Кимры собор преображения расписание

Спасо-Преображенский собор в Кимрах (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Преображенский собор в Кимрах

Спасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала 20 века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля.

В историю города собор вошел по двум причинам: во-первых, в доме, стоявшем на его территории, родился автор «Молодой гвардии» А. А. Фадеев, во-вторых, некогда здесь бил мощный подземный источник, вода которого славилась своими чудодейственными свойствами. Ну а сегодня сюда приезжают, чтобы оценить великолепие внешнего и внутреннего убранства храма и поклониться древней иконе Иверской Богоматери.

Немного истории

Собор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал, увы, недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, впрочем, возобновились сразу после Великой Отечественной войны.

В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990-х был отреставрирован.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор — настоящий пир для глаз: рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.

Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.

Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обратите внимание на масштабное четырехъярусное паникадило и многоцветную декоративную плитку, которой выложен пол собора.

Практическая информация

Адрес: Тверская область, Кимрский район, г. Кимры, ул. Урицкого, 65. Веб-сайт.

Храм открыт с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 8:00 и 17:00. В праздники особый режим богослужений.

В соборе приветствуются пожертвования.

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

С тех пор прошло около двух лет. В храме не прекращают­ся восстановительные работы. Недавно здесь был открыт для богослужения еще один придел. Ряд предприятий и организа­ций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Настоятеля Вознесенской церкви отца Александра впереди ожидает немало забот, но забот скорее приятных. И хотя еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей перво­зданной красе, эти усилия не пропадут даром. И очень хочется верить в то, что как и в былые времена берущая свое нача­ло от храма улица станет вновь носить, свое исконное название — Вознесенской.

Спасо-Преображенский собор, расположенный в г. Кимры, является одним из крупнейших храмов Тверской епархии.

Спасо-Преображенский собор в Кимрах сегодня

Собор построен в сочетании неорусского стиля и модерна. Церковь является красивым памятником архитектуры начала XX в.

Она давно стала одним из символов исторической части города. Собор назван в честь одного из главных праздников православной веры — Преображения Иисуса Христа.

История основания, строительства

Спасо-Преображенский собор в Кимрах построен на современной улице Урицкого. В нем есть 3 престола, названные в честь разных событий и святых. Главный престол, по которому храм и получил свое название, назван в честь Преображения Господа. Помимо него в церкви находятся боковые пределы. Они носят имена Ильи Пророка и трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Первый камень на месте строительства был заложен 21 июля 1902 г., в память об избавлении от тяжелой болезни российского императора Николая II.На месте основания храма бил ключ. Люди считали, что вода из этого ключа исцеляет болезни. Завершение работ планировалось к 1904 г., но к тому моменту храм был готов лишь в общих чертах.

Главы собора были не достроены, а к отделке внутреннего убранства даже не приступали. Освящен храм был лишь в 1911 г. После открытия церкви ее стали посещать люди, живущие в самых ближайших улицах села Кимры, а также нескольких местных деревень. Расположенная рядом с храмом улица стала носить название Преображенской (в настоящее время — ул. Вагжанова).

Приходское кладбище, под которое отвели место за селом, сейчас утрачено.

Судьба Преображенского собора в советский период

После того, как в стране началась революция, от властей поступил запрет на достраивание каменной колокольни Преображенской Церкви. Это объяснялось остро стоящей проблемой нехватки жилья, из-за которого не хватало материалов для строительства. Кроме того, верующим выдвигались претензии по поводу колокольного звона, который, якобы, нарушал покой пациентов находящейся рядом больницы.

Верующие попытались прийти к компромиссу с городскими властями, но решение о закрытии храма было уже принято. 19 мая 1927 г. в церкви состоялась последняя служба перед закрытием. На следующий день в храм пришла комиссия горсовета, для того чтобы провести опись церковного имущества. Однако к тому моменту около собора начались беспорядки.

Верующие не хотели пускать в храм безбожников. На первый взгляд, собор получилось защитить. Но совсем скоро зачинщики бунта попали под арест. 27 октября 1929 г. духовенство Преображенской церкви было приговорено к казни. Священники Ананий Бойков, Феодор Колеров и Михаил Болдаков были расстреляны. В настоящее время они причислены к лику святых в качестве новомучеников.

Весной 1947 г., когда отношение властей к церкви после войны несколько потеплело, по просьбе православных храм вернули верующим. В 1948 г. совершил литургию Игумен Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Богослужения возобновились, а храм стал одним из немногих действующих в Тверской епархии до конца советского периода.

Статус собора Преображенский храм получил в 1973 г, став центром Кимрского благочиния. Сейчас в нем по-прежнему идут реставрационные работы.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Спасо-Преображенский собор в Кимрах выполнен в неорусском стиле. Церковь спроектирована Ф. В. Рыбинским, а главным архитектором выступил В. И. Назарин. Строгая сдержанность, присущая старым русским храмам сочетается с грандиозным и роскошным декором. Арочные ниши фасада украшены мозаичными иконами.

Композиционно собор в себя включает непосредственно саму храмовую часть, которая увенчана пятью главами в виде невысоких шатров со световыми барабанами, апсиду и трапезную.

Внутреннее убранство

При оформлении стен собора использованы светлые, нежно-голубые и розовые цвета.

Ажурный, покрытый позолотой иконостас и богато украшенные иконы придают церкви дух торжественности и легкости.

Святыни и мощи

Одной из главных святынь церкви — список Иверской иконы Божией матери, подаренная городу афонскими монахами в 1901 г.

Икона изначально была в Покровском соборе, но поскольку в 1936 его взорвали, реликвию перенесли. Также очень чтят в храме икону местных святых: священномученика Феодора и мучеников Михаила и Анании.

Спасо-Преображенский собор, Кимры. Икона Пречистой Девы.

Иверская икона Пречистой Девы получила свое имя в честь одноименной обители на Афоне. Первые упоминаний об этой иконе относится к IX в. Тогда бушевали времена борьбы с иконами, святые образа отдавались на поругание еретикам. Согласно преданию, одна благочестивая вдова, которая жила рядом с древним городом Никея, сохранила у себя икону Борогодицы.

Однажды это стало известно властям. Вооруженные солдаты вознамерились отнять икону у женщины. Один воин набросился на образ с копьем и из лика Пречистой Девы хлынула кровь. После этого вдова пошла к морю, предав образ волнам. Тот не утонул, а сверхъестественным образом двинулся прочь от берега. Через некоторое время икону заметили на Афоне. С тех пор святыня стала хранится там.

Духовенство храма

Перечень служителей храма:

  1. Настоятель церкви — протоиерей Евгений (Морковкин). Родился в 1959 г. Окончил Тверской медицинский институт и Московскую духовная семинария. В 1994 году принял священнический сан. Рукоположен в диаконы, а затем во священники епископом Тверским Виктором (Олейником). С 1995 г. исполняет обязанности настоятеля Спасо-Преображенского собора в Кимрах. В настоящее время также является благочинным храмов Кимрского округа и входит в епархиальный совет Тверской епархии.
  2. Протоиерей Алексий (Шевчук). Родился 22 января 1965 г. Светское образование: окончил в 1991 г. Тверской государственный университет. Позже учился в Московской духовнай семинарии (1997 г.) и Московской духовной академии (2002 г.). В 2012 г. завершил обучение в аспирантуре Университета Российской Академии Образования г. Москвы. Рукоположен во священнический чин в 1993 г. В 2010 г. удостоен палицы.
  3. Протоиерей Борис (Колышкин). Родился 5 января 1976 г. Окончил общеобразовательную школу г. Кимры в 1993 г. До 1997 г. обучался в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 26 октября 1999 г. рукоположен в диаконы, а 19 января 2001 г. во священники. В 2015 г. удостоен палицы.
  4. Протоиерей Владимир (Кириллов). Дата рождения — 15 сентября 1974 г. Окончил в 1996 г. 2 класса Костромской духовной семинарии, после, в 2003 г. Тверской государственный университет, в 2006 г. Свято-Тихоновский Богословский университет. 20 августа 1998 г. посвящен в диаконы, а 16 апреля 2005 г. стал священником. В 2015 г. за добросовестное служение получил сан протоиерея.
  5. Диакон Алексий (Хомутов). Родился 8 декабря 1987 г. Рукоположен в диаконы 27 марта 2016 г. Ризничный собора.

Социальная работа, повседневная жизнь

На приходе ведётся активное социальное служение, оказывается помощь всем нуждающимся индивидуально, исходя из каждого конкретного случая и ситуации. Выдается материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям, детям из неполных семей, людям, оказавшимся в бедственном положении, которые нуждаются в решении экстренных проблем.

Для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, есть возможность консультации с православным психологом. Для пострадавших в военных конфликтах и стихийных бедствиях проводится сбор средств, вещей и продуктов.

Воскресная школа

Спасо-Преображенский собор в Кимрах также имеет воскресную школу, набор в которую проводится с началом каждого учебного года. Принимать детей в воскресную школу начинают с 5 лет. Для учеников устраиваются поездки на спортивные фестивали, праздничные чаепития и другие культурные мероприятия.

В воскресной школе детям преподаются основные знания христианской веры:

  • смысл православных богослужений;
  • церковнославянский язык;
  • катехизис и история Церкви;
  • творческие занятия (рисование, изготовление поделок).

При школе действует детско-юношеский хор. С родителями учеников проводятся двухгодичные курсы по основам православной веры.

Престольные праздники

У церкви есть три престольных праздника. Первый отмечается 19 августа, во время празднования Преображения. Второй — 12 февраля. В этот день Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

А третьим днем празднования считается 2 августа, когда по церковному календарю совершается память ветхозаветного пророка Ильи.

Режим работы для посетителей

Богослужения в храме совершаются каждый день с 8 часов утра:

Вид службы Время начала
Всенощное бдение 17:00
Литургия (в будние дни) 08:00
Литургия (в воскресенье и праздничные дни) 07:00

Интересные факты про собор

Несколько фактов о соборе:

  • На месте дома мученика за веру, священника Феодора Колерова был воздвигнут поклонный крест.
  • При строительстве в подвале собора установили калориферную печь для отопления здания в зимний период. В начале XX в. это считалось прогрессивным решением.
  • На территории храма расположен дом, где начал свой жизненный путь писатель Александр Фадеев.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Находится собор в историческом центре Кимр. В городе можно увидеть уникальные сохранившиеся деревянные и каменные дома стиля модерн, начала XX века. Достойны внимания улицы Орджоникидзе, Московская, Володарского и Кирова. На них можно прочувствовать всю атмосферу старого города.

Также есть замечательный краеведческий музей, где можно узнать много интересного об истории края — с древнейших времен и до наших дней. В Кимрском поволжье раскопаны многие уникальные археологические памятники: поселения эпохи мезолита, городища раннего железного века, курганы и селища древнерусского времени.

Как доехать:

Адрес Тверская область, Кимрский район, город Кимры, улица Урицкого, д. 65.
Как доехать до Кимр (от Москвы) Кимры находятся в 140 км от Москвы. Доехать до города от Москвы можно на автобусе, электричке и личном автомобиле.

Электричками с Савеловского вокзала, которые ходят по маршруту Москва – Савелово. Первая электричка отправляется в 7:15, последняя в 23:1. Путь займет 2 — 2,5 ч.

Для того чтобы доехать в Кимры из Москвы на автобусе, придется сделать пересадку в Дубне. Автобусы отправляются от автостанции, которая находится у станции метро «Савеловская». Первый автобус отправляется 9 утра, последний — в 20:15. Путь займет 3-4 часа.

Поездка на автомобиле заставит потратить 2 — 2,5 ч. Начало пути — Дмитровское шоссе. В районе Яхромы будет разветвление. Один путь станет вести к Талдому, а второй к Дубне. Между этими дорогами большой разницы нет.

Информация для паломников

Гостиницы в городе Кимры по большей части расположены на берегу Волги. Ближе всего к храму будет отель «Чайка», находящийся по адресу: набережная Фадеева д. 1/1. Двухместный номер с 1 кроватью обойдется туристу в 2500 р.

При посещении церкви рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Женщины должны быть в скромной одежде, готова покрыта платком или другим головным убором. Желательно надеть скромную юбку (ниже колена).
  2. Мужчины при входе в храм должны обнажить голову.
  3. Уважительно относиться к иконам и другим святыням.

Совсем недавно Спасо-Преображенскому собору в Кимрах исполнилось 108 лет. Он по-прежнему остается интересной достопримечательностью Московской области.

Спасо-Преображенский собор строился почти десять лет. Ведшиеся в нём метрические книги начинаются с октября 1911 г.

Передовые технологии

В высоком подвале собора согласно проекту была установлена кало­риферная печь для обогрева здания, что являлось новинкой для начала XX века.

Историческая справка

Закладка храма состоялась 21 июля 1902 г. в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина). Ей предшествовали литургия в Покровском соборе и крестный ход по ул. Ильинской (ныне ул. Урицкого), в конце которой над слывущим целебным родником и был заложен соборный храм. По проекту архитектора Рыбинского, составленному годом ранее, храм мог вмещать до 1000 верующих. Храм был трёхпрестольный: главный престол в честь Преображения Господня, два других – в честь св. пророка Илии и вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Архитектура храма выдержана в древнерусских традициях. Он сос­тоял из собственно храмовой части, апсиды и трапезной. Его увенчивают пять глав-шатров со световыми барабанами. Планировавшуюся проектом встроенную колокольню возвести не удалось по материальным обстоятельствам, но рядом с собором выстроили небольшую временную деревянную звонницу.
На территории храма стоял дом, в котором родился писатель Александр Фадеев (24.12.1901-13.05.1956).
Выдающимся священнослужителем был первый настоятель храма священник Фёдор Колеров, расстрелянный большевиками и причисленный впоследствии к лику святых Русской Православной Церкви в чине священномученика.
К храму были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры (оно стало городом в 1917 г.) и нескольких деревень, а проходящая рядом с храмом улица получила именование «Преображенская» (сейчас ул. Вагжанова).
При советской власти, в 1929 г., собор был закрыт. Местные власти ссылались при этом на «пожелания трудящихся», нехватку жилья и острую нужду в стройматериалах. Обращения прихожан с просьбами об оставлении храма их общине остались без внимания, а председатель ВЦИК Михаил Калинин, уроженец д. Верхняя Троица соседнего Кашинского уезда, письменно отклонил просьбу верующих (копия этого документа находится в Кимрском районном музее). 19 мая прошло прощальное богослужение. Когда на следующий день власти пришли изымать церковные ценности и опечатывать храм, произошли большие волнения. Многие верующие были арестованы, состоялся показательный суд, результат которого был предопределён. Показательны слова прокурора: «Мы судим нашего классового врага, сделавшего вылазку против наступающего пролетариата». Протоиерей Фёдор Колеров и четверо членов церковного совета были приговорены к расстрелу, многие осуждены к разным срокам заключе­ния. Такой приговор, получивший всесоюзную огласку, имел устрашающее значение не только для кимряков, но и для всех граждан СССР.
Собор спешно переобо­рудовали под клуб кустарей, сняв кресты и укрепив на центральной главе большую пятиконечную звезду. Через несколько лет клуб закрыли и устроил зерносклад.
В 1947 г., когда отношение верховных властей к Церкви несколько потеплело, в ответ на просьбу группы верующих Преображенский храм в Кимрах был возвращён им. В 1948 г. в соборе совершил службу игумен Пимен, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1973 г. храм приобрёл статус собора и стал центром Кимрского благочиния. В 2000 г. завершилась его реставрация.
К собору приписаны часовни целителя Пантелеймона (Савёловская клиническая больница), царственных новомучеников (д. Спас-Ченцы Кашинского р-на), Рождества Пресвятой Богородицы (Никольский погост, Кашинский р-н), на месте источника св. Аверкия (с. Никитское, Калязинский р-н), Никольская часовня возле Никольского храма (с. Белое, Кимрский район), Рождества Пресвятой Богородицы (на месте разрушенного храма с. Абрамово, Кимрский район).
Воздвигнуты Поклонные кресты: на месте дома священномученика протоиерея Феодора Колерова, на месте бывшего Преображенского кладбища г. Кимры, на месте бывшего Ильинского монастыря.
В Спасо-Преображенском соборе сохранилась и поновлена стенная роспись, в нём находится замечатель­ный иконостас. Святыней храма является чудотворная икона Иверской Божией Матери, переданная когда-то кимрскому Покровско­му собору из Афонского Андреевского скита. Она считается покровительницей города Кимры.
27 июля 2011 г. в честь юбилея храма в Кимрах состоялся Крестный ход, который возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.
Рассматривается вопрос о включении строительства колокольни Спасо-Преображенского собора в целевую программу «Сохранение культурного наследия Тверской области».

Как добраться

Собор находится в историческом центре города. Южнее храма – исторический центр Кимр с его архитектурными памятниками и набережная Волги.

В самом центре Кимр на крутом волжском берегу в не столь еще далеком прошлом возвышался Покровский собор. По утверждениям современников, собор был очень похож на московский Успенский собор. Это подтверждалось не только его внешним видом, но и внутренним убранством. Всякий, кто видел Покровский собор впервые, был поражен его размерами и великолепием. Его пять вызолоченных куполов в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Собор был главной достопримечательностью Кимр и гордостью кимрян. Храм, казалось, царил над окружающей его местностью. Очевидцы утверждали, что это был один из самых великолепных и грандиозных сельских храмов в России.

В 1807 г. жители Кимр пережили страшное бедствие — пожар, от которого пострадало все большое торговое село. Огонь нанес повреждение и стоявшей на берегу Волги каменной Троицкой церкви, выстроенной еще в 17 веке боярином Ф.П. Салтыковым — владельцем села Кимры. Потрескавшийся от пожара купол храма грозил обвалиться, поэтому кимряне и решили выстроить здесь другую церковь. Денежные средства для этого были собраны по подписке прихожанами, главными жертвователями на постройку храма явились Д.В. Башилов с детьми и братья Малюгины.

16 сентября 1816 г. храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Преосвященнейшего Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, был заложен, а 30 сентября 1825 г. с благословения Преосвященнейшего архиепископа Тверского и Кашинского Ионы был освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синициным при содействии местного духовенства.

Вновь построенный храм имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — Всех святых, левый — святых апостолов Петра и Павла. Во вновь сооруженной церкви был устроен 5-ярусный иконостас, выполненный в византийском стиле. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда.

Чтобы подчеркнуть особую значимость новопостроенной церкви, братья Михаил, Яков и Василий Малюгины подали вышестоящим властям прошение о переименовании ее в собор, подкрепив просьбу 20 тысячами рублей в пользу храма и его причта. Святейший Синод благосклонно отнесся к этому прошению, и 21 марта 1830 г. Покровская церковь была наименована собором. Грамота, утверждающая сей акт, за подписью Амвросия, архиепископа Тверского и Кашинского, хранилась в кимрском соборе.

В 1847 г. в соборе была закончена стенная роспись, выполненная московским художником И.С. Широким. Денежные средства на эти работы пожертвовали местные купцы В.С. Малюгин, И.Ф. Рыбкин и церковный староста И.А. Столяров.

В непосредственной близости от Покровского собора с 1829 по 1832 гг. была построена Троицкая церковь. Одновременно с ней возводится и колокольня. Главный престол храма назван во имя Святой Живоначальной Троицы, правый — Тихвинской Божией Матери, левый — в честь святителя Николая Чудотворца.

В архитектурном отношении кимрский собор был явлением почти уникальным. Его объемно-пространственная структура в равной степени принадлежала как древнерусской архитектуре, так и русскому ампиру. Мощный, почти кубический в основном объеме, храм был увенчан пятью массивными световыми барабанами с луковичными куполами. Фасады членились тосканскими пилястрами, карниз декорирован мутулами. Окна второго света помимо ампирных наличников обрамлены полуциркулярными нишами в виде закомар. Световые барабаны декорированы пилястрами и классическим фризом. Их окна венчали килевидные навершия, присущие русско-византийской модификации.

Троицкий храм был более низким, увенчан единственной световой главой. Храм как бы перекликался со своим страшим собратом в приемах соразмерности и декорирования и вместе они составляли единый архитектурный ансамбль. Незначительная по размерам трапезная связана с трехъярусной колокольней. Фасад здания членился тосканскими пилястрами. На высоте трапезной имелись портики, поддерживаемые тосканскими колоннами. Колокольня имела высоту в 30 саженей. В ярусах звона имелось 12 колоколов, главный из них весил 1000 пудов и был одним из самых крупных и тяжелых колоколов в Тверской губернии. Любопытна история его. Первый колокол кимряне приобрели в Ярославле на заводе Оловянишникова. Но когда его привезли в Кимры и подняли на колокольню, оказалось, что колокол не звонит. При отливке в уши колокола каким-то образом попал кусок угля и при пробном звоне он дал трещину. Раздосадованные кимряне к своей чести рук не опустили и решили отлить главный колокол на месте. Это довольно непростая затея увенчалась полным успехом. В 1841 г. с соборной колокольни зазвучал его могучий бас.

В 1859 г. в Кимрах разразился еще один опустошительный пожар, от которого вновь выгорело все село. От огня пострадала и колокольня, а главный ее колокол упал и разбился. Честолюбивые и предприимчивые кимряне, считавшие свое село «столицей сапожного царства» России, не могли примириться с отсутствием главного колокола. И всего через два года после пожара колокол весом в 1009 пудов занял подобающее ему место на звоннице. Привезен он был из Москвы с завода Финляндского. Этот колокол прослужил до 1930-х гг. — времени гибели собора. На колокольне имелись часы с курантами, показывавшие время на четыре стороны света.

Соборные храмы — Покровский и Троицкий — были обнесены каменной оградой с двумя часовнями и тремя воротами. Одна из часовен представляла собой малую церковь, в которой совершались молебны преимущественно в храмовые праздники. Внутри ограды бок о бок с обоими храмами располагалось небольшое кладбище. К ограде собора примыкала сторожка, а неподалёку от него находились церковно-приходская школа, открытая в 1911 г. (ныне общежитие актёров драмтеатра), церковный дом и ряд других помещений. У собора располагалась площадь, названная в его честь Соборной.

В Покровском соборе имелось немало почитаемых прихожанами икон в вызолоченных серебряных ризах, украшенных жемчугом и драгоценными камнями. В Троицком храме, имевшем великолепный шестиярусный иконостас, находились четыре иконы, подаренные царями Иваном, Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей. В ризнице хранились две хоругви, по преданию, вышитые и подаренные Троицкому храму царевной Софьей Алексеевной. Помимо икон в храмах хранилось немало других ценностей. Из восьми Евангелий самое старое, отпечатанное в 1698 г., имело большой формат и было украшено драгоценными камнями. Один из серебряных крестов был унизан 400 жемчужинами.

В 1925 г. состоялись торжества по случаю 100-летия Покровского собора. На этот юбилей в Кимры прибыл Тверской владыка Серафим. Под звон колоколов состоялись богослужения, крестный ход вокруг собора. После этого события в местной печати развернулась шумная кампания по прекращению колокольного звона, закрытию собора, по переустройству храма под культурный очаг. До наших дней сохранился документ от 15 февраля 1929 г., направленный Кимрским горсоветом в Москву в секретариат ВЦИКа с ходатайством о закрытии Преображенского и Покровского храмов. Одним из доводов в пользу закрытия храмов явилось утверждение, что храмы в архитектурном отношении не представляют собой никакой ценности.

В 1930 г. постановлением Московского областного исполкома (МОИК) было принято решение о закрытии летнего храма — Покровского собора. Другой храм, зимний — Троицкий, соединенный с колокольней, функционировал еще несколько лет. После закрытия Покровского храма с его куполов было снято золотое покрытие и он, частично обезглавленный, разоренный, простоял в таком виде несколько лет.

Весной 1936 г. сильный взрыв потряс Кимры и его окрестности. Вслед за этим началась спешная разборка храма. Несколько сот рабочих в две смены едва управились с разборкой его к осени. Тут же на его месте началась закладка фундамента клуба промкооперации. Стройка быстро продвигалась и 7 ноября 1938 г. на месте пятиглавого величественного Покровского собора был официально открыт клуб промкооперации Кимрского кожпромсоюза (ныне драмтеатр).

Стоящий рядом одноглавый Троицкий храм с колокольней всего на несколько лет пережил своего старшего собрата. 10 декабря 1936 г. проектная группа коммунального отдела горсовета приступила к составлению проекта по переоборудованию храма под музей. В то время в помещении храма хранилось зерно, действовала сушилка для лесоматериалов на время строительства клуба промкооперации. Но в 1937 г. едва начавшиеся работы почему-то были остановлены. 9 мая 1938 г. местная газета сообщила своим читателям, что президиум горсовета решил передать пустующее здание Троицкого храма и колокольни Кимрстрою для разборки на кирпич, что вскоре и было сделано. Так закончили свое существование Покровский и Троицкий соборные храмы.

По материалам издания: Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. — Кимры, 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *