Львиный мост в Санкт-Петербурге

Среди 380-ти мостов С.-Петербурга есть 3 интереснейших «звериных» сооружения переправы. Все три изначально строились и украшались одними авторами – В.Треттером и П.Соколовым. Все три были цепными, два пешеходными и один транспортным. Последний – Египетский после крушения восстанавливали другие инженеры, но скульптуры сфинксов по окончании и реставрации все же вернули на место.

Львиный и Банковские мосты строились почти одновременно. Первый украшают фигуры львов, а второй – грифоны.
Львиный мост расположен на самом большом изгибе канала Грибоедова в районе Подъяческих улиц.
Его длина 28 метров, а ширина 2,5 м. Это пешеходный подвесной цепной мост, строившийся в 1825/26гг.

Львиный мост

Известно, что в день открытия по Львиному мосту прошло около 3 тыс. горожан, привлеченных огромными 2-хметровыми фигурами львов, сидящих на четырех углах моста и держащих в пасти подвесные цепи. По задумке авторов эти львы были не простой экзотической «декорацией» строения, их мощные фигуры призваны были скрывать механизмы и крепления моста. Отливались эти «зверушки» из чугуна и состоят из двух половинок корпуса, на спинах и груди можно разглядеть соединительный шов. При всем своем монументальном виде эти «цари зверей» полые внутри, что требовалось для исполнения их функций «держателей» моста. Кроме того, видимая монументальность и грандиозность фигур нарочито противопоставлялась скульптором П.Соколовым общей легкости и изящности самой конструкции Львиного моста, украшенного небольшой ажурной, узорчатой оградой-решеткой.

Решетка и 6-тигранные фонари были сняты в 19 веке и заменены на обычную железную ограду. Прежними и львы и мост стали лишь в 1954году, когда решетка и фонари были восстановлены, львы снова были выкрашены в белый цвет и отремонтирован настил конструкции. Сейчас Львиный мост – любимое место горожан и туристов, количество романтиков, гулящих по нему сегодня намного больше первых тысяч любознательных петербуржцев.

«..крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя. ..»
Д.Бобышев.

Банковский мост

Банковый или Банковский мост того же В.Треттера и П.Соколова также расположен на канале Грибоедова рядом с Университетом экономики и финансов. Свое «денежное» название этот мост (1825/26 гг.) «унаследовал» от соседства с Ассигнационным банком. От этого соседства произошел и внешний сказочно-мифологический облик всего моста. А именно, Банковый мост украшен 4-мя фигурами грифонов – зверей с телом льва и головой и крыльями орла, что было должно символизировать единство силы и ума. В античной Греции наездником грифона был сам Аполлон, эти «звери-птицы» впрягались еще и в колесницу Немезиды – богини возмездия и даже вращали колесо судьбы. По легендам грифон – самый лучший страж, он охраняет и пути спасения, и сокровища, и тайное знание. Так что лучшего символического украшения моста, располагающегося рядом с финансовым учреждением столицы, сложно было и придумать.

Могучие фигуры высотой в 2,85 м. в день открытия собрали уже 9 тыс. горожан, которые с любопытством разглядывали чудесных «зверушек», над головами которых крепились шары-фонари, позолоченные вместе с крыльями грифонов червонным золотом. В реконструкции прошлого века позолота была сменена на сусальную, а также восстановлена утерянная ограда. Интересно, что когда дошло дело до реставрации самих «стражей» (2008) в их также полых фигурах был найден клад, монеты, которые оставляли туристы и горожане и записки с разными просьбами. Как ни странно, но волшебство мифологического создания грифона сказывалось и на наших современников, считавших этих «зверо-птиц» символом удачи и везения.

«Грифоны Банковского моста
У полукружия стены
Встают виденьем Ариосто
И видят сумрачные сны» — писал В.Рождественский.

Египетский мост

Третьим «звериным» мостом северной столицы является Египетский мост (1825/26гг), он раскинулся через Фонтанку и украшен и вовсе восточными чудовищами – сфинксами. Только на сей раз 4 фигуры этих «зверушек» «не работают», т.е. ничего не держат и не скрывают, а просто встречают вас при входе на мост — они развернуты от реки. Появление этих необычных в российской культуре «животных» — своеобразная дань тогдашней моде на повальное увлечение в конце 19 века мистикой древнего Египта. Тем более, что сами сфинксы здесь мало похожи на своих чудищ-прародителей – суровых каменных изваяний.

Египетский мост украшают мягкие, изящные «дамские» фигуры, их отстраненная красота более схожа с подражанием, нежели с «классическим» воплощением образа. Египетский мост того времени включал в себя монументальные ворота с колоннами и карнизом. С карниза свисали фонари, а колонны делили пролет моста на проезжую часть и пешеходные тротуары. Ворота были украшены узором в виде диковинных знаков и животных, которые должны были имитировать египетские иероглифы.

Однако история Египетского моста знает драматический эпизод обрушения, случившегося в 1905году во время проезда по нему эскадрона военных. Что именно было причиной обрушения до конца неизвестно, говорят и об ошибках в конструкции, и о качестве материала, но существует версия, что классический пример команды солдатам идти «не в ногу» при прохождении моста вошел в физику именно после этого случая. При крушении Египетского моста жертв среди людей не было, но многие были травмированы, а вот 4 лошади погибли. Этот эпизод на полвека вычеркнул Египетский мост из списка строений-переправ С.-Петербурга. Только в советское время в 1956 году его восстановили, но уже в совсем другой конструкции и конфигурации. От прежнего сохранились лишь эти самые чудища сфинксы.

Печальна и судьба главного автора всех этих «звериных» мостов Вильгельма фон Треттера. Лишь 16 лет проработал он в России, спроектировав 8 крупных мостов и несколько мелких, после конфликта на службе был вынужден уйти в отставку и оставить нашу страну в 1830 году.

Считающийся по праву одним из красивейших мостов города, Львиный перекинут через канал Грибоедова в районе трех Подъяческих улиц.

Этот однопролетный висячий мост, держащийся на цепях, которые, в свою очередь, тянутся из пастей устрашающего вида львов, был построен в 1823-1826 годах.

Именно благодаря львам он и получил свое «звериное» название.

Изначально ему присвоили более длинное название «Мост о четырех львах», потом его упростили до «Мост четырех львов», а нынешнее название закрепилось за ним гораздо позднее.

Если посмотреть на карту Петербурга, то кажется, что Львиный мост находится очень далеко и неудобен для пешеходной экскурсии. Но это иллюзия.

От Исаакиевской площади всего 800 метров, а от Сенной можно дойти еще быстрее. Тем более, что всё вокруг представляет отдельный интерес, прогулка не будет обременительной (и даже наоборот – может затянуться).

Но в конце путешественник будет вознагражден неповторимой красотой этого маленького пешеходного мостика.

Кстати, запечатлеть себя на фоне львов довольно трудно: на левом берегу канала Грибоедова почти всегда стоит очередь из фототуристов. Особенно проблемно, когда останавливаются автобусы с иностранными туристами. Они никуда не торопятся, и могут просидеть на львах хоть целый день, пока гид не загонит их обратно в автобус.

Мост украшает незамысловатая, на первый взгляд, литая решетка.

В 19 веке было принято устанавливать вычурные, богато украшенные русалками, копьями и трезубцами, ограждения. А Львиный получил простую решетку в виде цепочки ромбов, соединенных между собой небольшими цветочными розетками, покрытыми бронзой.

Неожиданно этот незатейливый узор привлек внимание архитекторов и был повторен в решетке Иоанновского моста.

Львиный мостик многократно перестраивали и реставрировали.

В результате одной из таких реставраций, внешний вид сильно пострадал. Изящные литые решетки были заменены грубоватыми кованными, а еще, после проведенного ремонта, на свое прежнее место не вернулись фонари, красиво его освещавшие.

Каменные львы выкрасили серой краской, в результате чего в сумерках они просто исчезали из виду.

После войны в Петербурге началось восстановление памятников архитектуры и в 1954 году Львиному мосту был возвращен его прежний изящный облик.

На место вернулись и литая решетка и фонари, а львы перестали «исчезать» по вечерам, так как их заново выкрасили в белый цвет. Вместе с тем деревянные детали металлическими.

Еще одну реставрация прошла перед празднованием 300-летия города. Была поставлена задача — придать, максимально приближенный к историческому, облик.

Уверяют, что восстановили все до самых мелких деталей, казавшихся незначительными. Но, кто проверит…

Длина мостика составляет всего 28 метров, а ширина – 2,5. Но с него открывается такой великолепный вид на набережные канала Грибоедова, что он стал настоящим местом паломничества туристов.

Среди жителей города он считается одним из самых романтичных мест в городе, а львы стали очередным символом Санкт-Петербурга.

В романтическом Санкт-Петербурге не только большинство зданий относится к архитектурным шедеврам, имеющим свою историю и овеянным загадочными легендами. В этом городе даже мосты и те – неповторимые творения зодчих. А тем более, если мост этот содержит в своем оформлении символ могущества и военной доблести, идеального стража – льва.

Наш «герой» – Львиный мост – заслуживает одновременно несколько категорий эпитетов. Благодаря архитектурной идее он – самый видный на канале Грибоедова (ранее – Екатерининском канале). Он – один из красивейших подвесных цепных сооружений в Северной столице. Львиный – первый среди «звериных» мостов.

Мосту этому изначально повезло: мало того, что, по задумке зодчего, его украшают благородные и отважные гривастые красавцы, так он еще и установлен в таком месте канала, откуда открывается дивной красоты вид. Длина чудо-моста – 27, 8 м, а ширина – 2, 4 м.

Кому, как не царю зверей, надежно охранять переправу: четыре чугунные фигуры, удобно усевшиеся по углам моста, намертво удерживают цепи в своих пастях.

А цепи-то в пастях львов, оказывается, не только для красоты…

Без малого 200 лет эти грациозные «кошки» занимают свои позиции: проект сооружения утвердили ранней весной 1825 года, а уже к середине лета вовсю развернулось строительство. В авторы моста позвали инженеров Василия Христиановича и Вильгельма фон Треттера. На заводе Берда изготовили металлические детали, а чугунных зверей отлили на Александровском казенном чугунолитейном заводе по моделям Петра Соколова. Затем львов празднично «принарядили» – окрасили их под мрамор.

Отлитые львы – полые внутри – состоят из двух корпусных половинок, а на их мощных спинах и груди можно рассмотреть «косметический» шов.

Львиный мост – однопролетный, висячий, его облицованные гранитом опоры, расположены на уровне с набережной. Ранее, вначале XIX столетия, основной рабочий материал инженеров – чугун – стал «выходить из доверия» мастеров. Он был прочен, но недостаточно выдерживал растяжение. В связи с этим специалисты инженерного дела стали отдавать предпочтение хорошо проявившему себя и в сжатии, и в растяжении железу: они подвешивали пролеты мостов на железных цепях, затем перебрасывали через опоры и закрепляли. Поэтому функция самих звериных скульптур – не только придавать сооружению эстетичный вид и навевать романтическое настроение гуляющим парочкам. Все намного важнее и серьезнее: двухметровые львы скрывают сложнейшие конструкции, удерживающие пролет моста и людей на нем. При всей монументальности сооружения довольно легко со стороны воспринималась кружевная узорчатая ограда, рисунок которой также принадлежал Треттеру. Такой себе простенький, скромный узор: вытянутые ромбы с небольшими цветочными розетками в углах.

Торжественное открытие моста датируется 1 июля 1826 года. Пройтись «Мостом о четырех львах» в этот день пожелали около 3 тысяч жителей города.

Срочно верните львам их беломраморный цвет!

Почти через полвека чугунную ограду моста решили заменить кованой железной, которая по рисунку была довольно непривлекательной. Вдобавок праздничное «настроение» львов сменили на унылый темный окрас. Прежних белых львов теперь не стало видно в темноте. Немногим позднее сняли и фонарные столбы. Увы, эта одна из последних реставраций заметно ухудшила внешний вид нашего героя.

Таким Львиный мост простоял вплоть до 1951 года, когда было решено провести ремонт по проекту инженера Яновского. Тогда деревянные основы настила заменили стальными балками. А через 3 года, по проекту архитектора Александра Ротача, провели реставрационные работы: все утраченные элементы декора – торшеры с фонарями, ограждения, «родную» окраску – воссоздали снова.

Незадолго до 300-го юбилея Санкт-Петербурга Львиный мост вновь пережил серьезную реставрацию: ему постарались полностью вернуть первоначальный исторический вид, воспроизведя даже самые мелкие детали.

Капитальный ремонт Львиного моста припал на 2000 год. Тогда специалисты поменяли пролетное строение, укрепили опоры, украсили сооружение художественной подсветкой. Наконец-то и львы дождались праздника на своем мосту: они снова были окрашены под родной мрамор! Повторное торжественное открытие моста состоялось 25 декабря.

Как питерских львов «клонировали» в Берлине

«Мост о четырех львах» пришелся по душе не только петербуржцам: в 1838 году фирма Borsig в берлинском Тиргартене возвела уменьшенную копию моста по проекту немецкого архитектора Людвига Гессе. Если подобные подвесные мосты уже давно не были диковинкой в Санкт-Петербурге, то в Берлине мост, можно сказать, произвел фурор. Время и люди оставили берлинских львов в первоначальном виде: перила, пролетное строение и сегодня деревянные.

Львиный мост по праву считается одним из самых известных петербургских мостов. Подвесной пешеходный мост, украшенный скульптурами львов, привлекает внимание многочисленных туристов.

Мост был построен в русле канала Грибоедова в районе Подъяческих улиц. Проект моста был разработан выдающимися инженерами В.Треттером и В.Христиановичем, принимавшими участие и в создании другого известного пешеходного мостика – Банковского. Над скульптурным оформлением трудился П.П.Соколов, изваявший ранее грифонов для Банковского моста. Все это неразрывно связывает две переправы через канал Грибоедова.

Внутри скульптур львов находятся опорные механизмы, удерживающие цепи, на которых и покоится подвесной мост. В.Треттер разработал оригинальный узор чугунной ограды моста, использованный впоследствии и в оформлении Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Несмотря на техническую сложность проекта, мост был построен в сжатые сроки. Торжественное открытие состоялось в июле 1826 года. Горожане стали называть переправу «Мостом о четырех львах», лишь позднее за мостом закрепилось его нынешнее имя. Ширина моста – 2, 5 метра, а его длина превышает 27 метров

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского Тиргартена. Мост «Лёвенбрюкке» (нем. Loewenbruecke Hesse) стал первым берлинским подвесным мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

Если стоя между львами дотянуться до них кончиками пальцев, то желание сбудется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *