Как покурить в самолете?

Почему запрещено курить в самолёте?

Почему в салоне есть пепельница и знак запрета курения?

История запрета на курение в мире

Что будет, если покурить?

Почему запрещено курить в самолёте?

Курить в салоне самолёта нельзя. Это известно всем. Но почему? И как это влияет на полёт? Основных причин три.

  • Курение может стать причиной пожара. Непотушенный окурок однажды повлёк за собой катастрофу. В 1973 году курильщик бросил окурок в корзину для мусора вместо пепельницы, что повлекло за собой пожар в хвостовой части самолёта, унесший жизни 123 человек.
  • Курение нарушает права некурящих. Ведь даже в ресторанах когда-то были столики для курящих и некурящих, а потом и вовсе в силу вступил полный запрет. Так и в самолёте: кто-то курит, кто-то нет. Раньше системы кондиционирования не справлялись с отведением дыма, и смог проникал в зону для некурящих. От этого страдали люди с аллергией, беременные и другие пассажиры, не переносящие дым.
  • Курение увеличивает расходы авиакомпании. Перевозчику придется дополнительно заниматься очисткой и заменой фильтров. Панели салона также могут желтеть, а пассажиры не всегда аккуратны с окурками и могут прожечь сиденье.

Электронные сигареты относятся к категории парогенераторов, и действие закона на них не распространяется. Брать вейп в самолёт — разрешено, но авиакомпании также ограничивают их использование на борту ввиду большого количества паровой завесы. Курить электронные сигареты нельзя также, как и обычные.

Почему в салоне есть пепельница и знак запрета курения?

Самая распространенная версия — самолёты с пепельницами были введены эксплуатацию до запрета. Однако, и в новых лайнерах есть пепельница. Зачем?

Представители авиакомпаний рассказывают, что пепельницы оставляют на крайние случаи для курильщиков со стажем. Чтобы они не выбрасывали окурки в урну, по правилам пожарной безопасности пепельницы должны быть. Таких курильщиков, конечно же, поймают дымовые датчики. Некоторые пытаются изловчиться, выдыхая дым в унитаз в туалете, прикрывают датчик одеждой, но редко остаются незамеченными.

Авиакомпания Россия сообщает, что с мая 2019 года зафиксирован 61 факт курения на борту, 47 из них было сдано в полицию.

Это интересно! По статистике 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов.

История запрета на курение в мире

Курение на борту ранее было разрешено в полёте, но запрещено во время взлета, посадки и в моменты турбулентности.

Первый запрет на курение был введен в США Рональдом Рейганом в 1988 году, после него все авиакомпании США подписали указ о запрете на всех рейсах. После подобные запреты были введены в Европе.

В России последним российским авиарейсом, на котором разрешалось курить, был рейс «Аэрофлота» SU527 Москва-Шанхай, 30 марта 2002 года. После него был введен первый запрет. Авиакомпании начали выдавать курильщикам жвачки с никтоином, чтобы облегчить перелёт. В начале 2000-х годов другие авиакомпании также поддержали запрет. А в 2013 году вышел закон N 15-ФЗ, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт.

Что будет, если покурить?

Официальный штраф за курение в России по по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ составляет от 500 до 1 500 ₽. А вот штрафы авиакомпаний бьют по карману сильнее: при обращении в суд перевозчик может выиграть до 500 000 ₽ на санобработку туалетной комнаты, системы вентиляции, на топливо и все убытки в случае совершения вынужденной посадки. Так сообщает авиакомпания Победа. В будущем пассажира могут внести в чёрный список.

По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. В январе 2017 года Королевский суд Великобритании признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения.

В Катаре в 2016 году на борту лайнера Qatar Airways был задержан русский турист, которому предложили два варианта решения проблемы: заплатить штраф 80 долларов или тюремное заключение. В Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту. В Китае могут наложить штраф, размер которого приравнивается к стоимости билета.

Каким будет штраф за курение на борту самолета российской авиакомпании?

В самолетах курить запрещено (ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Этот запрет распространяется и на поезда дальнего следования.

Нарушителя могут привлечь к ответственности в виде штрафа от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ. Правда, формулировки этой статьи и упомянутого выше Закона № 15-ФЗ, а также разъяснения Минздрава1 не позволяют применять нормы об административной ответственности к гражданам, использующим электронные сигареты, поскольку в процессе их курения табак не тлеет и процесса горения не происходит. Штраф предусмотрен только для потребителей традиционных сигарет.

Тем не менее для путешествующих самолетом административный штраф – не худшее наказание. Многие авиакомпании в своих правилах установили запрет на использование пассажирами любых сигарет, в том числе электронных. Последствия нарушения этих правил могут лечь тяжелым финансовым бременем на туриста-курильщика. Перевозчик вправе обратиться в суд с иском к путешественнику, требуя возместить убытки в виде стоимости санобработки воздушного судна для ликвидации последствий курения. В среднем размер взысканий для потребителей как обычных, так и электронных сигарет составляет около 60 тыс. руб.2 Необходимость проведения санобработки туалетной комнаты и системы вентиляции авиакомпании доказывают, ссылаясь на инструкции производителей самолетов.

При этом есть и судебные решения в пользу курильщиков3. Против доводов авиакомпании в таких случаях высказывались следующие аргументы:

  • плановый характер санитарной обработки салона самолета при отсутствии доказательств необходимости ее проведения именно в связи с курением на борту;
  • проведение санитарной обработки спустя несколько дней после курения на борту;
  • отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за курение на борту воздушного судна.

Однако такие судебные акты являются редким исключением. Чаще суды принимают решение в пользу авиаперевозчиков.

Курение на борту самолета может стать основанием для взыскания и более крупных денежных сумм. Это произойдет, если командир воздушного судна примет решение прервать полет и совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме из-за срабатывания детекторов дыма. В данном случае авиакомпания будет иметь право заявить внушительный перечень расходов, понесенных в связи с отклонением от маршрута и вынужденной посадкой самолета. Нарушителю придется компенсировать перевозчику убытки – начиная с расходов на топливо, аэронавигацию в районе запасного аэродрома и наземное обслуживание самолета и заканчивая расходами на выплату зарплаты экипажу воздушного судна. Так, например, одна выкуренная сигарета обошлась пассажиру авиакомпании почти в полмиллиона рублей4. При этом в место назначения незадачливый пассажир не попал: авиакомпания отказалась от его дальнейшей перевозки и передала гражданина правоохранительным органам на запасном аэродроме.

Наконец, нарушение правил авиакомпаний о запрете курения может стать основанием для привлечения к административной ответственности за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. или ареста на срок до 15 суток (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ). И хотя за курение на борту самолета ответственность скорее будет минимальной5, факт привлечения к ней может создать проблемы с покупкой билета данной авиакомпании в дальнейшем. Связано это с введением в прошлом году ст. 107.1 в Воздушный кодекс. Эта статья дает авиакомпании право отказать в перевозке пассажиру, который был внесен в ее «черный список» – реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Практика внесения пассажиров в «черные списки» после привлечения их к ответственности за нарушение запрета авиакомпаний курить на борту самолета пока недостаточно наработана. Но не исключено, что вскоре авиаперевозчики начнут использовать этот правовой механизм для предотвращения нарушений законодательства и своих внутренних правил.

Чтобы выкурить заветную сигарету, придется держаться 15-метровой дистанции от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов и станций метрополитенов.

Довольно подробно в законопроекте описаны штрафы за курение на транспорте. Курение в поездах дальнего следования, в том числе в тамбурах, а также на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения обойдется нарушителю в 1,2-1,5 тыс. руб. Курение в самолетах и других воздушных судах — в сумму от 20 до 50 тыс. руб. Безденежный курильщик может добровольно сдаться в «рабство» на 50-200 часов, заменив штраф на обязательные отработки.

Отечественные курилки

До недавнего времени курильщики в России спокойно дымили на любом свободном участке вокзала или аэропорта, которые чаще всего находились у входа. Затем в аэропортах были оборудованы специальные помещения, которые скорее напоминали газовые камеры.

В Домодедово в терминале внутренних линий для курения была отведена маленькая комната со стеклянными стенами. Не отличались большим комфортом и помещения для курения в Шереметьево, курящие пассажиры которого неоднократно оставались разочарованными отведенными им условиями.

(Шереметьево-2, стерильная зона, 2011г.)

По отзывам пассажиров, наибольший комфорт в комнатах для курения предоставлялся в аэропорту Внуково. В просторной стеклянной комнате стояли диванчики, стульчики, столики, телевизор — этого уже достаточно, чтобы почувствовать себя как дома.

Однако все познается в сравнении. Пожалуй, только самые стойкие курильщики могли, стоя плечом к плечу и прижимаясь спиной к спине, курить в маленьких стеклянных «коробочках» в екатеринбургском аэропорту Кольцово (ширина около 6 м, длина -1,5 м) или петербургском Пулково (ширина около 5 м, длина -1,5 м).

(Курилка в Пулково) (Курилка в Кольцово)

Так или иначе, все старания аэропортов были напрасными, поэтому с 1 июня с.г. комнаты для курения были закрыты. Пройдя регистрацию и «предвкушая» длительный полет, курильщики могут довольствоваться никотиновыми жвачками и пластырями, а также с ностальгией поглядывать на пустые стеклянные помещения.

Судьба курилок остается под вопросом. Некоторые работники аэропортов лелеют надежду, что каким-нибудь чудом комнаты для курения вновь заработают, но большинство уверено в необходимости их переоборудования. Глава Шереметьево еще весной 2013г. заявлял о намерении переделать курилки в детские комнаты. Однако смелое и радикальное решение не поддержали представители других аэропортов.

В настоящее время в большинстве комнат для курения в российских аэропортах проходят санитарно-профилактические работы. В некоторых воздушных гаванях, несмотря на законодательный запрет, курилки сохранились, хоть и находятся они в основном в зоне после таможенного контроля и не отмечены никакими опознавательными знаками.

All inclusive для курильщиков

Несмотря на то что запрет курения введен в большинстве стран мира и к его соблюдению люди относятся достаточно серьезно, комнаты для курения функционируют практически во всех аэропортах. Исключение составляют берлинский аэропорт Tегель (Германия), аэропорт Катании Фонтанаросса (Италия), Международный аэропорт Канкун (Мексика), Международный аэропорт Страсбург (Франция), аэропорт Сплита (Хорватия), на территориях которых отсутствует информация о наличии комнат для курения.

В Германии закон о запрете курения в общественных местах был введен в 2008г. и включал пункт о запрете курения на транспорте. Сумма штрафа за нарушение может составить от 5 до 1 тыс. евро. Несмотря на строгость закона, немецкие аэропорты оборудованы комфортными и просторными комнатами для курения, в частности в секторе А международного аэропорта Дюссельдорфа.

В Англии запрет на курение в общественных местах и на транспорте был принят с 1 июня 2007г. Однако существуют некоторые особенности: в Англии за курение на вокзале и автобусной остановке ничего не сделают, а в Шотландии оштрафуют на 50 фунтов.

Отличительной особенностью британского аэропорта Хитроу является отсутствие информации о наличии курительных комнат во всех трех терминалах, выкурить сигарету на улице также представляется затруднительным. Поэтому курильщикам, которые выбирают Хитроу, придется набраться мужества и терпения.

В США пить на улицах нельзя, а вот курить — можно. В пяти крупнейших аэропортах США Denver International, Hartsfield-Jackson (Атланта), Washington Dulles, Mc Carran International (Лас-Вегас) и Salt Lake City International все еще разрешено курить.

Если раньше курильщиков никак не ограничивали местами для «никотиновой нужды», то теперь для них отводят специальные комнаты, чтобы обезопасить от вреда сигаретного дыма некурящую часть населения.

В аэропорту Denver International недавно оборудовали для курения одну зону вместо четырех — Smokin’ Bear Lodge Smoking Lounge. В Salt Lake City International в каждом из пяти корпусов есть lounge-зоны для некурящих с прочными дверьми, где они могут изолироваться от многочисленных курильщиков.

В Турции запрет на курение в общественных местах, а именно на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, школах и т.д. был введен в 2009г. Надо сказать, что в этой стране курят от мала до велика — возможно, поэтому аэропорты Турции оборудованы комфортабельными комнатами для курения. В аэропорту Анталии имеется курительная комната во втором терминале — на третьем этаже с баром, столиками и табло. Такая курилка больше напоминает заведение, где можно весело провести время.

В Сингапуре, как и в других странах, активно борются с курением, однако роскошь местных аэропортов не ущемляет права тех, кто не планирует отказываться от пагубной привычки. В аэропорту Чанги места для курения представляют собой не «камеру пыток», а настоящие райские уголки. Здесь есть курилки на любой вкус — закрытые и открытые, но особенно оригинальны места для курения на открытом воздухе с фонтанами и цветущими садами.

В ОАЭ нарушение закона о запрете курения в общественных местах карается весьма жестоко — уголовной ответственностью, тюремным заключением и штрафом на сумму 180 тыс. евро. При таком законодательстве мысль о курении в неположенном месте отпадает, даже не родившись. Однако при всей строгости и консервативности законов в аэропорту Дубая расположена комфортная курилка, похожая на комнату для релакса.

Консерваторы

Запрет курения в общественных местах, безусловно, является верным решением, но заставить бросить человека курить в одночасье невозможно. На фоне зарубежных коллег Россия явно перегнула палку, закрыв все комнаты для курения в аэропортах. Такой поступок может вызвать только гнев и недовольство курящих путешественников.

По мнению экспертов авиационной отрасли, курильщики будут искать возможность обойти закон и найти укромный уголок в аэропорту, чтобы выкурить сигарету, а это может привести к пагубным последствиям.

Вернут ли курильщикам их заветные «камеры пыток», переоборудуют ли их в детские комнаты или еще во что-нибудь, пока не известно. Поэтому курящим пассажирам российских аэропортов придется набраться терпения.

Анастасия Жидкова, РБК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *