Сан лоренцо

Главная > Италия > Тоскана > Флоренция > Достопримечательности Флоренции

Базилика Сан-Лоренцо

Basilica di San Lorenzo

Базилика Сан-Лоренцо (или Св. Лаврентия) во Флоренции была спроектирована Брунеллески (1421—1469), фacaд папа Лев X заказал Микеланджело, нo проект так и нe был реализован.

Посетить Базилику Сан-Лоренцо

Адрес:

Piazza San Lorenzo

Билет

  • € 5,00 базилика Сан-Лоренцо,
  • € 7,50 базилика + библиотека Лауренциана

Время работы:

  • пн — сб10:00 — 17:00
  • вск 13:30 — 17:30 с марта по октябрь, в остальной сезон закрыто по воскресеньям.

Что посмотреть в Базилике Сан-Лоренцо:

Внyтреннее пространство базилики разделено нa три нефа кoлoннами коринфского ордера. Арочные входы в капеллы повтopяют аркады кoлoннад. Кессонный потолок декорирован позолоченными розами.

Во втopой капелле пpaвого нефа — «Обручение Девы Марии» кисти Россо Фьорентино (1523), в конце главного нефа — бронзовые алтарные решетки paботы дoнателло, a в конце левого — фреска Бронзино «Мученичество св. Лаврентия» (1565—1569).

Боковые нефы базилики — нe сквозные, кaк это было тpaдиционно, a обpaзованы цепью oдинаковых квад ратных помeщeний, перекрытых сводами. Античные пo пропорциям, силуэту и рисунку капителей колон ны легко несут тяжесть, чeрeз них перекинуты арки, всe пространство расчленено c математической ясностью — нет ничего давящего, разъединяющего. Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорен тийской традиции, частично изобретенная самим Брунеллески, вносит отпечаток легкости, гармоничность, и всe настроение этого церковного здания — настроение неомраченной жизнерадостности, наивной радо сти бытия.

Из левого крыла трансепта мoжно пройти в Старую сакристию, сooруженную пo проекту Брунеллески. Построенная раньше здания самой церкви, Старая сакристия — пepвый оконченный apxитектурный памятник Ренеccанса и пepвое творение великого apxитектора. Паруса, люнеты, двери и участки над ними yкpашены peльефами, котopые выполнил дoнателло (1435— 1443), — всeгo 8 тондо c изображениями четырех евангелистов и истории Иоанна Крecтителя. Автop бронзовых дверей тaкже дoнателло.

Надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1472) создал Андреа Верроккьо.

НАВЕРХ

Главная > Италия > Тоскана > Флоренция > Достопримечательности Флоренции

Купить билет в музей и пройти без очереди

Базилика Сан-Лоренцо с голым необлицованным фасадом стоит в центре одноимённой площади.

Здесь, у базилики Сан-Лоренцо, наша экскурсия по Флоренции заканчивается. Надеемся, GPS-путеводитель «Вокруг Света» помог сделать ваше путешествие интересным и увлекательным. Желаем вам хорошо провести время в Флоренции. Спасибо, и до следующих встреч.

Базилика Сан-Лоренцо – это одна из древнейших церквей Флоренции. Она была заложена в 393-м году. В течение трёх веков именно Сан-Лоренцо была кафедральной базиликой города. Первый раз церковь перестроили в 11-м веке, второй – в 15-м. В последнем случае работы затянулись. Архитектором выступил Филиппо Брунеллески, в то время уже работавший над капеллой Старой Сакристии.

Строительство храма Сан-Лоренцо в качестве семейного мавзолея финансировал богатый банкир Джованни ди Биччи Медичи. Сын Джованни, Козимо, попытался сдвинуть строительство с мёртвой точки, взяв на себя почти все расходы в 1441-м году. Но Брунеллески был уже стар, поэтому заканчивал здание, вероятно, Микелоццо, а позднее – Чаккери. Через двадцать лет алтарь был освящён.

С тех пор, как в 1464-м году «отца отечества» Козимо Медичи похоронили под алтарём Сан-Лоренцо, церковь стала родовым мавзолеем династии. Со своей стороны, Медичи всячески заботились о здании. В начале 16-го века представителю этого рода Джованни ди Лоренцо удалось занять папский престол под именем Льва 10-го.

Возросший престиж фамилии Медичи обязывал членов рода заботиться о статусных проектах. И посему понтифик объявил конкурс на строительство фасада Сан-Лоренцо. В нём приняли участие Рафаэль и Джулиано да Сангалло; победу же одержал Микеланджело. Однако из-за возникших проблем с материалами проект реализовать не удалось.

Папа Лев 10-й также заказал Микеланджело новый мавзолей для рода Медичи – Новую Сакристию. Строительство началось в 1521-м году, но вскоре прервалось. Флорентийцы изгнали Медичи и провозгласили республику. Микеланджело поддержал восставших, что поставило его под угрозу, когда Медичи вернули себе власть. Мастеру выдали охранную грамоту на условии, что он закончит работы в базилике. Однако в 1534-м году Буонаротти всё же уехал в Рим, оставив ряд статуй и гробниц неоконченными.

Здравствуйте! Я – Сергей, ваш персональный гид. Вместе с MyWoWo мы желаем вам приятного посещения одного из чудес света.

Сегодня мы посетим базилику Святого Лаврентия или Сан-Лоренцо (basilica di San Lorenzo).

Сан-Лоренцо является самым живописным и ярким художественным и архитектурным комплексом Флоренции!

Церковь стоит на просторном возвышении, к которому ведет лестница, на площади Палаццо Медичи. Перед рустикованным фасадом возвышается датируемый шестнадцатым веком памятник кондотьеру Джованни далле Банде Нере. Но статую практически невозможно заметить сразу из-за расположенного здесь рынка одежды и аксессуаров.

Сейчас вы посетите большой комплекс эпохи Возрождения. Но необходимо знать, что сама базилика восходит к намного более раннему периоду. Это самое раннее место проведения христианских богослужений. Первый храм был построен за пределами древнеримских городских стен.

Огромная церковь в форме креста восходит к первой половине XV века. Она была построена по распоряжению Медичи. Автором проекта был великий Филиппо Брунеллески, автор купола Домского собора и Старой ризницыс левой стороны. Строительство было очень длительным и когда архитектор умен, церковь была не завершена. Примерно столетие спустя строительство фасада было поручено другому колоссу архитектуры: Микеланджело. Для отделки великий скульптор хотел использовать мрамор карьера Пьетрасанта, но папа Лев X Медичи приказал использовать мрамор Серавеццы. Тем не менее в то время не существовало дорог, связывающих с этим местом добычи. Это привело к увеличению затрат, и в конце концов базилика Сан-Лоренцо осталась без фасада, такой, как вы видите ее сейчас.

Тем не менее в последующие годы Микеланджело разработан для церкви Сан-Лоренцо два абсолютных шедевра. Новую ризницу на противоположной от ризницы Брунеллески стороне и Библиотеку Медичи Лауренциана внутри монастырского комплекса. Купол с красной черепицей, который возвышается над комплексом и венчает часовню Капелла деи ПрИнчипи тоже был создан несколько десятилетий спустя.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: статуя Джованни делле Банде Нере, великого кондотьера семьи Медичи, который умер очень молодым, была перевезена из базилики Сан-Лоренцо в Палаццо ВЕ ккьо. В середине XIX века она была водружена на прежнее место. По этому случаю была составлена сатирическая эпиграмма: «Мессер Джованни делле Банде Нере/после долгого и утомительного путешествия верхом/сошел с коня и сел отдохнуть».

Базилика Сан Лоренцо или церковь святого Лаврентия — одна из старейших церквей Флоренции. Несмотря на не самый привлекательный фасад и не самое престижное расположение, базилика привлекает ежегодно тысячи туристов, желающих посмотреть на фамильную церковь знаменитой семьи Медичи, полюбоваться работами величайших мастеров, таких как Брунеллески, Микеланджело и Донателло. Именно здесь похоронены практически все представители семейства Медичи, включая последнюю представительницу рода Анну Марию Луизу Медичи.

История

Датой основания храма считается 393 год. По велению архиепископа Амброджио была заложена церковь, посвященная святому Лаврентию и святому Зиновию, мощи которого хранились в церкви на протяжении трёх веков. В этот период церковь считалась Кафедральным собором.

Фасад Базилики Сан Лоренцо, © Sailko

Первая глобальная перестройка церкви началась в XI в. Тогда храм был перестроен в романском стиле. В начале XV века влиятельные флорентийцы решили объединить усилия и средства для расширения церкви Сан Лоренцо. Самое крупное пожертвование было сделано Джованни Медичи, который пытался таким образом укрепить своё положение в обществе и войти в более влиятельные круги. Архитектором был выбран известный итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. Он начал работу с постройки капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии. Джованни Медичи щедро спонсировал строительство, так как планировал, что капелла станет семейной усыпальницей.

Строительство капеллы длилось 7 лет, после чего начались работы над основным зданием церкви. Однако закончить работу Брунеллески не смог. Умер Джованни Медичи и финансирование строительства прекратилось. Возобновлено оно были лишь в 1441 по указу Козимо Старого, который пригласил для работы нового архитектора Микелоццо де Бартоломео. Козимо был первым из семьи Медичи, кто похоронен в базилике Сан Лоренцо.

Старая Сакристия, © RicardoBretzCosta

В начале ХVI в. Лев Медичи нанял для постройки новой усыпальницы архитектора Микеланджело Буонаротти. Новая Сакристия предназначалась для членов семейства Медичи, почивших в юном возрасте. Также Микеланджело возвел часовню.

Стоит отметить незавершённость фасада базилики Сан Лоренцо. По одним данным, Микеланджело не договорился с Львом Медичи, занимавшим в то время должность Папы римского, о материалах для облицовки. По другим данным, для задумки архитектора просто не хватило финансирования. Потому столь роскошная внутри церковь снаружи выглядит неприглядной, хоть и весьма лаконичной.

Внешняя непривлекательность церкви только подчёркивает её внутреннее содержание. Здесь сосредоточены шедевры, официально признанные произведениями искусства. Среди таких работ две бронзовые кафедры, датируемые 1460-м годом, и саркофаг семьи Мартелли, выполненные Донателло. Ему же принадлежат барельефы и люнеты в Старой ризнице, фигурные двери и херувимы, украшающие церковь и звёздное небо, на котором запечатлено расположение звёзд в 1442 г. в ночь с 3 на 4 июля.

Купол капеллы, © George M. Groutas

Не менее интересны и картины «Благовещение Мартелли» работы Филиппо Липпи, «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо, «Обручение Богоматери» кисти Россо Фьорентино, а также фрески с изображением сцен из жизни Святого Лаврентия работы Бронзино. Здесь же, в Старой сакристии, расположен балкончик для демонстрации реликвий от Микеланджело. Хотя основная работа Микеланджело — Новая Сакристия и библиотека Лауренциана.

Капелла принцев известна своим огромным куполом, вторым по величине во всей Флоренции, а также тем, что в ней хранятся гербы городов Тосканского герцогства. Сама капелла так и не была оформлена до конца и большинство ниш для статуй пустуют.

Кафедра работы Донателло, © calandracas

Посещение

Посещение базилики Сан-Лоренцо для туристов платное: вход стоит 8 евро. Можно приобрести единый билет, по которому можно будет посетить не только саму базилику, но и библиотеку Лауренциана. Цена единого билета стоит также 8 евро. Дети до 11 лет могут посетить церковь и библиотеку бесплатно. Также бесплатный вход для жителей Флоренции, инвалидов и сопровождающих их лиц, гидов, сопровождающих группы туристов.

В стоимость взрослого билета входит видео-гид с наушниками на айпаде, приготовьте любой документ, который нужно будет оставить в качестве залога. Языки на выбор: итальянский, испанский, французский, немецкий и английский. Время на обход базилики Сан Лоренцо с видеогидом — около 40 минут.

Интерьер церкви, © George M. Groutas

Билеты в Новую сакристию приобретаются отдельно и стоят от 14 евро. Купить билеты можно на входе в церковь. Те, кто привык планировать визиты заранее могут приобрести билеты на сайте церкви.

Базилика Сан-Лоренцо открыта с понедельника по субботу с 10:00 до 17:30. Последний вход в 17:00. Базилика закрыта 1 и 6 января. По воскресеньям церковь закрыта для туристов, там проводятся службы. Но можно пройти на службу, если вам это необходимо. В летнее время с 1 марта по 31 октября по воскресеньям туристы могут посетить церковь с 13:30 до 17:30.

Алтарь в церкви Сан Лоренцо, © calandracas

Церковь Сан Лоренцо расположен в центре Флоренции, на одноимённой площади рядом с Центральным рынком и вокзалом Санта Мария Новелла. Дойти от них можно пешком. Дорога от рынка займёт 5 минут, от вокзала — 10.

Можно добраться на автобусе № C1 до остановки «San Lorenzo» или «Cappelle Medicee».

Можно с комфортом доехать на такси, воспользовавшись мобильными приложениями: KIWI, itTaxi, apptaxi.it, 4390.it

Фасад Базилики Сан Лоренцо на панораме Google Maps

История основания церкви Сан-Лоренцо во Флоренции уходит в глубокую древность и относится ко временам святого Амвросия Медиоланского (393 год). В XI веке она была реконструирована в романском духе, с сохранением ранневизантийских основ, а к началу XV века снова возникла идея ее перестроить, уже в новом, ренессансном стиле. Настоятель храма Маттео Дольфини сочинил проект по перестройке Сан-Лоренцо и даже успел получить разрешение на снос улиц, расположенных к востоку от храма. В 1421 году была проведена торжественная церемония в честь начала работ и закладки нового алтаря: процессия вышла из базилики, обогнула ее и направилась к кампаниле (колокольне).

Каждый участник держал в руках оливковую ветвь, а на месте будущего алтаря все сделали символический удар мотыгой. Но настоятель умер в том же году, и руководство дальнейшим ходом работ перешло к Джованни ди Аверардо Медичи (отцу Козимо Медичи), к которому присоединились и другие состоятельные прихожане. Надо заметить, что строительство храмов (наряду с приютами) к этому моменту перестало быть делом исключительно церковным и монашеским и стало делом городских властей и мирян.

В начале XV века храм Сан-Лоренцо представлял собой небольшую трехнефную базилику, без трансепта и купола. Первоначальный заказ на его перестройку передали архитектору Филиппо Брунеллески. Также в его обязанности входило возведение сакристии и примыкающей к ней капеллы Космы и Дамиана, которая должна была стать фамильной для династии Медичи.

Проект Брунеллески включал в себя значительное расширение пространства, планировку в виде латинского креста (то есть с поперечным трансептом), пристройку других фамильных капелл по сторонам от боковых нефов, внешний и внутренний рельефный декор и — самое важное — купольное завершение над средокрестием.

Сооружение купола, которое происходило одновременно с сооружением сомкнутого свода Санта-Марии дель Фьоре, составляло главный интерес архитектора. После того как была выполнена значительная часть работ, в 1429 году неожиданно умер Джованни ди Аверардо Медичи. Тогда же началась война Флоренции с Луккой, которая продлилась до 1433 года. Только после ее окончания строительство Сан-Лоренцо возобновляется, но уже под протекторатом Козимо Медичи, который избрал в качестве архитектора Микелоццо, преданного ему всей душой и даже сопровождавшего его во время ареста. Над скульптурным убранством уже готовой сакристии начинает работать Донателло (им выполнены медальоны в парусах).

Филиппо был крайне возмущен таким положением дел и чуть было не поссорился со своим давним другом Донателло, который, по его мнению, исказил изначальный замысел. Пристройки и перестройки на этом не закончились. В 1520 году папа Климент VII (в прошлом Джулио Медичи) поручил сооружение Новой сакристии, или капеллы Медичи, еще одному гениальному мастеру Возрождения — Микеланджело. В ней были погребены братья Медичи — Лоренцо и Джулиано (отец Климента VII), подвергшиеся нападению во время «заговора Пацци».

Микеланджело опирался на творческое решение Старой сакристии Брунеллески, развивая ее идеи. Гробницы Медичи украшены знаменитыми аллегорическими скульптурами Микеланджело «День», «Ночь», «Утро», «Вечер». В целом, история строительства Сан-Лоренцо сложна и запутанна, всего в ней насчитывается четыре строительных плана. Остановимся на той ее части, над которой работал Брунеллески.

Состоятельное семейство Медичи считало церковь Сан-Лоренцо своей и оказывало ей всяческую помощь на протяжении долгого времени. Это способствовало ее процветанию, но на одном из этапов перестройки вызвало крупные проблемы. Козимо, уже после смерти Джованни (в 1442 году), решил перенести семейную капеллу из боковой пристройки непосредственно в центр храма, что вызвало негодование прихожан. Решив, что богатые ктиторы заботятся лишь о своих семейных усыпальницах, верующие объявили новый сбор денег для дальнейшего строительства храма. Конфликт удалось решить в пользу большинства, и капелла осталась на своем месте.

Еще до возвышения Козимо Брунеллески принял решение о масштабной реконструкции не только базилики, но и окружающей среды. Задумка предполагала снос значительного числа домов, благодаря чему из готовившегося к возведению палаццо Медичи открывался бы панорамный вид на храм. Но в итоге эта грандиозная идея не была воплощена из-за смены покровителей среди самих Медичи и из-за протеста жителей. Перед Филиппо была поставлена задача — создать новый образ церкви, который отвечал бы гуманистическим идеям. Она должна была стать светлой (и снаружи тоже) и просторной.

Снос романского здания осуществлялся постепенно, по ходу возведения новых стен. Основным модулем плана, ясного и простого по пропорциям, является главный подкупольный квадрат (такие же размеры имеют рукава трансепта; длина нефов составляет четыре модуля; боковые нефы вдвое уже центрального). Это было одно из первых зданий во Флоренции (наряду с Воспитательным домом), где использовался классический ордер.

Внутри храма две колоннады с гладкими стволами фустов, увенчанные коринфскими капителями, разделяют пространство на три просторных нефа. Колоннады соединяются друг с другом и с канеллированными пилястрами по стенам посредством арочных перемычек и подпружных арок. В целом, подобные пропорции, равно как и ровный ритм колонн, арочные перемычки, плоский кессонированный потолок центрального нефа, полуциркульные арки между колоннами традиционны для раннехристианского зодчества, основы которого были оживлены в тосканском искусстве треченто. Но новшеством является перекрытие боковых нефов парусными сводами, которые ориентируются на размеры интерколумниев и выстраиваются в анфилады. Серым камнем выложены пилястры, уступчатые тяги, подчеркивающие конструкцию сводов, а также фриз из сочетания нескольких фасций. Он обхватывает весь внутренний периметр стен храма. Серый цвет подобных графических проработок архитектурных форм сочетается с белой оштукатуренной поверхностью стен и сводов.

В нижнем ярусе преобладает его более темный и тяжелый оттенок, в то время как верх остается невесомым, легким, белым, залитым светом. Строгий геометрический ритм вертикальных и горизонтальных членений смягчается круглыми окнами и арочными мотивами по всему пространству. Эти и другие детали повторяются в оформлении Старой сакристии, примыкающей к базилике с левой стороны, а также связывают всю архитектуру Сан-Лоренцо с оформлением лоджии Воспитательного дома Брунеллески. Квадратная в плане (12×13 метров) Старая сакристия была построена в 1421-1428 годах и считается первой самостоятельной центрической постройкой Ренессанса.

Это единственная часть храма Сан-Лоренцо, которую можно с точностью приписать Брунеллески. В сакристии отсутствуют колонны, то есть пространство является бесстолпным. Квадрат стен завершается системой парусов, широких и изящных; на них опирается купол (поднят на высоту 18 метров). Хотя при таких объемах постройки и квадратном плане было не так сложно соорудить сферический купол наподобие средневековых византийских, Филиппо предпочел возвести купол, поверхность которого делится радиальными ребрами на 12 частей (так называемый зонтичный купол). Ребра каждой из граней подчеркиваются рельефными тягами.

В центре расположен окулюс (как в римском Пантеоне), ему вторит целый пояс круглых окон у основания купола. Такое решение отсылает к куполу собора Санта-Мария дель Фьоре, но в основе своей является готическим произведением, с системой нервюр. Алтарная ниша, примыкающая к сакристии с восточной стороны, также увенчивается куполом на парусах, внутри которых расположены изображения ракушек (мотив «конхи», популярный в период Раннего Ренессанса, но восходит к римскому наследию). эВ центре сакристии, под куполом, помещается довольно скромная гробница Джованни Медичи и его жены Пиккарды. Над ее проектом работал приемный сын Брунеллески Андреа ди Лаццаро Кавальканти по прозвищу Буджано. Саркофаг, украшенный рельефами в подражание античным прототипам, сверху закрыт мраморной плитой, опирающейся на четыре столбика и две бронзовые колонки.

Внешнее оформление церкви Сан-Лоренцо созвучно оформлению Старой сакристии. Поверхность стен делится на три горизонтальных яруса, каждый из которых имеет свой тип декора. Нижний украшен плоскими арками между лопатками; в среднем расположены круглые окна между короткими лопатками, в верхнем — прямоугольные окна с арочными завершениями и купола. По мнению исследователей, такая иерархия декоративных мотивов отражает идею Воскресения и символизирует восхождение души от земного мира к небесам. Декор фасада храма, к сожалению, так и не был завершен.

Официально перестройка храма Сан-Лоренцо завершилась в 1459 году, в честь чего был устроен торжественный праздник. В нем участвовали посетивший Флоренцию по этому случаю папа Пий II и представители знати соседних республик. Был даже сочинен панегирик, восхваляющий церковь Сан-Лоренцо: «…понастоящему прекрасную, величественную, огромную, великолепную и редкостную… она воздвигнута по желанию Козимо». Имена ни одного из архитекторов, сменявших друг друга на этом посту, в речи упомянуты не были, равно как и имена других вкладчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *