Санта кроче

Базилика Санта Кроче стоит в одном ряду с самыми популярными туристическими достопримечательностями Флоренции, находится в самом центре города и является крупнейшей в мире францисканской церковью. Название базилики с итальянского языка переводится как «церковь Святого Креста», и это неслучайно, ведь фасад постройки по форме напоминает крест. Еще церковь называют «Флорентийским Пантеоном», так как в ней находятся гробницы величайших людей, которые были родом из Флоренции: Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини. Помимо них здесь захоронены еще около трехсот жителей города: представители богатых и почтенных семей, политические и общественные деятели. Не смотря на то, что Базилика Санта Кроче находится чуть в стороне от знаменитых Галереи Уффици и Палаццо Веккьо, побывать во Флоренции и не посетить ее просто нельзя!

Фасад базилики, © Андрей Панин

История

По легенде, первый камень церкви заложил сам святой Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев. Однако, это всего лишь легенда. На деле же Франциск Ассизский умер в 1226 году, в то время как строительство базилики Санта Кроче началось в 1294 году на месте небольшой церквушки в его честь. Считается, что архитектором выступил Арнольфо ди Камбио. Финансировались работы богатыми флорентийскими семьями. Именно их фамилии и носят 16 капелл, что находятся в церкви. Пришлось изрядно потратиться, чтобы остаться в веках.

В 1442 году церковь Санта Кроче была освящена папой римским Евгением IV.

Фасад базилики и статуя Данте, © Riccardo Deservi

За свою восьми вековую историю базилика множество раз меняла внутренний облик и достраивалась, но не было ни разу, чтобы ее перестраивали полностью. Свой фасад она сохранила благодаря реставрационным работам. Самым большим бедствием для Санта Кроче стало наводнение 1966 года, в результате которого серьезно пострадали многие шедевры внутреннего убранства церкви. Монастырь при Санта Кроче перестал функционировать к концу XVIII века, а через столетие власти Италии задумались о создании здесь музея, так оно и случилось. В наши дни церковь со всей прилегающей территорией представляет собой музейный комплекс, на осмотр которого опытные туристы советуют отвести минимум пол дня.

Архитектурные особенности

Церковь Санта Кроче построена в готическом стиле. Над розой на главном фасаде очень неожиданно для христианской церкви изображена звезда Давида, не сомневайтесь, это именно она. Облицовка фасада выполнена мрамором, мода на это пришла во второй половине XIX века. В то время для работ нанимали разных мастеров и фасад Санта Кроче достался архитектору-еврею по имени Матас, он то и протащил звезду в качестве элемента декора. Выглядит фасад довольно лаконично, не перегружено. Вы не встретите здесь обилия скульптур, витражей или фресок, лишь изображения на тему животворящего креста над тремя арочными пролетами.

Фасад базилики, © Светлана

Если обогнуть церковь слева, то вы сразу наткнетесь на фигуру Данте. Умер и похоронен Данте в Равенне, а гробница в Санта Кроче — это кенотаф, то есть памятник без погребённого.

Статуя Данте, © Игорь Герман

Санта Кроче состоит из трех нефов, разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены готические полуарки, соседствующие с деревянными расписными перекрытиями. Главный неф имеет длину 115 метров. Сама церковь построена в форме Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра.

Внутреннее убранство, © Frederik Verbeke

За внутреннее оформление Санта Кроче отвечал знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. По его замыслу центральный неф церкви располагается таким образом, чтобы благодаря большому количеству витражных окон, освещаться со всех сторон солнцем. Стоит отметить, что самым старинным витражам (окна главного алтаря) уже больше семи столетий. Главный алтарь церкви был расписан фресками Аньоло Гадди на тему обретения Креста Господня приблизительно в конце XIV века. Его же руке принадлежат витражи на окнах алтаря. Судя по всему, Санта Кроче с самого начала была пантеоном — некоторые старинные надгробия расположены прямо на полу, а имена на них уже не читаются.

Однако знаменитые люди захоронены как правило в стенах церкви. С некоторыми надгробиями связаны интересные истории. Так например роскошный памятник Галилео Галилея появился лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально папа римский запретил какие-либо почести на могиле еретика. А скульптура на могиле поэта Никколини поразительно напоминает Статую Свободы. При этом выполнена она была на 8 лет раньше нью-йорской, так что есть основания полагать, что именно эта скульптура стала прототипом знаменитой на весь мир статуи.

Гробницы, расположенные в полу базилики, © George Koshy

Капеллы Санта Кроче

Каждая капелла (часовня), представляет собой отдельную пристройку, между которыми вы можете свободно перемещаться, рассматривая произведения искусства и архитектуры мастеров того времени. Всего в Санта Кроче 16 капелл. Расположены они в трансептах и носят фамилии знатных итальянских семей, которые вложили свои средства в строительство базилики. Рассмотрим самые интересные из них:

  • Самая большая и богатая — капелла Пацци, построена по проекту Филиппо Брунелески. Занимательно, что все остальные здания, связанные с этой семьей, были разграблены до последнего камешка, а вот капеллу оставили, потому что красивая.

Капелла Пацци, © Frederik Verbeke

  • Капелла Барончелли богато украшена витражами и фресками Таддео Гадди. С потрясающе красивым алтарем, статуями архангела Гавриила и Марии, а также изображение Мадонны с младенцем.
  • В капелле Медичи можно полюбоваться терракотовым барельефом с изображением Мадонны и произведениями художников эпохи Возрождения.
  • Капелла Ринуччини, в которой перед вашими глазами откроется полотно с изображениями Марии Магдалины и Богоматери — одна из лучших работ Джованни да Милано.
  • Капелла Барди, в которой находится распятие работы Донателло, выполненное из дерева — результат соревнования в мастерстве с Брунеллески. Также здесь на нескольких фресках изображены важные события из жизни Франциска Ассизского — работа Джотто.
  • Капелла Кастеллани и капелла Маджоре известны своими фресками, которые были выполнены сыном художника Таддео Гадди — Аньоло Гадди.

Как добраться

Церковь Санта Кроче находится на одноименной площади, почти в самом центре Флоренции. Удобней всего добираться до нее пешком. Но также можно доехать на общественном транспорте. На автобусе С3 до остановки Magliabechi, она находится непосредственно у церкви. Чуть дальше, примерно в паре минут ходьбы от площади, находится остановка Verdi, до нее ходит автобус С1. И еще примерно в пяти минутах ходьбы по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi расположена остановка Agnolo. До нее ходит самое большое количество автобусов: № 14, 23 и C2. Карта с маршрутами общественного транспорта Флоренции.

Если вы предпочитаете передвигаться на автомобиле, то можно воспользоваться службой поиска такси по городу — Taxi Florence. Имейте в виду, что на улице ловить машину не принято, лучше позаботиться об этом заранее. Парковки рядом с Санта Кроче нет.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции – самый большой в мире францисканский храм.

Базилика была построена в 1294-1385 годах, она состоит из 16 капелл, каждая из которых имеет индивидуальное оформление. В украшении храма принимали участие многие знаменитые деятели искусства средневековья: Джотто, Бруннелески, Донателло.

Базилика дель Сана-Кроче является пантеоном лучших людей Флоренции.

История строительства

Санта Кроче – храм и некрополь, возникший в конце XIII века. Строительство грандиозного собора было начато около 1294 года. Архитектором строительства, вероятно, был Арнольфо ди Камбио.

Построена церковь была на средства флорентийской республики. Фундаментом послужила небольшая церквушка, которую францисканцы построили сразу после своего прибытия в город в 1252 году. Остатки древнего здания были обнаружены в 1966 году после оседания пола собора в результате наводнения.

К 1302 году, когда Арнольфо умер, в церкви были завершены часть хора и трансепт с капеллами.

Строительство в целом было закончено в 1385 году, а освящена базилика святого Креста была только в 1443 году по случаю присутствия в городе папы Евгения IV.

Собор постоянно обогащался и изменялся в последующие столетия, постепенно превратившись из францисканской церкви в религиозный оплот многих знатных семей и гильдий.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

  • фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста
  • неф и напольное покрытие XII века
  • 8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века
  • истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Церковь сегодня

В капеллах Барди и Перуцци церкви Санта Кроче сохранились уникальные фрески Джотто, впервые сумевшего показать на плоской стене глубину пространства и композицию. Именно поэтому сейчас Базилика Санта Кроче является одним из самых посещаемых мест во Флоренции.

Видео

Окунитесь в духовное таинство навеянное историей с нашим видео обзором!

Отзывы

Сама по себе довольно интересна. Кроме того посмотреть на место упокоения всемирного интригана Маккиавелли, само по себе интересно. Не говоря уже об иных селебрити

Сергей

Потрясающее место, каждый сантиметр внутри это и история в камне, и призведение искусства. Здесь гробницы Галилео Галилея, Микеланджело Буонаротти, Джоаккино Россини и многих других. Столько легендарных людей похороненых в одном месте вряд ли есть где то еще на планете. Можно найти и саркофаг с именем Данте Алигьери, но он пуст, а на противоположной стене есть имя Леонардо да Винчи, но оба похоронены в других местах. Не пройдите мимо распятие Чимабуэ

Николай

Рекомендую включить в программу посещения. Внешне – довольно невзрачно, однако внутри красиво, даже богаче, чем в Дуомо

Антон

Монументальный комплекс Санта-Кроче находится в одном из самых живописных районов Флоренции, в историческом центре города. Вход в базилику находится с левой стороны от фасада. Туда легко добраться пешком или на общественном транспорте:

  • Пешей 20-тиминутной прогулкой от ЖД вокзала
  • На городских автобусных маршрутах с1, с2, с3, 23.

Полезная информация

Адрес: Италия, Флоренция, Piazza Santa Croce 16
Часы работы: Будние дни и в субботу с 9:30 до 17:30. По воскресеньям, а также 6 января, 15 августа, 1 ноября и 8 декабря храм открыт с 14:00 до 17:30

Стоимость билета

  • Цена билета для взрослого 8 евро
  • Льготная цена в 4 € действует для: детей от 11 до 17 лет, групп школьников, для групп взрослых численностью не менее 15 человек
  • Вход свободный для: детей младше 11 лет

Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Рим.
Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesa di Santa Croce in Geusalemme) — одна из семи паломнических церквей Рима.
Хранит обнаруженные в 1492 г. замурованными в стену остатки Животворящего Креста.
Церковь была расположена на территории античного дворцового комплекса — Сессория.
Во дворце жила Елена, мать Константина. Из своей поездки по Земле Обетованной она привезла ценные реликвии, в том числе части Святого Креста.
После смерти Елены Константин перестроил большой зал дворца под церковь, сохранившую пропорции первоначального помещения.
Подземная капелла Св.Елены по сей день хранит память о ней. Часовня в левом боковом нефе сейчас служит местом хранения трех обломков Креста Христова, найденного в Иерусалиме: гвоздя, двух шипов из тернового венка, а также остатки доски с надписью I.N.R.I., прибитой к кресту.
Свой нынешний барочный облик храм приобрёл в XVII—XVIII веках, окончательно при Бенедикте XIV, который проложил улицы от базилики в Латеран и к Санта Мария Маджоре.
В интерьере базилики интересны фрески Мелоццо да Форли. Рубенс написал для Санта-Кроче три алтарные картины, которые ныне находятся в Грассе.
Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
Пройдем по улице Элениана (via Eleniana) до Больших ворот (Porta Maggiore)
Порта Маджоре. Рим. Италия.
Эти ворота — двойная арка водопроводов, построенных в 52 году императором Клавдием, в 70-х и 80-х гг. водопроводы восстанавливались Веспасианом и Титом. Можно прочитать три надписи:
«Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, сын Друза, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна в 12-й раз, консул в 5-й раз, император в 27-й раз, отец отечества, озаботился на свои средства провести в город Клавдиев водопровод из источников, которые назывались Церулеев и Курциев, от 45-го милевого столба, а также провел Новый Аниенский водопровод от 62-го милевого столба.
Император Цезарь Веспасиан Август, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна во 2-й раз, император в 6-й раз, консул в 3-й раз, предназначенный в консулы в 4-й раз, отец отечества, Курциев и Церулеев водопроводы, проведенные божественным Клавдием и впоследствии прервавшиеся и обрушившиеся, восстановил для города в течение девяти лет на свои средства.
Император Тит Цезарь Веспасиан Август, сын божественного, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна в 10-й раз, император в 17-й раз, отец отечества, цензор, консул в 8-й раз, водопроводы Курциев и Церулеев, проведенные божественным Клавдием и впоследствии восстановленные для города божественным Веспасианом, его отцом, позаботился на свои средства восстановить в новом виде, так как они от долгого времени рухнули до основания, начиная от самих источников вод»
Рядом с ворота находятся остатки гробницы булочника Вергилия Эврисака (Sepolcro di Eurisace), это гробница позднереспубликанского периода (40-30 гг. до н.э.).
Гробница. Эврисака. Рим. Италия.
Согласно надписи, Эврисака был булочников,который снабжал государственные структуры. В одном из углов огромного сооружения изображен рельеф жены хозяина Атистии и процессом выпечки хлеба.

Гробница. Эврисака. Рим. Италия.
Храм Минервы (Tempio di Minerva Medica) находится на улице Джолитте (via Giolitte) рядом с железнодорожными путями.
Храм Минервы. Рим. Италия.
До наших дней сохранилась часть зала под куполом, имеющая в основание двенадцатиугольник с полукруглыми нишами по сторонам.
Десять больших окон, которые еще в античные времена были вынуждены сделать с внешними колонами, чтобы сохранить структуру.
С северной стороны зала находился вход, предшествующий атриуму, в то время, как другие помещения полукруглой формы (они плохо сохранились) соседствуют с внешнем залом, который опирается на высокие перегородки.
Во время раскопок были обнаружены многочисленные скульптуры, среди которых две статуи магистрата (хранятся в Капитолийском музеи) и статуя Минервы, давшая имя храму.

Почти в каждом крупном туристическом городе есть свой архитектурный символ: Эйфелева башня в Париже, Биг Бен в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колизей в Риме, Базилика Санта-Кроче во Флоренции… Базилика Санта-Кроче (иными словами – базилика Святого Креста) – одно из самых красивых и известных зданий Флоренции. Это первая и наиболее масштабная в мире францисканская церковь, кроме того, она известна фресками легендарного итальянского живописца Джотто и усыпальницами знаковых фигур итальянского искусства и науки: здесь захоронены Леонардо Бруни, Галилео Галилией, Николо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, а также находится несколько памятных досок и кенотафов.

Первый камень будущей базилики был заложен еще в конце 13 века, а потому история основания и строительства церкви дошла до наших дней в полумистических тонах, но это лишь придает ей очарования и таинственности.

Есть красивая легенда, что первый камень базилики Санта-Кроче заложил сам Франциск Ассизский – канонизированный католический итальянский святой, который основал тот самый знаменитый на весь мир Орден францисканцев, или – Нищенствующий Орден. К сожалению, эта легенда разбивается о реальное положение вещей: Франциск никак не мог заложить первый камень церкви, ведь он умер в 1226 году, а базилику начали строить только в 1294. Тем не менее, возможно, Франциск закладывал первый камень маленькой церквушки, что стояла на месте базилики ранее, еще в начале 13 века. Но и это лишь предположение, так как никаких подтверждающих данный факт документов не сохранилось.

Зато доподлинно известно: строилась церковь силами последователей Франциска, монахами-францисканцами. К тому моменту их Орден уже довольно сильно разросся, и монахи не помещались в маленькой церквушке. Честь стать архитектором нового храма выпала Арнольфо ди Камбио – впоследствии это стало его величайшей и важнейшей архитектурной работой.

Средств на возведение храма потратили много: во-первых, в этот момент из Флоренции были выгнаны гибеллины – представители своеобразной политической оппозиции тех времен, а их состояния остались в черте города, и власть разумно распределила эти богатства, в том числе отрядила какую-то часть денег на строительство новых храмов и церквей. Кроме того, немалые суммы жертвовали и сами жители Флоренции: как представители среднего класса – ремесленники, купцы, торговцы, зажиточные крестьяне, – так и вся знать и аристократия. Последние отдавали францисканцам огромные суммы взамен на право иметь в строящемся храме именные, фамильные капеллы: Барди, Перуцци, Кастеллани, Барончелли, Медичи – все эти знатные семьи крупно вложились, чтобы остаться увековеченными в стенах храма.

Место для строительства базилики – район Санта-Кроче, – был выбран неслучайно: в те времена здесь жили бедняки – идеальная паства для Нищенствующего Ордена. Позднее здесь стали селиться ремесленники и строители, участвовавшие в возведении церкви. Историки утверждают, что позднее францисканцы вели настоящую войну за прихожан с доминиканцами и одержали победу. Причиной тому многочисленные фрески, украшающие своды базилики Санта-Кроче. Для неграмотных бедняков рисунки на потолках и стенах были как святое Писание: наглядная история основных религиозных событий в картинках, поэтому они и выбрали собор францисканцев.

Росписью внутренностей базилики занимались Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко и другие знаменитые итальянские художники. Само строительство длилось долго, почти целый век, предположительно до 1385 года. Освящение же базилики Санта-Кроче произошло и вовсе только в 1443 году.

У храма есть своя черная страница истории: в 1966 году во Флоренции произошло сильное наводнение, в отдельных районах города вода поднялась на пять метров выше привычного уровня, затопив дома, общественные постройки и храмы. Базилике Санта-Кроче тоже пришлось нелегко: отдельные шедевры художественного творчества были безнадежно испорчены. К счастью, большую часть все же удалось восстановить, но что-то так и погибло в воде.

Также следует отметить, что изначально при храме был и свой монастырь, но в конце 18 века он почти изжил себя, а в конце 19 века городские власти и вовсе задумали обустроить там музей. Сейчас музейный комплекс настолько разросся, что внимательному туристу понадобится практически целый день, чтобы тщательно его осмотреть. За последние два столетия базилика Санта-Кроче стала настоящим центром туристического паломничества и даже несколько раз появилась в массовой культуре, например, в культовой компьютерной игре Assassin’s Creed II.

Архитектура

Первоначальный архитектурный стиль постройки – готический, но отдельные части храма перестраивались или достраивались на протяжении нескольких веков, так что сегодняшний облик базилики хранит в себе мастерство архитекторов и художников сразу нескольких исторических и культурных эпох.

Построенный в 13-14 веках, храм до сих пор является самой большой и внушительной францисканской постройкой. Все его составные части – белоснежный фасад и облагороженные фресками внутренние своды, южный и северный нефы, шестнадцать именных капелл, главный алтарь, гробницы, кенотафы, мемориальные доски, – хранят в себе гордость и величие былых дней. Невозможно не восхититься красотой и богатством базилики Санта-Кроче.

Входной билет по времени для Давида Микеланджело – 16 €
Входной билет в Галерею Уффици – 20 €
Галерея Уффици: приоритетный вход – 40 €
Кафедральный собор Флоренции: билет с посещением купола – 29 €
Входной билет и аудиогид в Палаццо Веккьо – 19 €
Тур Hop-on Hop-off. Билет на 24, 48 или 72 часа – от 23 €
Музей Леонардо да Винчи: входной билет – 7 €
Тур в Дуомо с гидом и подъемом на вершину купола – 40 €
Входной билет в базилику Сан-Лоренцо – 8,50 €
Полет на воздушном шаре над Тосканой: Флоренция – 250 €

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Северный неф

Что расположено в Северной части храма:

  • саркофаги Карло Марсуппини (гуманист), Ветторио Фоссомброни (политик и экономист), Ветторио и Лоренцо Гиберти (скульпторы), Галилио Галилея;
  • фреска «Вознесение Марии» итальянского живописца Аньоло Гадди;
  • несколько картин: «Ужин в Эммаусе», «Воскресение Христа», «Оплакивание Христа», «Вознесение Христа», «Снятие с креста» и некоторые другие.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Гробницы великих людей Италии

Всего в базилике Санта-Кроче более трех сотен захоронений. Все упокоенные здесь люди – известные флорентийские и итальянские политики, общественные деятели, философы, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, писатели, поэты и ученые.

Самые известные из них:

  • Микеланджело Буонаротти, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса; родился в 1475 году неподалеку от Флоренции, в солнечной Тоскане, и прожил почти 90 лет, оставив после себя грандиозное художественное наследие
  • Николо Макиавелли, философ, мыслитель, писатель, дипломат; родился и умер во Флоренции; с юных лет был увлечен трудами таких величайших умов, как Тит Ливий, Флавий, Цицерон, Плутарх, Аристотель, в 1532 году опубликовал и собственный знаменитый политико-правовой трактат «Государь»
  • Галилео Галилей, математик, физик, астроном; он был первым ученым, который стал наблюдать движение небесных тел с помощью телескопа, а также стал основателем классической механики; в последние годы жизни у него был серьезный конфликт с католической церковью, что, впрочем, не помешало францисканцам похоронить его в стенах католического храма

Особняком стоит имя Данте Алигьери – знаменитого уроженца Флоренции и автора «Божественной комедии». В свое время писатель был с позором изгнан из родного города и долго скитался: Верона, Болонья, Париж, Венеция, Равенна. В Равенне он, в конце концов, обосновался, прожил последние годы своей жизни и скончался от малярии.

Только после смерти писателя Флоренция поняла, какого гения потеряла. Флорентийские власти пытались потребовать у Равенны выдачи праха Алигьери, но Равенна отказалась. Спор за то, кто имеет больше прав на останки поэта, идет до сих пор, а в базилике Санта-Кроче стоит пустой саркофаг, приготовленный для Алигьери, если его прах вдруг однажды все же вернется на родину.

Время работы и цены на билеты

Режим работы базилики Санта-Кроче:

  • пн-сб 9.30.-17.30
  • вс 14.00.-17.30
  • 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 декабря 14.00.-17.30

Цены на билеты:

  • взрослый билет – 8 евро
  • детский билет (11-17 лет) – 6 евро
  • дети до 11 лет – бесплатно

Кроме того, в базилике можно взять напрокат аудиогид (аудиоэкскурсия предоставляется на нескольких языках). Это обойдется любознательному туристу еще в 1,5 евро.

Где находится и как добраться

Piazza Santa Croce, 16 – как добраться по этому адресу, расскажет вам любой флорентиец: для иностранных гостей базилика Санта-Кроче – одно из главных мест туристического и религиозного паломничества. Сюда ходит общественный транспорт (например, автобусные маршруты C1, C2, C3, 23) и с удовольствием ездят таксисты, кроме того, добраться до базилики можно и пешком: всего 20 минут от железнодорожного вокзала Флоренции. Пропустить достопримечательность практически невозможно: мало того, что она находится в историческом и культурном центре города на огромной одноименной площади, так еще и привлекает внимание своими внушительными размерами.

Кроме того, на площади перед базиликой Санта-Кроче нередко проводятся различные мероприятия, мимо которых тоже невозможно пройти: театральные и музыкальные фестивали, концерты, матчи знаменитого средневекового флорентийского футбола, больше похожие на зрелищное костюмированное шоу, чем на спортивную игру.

Посетить базилику Санта-Кроче во Флоренции стоит каждому туристу, потому что она – безусловная квинтессенция многовекового исторического и культурного пласта Италии, да и просто невероятно красивое, богатое, величественное, умиротворяющее место.

Базилика Санта-Кроче на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *