Собор в петропавловской крепости

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Шпиль Петропавловской церкви, Санкт-Петербург

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора — легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей. Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости. Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

История храма

Собор стоит на месте деревянной церкви на Заячьем острове, сооруженной по распоряжению Петра I в 1703 г. вместе с основанием будущей столицы. Каменные стены вокруг нее начали строить по проекту Доменико Трезини через 10 лет, не разрушая прежнего здания. В фундамент заложили частицу мощей святого Андрея Первозванного.

Для курантов башенных часов в Голландии купили редкостный карильон. После установки шпиля высотой 40 м в 1723 г. собор почти 300 лет оставался самым высоким зданием города. После 1917 г. большую часть ценностей вывезли в Москву, где и благополучно затеряли. Исторические артефакты осели в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 г. собор тоже стал музеем, благодаря чему сбереглись его художественные ценности.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие — флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему — император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора — служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников — врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная пл., 1. Веб-сайт.

Как добраться: до ст. метро «Горьковская», затем пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу — с 10:00 до 17:45, в воскресенье — с 11:00 до 17:45.

Цена билета для взрослых — 450 RUB, для учащихся — 250 RUB, для пенсионеров — 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

«Во имя Иисуса Христа на этом месте будет церковь во имя апостолов Петра и Павла», — так, согласно городской легенде, сказал император новой столицы, лично выбрав само это место.
Накануне падения династии Романовых императорский Петербург насчитывал на своей городской территории около 600 храмов, принадлежащих самым различным конфессиям. К рубежу миллениума (2000гг.) в Северной столице их было лишь 300.

К истории Петропавловской церкви

Собор Петра и Павла – это один из самых первых храмов города на Неве. Практически его «ровесник», если датой заложения С.-Петербурга является 27 мая 1703 года, то датой «рождения» Петропавловского собора становится 12 июля того же года. Этот собор с того самого времени -это не просто городской символ, но и духовное воплощение всей идеи великого реформатора империи.

Как гласят все те же фольклорные сказания, в момент заложения этой церкви над островом снова появился орел, который пролетел над собравшими, шумно взмахивая крыльями. Первое его появление легенда отметила во время закладки самой Петропавловской крепости, когда Петр, взяв лопату, лично стал копать ров. Поговаривают, что после этих символических полетов большого орла даже «посадили на довольствие», корм для него выдавал сам комендант крепости. Птица какое-то время жила на новом месте на Петроградской стороне.

Через год (1704) Петропавловский храм был выстроен и освящён новгородским митрополитом Иовом. Тогда это был простая маленькая церковь из дерева, у которой имелась колокольня со шпилем и даже первые городские часы. После славной победы под Полтавой к Петропавловскому собору пристраивают еще две башни, на шпилях которых в праздничные дни устанавливают боевые вымпелы.

Зодчим собора Петра и Павла – вначале деревянного, а затем и каменного – был ведущим петровский архитектор Д.Трезини. Делу его рук принадлежит многое в Северной столице, но главным своим достижением мастер считал возведение Петропавловской крепости с этим собором и Петровскими воротами.

Итак, целых 8 лет церковь Петра и Павла стояла деревянной. Когда С.-Петербург в 1712 году официально становится новой российской столицей, его статус и масштабы «пересматриваются». Петр повелевает возвести каменный собор, чтобы тот соответствовал новым имперским представлениям. Поручается все это Трезини. Интересно, что зодчий переживает свое творение всего лишь на полгода. Скончался Трезини через 6 месяцев после освящения храма.

Закладка нового собора происходит торжественно. Под пушечный салют первый камень в фундамент кладет сам император, затем императрица Екатерина, а после и придворные вельможи.

К сожалению, самодержец не доживает до дня освящения каменного храма, которое проводят в 1733 году в период царствования Анны Иоановны. С того времени Петропавловский собор получает статус кафедрального и «расстается» с ним лишь после возведения величественного Исаакиевского собора в 1858 году, передав свое главное положение блистательному детищу Монферана.

Архитектурные особенности Петропавловского собора Трезини

Это первый в России храм, возведенный в стиле европейского барокко зального типа. Для русской церковной архитектурной традиции того времени был характерен иной тип храмов – крестово- купольный.

Собор Трезини в плане имеет очертания прямоугольника, который разделен могучими пилонами на 3 нефа. Во внутреннем пространстве храма возведены большие колонны и размещены огромные хрустальные люстры, изливающие яркие потоки света. По ощущениям собор изнутри очень схож с торжественным дворцовым залом. К тому же собор имеет ярко-желтую внешнюю окраску, что также придает ему праздничный вид на фоне «сумрачного» гранита самой крепости.

Визуальной доминантой храма является колокольня с многоярусным строением, на которой расположены куранты и шпиль, где помещен ангел с крестом. Некоторые исследователи склонны видеть в форме колокольни очертания фигуры самого императора, который имел могучую стать и огромный рост, таким образом считая её своеобразным памятником Петру.

Эта колокольня была сооружена на целый десяток лет ранее самого собора. В ней Петр Алексеевич хотел видеть новый символ своей столицы. Император торопил Трезини, которому было поручено возвести колокольню, превосходящую размером 85-метровую московскую колокольню Ивана Великого. Так и вышло, колокольня Петропавловского собора при Петре имела в высоту 106 метров. Впрочем, и это не было окончательным вариантом. После страшного пожара 1856 года, когда в грозу пострадала деревянная конструкция шпиля (в нее ударила молния), её заменили на металлическую. Разумеется, с увеличением масштаба – теперь колокольня высилась уже на 122.5 метра и стала самым высоким зданием Северной столицы.

В современной России этот шпиль и купол были позолочены, что еще больше придало сияния всему сооружению. Теперь между двумя петровскими «объектами» — Адмиралтейством и Петропавловкой, разделенными свободной Невой, происходит своеобразная величественная золотая «перекличка» шпилей.

Интересные данные:

  • Шпиль собора имеет в высоту 56 метров
  • Шар над ним в диаметре – 1.6м
  • Фигура ангела — 3.2 м. в высоту
  • Размах его крыльев – 3.8 м
  • Сам собор по длине – 61 м
  • Высота его зала – 16 метров

Еще одна интересная деталь – ангел на шпиле собора исполняет также и роль флюгера. По легендам, эта идея якобы тоже принадлежит Петру: рассудительный император повелел сочетать в этом элементе эстетику и практику, чтоб и красиво и для дела было. Но историки уверены, что собственно флюгером петропавловский ангел стал лишь при Екатерине и тоже после очередного бедствия. При наводнении 1777 года фигурка ангела была повреждена порывом ветра, после чего её переделывал другой придворный зодчий Антонио Ринальди. На тяжелое время Великой Отечественной войны петропавловский ангел был укрыт мешковиной, а шпиль – закрашен.

Церковное убранство и богатство храма Петра и Павла

Главной сохраненной реликвией этой церкви считается резной иконостас, который имеет форму триумфальных ворот. Его автором был мастер петровской эпохи – Иван Зарудный. Иконостас наполнен 43-мя иконами, работ Андрея Меркурьева и Федора Артемьева, принадлежавших к московской школе иконописи. Петропавловский иконостас украшен также золотыми фигурами апостолов и признан подлинным шедевром российского декоративного искусства 18 века.

Другие церковные святыни — утварь, книги, картины – не удалось полностью сохранить. Храм был закрыт в 1919 году, и большинство его ценностей могли быть утеряны, расхищены или вывезены. Сам собор стал на годы музеем города. Все военные трофеи, которые собирались в нем с Северной войны, были переданы Эрмитажу или иным музеям. Сегодня Петропавловский собор обладает рядом копий знамен, поверженных армий турок и шведов, которые и напоминают посетителям, что этот храм был также и памятником русского воинства.

Историческая роль храма

Главным отличием этого собора от остальных церквей страны является то, что в нем покоятся останки всех членов романовской династии (исключение – Иоанн VI и Петр II). Погребения всех императоров и императриц, а также великих князей и княгинь оформлены белым мрамором и собирают всегда много посетителей. Впрочем, самым посещаемым надгробием является даже не петровское, а погребение Павла I. По народному поверию, именно у него надо читать молитву, чтобы спастись от любой беды – от судебной тяжбы до невезения в любви.

В 1998 году романовская усыпальница была увеличена — там захоронили останки расстрелянного последнего царя Николая II и его семьи.

Рядом с Петропавловским собором имеется и еще одно кладбище – Комендантское. Оно расположено у алтарной стены и отделено от центральной аллеи металлической решеткой. На нем есть захоронения всех 18 комендантов великой крепости: начиная с первого из них –Романа Брюса. Но это памятник самой Петропавловской крепости и ее истории.
Истории о соборе из народных легенд

Начнем с реальных, но уже почти фантастических для нас фактов.

Разумеется, главным храмовым праздником собора был день св.апостолов Петра и Павла. В этот день помимо торжественного богослужения устраивался праздничный обед в Комендантском доме. Ничего особенного, за исключением того, что в обязательное меню этого обеда неизменно входил осетр, которого вылавливали в Неве рядом с самой крепостью!!!!
И еще одна история, подлинность которой практически не оспаривается историками, если не считать ее «выводы».

Произошла она во времена Николая I. Как раз тогда над столицей бушевал сильнейший ураган, который значительно покосил ангела на шпиле. Фигурка с крестом сильно накренилась к земле и могла упасть в любую минуту. Впрочем, оперативно поправить её не могли – требовались дорогостоящие леса, поэтому длительное время «согбенный» ангел так и простоял. А тут находится 23-летний крестьянин, которого впоследствии окрестили «небесным кровельщиком» — Петр Телушкин. Парень крепкий и рукастый, он взбирается, едва цепляясь за маленькие кровельные выступы, наверх и поправляет фигуру ангела.

Царь жалует умельцу медаль «За усердие» и распоряжается дать Петру право на бесплатную рюмку водки во всех питейных заведениях страны. Для этого под подбородком парню ставят специальное клеймо, постучав по которому пальцем, он мог бы получить причитающееся. Так вот, народное предание связывает появление этого знаменитого жеста-приглашения к выпивке именно с этим эпизодом в истории Петропавловского собора. Но это, конечно, «преданья старины глубокой»…

Сегодня же Петропавловский собор является крупнейшим храмом столицы, богослужения в котором проводят в праздничные дни. И государственным музеем, открытым для всех, кто жаждет узнать тайну великой идеи Петровского Парадиза на краю империи. И, конечно, полюбить её навсегда!

Ангел на шпиле – мир на земле…

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.

Режим работы Петропавловского собора в 2020 году

Собор открыт для посетителей с 6 июля.

  • Понедельник — пятница с 10:00 до 19:00
  • По субботам с 10:00 до 17:45
  • По воскресеньям с 11:00 до 19:00
  • Режим работы может быть изменён для проведения богослужений

Как добраться до Петропавловского собора

Ближайшее метро — «Горьковская». От метро идти по Александровскому парку. Через несколько минут Вы окажетесь у Петропавловской крепости.

Стоимость билетов в Петропавловский собор в 2020 году

  • Для взрослых — 550 рублей
  • Для учащихся — 300 рублей
  • Для пенсионеров — 250 рублей

Адрес Петропавловского собора

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

История строительства

Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы. Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен. Строился он в течение 19 лет (1712–1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757–1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна.

В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.

Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И. Зарудного), а иконы для иконостаса — московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.

Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.

Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор — самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота — 122,5 метров, высота шпиля — 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны. В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой её мужа — императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Виртуальные прогулки

Телефон Петропавловского собора

В центре Петропавловской крепости находится Петропавловский собор — собор Святых апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Строительство собора длилось 20 лет. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

«Петропавловский собор. Великокняжеская усыпальница»

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.

«Петропавловский собор. Великокняжеская усыпальница»

Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках, высота креста около 6,5 метров.

Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В ней похоронен основатель города — Петр I. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.

«Петропавловский собор. Великокняжеская усыпальница»

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956–1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/92/1316/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *