Вышневолоцкий канал

Из школьного курса истории все знают про знаменитый путь «из варяг в греки». Это была система водных путей и волоков из Балтийского моря в Черное. Существовал и другой путь — «из варяг в арабы», ведущий в Каспийское море и далее в Персию.

В районе нынешнего Вышнего Волочка реки Цна (бассейн Балтийского моря) и Тверца (бассейн Каспийского моря) подходят друг к другу достаточно близко. Поэтому между ними еще в древности возник волок, по которому гужевым транспортом перевозили товары и суда. Не позднее XV века здесь появилось селение, которое получило название «Вышний Волочёк». Существовал и так называемый «нижний волок», ныне — деревня Волок в Новгородской области, расположенная на правом берегу реки Мста.

♦ По теме: Вышний Волочёк: история и достопримечательности. Краткий путеводитель

Цнинский канал и Богоявленский собор в Вышнем Волочке

Петр I поставил грандиозную задачу связать страну единой водно-транспортной сетью. 12 января 1703 года он подписал указ о строительстве канала между реками Цна и Тверца, чтобы снабжать строящийся Санкт-Петербург товарами и продовольствием из Центральной России. Работы возглавил князь Матвей Петрович Гагарин (ок. 1659-1721), техническое руководство осуществляли голландские инженеры во главе с Адрианом Гаутером. Строительство было завершено весной 1709 года. Канал, который питала только река Цна, имел два шлюза. Его длина составляла 2811 метров, ширина — 15 метров.

Однако из-за ошибок в проектировании, допущенных голландцами, канал получился слишком мелководным. В 1718 году Цна обошла один из шлюзов, в результате чего судоходство прекратилось. С инициативой реконструкции канала выступил талантливый русский купец монгольского или калмыцкого происхождения Михаил Иванович Сердюков (1678-1754), которому Петр I и отдал руководство Вышневолоцкого судоходного пути. Именно Сердюкову принадлежит создание гидротехнических сооружений, которые сейчас называются Вышневолоцкой водной системой.

Михаил Иванович Сердюков (1678-1754)

Многие идеи Сердюкова были новаторскими. Так, он предложил перегородить течение Шлины, которая впадала в Цну, ниже шлюзов. Благодаря этому повысился уровень воды в Тверецком канале. Также был создан Цнинский канал с шлюзом, спрямивший извилистый и неудобный для судоходства участок Цны. Выше Тверецкого канала река Цна перекрывалась плотиной, что позволило создать первое в России водохранилище, в котором накапливалась вода, необходимая для поддержания нормального уровня воды в системе.

Река Цна и Богоявленский собор в Вышнем Волочке

Благодаря хорошей организации строительства основная часть работ была завершена уже в 1722 году и система снова стала судоходной. В 1741 году была реализована последняя часть замысла Сердюкова: построена плотина с водохранилищем. На тот момент Вышневолоцкая водная система включала в себя:

  • Тверецкий канал с Тверецким шлюзом,
  • Цнинский канал с Цнинским шлюзом,
  • Цнинский бейшлот, который поддерживал необходимый уровень воды в Тверецком канале,
  • водохранилище площадью около 6 кв.км, образованное Цной и Шлиной, подпертое Заводским бейшлотом.

Цнинский канал

Сердюков получил концессию с 50-летним сроком действия. Он был обязан производить за свой счет текущий ремонт и содержание канала. За это он получал право на обложение проходящих судов сбором в 5 копеек с сажени длины судна, мельницы, внеконкурсное получение откупов на содержание кабаков в зоне канала, право пользования прибрежной полосой.

В 1741 году ему была передана река Тверца с бечевником, договор объявлялся вечным. Сбор с проходящих по каналу судов был повышен до 10 копеек с сажени длины судна. В 1744 году он также стал осуществлять работы по чистке Боровицких порогов на Мсте, с компенсацией затрат.

Река Цна

После смерти Сердюкова руководство работами перешло к его сыну Ивану, а после его гибели в 1761 году — к сыну Ивана Михаилу. Однако тот не отличался особыми талантами и качество управления водной системой значительно снизилось. В середине 1760-х годов было назначено внешнее управление Вышневолоцкой водной системой, а в 1774 году её приняли в казну с уплатой Сердюкову-младшему 176 тыс. рублей.

В 1766-1768 годах на реке Мсте был сооружен Мстинский шлюз, перестроенный в 1792 году в камне, в результате чего был образован Мстинский резервуар (озеро Мстино), устроены Дубковский и Тубаский резервуары.

♦ По теме: Озеро Мстино и его окрестности

Озеро Мстино туманным утром

Озеро Мстино ясным утром

В 1770-х годах на должность Директора водяных коммуникаций, в ведении которого находилась Вышневолоцкая водная система, был назначен граф Яков Ефимович Сиверс (1731-1808). Под его началом были осуществлены дальнейшие работы по усовершенствованию системы: расчищены Боровицкие пороги на реке Мсте, после чего барки стали проходить их проходить их без перевозки части товаров по суше, улучшен бечевник (дорога вдоль берега) на реке Тверце, перестроена в граните часть старых деревянных бейшлотов, сооружены Осеченский, Березовский, Валдайский и Рудненский бейшлоты, Вельевский канал и др.

Летом 1785 года императрица Екатерина II совершила ознакомительное путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Прибыв в Вышний Волочёк, она осмотрела каналы и наблюдала прохождение каравана через озеро Мстино. Затем она села в специально приготовленную для неё барку на пристани Потерпелицы и в сопровождении каравана судов, на которых размещалась её свита, совершила 10-дневное путешествие до Санкт-Петербурга. После поездки она издала указ об отделке шлюзов и каналов гранитом. Работы продолжались до 1790-х годов.

Бывший императорский Путевой дворец в Вышнем Волочке, ныне школа №6

В 1798-1803 годах был построен Сиверсов канал, который спрямил путь из реки Мста в Волхов в обход озера Ильмень. В 1810-х годах были сооружены Келецкий и Валдайский бейшлоты, шандорный полушлюз на Цнинском канале, отделаны гранитом берега Цнинского канала.

Сиверсов канал близ Рюрикова городища

Однако к 20-м годам XIX века Вышневолоцкая водная система снова потребовала реконструкции: из-за снижения уровня воды в водохранилищах не хватало воды для прохождения последнего каравана судов, из-за чего часть судов были вынуждены оставаться на зимовку в Валдае. В конце 1820-х годах были проведены работы по реконструкции Заводского водохранилища: подняты все дамбы и бейшлоты, ограждающие водохранилище. В результате площадь водохранилища достигла 60 кв. км. Кроме того, были подняты плотины Уверского, Березайского и Дубковского резервуаров.

Благодаря проведенным работам, по количеству пропускаемых за сезон судов и по их грузоподъемности водный путь достиг максимума. В 1826-1836 годах был построен Вишерский канал, заменивший оказавшийся неудачным Сиверсов канал.

К середине XIX века Вышний Волочёк стал одним из крупнейших городов Тверской губернии. В 1849 году через него прошла Николаевская железная дорога. Значение Вышневолоцкой водной системы начало падать после окончания строительства более эффективной Мариинской водной системы. В конце 1890-х часть шлюзов были переделаны в водоспуски с лотками для пропуска леса.

♦ По теме: История Мариинской водной системы (Волго-Балтийский канал) и музей «Водные пути Севера» в Вытегре

Мариинская, Тихвинская и Вышневолоцкая водные системы

Путь по Вышневолоцкой водной системе из Рыбинска в Санкт-Петербург

На старых фотографиях можно увидеть, в каком прекрасном состоянии находилась Вышневолоцкая водная система на рубеже XIX-XX веков.

Тверецкий канал

Река Цна

Ванчаковская линия и Цнинский канал

Горбатый мост

Пароходная пристань

Цнинский канал и Богоявленский собор

Река Цна

Нижнецнинский полушлюз

Новый этап реконструкции Вышневолоцкой водной системы, направленный на обводнение верховьев Волги и, в частности, Рыбинского водохранилища, был осуществлен в 1943-1947 годах. Между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой был прорыт 5-километровый Ново-Тверецкий канал, после чего площадь Вышневолоцкого водохранилища увеличилась до 109 кв.км.

Вышневолоцкое водохранилище

Вышневолоцкое водохранилище

Вышневолоцкое водохранилище

Нынешняя трасса М-10 проходит по Ленинградской дамбе, которая разделяет Лесозаводскую заводь и Вышневолоцкое водохранилище.

Дамба Вышневолоцкого водохранилища

На Ново-Тверецком канале была построена Ново-Тверецкая ГЭС (2400 кВт). На Цне, ниже старого Заводского бейшлота, который ушел под воду, возвели Новоцнинскую плотину и Ново-Цнинскую ГЭС (220 кВт). Благодаря этому река Тверца стала более полноводной, а Мста, наоборот, мелководнее, чем прежде.

Ново-Тверецкая ГЭС, 1947 года постройки

В наши дни основное движение судов идет по Волго-Балту — бывшей Мариинской системе. Сквозное движение по Вышневолоцкой системе невозможно, только по отдельным её участкам, поскольку еще в начале XX века шлюзы были перестроены в водоспуски.

Вышний Волочёк, который нередко называют Русской, или Тверской Венецией, выглядит, к сожалению, не лучшим образом.

Казанский проспект

Старинный дом по улице Ванчакова Линия

Дома по улице Ванчакова Линия

Очень хочется надеяться, что и Вышний Волочек, и гидросооружения Вышневолоцкой водной системы в конце концов будут приведены в порядок.

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Фото: Вышневолоцкое водохранилище

Фото и описание

Достопримечательностью Вышневолоцкого района Тверской области является Вышневолоцкое водохранилище. Оно располагается западнее Вышнего Волочка, в центральной части района. Высота над уровнем моря составляет 163,5 метров. Площадь водохранилища – 108 кв.км. Длина – 12, ширина – 9 километров.

Помимо Вышнего Волочка на берегах водохранилища располагаются следующие населённые пункты: посёлок Красномайский, село Кашарово, деревни Рвеница, Ермаково, Язвиха и другие. В акватории Вышневолоцкого водохранилища находятся острова: Алёхина Релка, Дергуны, Захарин Бор, Большой Вал, Жерновка, Ключино и другие.

Вышневолоцкое водохранилище создал выдающийся гидротехник-самоучка Михаил Иванович Сердюков. Оно было образовано для поддержания судоходного уровня в Вышневолоцкой водной системе, которая соединила Балтийское море с рекой Волга по замыслу императора Петра I.

Река Тверца берет начало из водохранилища. Именно отсюда она начинает свой 188-километровый путь к Волге. Реки Мста и Волхов с водохранилищем соединяется рекой Цна. Вышневолоцкое водохранилище образовано в долинах рек Цна и Шлина в 19-м году XVIII столетия. В 1951 году сооружения водохранилища, создающие подпор, были реконструированы.

Уровень водохранилища составляет порядка 3 метров. Воды водохранилища осуществляют сезонное регулирование стока. Применяется для водоснабжения, лесосплава, водного транспорта, рыбного хозяйства (судак, лещ, щука) и энергетики.

На Вышневолоцком водохранилище функционировала пассажирская линия «Здешево-Перерва», имеющая протяжённость 6 километров. Этот участок до сих пор формально входит в «Перечень внутренних водных путей – 2002г». В настоящее время водохранилище представляет собой важный резервный источник для реки Тверца и Канала имени Москвы. Напор водохранилища используют для выработки электрической энергии на двух малых гидроэлектростанциях: Новотверецкой и Ново-Цнинской.

Вишерский канал

Расположение

Страна

  • Россия Россия

Субъект РФ

Новгородская область

Район

Новгородский район

Характеристика

Длина

15,5 км

Водоток

Голова

Мста

58°28′36″ с. ш. 31°38′56″ в. д.HGЯO

Устье

Вишера

58°32′54″ с. ш. 31°27′00″ в. д.HGЯO

— голова, — устье

Аудио, фото и видео на Викискладе

Ви́шерский канал — канал в Новгородском районе Новгородской области России. Входит в состав Вышневолоцкой водной системы.

Служил для спрямления пути из реки Мсты в реку Вишеру впадающую в правый рукав Волхова — Малый Волховец, минуя озеро Ильмень.

История

Мост через Вишерский канал в деревне Савино

Построен в 1826—1836 годах, после постройки в 1840 году начались работы по исправлению канала, в них принимал участие А. И. Штукенберг.

География

Начинается на 27-м км (от устья) реки Мсты у деревни Боры, а заканчивается в деревне Савино на реке Вишера.

Длина канала 15,5 км. Левый берег канала примыкает на протяжении 14 км к старому участку федеральной автомагистрали «Россия» (М10, E 105 Москва — Санкт-Петербург), (т. н. новый участок — по окружной шоссейной дороге в объезд Великого Новгорода).

На берегу Вишерского канала находится деревня Мшага. В настоящее время канал для судоходства не используется.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 февраля 2018 года.

Словари и энциклопедии

Тверца · Водораздельный канал · Цна · Мстино · Мста · Сиверсов канал · Вишерский канал · Волхов · Ладожский канал · Нева

река Либья от моста у деревни Овчинище — озеро Шлино — река Шлина — озеро Глыби — река Шлина — Вышневолоцкое водохранилище Байдарочный одиночный поход 30 апреля — 7 мая 2016 г. Здоровья и хорошей погоды! О реках Либье и Шлине есть несколько прекрасных отчётов, поэтому оригинален не буду. Может быть, кого-то заинтересует возможность завершения маршрута прямо у Вышнего Волочка. В любом случае, участнику, то есть мне, понравилось очень! Грибочки и ягодки пособирал (весной, да), тигра видел… Нет, это не я заливаю, это меня на перекатах заливало 🙂 В общем, было всё так. Когда, за две недели до отъезда, менял у машины зимнюю резину на летнюю, шёл снег, а прогноз показывал дожди в течение всех майских праздников. Поэтому взял с собой плёнку от дождя пошире, плащ потолще, и приготовился к суровым погодным испытаниям. Видимо, это помогло, потому что погода во всё время похода была просто отличной! 30 апреля, в первый праздничный день, встал пораньше (было ясно, но прохладно), загрузил вещи в машину и отправился по старой Ленинградке М-10 в Вышний Волочёк. Назвать процесс передвижения словом «ехал», на мой взгляд, не совсем верно. Отстоял пробку от Москвы до Вышнего Волочка, иначе не скажешь. По дороге перекусывал за Тверью, около прудика (уже водная тематика) рядом с Заволжским мясокомбинатом (фото 1).


Фото 1. Перекус у прудика за Тверью

Наконец, добравшись до Вышнего Волочка, в котором, на удивление, пробки не было, и переехав реку Цну по Пролетарскому мосту, нашёл спортивно-рыболовную базу «Здешево», где и оставил свой автомобиль (фото 2 и 3).


Фото 2. Спортивно-рыболовная база Здешево


Фото 3. Спортивно-рыболовная база Здешево, территория базы

Многочисленные отзывы об отсутствии в Вышнем Волочке дорог — подтверждаю. Вызвал такси, перегрузил в него вещи, и доехал до моста через реку Либью у деревни Овчинище (фото 4). Дорога туда идёт через Валдай. От Вышнего Волочка до Валдая — это Ленинградка, километров 100, а в Валдае после поворота сначала идёт асфальт, потом плохой асфальт, потом бетонные плиты с разошедшимися стыками, и в конце километров 8 грейдер — всего около 30 километров не самой лучшей дороги. Водитель такси, конечно, по дороге ворчал, но, думаю, это больше было в расчёте на чаевые, ибо в Вышнем Волочке дороги были отнюдь не лучше.


Фото 4. Мост через реку Либью у деревни Овчинище

Поясню, почему стремился именно к этому месту. Да, конечно, на озеро Велье не попал и старинный канал на реке Либье не увидел, зато не общался с представителями Валдайского национального парка, которому принадлежит бОльшая часть озера, и не делал обнос Вельевской плотины. Тут уж каждый выбирает под себя. Выгрузив вещи и отпустив такси, поглядел вокруг и понял, что наконец добрался до красоты! Потом глянул на часы. Шёл седьмой час вечера, поэтому решил переночевать рядом с мостом, а сборку байдарки и отплытие оставить на утро. Оттащил вещи немного от дороги, и поставил палатку за неким валом, не разобрал, искусственным или естественным, на левом берегу реки (фото 5, 6 и 7). В том месте палатку не было видно ни с реки, ни с дороги, ни из деревни.


Фото 5. Первая ночёвка у моста


Фото 6. Садящееся Солнце пробивается сквозь сосны


Фото 7. Вид на палатку с вала. Больше ниоткуда не видно

Когда подошёл к реке умыться и набрать воду в котелки (вода была чистая, немного бурая, по вкусу напоминала талую воду — и в Либье, и в Шлине), с удивлением обнаружил, что не один. По реке проплывала большая группа байдарочников, лодок десять. Буквально всю реку заняли 🙂 Как выяснилось потом, они шли с озера Велье. Встали немного ниже, после разрушенной плотины. После первой ночёвки наутро на плёнке, прикрывающей упаковку с байдаркой, обнаружился толстый слой инея. Однако скоро яркое солнце нагрело воздух, и стало тепло, а потом даже жарко. После завтрака собрал байдарку, загрузил в неё вещи (фото 8), потом поднялся на вал повыше и сфотографировал остатки плотины с красивого ракурса (фото 9). После чего двинулся вперёд, по дороге поприветствовав байдарочную группу (фото 10).


Фото 8. Байдарка загружена и готова к отчаливанию

Фото 9. Остатки плотины

Фото 10. Группа байдарочников

Либья — неширокая речка с быстрым течением и интересными поворотами(фото 11-13), когда руля не хватает и приходится загребать одним веслом.

Фото 11. Река Либья. Поворотик

Фото 12. Река Либья. Быстрое течение

Фото 13. Река Либья. Красивые берега и хорошая погода

Завалов не было, а были два моста-насыпи: у деревни Марково и у деревни Семёнова Гора. Честно говоря, из предыдущих описаний решил, что такой мост один, поэтому второй был неожиданностью. У Марково (фото 14 и 15) планировал обойтись без обноса, протянув лодку на верёвке, но не получилось. Вода была высоко, и у переднего края бетонной арки река срывалась в бурлящий поток, падая приблизительно на полметра.

Фото 14. Мост у деревни Марково, «вид спереди»

Фото 15. Мост у деревни Марково, «вид сзади»

Фото 16. Либья. Вид на реку и прибрежный лес

С другой стороны моста все берега были заняты рыбаками (рыба есть, подтверждаю, таскали при мне, хоть и небольших), поэтому вещи и лодку пришлось нести подальше. В траве недалеко от берега, в тени кустиков и деревьев, вовсю цвела ветреница (фото 19).

Фото 17. Ветреница

У Семёновой Горы (фото 18 и 19) мысли о проводке даже не возникали.Кстати, там меня нагнали трое ребят, которые путешествовали на надувной моторке, таща за собой на верёвке надувную же байдарку с вещами.

Фото 18. Мост у деревни Семёнова Гора, «вид спереди»

Фото 19. Мост у деревни Семёнова Гора, «вид сзади»

Быстрое течение Либьи компенсировало задержки на обносы, и вот уже начались разливы перед озером Шлино (фото 20). Остановился на перекус на правом берегу в относительно сухом, нетопком месте (фото 21). Здесь меня нагнала та самая байдарочная группа. Они хотели причалить прямо к тому же месту (почему так? Притягиваю?), но из-за кустов, веток и старых камышей, росших у берега, не смогли, потом нашли себе место в 50 метрах дальше.

Фото 20. Разливы перед впадением в озеро Шлино

Фото 21. Остановка на перекус перед выходом в озеро Шлино

После перекуса вышел уже в озеро Шлино (фото 22). Мимо входа в озеро Старожил, обогнув мыс полуострова Баранья Гора (фото 23), прошёл направо, к югу. Озеро Шлино — не очень большое, красивое, на берегах дёрн, под ним песок.

Фото 22. Выход в озеро Шлино

Фото 23. Мыс на полуострове Баранья Гора

Остановился на ночёвку на небольшом острове Лигоново (фото 24). В камышах у восточного берега озера, примерно в километре от стоянки, был чаячий базар. Крик оттуда стоял почти до самой темноты, но всё-таки глушился расстоянием и камышами. Ещё кричала выпь, как будто кто-то время от времени гулко дул в пустую бутылку. Экзотика, однако!

Фото 24. Стоянка на острове Лигоново

Лёг отдыхать в палатку пораньше, но был потревожен приплывшими «рыбаками» (именно в кавычках, да). Они приплыли на надувной моторке прямо к месту стоянки (и их притянул, наверное :), в последний момент отвернули и причалили на 20 метров дальше. Вылез, мирно побеседовали за жизнь, разошлись. Проснувшись утром и позавтракав, по ровной, как зеркало, глади озера двинулся к деревне Комкино, где находится плотина и начало реки Шлины. По поводу обноса плотины (фото 25). Поскольку сведения разнятся, напишу поподробнее. Обносить плотину лучше по левому берегу, но есть два варианта. Если удастся договориться с охраной, то нести вещи и плавсредства надо будет 30 метров по ровному месту между двумя маленькими заливами, озёрным и речным — по территории плотины. Если же договориться не удастся, то предстоит обнос приблизительно на 200 метров, вдоль забора с колючей проволокой, огораживающего территорию плотины. Прорываться по территории без договорённости не советовал бы, везде понаставлены камеры, и на мой взгляд, под видеозапись охрана просто вынуждена будет среагировать.

Фото 25. Плотина на Шлине, вид со стороны реки

Более подробно территорию плотины можно посмотреть на публичной кадастровой карте Росреестра. Что касается моего случая, то подробностей писать не буду, скажу, только, что со мной местная служба охраны была на высоте, корректна и вежлива! 🙂 Куда хуже вела себя овчарка в деревне Комкино, на левом берегу, которая вырвалась из-за забора в районе домов с синими крышами (фото 26) и носилась туда-сюда по берегу, рыча и гавкая, видимо, мечтая достать вкусного байдарочника.

Фото 26. Шлина в деревне Комкино

Но вот, наконец, река Шлина во всей красе! Сразу за Комкино появился мост (фото 27). Некоторое время после него шёл относительно спокойный участок, будто специально для того, чтобы можно было освоиться после обноса плотины (фото 28 и 29). А потом в русле появились камни (фото 30), течение ускорилось (фото 31) и начались перекаты (фото 32, 33)

Фото 27. Мост у деревни Комкино

Фото 28. Река Шлина. Зона расслабления

Фото 29. Река Шлина. Зона расслабления всё ещё длится

Фото 30. Камушек

Фото 31. Течение

Фото 32. Пошли перекаты

Фото 33. Ещё перекатик

В описаниях пишут, что перекаты простые. Наверное, соглашусь. Всего их штук 7, не считал. Сосредоточены на одном участке реки. На фотографиях — самые маленькие, а большие снимать не успевал. Раза три волны разбивались волнорезом байдарки, раза два плюхнуло волной внутрь (шёл без фартука). Один раз не уследил, попал на камень. Не повис и не продрался, а получил напутственный пинок по пятой точке через дно лодки. Всё же голову на плечах для прохождения перекатов Шлины нужно иметь. Именно в этих местах иногда встречались островки снега (фото 34)

Фото 34. Снежок-с

Когда остановился рассмотреть получше перекат за мостом около деревни Яхново (фото 35), увидел родник, обложенный небльшини камнями, с двумя вставленными пластиковыми трубками (фото 36). Пока ходил на мост смотреть перекат, к роднику (и стоящей рядом лодке) спустились трое мужчин с бутылками набирать воду. Ничего не хочу сказать, но когда вернулся с моста, байдарка, до моего ухода плотно приткнутая к берегу, свободно плавала, удерживаемая только верёвкой с колышком, воткнутым в берег. Как бы там ни было — следите за своим инвентарём!

Фото 35. Мост у деревни Яхново

Фото 36. Родник у моста

После перекатов река, петляя, протекала то по расширившейся пойме (фото 37), то между красивых высоких берегов, поросших сосновым лесом (фото 38), при этом течение было быстрое, на поворотах у берегов образовывались быстрины.

Фото 37. Широкая пойма и камыши на левом берегу

Фото 38. Песчаный бережок с соснами

Обратил внимание, что следы бобровых погрызов имелись даже на соснах (фото 39). Зачем бобрам грызть сосны, не совсем понятно, завалить реку всё равно не удастся, и кора сосновая вряд ли вкусна. Если только для лечения? В любом случае, решил для себя, что шлинские бобры грызут сосну потому, что они такие суровые.

Фото 39. Суровые шлинские бобры погрызли сосну

Как-то незаметно река расширилась, войдя сначала в озеро Узмень (фото 40), а потом в Глыби. Узмень как озеро вообще не воспринял, думал, просто разлив, а Глыби хоть и небольшое, но симпатичное (фото 41). Сосновый лес на берегу (левом — фото 42), уходящий вдаль. К сожаленю, музыка на базе отдыха Узмень орала на оба озера, и тишины не получалось, стало тише только ближе к выходу из озёр.

Фото 40. Озеро Узмень

Фото 41. Озеро Глыби с левого берега

Фото 42. Бесконечный сосновый лес

Иногда на картах обозначается Сторожка Глыби, расположенная на северном (левом) берегу озера. Выглядит она вот так (фото 43). Судя по стоящим рядом автомобилям, к ней можно подъехать на машине, а также скорее всего есть электричество, столбы с проводами идут туда вдоль берега озера.

Фото 43. Сторожка Глыби

Хотел остановиться на озере, но подходящего места не нашёл. Это не значит, что мест для стоянок там не было — были, даже оборудованные, однако было видно, что часто посещаемые. И автомобильная колея шла через них довольно наезженная. Да и музыка с базы отдыха. Поэтому вышел из озёр уже в Шлину, и нашёл место по душе, на высоком песчаном обрывистом берегу, очень красивое (фото 44 и 45), хоть и не совсем удобный был спуск к воде.

Фото 44. Стоянка после озера Глыби

Фото 45. Вид на Шлину с высокого берега стоянки

Утром прогулялся по лесу. Обнаружил ягоды! Оказалось, прошлогодняя брусника опала и пропала далеко не вся, и её можно было собирать (фото 46, а если кто не верит — смотрите сразу фото 59). По вкусу напоминала клюквенный кисель, такой резкой кислоты, как в свежих ягодах, в ней уже не было. Ну, думаю, раз пошло такое лето весной, то кроме ягод надо и грибы искать! И точно, набрал, правда не опят и сыроежек, а сморчков-строчков (фото 47)! Грибы росли только в одном месте, видимо, из-за окружающей сухости, но мне покушать хватило. (Напоминаю на всякий случай, что варить-жарить такие грибы нужно не меньше 20 минут.)

Фото 46. Прошлогодняя брусника

Фото 47. Грибочки

И ещё в лесу во многих местах встречал такие вот прекрасные цветы (фото 48). Насколько понял из интернета, это прострел. Если вставал рано, удавалось наблюдать, как после восхода солнца их сомкнутые в бутон лепестки раскрывались, демонстрируя яркую жёлтую середину из тычинок и пестика, а мохнатый стебелёк добавлял симпатичности.

Фото 48. Прострел

Фото 49. Такие насекомые встречались на той стоянке

После отплытия от места с высоким берегом река продолжала радовать своей красотой (фото 50 и 51). Дошёл до впадения реки Граничной (фото 52), немножко зашёл в неё и сделал перекус и чай (фото 53). Вода в этой реке была немного более бурого цвета, чем в Шлине, но на хороший вкус чая это не повлияло.

Фото 50. Поворот с красивым берегом

Фото 51. Ели спускаются к воде

Фото 52. Устье реки Граничной

Фото 53. Перекус на реке Граничной

Посёлок Комсомольский (фото 54, 55, 56) старался пройти побыстрее, поскольку встречал в описаниях неприятные отзывы. У меня всё прошло нормально. Хотел пройти по рукавам, которые имеются у реки в этом месте, но не пошёл, потому что там было много наваленных кустов-деревьев, а течение довольно сильное. Думаю, в экстренной ситуации можно пройти и по рукавам, но осторожно. За железнодорожным мостом мужчина и женщина собирали Таймень. Потом встречался с ними на реке, они тоже шли до водохранилища.

Фото 54. Мост перед посёлком Консомольский

Фото 55. Пешеходный мост в Комсомольском над мелким местом

Фото 56. Железнодорожный мост после Комсомольского

Выбрал себе место для стоянки на излучине реки, за сосенками, на правом берегу(фото 57, 58). В этот и следующий день проходил немного, больше сплавлялся, потому что времени оставалось достаточно. Но и без гребли из-за быстрого течения Шлины и её постоянных поворотов передвижение напоминало аттракцион, когда лодку то несёт по быстринке, то внезапно разворачивает боком и сразу же возвращает обратно на курс, то силой потока вписывает в поворот почти у самого берега, когда кажется, что вот-вот ткнёшься носом, ан нет, в последний момент отворачиваешь. Утром ходил за ягодами (фото 59). Цветок прострел на фотографии закрыт, это значит, что ещё довольно рано.

Фото 57. Стоянка после Комсомольского

Фото 58. Вид на реку со стоянки

Фото 59. Брусника

После завтрака и сборов отчалил и двинулся дальше. На берегах стали появляться кусты, русло стало пошире (фото 60). Думал, что река начнёт уже разливаться и замедится, но оказалось, что это было не так. В некоторых местах в нижнем течении Шлина разливается, это правда, даже на рукава кое-где расходится, однако потом собирается в одно русло опять, а течение остаётся ощутимым вплоть до самого последнего разлива перед водохранилищем в районе Красномайского. И ещё: не соглашусь с описаниями, в которых указано, что в нижнем течении Шлина неинтересна. Своё очарование есть на каждом участке этой реки, интересно также и то, что впечатления от неё всё время разные.

Фото 60. Кустики по берегам, но и сосны есть

Прошёл мост, ведущий «из посёлка Труд в деревню Куженкино» (фото 61), а куда он на самом деле ведёт — не знаю ничего, храню гостайну 🙂 В описании сказано, что мост автомобильный… Скажем так, советую крепко подумать, прежде чем переезжать на своём автомобиле по этому мосту. Перед мостом река разделяется на два рукава. Прошёл по левому, там препятствий не было, а в правом были какие-то принесённые деревья и шумящий небольшой перекат.

Фото 61. Мост из посёлка Труд

Двигаясь дальше по Шлине (фото 62), дошёл до места впадения в неё реки Шлинки (фото 63). Свернул в эту речку, решил подняться вверх хотя бы до места впадения в неё Ладыженки. Не удалось, так как были завалы. Через первый, почти сразу после устья, удалось проскрестись, через второй прорубился с топором (фото 64), а через третий (виден на фото 65) обноситься-прорубаться не стал, остановился до него. Это было рядом с впадением реки Студенки, которая на самом деле выглядела не крупнее ручья.

Фото 62. Вид на реку

Фото 63. Устье реки Шлинки

Фото 64. Так, через завал прорубились…

Фото 65. Вид на Шлинку, у дальнего края — завал

В том месте были лавочки и столик из бревна (фото 66), неплохое место для стоянки. К сожалению, рядом с берегом проходила вырубка, валялись остатки спиленных стволов и обрезанные ветки. Картина печальная, конечно. Чтобы как-то скрасить впечатление, выдумал себе историю о том, что это туристы сплавлялись сверху по Шлинке, увидели завал, начали прорубаться, да увлеклись…

Фото 66. Лавочки, столик, вырубка

Вечером по сухому дереву деловито тукал дятел (фото 67), а также удалось наблюдать ухаживания кукушек.

Фото 67. Дятел на сухом дереве

Утром солнце осветило речку во всей её красе (фото 68). Позавтракал, собрался и через прорубленный завал вернулся в Шлину (фото 69). В районе Хотилово-2 свернул налево, в рукав, чтобы не подходить к домам (фото 70), оказался на некоторое время как бы опять в маленькой речке с довольно быстрым течением.

Фото 68. Стоянка на Шлинке. Утреннее солнце освещает пейзаж

Фото 69. Снова на Шлине

Фото 70. Рукав — как маленькая речка

В районе Хотилово-2 и Борисовского река была загрязнена больше всего. По «шкале посещаемости рек», придуманной ещё на Согоже (смотри отчёт! Единица измерения — количество пустых брошенных или плавающих бутылок на километр реки) в этих местах показатель зашкаливал за 20-30 бут/км. Пластиковая тара в основном собиралась у деревьев, упавших в реку. Хорошо, что с удалением от этих мест загрязнения всё-таки сошли на нет. После Хотилово-2 прошёл мост (фото 71 — если не ошибаюсь, там какой-то КПП, имеется колючая проволока, а куда ведёт дорога — не знаю ничего, храню гостайну :). Даже несмотря на загрязнения, берега в этих местах красивые (фото 72).

Фото 71. Мост после Хотилово-2

Фото 72. Река после Хотилово-2

После обеденного перекуса добрался-таки до моста новой платной дороги М-11 Москва-С.Петербург в обход Вышнего Волочка (фото 73). Шум от моста был слышен издалека. Расположен он как-то странно, не пересекает Шлину поперёк, а идёт вдоль излучины почти параллельно реке. Ну, проектировщикам-мостостроителям всяко виднее, как мосты строить: поперёк реки, или вдоль.

Фото 73. Мост платной дороги Москва — Санкт-Петербург

После моста высокий берег подходил к воде нечасто. Берега, хоть и красивые, были низкие (фото 74). Вода подмывала прибрежные деревья, и почти на каждом повороте в воде лежало несколько стволов, однако, завалов, перекрывавших реку от берега до берега, не было. Были и разливы. Фотография (фото 75) интересна, во-первых, тем, что на ней высокий берег среди разлива, а во-вторых, на откосе видно два слоя: верхний, посветлее — песок, а нижний, потемнее — глина, по которой сочится грунтовая вода.

Фото 74. Река в нижнем течении

Фото 75. Слоёный берег

Добравшись до одного из высоких песчаных берегов, нашёл приятную небольшую полянку для ночёвки, всю устланную мягким мхом, в окружении пушистых елей (фото 76). Это была последняя стоянка на реке Шлине.

Фото 76. «Моховая» стоянка. Последняя на Шлине

Наутро двинулся к водохранилищу. Именно с этого момента, то есть километров за 7-9 до устья, разливы стали шире (фото 77, 78), а течение замедлилось.

Фото 77. Разлив виден за сухой травой

Фото 78. Разливы становятся шире

На фотографии (фото 79) — собачья фиалка. Какое отношение имеют собаки к фиалкам — ответить затрудняюсь…

Фото 79. Собачья фиалка

По широкой воде прошёл до Красномайского. В пределах самого посёлка река сужается последний раз. Прошёл мимо остатков стекольного завода (фото 80, справа). Было видно, что он не работает, но рушится медленно, видимо, сделан был добротно. Стоят трубы, некоторые корпуса пока стоят просто с разбитыми стёклами. На берегу — мусор.

Фото 80. Красномайский. Трубы стекольного завода и мосты

В этом месте на реке — целая пачка сооружений. Сначала водозаборная труба на 2/3 русла, потом сваи старого моста, потом железнодорожный мост «из ниоткуда в никуда», скорее всего, бывший заводской, и, наконец, автомобильный мост. Всё это проходится на байдарке без проблем. Ещё один поворот, и вот впереди — выход в водохранилище (фото 81).

Фото 81. Выход в Вышневолоцкое водохранилище. Слева — насыпь дамбы

Вышневолоцкое водохранилище, на мой взгляд, не поражает своей водной гладью, как, например, Рыбинское, или водохранилища Волги. Зато оно очаровывает большим количеством островов и островков самых разных видов и размеров, разбросанных по всему водохранилищу. Многие из них поросли лесом, смотрятся очень красиво. Самый приметный — остров Лисий (фото 82), или, скорее острова, так как их почему-то несколько под одним названием.

Фото 82. Водохранилище. Северная часть острова Лисий

На острове Лисьем видны какие-то здания. Судя по интернет-описаниям, там экспериментальная ветеринарная база. Между островом и «материком» курсирует (хоть и редко, а может, по расписанию) маленький кораблик-челнок (фото 83), создающий при движении, несмотря на размеры, такой бурун за кормой и оставляющий такие волны, что иная баржа с Волги почувствует рядом с ним свою неполноценность.

Фото 83. Кораблик-челнок

Фото 84. Это тоже остров. Весь уместился на фотографии

Выйдя в водохранилище, повернул направо, перекусил на ближайшем островке, кажется, на о. Большой Вал (потому что на берегу были дома и шла дорога, там приставать было неудобно). Потом отправился по водохранилищу к югу, пройтись до конца дня, так как на завтра уже был запланирован отъезд. Погода была отличная, волн не было, единственным неудобством была навалившаяся жара, когда от берега идёшь далеко и нет ни тени от деревьев, ни поворотов реки, а солнце жарит всё время в одну точку (фото 85).

Фото 85. Остров Лисий с юго-запада. Видны строения

Стал уже присматривать местечко для стоянки. Места были, но всё не нравились: то сухие камыши в воде, то пристать неудобно, то берег топкий (избаловала Шлина, да уж :). Наконец, дойдя до урочища Городомля (это где-то 3 километра до Перервы) увидел на острове Лисий песчаный бережок на мысу, и отправился туда. Место понравилось, несмотря на то, что было немного покатым. Остановился на ночёвку (фото 86).

Фото 86. Стоянка на острове Лисьем

На этом месте была своя экзотика. Оказалось, на деревьях мыса гнездились некие птицы… Сам не орнитолог, точно сказать не смогу. Больше всего они были похожи на бакланов (фото 87, 88). Тёмные, размером с гуся, с белыми пятнами на щеках. Всё время летали к гнёздам и обратно, достраивали и доделывали, выясняли отношения, а звуки издавали такие, что любой птеродактиль от зависти вымер бы сразу, доживи он тут до наших дней. Поэтому ощущения, что попал в Юрский период, были весьма натуральные! Представьте: тепло, ветра почти нет… Вода, песчаный обрывистый берег… Хвойные деревья… А сверху — кваканье, бульканье, хрюканье и постоянная возня до самой ночи.

Фото 87. Полетел-полетел!

Фото 88. Гнёзда

Эх! Как верёвочке ни виться… Настало утро дня отъезда. Позавтракав и собрав вещи, «вернулся» из Юрского периода в наш обыденный Кайнозой. Плыл мимо нескольких мелких островков, рядом с островом Соменец (фото 89, 90), прошёлся по одному из них для разминки, а потом, минуя остров Дергуны, подошёл к рыболовно-туристической базе, где и стоял автомобиль (фото 91).

Фото 89. Острова, острова…

Фото 90. Острова, острова..

Фото 91. Возвращение к базе отдыха

Выгрузил вещи (фото 92), разобрал и на жарком солнце высушил байдарку. Пока сушилась, вскипятил чай и покушал. А потом сложил всё в багажник и заставил себя поехать домой.

Фото 92. Вещи выгружены, можно разбирать байдарку. Но так не хочется!

Хорошо хоть, на обратном пути пробок практически не было. «А где же тигр?!» — спросит внимательный читатель. Был тигр, был… По дороге остановился перекусить. Точно место не укажу, в том месте был светофор, а после поворота огороженная бетонным забором стоянка для грузовиков. Обогнув её, по просёлочной колее выехал на небольшое зеленеющее поле за забором стоянки. Вокруг поля был лесок. Заехал в тень от деревьев, покушал-передохнул. А когда сел в машину и двинулся назад к шоссе — гляжу внимательнее, а над забором стоянки надстройка с навесом, а там лежит кто-то. Заметил мою машину, повернул морду… Тигр! Вот, подумалось мне, его небось на это поле гулять выпускают, а я там обед устроил, а ведь мог бы и сам ужином стать. Чего только не встретишь на бескрайней земле Русской! Свят-свят!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *