Памятники Волгоградской области

Автор Нина Акимкина

Отдать дань памяти защитникам Сталинграда

Мамаев курган – святое место для всех, кто живет в России. Высота кургана 102 м, во время Сталинградской битвы это была легендарная «102-я высота», за которую отчаянно сражались немецкие и советские войска. Именно на ней в январе 1943 года произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. На Мамаевом кургане находится главный символ Волгограда – знаменитая скульптура «Родина-Мать зовет!» Это одна из самых высоких скульптур в мире (85 м), ведет к ней лестница из 200 ступеней – по количеству дней обороны Сталинграда. У подножия находится площадь Скорби с захоронениями солдат, погибшими в ходе боев за Сталинград. Мамаев курган – одно из самых скорбных, но вместе с тем и героических мест в России, которое обязательно надо увидеть и показать своим детям.

Посмотреть на Сталинградскую битву своими глазами

В Музее-панораме «Сталинградская битва» находится самая большая экспозиция, посвященная битве за Сталинград. Музей состоит из двух уровней, на первом расположен сам музей, второй представляет собой круговую панораму с изображением батальных сцен сталинградских сражений. В России это самое масштабное из живописных полотен. В экспозиции музея можно увидеть образцы военной техники, боевые знамена, китель маршала Жукова и простреленную шинель защитника Сталинграда генерала Глазкова, фотографии и исторические документы. Много боевой техники тех лет выставлено на улице перед зданием музея.

Увидеть символ стойкости Сталинграда

Мельница Гергардта, точнее ее руины, оставшиеся после битвы за Сталинград, – главный символ мужества и стойкости города. Этот памятник, переживший кровопролитные бои, не стали ни сносить, ни восстанавливать (в отличие от «Дома Павлова»), а оставили именно таким – опаленным огнем, со следами от снарядов и пробитой крышей. Сейчас это символ непокоренности, всем своим видом напоминающий будущим поколениям о жестокости и беспощадности войны. Мельница Гергардта была построена в самом начале XX века. В ходе битвы за Сталинград в ней размещался пункт обороны 13-ой гвардейской стрелковой дивизии. На одной из стен сохранилась надпись – «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть».
На стене «Дома Павлова», еще одного знаменитого символа Сталинградской битвы, установлена мемориальная стена-памятник. Этот дом восстановили одним из первых.

Побывать в «Волжской Швейцарии»

Красота живописных ландшафтов Щербаковского природного парка, находящегося неподалеку от города Камышин, напоминает предгорья Швейцарских Альп, поэтому эти места часто называют «Волжской Швейцарией». Главные достопримечательности природного парка – Столбичи (отвесные скалы из камня опокой), Щербаковская балка, первая немецкая колония. По территории парка протекает речка Щербаковка с чистой и почти ледяной водой. Обязательно нужно полюбоваться на волжские степи с высокого Уракова бугра – открывается захватывающий вид на волжские просторы и полноводную Волгу. Чуть поодаль находятся бугор Стеньки Разина и Настин бугор. Говорят, в этих местах легендарный Стенька Разин запрятал клад, только найти его пока еще никому не удалось.

Встретить закат на озере Эльтон

Это озеро видно из космоса, и даже с такой высоты оно имеет изумительно-розовый цвет. Озеро Эльтон очень соленое, это одно из самых крупных соленых озер Европы. Искупаться в нем вряд ли удастся – слишком высока концентрация соли. Зато его неземная красота останется в памяти на долгие годы. Озеро часто называют «Мертвым морем» России. Дно его покрыто толстой коркой соли. Местами здесь попадаются безводные участки с выступающими на поверхность кристаллами соли, напоминающими кораллы. Удивительно, что даже при сильном ветре гладь озера остается нетронутой, а на горизонте вода и небо сливаются воедино. Особенно красивы здесь закаты, когда водная гладь окрашивается в золотистые тона.

Отрешиться от суеты на острове Сарпинский

Остров, расположенный на Волге, считается самым большим речным островом в Европе. Раньше он назывался Царицынский (по прежнему названию Волгограда). Несмотря на кажущуюся близость к городу жители острова ведут довольно уединенную жизнь, особенно это чувствуется зимой, когда останавливается судоходство, связывающее остров с большой землей. Летом сюда из Волгограда ходят речные трамвайчики, работает паромная переправа. Остров – идеальное место, чтобы отрешиться от городской суеты и насладиться гармонией с окружающей природой.

Почтить память великого русского писателя

«Шукшинский утёс» в Волгоградской области знают многие, он расположен недалеко от станицы Клетская. В этих краях проходили съемки знаменитого фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину», одну из ярких ролей в котором сыграл Василий Шукшин. Здесь же, на теплоходе «Дунай», во время съемок фильма Василий Макарович умер, фильм заканчивали без него – озвучивал героя Шукшина уже другой актер. Шукшин любил сидеть на этом утесе, любуясь видом на Дон и обдумывая замыслы будущих литературных произведений. На вершине стоит знак, установленный в память о писателе. Рядом построена небольшая часовня. Здесь также стоит старая деревянная лавочка, говорят, что именно на ней и любил сидеть Василий Макарович. Хотя, возможно, она появилась здесь уже после смерти писателя.
Место для съемок фильма было выбрано неслучайно: в 1942-1943 гг. здесь шли кровопролитные бои.

Прогуляться по Центральной набережной

Центральная набережная, или набережная 62-ой Армии давно уже стала любимым местом для прогулок местных жителей и гостей города. Набережная разделена на Верхнюю и Нижнюю террасы. Главная ее достопримечательность –центральная лестница со 100 ступеньками и белоснежными восьмиколонными пропилеями, символом речных ворот, ведущих в город. Среди других интересных объектов храм Иоанна Предтечи, построенный в начале 2000-х годов на месте разрушенного старинного храма, памятник Петру I, ротонда с винтовой лестницей, фонтан «Искусство», городская водокачка XIX в., знаменитый пароход «Гаситель», участвовавший в двух войнах, бронекатер «БК-13» и памятник морякам-героям. Перед проведением Чемпионата мира по футболу на центральной набережной Волгограда была проведена масштабная реконструкция, после которой набережная стала еще более комфортной и красивой.

Отыскать немецкий уголок в русском городе

Старая Сарепта – один из самых интересных музейных комплексов Волгограда. В музее можно познакомиться с бытом немецких переселенцев-гернгутеров и историей их появления в здешних краях. Гернгутерами они названы из-за того, что прибыли сюда из немецкого города Гернгута по приглашению русской императрицы Екатерины II. Помимо музея, комплекс включает в себя действующую кирху с «живым» органом (без электронной подзвучки), старинную аптеку, самую большую в области немецкую библиотеку, гостиницу и кафе, где можно попробовать традиционные блюда сарептской кухни. В музее часто проходят интерактивные программы, театрализованные экскурсии по подземельям, квесты и интересные мастер-классы.

Понаблюдать за звездами

Волгоградский планетарий – один из лучших планетариев России. Он был преподнесен в дар городу немецкими рабочими и торжественно открыт в 1954 году. Здание планетария, построенное в классическом стиле, радует глаз, а купол его венчает скульптурная группа «Мир», ставшая последней работой знаменитой Веры Мухиной. В планетарии можно сходить на одну из полнокупольных программ, посетить обсерваторию, попасть на интересную экскурсию или лекцию, увидеть маятник Фуко. Любители астрономии и романтики могут записаться на вечерние наблюдение за звездами в обсерватории, которые проходят при ясной погоде.

Город–герой, город мужества, чести, достоинства и воинской славы – все эти слова о Волгограде. Предыдущие названия Волгограда – это Царицын и Сталинград. К сожалению, на долю города выпали не только счастливые, но и темные времена – более полугода продолжалась ужасная по кровопролитию Сталинградская битва, когда территория Мамаева кургана переходила из рук защитников в руки немецких агрессоров, а страшные бои шли практически по всему городу. Именно поэтому практически все основные достопримечательности города Волгограда связаны с тем жутким периодом.

Все, кто готов отдать дань отважным и бесстрашным солдатам Великой Отечественной войны, ежегодно приезжают в Волгоград, достопримечательности которого молчаливо хранят память той суровой эпохи.

Мамаев Курган.

Среди памятных военных мест особо выделяется Мамаев курган. Этот масштабный мемориальный комплекс посвящен победе советских воинов над фашистскими захватчиками. Культурно-исторический ансамбль состоит из множества памятников, барельефов и экспозиций. Среди них нельзя не отметить символ города Волгограда – статую «Родина-мать зовет!»

Площадь «Стоявших насмерть», знаменитая Аллея пирамидальных тополей, скорбные стены-руины и площадь героев, величественный Храм всех святых, печальный мемориал воинского кладбища, выставка-экспозиция военной техники – все эти места на Мамаевом кургане поражают своей грандиозностью.

Дом Павлова.

Еще одна популярная достопримечательность Волгограда – Дом Павлова. Обычное здание в четыре этажа стало отражением стойкости советских воинов-защитников, державших оборону несколько месяцев под ожесточенным напором немцев.

Руины старой мельницы.

Одно из самых известных мест Волгограда – руины старой мельницы. Расположенный в самом центре современного города, этот эпохальный памятник является вечным напоминанием потомкам о великом и незабвенном подвиге дедов и отцов.

Парк Победы в Волгограде.

Любимое место отдыха и коренных волгоградцев, и гостей города – Парк победы. Его роскошные аллеи и близость Волги привлекают сюда огромное число людей, особенно в теплые дни. Площадка на стыке Аллеи Героев и парадной лестницы, ведущей к Волге, образует центральную площадь Парка Победы, где установлен фонтан «Искусство».

Центральная набережная города Волгограда.

С Центральной набережной Волгограда

начинается знакомство туристов с этим удивительным городом. Многие городские мероприятия проводятся именно здесь.

Открывает набережную великолепная архитектурная композиция Фонтан Дружбы народов («Искусство»), являясь бесспорным украшением данной территории.

Там же, на Центральной набережной, находится еще одна известная достопримечательность Волгограда – Ротонда. Круглая беседка с изящным куполом в окружении мощных колон, установленная на живописной аллее, – отличное место для прогулок.

Речной вокзал.

Речной вокзал в Волгограде – самый масштабный по площади в России. Однозначно заслуживающий внимания объект, отражающий историю судоходства, а сегодня являющийся еще и досуговым центром Волгограда.

Музыкальный театр, Волгоград.

Ценители искусства оперы и оперетты могут посетить Музыкальный театр, который принял первых зрителей в 1932 году. Сегодня в нем проходят различные фестивали и бенефисы.

Памятники Волгограда.

В Волгограде очень много памятников: памятник Казачьей славы, монумент в честь Петра и Февронии, памятник советскому маршалу Чуйкову, памятник герою СССР Хользунову, памятник морякам-североморцам.

Музеи Волгограда.

Многогранные по тематическим направлениям музеи Волгограда удовлетворят запросы самых привередливых посетителей. Это и интереснейший музей с экспонатами музыкальных инструментов, детская художественная галерея, краеведческий музей, музей изобразительных искусств имени Машкова и многие другие, говорить о которых можно бесконечно долго и много. Лучше посетить их самостоятельно, ведь на словах всего не передать.

Город-герой Волгоград, достопримечательности которого привлекают множество туристов, является частью великой истории России. Ниже вы найдете другие интересные места и достопримечательности Волгограда.

Аллея героев

Балка Пахотина

Казанский кафедральный собор

Лысая гора

Мемориально-исторический музей

Музей занимательных наук Эйнштейна

Музей музыкальных инструментов

Музей панорама Сталинградская битва

Музей Сталина

Музей-заповедник Старая Сарепта

Новый Экспериментальный Театр, НЭТ

Остров Людникова

Памятник мирным жителям Сталинграда

Памятник Михаилу Паникахе

Памятник Петру и Февронии

Памятник российскому казачеству «Казачья слава»

Памятник Хользунову

Планетарий Волгограда

Площадь Павших Борцов

Площадь Чекистов и памятник Чекистам

Самый большой памятник Ленину

Скоростной подземный трамвай, метротрам

Стена Родимцева

Тракторный завод и площадь Дзержинского

Утёс Степана Разина на границе Волгоградской и Саратовской области

Храм Иоанна Предтечи

Центральный парк культуры и отдыха ЦПКиО

Центральный стадион «Ротор»

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Назаров, Анатолий Александрович, 2005 год

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988 — 416с.

3. Андриянова Г.Н. Художественный облик Царицына Сталинграда.и 11. Волгоград.: 1991. 192 с.1

4. Анисимов С.Р. Духовные ценности: производство и потребление. М.:1. Мысль Л 988.-253 с. )

5. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982.-208 с.

6. Арканова Е.И. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности личности// Психологический журнал. 1984. Т.5. № 5.

7. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л.: Изд.Лен. унив. 1954. 231 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.’Прогресс, 1984. 392 с.

11. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии. // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 29 46.

12. М.Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории// Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 122-132.

13. Базов В.В. Культурные традиции и самоиндентификация личности. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: 1994.

14. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 283 с.

15. Баллод Ф.В. Старый и новый Сарай, столицы Золотой Орды. Казань.: Типография им. Н. Александрова. 1923 г. 63 с.

16. Баллод Ф.В. Приволжские «Помпеи» (опыт художественно-археологического обследования части Правобережной Саратовско-Царицынской приволжской полосы). Москва-С.-Петроград.: Государственное издательство. 1923 г. 169 с.

17. Берг М.А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. М.: Политиздат^ 1984. 245 с.

18. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса.// Советское искусствознание 80. Вып.2. М. 1981. С.15 23.

19. Блок М. Апология или Ремесло историка. Т.1. 4.1. Кн.2. М.: Наука. 1973. 232 с.

20. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Международные отношения, 1979. — С.156-157.

21. Боден Ж. Метод лёгкого познания истории. М.: Наука. 2000.-412с.

22. Борев В.Ю. Коваленко А.В. Культура и массовые коммуникации. М: Мысль>1985. 168 с.

23. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XY-XYIII вв. М.: Прогресс. 1992.-679с.

24. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука. 1981. С. 48.

25. Борхес X.JI. Письмена бога. М.: Республика. 1992. 510 с.

26. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М.: НИИК. 1990. — С.41.

28. Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: Наука. 2000.-544с.

29. Бутинов Н.А. Проблема «природа и культура» в этнографической науке/ Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этнографическим данным). Л.: Наука. 1984. С. 95-112.

31. Бытие человека в культуре. Киев.: Наукова Думка. 1993. 163 с.

32. Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию// Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Сб. статей. М.: Институт Наследия, 1995.

33. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: Институт Наследия 1997. 224 с.

38. Векслер А.Г. Стратегия археологического наступления. Информационные ресурсы обеспечения современной методики охранных археологических исследований.// Материальная база сферы культуры. Науч. информ.сб. — Вып. 3 — М.: Изд. РГБ 2000. 124 с.

41. Востряков Л.Е. Управление наследием: от восстановления «точечных» объектов — к воссозданию среды// Наследие и современность. Вып. 3. М.:

42. Институт Наследия, 1996. с. 157- 163.J

43. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. 1999. 337 с.

45. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: ТЕИС. 1999.-363с.

46. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М. Политиздат. 1982.

47. Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992. 507 с.

48. Гревс И.М. Памятники культуры и современность.// Краеведение. 1929. -№6. С.315-32.

49. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М. Наука. 1987. 228 с.

50. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М.: АЙРИС-пресс. 2002.-3 84с.

52. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. Искусство. 1984. 350 с.

53. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. Искусство. 1990. 396 с.

54. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальности истории.// Вопросы философии. 1990. N11. С.31-44.

55. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М. Наука. 1979. 192 с.

57. Дённингхаус В. Полиэтничность сквозь призму классового подхода// Отечественная история. 1999. № 2. С. 113-120.

58. Дингес Г. К изучению говоров поволжских немцев // Записки Саратовского университета. 1925. Т. IV. Вып. 3.

59. Драгунский Д.В. Макрополитика. Заметки о детерминантах национального поведения. Полис. 1995. № 5.

60. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М. Из-во Восточной литературы. 1994. 384 с.

61. Дьячков А.Н. Памятники в системе предметного мира культуры// Вопросы освоения историко-культурного наследия. -М., 1987.

62. Евразийское пространство: звук и слово. Тезисы и материалы международной конференции 3-6 сентября 2000 г., 206 с.

64. Ермоченкова С.Л., Рабинович Е.И. Методологические вопросы социологического исследования отношения населения к культурному и природному наследию// Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Сб. статей. М.: Институт Наследия, 1995.

66. Жирмунский В.М. Итоги и задачи диалектологического и этнографического изучения немецких поселений // Советская этнография. 1933. №2.

67. Жиромский Б.Б. Забытая страница в истории русской археологиру // Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов. 1959 г. С. 114-134.

68. Загорулько А.В. Эволюция государственной политики сохранения и изучения археологического наследия в США.// Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр. Сборник статей по материалам семинара 1998 1999 гг. М.: Институт наследия, 2000. 233 с.

69. Загорулько М.М., Тюменцев И.О. Региональная научно-исследовательская программа «Изучение и использование историко-культурного и природно-ландшафтного наследия Волгоградской области // Вопросы краеведения. Выпуск 6. Издательство ВолГУ 2000. С. 3 10

70. Иконников А. О ценностях подлинных и мнимых// Наше наследие. 1990. — N3. С. 1-4.

72. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. Из-во политической литературы. 1991. 463 с.

73. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций//Вопросы философии. 1998. №12. С.34-41.

75. Каганский В. Л. Ландшафт и культура// Общественные науки и современность. 1997. № 1,2.

76. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. 1991. С.40-51.

77. Каиров’ В.М. Традиции и исторический процесс: Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М. 1994.57 с.

79. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М. Наука. 1990. 202 с.

80. Клейн Л.С. Археологические источники. Л.;Из-во ЛГУ. 1978. 119 с.

81. Климишин И.А. Календарь и хронология. М/. Наука. 1990. 480 с.

83. Ключевский В.О. Соч.: В 9-ти т. T.I. Курс русской истории. 4.1 / Под ред. В.Л. Янина. М.: Мысль. 1987.-430с.

84. Коган Л.Н. Вечность: преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург: Уральский государственный университет. 1994. 135 с.

85. Кожинов В. Победы и беды России: Русская культура как порождение истории. М.: Алгоритм. 2000.-445с.

87. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М. Наука. 1980. 485 с.

88. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М. Мысль. 1984. 190 с.J

89. Кондаков И.В. Методологические проблемы изучения культурного и природного наследия в России.// Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.6. М. 1998.ч/

91. ЮзУ Коротков А.В. О памятниках старины в Саратовской губернии. Саратов. Труды СУАК. Вып. 20. 1912 г.

93. Крутова О.Н. Человек и история. М. Политиздат. 1982. 208 с.

94. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука. 1992.-347с.

95. Кулешова М.Е. Формы охраны историко-культурного и природного наследия в аспекте территориального управления//Экология человека: будущее культуры и науки Севера.-Архангельск. 1995.

96. Ларичев В.Е. Мудрость змеи: первобытный человек; Луна и Солнце. Новосибирск. Наука. 1989. С.272.

97. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.// Ленин В.И. ПСС. Т. 24. С. 121.

98. Леонова Н.Б. Археологический мониторинг — необходимое условие в системе охраны памятников.// Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр. Сборник статей по материалам семинара 1998 — 1999 гг. М.: Институт наследия, 2000. 233 с.

99. Линч К. Образ города. М., Стройиздат, 1982. 328 с.

100. Лихачев Д.С. О национальном характере русских.// Вопросы философии. 1990. N4. С.3-7. 33.

101. Лихачев Д.С. Предисловие.// Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М.: Искусство. — 1981. — С.9.

103. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. Гнозис: издательская группа Прогресс. 1992.272 с.

107. Мазуров Ю.Л. Культура и культурная политика. Послесловие к Стокгольмской конференции по культуре и развитию.// Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М.: Институт Наследия, 1999. — 337 с.

108. Максаковский Н.В. Опыт сохранения природного и культурного наследия в системе национальных парков Канады // Наследие и современность. Вып. 3. М.: Институт Наследия, 1996.

110. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван. Из-во АН Арм.ССР.1969. 228 с.

111. Материальная база сферы культуры. Науч. информ.сб. — Вып. 3 — М.: Изд. РГБ 2000. 124 с.

112. Ч1 Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест. //Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1974. — С. 124.

113. Межуев В.М. Культура как проблема философии.// Культура и человек. М. 1987. С.53 71.

114. Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов. Типография губернского земства. 1896, 1898 1899,1901, 1903 гг.

115. Мнацаканян P.JL, Мурашкина С.И. Опыт организации «Нэшил Траст» в охране природного и культурного наследия Великобритании.// Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. М. 1995.

116. Молчанов С.Н. Современные термины и понятия охраны, реставрации и использования недвижимых памятников истории и культуры. М. Прогресс. 1999. 132 с.

117. Моль А. Социодинамика культуры. М. Прогресс. 1973. 406 с.

118. Монтень М. Опыты. М.: Правда. 1991.-656с.

120. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.4. 1997. 101 с.

121. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.5. 1997. 112 с.

122. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 6. 1998. 138 с.

123. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.7. 1998. 152 с.

124. Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 8. 2000. 216 с.

126. Охрана памятников истории и культуры в России, XVIII-начало XX в.в. Сб. документов. М., 1978. — 102 с.

127. Павлов H.JI. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М. ОЛМА-ПРЕСС. 2001. С. 244.

128. Памятники и памятные места Волгограда. Справочник. Волгоград: Универсал 1991. 111с.

129. Памятники Еланского района. Елань. Типография газеты Еланские Вести. 1999.

131. Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Утвержден Указом Президента РФ от 20.02.95 № 176. Репринт Минкультуры РФ. — 243 с.

132. Петрова И.А. Россия в этническом времени. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.-217с.

133. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX XI вв. Смоленск: Русич. М.: Гнозис. 1995.-320с.

134. Платон. Избранные диалоги. М. Художественная литература. 1965. 442 с.

135. Плюснин Ю.М. Российская провинция: постоянство в переменах// Человек. 2001. № 6. С. 64-73.

136. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев А.А., Постникова. Т.М. Реставрация памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. — С.7. .

137. Поликарпов B.C. Время и культура. Харьков. Гос. ун-т. Издательство «Виша школа». 1987.—180 с.

138. Поплавский B.C. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М. Наука. 2000. 31с.

139. Попов П. П.Слово о «Старой Сарепте». Волгоград: Комитет по печати, 1994.- 160с.

140. Попова Т.Б. Памятники срубной культуры в окрестностях с. Быково.// МИА, № 78. 1960. С. 269-281.

141. Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в Московской живописи 1910-х годов. М. Советский художник. 1990. 269 с.

143. Рабаткевич А.В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в России в XVIII начале XX вв.// Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. № 8. М.: Институт Наследия. 2000. — 216 с.

144. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России.//Вопросы философии. 1994. N4. С.14-35.

145. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти.//Философские науки. 1977. N5. С.94- 104.

146. Розов Н.Н. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск. 1992. 363 с.

147. Россия: Энциклопедический словарь. Д.: Лениздат. 1991.-874с.

148. Рузавин Г.И. Основы философии истории. М.: изд-во ЮНИТИ -ДАНА. 2001.-350с.

149. Рыблова М.А. Традиционные поселения и жилища донских казаков. Волгоград. Изд-во ВолГУ. 2002 г. 242 с.

150. Рыблова М.А. Об истории, некоторых итогах и перспективах исследования этнокультурных особенностей населения Волгоградской области.// Стрежень Выпуск 4. Волгоград: 2004. С. 356 363.

151. Рыков П. Отчет об археологических работах, произведенных в Нижнем Поволжье летом 1929 г.//Известия Нижне-Волжского института краеведения. Т. 4. 1931 г. С. 51 — 79.

153. Савчук В.В. Новации и архаические элементы сознания.// Философские науки. 1991. N 10. С.21-33.

154. Саратовское Поволжье в XIУ веке по картам того времени и археологическим данным.// Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. Том. 11. Саратов. Типография Союза Печатного дела. 1913 г.

156. Свод историко-архитектурного наследия Царицына Сталинграда — Волгограда (1589 — 2004 г.г.) Волгоград: Издательство Панорама. 2004 -240с.

157. Свод историко-архитектурного наследия Краснооктябрьского района г. Волгограда. Волгоград. Комитет по печати. 1997. 64 с.

158. Седова Н.Н. Человек этнический. Волгоград. 1994. Общественное мнение. 82 с.

159. Сергеев А.П., Абалихин Б.С., Каден Г. С. Родная земля Волгоградская. Волгоград: 1975- 144с.

160. Серебряная В.В. Храмовое зодчество Царицына ХУ111 начала XX в. // Стрежень/ Выпуск 2. Волгоград: 2001. С. 267 — 280 .

162. Синицын И.В. К материалам по сарматской культуре на территории Нижнего Поволжья. //Советская Археология УШ. Ленинград. Издательство академии наук СССР. 1946. С. 75 95.

163. Соколов Э.В. Культура и личность. Ленинград. Наука. 228 с.

164. Смирнов А.С. О принципах и критериях археологического мониторинга.// Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр. Сборник статей по материалам семинара 1998 1999 гг. М.: Институт наследия, 2000. 233 с.

165. Список памятников истории и культуры Волгоградской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения. 392 с.

166. Список объектов Всемирного наследия.// Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М.: Институт Наследия. 1999. 337 с.

167. Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО// Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия. 1994. 216 с.

168. Супрун В.И., Широков А.Г. Улицы Волгограда: Центральный район. Волгоград: Оптим, 2001 89с.

169. Субботин А.В. К вопросу о перспективах археологического мониторинга.// Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр. Сборник статей по материалам семинара 1998 1999 гг. М.: Институт наследия. 2000. 233 с.

171. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Политиздат.’1989. 573 с.

172. Типология основных-элементов традиционной культуры. М. Наука. 1984.254 с.

173. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. Прогресс. 1991. 736 с.

174. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. Избранное. Культура. 1995. 624 с.

175. Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. Вып. 29. 1912 г. Саратов. Типография Союза Печатного дела. 1912 г.

176. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. Наука. 1983. 277 с.

177. Тюменцев И.О. Царицынская крепость в ХУП в. //Стрежень Выпуск 2. Волгоград: 2001. С. 183 195.

178. Устьянцев В.Б. Проблема становления социального. Саратов. Из-во Саратовского ун-та. 1982. 173 с.

179. Февр J1. Бои за историю. М. Наука. 1991. 629 с.

181. Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Ленинград. Наука. 1984. 254 с.

182. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М. Наука. 1984. 236 с.

183. Фролов А. И. Московское археологическое общество и охрана памятников старины в дореволюционной России.// Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры.-М., 1990 (Сб.науч.трЛ НИИ культуры) 142 с.

184. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М. Прогресс. 1977. 488 с.

186. Хартия архитектурного наследия// Реставратор. 2000. № 2. С. 48.

187. Хартия по охране и использованию археологического наследия.// Советская археология. 1991. -N 3.

188. Хорос В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему.// Вопросы философии. 1993. N5. С.99-110.

191. Шилов В.П. Материалы и исследования по археологии СССР// МИА, № 60. М. 1959, 356с.

192. Шилов В.П. Калиновский курганный могильник.// МИА, № 60, М. 1959. С. 352-353.

193. Ширгазин О.Р. Проблемы совершенствования структуры Комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия и процедуры их разработки// Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 7. М. 1999.

194. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. Наука. 1993. 584 с.

196. Шульгин П.М. Возрождение и развитие памятников истории, культуры и природы на принципах уникальной исторической территории.// Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 2. -Новое в музеефикации памятников. М., 1991. — 20 с.

197. Шульгин П.М. Современные подходы к формированию программ сфере культуры и наследия// Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 7. М. 1999.

198. Шульгин П.М. Уникальные территории в региональной политике (вместо введения)// Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия. 1994.216 с.

199. Экологический мониторинг культурного и природного наследия: анализ и документы. -М.: Институт Наследия, 1999. 161 с.

200. Эстерхази П. Записки синего чулка. // Иностранная литература 1995. № 6. С.53-67

201. Янишевский Б.Е. Археологические карты и мониторинг памятников.// Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр. Сборник статей по материалам семинара 1998 1999 гг. М.: Институт наследия, 2000. 233 с.

202. Янушкина Ю.А. Структура пространственных связей в архитектуре Сталинграда как модель советской культуры 40 50 -х гг. Волгоград. 1984. С. 186.

203. Литература на иностранном языке.

204. Alter P. Nationalismus. -Frankfurt, М: Suhrkamp. 1973.

205. Bell D. The Cultural Contradiction of Capitalism. New-York. 1976/ P. 14-35.

207. Cassirer E. The of the State. Doubleday and Co. New York. 1955. P. 1.

210. Katharina II: Russland und Europa: Beitrage zur internationalen Foschung / Hrsg. von Claus Scharf. Mainz. 2001. XXX.-607p.

212. Eisenstadt S. N. From generation to generation. Age groups and social structure. New York, 1964, p. 270.

Если вы думаете, что в Волгоградской области степь да степь кругом и посмотреть больше не на что — вы ошибаетесь. Есть в отдаленных (и не очень) уголках региона интересные и заслуживающие внимания природные места. Если вы интересуетесь экотуризмом, воспользуйтесь нашим путеводителем, чтобы организовать поездку на один день, а не проводить выходной на диване.

СТОЛБИЧИ

Каменный дворец, город над водой. Это уникальное явление природы, не свойственное волжским просторам, поражает своей грандиозностью. Десять гигантских столбов высотой около 100 метров, которые еще и меняют цвет в зависимости от освещения. А деревья, произрастающие вокруг, создают ощущение, что ты находишься на севере России.

Координаты: Столбичи — 50 29.830 N, 45 47.684 E

МЕДВЕДИЦКАЯ ГРЯДА

Это одно из самых загадочных мест не только нашего региона, но и всей России. Ежедневно сюда приезжают десятки людей, чтобы своими глазами посмотреть на таинственные березовые рощи, которые изуродовали многочисленные шаровые молнии, по свидетельствам очевидцев, возникающие прямо из земли. А если повезет, то можно увидеть и НЛО, как говорят, их здесь предостаточно. Но чаще всего местные жители и приезжие наблюдают странные следы на траве в виде геометрических фигур: треугольников, кругов, волн.

Местные жители наблюдают странные следы на траве.

Кроме странных выжженных мест, туристы обнаруживают и таинственные тоннели, уходящие глубоко в землю. Если вы интересуетесь необычными явлениями, Медведицкая гряда и ее загадки — хороший вариант занять на день свой пытливый ум.

Раскинулась гряда в 15 километрах от Жирновска.

Координаты: Медведицкая гряда — 50°58’50″N 45°5’46″E

Рощи изуродовали шаровые молнии.

ПЛАВАЮЩИЕ ОСТРОВА

Плавающие острова — редкое явление в природе, когда корни деревьев и кустарников сплетаются воедино и могут отрываться от берега, курсируя по водной глади. Обычно такое явление можно наблюдать в половодье. Но в Волгоградской области острова плавают круглый год на Малом Бабинском озере в Алексеевском районе, за исключением того времени, когда поверхность озера покрыта льдом.

В тихую погоду движение островов-монолитов практически незаметно, но когда ветрено, они могут за непродолжительное время перемещаться от одного берега к другому. На этих островах не только травы и кустарники, но и деревья повыше: береза, ольха, осина.

Проще всего добраться до озер по автостраде Новоаннинский — Алексеевская.

Координаты: Бабинские озера — 50° 22′ 16.01″ N, 42° 15′ 31.84″ E

Станица Алексеевская — 50° 17′ 26″ N, 42° 11′ 5″ E

КИПУЧИЙ КОЛОДЕЦ

В природном парке Нижне-Хоперский есть удивительная Шакинская дубрава, которая стала памятником природы. Ее называют лесным оазисом среди волжских степей. Кстати, именно эта дубрава — место действия одной из сцен романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», где Гришка Мелехов прощается с умирающей Аксиньей. Удивительно, но здесь сохранились деревья, которым уже несколько сотен лет, это и дубы, и сосны. А самое примечательное — кипучий колодец, или, как его еще называют, кипящий родник с чистейшей водой. Родник считается уникальным, поэтому без сопровождения сотрудников парка к нему не подойти.

Координаты: Природный парк Нижнехоперский, станица Букановская: 49°20′ N; 42°18´ Е

Вода в роднике необычная.

ГОРЫ-УШИ

Оказывается, у Волгоградской области есть уши. И находятся они в Камышинском районе. В семи километрах северо-западнее самого города. Возвышаются уши над степью на 30 — 40 метров. Как гласит легенда, такое название горы получили не только потому, что они похожи на уши, а потому что Степан Разин, когда был в этих краях, выставлял на возвышенностях дозоры — «уши».

Еще одно предание гласит, что в этой горе есть пещера, которая уходит глубоко под землю, и якобы в ней живет диковинный зверь.

Интересно это место не только тем, что овеяно легендами и таинственностью. Редко кто уезжает отсюда без кусочка окаменелого дерева. А если повезет, можно найти и камни с отпечатком лавра или других тропических растений. Кстати, здесь обнаружили окаменелые растения магнолии, которую назвали камышинской. Этим находкам примерно 30 миллионов лет. Именно поэтому уникальную местность геологи называют волгоградской Помпеей.

Координаты: Горы-уши — 50° 8′ 5.58″ N, 45° 19′ 28.44″ E

МЕЛОВЫЕ ГОРЫ И ПЕЩЕРЫ

Всего в 160 километрах от Волгограда находится Ольховский район. Главная его достопримечательность — меловые горы, которые тянутся по правому берегу реки Иловли. Высота гор в некоторых местах доходит до ста метров. Возвышенностям несколько миллионов лет и, конечно, за это время они не могли не обрасти преданиями. Одна легенда гласит, что в недрах меловых гор покоится церквушка, которая ушла в землю, после того как иноки прочли молитву и попросили об этом. Но сказание так и остается сказанием, а вот рукотворные пещеры в горах есть, и их точно построили монахи — жители монастыря, который располагается неподалеку. Кстати, именно представители монастыря устраивают экскурсии по пещерам.

В этих горах есть пещеры, построенные монахами.

В Ольховском районе два монастыря — Гусевский женский монастырь Ахтырской Божией Матери и Свято-Троицкий Каменнобродский Белогорский мужской монастырь. Туристов влекут не только пещеры, но и святые источники. В одном из них вода обогащена сероводородом. Таких источников по всей России всего восемь.

Координаты: Меловые горы — 43.95745,49.298983

Село Каменный Брод — 49°48′45.76″N, 44°28′26.02″E

ЯЙЦА ДИНОЗАВРОВ

Недалеко от села Мокрая Ольховка в Котовском районе можно увидеть необычные сферические каменные образования. С виду они напоминают огромные яйца. Местные жители их уже прозвали яйцами динозавров. Сейчас таких яиц насчитывается около пятнадцати. Диаметр окаменелостей колеблется в районе метра. Хотя яйца рептилий, найденные в разное время, достигали в диаметре не больше 25 — 30 сантиметров.

Ученые предполагают, что это железная руда, которая по каким-то причинам образовала шары. Но чем бы это ни было, тропа туристов к окаменелостям не зарастает.

Координаты: Село Мокрая Ольховка — 50°28′52.29″N, 44°59′31.59″E

Мамаев Курган

Горельеф «Память поколений» Аллея пирамидальных тополей Площадь «Стоявших насмерть» Стены-руины Площадь героев Монументальный рельеф Зал воинской славы Площадь Скорби Монумент «Родина-мать зовет!»

Прогулки по Волгограду

Пожарная каланча Пароход «Гаситель» Дом Павлова Руины мельницы Гергардта Аллея героев Памятник К. Недорубову Центральная набережная Фонтану «Искусство» Площадь Павших борцов «Стрельцы» Памятник «Казачья Слава» Мемориал «Остров Людникова» Памятник «Морякам-североморцам» Памятник «В.И. Ленину» Речной порт Волго-Донской канал Волжская ГЭС Музей-панорама «Сталинградская битва» Краеведческий музей Музей изобразительных искусств «Россия. Моя история» Мемориально-исторический музей Старая Сарепта Музей занимательных наук Эйнштейна Музей Мер и Весов Музей музыкальных инструментов им.Пушкина Интерактивный музей музыкальных инструментов Музей имени И.В. Сталина «Дети Царицына, Сталинграда, Волгограда» Музей железнодорожников Музей пленения Паулюса Волгоградский планетарий Музей Горводоканала Музей Волго-Донского канала Казачий музыкально-драматический театр Музей «Парусники мира» Музей шоколада Музей «Бункер Сталинграда» Музей «Истории связи» Музей письменности и букварей Музей фотокинотехники и фотоискусства Музей истории здравоохранения

Храмы и монастыри

Казанский кафедральный собор Свято-Духов монастырь Храм Иоанна Предтече Храм Всех Святых Свято-Никитская церковь

Список основных достопримечательностей города Волгограда: куда сходить?

Волгоград – город-герой, он расположен на правом берегу реки Волги. Протянулся город на 61 км вдоль берега. Многие сразу задаются вопросом, какие достопримечательности есть в Волгограде? Для туристов интересен, в первую очередь, достопримечательностями, которые связаны со Сталинградской битвой (Родина-мать, Мамаев Курган, музей «Сталинградская битва»). Такой трагический эпизод жизни Волгограда останется в памяти потомков навсегда. Ведь город был практически полностью разрушен, но потом заново отстраивался. Следующая достопримечательность Волгограда – Волжская набережная, которая является одной из протяженнейших в мире. Приятно гулять вдоль Волги, наслаждаться красотой великой реки. Также примечателен город своей линией подземных трамваев, которых называют метротрамами. На улицах города есть любопытные здания, такие как пожарная каланча Царицына(располагается в центре города).

Старейшая достопримечательность – церковь Иоанна Предтечи, она была построена еще в 1608 году.

С чего начинается история Волгограда, его окрестностей и достопримечательностей? Считается, что этот город был основан еще в 1589 году. Тогда он носил иное название – Царицын. Это не связывалось со словом «царица», своими корнями название обязано «сары син» (тюркский язык, «желтый остров»). Еще в древности тут существовали поселения Золотой Орды. Сначала Царицын зарождался в качестве крепости для обороны русских земель. Неоднократно крепость подвергалась нападениям взбунтовавшихся крестьян.

Говоря об истории города-героя, нельзя не вспомнить исторические памятники Волгограда, связанные со Сталинградской битвой. Это сражение считается самым большим за историю человечества. Более полгода город подвергся бомбардировкам, на улицах шли бои, стратегически важные объекты переходили от стороны к стороне. В результате город Волгоград превратился в руины. Через некоторое время его смогли восстановить. Победа в битве была ключевым моментом в войне.

Кроме Мамаева Кургана -главного памятника Волгограда, тут есть ряд иных памятных мест, большинство из которых тоже связаны с войной. Прогуляйтесь по Аллее Героев, которая протянулась от Площади Павших борцов до набережной имени 62-й Армии, обратите внимание на тополь -знаменитый памятник Волгограда. Это дерево стало свидетелем проходивших военных действий – его ствол до сих пор отображает многочисленные следы от снарядов. На площади видим гигантскую стелу (26 метров), которая была воздвигнута после войны. Изначально здесь располагались братские захоронения бойцов, которые погибли в годы Гражданской войны.

Среди всех достопримечательностей и окрестностей Волгограда, первой, которую обычно видят туристы, прибывающие на поезде – здание железнодорожного вокзала. В Царицыне железная дорога была введена еще в 1870 году, тогда же появился деревянный вокзал, позже он был перестроен кирпичным. Современное здание на месте вокзала построено в 1954 году, оно завершается башней со шпилем.

Следующая достопримечательность Волгограда – речной вокзал. Длина вокзального здания достигает300 метров, это самый большой речной вокзал во всей Европе. Сюда могут причаливать одновременно 6 теплоходов. Внутри здания находятся зал ожидания и различные заведения: клуб, гостиница, ресторан, кафе, центральный концертный зал, два бара.

На берегу Волги есть любопытный известный памятник – пожарный пароход «Гаситель», который был построен в 1903 году, и использовался как пожарный пароход. Это его не первое название, сначала он назывался «Царев», но в 1926 году был переименован в «Гаситель». Во времена Гражданской войны, кроме своего прямого назначения, использовался для иных целей (доставка грузов и транспортировка отрядов армии). Позже был установлен в качестве памятника на берегу реки.

Грандиозная статуя «Родина-мать» и комплекс Мамаев курган – это главные достопримечательности Волгограда, памятники непосредственно связанные с Великой отечественной войной. Здесь был открыт в 1967 году историко-мемориальный комплекс, его посещает множество туристов, желающие почтить память погибших героев Родины. Где же находится памятник Родина -мать и весь комплекс Мамаев Курган? Расположен он в Центральном районе.

Адрес: 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, Мамаев курган.

Мамаев Курган, время работы: комплекс открыт круглый год, тут нет выходных.

Именно с Мамаева кургана следует начать знакомиться с достопримечательностями Волгограда.

Мамаев курган – самая высокая городская возвышенность (102 метра). Во время Сталинградской битвы особо важным делом было овладеть ею. На военных картах тех времен эта возвышенность обозначалась «высота 102,0».

После окончания сражений местность была усыпана обломками техники и трупами. В результате взрывов был изменен местный рельеф. Здесь стали хоронить со всего города погибших (около 35 000 человек), отсюда произошло это самое название «курган». Долго шли споры о судьбе этой возвышенности. Одно из предложений было таковым: оставить курган каким он есть: с металлическими обломками, траншеями, следами от снарядов, ведь это будет являться памятником о битве. Но было решено возвести ансамбль с особой композицией. Начались работы еще в мае 1959, и только 15 октября 1967 комплекс (26 гектар площадью) был открыт.

Перед входом в Мамаев курган расположена площадь с надписью «Память поколений». Такая композиция символизирует память русского народа в сторону тех, кто не щадя жизни отстаивал свободу Родины. Вдоль близлежащей аллеи высажены тополя. Поднявшись по лестнице еще на шесть метров, попадаем на площадь «Стоявших насмерть». Посредине площади расположен круглый бассейн, где из воды виднеется скульптура воина-богатыря «Стоять насмерть». Тут можно прочесть надписи: «Не посрамим священной памяти», «Стоять насмерть», «Ни шагу назад!», «За Волгой для нас Земли нет».

За площадью очередная лестница, по обеи стороны от лестницы размещены скульптурные композиции «Стены руины», символизирующие огромные разрушения после многочисленных обстрелов. Тут же слышим и звуковое оформление, исходящее от невидимых динамиков: звучат сводки информбюро, военные песни. Далее подходим к площади Героев. Посередине площади размещен четырехугольный бассейн. Слева – в виде развернутого знамения стена длиной 112 метров и высотой 8 метров. На стене фраза: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Справа – шесть скульптурных композиций, из которых каждая напоминает о подвиге народа. За площадью находится стена с вырезанными рисунками. Здесь же можно увидеть плиту с фразой: «Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть — 9 мая 2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией». Неподалеку расположен «Зал славы» – здание диаметром 40 метров и высотой 13,5 метров, построенное в форме цилиндра. В центре есть композиция – держащая факел рука с «вечным огнем».
Слышна трагичная мелодия. Поднимаемся выше, попадаем на площадь Скорби, где можно увидеть скульптурную композицию – мать, оплакивающую погибшего сына-воина.

Самый главный монумент комплекса – памятник «Родина-мать зовет!». Начиная от площади Скорби идет подъем на курган из 200 ступеней. Это число выбрано не зря, ведь Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Огромная скульптура возвышается над городом и видна за много километров. Высота фигуры 52 метра, длина меча 33 метра, общая высота –85 метров. Скульптура прекрасно смотрится и в светлое, и в темное время (Мамаев Курган ночью освещается прожекторами).

На Мамаевом кургане 8 мая 1995 было открыто Воинское мемориальное кладбище. Тут были перезахоронены останки защитников города, а имена некоторых воинов получилось даже установить.

Любители музеев в Волгограде скучать не будут. Здесь есть посвященные Великой отечественной войне музеи, они рассказывают также историю края, отображают изобразительное искусство. Можно посетить музей-панораму «Сталинградская битва», Мемориально-исторический музей, Музей изобразительных искусств, Волгоградский областной краеведческий музей, Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник Старая Сарепта и другие.

Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» открыт 6 мая 1985 перед 40-летием Победы. На этом месте ранее был музей обороны города имени Сталина. Посетители могут ознакомиться в 8-ми выставочных залах с представленными экспонатами (примерно 3500), посмотреть на четыре панорамы. Также тут действует научная библиотека и кинозал. Таким образом, панорама «Сталинградская битва» представляет собой настоящий музейный комплекс.

Областной Волгоградский краеведческий музей находится на проспекте Ленина, 5а. Был открыт еще в 1924 году. В его коллекции огромное количество документов и экспонатов, по которым воссоздается вся история Волгограда. Экспозиции относятся к различным эпохам, они расположены в хронологическом порядке. Тут есть залы, посвященные палеонтологии, природе края, крестьянскому быту.

Волгоградский музей изобразительных искусств размещен на проспекте Ленина, 21. Работает ежедневно до 18:00 (среда и последняя пятницы каждого месяца – выходные). Основу коллекции содержат работы русских художников 18-20 веков. Также здесь есть картины зарубежных мастеров (Италия, Голландия, Германия, Франция). Действуют художественные студии обучения живописи.

Государственный архитектурный и историко-этнографический музей-заповедник Старая Сарепта был основан на базе сохранившегося поселения XVIII века.

Волгоградский мемориально-исторический музей основан в 1937 году. Он освещает события времени Гражданской войны 1918–1920 годов. Расположен в старом здании 1903 года, которое связано с событиями того времени: с октября 1917 года здесь был штаб обороны Царицынского Совета. Несколькие залы представляют интересные экспонаты: вещи лидеров Красного и Белого движений, огнестрельное и холодное оружие Гражданской войны, разные переписки и исторические документы. Среди туристов пользуется успехом модель бронепоезда.

Простой четырехэтажный дом в центре Волгограда редко привлекает внимание тех, кто историю его не знает. Только мемориальная стена-памятник, размещенная на торце здания, свидетельствует о том, что памятник дом Павлова в Волгограде – это символ мужества и стойкости советских солдат.

В довоенное время, когда площадь Ленина называлась площадью 9-го января, дом Павлова считался престижнейшим жилым домом в городе. Среди домов работников НКВД и Связистов, дом Павлова располагался почти рядом с Волгой – к реке даже проложена асфальтная дорога. Жителями дома Павлова были представители самых престижных на тот момент профессий – партийные деятели и специалисты промышленных предприятий.

Дом Павлова во время Сталинградской битвы стал предметом жестоких боев. В 1942 году было решено сделать дом Павлова опорным пунктом: удачное расположение здания обеспечивало удобное наблюдение и возможность обстрела занятой врагами территории города на1 километрна запад. Сержант Павлов с группой солдат закрепились в доме – с того момента дом Павлова принял его имя.

На протяжении 58 дней во время войны 25 человек отражали атаки гитлеровцев, удерживая до последнего сопротивление врага. Каковы были потери врага неизвестно до сих пор. Но Чуйков отметил, что немецкая армия понесла в разы больше потерь при взятии дома Павлова, чем при взятии Парижа. В обороне дома принимала участие группа солдат разных национальностей, которая сумела стать оплотом дружбы народов в ходе войны. Кроме русских, за дом Павлова в боях приняли участие грузины, украинцы, евреи – около 11 национальностей.

После окончания войны стартовало восстановление дома – здание собирала по кусочкам команда женщин-строителей. На торцевой части здания прикрепили колоннаду и мемориальную доску-памятник со словами «58 дней в огне». Сейчас дом Павлова – не просто символ мужества и стойкости, но и тихое напоминание о сплоченности народа, которая способна победить зло.

Музейный комплекс «Сталинградская битва» — это крупнейшая экспозиция в России, посвященная Сталинградской битве. Строительство государственного музея-панорамы было завершено в 1982 году. А в 1944 был организован конкурс на самый лучший эскиз восстановленного города. В конкурсе принимали участие как профессиональные художники, так и обычные граждане. Большинство проектов включало панораму сражающегося Сталинграда: тогда и закрепилась идея создания музея-панорамы. Автором проекта стал Вадим Масляев – главный архитектор города-героя.

Изначально планировалось, что комплекс войдет в ансамбль Мамаева Кургана и будет размещен в здании Зала Воинской Славы. Вот только Совет министров РСФСР эту идею не поддержал.

Строительство музея-панорамы стартовало в начале 1968 года, в рамках годовщины со дня победы над фашистами под Сталинградом. Здание музея-панорамы имеет форму гиперболоида вращения.

Но создание иного объекта музея, панорамы сражающегося Сталинграда, стартовало задолго до строительства здания. В 1948 начались работы над подготовкой эскиза полотна. Работу по воссозданию на полотне боев под Сталинградом взяли на себя художники студии Грекова – Г. Марченко, А. Горпенко, В. Кузнецова и др. Сюжетом полотна стали январские сражения 1943 за «высоту 102″ — вершину Мамаева Кургана. Примечательно, что идею об организации полотна панорамы сражающегося города подсказала передвижная панорама Котова и Яковлева » Героическая оборона Сталинграда», которая отражает сентябрьские события 1942.

Однако панорама – это далеко не основной экспонат государственного музея «Сталинградская битва». В состав комплекса также входит 3500 экспонатов, коллекции огнестрельного и холодного оружия, экспозиция портретов советских военачальников и полководцев, фотографии, боевая техника, которая принимала участие в местных боях. В 1989 году создан зал, посвященный Афганской войне.

Стоит также осмотреть 4 диорамы, которые повествуют о каком-то значимом эпизоде битвы под Сталинградом.

Ранее на площадке возле музея-панорамы находилась экспозиция военной техники, где было немало раритетов: танков, артиллерийских установок, самолетов. Среди них можно отметить боевой танк, который был найден в донских водах Калача-на-Дону в 2010-2011 и макет самолета-бомбордировщика, подаренный Волгограду коллективом Сухова. Однако в целях безопасности (выставочная площадка не выдерживала вес тяжелых экспонатов) технику перенесли на Мамаев курган, на территории которого было оборудовано специальное место.

Музей-панорама «Сталинградская битва» был завершающим штрихом музейного комплекса. В результате Волгоград получил крупнейший как по площади, та и по объему экспозиций музей, посвященный важному событию Великой Отечественной войны.

Центр Волгограда усеян различными достопримечательностями и памятниками. Преимущественное большинство, конечно, занимают монументы военной тематики. Среди них и руины старой мельницы. Руины мельницы среди оживленности Советской улицы напоминают заброшенное и забытое всеми здание-призрак.

Руины старой мельницы – настоящее уникальное здание: после окончания Великой Отечественной войны оно восстановлено не было. Мельница была построена еще в начале 20 века немцем Гергардтом. По окончанию революции 1917 года постройка приняла имя секретаря партии и стала называться мельницей Грудинина. В сентябре 1942 мельница понесла потери: две фугасные бомбы проломили крышу мельницы. Стоит отметить, что мельница максимально приближена к Волге – этот факт заставлял солдат до последнего оборонять здание. Впоследствии, когда фашистские войска подошли к реке, мельницу преобразовали в пункт-узел обороны. Став неприступной крепостью, мельница позволила отвоевать дом Павлова.

По окончанию войны руины мельницы в Волгограде решили оставить как военный мемориал. До строительства музея-панорамы неподалеку от мельницы располагалось трамвайное кольцо. А руины мельницы вошли в экспозицию музея.

Старая мельница, укрывшая советских солдат от штурмов врагов, принесшая победу в нашу страну, считается не только востребованным антуражем для фотографов, но и символом скорби и памяти о тех, кто воевал, как герой.

Достопримечательности Волгограда включают Аллею Героев. Появилась эта улица после войны, во время тотального восстановления города. Это очередной архитектурный ансамбль, призванный сохранить память о воинах и защитниках Сталинграда.

Аллея героев берет начало от набережной: на крышах домов здесь изображены медали «Золотая звезда» и прототипы ордена Ленина, которые получил город.

Изначально по проекту предполагалось объединить центральную набережную Волгограда и площадь Павших Борцов улицей, на которой находились бы музей Победы и площадь Славы. А обе площади должна была сливать огромная арка Победы. Вот только идея авторов проекта так и не была воплощена в жизнь – вместо этого в городе появилась широкая аллея, которая простирается между длинными зданиями. Между ними – прогулочная зона и зеленый парк.

Завершающим штрихом в ансамбле Аллеи Героев являются стелы Героев Советского Союза, где увековечены имена 127 героев.

Недавно Аллея героев прошла капитальную реконструкцию: тут был заменен асфальт на цветную брусчатку, обновлена зеленая зона, по периметру прогулочной зоны установлены новые фонари. Но самым интересным приобретением стала иллюминация «Звездное небо». Теперь центральная часть аллеи подсвечивается сотнями фонариков.

В конце аллеи было установлено и необычное дерево, которое в темное время суток издает приятное свечение, но зимой 2012-2013 оно было убрано.

Один из лучших парков Волгограда – это центральная набережная, которая давно стала объектом проведения значимых мероприятий и торжеств, а также популярным местом отдыха. Для многих туристов знакомство с Волгоградом начинается с центральной набережной.

В нынешний облик набережная облачилась только после войны, в 1952. До этого момента набережная служила грузовым портом: Царицынская пристань в конце 19 века по объему прибывших грузов занимала в Волжском бассейне второе место. На набережной Волгограда одновременно с этим находился речной вокзал, в который прибывали теплоходы из разных мест страны.

Над обрывом Царицынской пристани до 30-х годов высился величественный ансамбль Иоанно-Предтеченской, Троицкой, Успенской церквей и храма Николая Чудотворца. Во время тотального уничтожения церквей такой ансамбль исчез с набережной, и только в начале 21 века была восстановлена Иоанно-Предтеченская церковь.

После революционных событий набережная получила имя Степана Разина, в связи с чем была кардинально реконструирована. Но на ней сохранились несколько зданий, среди которых первая женская гимназия, городская водокачка времени Царицына. Превратившись из грузового порта городской парк, центральная набережная заиграла яркими красками: на ней появилась ротонда, ресторан «Маяк» и памятник Хользунову.

Но раньше все было по-другому. В годы войны на набережной проходили кровопролитные бои. Воины стояли изо всех сил пробуя сломить сопротивление врага. Именно с набережной осуществлялась эвакуация жителей и снабжение боеприпасами и продовольствием. По окончанию войны набережная вновь была переименована: теперь она называлась именем 62-ой армии.

Позже при помощи белых пропилеев, которые заняли место прежней переправы, центральную набережную разделили на нижнюю и верхнюю террасу. Некоторое время в одной из таких арок размещалось летнее кафе. Верхняя терраса именуется парком Победы: тут есть прогулочная аллея и ресторан «Маяк». По соседству с речным портом и причалом на нижней террасе, куда ежедневно приходит множество круизных теплоходов, размещены центральный концертный зал, а летом – кафе, аттракционы и клубы.

В конце апреля — начале мая из-за сброса АГС воды в реку, нижнюю террасу набережной затапливает. Погруженные пристани, клумбы, аттракционы выглядят весьма необычно.

Идя от самой Волги по гранитной лестнице, попадаем в сердце центральной набережной города, на место свиданий и встреч – к фонтану «Искусство», откуда вглубь исторического центра тянется широкая пешеходная аллея, переходящая площадь Павших борцов и в Аллею Героев.

Очередная достопримечательность Волгограда – Волгоградский государственный планетарий, который был построен еще в 1954 году. Планетарий стал подарком советскому народу от тружеников Германской Демократической Республики. Немецкие граждане захотели, чтобы планетарий был возведен в городе, битва в котором имела больше значение – в городе Сталинграде. Все строительные, отделочные и монтажные работы, дорогостоящие конструкции, материалы и самое лучшее оборудование было подарено советскому народу трудящимися ГДР.

Волгоградский планетарий находится на первой улице Мира. Не зря на куполе планетария установлена скульптура, которая олицетворяет труд и мир.

Газета «Сталинградская правда» на этапе строительства планетария опубликовала статью, в которой описывала: «В нашей стране есть планетарии только в Киеве и Москве. Сталинградский планетарий станет третьим, а по архитектурному сооружению и техническому оборудованию он значительно превзойдет существующие ныне…» Так и есть, Волгоградский планетарий до сих пор является одним из самых лучших в России. В 1988 году решением Совета Министров планетарий был отнесен в первую категорию и занесен в каталог самых лучших планетариев мира.

Согласно сведениям, к 1990 году Волгоградский планетарий посетило более 32 миллиона человек. Но после перестройки наблюдался резкий упад популярности среди туристов и жителей города.

Все достопримечательности Волгограда представлены в Википедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *