Берлин бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота (на немецком Brandenburger Tor) единогласно считаются одним из главных символов, «визитной карточкой» Берлина. Причин тому масса: и расположение, и их богатая история, и внушительный внешний вид. Строение высотой в 20 метров из 12 колонн, выстроенных в 6 рядов, увенчанные 6-метровой скульптурой любят и туристы и местные жители.

Строение выполнено в духе классицизма и, соответственно, цитирует античные сооружения. Впоследствии ворота задали стиль архитектуры всей столицы Германии. Их веками бережно восстанавливают, что бы с ними ни происходило. Благодаря этому мы и по сей день можем видеть их не изношенными и не осовремененными.

Бранденбургские ворота на панораме — Google Maps

Ворота возвышаются в самом центре города, что обеспечивает вас возможностью максимально разнообразно провести досуг с минимальной затратой времени. Рядом с воротами находится несколько музеев и исторических мест, например, улица Унтер-ден-Линден и легендарный Рейхстаг.

История

Удивительным кажется то, что ворота перенесли войны, разорения, повреждения, но в итоге сохранили свой первозданный вид в наши дни благодаря качественной реставрации. Многовековая история достопримечательности в XX веке разделилась на две эпохи: до и после падения Берлинской стены.

© moerschy

До падения стены

Во времена Эпохи Возрождения ворота были только частью крепости города и выполняли исключительно практическую функцию. Но позже, в конце XVIII века, усилиями Карла Готтгарда Лангганса, они были обращены в монументальную Триумфальную арку, и положили начало классицистической традиции в архитектуре Пруссии.

Ворота украсили скульптурой, изображающей богиню победы Викторию на колеснице, запряженной 4 лошадьми. Эта работа скульптора Иоганна Готфрида Шадова получила название «Квадрига победы». Именно этот элемент архитектуры принимал на себя впоследствии наибольший урон.

Первым квадригу побеспокоил Наполеон. Завоевав Берлин, он распорядился перевезти колесницу с ворот в Париж. После победы над Наполеоном её вернули в Берлин и украсили Железным крестом.

© Couleur

Позже у ворот праздновали свою победу солдаты: победители в Франко-прусской войне, контрреволюционеры. Здесь ликовали национал-социалисты после победы в выборах в 1933 году. После, во времена Второй мировой войны, так бережно сохраняемая квадрига была полностью разрушена и восстановлена только спустя более 10 лет: в 1958 году. С 1945 по 1957 год на её месте развевался флаг СССР.

13 августа 1961 года — на момент возведения Берлинской стены — ворота и квадрига были полностью реставрированы. Теперь их венчал флаг ГДР и построенное ограждение закрывало вид на исторически важный объект обеим частям страны.

После падения стены

В 1989 году надобность в Берлинской стене пропала, и постепенно её демонтировали, снова объединив воротами западную и восточную часть столицы Германии. Сначала часть оставили на память, но на неё постоянно покушались вандалы: пытались разрушить её, исписывали граффити и т. д.

Сейчас от стены у ворот не осталось и следа. С 1990 года Бранденбургские ворота стали символом единства немецкого народа и получили второе название — Ворота Мира. Они стали частью современной Парижской площади Здесь постоянно проводят городские праздники разного масштаба.

Сбоку вы обнаружите «Зал молчания» — он оборудован в первую очередь для жителей современной Германии. Здесь они могут молчаливо поразмышлять и почтить память своих предков, которые из поколения в поколение переживали ряд трагических событий. Кто-то из них впоследствии погибал, кто-то хранил память о прошедшем, и теперь каждый может в зале у ворот отдать им дань уважения.

Посещение достопримечательности

Для начала, на площади возле ворот вас будут ожидать развлечения, временные (связанные с праздниками) и постоянные. В основном вам будут предлагать прокатиться: на сигвее, на различных причудливых велосипедах или — что особенно атмосферно — на колеснице, запряженной лошадьми.

Пообедать неподалёку можно в ресторанах индийской, итальянской, азиатской и собственно немецкой кухни. В шаговой доступности также находится легендарная кофейня Starbucks.

Прямо на остановке Brandenburger Tor для экстренных случаев есть аптека. А если вам приглянется Парижская площадь и вы захотите каждый свой день в Берлине начинать со взгляда на Бранденбургские ворота, вы можете поселиться в одном из двух отелей, также расположенных поблизости.

Отдельно стоит отметить близость ворот к большому зелёному парку Тиргартен, где любой сможет найти свой любимый уголок и отдохнуть от мирской суеты. Когда-то он был охотничьим лесом королей, а теперь доступен каждому и соответствующе оборудован.

Как добраться до Бранденбургских ворот в Берлине

Бранденбургские ворота находятся в центральной части города, на Парижской площади, по адресу Pariser Platz, 10117 Berlin.

На общественном транспорте

До остановки Brandenburger Tor в Берлине ходят автобусы № 100, S1 и TXL и пригородные электрички S1, S2, S25 и S26. Также недалеко от ворот находится автобусная остановка Behrenstr./Wilhelmstr. — до нее едут автобусы № 200 и N2.

Маршрут от аэропорта Тегель до Бранденбургских ворот в Берлине — Google Maps

На машине

На машине добраться будет еще проще. Это самая оживленная часть Берлина, рядом с крупными проезжими улицами «Федеральная дорога 2» и Эбертштрассе (Ebertstraße). Можно вызвать такси: работают международные службы Uber и Kiwitaxi.

Видео о Бранденбургских воротах

Триумфальную арку, увенчанную квадригой, которой правит богиня победы Виктория, установили на месте обычных ворот городской стены в 1791 году. После поражения Пруссии под Йеной Наполеон захватил колесницу с собой в качестве трофея, но пруссаки вернули краденое, взяв Париж. Площадь у ворот тогда на радостях переименовали в Паризер-плац, а генералу Пфюлю, руководившему переправкой квадриги на родину, было даровано право наравне с королевской семьей пользоваться центральным проездом арки, в то время как всем остальным дозволялось только просачиваться между крайними колоннами.

В разделенном Берлине Бранденбургские ворота оказались зажаты на полосе отчуждения между двумя линиями Стены — и жители скучали по ним настолько, что 9 ноября 1989 года отпраздновать объединение страны здесь собралась многотысячная ликующая толпа. Возвращение памятника городу закрепила торжественная церемония — спустя полтора месяца, 22 декабря Гельмут Коль «открыл» ворота, пройдя под аркой, чтобы пожать руку лидеру ГДР Хансу Модрову. Хотя, казалось бы, сооружение целиком на виду, у него есть свой секрет, о котором не знают даже многие горожане — справа от арки находится так называемая Комната тишины (Raum der Stille), маленькое помещение с десятком стульев, где полагается беззвучно предаваться глубоким мыслям, но можно и просто передохнуть от гвалта туристов.

Изначально ворота представляли собой одни из ворот, через которые люди попадали в город. Собственно, традиция эта распространена повсеместно – ворота, как бы, обозначали границы города. Для своего времени многие из них, надо сказать, находились далеко от центра города, но, неизменно, императоры, цари и короли имели большие планы на развитие своих столиц, и их данный факт не смущал, а совсем наоборот. И в 18-ом веке прекрасные ворота, через которые проезжали и нищие и короли, стали триумфальной аркой, как, собственно, и их «коллеги» по всей Европе. Карл Готтгард Лангганс в 1788-1791-ом годах руководил строительством ворот, а вот идею озвучил неутомимый Вильгельм Второй, которому Берлин обязан, пожалуй, половиной своих архитектурных построек. 12 колонн, которые возвышаются над пятью проездами появились не случайно – архитектор вдохновился Акрополем в Афинах. Причём, всё было совсем не просто – простой человек мог пользоваться только двумя крайними проездами по обеим сторонам. Точнее, проходами, что в случае простолюдина, видимо, больше соответствует реальности. Ворота имеют первоначальный вид сегодня ценой неимоверного стечения обстоятельств. История ворот складывалась таким образом, что они должны были быть растащены ещё лет сто назад. Для начала Наполеон демонтировал квадригу ворот и вывез её в Париж. Группа скульптур вернулась на место. В 1871-ом году восторженные наблюдатели встречали прусскую армию, которая победно возвращалась после доблестной победы над французами. Национал-социалисты праздновали в 1933-ем году свою победу на выборах. Во время войны воротам досталось и за это – они были сильно разрушены и привели в порядок их только спустя 11 лет – в 1956-ом году. А многострадальная квадрига – двумя годами позже, смеем надеяться, на этот раз уже навсегда.

Показать изображение крупным планомЗакрыть Главный символ Берлина© picture alliance / Daniel Kalker

Это абсолютно в духе Берлина: когда 6 августа 1791 года состоялось торжественное открытие ворот, королевская постройка была еще недоделана. Квадрига была не готова – ее водрузили на место только двумя годами позже. Как уверяют берлинцы, это делает Бранденбургские ворота еще более символичными. Но то, что им суждено было стать одной из главных достопримечательностей города, было известно заранее – именно такими, роскошными, на зависть всем, их задумал кайзер Фридрих Вильгельм II.
По окончании Тридцатилетней войны вокруг Берлина возвели таможенную стену с восемнадцатью въездными воротами. Они служили для того, чтобы упорядочить сбор налогов на ввозимые в столицу Пруссии товары. Главный въезд было решено оформить по-особенному – возвести ворота, которые бы выполняли не только пограничную функцию, но и служили украшением. Строительство ворот, дорога через которые вела в город Бранденбург на реке Хафель, началось в 1781 году. Времена стояли мирные, и новые ворота назывались изначально не Бранденбургскими, а Воротами Мира, а венчавшей их квадригой управляла древнегреческая Богиня мира Ирена.
Фридрих Вильгельм II поручил работы прусскому зодчему Карлу Готтгарду Лангансу. Эскиз было велено разработать «на совесть», чтобы, в случае, если таможня перебазируется, ворота остались стоять и радовать глаз. Так и получилось: из восемнадцати ворот сохранились только Бранденбургские да еще и стали при этом символом и самой столицы, и всей Германии.

Показать изображение крупным планомЗакрыть Фридрих Вильгельм II© picture-alliance / dpa

Вдохновленный афинским Акрополем с его Пропилеями, зодчий впервые применил древнегреческий стиль в немецкой архитектуре, положив тем самым начало направлению, позже получившему название берлинский классицизм. Считается, что именно из-за появившихся Ворот мира Берлин окрестили «Афинами на Шпрее», но это не так. На самом деле название объясняется тем, что к XVIII веку город превратился в культурный центр Европы.
Автором знаменитой квадриги, венчающей ворота, стал главный берлинский скульптор той эпохи Иоганн Готфрид Шадов, хотя справедливости ради надо отметить, что над ней трудилась целая группа мастеров. По окончании работ стали ходить слухи, что фигуру богини лепили с натуры и что «моделью» выступила графиня Вильгемина фон Лихтенау по прозвищу «прусская Помпадур», любовница Фридриха Вильгельма II.
В пользу этой версии говорил и тот пикантный момент, что изначально статуя была обнаженной, а Вильгемина как раз любила позировать «ню». Такой «аутфит», вернее, его отсутствие, горожане сочли неприличным, и богиню пришлось облачить в медное платье. Не совсем прикрытой фигура осталась только сзади. Сам Иоганн Готфрид Шадов, правда, уверял, что прообразом для него послужила совсем другая девушка, дочь кузнеца с площади Хаусфогтайльплац.
Колесница на воротах приглянулась Наполеону, одержавшему в 1806 году победу над Берлином. Не долго думая он приказал распилить квадригу на части и, разложив ее по 13-ти ящикам, увезти в Париж – за что берлинцы тут же прозвали его «конокрадом». Кстати, во время Второй мировой войны аккурат по «наполеоновскому» распилу отвалилась голова одной из лошадей.

Показать изображение крупным планомЗакрыть Вступление Наполеона в Берлин 27 октября 1806 года, гравюра Рихарда Кнётеля© picture alliance / akg

9 июня 1814 года, после победы Пруссии над Наполеоном, скульптурную композицию вернули на место. (А пока везли из Парижа в Берлин, для приличия прикрыли богине непристойно обнаженные места). С тех пор ворота стали символом победы над Францией, а Богиня мира превратилась в древнеримскую Богиню победы Викторию и получила новый элемент – железный прусский крест. В народе квадригу прозвали «Retourkutsche». Это слово является лингвистической калькой с французского и означает что-то вроде «ответа» или «сдачи», а если дословно, то retour – это «возврат», а kutsche – «повозка».
Транспортировку квадриги обратно в Берлин доверили Симону Кремзеру, солдату Силезской армии Блюхера, имевшему опыт перевозок крупногабаритных грузов. За это служивому было даровано право проживания в Берлине, и он превратился в транспортного предпринимателя, открыв первую в городе ветку конных автобусов.
В 1871 году, в честь победы во Франко-Прусской войне и провозглашения Германской империи, а также принятия Вильгельмом I присяги в качестве германского императора, сквозь Бранденбургские ворота прошел огромный парад победы. На площади напротив ворот массово праздновали объединение государства. Почти 120 лет спустя, в новогоднюю ночь 1990 года, гуляния повторились, и поводом снова было объединение Германии – вот такой поворот истории!
В 1945 году ворота серьезно пострадали от пуль и осколков, а один из снарядов попал прямо в квадригу. Ее восстановили только в 1958 году, а до этого вместо колесницы ворота венчал советский флаг, который со временем сменило знамя ГДР. Во времена холодной войны Ворота оказались на территории Восточной Германии, а после 13 августа 1961 года проход через них перегородила Берлинская стена.

Показать изображение крупным планомЗакрыть Вид на Бранденбургские вороты со стороны Западного Берлина© picture alliance / dpa

Бранденбургские ворота регулярно попадают в городские сводки. Так, в 2013 году разгоряченный алкоголем автомобилист решил осуществить то, для чего, собственно, ворота когда-то и строились – проехать через них. Итог: поврежденная колонна, третья справа, и разбитый БМВ. Горе-водитель отделался испугом.
А вот веком ранее здесь произошло ДТП посерьезнее. Вплоть до революции центральный проезд предназначался исключительно для особ королевских кровей и иностранных послов. Но в 1918 году им воспользовались восставшие солдаты, пролетев в ворота на такой скорости, что задавили несчастного Лоренца Адлона, основателя знаменитого одноименного отеля, расположенного поблизости. Предприниматель чудом выжил, однако спустя всего три года на этом же самом месте снова угодил под колеса и от полученных травм скончался.
Бранденбургские ворота по понятным причинам являются одним из самых растиражированных мотивов для сувениров. Начиная с привычных принтов на кружках и футболках и заканчивая шоколадной миниатюрой, которую подают в ресторане гостиницы «Адлон» – в Берлине на интересе туристов к Бранденбургским воротам не зарабатывает только ленивый. И, кстати сказать, дельцы додумались до «бизнеса на воротах» еще 200 лет назад. Тогда в продажу поступили фарфоровые пасхальные яйца с позолоченным изображением главной постройки города.
Ксения Максимова
11.08.2016

8 августа в Берлине начала свою работу новая ветка метро – U55!
Маршрут так называемой «канцлеровской подземки» («Kanzler U-Bahn») – это всего три станции («Центральный вокзал Берлина», «Бундестаг» и «Бранденбургские ворота») и три минуты в пути. Эта ветка стала не только самой короткой, но и самой дорогой в истории берлинского метрополитена.
Первые задумки построить линию метро в правительственном квартале появились аж в 1919 году, а конкретнее оформились только в 50-х годах. Берлинская стена спутала все карты, и на долгие годы проект остался лишь на бумаге. В 90-х годах Гельмут Коль добился выделения средств, и работа закипела. Впрочем, закладывая в 1995 году первый камень новой ветки, он и не предполагал, что строительство станет одним из самых долгосрочных. В 2001 году его заморозили и лишь пять лет назад было принято окончательное решение завершить задуманное.
Начинается ветка от Бранденбургски ворот
Спускаемся на платформу
Ветка как видите не слишком длинная. Впрочем, к 2017 году ее планируют продлить вплоть до площади Александрплатц.
Народ, какмне показалось катается по ней больше из любопытства чем из надобноти, но скоро все привыкнут
Как видно на этой фотографии действует только 1 путь, а из второго сделали некое подобие выставки
А пока прокладывали ветку, на строящейся станции Бундестаг проходила научно-техническая выставка со всякими полезными и неполезными техническими диковинками
И вот мы прибыли на конечную станцию Hauptbahnhof

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *