Феодосия айвазовский галерея

7 403

Феодосия поразила меня с первой минуты. Удивительный, очень красивый и гостеприимный город. Главной достопримечательностью и по совместительству визитной карточкой курорта, является картинная галерея (музей) Айвазовского. Тут собрана самая большая коллекция его работ.

Картинная галерея Айвазовского

Где находится музейный комплекс

Если вы приехали в город поездом, вам повезло. Всего в ста метрах от ж/д вокзала, на улице Галерейная, 2 и 4 (второй корпус) расположена гордость Феодосии – музей Айвазовского. Основное здание, где собрана самая большая экспозиция знаменитого мариниста, находится в первом корпусе, который раньше был домом художника. В доме №4, вилле его сестры, расположен второй корпус, где выставлены работы других авторов. Это одно из самых завораживающих и красивых мест Крыма.

Музей Айвазовского

Важные моменты истории

Иван Константинович родился в Феодосии, но долгое время жил в Европе, где и стал достаточно популярным художником. После, некоторое время он проживал в Санкт-Петербурге, но в 1844 году решил вернуться в родной город. Где за год, по собственному проекту, построил дом. Именно с 1845 года и началась история современного музея. Тогда он просто открыл в доме галерею, выставив на показ 49 своих работ.

Музей Айвазовского

В 1880 он пристроил к своему дому еще одно здание, все работы уже просто не помещались в одном. И в этом же году открылась картинная галерея, ставшая популярной практически мгновенно. История умалчивает, почему художник-маринист не оставил своей сестре картины, а завещал их родному городу. Но именно благодаря завещанию автора, мы сегодня имеем возможность наслаждаться уникальными картинами морской тематики и не только.

Музей Айвазовского и памятник

В 1892 году И.К. Айвазовский сделал наследницей всех своих работ — Феодосию. И в 1900 году, сразу после его смерти, картины стали достоянием города. Но просуществовала галерея всего двадцать лет. Советские власти в 1920 году расположили тут особые отделы чекистов, Красной Армии и Флота. Естественно после этого, многие ценные работы пропали или были просто уничтожены.

Картины современных художников

К счастью бардак в галерее картин Айвазовского продлился всего два года, затем его снова открыли для посетителей. В том же 1922 году, комплексу присвоили статус государственного музея и дополнительно разместили тут художественные ценности. Правда и они на территории галереи пробыли не так долго, в 1925 для них было выделено отдельное здание.

На этом испытания полотен знаменитого художника не кончились. Благодаря усилиям и бесстрашию тогдашнего директора музея мы сегодня имеем возможность любоваться настоящими шедеврами искусства. В начале войны (ВОВ) власти приказали ему вывезти картины в Краснодар, что он и сделал. Но там получил новый приказ: «Отправить в Сталинград!»

Неизвестно по какой причине, но он на свой страх и риск не выполнил приказ, а ведь мог попасть под расстрел за такую самодеятельность. Басрамов отправил полотна в Ереван. Именно благодаря этому они и уцелели. А когда Крым освободили от фашистов в 1944 году, все эвакуированные работы Ивана Константиновича были возвращены в Феодосию. Не многие музеи Крыма могут похвастаться такой необычной историей.

Картинная галерея Айвазовского

Чем интересна картинная галерея сегодня

Первое, что привлекает внимание и впечатляет – архитектурное сооружение, в котором расположена знаменитая галерея. В первом корпусе представлена самая большая коллекция работ Айвазовского – 416 картин. В доме его сестры (второй корпус) располагаются работы других известных авторов, и не только на тему живописи или марины. А так же сюжеты библейской и мифологической тематик.

Тут есть возможность, кроме картин, увидеть мемориальные вещи, фото и документы из архива, портреты мариниста и его семьи. А так же предметы декоративно-прикладного искусства, всего порядка тринадцати тысяч экземпляров.

Памятник Айвазовскому

Много в галерее и произведений, таких известных авторов, как Фесслер и Лагорио, Ганзена и Волошина. Многих других, в том числе и зарубежных художников. Насколько бы ценными не были все работы, самый большой интерес вызывает картина, которую никогда не выставляли напоказ. Находится она в тайной комнате, где нет даже дневного света. И попасть сюда можно, только организовав музею солидную спонсорскую помощь. Полотно называется «На смерть Александра III».

Конечно, не меньший интерес вызывает последняя картина художника «Взрыв корабля». Ее расположили в кабинете Ивана Айвазовского. И не на стене, а на мольберте, складывается впечатление, что автор вот-вот вернется. Говорить о галерее Айвазовского можно еще очень и очень долго. Но описать словами просто невозможно.

Ищите где остановиться в Крыму?

Найти жилье в Крыму
Найти жилье в Феодосии (много хороших пляжей)

Цены, официальный сайт

Стоимость посещения не из дешевых удовольствий. Но оно того стоит. Цена билета для взрослого (с экскурсией) – 250 рублей, детский билет вполовину дешевле. Войти в особую кладовую, где хранятся архивные документы, можно за 200 рублей (для взрослого), и 100 рублей для ребенка. Ну а если захотите посетить комнату с таинственным полотном – надо войти в группу единомышленников из 10 человек. Общая сумма составит 2 тысячи рублей. Если группа будет меньше, эта же сумма равномерно поделится на всех.

Цены

Важно: цены могут меняться, поэтому предварительно следует уточнить этот момент по телефону – +7978 7402858 или на официальном сайте.

Официальный портал: http://feogallery.org/

Контакты музея

Режим работы

Режим работы

Как добраться (доехать) до музея Айвазовского

От железнодорожного вокзала до главной достопримечательности всего сто метров (на север). От автовокзала сюда идет маршрутное такси №4 (остановка почти у картинной галереи). Так же добраться сюда без проблем можно на своем или арендованном авто. Точные координаты и карта внизу страницы.

Рекомендую экскурсию на электромобиле по Феодосии на этом электромобиле (стоят слева от музея)

Рекомендую!!! Экскурсию на электромобиле в Феодосии (сбор возле картинной галереи Айвазовского)

Фото

Картинная галерея Айвазовского Музей Айвазовского Музей Айвазовского Музей Айвазовского Рядом продают картины Ульянка возле музея

Точное место на карте, GPS координаты: 45°01’56.4″N 35°22’57.9″E (45.032332, 35.382755)

Пока это все, чем я хотел сегодня с вами поделиться. Если вы уже сделали выбор, и приняли решение обязательно посетить главную достопримечательность города Картинную галерею Айвазовского – тщательно подготовьтесь к поездке. Я, например, всегда в первую очередь подыскиваю отель или гостевой дом. Тем более, что сегодня при помощи специальных интернет ресурсов, жилье в Феодосии сегодня можно арендовать не только легко и просто, но еще и выгодно. Наша съемная комната в частном секторе Феодосии (1000 руб/ночь)

Достопримечательности Феодосии — куда сходить, что посмотреть

Национальная картинная галерея имени И. К. Айвазовского – одна из главных достопримечательностей города Феодосии в Крыму. Это всемирно известный дом-музей, в котором имеется самая большая коллекция произведений художника-мариниста – 417 картин.

История основания галереи

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) — русский художник-маринист, который жил и творил в Феодосии. Еще в молодости он стал известным, выставляя свои картины на показ жителям города.

В 1845 году прошла первая выставка из 49 работ в доме, где жил художник. В 1880 году Айвазовский основал картинную галерею и художественную мастерскую в городе Феодосии по собственному проекту. Первых посетителей Иван Константинович пригласил в день своего рождения – 29 июля. С того времени галерея стала первым музеем одного художника в Российской империи.

И. К. Айвазовский прожил в своем городе до конца своих дней и свою галерею со всем ее имуществом завещал Феодосии. В 1900 году она была национализирована, а с 1922 является государственным музеем.

В 1930 году скульптором Гинцбургом был установлен памятник перед галереей, посвященный художнику, с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

Экспозиция

Экспозиция галереи находится в двух зданиях: основная – в доме И. Айвазовского и научный отдел «Русская и современная марина» – в особняке его сестры.

Общая коллекция галереи включает более 12 тысяч произведений на морскую тематику: работы Айвазовского, его учеников, внуков, маринистов XIX века, художников юго-восточного Крыма и современных художников. Кроме произведений живописи здесь находятся архивные документы, фотографии, портреты, мемориальные вещи, которые принадлежали семье художника, и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

Наиболее популярные картины И. К. Айвазовского, что находятся в музее – самое большое полотно «Среди волн» (282×425 см), а также «Севастопольский рейд», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Море. Коктебель», «Георгиевский монастырь» и др.

Кстати, известной работы Айвазовского «Девятый вал» в Феодосийской галерее нет, она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Особая кладовая в доме-музее Айвазовского

Известно, что Айвазовский был одним из самых богатых художников в Российской империи, он и его семья жили в особняке. В тайной комнате, что находится в галерее, собраны семейные реликвии и ценные вещи, посуда, столовые приборы, статуэтки и другие бытовые предметы. Наиболее уникальные экспонаты – мольберт с блокнотом, а также шкатулка из красного дерева с вензелем Айвазовского.

В темной комнате также хранится самая мистическая картина художника «На смерть Александра III», которая по его завещанию скрывается от всеобщего обозрения.

Чтобы посетить эту комнату, придется заплатить спонсорский взнос. Здесь вы прочувствуете всю атмосферу того времени, а сотрудники галереи расскажут о жизни художника, о связях Айвазовского с императорской семьей и о тайной картине, посвященной Александру III.

Галерея Айвазовского: цена входного билета

  • Дом-музей Айвазовского – 200 руб.
  • Дом сестры и научный отдел галереи – 100 руб.
  • Особая кладовая – 300 руб.
  • Просмотр картины «На смерть Александра III» – 3000 руб.

Скидка 50 %: не достигшим 18 лет, студентам и пенсионерам.

Внимание! На тайную комнату льготы и скидки не распространяются.

Льготное право на бесплатное посещение музея уточняйте на официальном сайте Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского: http://feogallery.org/kategorii.

Стоимость экскурсии

Группа до 10 человек:

  • взрослые – 500 руб. с группы;
  • дети – 250 руб. с группы.

Заказ экскурсий по телефону: +7 (978) 725 04 27

Где находится галерея Айвазовского и режим работы

Город: Феодосия (Республика Крым)
Адрес:

  • ул. Галерейная, 2 (дом И. К. Айвазовского и основная экспозиция)
  • ул. Галерейная, 4 (научный отдел галереи «Русская и современная марина»)

Часы работы: с 10:00 до 17:00 (понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье); с 10:00 до 14:00 (вторник); среда — выходной.

Касса закрывается на час раньше.
Телефон для справок: +7 (978) 740 28 58

Картинная галерея Айвазовского

…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…
(из завещания И.К.Айвазовского)

Имя Ивана Константиновича Айвазовского вот уже более ста лет остается одним из самых популярных среди имён русских художников. Редко кому доводилось при жизни завоевать такую славу какую узнал Айвазовский еще в молодые годы. Слава его была необычной и всеобщей. Картины Айвазовского вызывали восторг у его собратьев-художников, у признанных знатоков искусства, у широкой публики. В сороковых годах позапрошлого века имя едва окончившего академический курс живописца передавалось из уст в уста и в России, и далеко за ее пределами.

Морской фасад картинной галереи Айвазовского

Мемориальная доска на здании галереи

Картинная галерея Айвазовского — один из старейших художественных музеев нашей страны. Её экспозиционные залы расположены в здании, где прошли жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900). Этот дом был построен по проекту самого Айвазовского в 1845 году. Через 35 лет Иван Константинович пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосийцам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. Таким образом, 1880 год официально принято считать годом основания картинной галереи.

За свою долгую жизнь Айвазовский создал около 6000 произведений. Он работал практически каждый день. К концу 40-х годов сложился его уникальный творческий метод. Прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не писать с натуры, а импровизировать. Об этом Иван Константинович писал в «Автобиографии»: «Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём своей кистью».

Как правило, Айвазовский работал легко и увлечённо, он мог воплощать свои замыслы с удивительной свободой. Особенно поражало современников то, как он создавал небольшие картины, импровизируя, без предварительных натурных подготовительных рисунков. Литератор В. С. Кривенко, гостивший у него, так описал свои впечатления: «В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим плотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремлёнными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен… По лёгкости, видимой непринуждённости, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение».

В ранние годы Иван Айвазовский, как живописец в основном изображал море — спокойное, умиротворённое. И. К. Айвазовский был наделён даром поэтического мышления, и это особенно сказалось в его ночных маринах. Для Айвазовского не существовало технических препятствий, художник иллюзорно-точно изображал луну и эффекты лунного света — его искрящийся блеск на лёгкой зыби волн или ослепительно-сияющую лунную дорожку на штилевой глади моря. В подобных произведениях поражает ощущение удивительного спокойствия, гармонии и вечности природы. К таким картинам относится «Георгиевский монастырь» (1846 год). Простота её сюжета скрывает скрупулезно-точное и выверенное построение композиции, благодаря которому художник передаёт удивительный эффект перемещения лунной дорожки при рассмотрении произведения с разных сторон.

В середине 19-го века в искусстве России на смену романтизму приходит реализм, стиль с иными социально-культурными ориентирами и иной концепцией восприятия природы. И. К. Айвазовский был одним из немногих художников, сохранивших преданность идеалам романтизма до конца своей жизни. Однако начиная с 80-х годов его искусство претерпевает некоторые изменения. Колорит его картин утрачивает былую яркость и контрастность, обретая множество более тонких нюансов прекрасно гармонизованных серых, голубых и бирюзовых тонов. Его произведения становятся более реалистичными по форме, но сохраняют всё ту же романтически-приподнятую трактовку природы и представление о самостоятельной ценности пейзажного мотива как такового.

И в наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн.Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах 19 века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне. Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.). Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».

При подготовке этого раздела использованы материалы внешних источников: Погребецкая И. М. и др. — Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Путеводитель.; Н. Барсамов, С. Барсамова — Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского; Н. С. Барсамов. 45 лет в галерее Айвазовского; Н. С. Барсамов. Иван Константинович Айвазовский; И. Ф. Касацкая. Художник-маринист Алексей Ганзен. Потомки И. К. Айвазовского: жизнь, воспоминания, род; официальный сайт картинной галереи — feogallery.com; сайтов aivazovsky.euro.ru, kuinje.ru и многих других источников.

Крымский Вал, 10, залы 60–62

29 июля — 20 ноября

Третьяковская галерея открывает выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников — Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900). Он открыл для русского искусства жанр марины — морского пейзажа — и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины — второй половины XIX века.

Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия. К концу XIX века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств.Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.

В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.

Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку. Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего», не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык «салонные и коммерческие». Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.

Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества. Айвазовский предстанет художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Его узнают как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века. Важно познакомить молодых зрителей, совсем не знающих Айвазовского, с кумиром многих поколений, заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным художникам.

Для решения этих задач Третьяковская галерея впервые проводит в своих залах масштабную монографическую выставку мастера. Мы не пытались собрать как можно больше работ Айвазовского, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями. Был проведен тщательный отбор: из 6000 написанных Айвазовским картин (по свидетельству самого художника) выбрано 120 живописных полотен. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку поступило 33 картины и 9 рисунков. Большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах (Петергоф, Павловск, Царское Село), остальные рассредоточены в региональных музеях России, в других странах. Юбилей Айвазовского стал поводом показать из этих коллекций все лучшее в Москве.

Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена «галсами»: зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика. Экспозиция строится по темам и мотивам. Раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении. Раздел «Художник Главного морского штаба» включает исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. В разделе «Между Феодосией и Петербургом» представлены «сухопутные» пейзажи Айвазовского. Раздел «Весь мир ему был мал» объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам. В разделе «Плененный тайной мироздания» демонстрируются картины на библейские сюжеты. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как «Радуга» (1873), «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» (1881, оба — ГТГ), «Девятый вал» (1850) и самое масштабное произведение на выставке «Волна» (1889, оба — ГРМ). Впервые так цельно и полно демонстрируются рисунки Айвазовского — 55 листов.

К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.

Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера, воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный материал — экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей.

Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей фигуры для города и Крыма в целом.

Сюрприз проекта — при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря.

Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.

Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает зрителя, состоит в том, что в них доминирует оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

Образовательная программа к выставке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *