стрелой подъёма прорезают световые и ложные люкарны, и завершает массивная глава.
После 1816 года рядом с церковью была возведена колокольня и каменная ограда, но эти архитектурные сооружения не сохранились, так же, как и усадебный дом. Руины флигеля неподалёку.
Неповторимым украшением церкви являются 16 скульптур святых, установленных на балюстраде над галереей. Это довольно редкое применение круглой скульптуры в православном строительстве.
Ещё в 1970 — е годы пять скульптур были сняты с парапета для реставрации, но на свои прежние места они не вернулись, а пополнили экспозицию Серпуховского художественного музея. Храм, являющийся шедевром русского зодчества, в 1993 г. передан верующим. Обветшавшие фасады и протекающую кровлю местный священник пытается ремонтировать самостоятельно, и это при том, что церковь имеет статут памятника Федерального значения.

План усадьбы Подмоклово

  1. Церковь Рождества Богородицы
  2. Руинированный флигель
  3. Место главного дома
  4. Место второго флигеля

Архивные фото и чертежи церкви в Подмоклово




Статья Н.А. Бондаревой»Увядающий шедевр» (Подмоклово)//Мир музея №10, 2009

Ока в окрестностях Серпухова и Каширы царственно широка. Ее атласную ленту мягко стискивают бархаты заливных лугов и рассеченные на ровные квадраты пашни, но характерными для этих мест являются высокие берега с отвесными кручами, поросшие коренастыми красноногими соснами. На самых высоких точках рельефа, сквозь порыжевшие кроны деревьев просматриваются маковки церквей и колоколен, видны ржавые, десятилетиями не крашеные крыши и полинявшие колонны старых барских домов. Юг Подмосковья исключительно богат памятниками старины: Баскачи, Кропотово, Тарасково, Пущино, Троицкое, Подмоклово… О Подмоклове, местечке, которое регулярно «подмокало» во время разливов Оки, наш рассказ.

Лучшая пора для посещения этой подмосковной стороны — осень, тогда архитектура и ее
природное окружение воспринимаются острее, драматичнее. Лучи солнца наполняют янтарным светом пожелтевшую листву, порывистый ветер срывает ее с ветвей, долго кружит в воздухе золотым вихрем и бросает на пыльную дорогу и затянутый бурой ряской пруд. Западная сторона храма ярко освещена, в высоких окнах сияют яркие блики… Аркада круговой галереи с причудливыми тенями под сводами, напротив, наполняется приятным сумраком. Как начнет темнеть, над Окой поднимутся туманы. Они
растекутся белой пеленой над окрестностями, охватив легким шлейфом округлый стан церкви. Алый диск солнца будет медленно плыть над сельскими домами и закатится прямо за крыши. С реки потянет сыростью и ароматом прелых трав…

Подмоклово — наиболее близкое к первопрестольной землевладение князья Григория Федоровича Долгорукова, видного государственного деятеля и дипломата петровского времени. В 1714 году он начал хлопотать о замене прежней деревянной церкви каменной, так как отправление службы в ветхом храме стало невозможным. Получив отпуск и вернувшись ненадолго из Европы в Россию, князь занимается домашними делами, а заодно заключает с артелью каменщиков первый подряд на строительство подмокловской церкви. Однако вскоре последовал указ Петра I «о запрете всякого каменного строения» вне Петербурга. На преодоление трудностей ушло несколько лет, договор на поставку кирпича и белого камня, означавший возобновление работ, был подписан Долгоруковым только в 1718 году.






Благодаря поискам исследователя В.В. Зубарева были обнаружены новые архивные источники, позволившие установить достоверную дату сооружения Рождественской церкви — 1714 – 1722 годы. Документальные свидетельства подтвердили имя заказчика и открыли имена подрядчиков, камнерезов и зодчих, причастных к созданию и осуществлению проекта. Первоначально церковь строилась «по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина» (1), а в дальнейшем было велено «все делать против аблизу или с повеления иноземца Андрея Шулца» (2). Фамилии этих мастеров прозвучали в истории русской архитектуры только однажды, других сведений о них не имеется.

Со смертью дипломата в 1723 году строительство в Подмоклове было приостановлено, оставалась невыполненной отделка интерьера, иконостас, столярные работы. Культовое сооружение простояло неосвященным до 1754 года.
Церковь Рождества Богородицы стилистически принадлежит к итальянскому барокко. Объемная композиция памятника проста: двусветная ротонда, поставленная на ступенчатый стилобат, в нижнем ярусе охвачена открытой арочной галереей, превращенной на уровне второго света в балкон с балюстрадой. Декоративное убранство необыкновенно элегантно и отличается мастерством исполнения. Опоры галереи снаружи отделаны каннелированными пилястрами. Пилястровый мотив получил дальнейшее развитие на теле ротонды, где ритмично чередуются оконные проемы и плоские силуэтные наличники изысканного рисунка, завершенные лучковыми или ломаными сандриками. Фриз декорирован головками херувимов и гирляндами из цветов и экзотических плодов, увитых лентами. Сооружение перекрыто куполом с повышенной стрелой подъема и увенчано световой главой.
Появление культовой постройки в стилевой европейской системе в русской глубинке в начале XVIII столетия, да еще с применением в экстерьере круглой скульптуры можно назвать явлением экстраординарным, хотя прецедент был создан десятью годами ранее, когда была возведена церковь в голицынских Дубровицах. Там и стиль иноземный, и скульптура на парапете, но несколько иная барочная отделка, пышная и перегруженная.

О подмокловской скульптуре, изготовленной из мячковского известняка, следует сказать несколько слов отдельно. Двенадцать апостолов и четыре евангелиста расположены на балюстраде галереи. «Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей.

Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке» (3). Теперь доподлинно известно, что их авторы — наши соотечественники, а моделями, скорее всего, послужили простолюдины. Вот мнение научного сотрудника ВХНРЦ имени Н. Э. Грабаря Н. Банковского о работе древних скульпторов: «…в исполнении фигур чувствуется неуверенность, робость, зависимость от формы каменного блока. И одновременно в характере лепки голов видны большое умение, замечательная моделировка, характеристика каждого персонажа. Такая же уверенность и знание заметны в выполнении рук, ступней ног. В этих важных фрагментах так же высокий уровень мастерства. Виртуозно, с подчеркнутой небрежностью складки тканей покрывают фигуры, в которых они призваны скрывать недостатки их выполнения» (4).

К концу XX века некоторые изваяния сильно пострадали от времени и вандалов, пять из них были сняты с балюстрады и отправлены на реставрацию. После реставрационных мероприятий статуи пополнили экспозицию Серпуховского художественного музея. На опустевших тумбах вместо оригиналов планировалось установить копии, с тех пор прошло почти пятнадцать лет, а тумбы по-прежнему пустуют…
Неудивительно, что сама усадьба, оставаясь в тени знаменитого храма, до сих пор не изучена, сведения о ней малочисленны и отрывочны. Небольшой, но гармоничный усадебный ансамбль в стиле раннего классицизма окончательно оформился к концу XVIII века. Можно предположить, что строительство его состоялось еще при Долгоруковых, владевших имением до 1784 года. Затем владение перешло к помещику П. Ф. Тютчеву, далее к Васильчиковым, фабрикантам Рябовым.

По сторонам П-образного курдонера находились усадебный дом и два флигеля (до наших дней сохранился только восточный, названный в ПАМО северным. Он ориентирован, как и алтарь храма на восток, поэтому, на мой взгляд, не может быть северным). Время утраты западного корпуса и господского дома не установлено, в ПАМО высказано предположение, что «флигель, по-видимому, уже давно выполнял роль усадебного дома» (5).
Флигель — кирпичный, двухэтажный с подвалом, в семь световых осей по продольному фасаду. Нижний этаж рустован и отделен от верхнего межэтажным карнизом. Основную художественную нагрузку несут окна, их обрамляют рамочные наличники с замковыми камнями и простыми полочными сандриками над ними.
Восточный фасад кажется более нарядным по сравнению с западным, на нем хорошо читается пилястровый портик ионического ордера, к тому же он имеет остатки руинированного фронтона, что наводит на мысль, что этот фасад, возможно, был главным, а, следовательно, должен был смотреть во двор… Тогда вызывает сомнение расположение парадного двора, приведенное в ПАМО (6).

Парк в Подмоклове проектировался и закладывался в соответствии с действовавшими принципами и представлениями о садово-парковом искусстве того времени. Он сочетал регулярную и пейзажную составляющие. От парадной части к храму ниспадали широкие ступени террас; дом и церковь соединяла аллея, совпадавшая с главной планировочной осью имения. Вид сквозившего в конце аллеи Рождественского храма, главенствовал среди других панорамных картин. Сегодня, с утратой большинства деревьев подъездной аллеи, эта картина разрушена. Террасированный парк украшали пруды, объединенные в единую систему, питаемую подземными ключами. От нее уцелели разрозненные, пересохшие или заболоченные водоемы с остатками периметральной обсадки.

На протяжении последних двух десятилетий в России особенно ощутимо небрежение к объектам культурного наследия. Очередной пик вандализма пришелся на послеперестроечное время и, похоже, далек от завершения. Храмы, и в особенности усадебные ансамбли разбираются на кирпич, горят, и нередко без лишних разбирательств идут под снос.
Подмоклово пережило не одну волну разрушений. Нет больше хозяйственного комплекса (на западной периферии имения видны остатки фундаментов отдельных строений), утрачено парадное ядро. Его единственная компонента — флигель, служивший в советское время детским интернатом, представляет собой кирпичный остов без кровли и перекрытия. Заросший парк потерял свою привлекательность, частично вырублен, замусорен, захожен.

Ничто более не напоминает о существовании колокольни (1861), Святых ворот и церковной ограды. Но все же время сохранило для нас самое ценное в Подмоклове — «наиболее раннюю из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII века ротонд» (7).
Памятник такого художественного уровня нуждается в постоянной опеке и охране со стороны государства. Я бываю в усадьбе почти ежегодно и отмечаю для себя изменения, происходящие в его облике. Множество слоев покраски привели к тому, что тонкие декоративные элементы теряют рельефность и отточенность форм. Вот уже много лет в барабане купола частично отсутствует остекление, сам купол имел протечки, пока некий благотворитель, по словам священника, не пожертвовал на «починку кровли». Огорчает вторжение в антураж памятника опор электропередач и частных огородов, почти вплотную подступающих к подножию храма.

Создается впечатление, что священник остался с вверенным ему приходским храмом (имеющим статус памятника федерального значения) и его проблемами один на один.
Несмотря на сенсационные открытия, Подмоклово хранит еще множество тайн и загадок. Близится 300-летний юбилей подмосковной ротонды.
Вряд ли возможно за тот небольшой срок, оставшийся до знаменательной даты, привести увядающий шедевр в образцовый порядок, вернуть красоту его интерьеру, незатронутому предыдущей реставрацией.

Усадьбный парк

Подмоклово. Усадьба основана в середине XVIII в. близ села, которым владел князь Н. С. Долгоруков. Сохранился барский дом (прим.: руинированный флигель) в стиле раннего классицизма, церковь Рождества богородицы (1754 г.) в стиле барокко, партерные пруды, система каскадных прудов и террасированный усадебный парк с отдельными липовыми и тополевыми аллеями.
Усадьба имеет четкое осевое построение с ориентацией на р. Оку. В направлении реки к северу и к оврагу идет склон. Территория парка входит составной частью в село Подмоклово. Пруды обсажены тополем белым и бальзамическим, кроме них из интродуцентов встречаются лишь кустарники: сирепь обыкновенная и венгерская, таволга дубровколистная, пузыреплодник калинолистный. Местных видов в парке 11. Среди них преобладает клен остролистный (высота 20 м, диаметр ствола 66 см), ясень обыкновенный (высота 14 м, диаметр ствола 29 см), липа мелколистная (высота 19 м, диаметр ствола 64 см) и вяз гладкий (высота 18 м, диаметр ствола 50 см).

М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Схема проезда

Усадьба Подмоклово

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Подмоклово 54.867087, 37.346596 Усадьба Подмоклово

Когда едешь из Москвы в Тулу, грех не заехать в село Подмоклово, не подивиться на Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Старомосковская трасса соединяет Серпухов и Тарусу. Вблизи этой трассы храм и находится.

Его увидишь не вдруг. Надо свернуть с трассы в сторону, проехать несколько километров, ожидая подвоха — «проехали?» — «не проехали?» — «где он, почему не видно?», поплутать по самому Подмоклову, полагаясь на интуицию, забраться чуть в низину — и невольно, ахнув от поразительной воздушной красоты, замереть на мгновенье. Мне открывшийся храм показался похожим своими ярусами и крепким основанием на свадебный торт, вынесенным заждавшимся гостям, привлекшим на себя внимание и заставившим своим появлением прекратить горячие разговоры.

Необычных храмов — таких, что «ах!» — мало. По производимому впечатлению его можно сравнить разве только только с Дубровицким. Тоже барокко, хотя выглядит совсем по другому.

Почему придворные строили храмы

Так уж исстари повелось, что человек, когда становился приближенным к императору, в данном случае, к государю Петру I, в первую очередь строил храм. Это была, во первых, благодарность Богу. Во-вторых, его визитная карточка.

Кто как старался проявить индивидуальность, запечатлеть память о себе на века. Так (немного отступлю от темы), Алексашка Меншиков отличился. Меншикова башня в Москве — тому пример. Не говоря о причудливой архитектуре, даже куранты на башне били каждый час, напоминая люду о своем хозяине. Забавная история: по распоряжению царскому здания в те времена не должны были быть выше колокольни Ивана Великого. А Меншиков не послушал. Когда приехали проверяющие замерять высоту, к подножию башни был насыпан холм из земли, и приличия вроде были соблюдены, башню оставили в покое. Люди. Но силы природы как будто насмеялись над заносчивым строителем — в верхушку башни попала молния, и её пришлось снести.

Подмокловский храм построил Долгорукий. Как говорила уже, храм сделан в барочном стиле. Сочетает в себе художественность и символизм. Об истории храма советую прочесть статью А. Михайлова в журнале «Художественное наследие».

Название храма, также, как и название места, где он расположен, взято из жизни. Он размещался в низине в 1714 году, с дороги были видны только купола, река разливалась. И каскады озер. Отсюда и «Подмоклое».
Еще был храм вроде 1628 года деревянный, он обветшал еще к моменту строительства этого.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово изнутри

Этот храм строился 30 лет. В советское время он использовался как зернохранилище, потому его и не взорвали, он уцелел. Но, разумеется, обветшал безмерно.

Благодаря обстоятельствам и неравнодушным людям попал в федеральную программу восстановления храмов. Частично был отреставрирован. Внешне и внутренне. Насколько хватило выделенных сумм. Дальше предполагается восстанавливать храм на людские пожертвования. Возле «кануна» — обращение к дарителям. Какая сумма требуется для реставрации и для обустройства храма, написания икон, и какая сумма уже собрана.

Пока внутри храма пусто — ведь дел ещё непочатый край.

Скульптуры

Непередаваемое чувство вызывают фигуры апостолов. Те оригинальные, из подмосковного белого камня, а может, из известняка, которые украшали храм, построенный самим Григорием Долгоруким.

Апостолы Пётр и Павел — фигуры узнаваемые. Хотя бы по тому, что Пётр держит в руке ключи от Рая.

При ближайшем рассмотрении статуй видно повреждения, произведённые временем.

Словно покрытые оспинками лица. Правда, у нас же не Италия какая. Дожди и ветра сделали своё чёрное дело.

С этих фигур (12 апостолов и 4 евангелистов) сделаны копии, которые в настоящее время установлены на втором ярусе ротонды. Надеюсь, из более прочного материала. Эти же скульптуры, скорее всего, будучи отреставрированными, займут место в каком-то музее.

Иконы

До того, как пообщалась со служительницей храма в Подмоклово Марией, не обращала внимание на то, что для каждого храма характерна своя манера написания икон. Храм петровской эпохи — значит, должна быть соответствующая тому времени живопись. Вообще-то, такая манера иконописи не особо популярна.

Да, заметила, конечно, что иконы своеобразные. Оказалось, это именно так.

То есть, например, «Рождество богородицы» в другом храме будет выглядеть по другому, сюжет один, но написание — разное.

Опять же, благодаря Марии узнала некоторые интересные факты о наполнении храма иконами. В частности, для этого храма пишет иконописец Животков. Для меня было неожиданностью, что пишутся иконы небесплатно. Оказалось, что иконописцы — не альтруисты и не блаженные, а обыкновенные люди, и написание икон для них — заработок. Семью по-любому надо кормить — несколько детей, жену. Плюс краски, позолота стоят немалых денег, сама доска. Себестоимость получается очень высокой.

По срокам икона в среднем пишется полгода — год. Представляете, когда сможет наполниться иконостас?! Нескоро…

Остальные элементы

Невозможно не обратить внимание на искусную резьбу по дереву, украшающую створки дверей. Вспомнилось баварское селеньице Обераммергау с его деревянных дел мастерами.

Высокий небообразный купол и окошки вверху дают ощущение простора и лёгкости.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово снаружи

Храм вблизи снаружи празднично-наряден. Лепнина придаёт изящности, скульптуры — величавости.

Издалека он просто великолепен. После восстановления сделана открытой аркада первого этажа, а когда-то она была заложена кирпичом.

Возле храма на лужайке в летнее время проводятся концерты классической музыки. Артисты — выпускники и преподаватели консерватории. Расписание концертов регулярно обновляется на страничках Подмокловского Храма в FB и VK.

Радостно, что храм уже восстановлен. Разумеется, ещё немалые требуются вложения для внутреннего убранства храма. Но если сравнить Храм в Подмоклово с наполовину отремонтированным храмом в соседнем Лукьяново — разница очевидна.

Дай Бог энтузиастам и настоятелю Храма Рождества Богородицы в Подмоклово сил духовных и средств финансовых на дальнейшее восстановление этой подмосковной жемчужины!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *