Параклит тарбеева пустынь

Архимандрит Лука (Ионов)

Параклит по-гречески: Дух-утешитель. Знаменитая в прошлом своими насельниками и безмолвным уединением Параклитова пустынь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – переживает сегодня свое второе рождение. Особая благодатная тишина сохраняется в этом уголке и в наши дни. Безмолвный в советское время скит Святого Духа Параклита сегодня наполняется прихожанами. Об этом рассказывает настоятель скита архимандрит Лука (Ионов).

— Батюшка, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой скит Параклит?

— Сегодня скит Параклит – это в первую очередь ее главный храм, посвященный Святому Духу Параклиту, в котором насельники скита ежедневно совершают Божественную литургию. Великое счастье преклонить колени в храме, в котором молились Святейший Патриарх Пимен и новомученик Радонежский Иларион Троицкий, принявшие здесь монашеский постриг перед самым закрытием скита. По этой земле ходили многие великие подвижники православия, нашедшие здесь покой и уединение, необходимые для стяжания благодатной молитвы. Главное в Параклите – это молитвенная уединенная жизнь и она здесь сохраняется. Дыхание Духа Святого особенно чувствуется в храме, когда мы по благословению Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста стали служить литургию каждый день. Дух Святой Сам творит себе форму. Никакой коммерческой деятельностью не занимаемся вообще. В храме ничего не продается: ни свечи, ни книги, ни иконы. Живем на пожертвования. Что люди в копилочку положат – то и есть.

— Батюшка, в вашем храме красивый иконостас, старинные оклады на иконах. Это все новое, или сохранилось с прежних времен?

— Все новое. Единственная старинная икона – Казанской Божией Матери. И в алтаре на стене сохранились изображения Божией Матери, Спасителя и Бога-Отца с Ангелами. Эти росписи позднего периода, но они Параклитовские. Их удалось найти под слоем штукатурки, они были замазаны. Все остальное было сбито. Скитские здания после закрытия в 1927 году передали коммуне. До середины 60-х годов в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – скотный двор. Все, что смогли сломать, сломали. Ограду растащили. Сохранилась колокольня в разрушенном виде и сгоревшее здание угловой башни. И еще вокруг храма – деревянные дома – это бывшие монашеские кельи. В них сейчас живут граждане, потомки тех, кто выгонял монахов из скита и некоторые до сих пор гордятся этим.

— А их нельзя переселить в другое место, ведь государство вернуло Параклиту его имущество?

— Они там прописаны, дома приватизированы. И нам надо как-то выстраивать с этими людьми отношения. Многие из них просто воинствующие безбожники. Но есть и радостные моменты. У нас рядом с поселком есть святой источник. И на Крещенье каждый год мы там совершаем Великое Освящение воды. В этом году из поселка приходили на молебен человек 50. И на Рождество приходили. Причастников только около 150 человек на Рождество и на Крещенье было. В основном, люди приезжие. Но и местных было много. Так, со временем, может, кто-то и приживется в скиту, останется насовсем. Обычно в воскресные дни, в двунадесятые праздники к нам приезжает на службу не меньше 40 человек. Недавно открыли воскресную школу для детей. По воскресеньям после службы на занятия остаются 10-12 ребятишек. Все они – местные. Может быть, это наши будущие прихожане.

— У скита совсем небольшой внутренний двор сейчас, даже не двор, а дворик, огороженный забором, а раньше, до революции, как рассказывает в своих воспоминаниях старец Алексий Зосимовский, здесь были огороды, сенокосы, конный двор и он, приехав в Параклит, внутри скита не увидел ни одного монаха, все были в поле на послушаниях…

— Земля монастырская простирается дальше огороженного двора, до самой дороги. Она принадлежит скиту, документы на нее оформлены, есть кадастровый план. Вдоль дороги – бывшие монастырские корпуса, которые раньше заменяли угловые башни кирпичной ограды, сегодня уже несуществующей. Может быть нам, Бог даст, удастся когда-нибудь их восстановить. Эти здания были построены еще в XIX – начале XX века на средства жертвователей по проекту архитектора А.А.Латкова. Параклитова пустынь – плод молитв и трудов архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недавно прославленного в сонме Радонежских святых. Начало общежительной пустыни святого Параклита было положено в 1858 году. По случаю рождения великого князя Сергея Александровича император Александр Второй пожаловал Лавре значительные лесные угодья и среди них вблизи Гефсиманского скита. В этот лес и направились летом 1858 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний со старцами-пустынниками «ревнителями отшельнической жизни» иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом.

Место, которое они выбрали для пустыни, находилось в самой глубине леса. Никаких строений, вплоть до Гефсиманского скита, не было поблизости. Не было и проезжих дорог. Только безлюдная дорога из Лавры в Тарбеевское подворье была проложена впоследствии неподалеку от пустыни. Она же соединила ее с Лаврой.

Вначале архимандрит Антоний останавливался пожить в палатке, посещая пустынь, где жили старцы. Затем были построены кельи для старцев и деревянная часовня, где старцы собирались по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Братство пустыни постепенно умножалось. К упомянутым старцам присоединились иеромонах Никандр, монахи Феодор и Никон. Спустя некоторое время в одной из келий пустыни поселился иеросхимонах Илья. На территорию пустыни не допускались женщины. Здесь опасались молвы и нарушения безмолвия. И в дожди и в зимнюю стужу для участия в совершении литургии старцы ходили в Гефсиманский скит, где и причащались Святых Тайн. Это продолжалось до 1860 года, когда московский купец Иван Кириллович Королев выразил желание построить каменную церковь для пустыни за свой счет. Посвятить церковь он просил во имя Святого Духа Параклита.

Каменный храм в пустыни строился в 1860-1862 годах. Всеми подробностями строительства храма интересовался свт. Филарет. 2 июля 1861 года сам митрополит Московский и Коломенский Филарет в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония и старцев совершил освящение верхнего престола во имя Святого Духа Параклита. Прошло меньше года, и 24 апреля 1862 года освятили нижний престол во имя Иоанна Предтечи в память третьего обретения его честной главы. Скромному облику двухъярусного храма с одним куполом посередине соответствовала простота внутреннего убранства. Храм построен на том самом месте, где когда-то ставил свою палатку прп. Антоний Радонежский. После строительства колокольни облик пустыни окончательно сложился: храм и колокольня были в центре окружающих его низких деревянных изб-келий, колокольня и сейчас возвышается над лесом и видна издали.

— Батюшка, сколько в скиту насельников сейчас, раньше было 12 по Уставу и столько же послушников по числу Двенадцати Апостолов… Какие у вас послушания? Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня в скиту.

— Судя по заупокойному синодику и по числу домиков вокруг храма, составлявших некогда центр Параклита, здесь могло жить до 50 человек. Домики частично сгорели во время пожара, их было больше. А те дома, которые остались, и сейчас могут вместить 20 насельников. Из постоянно проживающих у нас сейчас 3 человека вместе со мной, но есть еще сменный коллектив – трудники, рабочие на строительных работах, потому что мы не все можем сделать сами, тут и специалисты нужны. Всего человек 15 набирается.

Устав у нас простой. Богослужения начинаются с полунощницы в 7 часов утра, потом утреня, литургия, перед литургией бывает исповедь, поскольку люди приезжают издалека. Заканчивается служба в 11:00 или в 12:00 часов. А вечером в 17:00 часов – вечерня, повечерие, примерно в 18:30 служба заканчивается. У нас ведь есть же еще и другие заботы по устройству обители, они занимают все остальное время.

— У вас весь двор в стройматериалах: пескобетон, глина, гравий… Видимо, по весне тут закипит работа… Вам не нужна будет дополнительная рабочая сила? Кто помогает сегодня монахам восстанавливать скит?

— Работа у нас и сейчас ведется, делаем дренажную систему на первом этаже храма. Храм стоит на болоте, под полом в нижнем храме стоит вода, даже сейчас, зимой. Когда-то там была дренажная система, по кирпичным трубочкам вода стекала в пруд, но со временем она разрушилась. Здание храма было возвращено Церкви в 1992 году. Это были сплошные руины. Наши предшественники многое сделали, восстанавливая храм, мы сейчас продолжаем начатое ими. Весной и летом нам нужно крышу отремонтировать, фундамент сделать, чтобы не протекал. Трудники, конечно, будут нужны… Милости просим, если кто-то захочет поработать.

За последний год мы довольно много сделали: восстановили отопительную систему, сделали душевые, туалеты хорошие, проложили дорогу в храму от главной магистрали, чтобы можно было к нам проехать на машине, построили крестильню на берегу речки. Конечно, нам помогают. Одни мы бы ничего здесь не сделали. Помогают люди, с которыми познакомился в Москве, в Донском монастыре, куда меня посылали в командировку. Я нес там послушание от Лавры. Посылали на непродолжительное время, а командировка растянулась на 18 лет. Там тоже вначале многое было разрушено. В храме было холодно, ноги примерзали к полу. Наконец, когда все было построено и последний больничный корпус был сдан в эксплуатацию, меня отозвали обратно и направили сюда, в скит Параклит.

— Ну, наверное, для того, чтобы и здесь все было построено… Батюшка, а Вам помогают духовные чада? Ведь Вы являетесь духовником многих российских предпринимателей. Они приезжают сюда, в скит?

— Да, и приезжают, и помогают во всем. Без них ничего бы здесь не было сделано. Святой Дух-утешитель, чем больше мы здесь делаем, тем больше нам помогает, и силы дает, и средства. Небольшие денежные вложения нужны, конечно, чтобы жизнь в скиту окончательно наладилась.

Здесь сама обстановка помогает молиться, отрешиться от всего суетного. К нам приезжает автобус из Москвы раз в две недели, привозит студентов вузов, семинаристов. Все они участвуют в богослужении.

— У людей сейчас появился интерес к православной вере, и у молодых тоже. Что нужно для того, чтобы стать монахом? Каким должен быть истинный монах на Ваш взгляд? И есть ли у вас нужда в тех, кто хочет отречься от мира сего?

— Наверное, для того, чтобы стать монахом, надо верить, что Бог есть. И человек просто должен хотеть быть с Богом в жизни вечной. Когда мы говорим о жизни вечной, то многие думают, что она там, после смерти начнется. Жизнь вечная потому и называется так, что она и здесь, и там, она не обрывается.

Скиты Лавры непременно пополнятся. Поток туристов, который все нарастает и нарастает, вынудит братию искать более уединенного места для молитвы. Желающие строгой жизни могут придти к нам, мы будем рады. У нас уютнее будет лаврским монахам. Здесь Божественная тишина…С дореволюционных времен сохранилась во дворе липовая аллея, она называется «липовая аллея для одного монаха», потому что деревья посажены так, чтобы удобно было пройти одному человеку и никакой беседы не совершалось во время прогулки. А на противоположной стороне от храма, за речкой, есть лес, выросший по обетованию. Когда монахи уходили из скита после его закрытия в 1927 году, то посадили лес на капустном поле, еловый и березовый. И сказано было: когда лес вырастет, монашеская жизнь в скиту возродится. Так и произошло. Лес уже большой сейчас. И монашеская жизнь вернулась в скит. Если мы будем жить внимательно, то благословение тех, кто жил здесь раньше, будет с нами.

— Что Вас сегодня волнует больше всего, какая проблема или задача является наиважнейшей?

— Для меня самое главное – сохранить духовное равновесие, мир в душе, все остальное к этому подтянется. Эта задача самая главная для любого монаха.

— Храни Вас Господь, Батюшка.

Беседовала Людмила Ковригина

P.S. Пустынь в честь Святого Духа Параклита расположена в 6 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от Гефсиманского скита. Сюда можно добраться от вокзальной площади Сергиева Посада, доехав на 38-м автобусе до поворота, не заезжая в поселок Смена. Затем пройти пешком по дороге между гаражами и далее не более километра. Скит видно издалека.

20 февраля 2014 Источник: Троице-Сергиева Лавра

Параклит-Тарбеева пустынь, приписанная к Троице-Сергиеву монастырю, основана архимандритом Антонием в 1858 г. Созданная как скит для отшельников, со временем была преобразовала в общежительный монастырь. Первые постройки — отдельные деревянные домики-кельи и существующая ныне каменная церковь — поставлены в начале 1860-х гг. Окончательное формирование комплекса относится к 1890-1900-м гг., когда полностью было обновлено деревянное жилье, заменена кирпичной ограда, заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и заменяющие угловые башни жилые корпуса, строения конного двора. Сложился небольшой, достаточно скромный но архитектуре комплекс, характеризующий позднее монастырское строительство. Не все постройки сохранились до нашего времени, особенно существенна разборка ограды, лишившая комплекс присущей ему замкнутости и завершенности.

Планировка монастыря складывалась постепенно, по мере его развития, поэтому далека от традиционных схем. Композиционный центр отсутствует, территория распадается на несколько функциональных зон, разделенных естественными преградами — центральной липовой аллеей и хозяйственным прудом. Из построек наиболее значительны культовые; стоящая напротив церкви колокольня, входившая в линию ограды, служит в ансамбле высотной доминантой. Небольшая двухэтажная церковь Параклита выстроена в 1861 г. по проекту П.Я. Миронова, на средства И.К. Королева (по другим сведениям каменный храм построен местным архитектором И. Малышевым в 1862 г.). В 1865 г. при входе устроена деревянная шатровая колокольня на два яруса, на каменных столбах. В начале XX в. здание расширено пристройками с западной стороны для размещения ризницы и библиотеки.

Памятник во многом своеобразен. Его объем в виде бесстолнного одноглавого четверика под двускатной кровлей близок клетским деревянным храмам; усложнен пониженными боковыми крыльями и западной папертью. Выделение композиционных осей с помощью щипцов, расположенных в двух уровнях, и наличие западной лестницы сообщает ярусному зданию крестообразный характер. Своды верхних и нижних помещений преимущественно коробовые. Фасады крайне лаконичны, в их формах намечается переход от позднего классицизма к эклектике. Звонница над входом разобрана.

Сохранились внутренняя лепная отделка и пол из каменных плит. Иконостас собран из элементов нескольких других, конца XIX в. Настенная живопись отсутствует.

Колокольня псевдорусского стиля сооружена в 1896-1898 гг. по проекту А.А. Латкова. Состоящая из трех квадратных ярусов, она завершена небольшим шатром, частично скрытым аттиком с кокошниками в основании; нижний ярус, расширенный одноэтажными жилыми пристройками на полуподвалах, прорезан аркой Святых ворот. Внутри пилонов размещались лестницы к звону. Колокольня, отмечавшая парадный вход в монастырь, достаточно нарядна; декоративная насыщенность возрастает к верху здания, однако детальная разработка но мотивам XVII в. суха и графична.

Пустынь расположена в 6 км юго-восточнее Лавры.

В 1924 г. здесь принял постриг будущий патриарх всея Руси Пимен (Извеков).

Скит с необычным названием Параклит был основан в 1861 году как пустынь для молитвенного уединения иноков Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Параклит находится недалеко от реки Торгоши и Торбеевского озера, в окрестностях которых в XIX веке проходила граница Московской и Владимирской губерний. Всего в четырех километрах от Параклита стоит Черниговский скит – богатая монашеская обитель с великолепным собором Черниговской иконы Божией Матери и величественной колокольней. Пустынь Параклит – это, наоборот, скромное и бедное на внешние украшения место. Небольшой храм в честь Святого Духа и колокольня будто затерялись среди частных домов деревни Смена Сергиево-Посадского района.

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него».

В XVIII -XIX веках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита.

Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра II пятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

Изначально наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предполагал построить в лесу только несколько деревянных келий для пустынников и сруб-часовню. На богослужения отшельники должны были ходить почти за четыре версты в церковь Гефсиманского скита. Однако вскоре к наместнику Антонию обратился московский почетный гражданин Иван Кириллович Королев с просьбой построить для отшельников свою церковь. Благотворитель узнал, что схимникам приходилось «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом… по колену в грязи или снегу» брести в Гефсиманский скит на литургию.

Архимандрит Антоний не сразу принял предложение Королева. Он боялся, что своя церковь будет привлекать паломников, нарушая уединение монахов. Наместник собрал совет скитских старцев, а затем в часовне иноки прочли акафист Богородице и молитвы Господу Иисусу Христу, преподобному Сергию и Святому Духу Параклиту. После молитвы иноки решили согласиться на строительство каменного храма, а свой скит назвать во имя Святого Духа-Параклита, что в переводе с греческого означает Утешитель. В 1862 году новая церковь была освящена московским митрополитом Филаретом Дроздовым.

Каменная двухэтажная церковь Святого Духа простой архитектуры сохранилась, однако в1920-е годы была переделана под клуб и овощехранилище, утратив свои реликвии. В нижнем этаже храма, освященного в честь Иоанна Крестителя, до революции хранилась икона этого святого предположительно XI века. Пророк был изображен на иконе со свитком в руках и словами на греческом языке: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эту икону привез из Дионисиатского монастыря горы Афон знаменитый путешественник, миссионер и писатель XIX века игумен Парфений, возглавлявший Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель. В нижнем храме хранился высокий шестиконечный дубовый крест из Стефановой часовни, которая стояла на Троицкой дороге на месте заочной чудесной встречи просветителя коми-зырян Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

В скиту помимо канонизированных святых архимандрита Антония Медведева и святителя Филарета Дроздова почитают трех старцев-основателей: Илариона, Феодота и Александра. Иларион прежде был жителем Молдавии и строгим приверженцем старообрядчества. До перехода в синодальную церковь он жил в известном раскольничьем скиту Мануиловке и слыл там за великого постника. Обращение Илариона произошло после приезда в Молдавию упоминавшегося миссионера инока Парфения, который дал прочитать ему сочинение святителя Дмитрия Ростовского «Пращица», направленное против раскола.

Другой старец – Феодот Захарович Кольцов – был пострижеником Оптиной пустыни. Он стал первым начальником скита Параклит. В последние годы жизни Феодот вернулся в Оптину пустынь. Старец был знаком с Николаем Васильевичем Гоголем. Известно письмо Гоголя в Оптину пустынь, которое адресовано Феодоту Кольцову – в схиме Филарету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *