Усадьба в глинках

подмосковье, щелковский, усадьба, автопутешествие, история / Cкажите спасибо первым Сказать спасибо Если Вам понравилось описание места, поделитесь им со своими друзьями, пожалуйста
1,811 km от Plovdiv

Удивительная усадьба расположена неподалеку от станции Монино Ярославской железной дороги. Сейчас здесь санаторий «Монино». Мы видим небольшой двухэтажный дом с двумя флигелями по бокам. Стены его разбиты пилястрами (полуколоннами), наличники окон богато украшены. В замковых камнях высечены карикатурные маски. Садовый павильон и караульня, расположенные под углом к главному дому, и хозяйственные постройки ограничивают парадный двор. За домом разбит «регулярный» вековой липовый парк с прямоугольным прудом. В планировке его аллей можно увидеть масонские знаки. Ансамбль возник в 20-е годы XVIII века, и немудрено, что в архитектуре заметно влияние итальянского барокко.

История усадьбы началась еще в XVII веке: сперва она была боярской вотчиной, а затем стала монастырским владением, и вообще одна из старейших в Подмосковье.
Эта усадьба одна из стрейших в Подмосковье, причем сохранилась не на бумаге, не в руинах – а вполне в приличном виде, хотя потерь, конечно, было много.

У усадьбы этой есть особая притягательность и даже некий ореол тайны. Виной тому – ее самый знаменитый владелец, «русский Фауст» Яков Вилимович Брюс.

История усадьбы.
Первый владелец. Англичанин Стелс и неудавшийся пороховой бизнес
В марте 1710 году Петр I жалует имение Глинково английскому коммерсанту Андрею Стельсу «… за ево к нам Великому Государю верную услугу». В 1708 году Обуховский завод (Ногинский район), принадлежавший Стелсу, прочно занял первое место в России. Он поставил для артиллерии 16 тысяч пудов пороха высшей кондиции на 18% дешевле других пороховщиков. Стельс сообщает артиллерийскому ведомству о том, что его завод располагает резервными мощностями и может увеличить производство. В ответ артиллерийское ведомство заключает с ним контракт на ежегодную поставку 20 тысяч пудов пороха, а Петр I издает указ о предоставлении Стельсу монопольного права на производство пороха, а прочим царь «… делать порох не велит». Предоставленные привилегии позволили англичанину в 1710 году нарастить производство пороха до 34 814 пудов. Однако недовольные владельцы вставших после указа Петра пороховых заводов организуют блокаду конкурента. Они скупают всю селитру и серу (сырье для изготовления пороха), одновременно взвинчивают на них цену. В результате к концу 1711 года Обуховский завод остался без сырья и был остановлен. Не пережив этого удара, в январе 1712 года он умер. Попытки его жены Варвары Стельс восстановить производство были безуспешны. Она продает завод и уезжает с детьми в Англию. В 1717 году, по поручению сестры, ее брат продал имение Глинково с деревнями князю Алексею Григорьевичу Долгорукову.
Алексей Долгорукий
Новый владелец усадьбы Алексей Долгорукий большую часть времени проводил в усадьбе Горенки, так что ничем особо примечательным этот период для Глинково отмечен не был. После воцарения Петра II Долгорукие приобретают над императором все большую власть. Пиком успехов Долгоруких стала обручение юного Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания была назначена на 19 (30) января 1730. Однако 6 (17) января у императора обнаружились признаки оспы и в ночь на 19 (30) января, день, когда должна была состояться свадьба, он скончался.
Во время царствования Петра II Долгорукие становятся первыми вельможами России. По-видимому, в это время полного неограниченного фавора, имение Глинково уже не имеет существенного значения для Алексея Григорьевича и он продает его вместе с деревнями вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, графу Якову Вилимовичу Брюсу.

«Чернокнижник» Яков Брюс

Поселившись в Глинкове, Брюс целиком отдается хозяйственным заботам и занятиям наукой.

Именно при нем, в 1727 — 1735 гг., создается архитектурный ансамбль усадьбы, планировку главного дома Брюс подчиняет целям научных занятий, в частности – астрономией. (Брюс перевез в Глинки свою астрономическую обсерваторию из Петербурга).

Расскажем об этом удивительном человеке подробнее. Ведь с его именем связаны не только загадки усадьбы, но и незабываемые страницы российской истории.

Брюс как соратник Петра 1.

Потомок шотландских и ирландских королей, он родился в 1670 г. в Москве, где отец его, спасаясь от Кромвеля, с 1647 г. состоял на военной службе у русского царя.

Свою военную карьеру Яков начинал в «потешных» войсках Петра, а с конца 1690-х стал его ближайшим помощником , участвовал в создании регулярной армии в стране и в самых серьезных сражениях петровских кампаний.

( Петр ! на гравюре 1703г).

Во время второго Азовского похода Брюс составил карту юга европейской части России.

В годы Северной войны он занимался перестройкой русской артиллерии, фактически создавая заново этот род войск в России.

Под началом Брюса русская артиллерия блестяще действовала в Полтавской битве, за что Петр I наградил его орденом Андрея Первозванного.

В годы войны Яков Вилимович неоднократно выполнял дипломатические миссии и руководил делегацией российских дипломатов при проведении мирных переговоров на Аландском конгрессе.

Подписи Я. В. Брюса и его помощника А. И. Остермана стоят под Ништадтским мирным договором, завершившим войну со Швецией. Перед подписанием договора в феврале 1721 г. Брюсу был пожалован титул российского графа.

Брюс как ученый и организатор.

Брюс был одним из образованнейших людей своей эпохи, он обладал поистине энциклопедическими познаниями и был первым российским ученым, работавшим с Исааком Ньютоном в 1698 г.

Руководя артиллерийским ведомством, Яков Вилимович Брюс создавал первые школы в России — цифирные, пушкарские, фортификационные, артиллерийские, инженерные.

Он принял самое активное участие и при создании открытой в мае 1701 г. математической навигацкой школы в Сухаревой башне, где его стараниями была оборудована первая в России казенная обсерватория.

В качестве ученого, специалиста по изготовлению приборов и инструментов для научных исследований, а также как организатор Брюс участвовал в создании Российской Академии наук, открытой в Санкт-Петербурге в декабре 1725 г.

(Сухарева Башня. С гравюры нач.19в.)

С 1717 г. Яков Брюс занимался созданием будущей промышленности Российского государства. Блестящий ученый, преуспевший во многих отраслях научных знаний, он был переводчиком специальной и научной литературы, составителем русско-голландского и голландско-русского словарей, вел переписку с Лейбницем, Лейтманом, Эйлером. Причем последнего Брюс консультировал по вопросам теоретической математики.

Испанский посол де Лириа писал о нем: «Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».

Брюс в Глинках.

В 1727 г. Брюс в чине генерал-фельдмаршала ушел в отставку и уехал из Петербурга. Он купил землю около сельца Глинково в Подмосковье и выстроил усадьбу Глинки.
Поселившись здесь вместе со своей супругой Маргаритой фон Мантейфель, Брюс все свое время отдал любимому занятию – научным изысканиям.

Место было выбрано Брюсом удивительное. Земля между реками Ворей и Клязьмой образовала здесь своеобразный живописный полуостров, со всех сторон защищенный непроходимыми лесами и болотами. К тому же территория эта была изрезана подземельями.

Обладая глубокими познаниями в архитектуре и садово-парковом искусстве, Брюс создал великолепный усадебный ансамбль. Построенный дворец с парком и прудом представляет собой необычный образец барочной архитектуры, который сочетает в себе итальянские, голландские и русские мотивы.

Здание усадьбы должно было отвечать не только эстетическим предпочтениям хозяина, но и его научным интересам.

В усадьбе была отлично оснащенная научная лаборатория, а центральная деревянная башня главного корпуса использовалась как обсерватория.

Кроме этого, Брюс организовал в усадьбе бумажную фабрику, на каком-то этапе она принадлежала основному русскому изобретателю Ивану Кулибину.

В библиотеке Я. В. Брюса были книги по двадцати научным дисциплинам на четырнадцати языках. После смерти Брюса в соответствии с завещанием его библиотека, собрание «куриозных вещей» вместе с приборами и инструментами, составлявшими научный кабинет, были вывезены из усадьбы Глинки в Санкт-Петербургскую Академию наук на тридцати подводах.

Жизни Брюса в этой удивительной усадьбе еще при хозяине сопутствовали многочисленные легенды. По одной из них, в усадьбе у Брюса бывал Петр I, и даже один из флигелей называется до сих пор «домиком Петра».

Кроме того, Брюса считали чародеем и чернокнижником, который проводил в усадьбе необычные опыты, летал на железном драконе, «воду живую произвел» и катался по замерзшему пруду на коньках летом. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: Брюс в Глинках изучал лекарственные растения и лечил крестьян, а воспринималось это так: «он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел…»

Самые будоражащие воображение истории связаны с многочисленными подземными ходами, которые не только соединяют все здания усадьбы, но имеют выходы за несколько километров от нее. По слухам, в этих таинственных подземельях хранятся магические книги и сокровища Брюса.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра», в незавершенном романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное.

Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки?

Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. ..

Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет.

Как сложилась дальнейшая судьба усадьбы ?

В 1756 году при Александре Романовиче Брюсе (племяннике Якова Брюса) была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус.

В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (тоже был не маленький человек, в 1784—1786 гг. — главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга — с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса.

Могильный камень Брюсов спасли в 1936 году, перевезя в Донской монастырь.

Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади — это тоже работа Ивана Петровича Мартоса.

Сейчас перестроенное до неузнаваемости здание церкви разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы.

стати, в 1845 году за владельца усадьбы Александра Брюса выдают вернувшуюся из ссылки Екатерину Алексеевну Долгорукую, чуть было не ставшую в свое время женой Петра II. Однако брак оказался недолгим; через два года Екатерина Алексеевна умерла.

Яков Александрович.

После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями ни на поле брани, ни в государственных делах не отличался и больше известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены – Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) – наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах — в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.
На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни.

Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин. В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж – большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца.
В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии.

Усачев. В 1815 г.усадьбу внучатая племянница Брюса продала усадьбу владельцу Глинковской писчебумажной фабрики Ивану Тихоновичу Усачеву. Он использовал усадьбу под хозяйственные нужды своей фабрики. Но дело не шло, хотя Усачев даже переделал фабрику в хлопропрядильную. Пришлось продать все производство братьям Алексеевым. Но и у них дело не заладилось.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. На фабрике работали 757 рабочих, это было одно из крупнейших предприятий текстильной промышленности. Но в усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской, главный дом использовался как склад хлопка. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был богато украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время его многочисленных поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова, религиозная фанатичка, усмотрела в обнаженных фигурах богов и богинь кощунство и святотатство; она приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю.
В 1879 году Колесовы продают фабрику вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей – баснословно низкую цену. Видимо, хозяйство было доведено до ручки.

Яков Лопатин

Лопатин энергично начинает наводить порядок.

Но в 1899 году его постигло несчастье: от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Пришлось все восстанавливать.

И тут вторая беда: 7 сентября 1902 года по неизвестной причине дотла сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Строить ее заново Лопатину было не под силу

В 1914 году Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли вязниковскому купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, сводя доставшийся лес.
В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой.

После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу. Затем в усадьбе была организована сельхозкоммуна. В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 г. — санаторий «Монино». В 1972 г. рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В 1991 г. в усадьбе был создан общественный Дом-музей Я. В. Брюса ему отдали один из флигелей. По сведениям 2010г, музея сейчас уже не работает.

ВFUIMUS («Мы были») – так звучит девиз на родовом гербе Брюса, как нельзя лучше комментирующий увиденное нами в усадьбе.

На территории есть еще несколько сохранившихся зданий времен Брюса : здание кордегардии, садовый павильон, лаборатория Брюса с нишами, в которых когда-то стояли статуи.

А вырезанные из камня маски на наличниках окон по-прежнему усмехаются и гримасничают.

По легенде, одна из них является портретом хозяина усадьбы, «русского Фауста».

Специалисты по биолокации зафиксировали на территории немало интересных аномалий, свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты.

В общем, несмотря на развалины и некоторую запущенность усадьбы, гулять там просто замечательно — чистый воздух и атмосфера старины и неразгаданных тайн.

.
Конечно, усадьба и санаторий в ней могут вызвать грустные чувства, несмотря на хорошую сохранность — есть здесь запах влажного тлена (то тихо гибнет пруд). Но величие замысла очевидно, хотя, конечно, и проигрывает по масштабам рядом с такими постройками, как Архангельское или Марфино. Просто это дом очень приличного человека, даром что шотландца. И мысли о жизни, о истории, о том, что делать со страной дальше, которые могут возникнуть во время прогулок по тенистым аллеям, стоят этого путешествия.

Мало кто знает, что ровно через десять дней после первоапрельского колобродства наступает особое время — День всех тайн, 11 апреля.

Так назвал день, который приходится на дату его рождения, сам граф Сен-Жермен, известный масон и чародей

Вместе с Сен-Жерменом свой день рождения справляла еще одна весьма примечательная личность — звездочет, ученый, чародей, сподвижник Петра I — Яков Брюс.


Как доехать: поворот на Монино с Горьковского шоссе, далее через посёлок Лосино — Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе «санаторий Монино».

Общественным транспортом: от Ярославского вокзала электричкой до станции Монино, далее автобусом № 32 до санатория «Монино»; от м. «Щелковская» автобусом № 362 до Монино.

Если у вас велосипедный маршрут, полезно почитать про дорогу

ГБУСО ВО «Вязниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Пансионат им. Е.П. Глинки»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Вязниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Пансионат им. Е.П. Глинки»
Режим работы: Пн. — Пт. с 8.00 до 17.00
Выходные: Сб., Вс., праздничные дни (администрация)
Стационарное отделениефункционирует круглосуточно.
601441, Владимирская область, г.Вязники, ул.Южная д.41
Директор (49233) 3 06 00
Бухгалтерия (49233) 2 42 74
Дежурная часть(49233) 3 50 50 (круглосуточно)
Единый социальный телефон:(4922) 36-28-33 8(800)450-01-21

сайт: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Вязниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Пансионат им. Е.П. Глинки»

Эл.почта: vyazniki_domint@uszn.avo.ru

info@dom-v33.ru

25 декабря 2016 года Ту-154 Минобороны
потерпел крушение над Черным морем
рядом с Сочи. На борту находились 92 человека:
84 пассажира и 8 членов экипажа.
Это военнослужащие вооруженных сил,
артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова,
представители СМИ и врач Елизавета Глинка,
известная как Доктор Лиза.

Во Владимирской области память об известном филантропе, враче и общественном деятеле Елизавете Глинке увековечена в созданиигосударственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Вязниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Пансионат им. Е.П. Глинки».
Учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Стационарное учреждения социального обслуживания населения системы социальной защиты населения создано в целях предоставления в стационарных условиях социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, создания для них наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения реабилитационных мероприятий медицинского, психологического, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организации питания, отдыха и досуга.
Деятельность учреждения направлена на социальное обслуживание, в связи, с чем осуществляет:

  • стационарное обслуживание, включающее предоставление жилого помещения, питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря согласно утвержденным нормам;
  • предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе и наблюдении;
  • создание наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
  • обеспечение медицинской помощи;
  • проведение реабилитационных мероприятий медицинского, психологического, социального и лечебно-трудового характера, с учетом их возраста и состояния здоровья, с целью восстановления утраченных или нарушенных способностей к бытовой и социальной деятельности;
  • организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга граждан пожилого возраста и инвалидов.

Учреждение имеет в структуре:

  • Отделение социально-реабилитационного обслуживания;
  • Отделение по организации питания;
  • Отделение социально-бытового обслуживания;
  • Отделение социально-медицинского обслуживания;

Учреждение создано для проживания 80 человек.
В основу программы развития Пансионата положены принципы сохранения и продления физического и психического здоровья пожилых людей и инвалидов.
Нашими задачами являются: создание комфортных условий проживания, соответствующих государственным и национальным стандартам, осуществление лечебно-оздоровительной и культурно-развлекательной деятельности. Клиенты дома-интерната обеспечены мебелью и мягким инвентарем, средствами личной гигиены.
Лечебно-оздоровительное направление включает в себя рациональное питание (в том числе диетическое), медикаментозную терапию, трудотерапию. Медицинские услуги оказывают квалифицированные специалисты: врач-терапевт, медицинские сестры.
Важным направлением является проведение реабилитационных мероприятий: в рамках разработанных индивидуальных программ по предоставлению социальных услуг все нуждающиеся обеспечены необходимыми средствами реабилитации.
Психолог в своей работе с проживающими гражданами использует современные направления Арт-терапии: пластилинотерапия, музыкальная терапия, песочная терапия, ретро терапия, сказкотерапия, модульное оригами. Все техники арт-терапиии помогают пожилым людям раскрыть свои внутренние ресурсы включить воображение и разрабатывать мелкую моторику рук.
Огромное внимание уделяется досуговой деятельности. В социально-реабилитационном отделении открыты университеты «третьего» возраста, занятия проводятся на факультетах «Активное долголетие», «Основы православия», «Садоводство», факультеты медицинских и правовых знаний, основной задачей которого является замедление процессов старения и продление жизни. Проживающие ведут активный образ жизни, занимаются физкультурой, посещают секцию тенниса.
Также в Пансионате функционируют клубы: «Общение и книга», «Рукоделие», «Рисование», «Самоделкин» др..
Чтобы шагать в ногу со временем планируется организация компьютерного клуба для обучения навыкам работе на компьютере и пользованию Интернетом.
В Вязниковском Пансионате созданы самые современные условия для активного проживания пожилых граждан и инвалидов. Для этого в учреждении имеются оборудованные кабинеты и залы:

  • Библиотека с читальным залом;
  • Швейная мастерская;
  • Спортивный зал;
  • Тренажерный зал;
  • Актовый зал;
  • Уличный тренажерный комплекс;
  • Беседки;
  • Рекреационные зоны;
  • Лифтовая;
  • Волейбольный стадион;
  • Летние веранды.

Развлечения могут быть совершенно различного рода, а главное, что они не сковываются какими-либо ограничениям и каждый может реализовать свои интересы в полной мере, для этого в Учреждении создана вся необходимая Доступная среда для людей с ограниченными возможностями.
Ко всем знаменательным датам и праздникам проводятся концерты с участием проживающих и артистов художественной самодеятельности. Для проведения религиозных обрядов оборудована молельные комната.

Главная достопримечательность Лосино-Петровского — это, конечно же, усадьба Якова Брюса «Глинки». Яков Виллимович Брюс — сподвижник Петра Первого, «отец русской артиллерии», фельдмаршал, шотландец по происхождению. Село Глинково было пожаловано ему после заключения Ништадтского мира в 1921 году. Брюс подписал мирный договор от России. Договор был очень выгоден для России, оттого и такой подарок. По другой версии Брюс приобрёл усадьбу в 1727-м году у А.Г. Долгорукого. В 1726-м Брюс вышел в отставку и уединился в своём имении, где и жил в своё удовольствие. Там же он и умер в 1735-м году. После Якова усадьбой владел его племянник Александр Брюс, потом его сын Яков, затем граф и масон Мусин-Пушкин-Брюс. После него усадьба «пошла по рукам», часто меняя владельцев, среди которых были в основном купцы, привыкшие из всего извлекать прибыль. Похоже, что традиция эта продолжается и сейчас.

Недавно в усадьбе располагался гастроэнтерологический санаторий «Монино». Недалеко от санатория был открыт источник минеральной воды, помогающей при желудочных заболеваниях. Были построены новые корпуса.
Сейчас вроде усадьбой владеет какой-то частник, санаторием там и не пахнет.
2. Подъезжая к усадьбе со стороны города, упираешься в соединённые между собой два заросших пруда.

3. Северный пруд был устроен уже в 20-м веке, в 30-е годы.

Усадьба со всех сторон обнесена забором. Но наличие заборов в нашей стране компенсируется наличием в них дыр. Вот в такую дыру я и прошёл. Поскольку находился я там на нелегальном положении, в полной мере отснять удалось не всё, но большинство.
Главный дом усадьбы — на заглавном фото. Фактически, это самая старая усадьба в Подмосковье.
4. На территории есть ещё один пруд.

Есть легенда, что за зиму на этом пруду намораживали толстый слой льда, весной укрывали соломой. Граф любил козырнуть перед гостями, пригласив их среди лета покататься на коньках. Сейчас на берегу пруда стоят две палатки, похоже, что бомжики поселились. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые целомудренная купчиха Колесова велела побросать в пруд. Оставшиеся следующий владелец употребил в качестве материала для строительства плотины.
5. Ещё раз главный дом.

6. Наверху башенка, с которой Брюс проводил свои астрономические наблюдения.

При купце Лопатине, устроившем в доме склад хлопка, в здание попала молния, вызвавшая пожар. Суеверный купец дом восстановил и башенку тоже. Так что, башенка не оригинальная. Но этим Лопатину отмазаться не удалось.
7. Вскоре сгорела его фабрика на берегу Вори. Дух Брюса мстил за поруганное имение.

Внутреннее убранство стараниями купцов и небесных сил не сохранилось.


9. Ещё одно интересное здание — флигель «кладовая Брюса» построено в 1727-1735 годах.
10. Первый этаж был жилой, кладовая находилась в подвале.
Там Брюс ставил свои опыты, приводящие в трепет современников.
11. До недавнего времени в этом здании был пусть и скромный, но всё же музей Брюса.
Аркада была построена уже позже, в конце 18-го века. В 19-м веке перестраивалась.
Здесь я был облаян местным кобельком. Но с собаками договариваться проще, чем с людьми, и после пары минут общения он уже бегал за мной по
усадьбе, виляя хвостом.
12. Кордегардия (домик охраны).
Здание построено в числе первых, но в 19-м веке был надстроен второй этаж.
13. Восточный флигель усадьбы. Сбоку к нему была пристроена конюшня.

15. Ещё один служебный флигель.
Мне не удалось заснять только хозяйственный корпус и садовый павильон. Я понял, что дальнейшее нахождение на территории чревато разборками с охраной и направился к выходной дырке. Уже там меня догнал охранник, который знал только три слова «Нельзя» и «Частная собственность». Но поскольку он был раза в два мельче меня, мои слова о том, что это объект объект культурного наследия федерального значения, и что к нему должен быть обеспечен доступ независимо от формы собственности убедили его вернуться в свою будку.
А снаружи ограды тоже есть что посмотреть.
16. Развалины церкви Иоанна Богослова, построенной при Брюсе.
17. Церковь была очень сильно перестроена в бытность свою санаторным корпусом.
18. Были сделаны балконы, на которых уже растёт лес.
19. Здесь, видимо, была алтарная часть.
Внутри уже выросли деревья ростом с само здание. Признать в этой руине церковь достаточно сложно. Носит статус выявленного объекта культурного наследия. Честно говоря, сомневаюсь, что его смогут восстановить.
20. А рядом построили скромную деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Здесь я закончил свою прогулку по усадьбе и направился к машине. По пути мне попались остатки былой роскоши.
21. На развилке перед усадьбой стоит полуразрушенная стела.
Скорее всего, она обозначала санаторий «Монино».
22. Неплохо сохранилась мозаика.
23. И в завершение несколько видов Клязьмы между усадьбой и городом.

26. С моста видны высотки Лосино-Петровского.

Самые лучшие дни в Новоспасском – весной, когда ярко-зеленый покров обновляет старинный парк, резные листья могучих великанов-дубов выделяются на синеве небе, зацветает сирень, и соловьи завораживают своим пением. В один из таких дней – 20 мая 1804 года в семье Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны родился сын – будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка.
«По рассказу матери, – вспоминала потом сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова, – после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхитительными трелями».
Здесь, в Новоспасском, прошло детство Глинки, здесь получил он первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, здесь работал над своими бессмертными произведениями.
Как выглядело Новоспасское в ту давнюю пору? Дом, в котором родился М.И.Глинка, не сохранился. После войны 1812 года его отец на месте старого дедовского дома построил новый двухэтажный дом с портиком и колоннами. По описанию Л.И.Шестаковой, потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Мебель – только из особого дерева. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования.
И вокруг дома было замечательно. «Цветочный сад, который тянулся на шесть верст, был весь усеян цветами; фонтаны, каскады; островки…; галереи, беседки… Неожиданности попадались на каждом шагу: то какая-нибудь арабеска с невиданными цветами, то мостик, которого не ожидаешь… Сад и цветы приводили в восторг всех посещающих его».
Жили в Новоспасском «по старинному обычаю», в полном довольстве: «ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки; также были портные, башмачники, маляры, слесари, столяры». Большой господский дом был центром усадьбы. Он был окружен флигелями, теплицами, оранжереями, каретными сараями. В оранжереях выращивались диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, персики и даже ананасы.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Новоспасское и окрестные деревни славились песенным искусством. «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, – спустя годы вспоминал Глинка в своих «Записках», – были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
Другим ярким музыкальным впечатлением раннего детства был перезвон колоколов родовой церкви Глинок. Маленький Глинка не только с упоением слушал колокольный звон, но и пытался воспроизводить его дома с помощью медных тазов. Очень возможно, что эта страсть, зародившаяся в детстве, помогла впоследствии найти блестящее применение колокольного звона в финале оперы «Иван Сусанин».
Страсть к музыке прорвалась у него неудержимо лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Квартет с кларнетом Б.Крузеля погрузил мальчика в «неизъяснимое, томительно-сладкое состояние», произведя «непостижимое, новое и восхитительное впечатление». Волнение так охватило юного Глинку, что он потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему, рассеян и на недоуменный вопрос учителя рисования ответил фразой, которая вошла в историю как крылатая. «Что же делать? – сказал он. – Музыка – душа моя». С этого времени страсть к музыке уже не покидала Глинку никогда.
За свою короткую жизнь (Михаил Иванович прожил неполных 53 года) он приезжал в Новоспасское более двадцати раз: иногда на полгода, иногда на несколько дней. «Новоспасское – рай земной» – любил повторять композитор.
Постоянно неустроенный в домашнем быту, так и не знавший счастья в семье, Глинка не привык к оседлой жизни. Часто будущие шедевры он обдумывал в пути – в дальней дороге, либо на обычной городской прогулке. Может, поэтому он так дорожил Новоспасским. Глинка посетил много стран, где провел двенадцать лет. Это Италия, Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Франция, Испания. Но где бы он ни был, скучал по родине, писал домой нежные письма родным, «милой, бесценной маменьке», сестрам.
Родное гнездо обогащало его физически и духовно. «В начале сентября, – читаем в его «Записках», – я возвратился в Новоспасское и, отдохнув, с новым рвением принялся за музыку». Это был 1823 год, когда Глинка вернулся из Пятигорска, где лечился минеральными водами.
Первая половина дня (а вставали в деревне довольно рано) отводилась музыкальным занятиям, – Глинка сочинял музыку или играл на рояле. «Хандрил иногда немного, – отмечала сестра Л.И.Шестакова, – но оркестр дяди Афанасия Андреевича и вообще музыка его воскрешали». После этого он чувствовал себя обновленным, был весел, затевал шумные игры с домашними.
Ему нравилась веселая атмосфера Новоспасского. «Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена, одним словом вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух», – писал композитор в «Записках».
Он любил свой тенистый парк, красавицу Десну, широкие равнинные просторы, первую песнь жаворонка, первый подснежник. Милое и родное Новоспасское, все дружное семейство композитор хранил в своем сердце на протяжении жизни.
Приезда Глинки в Новоспасское всегда ждали с нетерпением. Слуга композитора Алексей Нетоев вспоминал: «В Новоспасском он почти всегда был в отличном расположении духа, да и вся семья, вся усадьба праздновала его приезды и оживлялась. Все знали, что Михаилу Ивановичу ни в чем не будет отказа от матери и что он любит деревенские пляски, песни, хороводы, игры… Угощения не щадились, пития и яства разносились в изобилии, и подгулявшая слегка дворовая молодежь, а с нею и старшие, почтенные слуги веселились от души, пели, плясали, водили хороводы и другие игры, и Михаил Иванович был вполне доволен их весельем и всегда сам принимал в нем участие». В Новоспасском он не мог жить без песен. Об этом знали, всегда приглашали в дом крестьян, отличавшихся способностью к пению, красотою голоса. Завороженно слушал их композитор.
В Новоспасском Глинка написал многие сцены «Ивана Сусанина». Здесь складывались в воображении композитора фрагменты оперы «Руслан и Людмила» – на партитуре арии Руслана имеется авторская пометка: «1 сентября 1840 г. Новоспасское». В деревне он услышал свадебную величальную песню «Из-за гор, гор высоких», мелодией которой начинается знаменитая «Камаринская». В Новоспасском было создано много романсов и фортепианных пьес.
В парке, недалеко от дома, сохранился древний дуб-великан с развесистой кроной. Говорят, Глинка любил слушать шум ветра в его могучей листве. Он пробуждал в нем музыку. Перекат на излучине Десны тоже был любимым местом. Там можно было бесконечно долго перекладывать каменные голыши; вода, обтекая их, вызванивала тонкие мелодии. На большой цветочной поляне он слушал песни и смотрел пляски крестьян.
Михаил Иванович любил певчих птиц, держал их с детства и до последних лет жизни («птичьи заведения» были у него не только в Новоспасском, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве). Он подолгу с удовольствием слушал их пение, потом садился за рояль и играл. Иногда, взяв в руки скрипку, «раззадоривал» птиц. Дом и сейчас просыпается от птичьего щебета. Здесь живут канарейки, певчие дрозды, жаворонки.
Уникален и неповторим старый пейзажный парк усадьбы, – радуют глаз многочисленные цветники, изумляют каскады прудов, беседки, липовые аллеи. Сохранилось несколько дубов, посаженных лесником под личным наблюдением и по указаниям Глинки. Уцелел колодец, названный в народе «святым» за чистоту и прозрачность его ключевой воды. А церковь семьи Глинок и ныне славится перезвоном своих шести колоколов.
В просторном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И.Глинки. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи, принадлежавшие М.И.Глинке. В зале, столовой, бильярдной, кабинете композитора – везде ощущается его незримое присутствие, все проникнуто духом того времени.
Приезжайте в Новоспасское, которое многие посетители и сейчас называют «раем земным», вдохните в себя глоток «бальзамического» воздуха, отведайте хрустальной воды из чистого глинкинского колодца.
Для кого-то посещение музея – возможность вновь окунуться в очарование музыки Глинки, для кого-то его жизнь и творчество – настоящее открытие. Но никого не оставляет равнодушным этот поистине священный уголок смоленской земли.

Виртуальный тур

Усадьба «Глинки» и музей Брюса в Лосино-Петровском – одна из интереснейших мистических достопримечательностей в окрестностях Ногинска.

Уточним, что Глинки – одна из самых старых усадеб в Московской области. Она была построена еще до Петра Первого. Вплоть до 1791 года поместьем владела семья Брюсов.

Архитектурный ансамбль усадьбы сложился в 20-е-30-е годы XVIII века после выхода в отставку родоначальника фамилии, сподвижника Петра Великого – Якова Брюса.

Яков Брюс был загадочным человеком, ему приписывали мистические способности. Имелся у него телескоп, через который он наблюдал за звездами, стоя на крыше своего усадебного дома в стиле барокко по-итальянски. В общем, местные считали Брюса то ли волшебником, то ли колдуном.

После смерти Брюса усадьба перешла в руки Усачевой – купчихи, затем в ней поселился Лопатин – фабрикант. Благодаря их «стараниям» усадебные статуи, античные богини и боги исчезли из Глинок. После этого Брюс часто являлся новым владельцам усадьбы в сне…

Интересно, что усадьба Глинки больше напоминала не жилой дом, а настоящую лабораторию первого владельца. Здесь были организованы кабинеты для занятий разными науками. Впечатлял и парк, аккуратный пруд, небольшой павильон. Сегодня в неизменном виде туристы могут увидеть лишь кладовую и павильон в саду – остальное сильно пострадало во время пожара 1899 года.

Туристам непременно понравится прямоугольный усадебный дом XVIII века с красивыми наличниками на окнах. Сегодня здесь располагается санаторий «Монино».

В западном флигеле усадьбы расположился небольшой музей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *