Иерусалим в России

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.

Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.

Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.

Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.

Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.

Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.

Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.

К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.

В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.

В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.

Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:

На Истре Воскресенск в России знаменит,

И новым свет его Ерусалимом чтит,

Зря в нём подобие того святого храма,

В котором Божий Сын, спасая род Адама,

Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,

И к земнородным тем явил щедрот залог,

Которые в себе всяк верный ощущает.

Читатель, посетя святые здесь места,

Почтим любовию тем самого Христа.

Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.

Новоиерусалимский монастырь — подробная карта со спутника онлайн. Интерактивная карта Московской области.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря:

На метро до Новоиерусалимского монастыря можно доехать до станции Тушино, затем на автобусе № 372 до остановки «Почта». На автомобиле до Ноавоиерусалимского монастыря можно доехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе около 45 км от МКАД через г. Истру. На электричке от Курского вокзала, Рижского вокзала или от станции «Тушино», «Дмитровская», «Войковская» ехать до станции «Новоиерусалимская» или «Истра», затем на автобусе до остановки «Монастырь» или пару километров пешком. Адрес Новоиерусалимского монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2. Время работы: 7.30 — 18.30.

Что посмотреть в Воскресенском Новоиерусалимском ставропигиальном мужском монастыре:

Основные достопримечательности Новоиерусалимского монастыря: собор Воскресения Христова, церковь Рождества Христова, Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим, Церковь Константина и Елены, Больничные палаты, Скит патриарха Никона, Крепостная стена и Святые врата, Елизаветинская башня, Наместничьи и Караульные палаты , Гефсиманский сад и парк. Святыни Новоиерусалимского монастыря: Фрагмент омофора Патриарха Никона, Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, Икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном.

Интересные места Москвы:

Старый Арбат • Новый Арбат • Поклонная гора • Москва-Сити • Московский зоопарк • Москвариум • Измайловский кремль

Достопримечательности в районе Кремля и Красной площади:

Московский Кремль • Мавзолей Ленина • Храм Василия Блаженного • Спасская башня • ГУМ • Нулевой километр • ТЦ Охотный ряд • Александровский сад • Оружейная палата • Алмазный фонд • Колокольня Ивана Великого • Большой Кремлёвский дворец • Царь-колокол • Царь-пушка

Музеи Москвы:

Третьяковская галерея • Дарвиновский музей • Музей имени Пушкина • ЦДХ (Центральный Дом Художника) • Музей Вооруженных Сил • Музей Булгакова • Музей Востока • Музей Вадима Задорожного • Музей Космонавтики • Музей воды • Музей Авиации • Музей Рериха • Горки Ленинские • Зоологический музей • Политехнический музей • Танковый музей в Кубинке • Бородинская Панорама • Московский монетный двор

Усадьбы Москвы:

Усадьба Кусково • Усадьба Царицыно • Усадьба Коломенское • Усадьба Марфино • Усадьба Архангельское • Усадьба Кузьминки

Парки Москвы:

Парк имени Горького • Парк Коломенское • Ботанический Сад • Екатерининский парк • Измайловский парк • Лосиный Остров • Чистые Пруды • Японский сад • Кусково • Сад Эрмитаж • Воробьёвы горы

Аквапарки Москвы:

Аквапарк в Марьино • Аквапарк Ква Ква

Храмы и монастыри Москвы:

Храм Христа Спасителя • Новодевичий монастырь • Донской монастырь • Даниловский монастырь • Новоспасский монастырь • Новоиерусалимский монастырь • Архангельский собор • Успенский собор • Николо-Угрешский монастырь • Сретенский монастырь

Театры Москвы:

Большой театр • МХАТ им. Горького • Малый театр • Театр Моссовета • Театр Сатирикон • Геликон опера

Площади Москвы:

Красная площадь • Болотная площадь • Манежная площадь • Площадь трёх вокзалов • Триумфальная площадь • Преображенская площадь

Выставки Москвы:

ВВЦ (ВДНХ) • КрокусЭкспо • ЭкспоЦентр

Памятники Москвы:

Памятник Петру 1 • Памятник Минину и Пожарскому • Памятник Леонову

Что посмотреть в Москве — необычные достопримечательности:

Бункер Сталина на Таганке • Московский планетарий • Цирк Аквамарин • Цирк на Вернадского • Центральный телеграф • Вернисаж в Измайлово

Известные гостиницы Москвы:

Метрополь • Националь • Хилтон Москва Ленинградская

Речные вокзалы Москвы:

Северный речной вокзал • Южный речной вокзал

Торговые комплексы и ярмарки Москвы:

Золотой Вавилон • Гостиный двор • Универмаг Москва • Мытищинская ярмарка

Кладбища Москвы:

Новодевичье кладбище • Ваганьковское кладбище • Троекуровское кладбище

Куда пойти в Москве — что посмотреть и куда сходить в Москве, интересные места и достопримечательности Москвы.

Карта Москвы онлайн

Спутниковая карта Москвы

Карта Московской области

Метро Москвы

Аэропорты Москвы

Вокзалы Москвы

Округа Москвы

Районы Москвы

ГИБДД Москвы

В этой статье сайта «Путеводитель» речь пойдет об уникальной достопримечательности Подмосковья – Новоиерусалимском монастыре (еще его называют Новый Иерусалим). Расположен он по адресу Московская область, город Истра, улица Советская, 2. Расстояние от Москвы около 60 км. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов и паломников. Сейчас монастырь является действующим мужским, кроме того, здесь находится историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». В экспозиции музея представлены великолепные образцы древнерусского искусства, изделия народных промыслов, крестьянские костюмы прошлых веков. Ну и большой интерес представляет сам архитектурный ансамбль. Недалеко от стен монастыря на территории Гефсиманского сада находится музей под открытым небом, в котором можно увидеть различные образцы русского деревянного зодчества: церковь, крестьянская усадьба, ветряная мельница, часовня. Здесь туристы могут ознакомиться со строительным делом и бытом подмосковных крестьян XVIII – XX вв.

С чего же начинается история Нового Иерусалима? В 1656 г. его основатель патриарх Никон купил у местного помещика село Воскресенское и три соседние деревни. Ему очень понравилась эта местность: живописные возвышенности на берегу реки. По замыслу Никона основанный им монастырь должен стать подобием святых мест Палестины, не случайно холм, на котором была заложена обитель, получил название Сион, а близлежащие холмы – Елеонский и Фавор. Река Истра в этой местности была переименована в Иордан. Архитектурные постройки также повторяют очертания святых зданий Иерусалима, например прообразом Воскресенского собора был Храм Гроба Господня в Иерусалиме (кипарисовая модель этого храма, привезенная из Палестины в подарок Никону, сейчас хранится в музее). Патриарх рассчитывал, что основанный им Новоиерусалимский (еще его называют Воскресенский) монастырь станет центром всего православного мира. Естественно, что Никон намеревался создать лишь образ святых земель, а не пытался их подменить. Интересен тот факт, что один из монахов был отправлен в Иерусалим, где произвел необходимые замеры и создал эскизы храмов Святой земли. В 1658 г. началось возведение Воскресенского собора. Строительством руководил Никон, планировка собора полностью соответствует своему прототипу. Работы под руководством патриарха продолжались до 1666 г. В этом году он был обвинен в ереси, лишен своего сана и сослан. Возобновилось строительство только через 14 лет по приказу царя Федора Алексеевича. Воскресенский собор был освящен лишь через 27 лет после начала строительства – в 1685 г. Для строительства зданий монастыря стали привлекаться иностранные зодчие, в том числе и достаточно знаменитые, например в 1723 г. обрушился шатер над часовней Гроба Господня, и над его воссозданием работал Растрелли. Постепенно Новый Иерусалим становится известнейшим религиозным и культурным центром, сюда приезжает множество паломников. В обители была собрана богатейшая библиотека, основу ее коллекции составляют книги патриарха Никона. Также здесь образовалась музыкально-поэтическая школа. Некоторые настоятели монастыря были и руководителями хора по совместительству.

В 1919 г. Новоиерусалимский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. Во время Великой отечественной войны в 1941 г. Новый Иерусалим был уничтожен фашистами. Воскресенский собор, ограда, башни, трапезные палаты и другие строения были взорваны. От взрывов и пожаров пострадали и музейные экспозиции. Эта информация была включена в обвинительное заключение Нюрнбергского процесса. В послевоенные годы начались реставрационные работы, в настоящее время уникальный архитектурный ансамбль монастыря почти полностью восстановлен. В 1994 г. была возрождена духовная жизнь общины, здесь вновь стали селиться монахи.

Какие же достопримечательности Нового Иерусалима следует осмотреть туристам. Прежде всего, это уже упоминавшийся в статье Воскресенский собор. Это строение находится в центре монастыря. На самом деле это сложное сооружение, состоящее непосредственно из храма, а также примыкающих к нему пристроек: с запада – часовня Гроба Господня с возвышающейся над ней ротондой с восемнадцатиметровым шатром, с севера – Успенская церковь, с востока – заглубленная в землю церковь Константина и Елены. Ранее с юга располагалась колокольня, разрушенная во время войны в 1941 г. Также внутри крепостных стен находятся такие архитектурные достопримечательности Нового Иерусалима, как трапезные палаты с церковью Рождества Христова (построенные в 1692 г.), настоятельные покои, больничные палаты (в конце XVIII в. перестроенные в царский дворец), братские корпуса и некоторые хозяйственные постройки. Крепостные стены с башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью над Святыми воротами были построены под руководством Якова Бухвостова в 1690–1697 гг. Из Елисаветинских ворот можно попасть в Гефсиманский сад, где расположен скит Никона. Здесь патриарх прожил несколько лет. Скит представляет собой четырехэтажное здание и устроен наподобие афонских жилых башен. Включает в себя жилые кельи, хозяйственные помещения и две домовые церкви.

Под одним названием — Новый Иерусалим — соседствуют два объекта, притягивающие туристов. Это Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, построенный еще в середине XVII века при патриархе Никоне, и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Увидеть собор, ставший почти точной копией известного на весь мир храма Гроба Господня в Иерусалиме, побывать внутри еще недавно работавшей ветряной мельницы, отдохнуть во дворе крестьянской избы, покататься в экипажах образца XIX века и попытаться разобрать надписи на старинных каменных путеводителях — это лишь малая часть того, что ждет здесь туристов.

Как Истра стала Иорданом

Совершить путешествие по Новоиерусалимскому комплексу можно двумя путями: сразу отправиться на территорию монастыря, либо начать с музея и сразу погрузиться в историю этого места, для этого нужно спуститься по тропинке с холма, пройти вдоль крепостной стены – и вы окажетесь у Выставочного корпуса.

В музее собраны уникальные предметы, каждый имеет свою удивительную судьбу.

Экспозиция первого этажа Выставочного корпуса рассказывает об истории монастыря с момента его задумки, когда патриарх Никон решил создать на русской земле «копию» святых мест – «Русскую Палестину», так как не все православные верующие из России могли отправиться в паломничество так далеко. Никон выбрал для воплощения своей идеи место недалеко от Москвы: естественный холм, окруженный рекой, на который можно прийти только с востока. Никон возводит на холме храм, который практически полностью повторяет архитектуру храма Гроба Господня в Иерусалиме, где ежегодно на Пасху совершается схождение благодатного огня. Разборную кипарисовую модель храма, картины с изображением здания и чертежи двух почти идентичных храмов можно увидеть в залах музея.

Создавая в Подмосковье «копию» Иерусалима, Никон соответственно именует местность. Холм, на котором стоит монастырь, называется Сион, соседний именуется Елеон, река Истра в этом районе переименовывается в Иордан, а под стенами монастыря возникает Гефсиманский сад. На территории патриарх устанавливает каменные «путеводители» — поясняющие записки. Несколько этих достаточно массивных плит с надписями тоже хранятся в Выставочном корпусе.

Излюбленный объект для фотографий – карета патриарха Никона. Она была выполнена из дерева, и хотя она не уцелела полностью, каркас сохранился.

Фотоохота в Подмосковье: где поймать лучшие кадры>>

Табличка 1920 года с надписью о том, что в здании монастыря работает музей, рассказывает о послереволюционном периоде жизни этого места. В 1921 году монастырь был закрыт и превращен в музей. Здесь также можно увидеть части колокольни, взорванные в 1941 году немецкими захватчиками. Фотографии этой операции, когда-то задействованные в Нюрнбергском процессе, висят здесь же. А рядом — фотография экскурсоводов, которые уже в 1942 году снова работали в музее, несмотря на разрушения.

На втором этаже Выставочного корпуса размещена выставка «Лица, сословия, образы, типажи в портретах XVIII – первой половины XX века». Среди героев портретов, включив фантазию, можно легко узнать литературных персонажей из произведений Толстого, Пушкина, Зощенко, Ильфа и Петрова и многих других.

Остальная часть экспозиции пока хранится в фондах и будет выставлена в новом помещении музея, которое сейчас строится.

Изба-конструктор

Гефсиманский сад, в котором туристы оказываются, выйдя из музея, по размерам напоминает скорее парк, так что планировать поездку лучше на целый день – здесь даже можно устроить небольшой пикник. В новом Иерусалиме есть конная школа и конюшня, так что можно покататься верхом, а также в экипажах – летом и в санях зимой, причем сохранились с XIX века, либо выполнены со стилизацией под этот период. Катание по маленькому кругу стоит 150 рублей, по большому — 200 рублей.

Также на территории сада расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Он появился здесь с 1980-х годов, когда городская застройка начала «душить» и вытеснять деревянные дома и памятники зодчества, и некоторые из них перевезли в Новый Иерусалим. Посетителей встречает деревянная часовня XVIII века, воссозданная.

Перейдя двор, вы окажетесь на пороге деревенской избы. Она была построена семьей зажиточных крестьян Кокориных в начале XIX века на земле, где сейчас находится микрорайон Выхино. Чтобы перевезти избушку на новое место, ее аккуратно разобрали по бревнышку, каждое пронумеровали, и в музее собрали заново, как конструктор. На дворе Кокориных проводятся праздники, экскурсии и интерактивные программы. Например, «Крестьянское детство», в рамках которой знакомят с традициями деревенской жизни XIX века, демонстрируют, как запрягают лошадь, приглашают гончаров, которые показывают свое мастерство на гончарном круге.

Каждые выходные в избе работает экскурсовод в историческом костюме, который с удовольствием расскажет об устройстве дома и укладе быта крестьянской семьи. Кто не знает, что такое коромысло и как им пользоваться – но попробуйте поднять его вместе с пустыми деревянными ведрами! Да и сохранять тепло в жилище было нелегко, поэтому в помещении практически не было окон, только небольшие волоковые форточки — чтобы дым от печки «выволакивался».

В интерьерах новоиерусалимской избушки, куда ни кинь взгляд, вспоминаются русские сказки.

Зайдите в «бабий кут» — прообраз современной кухни, и увидите настоящую русскую печь. Она выполняла не только для обогрева помещения и приготовления пищи, но и места, где парились «по-черному». Поэтому и размеры печи внушительные — в нее должен был помещаться хотя бы один, а лучше два человека. На ум приходит сюжет, как Баба Яга на лопате сажает в печку Иванушку. По словам сотрудников музея, к ним постоянно приходят с просьбами снять в кино тот или иной объект. На вопрос о том, неужели в обычных деревнях не нашлось подходящей избы, «киношники» разводят руками — дом, в котором и внешне все сохранилось по правилам старины, и внутри поверх бревен не наклеены обои и не добавлены другие черты современности, найти практически невозможно. Так что изба Кокориных уникальна.

Смотрите также: Сказки под Серпуховом: аллея влюбленных котов и домовые из корней деревьев>>

Мельница без чертей

Пройдите еще немного вглубь Гефсиманского сада — и вы увидите настоящую ветряную мельницу из Тверской области. Чтобы повернуть крылья мельницы в нужное направление и поймать ветер, несколько человек брались за «водило» и передвигали его по пенькам, окружавшим мельницу.

Внутри посетители увидят механизм, который еще 50-60 лет назад приводился в движение. Разглядывая его, можно понять, как работало это удивительное сооружение. Вот, например, «крупорушка» — с помощью нее можно было «рушить» крупу и молоть муку разного помола, в зависимости от жерновов. С помощью вала приводился в движение станок, выдавливающий из семян масло (семена поджаривали здесь же), а через окно на улицу выходила цепь, соединяющаяся со станком, который драл щепу. Такая дранка была незаменима при строительстве крыш — не гнила и не пропускала влагу. Таким образом, была многофункциональной, своеобразным мини-заводом. На вопрос о том, водится ли здесь нечисть, экскурсоводы отвечают, что это мельница без «нечисти», ведь рядом — монастырь, как же ей тут завестись?

Монастырь: уроки чтения символов

Осмотрев музей, возвращаемся к монастырю. Недалеко от его стен — источник, в котором можно набрать воду, и скит патриарха Никона. Когда-то затворник вырубал деревья вокруг своего уединенного жилища, создавая пустынь. Скит — одно из немногих зданий в Новом Иерусалиме, не пострадавшее от взрыва 1941 года.

Монастырь построен так, что, попадая в него, верующий проходит символическую историю земной жизни Христа, от темницы, в которой он был заточен, до истории с обретением креста царицей Еленой и императором Константином. Архитектура здесь читаема, то есть несет в себе знаки или метафоры. Например, поднимаясь по лестнице в монастырь, человек проходит 33 ступени, что соответствует земному возрасту Христа.

10 событий сентября: «нюхнуть пороха» в Бородино и проводить журавлей>>

Современные паломники и туристы увидят здесь немало символов, на них укажут экскурсоводы. Например, интересен также фриз «Павлинье око» в Воскресенском соборе. Его рисунок напоминает, с одной стороны, цветок граната, символ мученической церкви, а с другой, перо павлина — символ Воскресения. Неслучайно новоиерусалимский храм построен по образу храма Гроба Господня, первоначальное название которого – храм Воскресения Христова.

В облике монастыря соединились два века и два разных стиля. В XVII веке при Никоне многие детали и украшения делались из керамики. Например, подземная церковь Константина и Елены имела керамический иконостас и элементы отделки. А когда в 1723 году рухнул каменный шатер ротонды Воскресенского собора, был объявлен конкурс на проект нового шатра, и его выигрывает Бартоломео Растрелли. Под руководством мастера проводится реставрация монастыря, и к керамическим деталям добавляется барочный стиль: лепнина, ангелы на подземной церкви, барельефы, вензель императрицы Елизаветы Петровны, которая покровительствовала работам.

Сегодня часть построек монастыря в строительных лесах — идет масштабная реставрация. Уже воссоздана колокольня, взамен утраченной при взрыве более 70 лет назад. Тогда, во времена войны, в 1941 году монастырь был разграблен. В 1994 году был передан в пользование РПЦ, в 2008 году был учрежден Благотворительный фонд по восстановлению монастыря. В 2009-2012 годах на восстановление монастыря выделено 4 миллиарда рублей. Работы планируется завершить к 2016 году.

Режим работы комплекса: ежедневно с 10.00 до 18.00, зимой с 10.00 до 17.00. Выходные дни: понедельники и последняя пятница месяца.

Как доехать:

— на автомобиле по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, примерно 45 км от МКАД через город Истра до Ново-Иерусалимского монастыря;

— общественным транспортом: электричкой с Рижского вокзала Москвы или от платформы Тушино до станции Истра или Ново-Иерусалимская, далее автобусами до остановки «Музей», или автобусом № 372 от станции метро «Тушинская» до железнодорожной станции Истра, далее автобусом до остановки «Музей».

Стоимость:

— осмотр экспозиции с экскурсией – от 1050 до 4000 рублей с группы (вход на все объекты);

— без экскурсии – билеты в Выставочный корпус, на мельницу и в избу покупаются отдельно по цене 40-60 рублей.

Подробная информация о программе и ценах — на сайте комплекса (http://www.museum-newjerusalem.ru/).

Светлана КОНДРАТЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *