Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм зародился более 2500 лет назад на севере древней Индии и до сих пор неразрывно связан со своей исторической родиной. Именно поэтому мы не могли обойти эту тему стороной.
Сегодняшняя статья расскажет про буддийские храмы в Индии, приведет список самых интересных из них и поведает, как им удается не просто выжить, но и принимать тысячи паломников в стране индуизма.
По следам Будды
Крупные храмы и монастыри
Заключение
Содержание
По следам Будды
Среди населения Индии менее одного процента приверженцев буддизма. Но эта страна подарила миру основоположника древнего учения. Здесь он родился, рос, женился, учился, искал истину, нашел ее, проповедовал, нес в массы свое учение и наконец окончательно пробудился.
Индия взрастила буддийскую философию и стала портом, откуда та отправилась к берегам других стран. Неудивительно, что здесь, у истоков традиции, сохранились святыни, храмы, памятные места, пожалуй, самые древние в истории буддизма. Тысячи людей ежегодно приезжают на индийскую землю в надежде повторить путь Будды.
Как минимум три культовых места стараются посетить люди, которые считают себя последователями Шакьямуни.
1. Бодхгайя
Сейчас это местечко близ городка Гайя в штате Бихар, куда непрерывным потоком стекаются паломники со всех уголков планеты. Тогда, около 500 года до нашей эры, сюда добрел странник по имени Сиддхартха Гаутама. Он уселся на берегу реки в тени дерева и начал медитировать.
Трое суток беспрерывной медитации были откровением, расширили сознание, ответив на все неразрешенные вопросы юноши. Однако этого ему было недостаточно, и он еще неделю провел под сенью листвы в медитациях. Наконец молодой человек понял, что достиг просветления и хочет нести свет и истину всему миру.
Сейчас на этом месте возвышается храм, который известен всем как Махабодхи. А за ним раскинулось священное дерево Бодхи, выросшее из семечка того самого дерева, которое было свидетелем просветления Сиддхартхи.
Это интересно! До XIX века нынешнее место поклонения буддистов принадлежало представителям шиваизма – ответвления индуизма. Лишь только деятели возрождения буддизма смогли вернуть свою святыню.
2. Сарнатх
Еще один городок, привлекающий туристов-буддистов, находится в штате Уттар-Прадеш, недалеко от Варанаси, который, кстати, является одним из самых священных городов индуистов.
Когда жил Будда, тут простирался густой лес, а главными жителями в нем были олени. Предание гласит, что первыми слушателями Учителя как раз были два оленя. За два с половиной тысячелетия изменилось немногое – парк с оленями существует и по сей день.
Действительно ли олени были первыми слушателями Будды или это были обычные люди – предмет споров, но главное, что в Сарнатхе были проведены первые проповеди, и тем самым запущено Колесо дхармы.
Сейчас в этой местности сохранились руины древнего храма, вокруг которого ведутся раскопки. Установлено, что остатки храмового ансамбля и монастыря относятся ко времени правления царя Ашоки – III столетию до нашей эры.
Путешественники из Китая в своих дневниках отмечали, что монастырь содержал порядка полутора тысяч послушников. С мусульманскими набегами в XII веке все здания были разрушены. На помощь снова пришла эпоха буддийского возрождения – XIX век.
Сейчас руины вновь стали религиозным центром, их окружили буддистские храмы разного толка, различных направлений.
Это интересно! В их числе – ступа джайнистов секты дигамбаров, которых чаще называют «одетыми в небо». Такое прозаичное название скрывает за собой привычку представителей школы ходить голышом, или, иначе говоря, одеваться «в небо».
3. Кушинагар
Город находится в современном штате Уттар-Прадеш. Будучи некогда могущественной столицей одного царства, уже при Шакьямуни он стал скромным городком, но это не помешало Пробужденному выбрать его для ухода в Паринирвану.
Здесь же были проведены необходимые священные обряды над телом Будды – его пронесли сквозь северные и восточные ворота, вынесли за пределы города, затем последователи приносили ему подношения, и спустя семь дней тело кремировали.
Возрождением святыни все буддисты обязаны тому же «золотому» XIX столетию. Под толстым слоем земли, грязи, пыли, камней археологи обнаружили фундамент ступы и самого храма Махапаринирваны. Сегодня город развивается, налаживает инфраструктуру, в основном за счет туристов и для туристов, и притягивает все больше гостей с каждым днем.
Крупные храмы и монастыри
Махараштра – индийский штат, где оазисы буддизма в огромной пустыне индуизма встречаются довольно часто. Самыми интересными и необыкновенными буддийскими храмами Махараштры нам показались следующие:
- Аурангабад – это эдакий «город-храмы-пещеры» – три в одном. Три храмовых комплекса на девяти горных пещерах, которые разделяются по двум сторонам света: восток и запад. Простая индийская арифметика.
- Аджанта – ансамбль храмов и монастыря, который европейскому сознанию может посулить удачу – комплекс расположился на утесе в виде подковы. Он по праву внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – настенная живопись по буддийским мотивам в пещерах поражает. Кельи монахов и залы для молитв расположены на целых 29 пещерах.
- Эллора – этот ансамбль догнал и перегнал предыдущие храмы в пещерах – их здесь 34. Самое любопытное в этом комплексе то, что он есть воплощение дружбы народов, конфессий и направлений. Под покровительством ЮНЕСКО находится соседство 17-ти пещер индусов, 12-ти – буддистов и 5 – джайнистов.
В Индии немало монастырей, в особенности ближе к границе с Тибетом, потому что там живут многие тибетские буддисты в изгнании. Говоря по-простому, монастырь – это храм, в котором можно жить и учиться послушникам, чтобы впоследствии стать монахами.
Одним из таких монастырей является Таванг. Он раскинулся близ тибетской границы на горе на высоте больше трех тысяч метров над уровнем моря. Комплекс довольно большой — он способен вместить до семисот монахов.
Сейчас количество служителей достигает 450 человек. Главное его сокровище – библиотека Паркханг, в которой таятся ценнейшие древние писания.
Однако не стоит полагать, будто буддийские храмы встречаются только на севере Индии, в непосредственной близости к святым местам Шакьямуни или тибетским предгорьям. Они нередки и в южных штатах, например в Карнатаке. Среди них отличается монастырь Намдролинг.
Он спрятался в городе Билакупе, куда переселились тибетцы после изгнания. Если Дхарамсала – это маленькая Лхаса, то Билакупе – маленькая Дхарамсала.
Основание произошло в 1960-е годы. Монастырь относится к школе ньингма и является крупнейшим в этом ответвлении – здесь живет в районе трех тысяч послушников, мужчин и женщин, больших и совсем маленьких.
Зеркальный пол храма, который называют «Золотым», отражает три величественные статуи – Будды Шакьямуни, Будды Амитаюса и Падмасамбхавы. Здесь же предаются медитациям на специальных постеленных дорожках.
Интересной инсталляцией на окрестной территории представляется рукотворная копия тибетского монастыря Пальюл.
Посетители могут своими глазами увидеть жизнь монастыря без прикрас, насладиться зеленью и чистотой садов, понаблюдать за распорядком дня и полюбоваться умиротворенными улыбками мальчиков в оранжево-бордовых одеяниях. Поразительно, как юным монахам удается жить в отрешенности, уединении, когда вокруг довольно много туристов.
В этом же городке находится монастырь других представителей буддийский традиции – Гелуг, или, как их называют, «желтошапочников». Он носит название Сера и считается одним из троицы великих монастырей этого течения.
Основанный в 1419 году, он «перекочевал» из Тибета сюда, когда тибетцы вынуждены были покинуть родину под натиском китайского войска. С 1970 они обосновались в южноиндийском городке. К нынешнему моменту здесь насчитывается около пяти тысяч послушников.
Тибетская Сера подразделялась на три дацана в зависимости от обучающихся или преподаваемых наук:
- факультет буддийской философии;
- тантрический факультет;
- факультет для монахов-кочевников.
В Индии удалось воссоздать лишь два из них – монахи колледжа тантрических наук не смогли добраться до нового пристанища. Современное обучение здесь проходит на позитивной ноте: монахи участвуют в диспутах, оживленно дискутируют и обсуждают вопросы. Повсюду расположены разные статуи, ритуальные предметы: колокольчики, молитвенные барабаны, тарелки из меди, тексты мантр.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вы будете в этой чудесной стране, обязательно зайдите в ближайший буддийский храм, и вы удивитесь мощи его энергетики– не так просто сохранить самобытность там, где царствует другая религия.
Рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
УДК 94(54).035
Маланкарская церковь Южной Индии в конце XIX — начале ХХ вв.
А. Г. Нестеров, Е. А. Ракульцева
В статье анализируется положение, сложившееся в Ма-ланкарской христианской церкви — одной из «древних восточных церквей», действующей в Южной Индии. Для южноиндийских христиан, говорящих на языке малаялам, сохранение своей национальной церкви, тесно исторически связанной с Сирийской церковью (также одной из «древних восточных церквей»), стало одним из факторов, формирующих национальную идентичность. Исторически сложилось так, что монашество Северной Индии было уничтожено, и христианская церковь сохранилась исключительно на юго-западе страны. В то же время европейцы, которые начиная с XV века установили контроль над данным регионом, стремились разрушить сложившиеся структуры, используя для этого как административные рычаги, так и личные амбиции отдельных иерархов. Первой на путь «обращения» южноиндийских христиан стала Римская католическая церковь. Затем в XIX веке начали оказывать сильнейшее давление британские миссионеры. Англиканские миссионеры добивались отказа Маланкарской церкви от подчинения якобитскому патриарху Сирии, который был подданным Османской империи, враждебной британцам. Результатом такой политики властей британской Индийской империи стал раскол в Маланкарской церкви, окончательно оформившийся в 1909 году и просуществовавший до 1959 года.
Ключевые слова: Маланкарская церковь; Южная Индия; «древние восточные церкви»; монофиситство; Сирийская церковь.
Индия, точнее, Южная Азия — уникальный регион, в котором переплетаются разнообразные этнические, культурные, религиозные традиции. Вероятно, Индия — одно из немногих мест на земле, где на протяжении многих столетий в рамках традиционной цивилизации сосуществует ряд резко отличных друг от друга религиозных систем. Различные ветви индуистской религиозно-культурной традиции, буддизм, пришедший с северо-запада в Индию ислам — все эти религиозные системы сосуществовали, мирно или враждебно, на Индийском субконтиненте. Не было исключением и христианство.
Христианская традиция в Индии отличается значительной древностью. Священное предание провозглашает, что первым среди христиан в Индии начал проповедь апостол Фома (Дидим Иуда Фома). Можно предполагать, что ранние христианские общины стали появляться в Индии в начале нашей эры, и уже к IV веку на территории субконтинента существовала церковная организация.
В условиях отсутствия государственного контроля над церковью индийское христианство приобрело и сохранило разнообразные формы, связанные с теми направлениями христианства, которые ортодоксальная церковь признала еретическими. Монофиситские, яковитские, несторианские церкви за пределами Римской империи и ее преемников не преследовались, поскольку не считались официальными имперскими церковными организациями и уже поэтому не воспринимались в качестве «агентуры влияния» Империи на востоке.
Индийская церковь по своему происхождению тесно связана с Сирией, где существовали оппозиционные официальной имперской церкви общины во главе с патриархами. Именно сирийские монахи реально принесли христианскую традицию в Индию. Исторически сложилось так, что монашество Северной Индии было уничтожено в период мусульманских завоеваний этой части субконтинента, и автохтонная по происхождению христианская церковь сохранилась исключительно на юго-западе страны, на Малабарском побережье, на территории исторических государств Кочин и Траванкор.
В настоящее время Маланкарская (иначе Малабарская) церковь является ветвью Сирийской яковитской церкви. Эту церковь относят к числу «древних Восточных церквей», так как она является моно-фиситской и не признает решений ^-го и последующих вселенских соборов.
С конца XV века христиане Южной Индии сталкивались с европейским давлением, поскольку европейцы стремились подчинить индийских христиан своему управлению. Первой на путь «обращения» южноиндийских христиан — после захвата португальцами части южноиндийских территорий — стала Римская католическая церковь. В итоге часть Маланкарской церкви приняла унию с Римской Католической церковью , другая часть сохранила верность Сирийской церкви.
В XIX веке христиане Южной Индии оказались под сильнейшим давлением британских миссионеров. В условиях формирования Британской Индийской империи, подчинившей себе Кочин и Траванкор, англиканские миссионеры добивались отказа Маланкарской церкви от подчинения якобитскому патриарху Сирии, который был подданным Османской империи, враждебной британцам. XIX век стал для Маланкарской церкви тяжелейшим временем «протестантских расколов».
По приказу британского губернатора Маклойна в 1806 году из Индии был выслан представитель сирийского патриарха Мор Диоско-рос, пытавшийся воспрепятствовать действиям сторонников отделения Маланкарской церкви от Сирийской церкви. Глава Маланкарской церкви митрополит Мор Дионисий III в 1825 году вновь обратился к сирийскому патриарху за поддержкой против сторонников раскола, возглавленных Палаккунатхом Маттеосом Мор Атанасиосом, но британская администрация Индии вновь выслала сирийского представителя за пределы британских владений. Маттеос Мор Атанасиос при полной поддержке британской индийской администрации провел ряд реформ, которые приближали Маланкарскую церковь к англикан-
скому исповеданию. Только в 1836 году этот раскол был преодолен благодаря активной деятельности митрополита Мор Дионисия IV, созвавшего синод Маланкарской церкви в храме св. Марии в Мавелика-ра. На заседании синода был принят документ, вошедший в историю как «Соглашение Мавеликара» (Mavelikara Padiyola) и закрепивший связь Маланкарской церкви с Сирийской церковью .
В конце XIX века в церкви Южной Индии под влиянием британских миссионеров реформистская партия, состоявшая из группы националистов, отвергавших идеи сирийской церковной традиции, усомнилась в полномочиях яковитского патриарха Антиохии и сформировала новую церковь «Навеекарнна Сабха» (позже она получила название Маланкарская церковь Мор Фомы) . Борьба между реформистской группировкой и консервативным течением в Маланкарской церкви касалась ряда вопросов, включая прежде всего вопрос о примате патриарха Антиохии над церковью в Маланкара. Пока реформисты не желали признавать власть патриарха над маланкарским митрополитом, основная часть церкви под руководством Иосифа Мор Дионисия V придерживалась идеи традиционной Маланкарской церкви, говоря, что она, в силу своих национальных и этнических характеристик, должна сохранить католическую природу, продолжив и укрепив свои отношения с яковитским патриархатом Антиохии.
Ранее в Сирийской ортодоксальной церкви права патриарха никогда не обсуждались. Реформисты первыми подняли этот вопрос, но даже обращение в английский суд не помогло решить эту проблему (поэтому по сей день она остается актуальной), а споры вокруг нее привели к расколу церкви.
В 1875 году яковитский антиохийский патриарх Мор Игнатий Петр III прибыл в Индию. Инициатором поездки стал Иосиф Мор Дионисий, который фактически возглавлял церковь после смерти митрополита Чеппауда Мор Дионисия IV в 1865 году.
В 1876 году патриарх Мор Игнатий Петр III созвал синод Ма-ланкарской церкви для обсуждения проблем, возникших в связи с ре-
формистским движением. Было очевидно, что иерархи из Северной Кералы поддерживают патриарха, тогда как епископы Южной Кералы склоняются к позиции реформистов. Для успокоения положения в Маланкарской церкви был образован форум епархий, названный Сирийской христианской ассоциацией. В ходе заседаний синода была показана приемлемость разных моделей в церкви с ортодоксальным происхождением.
После долгих дискуссий в синоде признали вековую традицию Маланкарской церкви, духовное и светское главенство патриарха Антиохии, решили, что каждый приход (конгрегация) должен принимать решения патриарха.
Маланкарский митрополит Мор Дионисий V, получивший в 1876 году официальный статус главы Маланкарской церкви и представителя патриарха в Индии, стал главой этой организации и был наделен полномочиями по контролю над всеми делами, касающимися церкви, и ee финансированием.
Во время своего визита в Маланкара патриарх Мор Игнатий Петр III разделил церковь на 7 епархий: Канданад, Ниранам, Коттаям, Тумпамон, Квилон, Кочин, Ангамали. Он также издал постановление, что все рукоположенные митрополиты должны сделать взносы в размере 2850 рупий, после чего им будет выдан официальный документ . Одновременно храм в Мулантурутху — Веттикаль Дай-ро — был по решению патриарха преобразован в монастырь, ставший первым монастырем Маланкарской церкви . Именно здесь патриарх рукоположил молодого монаха Геваргезе в епископы с именем Геваргезе Мор Грегориос. Впоследствии Мор Грегориос Геваргезе Парумала Тирумени (Коху Тирумени) стал одним из самых почитаемых святых Маланкарской церкви .
Огромное внимание митрополит Мор Дионисий V стал уделять сфере образования. Ведь с тех пор, как увеличилось влияние протестантской веры, европейские миссионеры начали основывать множество английских средних школ в южных областях Траванкора. Мно-
гие сирийские христиане, обучавшиеся в этих школах, попадали под влияние миссионеров, что постепенно привело к увеличению числа принимавших протестантизм.
Что же касается сирийских христиан северных епархий Траванко-ра и Кочина, то здесь ситуация была совершенно иной. Одной из основных причин неприятия миссионерской деятельности было то, что протестантизм проповедовали европейцы, поэтому индийское население предпочитало держаться от миссионерских школ подальше. Они следовали традиционной системе образования. Поэтому в Северной Керале нехватка английского образования была очень ощутима.
В то время все известные иерархи Церкви Маланкара — Пуликот-тил Мар Дионисий V (Куннамкулам), Кадавил Мар Паулос Анастасий (Ангамали), Мор Грегориос Коху Тирумени (Мулунтурити), — проживая в северном Керала, ясно видели потребности маланкарско-го общества. Это и подтолкнуло их организовать средние английские школы на севере под руководством Маланкарской Церкви, что было поручено Мор Грегориосу.
Три первые школы по инициативе Коху Тирумени были образованы в северных епархиях. В связи с тем, что в южной Керале в миссионерских школах так или иначе учили своей вере, Маланкарская церковь решила и на юге организовать свои школы.
Позже, в 1890-е годы, также по инициативе Парумала Коху Тирумени и Пуликотти Иосифа Мар Дионисия V Маланкарская Сиро-Яковитская Церковь открыла многие образовательные учреждения: школы, семинарии, воскресные школы. Так, в 1892 году под руководством Парумала Тирумени была создана организация «Маланкарская Сирийская церковная община» . Ее целью было распространение системы воскресных школ в каждом приходе, а также организация семинарий для обучения священников. По инициативе Мор Грегориоса были построены церкви в Кеннитхала, Каликунну, Маллаппалли, Патхупалли, Каллумкатра и др. В 1902 году Мор Грегориос Парумала Тирумени умер.
Огромный личный авторитет Мор Дионисия V способствовал не только поддержанию единства Маланкарской церкви, но и укреплению ее положения перед британской индийской администрацией. В то же время последовательная ориентация митрополита на укрепление связей с патриархом Антиохии (Мор Игнатием Абдед Ало-хо II) сформировала оппозиционное течение, проявившееся после смерти Мор Дионисия V в 1909 году.
В 1908 году на встрече Маланкарской Ассоциации в старой семинарии на должность епископов были избраны Ватасерил Геваргезе и Кохупарамбил Паулозе, которых Патриарх Антиохии Абдед Алохо II рукоположил с именами Геваргезе Мор Дионисий и Паулозе Мор Ки-риллос.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Примерно через год после этого рукоположения (в 1909 году) умер Мор Дионисий V, на место которого был назначен Мор Дионисий VI. Именно в его правление произошел крупнейший раскол в Маланкарской церкви, последствия которого прослеживаются до настоящего времени.
С самого начала своего назначения на должность митрополита поведение Мор Дионисия VI по отношению к своим подопечным было весьма деспотично. Он лично распоряжался ключами от Беф-газа (казны). По всем правилам они должны были находиться у его подчиненных, однако после смерти Дионисия V он решил не придерживаться этой традиции. Взяв на себя управление финансовым комитетом, митрополит принимал решения в свою пользу, что приводило духовных и светских лиц в замешательство, ведь они также несли ответственность за казну. В связи с этим патриарх Антиохии Мор Игнатий Абдед Алохо II нанес визит в Маланкара, а затем 28— 29 ноября 1909 года выступил с речью, в которой потребовал отчета о деятельности Маланкарского митрополита .
Мор Дионисий VI и его сторонники поняли, что разрешение проблемы не привело к ожидаемому ими результату, поэтому сменили тактику, начав войну против патриарха посредством массовой ин-
формации. Используя брошюры и газеты, они пытались дезинформировать людей. Маммен Мапплиа, редактор газеты «Малаяла Ма-норама» («Информационная газета Малаялам») и верный сторонник Мор Дионисия VI, помогал ему в создании негативного мнения о патриархе среди сирийских христиан Индии.
Ситуация зашла настолько далеко, что патриарх попросил Мор Дионисия и Мор Кириллоса последовать зарегистрированному документу о подчинении, подписанном обоими при рукоположении. Мор Дионисий отказался выполнить требования патриарха, в отличие от Мор Кириллоса. Мор Дионисий VI утверждал, что никогда не намеревался всерьез соблюдать клятвы, произнесенной при рукоположении. Доверительным отношениям патриарха и Мор Дионисия VI пришел конец.
Видя острую необходимость в новых епископах, которые помогли бы поддержать единство церкви, патриарх Мор Игнатий Абдед Алохо II рукоположил еще двух епископов — Мор Афанасия и Мор Севериоса.
Кульминационным моментом в противоречиях между патриархом и Мар Дионисием стало решение патриарха о смещении Мор Дионисия VI с поста Маланкарского митрополита 8 июня 1911 года, а вскоре отлучении его от церкви .
Через несколько дней после отлучения, 7 сентября 1911 года, Мор Дионисий организовал проведение заседания синода, в состав которого были включены сторонники Мор Дионисия и который принял резолюцию, поддерживающую отлученного митрополита. В это же время (31 августа 1911 года) по указанию патриарха была созван официальный Маланкарский синод, на заседании которого присутствовали сам патриарх, Слиба Мор Остасиос и три индийских митрополита. На заседании епископ Мор Кириллос был избран Малан-карским митрополитом. В результате Маланкарская церковь разделилась на две группировки, противостоявшие друг другу вплоть до 1959 года, когда, после смены поколений руководителей группиро-
вок, Маланкарской церкви удалось восстановить внутреннее административное единство.
Литература
2. Mavelikara Padiyola // Historic Documents, Articles & Books. — Режим
доступа : http://www.syrianchurch.org/StGG/mavelikara__padiyola.htm.
© Нестеров Александр Геннадиевич (2014), доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), agn1154@yandex.ru.
Храмы Индии: буддистские и джайнистские храмы Индии, храмы Аджанты, храмы Эллоры, храм Махабодхи, Золотой храм.
- Штат Махараштра, Ajanta самое-самое
Аджанта
Штат Махараштра, Ajanta Аджанта — это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров.
- Штат Карнатака, Pattadakal самое-самоеюнеско
Паттадакал
Штат Карнатака, Pattadakal Немногие памятники штата Карнатака могут похвастаться тем, что включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Их всего два — руины Виджаянагара и храмы Паттадакала. У Паттадакала богатое прошлое — в начале 7 века он принял эстафету у Айхоле и стал столицей молодого и могущественного царства Чалукья.
- Штат Карнатака, Murudeshwar самое-самое
Статуя Шивы в Мурудешваре
Штат Карнатака, Murudeshwar В небольшом городе Мурудешвара восседает верховный бог Шива, воплощенный в камне — именно здесь находится поистине уникальный индуистский храмовый комплекс. Сам город имеет сакральное значение с незапамятных времен — он стоит на священном месте, которое упоминается еще в Рамаяне.
- Штат Мадхья-Прадеш, Sanchi самое-самое
Ступа в Санчи
Штат Мадхья-Прадеш, Sanchi Еще один объект, внесенный в список ЮНЕСКО — буддийская ступа в Санчи. Считается, что во времена расцвета буддизма на индийской земле, правитель Ашока Маурья возвел в общей сложности 84 тысячи ступ, в каждую из которых была помещена частичка реликвий Будды.
- Штат Карнатака, Hampi самое-самое
Хампи
Штат Карнатака, Hampi Хампи – это множество построек во главе с храмом Вирупакши. Это довольно известное место, о котором говорится в «Рамаяне». В этом произведении рассказывается о событиях, которые происходили в Хампи. Зачем сюда ехать? Чтобы увидеть скульптуры, храмы, статуи, в лучшем виде представляющие историю Индии. Это довольно значимый кусок истории страны.
- Штат Орисса, Konark самое-самое
Храм cолнца
Штат Орисса, Konark В деревне Конарак, что на побережье Бенгальского залива, стоит Храм солнца — ошеломляющей красоты сооружение, построенное в Индии в 13 веке. Изначально храм представлял собой колесницу великого Сурьи, запряженную семью лошадями.
- Бихар, Bodhgaya самое-самоеюнеско Бихар, Bodhgaya Храм Махабодхи — всемирно известный буддийский храм в городе Бодх-Гая, штат Бихар. Он находится ровно на том самом месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит святое дерево Бодхи, которое выросло из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке.
- Штат Тамилнад, Madurai, Tamil Nadu самое-самое Штат Тамилнад, Madurai, Tamil Nadu Шива — одно из главных божеств триады тримурти (вместе с Вишну и Брахмой). Он является верховным богом в шиваизме и одним из центральных персонажей в пантеоне индуистских божеств. Некогда Шива женился на богине Парвати, и вместе они стали олицетворять мужской и женский аспекты творческой энергии.
- Штат Мадхья-Прадеш, Khajuraho самое-самое
Храмовый комплекс Каджурахо
Штат Мадхья-Прадеш, Khajuraho Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо — общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия.
- Штат Карнатака, Gokarna самое-самое
Храмы Гокарны
Штат Карнатака, Gokarna Гокарна — один из наиболее важных городов для любого индуиста, ведь как считается, именно здесь Шива явился из уха древнеиндийской богини Земли — Притхиви, принявшей облик коровы. Go karna с хинди переводится как «коровье ухо».
- Штат Махараштра, Ellora самое-самое
Эллора
Штат Махараштра, Ellora Эллора — это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту.
- Штат Карнатака, Badami
Храмы Бадами
Штат Карнатака, Badami На юго-западе Индии, в штате Карнатака, находится город Бадами — сотни лет назад он был столицей царства Чалукья, ныне же это лишь небольшое поселение, которому нечем похвастаться, кроме храмов. Но они действительно хороши — в городе и его окрестностях сосредоточено более десятка памятников.
Уже не одну тысячу лет на древних землях Индии мирно уживаются едва ли не все существующие в мире конфессии. В вопросах религиозной толерантности стране можно только позавидовать. А потому и храмы Индии как главное тому подтверждение столь разнообразны и уникальны. Будь то скромные гималайские святилища, пещерные монастыри Аджанты, златоглавые храмы Варанаси или архитектурные шедевры Хампи — все равно они прекрасны и оригинальны.
Крупнейший комплекс пещерных храмов Индии расположен в деревне Эллора, штат Махараштра. Главная ценность комплекса — монолитный храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. Более века храм высекали в скале посредством примитивных инструментов. А получился восхитительный шедевр, грациозный и искусный — просто загляденье. Кстати, кроме него в Эллоре насчитывается еще порядка нескольких десятков храмов.
На побережье Аравийского моря высится один из древнейших храмов страны — Сомнатх — «Храм Луны». Согласно преданию, сам бог Луны воздвиг его Шиве во славу. На деле же храм несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Сомнатх очень ценен в индуизме. Говорят, что духовно развитый человек в процессе молитвы вместо каменных резных стен может видеть огненные столпы, пронизывающие небо и землю.
Средневековый шиваистский храм Кхаджурахо, более знаменитый как «Храм любви», около 700 лет находился в забвении, окутанный непроходимыми джунглями. Впервые его открыли европейские колонизаторы. Открыли и ужаснулись: внешние и внутренние стены храма были всецело изукрашены эротическими скульптурами самого непристойного характера. Ныне же красотой Кхаджурахо не только восхищаются, но еще и объектом Всемирного наследия величают.
Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан.
На отделку куполов храма Каши Вишванатх в Варанаси ушла почти тонна золота. Посетить «Золотой храм» и искупаться в священных водах Ганга (на западном берегу которого и расположен храм) мечтает каждый уважающий себя индуист. А представителям других религий попасть внутрь весьма проблематично. Остается довольствоваться внешним убранством Каши Вишванатх, что в общем-то тоже немало. Кстати, похожая ситуация и с храмом Джаганнатхи в Пури. Здесь существует поверье, что всякий белокожий, едва попав в храм, тут же попытается выкрасть главную его святыню — статую бога Джаганнатхи — одну из форм Кришны.
Один из самых современных храмов Индии находится прямо в столице. Храм имеет довольно оригинальную конструкцию, имитирующую цветок лотоса. Так святилище и названо — храм Лотоса. В отличие от более строгих своих собратьев, этот храм открыт для всех и каждого, причем абсолютно бесплатно.
Самое посещаемое религиозное сооружение в мире тоже находится в Индии. Это храм Тирумалы Венкатешвары, так называемый индуистский Ватикан. Удивительно, что в качестве пожертвования посетители храма зачастую оставляют здесь свои волосы. А так как ежегодно храм посещают десятки тысяч паломников, то и волос здесь набирается предостаточно: по 15 тонн на год, если обобщить. Итого, доход от продажи волос составляет не меньше миллиона USD.
В нашем рассказе о Наланде мы уже описали, как был устроен буддийский монастырь в древней Индии. Но существовали и монастыри другого рода – те, которые не строили из дерева и кирпича, а высекали в скале.
(фото: Монастыри Аджанты)
Такая традиция была особенно распространена в Западной Индии, на территории современного штата Махараштра. В этих местах много невысоких гор с выходом скальной породы, которая относительно легко поддается обработке. Монастырский двор здесь представлял собой большую искусственную пещеру, а кельи были небольшими комнатами, вырубленными по сторонам главного помещения.
(фото: Пандулена. Внутри пещерного монастыря)
Сохранились десятки монастырских комплексов, где целая череда таких пещер тянется вдоль склона горы. Некоторые из них остались недостроенными, и в таком случае можно судить о технологии их создания. Каменную породу выбирали сверху вниз, двигаясь от потолка к полу и формируя при этом колонны, скульптуру, ступы и другие сооружения.
(фото: Бхаджа. Пещерные монастыри)
Кроме такого двора с кельями, где жили монахи, обычно при монастыре было святилище – чайтья, которое представляло собой отдельную пещеру – вытянутый зал со ступой в глубине и колоннами вдоль стен. Вход в чайтью был обильно украшен каменной резьбой и скульптурой, его оформление имитирует фасад высокого деревянного здания с воротами, окнами и килевидными арками. Колонны чайтьи иногда отличаются сложной структурой и бывают увенчаны скульптурными композициями.
(фото: Карле. Чайтья)
(фото: Карле. Капитель колонны)
Пещерные монастыри представляют особую ценность еще и потому, что, в отличие от обычных, они сохраняют все основные элементы сооружений, скульптуру, а иногда и живопись. На стенах этих пещер можно видеть и древние надписи. О чем же они повествуют? Чаще всего это дарственные надписи, они сообщают о том, кто финансировал строительство того или иного монастырского двора или храма – здесь мы видим имена царей и цариц, а также богатых горожан.
(фото: Карле. Древняя надпись)
Если мы войдем внутрь пещеры и будем рассматривать скульптурные изображения, то нам встретятся уже знакомые сюжеты. Вот, например, Будда в паринирване, лежащий на правом боку с умиротворенным лицом.
(фото: Аджанта. Будда в паринирване)
А на другом рельефе мы видим сидящего на троне Будду: его ноги покоятся на лотосе, ниже расположено колесо, обращенное ободом к зрителю, по сторонам колеса – два оленя. Все это говорит о том, что перед нами – сцена первой проповеди. Интересно, что колесо поднято на верх колонны, которую держат два существа с капюшонами из нескольких кобр над головой. Это – наги, мифологические существа, связанные с культом змей; они могут изображаться как змеи, а могут выступать и в человеческом облике. Их обитель – подземный мир и дно водоемов, поэтому они помещены внизу, у основания колонны. В буддийских легендах наги часто выступают в роли почитателей Будды. Так буддизм включал в себя более древние народные культы.
(фото: Карле. Первая проповедь)
В пещерах Эллоры мы видим целую череду восседающих будд. До сих пор мы рассказывали предание об одном Будде, родившемся в роще Лумбини и проповедовавшем в Северной Индии. Однако постепенно формировалось новое направление буддизма – махаяна, в рамках которого изменилось представление о будде. Будда нашего мира становится лишь одним из множества будд, которые достигают просветления в бесчисленных мирах. Согласно учению махаяны, все они являются воплощением единой сущности, поэтому здесь их изображения абсолютно одинаковы.
(фото: Эллора. Скульптура в галерее монастыря)
Совершенно уникальна живопись пещерных монастырей. Из санскритской литературы мы знаем, что искусство живописи в древней Индии было чрезвычайно распространено – рисовать умели практически все образованные люди. Влюбленные, страдающие в разлуке, создавали портреты друг друга. Рисованием занимались и цари, и женщины в царском гареме. При дворе имелось специальное помещение, на стенах которого изображались события из жизни царской семьи. О высоком развитии живописи говорит и ее теоретическое осмысление в посвященных этому трактатах. Но все это богатое наследие до нас не дошло, и только стены пещерных монастырей сохранили творения древних живописцев. Всемирной славой пользуются пещеры Аджанты, где посетители любуются живописными орнаментами, изображениями святых, сюжетными сценами, иллюстрирующими джатаки (рассказы о прошлых жизнях Будды). Большая часть этих произведений была создана в V в.
(фото: Аджанта. Живопись в интерьере монастыря)
Но есть и менее известный памятник, где редко встретишь случайного посетителя – пещерный комплекс Питалкхоры. В нем на колоннах чайтьи можно видеть изображения бодхисаттв.
(фото: Пещеры Питалкхоры)
(фото: Питалкхора. Живопись на колонне в чайтье)
Буддийские памятники Индии привлекают много паломников из-за рубежа, но сами индийцы обычно посещают эти музеи как туристы, поскольку большинство населения исповедует индуизм или ислам. Поэтому, когда в пещерах Бедсе мы увидели большую группу индийских школьников, мы ждали, что они начнут делать селфи с нашим участием и оживленно болтать по мобильным телефонам. Однако то, что мы увидели, стало для нас неожиданностью. Они чинно расселись на полу пещеры, зажгли свечи и начали петь. В этом пении мы узнали буддийские тексты на древнем языке пали. Кто же это были? В этот день пещеру посетили последователи Б.Р. Амбедкара – политического и религиозного деятеля первой половины XX века. Индийский юрист и философ, создатель конституции независимой Индии, министр юстиции, он боролся за права самых бесправных людей – так называемых «неприкасаемых». Он пришел к выводу, что эта проблема не может быть решена в рамках индуизма, поскольку кастовая система является его неотъемлемой частью. Амбедкар нашел выход: переход низкокастового населения Индии в буддизм, поскольку эта религия еще в древности отрицала значение любых социальных различий между людьми. В 1956 году в городе Нагпуре Амбедкар провел церемонию, в ходе которой 500 000 человек приняли учение Будды. Так в Индии произошло возрождение буддизма. Удивительно слышать, как своды древней пещеры оглашаются словами, которые звучали в ней много столетий назад.
авиабилеты | визы | фото
Индийская цивилизация – одна из древнейших на нашей планете. Индия хранит в себе легенды и традиции, древние храмы и места силы, и готова поделиться этими богатствами с путешественниками. В течении тысячелетий менялись границы государства и правящие династии, культура эволюционировала, вбирая в себя опыт и духовные искания поколений. На плодородной земле Индии зародились великие религии — сикхизм, джайнизм, буддизм, индуизм, все эти традиции возникли и развивались на территории древней Индии и до сих пор широко представлены в ее религиозной палитре.
Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.
Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад — древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.
Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора — истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.
Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.
В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.
Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.
В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен . Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.
Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.
«Граффити» офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.
Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.
Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.
Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.
Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.
Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов . Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.
«Визитная карточка» Аджанты — изображение бодхисатвы Падмапани!
Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.
Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.
Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре — это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.
Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.
Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!
Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой , дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!
Аурангабад
Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.
Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.
Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб . Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.
Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.
Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.
Автор текста и фото – Олег Ткачев
Тур «Пещерные города Индии + Гоа», автор тура и гид Олег Ткачев.