Церковь в тайнинке Мытищи

В первой половине XVII в. в селе была деревянная церковь вместе с путевым дворцом. Первые сведения о ней относятся к 1628 г. В 1675 г. начато строительство каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранились описания первоначального убранства храма и предметов ризницы. Так, при постройке храма царь Федор Алексеевич велел сделать на Казенном дворе «к местным ко шти иконам одеяние камчатое, а середина отласу цветного; ризы камчатые, оплечье отласу цветного со всею службою; на престол одеяние камчатое, а середина отласу цветного; на жертвенник одеяние дорогильное, да срачицы исподния – киндячныя; на престол же покров, да на сосуды церковные покровы ж и воздухи – камчатые ж, со кресты, кружева золотнаго и серебрянаго; к царским дверям завес дорогильной; на стол сукна красного полукармазину два аршина, и отдать тоеж церкви попу Александру».

Храм, сохранивший свое устройство до нашего времени, состоит из трапезной с хорами, четверика и алтарной части. Алтарная часть состоит из трех апсид. Храм имеет пять глав, одну большую и четыре маленькие. Одной из главных достопримечательностей храма является его крыльцо, пожалуй, не имеющее аналогов в древнерусском каменном зодчестве: от его центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», две симметричные лестницы ведут на верхние площадки перед входами на хоры. Над верхними площадками возвышаются кирпичные шатры.

Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные вполне после современной реставрации. Вплоть до конца XVIII в. кресты храма были деревянными. Пол — дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 г. освящен придел св. и пр. Захарии и Елисаветы.

В 1812 г. храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и освятили. В 1882 г. на средства благотворителей был устроен новый придел — в честь св. пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений еще до революции обратили на себя внимание специалистов и любителей русского искусства.

В 1929 г. храм закрыли. Впоследствии в нем размещались клуб, хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад, фабрика игрушки, механо-сборочная мастерская.

В сентябре 1989 г. храм был возвращен православной общине Московского патриархата. Перед алтарем храма находится могила архимандрита Тихона, в схиме Пантелеимона (Агрикова). О. Тихон, бывший преподаватель Московской Духовной академии и насельник Троице-Сергиевой Лавры, православный подвижник, многие годы находившийся в затворе, известен как автор книг «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Лавры, «Матерь Света» и других. Неподалеку от храма стоит памятник царю Николаю II, созданный в 1997 г. скульптором В.М. Клыковым.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, возвышающийся на берегу реки Яузы, где впадает в нее речушка Сукромка в бывшем селе Тайнинское города Мытищи – одна из самых старинных православных святынь Подмосковья. Редкой красоты, белоснежный, величественный храм является памятником церковной архитектуры и ярким образцом русского зодчества конца 17 века. История его основания непосредственно связано с именами первых трех государей Российских из династии Романовых, которым и принадлежало село Тайнинское.

Деревянный Благовещенский храм был построен царем Михаилом Федоровичем как домовый при «путевом» дворце русских государей. Путевым он назывался потому, что в нем царь со своей большой свитой останавливался во время паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Спустя полвека на месте деревянного храма по указу царя Алексея Михайловича начали строить каменный храм. Начало его строительства в исторических документах датируется 1675 годом. Через год Алексей Михайлович скончался, и достраивали храм уже при правлении его сына Федора Алексеевича.

Программа: Вера, Надежда, Любовь

Благовещенский храм возвели в дворцовом селе, стоявшем на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Появление здесь каменной церкви стало своеобразным подтверждением высокого статуса Тайнинского — причём не только в качестве одного из главных пунктов царских паломничеств в обитель преподобного Сергия Радонежского, но и как любимого места охотничьих забав государя Алексея Михайловича. В конце своей жизни государь Алексей Михайлович задумал украсить любимое Тайнинское невиданным каменным храмом, который, как нам теперь видится, больше подходил столичным улицам, а не сельской местности. Но слово самодержца — закон, и в 1675 году в селе развернулись большие строительные работы. Они продолжались два года — освятили храм, снабжённый уникальным крыльцом с огромной бочкой в центре, 9 сентября 1677 года уже при унаследовавшем российский трон царе Фёдоре Алексеевиче. За три дня до освящения государь сделал богатый вклад в новопостроенную церковь. Часть икон старого письма каменный храм получил от прежней деревянной Благовещенской церкви.

Петра I старые дворцовые сёла не интересовали, и он с удовольствием «избавлялся» от них — Тайнинское государь подарил своей сестре Наталье, от которой оно перешло к Екатерине I; после смерти жены Петра I во владение селом вступил юный император Пётр II, тут же передавший его тётке — цесаревне Елизавете Петровне. Тайнинское досталось ей уже без дворца — тот сгорел в 1727 году. Ещё будучи цесаревной, в 1740 году, Елизавета Петровна озаботилась постройкой нового дворца. Елизавета Петровна любила отдыхать в Тайнинском (в роще за рекой имелась «будка для стреляния тетеревов в 23 окна»), плескалась в прудах, развлекалась незатейливыми играми с крестьянскими девушками, о чём сохранились воспоминания участниц этих игр, которых царица не забывала одаривать лентами. Последний раз императрица бывала здесь в 1767 году, направляясь в Троице-Сергиеву лавру. Елизавета Петровна не оставляла Благовещенский храм без внимания. Ещё в 1751 году она повелела устроить в северной части трапезный придел, однако по разным причинам освятили его — во имя святых Захарии и Елисаветы — лишь в 1763 году, уже после смерти царицы.

В 1812 году храм сильно пострадал от французов. В нём они устроили настоящий огненный шабаш — после изгнания оккупантов Благовещенский храм пришлось восстанавливать и освящать заново. В нач. ХIХ века церковь утратила статус царского домового храма, превратившись в обычную приходскую. В 1882 году в трапезной появился ещё один придел — Ильинский.

В 1929 году большевики храм закрыли, устроив в его стенах клуб. После в помещении располагалась булочная, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские. На месте уничтоженного кладбища устроили футбольное поле. Каждый новый «хозяин» кроил памятник под себя, абсолютно не озабочиваясь его историко -культурной ценностью. Комиссия, обследовавшая храм в 1945 году, меланхолично отмечала: «Выломаны все перекрытия, двери, оконные переплёты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено… Замечательный памятник стоит в полном забросе и забвении…»

В 1989 году Благовещенский храм был возвращён верующим. Церковь в Тайнинском можно отнести к лучшим образцам «русского узорочья», во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре ХVI века — но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера. Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором. Декоративное убранство характерно для «русского узорочья». Особенно хороши резные наличники окон, нагруженные множеством мелких деталей. Как изящно выполнены наличники узких окон второго света, прорезанных в основном четверике, — словно движущиеся вертикали завершены шестилопастными сандриками.

Основной четверик храма венчают два ряда кирпичных кокошников со слабо выраженным килевидным завершением и сильно утоплёнными тимпанами. Во второй половине ХVII столетия этот элемент уже доживал свой век, с распрстранением барокко он на без малого двести лет исчезнет из русской храмовой архитектуры — до стилистических новаций Константина Тона. Барабаны глав украшены аркатурно-колончатым поясом. Декорировка выполнена крупно, на грани аляповатости, однако мастера, строившие храм, сумели на этой грани удержаться. Центральный световой барабан выше боковах глухих. Снизу барабаны окружены кокошниками (по четыре на каждый барабан). Крыльцо — наиболее оригинальная часть Благовещенского храма. Из нижней его части два широких лестничных пролёта ведут на второй этаж галереи. В центре — массивная полая бочка. Над верхними площадками крыльца возвышаются гранёные шатры, основания которых украшены кокошниками. Северные и южные двери храма снабжены перспективными порталами. Тоже элемент вполне традиционный для средневековой отечественной архитектуры, но в данном случае он почти избыточен, есть в этих порталах уже что-то маньеристское. Основной четверик Благовещенского храма представляет собой бесстолпный объём с сомкнутым сводом. Его размеры в горизонтальном разрезе: 8,6х9,2 метра. Трапезная, равная по ширине основному четверику, короче — её длина составляет около 6 метров. Толщина стен — около полутора метров. Помимо центрального престола, освящённого в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезной имеются два придела: северный освящён во имя святых Захарии и Елисаветы, южный — во имя Илии Пророка. В подклете храма есть ещё один придел (крестильный) — в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №209, 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *