Давидова пустынь монастырь

5 отзывов Давидова пустынь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вознесенская Давидова пустынь

В Подмосковье, недалеко от города Чехов, на берегу реки Лопасни расположен один из самых красивых и древних монастырей России — Вознесенская Давидова пустынь. Монастырь был основан в 1515 году Давидом Серпуховским. За время своего существования Давидова пустынь пережила очень многое — времена расцвета, упадка и даже полного забытья. Сегодня Давидова пустынь встречает посетителей во всей красе: монастырь полностью отреставрирован.

Основатель Давидовой пустыни Давид Серпуховской еще в 16 веке посадил здесь липовую аллею. Для того, чтобы продемонстрировать силу Божью, он сажал деревья корнями вверх и они все принимались.

Давид Серпуховской происходил из известного княжеского рода Вяземских. Еще будучи совсем молодым парнем, он решил отдать свою жизнь служению Богу. Уже в преклонном возрасте вместе с четырьмя помощниками Давид построил две церкви, келью и трапезную. Самым древним строением считается каменный Вознесенский собор (16 век). Конечно, впоследствии он подвергался перестройкам, но самая первая кладка все-таки уцелела. Интересно, что недалеко от храма Давид посадил липовую аллею. Для того, чтобы продемонстрировать силу Божью, он сажал деревья корнями вверх и они все принимались. После своей смерти основатель Давидовой пустыни стал приходить во снах ко многим людям, помогать им и исцелять.

Давидова пустынь

В Смутное время в 1619 году Давидову пустынь разграбили литовцы и запорожцы. Храм восстановили лишь спустя несколько лет. В конце 17 века дела наладились — это был период расцвета монастыря. В 18 же веке в результате реформ Петра I Давидова пустынь постепенно приходит в упадок. Уже в 20 веке — в 1929 году — ее закрыли окончательно, некоторые монахи попали под репрессии. На колокольню водрузили красный флаг, в зданиях церквей теперь находились столовая, клуб, спортзал и склады. В 50-х годах 20 века было разрушено монастырское кладбище — могилы раскопали, а надгробия использовали для фундамента общежития техникума.

Лишь спустя 63 года Давидова пустынь начинает оживать — собор во имя Всемилостивого Спаса был передан православной общине в поселке Новый Быт. Правда, восстановление прошло не очень-то гладко. На территории монастыря в 90-е годы размещался сельхозтехникум и сельская администрация. Настоятель Давидовой пустыни отец Герман столкнулся со многими проблемами, но все же не отступил от идеи восстановления монастыря. В 1995 году неизвестные убили Германа ради наживы — ограбили монастырский сейф.

Все церкви Давидовой пустыни выкрашены в яркие, жизнерадостные цвета. Знаменская церковь — оранжевая, Никольская церковь — желтая, Вознесенский собор — белый, Успенская церковь — розовая, Храм во имя всех святых — желтый.

До сих пор идут споры о том, каким образом был восстановлен монастырь. Дело в том, что в 90-е годы Давидовой пустыни жертвовали деньги люди с сомнительной репутацией, например Антон Малевский и Геннадий Недосека. Сейчас на местном кладбище можно увидеть их шикарные могилы. Малевский был в свое время «алюминиевым королем» России и лидером измайловской преступной группировки, Недосека — бывший руководитель администрации Чеховского района с не самой лучшей репутацией. Тем не менее во многом благодаря помощи этих людей удалось спасти Давидову пустынь. Как говорится, не судите, да не судимы будете.

В монастыре хранятся частицы мощей многих святых. Кроме того, здесь есть частица гвоздя распятия Христова.

Содержание

Практическая информация

Адрес: Московская область, Чеховский район, поселок Новый Быт. Добраться до Давидовой пустыни можно на автомобиле и на общественном транспорте. С Курского вокзала нужно доехать до станции Чехов, далее на автобусе № 36 до поселка Новый Быт. Также на междугороднем автобусе № 428 Москва — Нерастанное можно добраться непосредственно до поселка от станции метро «Южная». На машине — по Симферопольскому шоссе (М2) до пересечения с А108, левый поворот на Каширу, далее левый поворот по указателю.

Посетители монастыря должны быть соответствующе одеты: мужчин в шортах в церковь могут не пустить, женщинам необходимо иметь при себе платки на голову.

Адрес: пос. Новый Быт, Чеховский район, Московская область

Татьяна Афанасьева

Мы тысячу раз проносились мимо указателя на Давидову пустынь и Талеж по дороге в Москву, и каждый раз я думала, что Талеж на удивление сказочно звучит — надо бы съездить. И обязательно зимой — чтоб небо синее, лес в белых одеждах, мороз-воевода… и минимум паломников. А ещё мне казалось, что Давидова пустынь и Талеж — это одно место. Оказалось, что не совсем 🙂

Сначала едем в Вознесенскую Давидову пустынь. Географически это село Новый Быт в Чеховском районе Московской области. Это там на высоком берегу реки Лопасни стоит мужской монастырь — удивительно яркий, жизнерадостный, «с иголочки». Подъезжаем и видим, что парковка забита. Вот тебе и зима, мороз, мало паломников 🙂

Обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем.

Давид пришел на это место с двумя монахами и с двумя послушниками. С собой он принёс икону Знамения Богоматери. Сначала были возведены два деревянных храма и посажена липовая роща, после начались активные богослужения и чудеса (как говорят).

Да и саму липовую рощу приравнивают к чудесам. По преданию, Давид сажал все деревья корнями вверх, и все они прижились! С Божьей помощью, конечно 🙂

При входе в монастырь — карта. На ней всё подробно расписано, территория небольшая: шесть церквей, колокольня, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки.

Рассмотреть карту в деталях вы можете в фотогалерее (я загрузила).

Нынешняя 70-метровая колокольня, а она является доминантой Давидовой пустыни, была построена в XIX веке на месте старой. Было время, когда створки её ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Они открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи и назывались в народе Вознесенскими вратами.

От колокольни до Вознесенского собора (тот, что белого цвета) вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов. Думаю, её обязательно восстановят.

После переворота 1917 года обитель была поругана и разграблена, все кресты скинуты, иконы сожжены, а настоятель и братия репрессированы. На территории разместился сельхозтехникум, гаражи и склады, а на колокольне водрузили красное знамя. На старых фотографиях всё печально — дырявые купола, выщербленные стены, заколоченные окна, дикие заросли…

Фото Александра Чеботаря. Март 1987 года.

К нормальной жизни обитель вернулась только в 1995 году. И когда сейчас смотришь на всё это благолепие, сложно представить, что могло быть как-то по-другому. Даже сказочные лебеди в пруду плавают!

Мы заглянули всего в два храма — в Знаменскую церковь и в Собор Всемилостивого Спаса. В первом удивило количество ковчегов с мощами (преподобного Давида в том числе), во втором застали генеральную уборку — десятки послушников, галдёж, звон вёдер, хаос церковной утвари. При входе в обитель меня естественно обязали надеть юбку-фартук.

Вот казалось бы, к верующим я себя не отношу, а монастыри люблю. Какая-то в них особая атмосфера и архитектурная красота. Посещаю редко, но по велению души.

Монастырь, кстати, мужской (12 насельников и игумен Сергий (Куксов).

Знаменская церковь (самая яркая с маленьким чёрным куполом, в центре ансамбля) была построена в 1867—1870 годах. Создаётся ощущение, что она, Никольская церковь и Собор Вознесения Господня — это единое целое, потому как храмы пристроены друг к другу.

Границы между церквями подчёркивает цвет. Знаменская — ярко-жёлтая, справа от неё — белоснежный Собор Вознесения Господня, слева — Никольская в лимонных тонах. Если зайти с обратной стороны, то Знаменскую уже не видно, зато две других предстают в полной красе.

Строительство Собора Вознесения Господня началось в XVI веке, ещё при Иване Грозном. Храм в честь святителя Николая Чудотворца основали намного позже — в XVIII веке.

По соседству с ансамблем из трёх храмов — Собор Всемилостивого Спаса, освященный 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).

Рядом — Храм Всех Святых в трапезной. Он построен незадолго до начала Первой мировой войны. Это был последний из храмов, возведённый на территории Давидовой пустыни.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1740 году над северными воротами обители (на фото самая крайняя слева).

В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, в том числе частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частица главы святого благоверного князя Александра Невского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи святых Вифлеемских младенцев; мощи великомученика Пантелеимона, а также частица Гвоздя Распятия Христова.

Говорят, преподобный Давид после смерти начал являться во снах разным людям и вершить настоящие чудеса, избавляя от болезней всяких и напастей.

Поэтому и зимой, и летом к нему идут и идут люди 🙂 Снимать внутри храма нельзя, но кому-то, очевидно, можно 🙂 Фото из инета.

В обитель едут паломники и другого толка. Здесь очень необычный некрополь…

Надписи на старых надгробиях почти не разобрать. Всё очень скромно, как и подобает. Вообще удивительно, что этот камень сохранился. Кладбище практически полностью было разорено в советские годы.

Останки всех монахов и настоятелей были захоронены в братской могиле уже после возрождения обители.

В своё время здесь были погребены полководец генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Могилу героя войны 1812 года Дохтурова не так давно восстановили.

И что меня несказанно удивило, Дохтуров оказался нашим земляком, уроженцем Тульской губернии.

Информация с официального сайта Давидовой пустыни: Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 сентября 1759 г. в Тульской губернии, в селе Крутом, в семье мелкопоместных дворян.

Окончив в 1781 году Пажеский корпус в Петербурге, поступил на военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1784 году Дмитрий Сергеевич был пожалован в чин капитана и принял командование егерской ротой. Вместе со своим отрядом участвовал в войне со шведами, отличился в Роченсальмском морском сражении, за что был удостоен награждения золотой шпагой с гравировкой «За храбрость».

В начале войны 1812 года он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Дохтуров позиций не сдал, Кутузов встретил его словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».

За сражение под Малоярославцем (картина как раз про это) Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени. Вот как охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны 1812 года:

«Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем».

Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве народов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.

По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.

Умер Дохтуров 14 ноября 1816 года, после чего был погребен в монастыре Давидова Пустынь, расположенном в Серпуховском уезде Московской губернии. (Источник www. davidova-pustyn.ru)

И вот тут бы самое время закончить рассказ про монастырский некрополь, но там есть ещё два захоронения, которые прочно связаны с «молниеносной реставрацией» Давидовой пустыни. Одно из них принадлежит Антону Малевскому, алюминиевому королю России и лидеру Измайловской преступной группировки, парашют которого не раскрылся в небе над Кенией в ноябре 2001 года…

Второе — Геннадию Недосеке, известному как «Гена Большой», бывшему главе Чеховского района, сгоревшему в своем «Хаммере» в ноябре 2004 года при очень странных обстоятельствах. Известно, что Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных в лихие 90-е. Честно говоря, не хочется перечислять все его заслуги (обо всем можно почитать здесь iz.ru/news/296294).

На могиле чёрная плита со стихами Звездинского.

На официальном сайте монастыря есть страничка, посвящённая Недосеке: «Трагическая смерть Главы стала большой потерей для Чеховского района. По словам тогдашнего Губернатора Московской области Громова Б. В., за время руководства муниципалитетом Геннадий Недосека сделал много хороших дел и вывел район в один из самых успешных по региону, пользовался огромной любовью и уважением чеховцев, активно участвовал в восстановлении православных святынь Чеховского района, и прежде всего — монастыря Вознесенская Давидова пустынь».

В иконной лавке стоит короб для сбора средств заключённым. И лично для меня во всём этом нет ничего не логичного. В этом вся Россия: Бог всё простит, он всесилен, всеобъемлющ и один на всех.

Чтоб вы знали, у заключённых есть своя покровительница — Великомученица Анастасия Узорешительница, день памяти которой 4 января. Частица её мощей есть в Давидовой пустыни.

Обязательно загляните в «дом птиц» недалеко от иконной лавки. Там свои авторитеты, и такие жиробасы семечки грызут! Синицы, снегири, свиристели, зяблики… Они летают, но с очень большим трудом. При нас один круглый снегирь под лавку буквально закатился :)))

Кстати, Давидову пустынь любил и неоднократно посещал Антон Павлович Чехов (правда было это в иные, более чистые и честные времена). Не знаю, где сделано это фото (точно не в посёлке Новый Быт), но в такого Чехова я бы с радостью влюбилась ♥

Вот что Антон Павлович писал другу семьи Петрову, приглашая его в гости в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

А ведь, правда, красивая!

Недалеко от монастыря, в небольшом селе Талеж находится святой источник, освящённый в честь преподобного Давида. Как сказал нам охранник: «Если напрямки, то всего-то километра четыре. Но сейчас сугробы по пояс, так что вы лучше на машине езжайте».

Талеж хорош, даже если не верить ни в какие священные купания и исцеления. Только представьте, что в глубине леса, под крутым холмом тонкой нитью бежит речушка, вычерчивая сложные узоры, огибая деревья, часовенки и купальни. Место реально чудесное и несуетное. Если в картинках, то так 🙂

Расположен Талеж на речке с красивым названием Смородинка. По рассказам старожилов, здесь на землю выходят семь родников, питающих речку, и можно увидеть блуждающие разноцветные огоньки (магия!).

Талежский родник называют также Веницей — от древнеславянского «венница», что значит свадьба, венчание. И снегомужик справа как бы намекает… 🙂

Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Императрица Екатерина Великая, возвращаясь из Крыма, остановилась переночевать в этих местах, а уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности Талежа стали называть Нерастанными.

Говорят, что в Талеже находился и последний конный привал войска Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. А что? Вполне может быть 🙂 Сомневаюсь, что последний, но для привала место просто создано.

Рядом с источником и звонница есть. Имели удовольствие слышать. Когда стоишь посреди заснеженного леса, впечатление очень сильное!

В Талеже две купели: мужская и женская. Boдa и зимoй, и лeтoм +4 гpaдyca. Зимой желающих окунуться было не так уж и много 🙂

Воде приписывают целебные свойства. Считается, что её воздействие благотворно для страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Хотите — верьте, а хотите — проверьте 🙂 Но то, что вода кристально чистая, мягкая и вкусная, подтверждаю.

Учтите, пoнeдeльник нa пoдвopьe — caнитapный дeнь, и вообще у источника есть свой режим работы — с 8.00 до 21.00. Звучит, конечно, странно, но источнику это только на пользу. Повсюду просто идеальная чистота.

В Давидову пустынь можно добраться и своим ходом: сначала до Чехова на электричке, а потом на автобусе № 36 до остановки «Новый Быт» (ходит часто). До Талежа c железнодорожной cтaнции в Чехове xoдят мapшpyткa и aвтoбyc № 25 (ocтaнoвка «Taлeж»).

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉

Галерея 44 Опрос

А вы были в Давидовой пустыни и Талеже?

Да. Красивое и благодатное место Ещё нет, но съезжу обязательно Не имею привычки ездить по монастырям и источникам Был(а), ничего в общем-то особенного… Свой вариант ответа. Какой?

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни.

Храмы обители

Прп. Давид, полагая основание обители, создал храмы в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.

В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 г., основатель монастыря «постави церковь во имя боголепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 г. на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида, впоследствии перенесенную в село Легчищево. По описи 1627-1628 гг. в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 г. на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и Святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.

История зданий

В 1627-1628 гг. Давидова пустынь помимо храмов имела келию игуменскую, да три келии братских, хлебню, поварню, конюшенный двор, а около него липовую рощу, а под монастырем пашню.

В 1657 г. монастырь имел следующий вид: он был огорожен забором, около монастыря липовая роща, а между рощей и оградой сад с яблонями. За монастырем скотный двор, на котором жил дворник.

По описи 1745 г. кругом монастыря ограда каменная, во многих местах ветха и обвалилась, двое ворот – одни святые, другие по правую сторону проезжие. Игуменские келии передние и задние каменные с каменными сенями. Против них на правой стороне – каменная казенная келия, а в ней государственных грамот и указов печатных и письменных, крепостей и выписок дворовых и земляных и платежных описей на листах и на столбцах и всяких писем ящик и две коробки, а также медная и оловянная посуда. Под игуменскою и казенною келиями – келии пустые. У святых ворот, идучи в монастырь на правой стороне, две келии братские каменные с каменными сенями о двух жильях. Под церковью и под алтарем – погреба зимние. Под трапезою и под церковью Николая Чудотворца – хлебня с сенями, под алтарем – палатка для муки. На углу башня каменная сделана вместо квасоварни. Погреб каменный и деревянный. Сушило деревянное с запасом круп овсяный и ячменных, семени конопляного и гороху. Четыре житницы. За монастырем – конюшенный двор, на нем хоромное строение деревянное. Двор скотный, на нем пять изб, в которых живут монастырские служители различных служб.

По описи 1764 г. каменное строение пустыни: келии, о двух апартаментах, в верхнем – келия игуменская и келия братская, в нижнем – келии братские, две солодовни и кладовая палата; другие келии находились подле ограды. Деревянное строение: кухня, погреб, пять житниц. В монастыре пруд вокруг 80 сажен и сад, а в нем 15 яблонь и 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ветхая ограда. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них две избы; роща липовая, подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасни мельница о трех поставах, на берегу реки Лопасни озерко Круглое, а в нем рыба для монастырского обихода, на речке Родинке два пруда монастырские.

В это время «Давидова пустынь – по словам ее настоятеля, игумена Гедеона – пришли в немалую ветхость: как на святых церквах и келиях кровли и монастырские оградные стены все обветшало и во многих местах обвалилось». Монастырские описи дают основание думать, что храмы и другие здания были обновлены около 1788 г.

В конце XVIII века в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное Правление, присутствующими которого были строитель и два священника по выбору местных священно-церковнослужителей. Оно помещалось в 1762 г. в двух игуменских зимних келиях с сенями, покрытых тесом, со сводами каменными, «взошед в монастырь прямо от святых врат». Оно существовало ранее 1760 г. и упоминается до 1788 г.

В XIX веке вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки: одни из них ремонтировались, другие уничтожались, а вместо них воздвигались новые. Так, при игумене Геннадии (1833-1836 гг.) настоятельская келия покрыта железом. Игумен Паисий (1843-1854 гг.) в 1845 г. «отнес ограду углом на 50 с., а на угле построил башню. Старую же ограду к западу разобрали. Вид монастыря к западу совсем переменился». Он же устроил два пруда. Отделал новую ризницу меж двух церквей («а делается затейливо»). По другую сторону колокольни построены сторожка и ворота к конному двору, старая же ограда с воротами, бывшая примкнутою к старой башенке, разобрана.

В 1848 г. выстроен братский двухэтажный каменный корпус на 20 келий и ограда около разведенного внутри монастыря сада к юго-западному углу, где в прежнее время находился пруд. Выстроена деревянная гостиница против юго-западной башни на 10 комнат. Построена северо-западная угловая трехэтажная башня и каменный скотный двор вместо сгоревшего первого старого в 1846 г., бывшего против северо-западного угла башни, и второго, вновь построенного на месте нынешнего скотного двора, сгоревшего в 1848 г., вырыт пруд близ скотного двора.

В 1851 г. восточная часть монастыря распространена на 15 саженей далее к востоку; ров, на том месте бывший, засыпан, впоследствии все занято садом. Обстроена северо-восточная сторона монастыря, начиная от Успенского храма, где возведены каменные просфорня, хлебопекарня, квасоварня, погреба с кладовыми над ними, подвалы, амбары хлебные в угловой северо-восточной башне с пристройками.

В 1852 г. окончены вся восточная сторона с угловой полубашнею, в коей помещено семь келий, и часть ограды около сада. В 1853 г. между Вознесенскою и Никольскою церквами устроена ризница с библиотекою, где прибылых книг помещено до 500 томов, а бывшая ризница возле алтаря соборной церкви на юго-восточном углу соединена алтарем южным притвором. При игумене Варлааме (1854-1865 гг.) на старом двухэтажном корпусе был наложен третий этаж и выстроена каменная братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в оную из монастыря. В 1885 г. выкрашены все крыши монастыря зеленою медянкою и сделаны разные другие починки и исправления зданий. В 1886 г. покрыт и устроен скотный двор, сделаны разные помещения сараев для склада дров, ограда монастырская очищена от ветхой тесовой крыши и покрыта железом, в самом монастыре канавы и ямы засыпаны и место выровнено, сделана каменная стена для сада с каменными столбами, около скотного двора вычищен заросший пруд. Вновь устроена прачечная с двором, теплица и произведены разные исправления.

В 1888 г. устроен кирпичный завод. Поставлен вновь двухэтажный каменный дом с мезонином для служителей скотного двора и покрыт железом. В 1889 г. выстроен вновь на каменном фундаменте деревянный флигель о шести комнатах с мезонином и покрыт железом для посетителей монастыря и сделаны другие исправления по двору гостиницы. Построен вновь каменный погреб с кладовою для экономии скотного двора. Начата вчерне и сделана вновь каменная двухэтажная гостиница с устройством в ней 16 комнат для богомольцев, приводились в порядок другие ветхости.

В 1890 г. произведены следующие постройки: двухэтажная каменная гостиница отделана внутри, лицевая сторона оштукатурена, полы, потолки, переборки, рамы поставлены на место. Подъезд поставлен на каменную лестницу, чугунный с приличным зонтом и недоконченные каменные работы вчерне закончены в этом году. Выстроен вновь каменный странноприимный корпус с отделением кухни для посетителей пустыни с мезонином и покрыт железом.

В 1891 г. с юго-западной стороны наложена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев, который покрыт железом и внутри и снаружи оштукатурен. Каменный дом для посетителей пустыни внутри отделан и оштукатурен, обнесен каменною оградою с устройством конюшни и двумя сараями, которые покрыты железом.

Наконец, должно отметить, что с середины XIX века на монастыре был заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодов заслужила награждение в 1867 г. большой серебряной медалью, в 1868 г. – золотой.

В октябре 1929 г. монастырь был закрыт. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 1950-х гг. уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами предавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый Быт».

В 1992 г. собор во имя Всемилостивого Спаса был передан образованной в поселке Новый Быт православной общине. Так было положено начало возрождению монастыря. 11 января 1995 г. настоятелем Вознесенской церкви на территории бывшей Давидовой пустыни стал иеромонах Герман (Хапутин), а 1 июня 1995 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил решение о возобновлении монашеской жизни в Давидовой пустыни. Тогда же иеромонах Герман был возведен в сан игумена с вручением ему игуменского жезла.

Давидова пустынь находилась в плачевном состоянии. Монастырский комплекс использовался совсем в иных целях, нежели ему было предназначено: на территории пустыни проживало 13 семей, здесь же располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая. Отец Герман поселился в угловой монастырский башне. Время шло, и древняя обитель постепенно оживала. Зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. Радостное событие для братии и прихожан произошло в апреле 1998 г.: обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню.

К концу 1999 г. в Давидовой пустыни частично была восстановлена монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

В настоящее время обитель продолжает активно восстанавливаться. Многое уже сделано, отреставрирован игуменский корпус, приведено в порядок монастырское кладбище. Благоукрашается и расширяется территория обители. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Необходимо построить гостиничный комплекс для паломников, а также богадельню для духовенства, почисленного на покой. В ремонте и реконструкции нуждаются здания под гостиницу и воскресную школу. Кроме того, планируется восстановить подземный ход к реке Лопасне, проложенном в середине XIX века.

На восточной и южных сторонах от старого собора находилось довольно обширное монастырское кладбище, на котором кроме братии обители погребены посторонние лица. Здесь находились могилы генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1759-1816), участника войн 1805-1815 гг., князей Оболенских, подполковницы П. И. Зыбиной, капитана И. И.Соколова, родного брата архимандрита Паисия, Чуфаровских, Кочетовых и др. К сожалению, кладбище было уничтожено в середине 50-х гг. ХХ века, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития сельхозтехникума, который разместился на территории обители после ее закрытия в 1929 г. После возобновления монашеской жизни обители монастырское кладбище начали восстанавливать, и 26 октября 1999 г. были перезахоронены останки некогда погребенного на монастырском кладбище генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Давидова пустынь основана преподобным Давидом и несколькими иноками, как мужской монастырь, более 500 лет назад. Сейчас это целый архитектурный комплекс, в который входит несколько церковных строений, выкрашенных яркими жизнерадостными красками, в противовес своей сложной истории. Монастырь грабили, передавали в ведение другим монастырям и наконец, закрыли.

В середине 90-х гг. ХХ века силами прихожан он был восстановлен и в 1960 г. причислен к объектам федерального культурного наследия, как памятник архитектуры. В 30 км от Давидовой пустыни находится монастырское подворье, со Святым источником, целебная вода которого привлекает множество паломников.

Адрес монастыря Давидова пустынь

Монастырь расположен в 200 м от села Новый Быт, в сельском поселении Баранцево Чеховского района Московской области, на ул. Молодежная, владение 5.

Как добраться до монастыря на машине

На автомобиле дорога пролегает по Симферопольскому шоссе трассы М2, либо по М4 «Москва-Дон» до перекрестка с трассой А108, затем поворот налево на Каширское шоссе. Следующий левый поворот, ведет к монастырю. На нем расположен указатель изображающий крест и церковный купол.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом из Москвы до пустыни можно доехать:

На автобусе На электричке
  • На междугороднем автобусе № 428 «Москва-Нерастанное-Чехов» от ст. метро «Южная» до остановки в пос. «Новый Быт», откуда до монастыря 210 м. пешком. Он ходит с периодичностью в 5 часов.
  • С автовокзала из Чехова автобусом № 36, он следует по маршруту каждый час, или № 36К – ходит через 4 часа.
От Курского вокзала следовать до ст. «Чехов», затем на автобусе № 36 или 36К.

Кроме автобуса и электрички можно воспользоваться услугами такси. Поездка обойдется примерно в 1000 руб. Или подобрать попутную машину по сходной цене на сайте «БлаБлаКар».

История монастыря

Давидову пустынь основал в 1515 г. преподобный Давид Серпуховской, который управлял монастырем 14 лет. Почтенный старец поселился на этой земле вместе с 4 иноками. Они построили кельи, посадили липовую аллею, возвели храм Вознесения Господня и Спасский собор с 2 приделами. Строения были деревянные и до нашего времени не сохранились.

Монастырь начали выкладывать в камне при правлении Ивана Грозного. Царь питал симпатию к Давидовой пустыни и не жалел средств. Он даровал обители несколько угодий и вотчин. Но строительство не завершили. При Алексее Михайловиче Вознесенский собор разобрали и построили заново. Архитектура перестроенного храма сохранилась до наших дней.

Монастырь за эти годы качало туда-сюда. Рассвет сменялся крахом и наоборот. В Смутное время он подвергся грабежу и был разорен. Атаковавшие литовцы подожгли обитель. Пожар нанес значительный ущерб, сгорели документы.

Царь Михаил Федорович предоставил льготу на перестройку храма, и началось восстановление, которое заняло 6 лет. Но в 1764 г. он вновь подвергся лишению – указом Екатерины II были отняты земли. Не единожды он приписывался к другим общинам и снова переводился на обособленное положение с содержанием за счет собственных средств.

Новый период рассвета пришелся на конец XVIII века. Митрополит Московский Платон обратил внимание на ветхость монастыря. Епархиальное начальство приняло решение о его возобновлении. Починили кровлю, ризницу, построили дополнительные соборы, ввели порядок общежития, вследствие чего увеличилась братия обители. Дела монастыря пошли в гору, он одарял Епархию щедрыми пожертвованиями.

После Октябрьской революции храм снова разграбили и надругались над святынями – сожгли иконы, сорвали кресты. В 1929 г. Давидову пустынь закрыли, а братию частично репрессировали. Те, кто не был репрессирован, покинули монастырь. Власти обустроили в обители гаражи, складские помещения и ночной клуб.

Здесь собирались атеисты, устраивались дискотеки. Купола, колокола и монастырское кладбище уничтожили, на колокольню водрузили Красное знамя, а в жилище монахов сделали студенческое общежитие, полы которого выложили могильными плитами.

Давидова пустынь монастырь в советский период

Но уничтожить религиозные корни не получилось. В 90-х гг. ХХ века верующие вновь стали приходить к монастырю на молитвы, собирали пожертвования на его восстановление. Был назначен настоятель, налажено монашеское житие и проведена литургия, первая за полвека. Затишье длилось недолго. Монастырь вновь ограбили, а отца Германа нашли убитым в собственной келье.

Однако прихожане не сдались, сбор пожертвований возобновился, семья Истоминых преподнесла обители звонницу, через 2 года прихожане подарили Давидовой пустыни колокол, весом в 1 т. Внешне монастырь был приведен в порядок только к 2003 г., после чего сюда переместили мощи создателя – преподобного Давида.

Архитектурный ансамбль Давидовой пустыни

Давидова пустынь — монастырь для мужчин. Состоит он не из одного здания, а из нескольких.

В монастырский комплекс входят:

  • Вознесенский собор;
  • Храм всех святых;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Колокольня.

Помимо этого на территории расположились братский корпус, часовня, скотный двор, гостиница для паломников и церковное кладбище. Живописность комплекса подчеркивает прозрачный пруд, в котором водится рыба. Вокруг пруда разбросаны скамейки, пчелиные ульи и яблоневый сад.

Все соборы украшены множеством декоративных элементов: кокошниками, изразцовыми фризами, лепниной и мозаикой. Стены дополняют фигурные наличники и арки. Эффектный архитектурный ансамбль имеет веселый, праздничный вид. Каждое строение выкрашено в свой цвет, от белого до оранжевого. Купола, в отличие от яркой группы церквей, выкрашены в черный цвет – символ монашества.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Первым руководителем проекта, состоящего из 2 церквей, кельи и трапезной, был сам Давид, с благословения Иосифа Волоцкого. Имена дальнейших создателей архитектурного комплекса, к сожалению, не сохранились. Утрата документов при пожаре, неоднократное присоединение к другим монастырям, грабежи и разрушения лишили множества сведений о нем, которые невозможно воспроизвести.

Вознесенский собор – наиболее древний из храмов — построен в XVI веке из белого камня. Выглядит довольно сдержанно. Стены и фундамент двухъярусного пятиглавого строения сохранились со времен Ивана Грозного. Его верхняя часть опирается на 2 столба, которые удерживают 4 арки центральной части перекрытия.

Конструкция сложная, специалисты относят ее к XVI веку. Четверик опоясан декоративными кокошниками, под которыми расположились миниатюрные изразцовые фризы. Стены нижней части храма украшены наличниками килевидной формы.

Плотно прилегающая к Вознесенскому собору с запада Знаменская церковь, выкрашена в интенсивный оранжевый цвет. Она является духовным сердцем ансамбля, потому что в ней хранятся останки Давида Серпуховского.

Прямоугольный четверик с 2 прямыми скатами увенчан черным куполом. Стены с пилястрами украшены филенками, на окнах килевидные наличники, а фасад декорирован белым кокошником.

С севера от Вознесенского собора расположилась Никольская церковь, построенная в духе классицизма. Она тоже примыкает к храму почти вплотную, соединяясь с ним небольшим проходом. Здание имеет прямоугольную форму с полукруглым фронтоном. Венчает его барабан с черным куполом и главкой на нем, маскирующий диагональный свод из 4 лотков, не характерный для той эпохи.

Церковь окрашена в сочный персиковый цвет, декорирована лепными фризами, изображающими растительность, мозаичными панно и гирляндами. На одной из стен изображен шестикрылый серафим. В холодное время года здесь проходили службы.

Следом за Никольской церковью раскинулся нарядный пятиглавый Спасский собор. Розовое здание прямоугольной формы увенчано массивным барабаном с черным куполом и изобилует декоративными элементами.

С западной стороны к нему примыкает трапезная, а восточная сторона украшена аспидным выступом. Южная и северная часть храма декорирована ризалитами с 4 небольшими куполами. Барабан и само здание церкви имеют длинные продолговатые окна. Стены отделаны в псевдорусском стиле. Использована орнаментальная кирпичная кладка, кокошники и килевидные арки.

Ансамбль продолжает белоснежная Успенская церковь, исполненная в стиле барокко. Прямоугольное основание с полуциркулярными окнами, обрамленными прямоугольными же наличниками, продолжает восьмигранник, венчаемый покатой крышей и одноглавым черным куполом.

Окна восьмигранника заключены в фигурные наличники. С западной стороны к церкви примыкает трапезная, с востока – граненый аспидный выступ. По углам храм украшен пилястрами и колоннами. По дате постройки – это второе сооружение, после Вознесенского собора, и относится к середине XVIII века.

Позади основных церквей устроился Храм Всех Святых, последний из комплекса. Он построен в конце XIX века. Его внешний вид значительно выделяется на фоне остальных зданий ансамбля.

Вытянутое одноглавое строение, выкрашено в желтый цвет, купольный барабан расписан золотом. Окна обрамляют фигурные наличники. Под крышей его опоясывают декоративные элементы белого цвета. По центру стену разделяют белоснежные пилястры, завершенные абсидой.

Над главными воротами возвышается 70 м. колокольня приятного персикового цвета, с четырьмя ярусами разной формы. Четверик, являющийся въездными воротами, продолжает восьмигранник, на который взгромоздился цилиндрический третий ярус с колоколами. Последний ярус со всех 4 сторон занимают циферблатные часы. Венчает сооружение золотой купол с крестом. Фасад декорирован филенками и кокошниками.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Внутреннее убранство

Давидова пустынь — монастырь не только жизнерадостный внешне, но и блистающий убранством внутри. Восстановили и украсили золотом иконостасы во всех храмах ансамбля, обновили настенную живопись, отреставрировали иконы.

Отдельного внимания заслуживают стены Вознесенского собора, расписанные масляной живописью, боковые проемы, украшенные накладным мрамором и окна, отделанные итальянским мрамором.

Пол выложен цветной мозаикой. С правой стороны от алтаря резное изображение распятого Христа. Знаменская церковь украшена изображениями евангелистов и лепниной. В ней хранится посеребренная рака из металла с мощами преподобного Давида. В Храме Всех Святых интерес представляет потолочная роспись, изображающая образ Богородицы, и фрески западной стены храма.

В Спасском соборе привлекает взгляд вызолоченный иконостас в пять ярусов. Стены декорированы изображениями святых и растительным орнаментом. На стену Успенской церкви нанесена картина Коронования Богородицы.

Имеется икона Александра Невского, Тайной вечери и великомученицы Екатерины. Никольская церковь украшена позолоченными киотами, орнаментами и изображениями святых, а на верхней кафедре изображение Воскресения Христова.

Святыни и мощи монастыря

В Давидовой пустыни хранится огромное количество святынь. По некоторым данным их больше 200 шт.

Самые известные из них в Знаменской церкви:

  • рака с останками преподобного Давида;
  • останки младенцев Вифлеема;
  • икона Знамения Богородицы;
  • частица Распятия Иисуса Христа.

В Спасском соборе:

  • часть головы Александра Невского;
  • часть Ризы Богородицы и Иисуса Христа.

В Никольской церкви:

  • мощи Николая Чудотворца;
  • икона и частица останков Матроны Московской;
  • частица мощей евангелистов.

В Вознесенском соборе:

  • мощи Максима Грека.

Для обитателей монастыря главными святынями являются останки Давида Серпуховского и икона Знамения Богородицы, которую он принес с собой.

Наставники

В развитие обители свой вклад внесли многие духовные отцы:

  • Игумен Серпуховской – создал Давидову пустынь;
  • Игумен Паисий, был благотворителем братии и своих прихожан. Помогал всем, не различая по статусу. Дважды в год – на Пасху и Рождество, навещал больных и приносил для них пожертвования в виде денег и чая с сахаром.
  • Архимандрит Иоанникий заботился о восстановлении внутреннего вида монастыря: росписях стен, установлении иконостасов, украшении иконами, а также о церковной утвари, проведении песнопений и богослужений.
  • Архимандрит Валентин – полностью привел в порядок дела обители, увеличил братию, позаботился о новой церковной утвари, перестроил братский корпус и скотный двор, обустроил водопровод в кельях. Все сделано на его средства и небольшие пожертвования прихожан. При нем была создана воскресная школа, с бесплатными обедами для учеников.
  • Архимандрит Никон управлял монастырем в тяжелое время революционных и послереволюционных лет. Проводил литургии и богослужения, несмотря на гонения, отрицание религии, пропаганду атеизма и преследование духовенства. Его арестовали и продержали в «Бутырке» несколько месяцев. Более о нем ничего неизвестно, даже то, вышел он из тюрьмы живым или нет.
  • Архимандрит Иларий продолжил сражаться за религию. Но в борьбе с Советской властью и ее атеистическими настроениями он проиграл, и монастырь закрыли. Он стал последним духовным отцом обители.
  • Архимандрит Герман, назначенный настоятелем в 1995 г. занялся возобновлением пустыни. С помощью пожертвований прихожан он восстановил монастырь и братский корпус. Позаботился об их житейских условиях, провел первую литургию во вновь обретенном храме. При нем для монастыря вновь наступил «рассвет», но при очередном ограблении, настоятеля убили. Виновных не нашли.
  • Епископ Серпуховской, назначенный И.О. настоятеля монастыря, продолжал заботиться о храме до 2011 г., пока Священный Синод не определил на эту должность Сергия Куксова, который управляет им до сих пор.

Давидова пустынь — монастырь со сложной историей. Но, благодаря стараниям наставников, которые заботились о его развитии, украшении и продолжении святой деятельности, все трудности преодолены. Он богато украшен изнутри и снаружи, расширяется его территория. В дальнейшем планируется обновить липовую рощу, почистить пруд, отремонтировать воскресную школу и обновить храмовую роспись.

Расписание служб, режим работы

Прихожане могут посещать монастырь по будням и субботним дням с 7.30 до 18.00. В воскресенье с 6.00 до 18.00.

Расписание на праздничные и воскресные дни:

В остальные дни – утренняя литургия начинается в 8.00., вечернее богослужение – в 16.45. 2 марта – Родительская суббота перед началом мясопустной недели. После вечернего богослужения следует всенощное бдение и утренний праздничный молебен.

Правила посещения монастыря

Не следует опаздывать и отвлекать присутствующих. Посещать монастырь необходимо в скромной одежде, с длинными рукавами, без неподобающих рисунков и надписей. Женщина обязательно должна надевать длинную юбку или платье и иметь при себе платок.

Мужчинам головной убор в церкви положено снимать, разрешено приходить в джинсах. Шорты, майки, топы, футболки запрещены. Не стоит осквернять святое место. Соблюдение этих правил контролируют охранники. Одетых неподобающим образом посетителей в монастырь не пропустят.

На территории обители запрещается курить, сквернословить, мусорить, использовать мобильную связь. Телефоны рекомендуется заранее отключить. Нельзя снимать видео и фотографировать без благословения, а также заходить в хозяйственные помещения.

Престольные праздники

Самые главные престольные праздники для монастыря – это дни памяти его основателя, Давида Серпуховского, — 2 и 31 октября. А также день приобретения мощей преподобного – 23 мая.

Помимо них храмовыми праздниками для Давидовой пустыни являются:

  • Всемилостивый Спас – 14 августа;
  • Успение Богородицы – 28 августа;
  • День Иконы «Знамение Богоматери» — 10 декабря;
  • День всех святых.

Интересные факты про монастырь

  • Давидова пустынь — монастырь, возрожденный на деньги от сомнительных людей: коррупционеров и бандитов;
  • словно в подтверждение, на монастырском кладбище захоронены «алюминиевый король» Антон Малевский и член администрации г. Чехов, коррупционер Геннадий Недосека, роскошные могилы их резко выделяются на фоне остальных захоронений;
  • на кладбище погребены несколько представителей дворянского и княжеского рода, а также герой войны 1812 г., полководец Дохтуров Д.С.
  • живший в Мелихово А.П. Чехов, часто посещал обитель как врач, по его инициативе в гостиничном корпусе Давидовой пустыни открыли больницу;
  • липы у монастыря преподобный Давид сажал вверх корнями, чтобы продемонстрировать Божью власть, и они все прижились, несмотря на то, что посажены весьма необычным способом, а каменистая почва с повышенным содержанием мела, не подходит для лип;
  • монастырская пасека на выставке пчеловодов принесла обители медаль, за необыкновенную систему установки ульев.

Информация для паломников

Давидова пустынь организует экскурсии для паломников по территории монастыря. Заказать их и узнать цену можно по телефону на официальном сайте обители. Минимальная паломническая группа должна быть не менее 6 человек. Снимать видео и делать фотографии разрешено, но только после согласования с настоятелем. Экскурсии проводятся с 11.00. до 15.00.

Можно организовать трапезу, но подтвердить ее необходимо за сутки до посещения монастыря, иначе она аннулируется. Стоимость – 250 руб. Также организуются паломнические туры, ближайший из которых Троице-Сергиева Лавра — г. Хотьково, 9 марта 2019 г. Примерная стоимость поездки 2000 руб.

Все установленные цены, являются пожертвованиями монастырю и могут меняться в зависимости от желания вносящего эту сумму, но не в меньшую сторону. Дополнительные пожертвования можно сделать на электронный кошелек «ВебМани» или «Яндекс Деньги», а также почтовым переводом на р/с обители.

Обязательно стоит посетить Святой источник в селе Талеж и искупаться в купели. Сила целебной воды избавляет от любого недуга. Воду из источника можно набирать в бутылки, чтобы забрать с собой. Территория охраняется. Посещения разрешены с 8.00 до 21.00. в любой день недели, кроме понедельника. Правила посещения те же.

Монастырь Давидова пустынь стоит того, чтобы посетить его. Яркие церкви, богатое убранство, мощи святых и древние иконы интригуют воображение. Преодоленные трудности сделали сильнее священнослужителей и укрепили веру прихожан.

Даже члены преступных группировок нуждались в нем и жертвовали средства на восстановление храмов, чтобы искупить свои деяния. Отдельного внимания заслуживает Талежский Святой источник, исцеляющий от любого недуга.

Стрекоза

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про монастырь Давидова пустынь

Документальный фильм о Давидовой пустыне:

Рассказывают настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов) и один из старейших насельников обители, отец Серафим (Кольцов).

С чего все началось?

Как и везде, не место красит человека, а человек место. И человек идет туда, где у него есть возможность собрать свой внутренний мир, увидеть кто он есть, для чего он живет в этом мире. Так и преподобный Давид пришел в это место 505 лет тому назад, имея за плечами богатый опыт монашеской жизни. В 20-летнем возрасте он пришел в Пафнутьев-Боровский монастырь, где общался со своими собратьями-наставниками. И пришло время для нового места несения подвига. Вместе с двумя монахами-послушниками и двумя крестьянами он пришел сюда и на берегу реки Лопасни основал монастырь.

Чем известен преподобный Давид

В первые периоды своего существования монастырь не отличался от других ничем особенным. Из свидетельств мы знаем, что преподобный Давид явился по своей смерти одному жителю Подольского уезда, который не мог двигаться, был парализован, и сказал, чтобы он пришел к нему. Все родные были удивлены, но он пополз, а в обитель пришел уже своими ногами.

Мы знаем о том, что преподобный Давид, по свидетельствам, облегчает рождение детей, помогает в своих источниках от болезней ног и глаз. А сегодняшние свидетельства касаются онкологических заболеваний.

Знаменским он назван потому, что престол его посвящен иконе Божией Матери «Знамение». Именно с этим образом преподобный Давид в 1515 году пришел на это место и основал нашу святую обитель. Когда он отошел к Господу, то был погребен на месте, где впоследствии поставили храм. Над могилой стояла деревянная часовня. В 1619 году поляки, уходя из нашей обители, сожгли ее. Позже над его могилой была построена двухэтажная шатровая звонница в старорусском стиле — это было в 1740 году. Еще позднее, в 1845 году, появилась новая колокольня, которая по сей день украшает обитель. А в 1870 году был построен этот храм практически в том виде, в котором мы его видим сейчас.

И когда мы пришли сюда в 1995-м, здесь был гараж. Ворота были разрублены пошире, окна заложены, чтобы ослабленный свод не упал. Своды были замазаны известкой, закопчены, затянуты паутиной, и только местами, где были золотые тяги, известка отвалилась, и казалось, что это единственное, что осталось от былого украшения храма. Но когда начали реставрацию, стали счищать известку, оказалось, что большая часть фресок сохранилась. Это образ Божией Матери «Знамение», рождество Спасителя, его распятие, рождество Матери Божией, ее успение, Новозаветная Троица — все это старые фрески.

В 1997 году мы начали реставрацию, в 1999-м восстановили этот храм и освятили. С тех пор здесь совершается служба, молитвы непрестанно возносятся.

Из главных святынь в первую очередь надо упомянуть образ иконы Божией Матери «Знамение», который находится рядом с ракой. Это не изначальная икона. Ту братия спрятала во время разорения обители. Где она, до сих пор неизвестно.

Рядом рака с мощами преподобного Давида, основателя обители. Мы точно не знали, где находилась его могила, и копали сразу в нескольких местах, где пол был наиболее разрушен. В одном месте наткнулись на части каменной плиты, на которой сохранился орнамент «Волчий зуб». Было очевидно, что это первая половина XVI века — со второй половины его повсеместно меняет косичка. И белый изначально камень надгробия был темным — над ним что-то сгорело, и он пропитался копотью, пеплом. Все остальные плиты, обнаруженные рядом, были либо белого цвета, либо коричневые от глины.

Кому помогает святой Давид

Люди всегда спрашивают, а в чем особо помогает та или иная святыня, икона. Безусловно, во всем. Но Господь дает каждой особую благодать. Преподобный Давид особо помогает в болезнях ног и при бесплодии — это примерно 60% всего, что мы знаем об исцелении.

Я лично знаю около двух десятков пар, которые прожили от полутора до семнадцати лет и не имели детей. И по молитвам и обращению к преподобному Господь посылал им чудородие. Два, три, четыре ребенка рождалось.

У меня с 14 лет болели ноги очень сильно: занимался когда-то спортом, поднимал тяжести, и колени «поехали». И как-то раз нес большую святыню в алтарь, а один наш реставратор стоял с друзьями у раки и говорит: «Вон Серафим идет, у него тоже ноги болели, а он исцелился». Я зашел в алтарь, поставил святыню и думаю: «О чем он говорит?» И тут я вспомнил, что и правда раньше у меня непрерывно болели ноги. То есть исцеление произошло такое, что я просто забыл об этом.

И не только я один, конечно, исцелился. И не только от мощей это происходит. Людям, когда они читают акафист у себя дома и не могут по каким-то причинам приехать сюда, Господь тоже помогает.

Очень много случаев, когда исцелялись глаза. И от очень тяжелых болезней, от травм, когда, попустим, от сварки окалина в глаз попадала. И, конечно, много других случаев, когда преподобный слышит и посылает помощь от Бога.

В чем помогают молитвы?

Святые отцы говорят: лучше один раз воздохнуть от сердца, чем тысячу раз повторять языком. С молитвы, конечно, надо начинать. Как и в любом деле, есть некая база (в математике, физике, русском языке, спорте), и есть инструктор, тренер, помощник, который учит человека первым шагам. Так и тут: все молитвы даны нам как образ того, как правильно молиться. Но бывают такие моменты в жизни, когда лоб перекрестить не успеешь. По трассе едешь, и вдруг тебе навстречу машина вылетает. И только воздуха успеешь набрать: «Господи, помоги!» Но Бог-то твое воздыхание уже слышит.

Это не значит, что надо халявить: сегодня я пару слов скажу, а потом, может быть, что-нибудь еще. Тут дело в том, что люди приходят в церковь, как правило, когда они уже сходили в собес и всех колдуний в округе обошли. И угробили свое здоровье и финансы. И тут Господь спрашивает: «Чего же ты ко мне до сих пор не зашел?» Человек, когда у него уже ничего нет, идет туда, где, образно говоря, денег не берут. И люди в таком состоянии находятся, что воздыхание действительно идет от сердца. И таких людей Бог слышит, так и в Евангелии написано, что Бог ищет тех, которые поклоняются ему в сердце своем.

И когда человек приходит к Богу, то кому-то он подает мгновенно, кому-то — не очень. Потому что все мы по-разному относимся к тому, что нам дают даром. Одни возносят хвалу Господу и благодарят его всю оставшуюся жизнь. Другие говорят: «Как классно получилось, я еще раз приду».

Поэтому кто-то должен читать молитву неделю, кто-то — годами. Но результат всегда будет. В конце одной из наших молитв есть слова: «Но не как мы хотим, но как ты, Господи». Потому что Бог лучше знает, что нам надо, и помощь обязательно придет. Но в каком виде и по какому поводу, мы часто просто не знаем. Поэтому эти слова всегда надо добавлять, чтобы потом не отчаиваться, что я просил, а не дали. Может, это не нужно, или не вовремя, или еще какая-то причина, о которой мы не знаем, потому что пути Господни неисповедимы.

Кто покоится в монастырском некрополе?

У Бога все живы, и он не Бог мертвых, а Бог живых. Поэтому неотъемлемой частью жизни обители всегда было братское кладбище. На нашем некрополе есть захоронения известных людей, таких, как генерал от инфантерии Дохтуров Дмитрий Сергеевич, участник войны 1812 года. Он был знаменит тем, что держал оборону Смоленска, будучи болен, не оставил сражение, не пустил Наполеона по новому пути. После того как он отстоял рубеж, Кутузов его встретил и сказал: «Дай я тебя обниму, мой герой!» Он умер в 1816 году недалеко от храма. Похоронен здесь, потому что супруга была одной из благотворительниц этой обители.Они помогали и школу строить — была построена двухклассная школа и школа для девочек.

Люди стали больше верить во время пандемии?

Чувство веры проявилось: кто-то ходил, потому что вера была в сердце человека, кто-то — потому что нужда. Когда есть ограничения, тогда и проявляется истинный человек. Конечно, после их снятия не было такого, чтобы народ во множестве пошел в храм, потому что у людей была опаска. На полу мы видим разметку для соблюдения дистанции. Также используются маски, перчатки, идет обработка рук, протираем причастие. То, что было предписано санитарными врачами Московской области, — здесь все соблюдалось. И это самый большой храм, поэтому здесь богослужения и проходили. Сейчас они проходят на улице.

К кому из святых обращаться, молясь о здоровье?

Отсутствие здоровья, как бы жестоко это ни звучало, не всегда является отрицательным моментом. Иногда здоровый человек причиняет окружающим больше страданий, нежели больной. И наглядный пример — Блаженная Матрона, слепая. Но сколько людей к ней приходят для того, чтобы в свое сердце впустить любовь, терпение, воздержание. Поэтому: «Господи, дай нам столько здоровья, сколько мы можем правильно его использовать для блага людей и спасения своей души».

Мы из Бога очень часто делаем волшебную палочку: «Дай нам то, дай нам это». А если Бог не дает, думаем, что либо его нет, либо он нас не слышит. Но один ребенок просит конфетку, мы ему даем, а другому — нет, потому что у него есть болезнь. Но это не означает, что мы не любим его.

Как просить святого?

Есть несколько моментов. Один из них — когда человек приходит и говорит: «У меня Бог в сердце». Это очень нехороший самообман, потому что любовь к своим ближним ты проявляешь всегда: и покормить, и доброе слово сказать, и таблетку дать или стакан воды. А почему любовь к Богу мы должны носить только в своем сердце? Поэтому вера без проявления дел, она мертва.

Что сказать тем, кто ищет Бога, но боится к нему прийти?

Надо посмотреть на конечную точку нашей жизни. Однажды я находился среди людей, у которых за плечами был опыт в горячих точках, они говорили: «Батюшка, нам очень сложно переступить этот порог. Прийти в храм, перекреститься». Я им говорю: «Друзья мои, а когда вы умрете, вас в храм понесут?» — «Конечно, понесут». — «Ну и зачем этого ждать?» Человек должен задуматься, для чего он живет. Ни учеба, ни богатство, ни власть не есть цель жизни, это средства, через которые человек может получить либо радость, либо печаль. И в этой, и в будущей жизни.

Когда человек приходит в монастырь, он немножечко успокаивается. Он понимает, что суета, которая его окружает, — это не настоящая жизнь. И здесь человек может найти умиротворение духа. Когда он видит пример святых угодников, скромный пример священнослужителей и монашествующих, надеюсь, что их жизненный путь будет потихонечку меняться изнутри, для того чтобы идти к Богу. Самое главное — не отрицать Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *