Древний Египет культура

В 5 классе на уроках истории Древний Египет изучается как одна из самых древних держав Античности. Иногда культуру Древнего Египта ученики изучают в форме доклада, поэтому данная статья будет полезной для юных историков.

Культурные достижения египтян

Историю Древнего Египта разделяют на три основных этапа:

  • Древнее Царство (3197-2160 гг. до н.э.),
  • Среднее Царство (2160-1580 гг. до н.э.)
  • Новое Царство (1580-1100 гг. до н.э.)

Большинство дошедших до наших дней памятников культуры, принадлежавших древним египтянам, так или иначе связано либо с религией, либо с пониманием жизненного пути человека. Кроме этого, египтяне пытались придать своим творениям монументальности и строгой геометричности.

Развитие письменности и получение технологии обработки папируса привели к зарождению художественной культуры Древнего Египта. Классикой древнеегипетской литературы являются повести, басни, сказки, лирические произведения. Наиболее известные труды – это «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения».

Рис. 1. Египетские иероглифы.

Египтяне были искусными рисовальщиками, умеющими очень точно передать вид предметов или животных. Возможно, поэтому они и создали иероглифическое письмо, где информация передается с помощью рисунков и знаков.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древний Египет
  • 2. Искусство Древнего Египта
  • 3. Архитектура Древнего Египта
  • 4. Бог Ра в Древнем Египте

Письменность была таким же делом жрецов, как и религиозная служба. Разгадать тайну письма египтян смог Жан Франсуа Шампольон. Для этого он использовал Розеттский камень – огромную плиту, покрытую надписями на двух языках. Сравнивая отдельные слова и знаки, Жан Франсуа смог восстановить знания о древнеегипетском языке и дешифровать многие папирусы.

Рис. 2. Розеттский камень.

Скульптура египтян соответствовала религиозному и традиционному характеру. Художники выступали как хранители священных знаков. Их главными творениями были сфинксы, заупокойные портреты или гигантские скульптуры, высеченные в скалах. Развитая система канонов отражалась и в живописи. Людей изображали либо в фас, либо в профиль, фиксируя статичность положения тела. Художественная культура Древнего Египта на всем своем протяжении было типичным примером восточной культуры, подчиненной идеям божественности и подавления человеческого «Я».

В древнеегипетской культуре существовал культ животных. Это заключалось не только в том, что кошек считали божественными животными, являющимися «Оком Ра», но и большинство древнеегипетских богов имеют головы представителей животного мира северо-восточной Африки.

Архитектура

В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды и мастабы, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка. Со временем египтяне перешли к каменному строительству и тогда края пирамид сгладились и обрели правильную гладкую форму.

Самая большая пирамида – Хеопса. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. По утверждениям Геродота, на ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света.

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

В Древнем Египте было широко развернуто строительство храмов, возводившихся либо вдоль реки Нил, либо вырубавшихся в скалах. Внутренние стены зданий расписывались картинами, символизирующими загробную жизнь.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Египта, следует отметить, что она самобытна и уникальна. Она была подчинена строгим канонам, которые выдерживались на протяжении тысячелетий.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    На сколько периодов ученые разделяют историю Древнего Египта?

    • На 2
    • На 3
    • На 4
    • На 5

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Трудно представить себе метаморфозу более значительную для человека, чем смерть. Для культуры Древнего Египта, которую по праву называют колыбелью мировой цивилизации, тема перехода в вечную жизнь, протекающую вне времени и пространства, была несомненно центральной. Об этом размышляет сегодня на страницах «Урании» доктор искусствоведения Наталия Померанцева, уже известная читателям по публикации в № 1/96.

На первый взгляд, может показаться, что избранная тема не имеет прямого отношения к христианской богословской тематике, но она правомочна в ряде исторических предпосылок, когда речь пойдет о сути древнейших представлений о вечной жизни или потустороннем мире.

Рис. I. Крылатая кобра, охраняющая картуш с и нечем царицы Нефертари. Слева осирический знак «джед», символизирующий силу. Новое царство. XIX династия, Фивы, Долина Цариц.

У древнеегипетской цивилизации не было предшественников, и потому ее можно с полным правом назвать колыбелью мировой культуры. Тема, на которой мне хотелось бы остановиться, лежит в области сакральных зна-ний и представлений и потому может быть раскрыта лишь частично, ибо сами египтяне в дошедших до нас текстах приоткрывают завесу тайны лишь в дозволенных пределах.
Не случайно, что именно на почве Египта выросли такие центры, как Александрия, где сложились досвятоотеческие и христианские учения, явившие синтез эллинистической античности и раннего христианства; там возникли и первые христианские монастыри — в Фиваиде, Нитрии и Келлии, где затем выросла культура коптов — христианизированных египтян, давших свое название стране, произошедшее от видоизмененного слова кюбт — «Айгюптос». Считается, что Геродот приписывал египтянам первое учение о бессмертии души, но это звучит несколько упрощенно, ибо является взглядом со стороны, взглядом чужеземца, которому египетские жрецы вряд ли могли приоткрыть тайну своей истинной веры. Согласно Геродоту, по представлениям египтян умирало тело, душа же обретала иные, незримые формы существования, проходя через тела земных и морских животных и птиц, чтобы снова возвратиться в новорожденного младенца. По всей видимости, Геродот не проник в потаенный смысл, который стоял за внешними фактами, сообщенными ему, и они остались за пределами его осмысления.
Тема вечной жизни не столько предмет изучения, сколько предмет размышления и веры. Археологи тревожат прах могил, чтобы удовлетворить свои знания и удостовериться в предположениях; происходит вторжение в жизни давно ушедших поколений.

«То было в полдень, в Нубии, на Ниле.
Пробили вход, затеплили огни —
И на полу преддверия, в тени,
На голубом и тонком слое пыли
Нашли живой и четкий след ступни»

Иван Бунин

Отношение ко времени, к его восприятию дает основные параметры сущности каждой культуры. В нем воплощается мироощущение эпохи, поведение людей, ритм их жизни, отношение к окружающим предметам. Для народов Древнего Востока и античной Греции характерна цикличность восприятия времени; необратимость времени составляет основу иудейской концепции, где время мыслилось как некий поток — олам в его линеарной горизонтали. В результате движения времени оно растворяется в вечности, конечность сменяется бесконечностью. Но чтобы дойти до этого представления, нужно было проделать весь путь, у истоков и основ которого стояла концепция вечной жизни древних египтян.

Рис. 2. Дух покойного в виде птицы слетает к его тени «Раибит», находящейся за дверью, символизирующий вход в цартво мертвых. Роспись гробницы Аринефера. Новое царство, XIX-XX династия, XIII-XII вв. до н.э. Дейр эль Медина, Фивы.

Египтянин, свято веривший в загробную, вечную жизнь, стремился обеспечить себя всем необходимым для той жизни. Культ мертвых в Египте — это не обожествление покойного, а забота живых об умерших — тех, кто посещал места захоронений, приносил жертвенные дары и с помощью жрецов совершал заупокойные обряды. Когда археологи вскрывают вход в гробницу, перед ними встает вопрос —

«… когда в последний раз
Вздохнул здесь тот, кто узкою стопою
В атласный прах вдавил свой узкий след»

Иван Бунин

Не будет преувеличением сказать, что тема вечной жизни являлась главным вопросом, который стоял, прак-тически, перед всеми религиями во все времена. Этот вопрос касается сущности бытия мира, его гармоничного единства, вечного и преходящего — то есть жизни и смерти земной. Тема жизни и смерти — это два крыла, обращенные к небу и к земле и еще глубже — два крыла, объединяющие жизнь в двух фазах ее проявления: временной — земной и вечной — духовной. Наконец, это тема воскрешения в жизнь вечную, протекающую вне времени и пространства. Я подчеркиваю — именно воскрешения у египтян, а не Воскресения, ибо первому явлению предшествуют обряды, совершаемые жрецами.
Еще на раннем этапе своей истории человек мог наблюдать, что в окружающем его мире ничто не исчезает бесследно: солнце уходит за западный горизонт, чтобы вновь воссиять на востоке, семя, падая в землю, прорастает, являя себя в новом качестве, оживая в новом побеге. Вера в то, что и человек призван жить вечно, не покидала людей.
Обнаруженные захоронения, существовавшие с древнейших времен, снабжались различной погребальной утварью — культовой керамикой, запасами продовольствия, изображениями богов, а впоследствии и самого умершего, все это указывает на связь представлений о загробном мире с реалиями земной жизни (рис.1).
Заупокойный культ в Египте сложился задолго до государственного образования — на рубеже V-IV тысячелетия до Р.Х. Сначала были известны отдельные простейшие захоронения, затем появились некрополи. С эпохи Раннего царства — рубеж IV—III тысячелетия до Р.Х — дошли царские захоронения. Некрополи обычно сооружались на западе от поселений; запад — «именти» — связывался с вполне конкретным понятием. В планировке гробниц запад символизировал потусторонний мир, но не всегда совпадал с географической ориен-тацией. В западной стороне помещалась погребальная камера, где стоял саркофаг с телом умершего.
С появлением пирамид долгое время их считали молчаливыми свидетелями истории, но существовало поверие, будто они хранят какую-то незримую тайну. Каково же было изумление ученых, когда в пирамидах фараонов Древнего царства (XXVI — XXV вв. до Р.Х.) V — VI династий (XXVI — XXV вв. до Р.Х.) были обнаружены тексты, покрывавшие стены внутренних помещений, и написаны они были каллиграфическим письмом. Когда же тексты были прочитаны и изучены, то выяснилось, что они содержали ценнейшие сведения о погребальном обряде. Ученые назвали их «Тексты пирамид». Они были обнаружены в пирамидах фараонов Древнего царства Унаса (V династия) и фараонов VI династии Пеопи, Тети. Тексты содержали речения, заклинания и, что особенно важно, давали сведения о совершении заупокойного ритуала воскрешения. Следовательно, ко второй половине эпохи Древнего царства у египтян уже вполне сложились представления о загробной жизни, которые получили выражение в целом ряде магических формул. Данные археологических раскопок подтверждают это.
Египтяне рассматривали умершего как погруженного в глубокий сон. Считалось, что в потустороннем мире человек продолжает жить, нуждаясь во всем, что сопровождало его в земном. «Поднимись, возьми хлеб свой, соедини свои члены, встань на ноги, поднимись к своему хлебу, неподверженному порче» — так призывали умершего к пробуждению для вечной жизни.
Необходимое условие для воскрешения состояло в сохранности тела, отсюда обряд мумификации. Умерший, воскрешенный к вечной жизни, представлялся, начиная с V династии, воплощенным Осирисом; египтяне обожествляли не самого покойного, а его видоизмененную, обновленную сущность. Культ мертвых являл собой не некую отвлеченную идею, а составлял вполне конкретное понятие. Помимо чисто осязаемой, телесно воспринимаемой стороны, с представлениями о вечной жизни связывалась способность духа покойного обитать в гробнице и, покинув ее, взлетать на небо. Дух представлялся как некая незримая сущность, проявляемая в различных формах.
Загробная форма сущностного пребывания умершего сводилась к двум основным проявлениям: ба и ка, не имеющим точного словесного эквивалента в переводах. Ба можно представить как дух; в тексте «Разговор разочарованного со своим духом» в подлиннике дух обозначен словом ба. Кроме того, ба употреблялось как синоним слову бог. Во времена Древнего царства ба наделялись только фараоны, затем оно стало присуще каждому умершему. Иконографически ба изображалось в виде птицы с человеческой головой (рис 2).

Рис.3. Росписная крышка саркофага покойной Аментит, стоящей между богинями Исидой и Нефтидой. На одежде ритуальный текст, обращенный к богу загробного мира Осирису. Новое царство, XX династия, XII в. до н.э., Египетский музей, Каир.

Вторую сущность, которой египтяне наделяли образы людей, составлял двойник — ка. В отличие от ба понятие ка более конкретно и связывалось обычно с личностью человека, отождествляясь с его жизненной силой, являясь его двойником. Ка обладали все люди и боги и даже неодушевленные предметы имели свое ка. Английский египтолог Алан Гардинер интерпретирует ка как личность, натуру, темперамент. Помимо указанных субстанций важное место в представлении египтян о вечной жизни играло понятие ах — проявление, рен — имя, шуит — тень, защита и целый ряд других духовных субстанций. Но самое важное место в интересующем нас вопросе занимают ба и ка. Последнее являло собой аналог всему видимому земному миру и представляло мир двойника — ка.

Рис. 4. Сцена ритуального обмолота полбы, символизирующего убиение Сета. Роспись гробницы Мена. Новое царство, XVIII ди-настия, Фивы Абдель Курнэ.

Представление египтян о воскрешении к вечной жизни неразрывно связано с их мифологической концепцией, ибо миф выступал как категория мировоззренческая; в миф полагалось верить, и он содержал в себе целый ряд положений, которые следовало воспринимать как данность (рис.3).
С древнейших времен у египтян сложилось представление, что боги покровительствуют живущим; были боги вселенские, были и обитавшие среди людей — каждый имел покровителя для себя и своего дома. Дом — древнеегипетское per — равнозначно понятию храм. В храме находились изображения богов и предметы, сопровождавшие ритуал, предполагавший строгое исполнение всех предписываемых обрядов. Обряд совершался жрецами в храме без присутствия людей перед изображением божества, стоявшим на наосе, уподоблявшемуся храму. Жрец совершал обряд снятия печатей с дверей храма, богиня истины Маат олицетворяла установленный на земле порядок. Обряд составлял процесс моления, «разыгрывания» обряда — ранний этап религиозных мистерий. Сохранился автограф некого египтянина, посетившего храм фараона IV династии Снофру спустя несколько веков после его земной кончины. «12 дня четвертого месяца жатвы 41 года правления фараона Тутмоса III пришел сюда писец Аа-хеперрасенеб — сын Аменмесу, дабы видеть сей великолепный храм царя Снофру и нашел его таким, словно в нем пребывало само небо с сияющим солнцем».
Небо играло важную роль в формировании египетских воззрений. Оно являлось посредником, с помощью которого наглядно осуществлялся перенос отвлеченных понятий в зримый образ. Небесные светила и созвездия олицетворялись с живыми существами. Организация мирового порядка составляла основу, на которой воссоздавались модели в земных измерениях. Это были храмы, несущие символику мироздания, живые существа, населяющие космос в виде людей (обожествленных), животных, птиц — отсюда сложная символика зодиакальных созвездии, в которых воплощались души умерших. Небо и звезды — место обитания богов, храм — место общения с богами. Существовал титул для бога — «неб-пет» — господин неба — и богини «небет-пет»
— госпожа неба. Не сами животные считались богами, а богами являлись их изображения. На этой основе складывались религиозные действа — мистерии. От эпохи Среднего царства (XXI — XVIII вв. до Р.Х.) дошел текст, содержащий запись заупокойного ритуала мистерий фараона Сенусерта I, подробно исследованный М.Э. Матье . В древнеегипетском тексте есть ремарки — «говорить слова» — следовательно, ритуал этот разыгрывался, и планировка помещений соответствовала характеру совершаемого обряда. В тексте перечислены имена богов, открывающих «двери великой душе» и славящих бога Ра при входе его в Дуат — заупокойный мир. Таким образом, в совершении и осмыслении ритуала происходит уподобление конкретно зримого тем представлениям, которые стоят за этим и являют область сокровенного.
С Древнего царства существовало поверие, что дух умершего фараона устремляется к звездам или же витает в надземных и подземных сферах небес. Соответственно солярной доктрине дух умершего фараона возносился к небу на западном горизонте. В «Текстах пирамид» есть речения, сопутствующие восхождению духа фараона на небо. Тексту из пирамиды фараона Унаса предшествует ремарка: «Сказать: Ра — Атум! Это Унас пришел к тебе, неуничтожаемый дух! Твой сын пришел к тебе, это Унас пришел к тебе. Будете вместе бродить по небу, соединитесь в темноте, появитесь на небосклоне, в месте, где хорошо для вас». И далее «Так же, как жил он , жил и Унас; как не умер Осирис, так не умер и Унас» («Тексты пирамид», п. 167). В тексте стелы № 128—а Ватиканского музея содержатся речения так называемой «Книги прохождения вечности», где говорится: «Твоя душа (ба) живет на небе у Ра, твое га божественно перед богами, твое тело пребывает в преисподней у Осириса» .
Тексты пирамид, исследуемые рядом ученых, позволили воссоздать обряд воскрешения умершего . На основании анализа и сопоставления текстов установлено, что обряд воскрешения состоял из двух частей.
Первую часть условно можно связать с воскрешением духа, духовной субстанции ба. Обряд основывался на представлении (речь идет о ритуалах, связанных с воскрешением фараонов) о том, что после смерти царя его дух — ба, олицетворяемый «Оком Хора Великого», возносится на небо, чтобы соединиться с солнцем, пребывая в его ладье и как бы пребывая тем самым в небесном оке. «Око Хора» связывалось с оком Уджат, которое представлялось глазом Хора, бога неба, выколотым Сетом в поединке с Хором. Согласно другой версии мифа это было око Ра. Версия эта основана на мифе, повествующем о том, что глаз Ра был поврежден во время бури и затмения, которые извечный враг солнечного бога змей Апоп, олицетворявший тьму, наслал на бога Ра.
Согласно концепции мифа об Осирисе, умерщвленном его братом Сетом, Сет препятствовал и воскрешению умершего фараона, пытаясь сокрыть око ба. Этот этап связывался условно с ритуалом так называемой поимки «Ока Хора», которое Сет прячет в теле быка или гуся. Этот момент поимки изображения «Ока Хора» сопровождался закланием жертвенных животных — быка или гуся — или символическим повержением Сета. «Око Хора» здесь отождествляется с оком Хора — сына Осириса и Исиды, который, согласно мифу, своим оком оживил отца Осириса. Для оживления фараона нужно было обретенное око — ба вернуть в тело умершего, ибо в 1-й части мистерии совершалось оживление духовное, пока тело оставалось еще мертво. Этот этап сопровождался надеванием «белой короны», свидетельствуя о возвращении духа в тело.
В росписях гробницы фараона Нового царства Сети I (1312 —1298/9 гг. до Р.Х.) на голове его надета «белая корона»; в этот момент, жрецы, изображающие Хора и Тота, подходят к мумии царя, держа обретенное «око Хора». Обряд, сопровождающий смерть и воскрешение, изображает молотьбу полбы (символ умерщвления Сета) (рис.4) и изготовление хлеба (символ воскрешения), подносимого царю. Перед Осирисом воскресшим лежат головы убиенных тельца и гуся, а в самый момент его восстания из мертвых поднимают оси-рический символ — столб «джедт». Жертвоприношение носило название «хенкет» .
Восхождение духа фараона на небо совершалось с помощью лестницы. Об этом говорится в речениях пи-рамиды фараона Неферкара . При сооружении лестницы для восхождения духа царя к небу Ра произносит слова: «Возьми руку его! Дух к небу, тело — к земле!» Воскресший телесно фараон отправляется к богам на небо. В пирамиде Пиопи есть слова: «Изготовлена для него была лестница на небо, чтобы он вступил туда на дыме великого воскурения. Пиопи летит, как птица, и садится, как скарабей, на пустой трон, который в твоей ладье, Ра» (п. 365).
Наступает вторая часть ритуала — оживление тела. Приведенные тексты высекались на стене помещения гробницы, где стоял саркофаг с телом умершего. Со времени I периода Распада (XXIII — XXI вв. до Р.Х.) и с эпохи Среднего царства (XXI — XVIII вв. до Р.Х.) магические речения стали писаться на саркофагах и получили название «Тексты саркофагов», куда вошло, большинство речений «Текстов пирамид».
Вторая часть заупокойного ритуала, совершаемого жрецами, сопровождалась отверзанием уст и очей и возвращением сердца, которое, согласно представлениям египтян, было ответственно за все дела, содеянные человеком при жизни. До отверзания уст покойный изображался в виде мумии, после совершения обряда в образе живого фараона с атрибутами его власти, в обычном земном образе. После обряда отверзания уст, совершаемого жрецом в облике шакалоголового бога Анубиса (рис. 5), покойный мог произнести слова так называемой «отрицательной исповеди», где он говорил, что не повинен в прегрешениях, перечисленных в тексте «отрицательной исповеди». После телесного воскрешения оживленный фараон встречается со своими небесными сородичами — богами и богинями, ибо и сам он становится воплощенным Осирисом.

Рис.5. Роспись саркофага главного жреца культа Тутмоса III Хонсу. Новое царство, XIX династия XIII в. До н.э. Египетский музей, Каир.

В эпоху Нового царства (1580 — 1080 гг. до Р.Х.) складывается особый вид священных текстов, составляющих тексты заупокойной литературы: Книга Мертвых, Книга Пещер, Книга Дня и Ночи, Книга Ам-Ду-ат и др. Что касается изобразительной стороны, то весь комплекс представлений ближе всего связывается с миром двойника — ка. Это особый мир, где всему реальному, живому, соответствует мир ка, мир загробный — тоже живой, но обращенный.
Представление о ка составляло одно из важных мест в мировоззрении египтян, в их осмыслении человека в мире реальном и потустороннем. Так же, как и ба, ка не имеет точного словесного эквивалента и перевод его как «двойник» раскрывает одну из его сущностей, но при том ее можно считать основной. Собственно довольно трудно определить саму природу ка — есть ли это некая самостоятельная субстанция или он составляет духов-ную основу человеческого существа — нечто вроде души — сказать с определенностью нельзя. Хотя ка и счи-талось незримым, как и все духовные субстанции, оно являло собой целый мир человеческого существования, живущего по присущим ему законам бытия и сверхбытия. Если понимать ка как двойник, то за этим стоит тре-бование точного сходства ка с его подобием — статуей и еще ближе — мумией, где оно обитает.
Египтяне понимали одухотворение статуи вполне конкретно — как вселение ка в его пластическое подобие — в статую, рельеф. Отсюда необходимым условием было изображение фигуры полностью — в рельефе, в передаче изображения на плоскости, где все элементы фигуры должны быть видимы. Ка мыслилось первичным и существовало в человеке на протяжении его земной и загробной жизни. Считалось, что с рождением младенца появляется и его ка, его двойник, который сопровождает его по жизни, ведя за руку. Иероглифически ка изображалось знаком двух рук, согнутых в локтях и параллельно поднятых к небу, как бы в молении. С таким атрибутом изображались и статуи ка. Быть может, это очень далекий прототип фигур орант, хотя прямого подтверждения этой гипотезе нет и только в памятниках коптского Египта появляются позы фигур в молении, но при этом представления о ка уже давно отходит в область предания.
Посредством ка человека и предметного мира египтянин передавал особую форму окружающих его вещей и явлений. Если реальное изображение исходит из конкретного видимого мира, то ка представляет мир, зримый как бы внутренним оком, а изображение является передачей незримого в зримом, реализуемом в самом изображении. Следовательно, ка стоит за изображением и изображение является вторичным по сравнению с ним. Ка изображений — это зримая форма проявления ка незримого, при этом изображение (будем говорить статуя) подобно ка, но не есть само ка. Если наложить на эту концепцию платоновское учение об идее, то здесь может возникнуть зависимость такого рода, как между первообразом и образом; при максимальном приближении образа к первообразу они никогда не сольются и между ними всегда будет существовать дистанция. Ка — только копия человека, хотя и точная, — носитель его внешних и внутренних свойств. Необходимое условие передачи портретного сходства заключается в том, чтобы ка могло «узнать» себя в изображении.
Символика «ока Хора» влечет за собой символику живительного взгляда, который вызывает к жизни силы, сокрытые в изображении. Эта форма направленного взгляда выражала активное действие смотрения (егип. маа).
Духовная субстанция ка обладала способностью выхода из изображения, то есть могла реализовать себя в действии, оживляющем все, что находится в загробном мире.
Если ка могло воплотить себя в зримой форме, то слышимая форма состояла в произнесении имени (егип. rn), благодаря которому происходила явленность из небытия. Согласно Мемфисской версии творения мира бог Пта сотворил его Словом, вызвав из небытия все, что было названо произнесенным именем. Звук, облеченный в Слово, обладает высшим могуществом; вещи, названные про себя, суть только потенции. Имя выделяет индивидуальность из всех уподоблений. У египтян четко определилось представление о зависимости жизни от имени, ибо уничтожение имени человека было равносильно уничтожению его самого.
Все, что связывалось с миром ка, происходило вне данного измерения времени и пространства; это была иная, незримая реальность, подобно тому как воспоминание переносит прошедшее в настоящее, стирая временные границы. Египтянин, смотрящий на пахоту, видел в ней не единичную картину, не однажды протекающее действие, а переносил все это в мир вечный, воспринимая данность момента как бесконечно длящийся процесс, уподобляя конкретную сцену работе на полях Иару — египетского рая («сехет Иару» — поле камыша) — топонима потустороннего мира.
Тема вечной жизни — извечная борьба со смертью, которая воспринималась как враждебная, разрушительная сила. Египтяне были одним из древнейших народов, веривших в воскрешение духовное и телесное. В образе воскрешенного фараона — воплощенного Осириса — в мировоззрении египтян сочетались солярные и хтонические представления о вечной жизни в загробном мире. Ра и Осирис — солнце и вечно оживающая природа — источник жизни не только рожденных на земле, но и вновь возрожденных для вечности…

Страница 1

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы (приведен на рисунке 1) – прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Рисунок 1 – Египетский мастаб в поперечном разрезе

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Рисунок 2 – Пирамида Джосера

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры
От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая т …

Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
— Андрей, как Вы пришли в театр? — Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу …

Русский балет – признанная классика
Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью. Русск …

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Египетская религия………………………………………………………..5

  2. Язык. Письменность. Система обучения………………………………..9

  3. Литература………………………………………………………………..11

  1. Изобразительное искусство и архитектура…………………………….13

  1. Научные знания………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………19

Введение

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры — все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

  1. Египетская религия

«…Всякая религия,— писал Ф. Энгельс,— является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египетский пантеон. Мифология. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» — Ра, как «Солнце перед закатом» — Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника — «новорожденного Аписа» — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Религиозная реформа Эхнатона. Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Наиболее полно концепция единого божества была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких — либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.

На стенах пирамид и других гробниц, на листах папируса сохранились таинственные знаки — иероглифы. Это письменность, которую в Древнем Египте называли «словами бога». Она была трудна, и со временем её забыли.Египтяне верили, что искусство письменности даровал им бог мудрости Тот.
Освоить письмо было непросто. Только наиболее часто употребляемых иероглифов насчитывалось несколько десятков. Каждый иероглиф соответствовал одной или нескольким согласным буквам, целому слову или понятию.Гласные звуки древние египтяне не обозначали.
Слова в предложениях не отделялись друг от друга — у египтян не было знаков препинания. Существовало правило чтения иероглифов. Если головы людей, птиц, животных повёрнуты вправо, то читали справа налево. Если они были обращены влево, то читали слева направо.
Писали на любом материале, который сохранял рисунки или вырезанные зна­ки. Египтяне писали на камне, на глиняных черепках, дереве, коже. Со временем стали писать на папирусе — материале, изготавливаемом из нильского трост­ника. Стебли папируса разрезали на длинные продольные полосы, складывали в несколько слоёв, прессовали и высушивали. После этого папирус скручивали в свитки, длина которых иногда достигала нескольких десятков метров. На па­пирусе писали красной и чёрной красками специальной заостренной тростнико­вой палочкой (калам). Папирус можно было использовать несколько раз, смывая водой предыдущий текст. Со временем он становился хрупким и ломким Долгое вре­мя он был лучшим для письма, пока не изобрели бумагу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *