Площадь регистан самарканд

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 — 1420), Медресе Шер-Дор (1619 — 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 — 1660).

В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу — бессмертному памятнику зодчества — медресе Улугбека.

Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.

Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.

Медресе Улугбека

В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.

В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).

На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры — Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище — «живут в нём учёные».

Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека — историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.

Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл — только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом — преувеличенно большими размерами дверных ниш.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.

Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.

В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен — беспримерный случай в мировой практике.

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.

Медресе Шер-дор

Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля — Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.

Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий — худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.

Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя — для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646—1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.

Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами — лоджиями и угловые башни — гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один — по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре — квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне — бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.

Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Памятник средневекового зодчества

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, которые и стали основными достопримечательностями города. Возводились они двумя правителями в разное время.

Наследник великой державы Тимуридов, выдающийся математик и астроном Улугбек, принял власть в 1409 году. В 1417 году он отдает приказ построить медресе, которое затем будет названо в его честь. Именно это строение и стало первым на площади Регистан. Слово «медресе» происходит от арабского «мадраса» и буквально означает «место, где преподают, учат».

В 1420 году строительство медресе закончилось. Внешне здание, расположенное на западной стороне площади, выполнено в виде прямоугольника, внутри пристроен квадратный двор, в котором сделаны входы в студенческие кельи (приблизительно на 100 человек) и учебные аудитории. Фасад медресе обращен к площади, его дополняют два высоких минарета по углам. Особого внимания заслуживает богатый декор постройки. Глазурованные кирпичи создают красивые орнаменты на желтоватой кладке стен. Портал медресе украшен узорами из десятиконечных звезд, символизирующих небо, астрономию.

На тот момент это было самое крупное научно-учебное заведение Самарканда. Здесь молодым студентам преподавали философию, астрономию, математику, богословие.
Вместе с медресе в то же время были построены караван-сарай и ханака Улугбека. Уже двумя веками позже на месте пристанища торговцев и ханаки построят еще два медресе, они и завершат архитектурный комплекс, который мы можем видеть сегодня.

Медресе Шер-Дор

В 1612 году эмиром Самарканда был назначен Ялангтуш Бахадур. Он был наместником бухарских ханов и к тому времени уже правил феодальными уделами, слыл ловким политиком и являлся грамотным военачальником.

Будучи правителем города, он решает создать еще одно медресе на площади Регистан, напротив здания, возведенного Улугбеком. По замыслу архитекторов новое медресе должно было располагаться на восточной стороне площади и стать зеркальным отражением уже существующего на Регистане строения. Но на самом деле абсолютно точного зеркального совпадения не получилось, так как архитектор не учел одну особенность – на то время с момента постройки медресе Улугбека прошло уже 200 лет, здание немного усело в грунт, а уровень самой площади поднялся на 2 метра. И в итоге новое медресе получилась немного выше. Но визуально эту разницу заметить трудно.

На месте запланированной для строительства территории располагалась ханака Улугбека, которая уже заметно пообветшала к тому времени. Ее разобрали, и большую часть материала использовали для возведения нового здания.

Строительство продолжалось вплоть до 1636 года. Эмир Ялангтуш Бахадур хотел, чтобы его творение не уступало медресе Улугбека ни в помпезности, ни в занимаемой площади. Несмотря на то что фасад здания полностью повторял первое медресе, в его строительстве использовались новые технологии, еще неизвестные в XIV веке. Рабочие применяли более прогрессивные приемы, которые удешевляли и ускоряли процесс.

После постройки медресе было названо в честь заказчика. Но в народе название не прижилось, и заведение переименовали в Шер-Дор. Это имя памятник получил благодаря изображениям на портале: два больших золотистых тигра, несущих на своих спинах солнце и устремленных за белыми ланями красовались над входом. Шер – в переводе означает тигр (лев) и название переводится как «украшенное тиграми». Именно этот художественный сюжет позже стал национальным символом Узбекистана.

Через 10 лет после завершения строительства медресе Шер-Дор правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур запланировал построить еще одно здание, которое должно было завершить композицию.

Строительство началось в 1646 году, в северной части площади Регистан, на месте караван-сарая. Зодчий решил, что новое медресе не должно становиться еще одной копией уже существующих зданий, хотя располагаться оно будет в центре.

Автор проекта задумал достигнуть архитектурной целостности всех сооружений и сконструировал фасад таким образом, что зрительно на площади получилось замкнутое пространство.

Строительство медресе Тилля-Кари шло более 14 лет и завершилось в 1660 году. Главный фасад здания выполнен в два этажа, центральный портал прорезан пятигранной глубокой нишей с двумя главными входами, ведущими во внутренний замкнутый двор. Слева от портала возвышается башня мечети с голубым куполом, по бокам фасадной части строения расположены два минарета. Постройка очень гармонично уравновешивает два более крупных медресе, не нарушая единства архитектурного стиля.

Название «Тилля-Кари» новая постройка получила благодаря декору. Для украшения медресе художники использовали живопись кундаль, в которой преобладает позолота. Из всех трех, именно это сооружение имеет более богатое оформление стен, поражая обилием золотых красок. Тилля-Кари — значит «Покрытая золотом».

Площадь Регистан тогда и сегодня

С момента первой постройки на площади Регистан и по сегодняшний день прошло немало времени – 6 веков. В конце XVII века Самарканд пережил сильный экономический упадок. Статус столицы был отдан Бухаре, и торговцы Великого Шелкового пути обходили город стороной. На тот период в нем осталось всего около 1000 семей, а в некогда прекрасных зданиях медресе жили дикие животные. Лишь в 1875 году Самарканду вернули былое торговое значение, а площадь Регистан выровняли и замостили.

Но в 1918 году Самарканд снова терпит изменения. Советская власть прекращает деятельность всех медресе как духовных школ. За это время сооружения претерпели много и природных разрушающих факторов: землетрясения, неблагоприятные погодные условия. Большая часть облицовки стен и расписной декор были утрачены. Но именно советское правительство отдало распоряжение отреставрировать весь Регистан и присвоить ему статус значимого исторического памятника на Великом Шелковом пути.

Реставрационные работы длились много лет и закончились незадолго до распада Советского Союза. Ученым приходилась буквально по крупицам собирать весь интерьер и экстерьер зданий и мелких фасадных фрагментов, восстанавливая все художественные элементы.

То обличие, в котором мы сегодня можем видеть Регистан – это кропотливая работа сотен реставраторов. Если бы в советское время не было принято решение восстановить уникальные творения, возможно, нашему взору никогда так и не предстал этот великолепный древний памятник.

Сейчас на Регистане проходят различные концерты, празднования и другие яркие события города, республики. К площади чуть ли не ежедневно съезжаются сотни туристов, чтобы увидеть эту величественную красоту.

Регистан – это бесценный дар, доставшийся нам от предков и олицетворяющий всю прелесть восточной архитектуры.

Все три медресе (в старину на востоке так называли религиозные учебные заведения) обращены своими порталами к центру площади и создают гармоничную ансамблевую композицию. Причем каждое строение отличается своим неповторимым декором — узором филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы. Голубые купола над медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи выложены глазурованной плиткой, которая сияет на солнце, с какой бы стороны оно ни светило.
По преданиям, название памятника Регистан произошло оттого, что территория площади была засыпана песком («рег» — песок и «стан» — место, т.е. Регистан — песчаное место), чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершались здесь почти до начала ХХ века.
Как главная городская торговая площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV-начале XV вв. Именно Улугбек (1394-1449гг.), внук Амира Тимура, начал строительство монументальных сооружений на площади Регистан.
Во времена его правления на Регистане было построено первое здание комплекса — медресе Улугбека (1417-1420 годы). Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий(комнат), и в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В этом медресе читали лекции по астрономии, богословию, математике и другим предметам многие выдающиеся ученые XV века: сам Мирзо Улугбек, Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи и другие.
После смерти Улугбека строительство на Регистане продолжил эмир Ялангтуш. В период его правления (первая половина XVII века) на Регистане были построены ещё два монументальных здания — медресе Шер-Дор и Тилля-Кори. Эти строения отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, однако по своим художественным и архитектурным достоинствам всё же уступают своему прототипу — медресе Улугбека.
Медресе Шер-Дор — «обитель львов», было построено спустя два века после того, как на площади появилось медресе Улугбека. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака — обитель для суфиев. Здание строилось почти 17 лет (1619-1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар. Медресе Шер-Дор практически зеркально повторило первое здание ансамбля — медресе Улугбека, но в искажённых пропорциях. Все стены Медресе Шер-Дор исписаны цитатами из Корана. В центре арки входного портала помещена свастика. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолоты. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор. В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий(комнат) строг и аскетичен.
Спустя десять лет в 1646 году на месте бывшего караван-сарая началось строительство медресе Тилля-Кори, строительство продолжалось четырнадцать лет и закончилось в 1660 году. Эта постройка замыкает площадь Регистан с севера, образуя, таким образом, законченный архитектурный ансамбль, фасадом обращённый на юг. Медресе Тилля-Кори, помимо своей основной задачи обучения студентов, выполняло роль соборной мечети. поверхности стен и свода мечети сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб — направление на Мекку и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори(отделанное золотом).
Так в XVII веке Регистан приобрёл свой величественный вид, в каком он в основном предстаёт перед нашими глазами и ныне.
В 2001 году этот ансамбль Регистан вместе с другими древними постройками Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На юго-востоке Узбекистана, в центре Города Знаменитых Теней расположился Регистан — главное архитектурное украшение в Центральной Азии, олицетворяющее историю и культуру древнего востока.

Регистан — это огромная площадь в сердце Самарканда, внесенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь трубили о важных событиях, здесь зачитывались указы и здесь приводились в исполнение жестокие смертоносные казни. Кровь пролитая приговоренными щедро посыпалась песком. От этого Регистан и получил свое название, как место засыпанное песком.

Свидетелями важных исторических событий древнейшего города, являлись три величественных мусульманских университета: позолоченный медресе Тилля-Кари, небесно-голубой медресе Улугбека и украшенный тиграми медресе Шер-дор. Эти невероятные достопримечательности исламского мира впитали в себя все тайны древности и пронесли их сквозь вековую пыль истории.

Однако, дух культурного наследия — это еще не все, что могут передать сооружения площади Регистан. Особую важность представляет архитектурная ценность медресе. Ведь каждое из монументальных построек являет взору уникальные филигранные узоры на каменных порталах и золотые росписи стен. Те, кто побывал здесь, никогда не забудут блеск бирюзовых куполов, величественность минаретов и изящество цветной мозаики.

Надо отметить, что площадь Регистан не всегда блистала роскошью и величественностью. В начале XVIII столетия, город опустел. Это случилось в результате перемещения ханства в Бухару. Некоторые современники пишут о нашествии диких зверях, заполонивших город. Лишь во второй половине XVIII века жемчужина Востока снова начала оживать. В 1875 году, Регистан преобразовался, вновь обретя статус городского центра.

Сегодня Регистан — это место проведения больших культурных мероприятий. Здесь проходят музыкальные фестивали восточной песни, где собираются талантливые коллективы со всей Азии. Здесь же расположены лавочки и частные мастерские, где туристы могут купить памятные сувениры и подарки.

Медресе Улугбека

Самым необыкновенным творением внука Тамерлана является Медресе Улугбека -сооружение площади Регистан, находящееся слева от центрального медресе.

Масштабность и весомость стен Улугбека самаркандцы возвышают до того, что рассказывают о якобы содрогнувшемся в результате этой тяжести хребте земли.

Сооружение было воздвигнуто в период от 1417 до 1420 года. Оно обращено к площади порталом с аркой, украшенной каллиграфической письменностью, признанной величайшим художественным мастерством. Углы медресе украшают купола и устремленные вверх минареты. Над входом можно заметить панно из мозаики с геометричным рисунком. Внутренний двор медресе квадратный, здесь располагаются мечеть, залы для занятий и худжры — комнаты для проживания обучающихся.

В XV веке Улугбека был признан лучшем университетом мусульманства, именно здесь проходил обучение известный поэт Абдурахман Джами.

А вот имени талантливого архитектора этого университета, история не знает. До сих пор не известно, кто спроектировал прочное по сути и легкое на вид медресе Улугбека. Его бело-голубое исполнение гармонично вписывается в природный ландшафт и светлое небо Самарканда.

Медресе Шер-дор

Медресе Шер-дор — университет спроектированный и воздвигнутый в XVII веке талантливым зодчим Абдулом Джаббаром. Здание строилось по образу Улугбека, но с собственными индивидуальными особенностями. Может быть, вследствие неправильной формы некоторых элементов, в роде слишком больших куполов, медресе начал разрушаться спустя несколько десятков лет. Окончательно кануть в лету медресе Шер-дор помешала реставрация, проведенная аж в XX веке. В 1962 году здание предстало в полном великолепии с сохранением древнего художественного характера. Здесь и необыкновенные бирюзовые купола и драгоценная мозаика, но главное украшение университета — изображение тигра над

портальной аркой. Погоня за ланью в лучах белого света солнца с раскосыми глазами — яркая изобразительная индивидуальность постройки. Эта особенность определила и имя медресе, ведь Шер-дор значит в переводе «украшенное тиграми».

Планировка медресе мало отличается от соседнего университета. Внутренний двор вмещает комнаты для обучения, кельи и кладовую.

В настоящее время медресе Шер-дор успешно привлекает к себе туристов. Каждый желает прикоснуться к необыкновенному фасаду из глазурованного кирпича и собственными глазами лицезреть восставший из глубин веков памятник восточной архитектуры.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари считается центральным сооружением площади. Об архитектурных особенностях этого университета говорит его название, означающее в переводе «отделанное золотом». На стенах внутреннего двора медресе, действительно нанесена живопись с богатым применением позолота.

Третье сооружение площади Регистан начали строить в 1646 году. Восточный правитель Ялангтуша бий Баходура намеревался придать площади законченный вид замкнув её северную часть.

Фасад здания представляет собой центральную арку с двухъярусными кельями по обеим сторонам. Лоджии худжр обращены лицом к площади, а по углам расположены башни гульдаста.

Позолоченный характер этого медресе определен не только внутренней росписью стен, но еще и позолоченным возвышением для имама, и выполненным в аналогичном стиле минбаром. Внешнее украшение фасада выполнено мозаикой и с разного рода орнаментами. Геометрические и растительные узоры украшают и деревянные двери Тилля-Кари.

Позолоченный университет тоже был подвержен испытаниям. В ходе крупного землятресения его главный портал повредился, а после разрушился. В XX веке Тилля-Кари удачно отреставрировали. Были восстановлены израсцы внутренних фасадов, облицовка внешних стен и барабан мечети. Разрушенный портал реконструировали только в 1958 году.

Другие здания площади Регистан

Неподалеку от медресе Тилля-Кари располагается мавзолей Шейбанидов. Когда империя Темуридов начала ослабевать, её захватили представители этой династии, установив в Самарканде своё властвование. Время их правления характеризуется расцветом торговли, искусства и литературы.

В мавзолее на площади Регистан располагается большое количество надгробий Шейбонидов. Самое раннее из них относится к XVI веку.

За мавзолеем виден купол, исполненный в общей стилевой и цветовой направленности. Когда-то он являлся торговым сооружением, и это еще раз доказывает, что Самарканд был экономическим центром империи. Сейчас здесь находится Галерея искусств, в которой сконцентрированы лучшие творения скульпторов и художников Узбекистана. Шестигранное купольное сооружение было возведено еще в XV веке. В XVIII веке оно было перестроено, а в 2005 году, отреставрировано.

Площадь Регистан — незабываемая достопримечательность Востока

Главное историческое и культурное достояние Самарканда — это площадь Регистан. Три духовных университета, в которых проходили лекции и произносились молитвы, донесли до наших дней красоту и величественность древности. Эти стены и купола, расписанные на высоко-художественном уровне хранят в себе запах и энергию вечности. Прикоснувшись к ним, мы прикасаемся к истории, а визуальное впечатление от этого места навсегда остаётся в памяти, как светлая, масштабная и очень красивая достопримечательность востока.

Много веков назад великолепный Самарканд называли «сердцем шелкового пути», а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько недорогих отелей Самарканда.

Немного в мире существует городов, которые могли бы похвастать древностью построек, дошедших до нас в своем первозданном виде. Жители Самарканда говорят, что все пути ведут к Регистану. И, это является правдой, ведь купола и минареты трех медресе просматриваются со всех сторон города, притягивая к себе главные городские дороги.

Величие Улугбека

Каждый, кто посещал площадь, был поражен невероятным величием, которое предстает взору. Мощные пилоны зданий и гигантские арки порталов застыли, словно безмолвные титаны. Поверхность каждой стены великолепно играет роскошью изразцов и арабской вязи. Именно здесь можно уловить дыхание веков и прикоснуться к истории.

Из всех трех строений, расположенных на площади, самым ранним является медресе Улугбека. Внушительный купольный торговый пассаж был возведен еще при Амире Темуре, где неподалеку шумел городской рынок. Однако для строительства нового медресе сооружение снесли. Его главный фасад декорирован великолепной мозаикой с узорами «ислими», а также дополнен высоким порталом с «астральным» орнаментом.

Внутренний двор имеет форму квадрата, который по периметру окружен кельями-худжрами, служившими жильем для учащихся. В каждом, из четырех углов медресе возвышается минарет. Но, из-за частых землетрясений два минарета были разрушены еще в 18 веке.

Медресе «Львиный»

Полностью площадь была застроена во время правления Улугбека, кстати в городе еще можно посмотреть обсерваторию и музей Улугбека. С левой стороны медресе построили царский караван-сарай Мирзои, а прямо напротив него была возведена ханака — прибежище для странствующих суфиев. Спустя 200 лет площадь в очередной раз была капитально перестроена уже другим правителем Ялангтушем Бохадуром. На месте всех старых и полуразрушенных построек он возвел медресе Тилля-Кари и Шер-Дор.

Шер-Дор, возведенное напротив медресе Улугбека, практически повторяет его внешнюю архитектуру, создавая таким образом композицию «кош-медресе». Разница лишь в боковых минаретах, которые у Шер-Дор немного ниже. Двор также квадратной формы и окружен худжрами в два этажа. Стены здания покрывают резные мраморные панели и мозаика с орнаментами. Входной портал исписан арабской вязью, а над его аркой изображены львы.

Замыкает комплекс медресе Тилля-Кари, которое было построено в 17 веке. Фасад здания оформлен стрельчатыми нишами, расположенными в два ряда и внушительным порталом. Своим экстерьером он придает гармонию и завершенность всей архитектурной композиции. В отличии от двух соседних медресе, здесь углы украшены не привычными минаретами, а башнями-гульдаста с куполами.

Тилля-Кари служила не только учебным заведением, но и соборной мечети, так как в это время главные мечети города уже представляли собой лишь развалины. Во время землетрясений купол Тилля-Кари также был разрушен, практически сразу по окончанию строительства, но в 20 веке, во время реставрационных работ его восстановили.

Стоит выделить интерьер мечети Тилля-Кари. Рядом с нишей, которая по традиции обращена в сторону Мекки, был возведен мраморный минбар — кафедра для проповедей. Все купольное пространство, а также поддерживающие паруса декорированы великолепной росписью, уникальной в своем роде — «кундаль».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *