Шамординский монастырь

В Шамордино один из самых красивых монастырей Калужской области. В отличие от Оптиной пустыни, он мене известен, зато тут пахнет стариной, природы больше, архитектура краше, а добираться также — автобусом до Козельска — не доезжая несколько километров до него, выйти на повороте к Шамордино и пройти пешком километр.

На полпути к монастырю — полевая кухня.

Шамординский монастырь. Официально Казанская Амвросиевская женская пустынь

Стоит остановится и сделать фото. Место интересное — монастырь стоит на обрыве у реки Серены, которая делает петлю в обширной пойме

Экскурсия. Обычно за день показывают Оптину пустынь, Козельск и Шамордино.

Стены монастыря радуют бесплатной парковкой.

0Стенд на территории пугает запретом на фотосъемку в частности… Но на сайте монастыря все не так печально и вполне в рамках закона — там написано таки что можно. Да и с юбками к женщинам никто не пристает. Атмосфера более дружелюбная, чем в Оптиной пустыни.

Главный храм очень красив, замораживает своим обнаженным кирпичным телом без привычных слоев штукатурки.

Такой кирпич не делают давно…
Мостик
Шамординский монастырь
За рощей видны жилые корпуса… До революции при монастыре также была и больница.
Разумеется, коммунисты монастырь разогнали. Википедия пишет, что «в 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана». Такая обобщенная цитата с сайта монастыря, если туда пройти, на сайт, то увидим другое: «Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.» То ест истина где-то посередине — массовых расстрелов не было, но и от коммунистов пострадали изрядно, как и все в то время.
Водонапорная башня. Через полчаса мы открыли тайну и нашли место, откуда там она появлялась.
Столовка
На закате все вдвойне краше
Шамординский монастырь
Православный кот
Кот давно понял бренность мирского и никуда не убегал. Вот так религия порабощает всякую волю.
Только в женском монастыре кота могут назвать Кисой. Чтоб не палиться — мужик все таки. Возможно что и кастрированный. Но скорее нет — его просто изгоняют в добрые руки, чтоб не соблазнял сестер весенними песнями. А есть кого!
Русь
Сказка
Ангел
Океюшки…
Закат.
Смотровая площадка и лестница к источникам
Источник чистой силы
И нечистой
Ухрябы
Река Серена
Серена — одна из самых красивых рек Калужской области.
Ледопад из воды еще одного источника
Наноцерковь очень понравилась всем. Напомнило Николо-Ленивец
Ой, кажется это заброшенная ракетная шахта. Их тут полно по козельским лесам.
Все таки водокачка. Или командный пункт под видом водокачки.
Золотой петушок
Монахини в основном пожилые, но и молодые тоже есть. Супруга в столовой побеседовала с 22-летней девушкой, решившей принести себя в жертву богу.
Монахини
Схема Шамординского монастыря
Шамордино, Козельский район, Калужская область.

Шамординский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Шамординский монастырь, Казанский собор

Не заметить монастырь нельзя — его главный храм расположен поблизости от деревни Шамордино, на вершине поросшей лесом горы. Высокий 15-главый собор, декорированный в русском стиле, издали кажется не то ожившей картиной Васнецова, не то шлемом витязя из древней былины. Уже у подножия вы почувствуете, что оказались в особенном месте. Доверьтесь своим чувствам — это действительно так.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков — вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь — Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин — тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни — Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение — просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор… но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих — мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь — она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора — в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады — все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Монастырь сегодня

Казанская Амвросиевская женская пустынь в наши дни имеет статус ставропигиальной. Это означает, что обитель подчиняется не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху — таких монастырей за пределами московской области всего 5, и пустынь достойна высокого звания: помимо главного собора, в обители есть храмы в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Троицкий храм. Нельзя забыть и купальню у «Живоносного источника», к которому ведет лестница из 200 с лишним ступенек, богадельню постройки 1902 г., больницу, старую водонапорную башню, больше похожую на средневековый донжон, а также трапезную, в которой гости могут отведать блюда настоящей монастырской кухни. Добавьте красоту среднерусской природы, великолепный вид на реку Серену со специально оборудованной смотровой площадки, тишину, спокойствие, кристально чистый воздух… и вы поймете — даже самому закоренелому атеисту стоит здесь побывать.

Практическая информация

Территория монастыря открыта для посещения круглый год ежедневно с 8:00 до 20:00. Визит бесплатный.

Точный адрес: Калужская область, Козельский район, Шамордино. Если вы на машине, то до деревни по навигатору, а дальше на глаз — курс на купола Казанского собора (расстояние от Москвы порядка 280 км).

Как добраться общественным транспортом: от метро «Теплый стан» автобусами на Козельск, Хвастовичи или Сосенский. Выйти нужно в поселке Каменки, не доезжая до Козельска. Далее либо местным транспортом, либо (для сильных телом и духом) около 10 км пешком по указателям на Шамордино.

Телефон для справок: (08442) 2-16-49.

  • Фото: Ольга Смыкова

Чем привлекает туристов женский монастырь в Шамордине.

Есть на карте паломников, отправляющихся по святым местам земли Калужской, особый маршрут, в котором неразрывно связаны три обители — Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордине и мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в Клыкове. Именно эти обители посетили и мы нынешним летом, устраивая экскурсию для гостей из Белоруссии. Оптина пустынь белорусов поразила. Но не менее яркое, а в чем-то, может быть, и более сильное впечатление у них оставили о себе два других монастыря.

Гости со всех волостей

Подъезжая к монастырю в Шамордине, нельзя было не обратить внимания на местоположение обители. Раскинулась она в долине реки Серёны. Помимо нас на смотровой площадке стояли десятки туристов, высыпавших из автобусов, прибывших из различных регионов России, а также, судя по автономерам, из Польши и Литвы.

– Мы давно хотели посетить эти монастыри. Ведь помимо того что у них богатая история, это еще и уникальная архитектура, культура. Где как не здесь получаешь возможность прикоснуться к своим корням. К сожалению, в Беларуси, в нашем родном Гомеле, храмов не так много, все уничтожено если не репрессиями, то войной. Поэтому для нас посещение ансамбля монастырей Оптиной пустыни — своеобразное путешествие во времени, – поделились наши гости Виктор и Раиса Болотниковы.

Получив благословение присоединиться к экскурсии группы из Волгограда, нам удалось узнать историю создания и возрождения обители.

Приют для вдов и сирот

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордина, в одном из красивейших уголков России, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана она в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой) и на ее средства. Еще при жизни помогая престарелым вдовам и девицам-сиротам, желающим посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Статус монастыря община приобрела позднее. Первая настоятельница общины София (урожденная Софья Михайловна Астафьева) была пострижена Амвросием Оптинским. Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители, и 25 сентября 1884 года игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1(14) октября 1884 г., этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей общины.

В первое время положение дел в обители было непростым. Монастырь представлял собой деревянный дом с домашней церковью и несколькими деревянными хижинами для жилья сестрам. У обители не было ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а между тем население общины с каждым днем все увеличивалось. Обрести душевный покой и приют здесь надеялись и здоровые девушки с нелегкой судьбой, но способные к работе, а также больные и немощные.

Расцвет обители

И тем не менее в таких непростых условиях настоятельница приняла решение о строительстве каменного собора, названного в честь Казанской иконы Божией Матери. Она не только тратила на строительство свои личные средства, но и завещала монастырю все свое состояние.

8 июля 1901 года община официально была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.

К началу 1918 года обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки начиная от величественного Казанского собора, который вмещает почти 5 000 человек, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», больницы до различных мастерских и водокачки.

После смерти первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца Амвросия — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904 года.

В те годы насельницей Шамординского монастыря была сестра отлученного от церкви великого русского писателя, графа Льва Толстого Мария, где она позже и скончалась, успев за три дня до смерти принять монашество.

Разорение и возрождение

Во время гонений на церковь Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году он был закрыт и разорен. После закрытия обители все земли и угодья стали собственностью колхоза, а в бывших монастырских строениях расположились различные советские учреждения: дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа.

После закрытия обители монахини вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. В годы репрессий многие из них были отправлены в тюрьмы, лагеря и ссылки.

В послевоенные годы в Казанском соборе разместился сельхозтехникум. Там, где раньше возносились молитвы, теперь стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия помещался комбайн. Деревянный дом-келью старца Амвросия разобрали и вывезли в деревню Шамордино, а внутри построенного некогда над ним каменного футляра устроили гараж и магазин.

Монашеская жизнь возобновилась в Шамординском монастыре в марте 1990 года. В том же году 27 мая был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители. Сейчас здесь проживает около 130 насельниц. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находится три святых источника. И сегодня женская обитель в Шамодине снова одно из самых красивых и благостных мест, которое притягивает к себе паломников со всего православного мира. Помимо уникальной архитектуры и непростой истории храмов здесь еще и удивительной красоты природа.

– В этих местах словно энергией наполняешься, – говорили люди, покидая Шамордино. – И сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Ольга Смыкова.

С использованием материалов сайта Shamordino-m.ru.

Уже несколько лет Казанская Амвросиевская пустынь – известная больше как Шамординский монастырь – согласно административно-территориальному делению относится к селу Шамординский.

Название отчасти условное и появилось недавно. Сестры монастыря выступили за возвращение местности исторического названия. Местные жители и депутаты Законодательного Собрания области инициативу поддержали. В результате, весной будущего года на карте Козельского района должно появиться село «Старое Шамордино» – взамен нынешнему «Шамординскому».

В 90-х годах получилось название «село Шамординский». И в настоящее время мы под таким названием — село Шамординский. Но все знают монастырь как Шамордино, никто не называет полностью Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская Пустынь. И каждому объяснять, почему вдруг «Шамординский» — как-то не по-русски и звучит неблагозвучно,

— считает насельница монастыря монахиня Власия.

В 90-х годах началось возрождение монастыря. А вместе с ним появилась идея вернуть историческое название этих земель. Насельницы монастыря обратились в Законодательное Собрание области с предложением переименовать село «Шамординский» в село «Старое Шамордино».

К самой деревне Шамордино монастырь никогда не относился и всегда стоял особняком. А впоследствии, когда его признали памятником архитектуры, всех местных жителей переселили из охранной зоны.

Те, кто с советских времен жил на монастырских землях, — давно переехали в соседнюю деревню Каменка, претензий не имеют. А инициативу Шамординских сестер переименовать историческую территорию полностью поддерживают.

Комиссия опросила население, убедилась в добровольности решения граждан. Теперь вопрос выносится на рассмотрение ЗакСобранием, потом документ направляется в Правительство РФ. Существует установленная законом процедура,

— пояснил депутат Законодательного Собрания Калужской области Владимир Ливенцев.

На центральной улице деревни Каменка для бывших жителей монастырских земель построен современный поселок из 13 жилых домов со всеми коммуникациями.

Здесь центральное газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение. При переселении нам предоставили придомовые участки по 10 соток, таким образом, образуется еще одна улица — люди берут себе еще участки для постройки домов. Тихое, красивое место,

— отметила глава сельского поселения «Деревня Каменка» Юлия Антонова.

В Шамординский монастырь жители Каменки теперь приходят в гости. И вместе с монахинями ждут превращения села «Шамординский» в село «Старое Шамордино».

Елена Ефанова.

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *